Авторские программы

Ридигер Ольга Николаевна

Автрские программы по непрерывному курсу "Экология экскурсионная" для школьников с 1 по 8 класс разработаны мною и моими коллегами. Их можно использовать как для факультативных курсов, так и для дополнительного образования. Кроме того, они могут быть использованы для внеклассной работы с детьми и  родителями для организации школьно- семейных экскурсий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа факультатива "Экология экскурсионная" для 1–2-х общеобразовательных классов

Ридигер Ольга Николаевна, заместитель директора
Колобова Надежда Михайловна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу:Преподавание в начальной школе 

Пояснительная записка

Программа “Экология экскурсионная”направлена на расширение кругозора учащихся начальной школы, их оздоровление, формирование экологической культуры и проектного-исследовательских способностей учащихся.

Никакие технические и информационные технологии обучения не заменят личного организованного целенаправленного контакта с природными объектами, который возможен только на экскурсии под руководством знающего учителя. У каждой школы есть такие возможности, поэтому необходимо выводить детей в ближайший сквер,парк, лес. В наше школе эта деятельность проводится уже более 5 лет.

Во время экологических экскурсий ученики познают основы экологической культуры на предметно-чувственном уровне, осмысливают окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями. У них возникают эстетические переживания. Во время экскурсий дети приобретают опыт добротворчества, сотрудничества со взрослыми в практической проектной экологической деятельности.

Курс построен на основе экосистемного подхода.Темы экскурсионных занятий и маршруты определяются экосистемами: дубравы, хвойного леса, водоема. Программа состоит из пяти основных тем. Каждое занятие носит элементы творчества и предполагает самостоятельную деятельность школьников.

Тема 1. Здравствуй, лес! (11 ч)

Бесценность городских лесов. Как вести себя в гостях у леса. День рожденья Леса. Школьная тропа здоровья. Бывают ли вредные животные и растения.Птицы леса. Народные приметы.

Практическое занятие № 1 “Осенние листочки”.

Практическое занятие № 2 “Заготовим корм для птиц”.

Практическое занятие № 3 “Кормушки для птиц”.

Цели

:

учить бережному отношению ко всему, что живет и растет в лесу;

учить беречь прекрасные творения природы;

учить распознавать природные объекты, различать листья наиболее распространенных деревьев;

учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;

показать, что природе прекрасна во все времена года;

формировать причинно-следственные связи;

сформировать знания о роли организмов, объяснить, что не бывает ни вредных ни полезных организмов, а каждый выполняет свою роль, поддерживая природное равновесие;

развивать память, наблюдательность;

развитие экологической культуры поведения в лесу;

воспитывать уважение к мудрости народа.

Тема 2. Дубрава (6 часов)

Дубы – великаны. Этажи леса. Грибы – особые обитатели леса. Птицы дубравы. Муравьи и муравейник. Почему лягушки не мешают кукушкам.

Цели

:

учить доброжелательному отношению к другим живым существам;

развивать память наблюдательность;

сформировать представление о простейших цепях питания;

формировать причинно-следственные связи;

пробудить желание сажать и растить деревья;

воспитание чувства сострадания.

Тема 3. Хвойный лес (5 часов)

Густой дремучий темный лес. Птицы и звери темнохвойного леса . Елкины слезы. Пожар в лесу.Костры и тропинки – лесные болячки.

Цели

:

учить ответственному и бережному отношению к лесным богатствам;

научить правилам поведения в случае пожара;

приучать ответственному отношению к нужному делу – изготовлению кормушек и подкормке птиц;

воспитание жертвенности и любви ко всему живому;

воспитание эстетических чувств на основе увиденного.

Тема 4. Водоемы (6 часов)

Правила поведения на водоеме. Зимние заботы рыбаков. Зачем беречь болота. Кто живет и что растет в пруду. Леса и реки.

Цели

:

научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять;

научить правилам поведения на воде;

расширить представление о воде, ее роли и значении для всего живого на земле;

развить представление о разнообразии обитающих на поверхностях воды;

формировать причинно-следственные связи;

экологическое воспитание через понимания и правильное суждение о бедах природы.

Тема 5. Проблемы природного дома (6часов)

Экскурсия в Дарвиновский музей. Береги первоцветы – земли украшенье. Научись любоваться растущим цветком. Что значит любить природу. Зеленая аптека. Проблемы природного дома.

Цели:

учить понимать происходящие в природе процессы;

развивать представление о лекарственных растениях, их применением и правилами сбора;

сформировать убеждение, что красота и творение природы бесценны, их необходимо бережно охранять;

воспитание нового поколения, которое хорошо понимает экологические проблемы, активно участвует в пропаганде идей бережного отношения к природным ресурсам среди сверстников.

Литература

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.

Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу.- Рязань. книжное издательство “Горизонт”, 1983 г.

Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.

Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.

Вестник экологического образования в России. № 2, 1996.

Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.

Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.

Измайлова О.С. Внеклассная работа по экологии. Экологический театр “Волшебный театр“. "Этот пестрый, волшебный загадочный мир” Сайт “Первое сентября”.

Карпенкин Б.М. “Народный календарь Подмосковья“ М. УЦ Перспектива, 1999. 104 с.

Культура и экология. М., 1996.

Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: Пособие для воспитателей дошкольных дошкольных учреждений и учителей нач. шк. / Мн.: ООО”Асар, 2004. 512 с.: ил.

Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. М. Перспектива. 2007.

Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.

Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л., Экология: учебник для 5–6 классов. М.:Устойчивый мир, 1999 г.

Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. М.2002.

Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.

Ридигер О.Н. “Проблемы школьного экологического образования”, статья в приложении “Биология” № 27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома “Первое сентября”.

Ридигер О.Н. “Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе”, “Актуальные проблемы экологии и природопользования” (выпуск 3, часть 2). Сб. науч. трудов. М.: Изд. РУДН, 2003. 478 с.: ил.

Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. М.: ООО “Аст-ПРЕСС ШКОЛА”. 2005 г.

Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161). Сборник Департамента образования г. Москвы “Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр “Школьная книга” 2006. С.69.

Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете “Биология” (Приложение к “Первое сентября”), № 24, декабрь, 2006 г.

Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. “ Лесопатологическое исследование сквера около управы района “Южное Бутово” “Актуальные проблемы экологии и природопользования” (выпуск 3, часть 2). Сб. науч. трудов. М.: Изд- РУДН, 2003. 478 с.: ил.

Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. “Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова”. Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. М.: Изд-во РУДН, 2004. 296 с.: ил.

Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. “Почва и методы ее биологической диагностики”. Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. М.: Изд-во РУДН, 2004. 296 с.: ил.

Самкова В.А., Шурхал Л.И., Экология. Природа. Человек. Культура: учебное пособие для 6 классов. М.:Издат. Дом “Новый учебник”, 2004.

Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.

Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.

Скегина Н.Г. и др. “Экология для тебя.I часть”. Учебное пособие пособие для учащихся младшего и среднего старшего возраста – М., 2006.

Скегина Н.Г. и др. “Экология для тебя.II часть”. Методическое пособие для учителя. М., 2006.

Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.

Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.

Экология большого города. Альманах. М.: “Прима-Пресс”, 1997.

Тематическое планирование

Тема 1. Здравствуй, лес! (11 ч)

Бесценность городских лесов.

Как вести себя в гостях у леса.

День рожденья Леса.

Школьная тропа здоровья.

Бывают ли вредные животные.

Бывают ли вредные животные растения.

Птицы леса.

Народные приметы.

Практическое занятие № 1 “Осенние листочки”.

Практическое занятие № 2 “ Заготовим корм для птиц”

Практическое занятие № 3 “ Кормушки для птиц”

Тема 2. Дубрава (6 часов)

Дубы – великаны.

Этажи леса.

Грибы – особые обитатели леса.

Птицы дубравы.

Муравьи и муравейник.

Почему лягушки не мешают кукушкам.

Тема 3. Хвойный лес (5 часов)

Густой дремучий темный лес.

Птицы и звери темнохвойного лес.

Елкины слезы.

Пожар в лесу.

Костры и тропинки – лесные болячки.

Тема 4. Водоемы (6 часов)

Правила поведения на водоеме.

Весна на водоемах.

Зачем беречь болота.

Кто живет и что растет в пруду.

Леса и реки.

Тема 5. Проблемы природного дома (6 часов)

Экскурсия в Дарвиновский музей.

Береги первоцветы – весенние украшенья Земли.

Научись любоваться растущим цветком.

Что значит любить природу.

Зеленая аптека.

Проблемы природного дома.



Предварительный просмотр:

Программа факультатива "Экология экскурсионная" для 3–4-х общеобразовательных классов

Ридигер Ольга Николаевна, заместитель директора
Синицына Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу:Преподавание в начальной школе 

Пояснительная записка.

Сделать процесс познания природы реальным, развивающим, непрерывным возможно лишь через включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием разнообразных методов: наблюдения, эксперимента, проектно-исследовательских, творческих и др.

Наиболее ценным является взаимодействие ребенка с социоприродной средой, т.к. он приобретает личный экологический опыт, который в будущем влияет на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической культуры в целом.

Программа курса построена в соответствии с экологическим календарем международных праздников – Днем ЛЕСА, Днем Земли, Днем Биоразнообразия и др., которые задают экологический ритм жизнедеятельности учащихся.

Она состоит из пяти основных тем, которые соответствуют учебным темам в курсе «Окружающий мир» для 3 и 4 класса, то есть эта программа интегрирована с учебным предметами: литературным чтением, математикой, художественным трудом, ИЗО и «Окружающим миром». Во время экскурсий у учащиеся происходит актуализация знаний, полученных во время основных учебных занятий.

Основные темы:

Тропа здоровья.

Сделай доброе дело.

Царства живой природы.

Взаимосвязи в природе.

Учимся мудрости у природы.

Курс «Экология экскурсионная» организуется во второй половине дня или в субботние дни – дни развивающих занятий, в зависимости от погодных условий. Курс насыщен практическими заданиями и заданиями творческого и развивающего характера. В курсе используются различные приемы и методы, но предпочтение отдается деятельности учащихся с учетом их возрастных способностей – проектно-исследовательским методам.

Курс направлен на укрепление здоровья и служит практическим дополнением к Класс-проекту «Неболейка».

Программа

Тема 1. Тропа здоровья (8 часов)

Здравствуй, лес наш добрый друг! Правила поведения в природе. Не причини природе зла. Бездомные животные. Что дает природа человеку. Зеленая аптека. Ярусы леса. Правила поведения около водоема.

Цели и задачи :

сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

раскрыть значение леса для людей;

развивать бережное отношение ко всему, что окружает человека;

формировать у детей ответственное отношение к природе;

познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу;

воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.

развивать змоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком;

систематизировать знания учащихся об образе жизни бездомных животных;

развить чувство сострадания к бездомным животным;

формировать представление детей о том, что природа это источник красоты, доброты, источник укрепления здоровья ;

учить пользоваться природными дарами для поправки своего здоровья и здоровья своих близких.

познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами.

формировать представление учащихся о водоёмах, ознакомить со значением различных водоёмов и их охраной;

развитие знаний о растительном и животном мире пресных водоёмом, о роли человека в охране вод;

расширение социоприродной среды жизни учащихся;

формирование личного экологического опыта.

Тема 2. Сделай доброе дело (5 часов)

Посади дерево. Кормушки для птиц. Чистый городской лес. Костры и тропинки. Чтобы почва была плодородной.

Цели и задачи:

учить правильно высаживать деревья ;

формировать бережное отношение к посаженому дереву;

формировать бережное отношение к природе;

ознакомить учащихся с последствиями воздействий человека на природу;

учить правильному уничтожению кострищ;

познакомить с различными видами почв и их составом.

Тема 3. Царства живой природы (8 часов)

Царства живой природы. Растения наших лесов. Зимний дуб. Дуб и его дети. Животные нашего леса. Подготовка ко Дню птиц. Грибы – особые обитатели леса. Экскурсия в Дарвиновский музей.

Цели и задачи:

развить учащихся знания о царствах живой природы;

формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает;

закрепить понятие "съедобные" и "несъедобные" грибы;

обобщить знания учащихся о растениях, о лесе, как о многоэтажном доме;

обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных, человека;

учить бережному отношению к растениям;

развитие представлений детей об особенностях дуба и жизни животных, связанных с этим деревом;

познакомить учащихся с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой питания в дубовом лесу;

развитие наблюдательности;

систематизировать знания о животных леса, об их образе жизни;

развитие знаний детей о лесных птицах, о голосах лесных птиц, об особенностях их поведения;

расширение культурного образовательного пространства;

укрепление нравственно-экологической позиции учащихся;

Тема 4. Взаимосвязи в природе (8 часов)

Болота – реки зарожденье. День водно-болотных угодий. Как влияет температура в городе на растения? Как зимуют травы? Как и где зимуют беспозвоночные животные. Пищевые цепи. Опасный борщевик.

Правила природного дома. День Земли. Наш любимый школьный двор. Цели :

развивать познавательный интерес учащихся;

расширить знания о животных и растениях болот;

развить представления о зимовке беспозвоночных животных;

развить знания о пищевых цепях;

формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья;

воспитания трудолюбия и ответственности при выполнении проектно-исследовательских работ;

познакомить с различными видами термометра, научить измерять и записывать температуру в разных средах жизни.

Тема 5. Учимся мудрости у природы (5 часов)

Народные приметы. На лугу весной. Растения – не только Земли украшения.

Обитатели леса – дружная семья. Всемирный День БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ.

Цели и задачи:

обогатить знания детей о народных приметах;

развить представления учащихся о растительном и животном мире луга, об особенностях жизни его обитателей;

сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе;

расширить представления о разнообразии живых организмов луга, о роли человека;

развивать познавательный интерес учащихся;

развитие навыков работы с гербариями;

воспитывать интерес к изучению растений;

воспитывать бережно отношения к природе;

систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни;

воспитание бережного и сострадательного отношения к живым организмам.

Литература.

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.

Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу.- Рязань. книжное издательство «Горизонт», 1983 г.Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.

Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.

Вестник экологического образования в России. №2, 1996.

Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.

Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.

Карпенкин Б.М. «Народный календарь Подмосковья. «-М. УЦ Перспектива, 1999. –104 с.

Культура и экология. М., 1996.

Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. -М. Перспектива. 2007.

Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.

Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л., Экология: учебник для 5-6 классов.- М.:Устойчивый мир, 1999 г..

Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. –М.2002.

Райков Б.Е., Римский- г..Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.

Ридигер О. Н. «Проблемы школьного экологического образования», статья в приложении «Биология» №27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома «Первое сентября»

Ридигер О.Н. «Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе», «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.

Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. – М.: ООО «Аст-ПРЕСС ШКОЛА» 2005.

Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161) . Сборник Департамента образования г. Москвы «Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр «Школьная книга» 2006. С.69

Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете «Биология» (Приложение к «Первое сентября»), № 24, декабрь, 2006 г., с.

Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. « Лесопатологическое исследование сквера около управы района «Южное Бутово» «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.

Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. «Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.

Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. «Почва и методы ее биологической диагностики». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.

Самкова В.А., Шурхал Л.И., Экология. Природа. Человек. Культура: учебное пособие для 6 классов.-М.:Издат. Дом «Новый учебник», 2004.

Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.

Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.

Скегина Н.Г. и др. « Экология для тебя.I часть.» Учебное пособие пособие для учащихся младшего и среднего старшего возраста – М., 2006.

Скегина Н.Г. и др. « Экология для тебя.II часть.» Методическое пособие для учителя – М., 2006

Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.

Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.

Экология большого города. Альманах.-М.: «Прима-Пресс» , 1997.

Тематическое планирование

Тема 1. Тропа здоровья. ( 8 часов)

Здравствуй, лес наш добрый друг!

Правила поведения в природе.

Не причини природе зла. День работников леса.

Бездомные животные.

Что дает природа человеку. Всемирный день защиты животных.

Зеленая аптека.

Ярусы леса.

Правила поведения около водоема.

Тема 2. Сделай доброе дело! (5 часов)

Практическое занятие «Посади дерево».

Практическое занятие «Посади дерево».

Практическое занятие «Чистый городской лес»

Практическое занятие «Костры и тропинки»

Практическое занятие «Чтобы почва была плодородной».

Тема 3. Царства живой природы (8 часов)

Царства живой природы.

Грибы – особые обитатели леса.

Растения наших лесов.

Зимний дуб.

Практическое занятие « Дуб и его дети».

Животные нашего леса. Поможем птицам.

-21. Экскурсия в Дарвиновский музей.

Тема 4. Взаимосвязи в природе.(8 часов)

Болота – реки зарожденье. День водно-болотных угодий.

Как зимуют травы?

Как и где зимуют беспозвоночные животные. День Воды.

Пищевые цепи.

Опасный борщевик. День Здоровья.

Правила природного дома.

Наш любимый школьный двор. День Земли.

Как влияет температура в городе на растения?

Тема 5. Учимся мудрости у природы. (5 часов)

Народные приметы.

Все связано со всем. На лугу весной.

Растения – не только Земли украшения.

Обитатели леса – дружная семья.

Всемирный День БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ.



Предварительный просмотр:

Программа факультатива "Экология экскурсионная" для 7–8-х общеобразовательных классов

Ридигер Ольга Николаевна, заместитель директора

Статья отнесена к разделу:Преподавание экологии 

Пояснительная записка.

Факультативный курс «Экология экскурсионная» биоадекватен и культуросообразен, направлен на реализацию образовательных потребностей ученического проектирования.

Городские дети оторваны от естественной природной среды и, к сожалению, недостаточно приобщены к музейной культуре. В черте города существует много зеленых зон, природоохранных территорий, где можно организовать или использовать уже организованные и разработанные экскурсионные маршруты. В Москве работают музеи биолого-экологической направленности, готовые проводить интересные эколого-биологические экскурсии, но отношение к музеям у учителей, школьников и их родителей не всегда соответствует культурным нормам столицы. Известно, изучая родной город, ребенок растет нравственно, развивается гармонично.

Экологические экскурсии органично вписываются в программу ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

Автор программы удачно совмещает музейную педагогику и экскурсии в природные сообщества пришкольного участка, близлежащего леса «Дубки», Битцевского лесопарка, Национального Парка «Лосиный остров», ботанический сад ВИЛАР.

Лес «Дубки» расположен недалеко от школы. В течение 8 лет автор программы и сотрудники школы проводят экскурсии для школьников и студентов по различным маршрутам и темам. Экскурсии разработаны по трем основным маршрутам для различных возрастных групп.

Курс «Экология экскурсионная» для учащихся 7-8 класса проводится, в основном, на природе: в ближайшем лесу «Дубки», а также в оранжерее и ботаническом саду ВИЛАР, в музеях: Дарвиновском, биологическом им. К.А. Тимирязева, леса, зоологическом музее МГУ, воды.

Программа соответствует образовательному стандарту по предметам «экология» и «биология». Курс обеспечивает знаниевый компонент ученического проектирования.

Цель курса: развитие у учащихся интереса к изучению экологии, биологии, формирование системы истинных ценностных ориентиров, развитие естественнонаучного мировоззрения, укрепление здоровья, духовно-нравственное воспитание, охрана природы, формирование экологической культуры москвичей и проектного мышления.

Каждая экскурсия включает в себя практическую часть. В процессе проведения факультативных занятий используются проектно-исследовательские методы и технологии. Основной подход – деятельность и творчество.

Ожидаемый результат: включение учащихся в социо-культурное пространство города, расширение мировоззрения учащихся, поднятие их познавательного интереса и успешность в изучении предметов естественного цикла.

При организации экскурсии в музей, например, экскурсия в Дарвиновский музей по теме: «Экология Москвы и Московской области”, учителю необходимо заблаговременно согласовывать материал с экскурсоводами, акцентировать их внимание на возрастных особенностях учащихся.

Экскурсионная программа ежегодно дополняется и творчески перерабатывается. Она является основой для организации деятельности в этом полезном для учащихся направлении.

Содержание программы (34 часа)

Тема 1. Лес – источник знаний, здоровья и мудрости. (4 часа)

Роль лесов в жизни планеты. Природные сообщества леса «Дубки». Жизнь животных в лесу. Особенности отдельных видов. Экология и краеведение.

Осенние явления в жизни животных. Начало осени.

Фенологические наблюдения. Акция «Дерево – мой друг».

Многообразие царства животных. Приспособленность животных к совместному существованию.

Золотая осень. Народный календарь. Праздник желтого листа. Пословицы и поговорки на тему «Лес и его обитатели»

Цель и задачи:

формирование культуры здоровья;

развитие представлений о роли леса в жизни планеты;

развитие основных краеведческих представлений и понятий;

расширение представлений о видах животных и растений;

развитие личностного участия в жизни леса;

формирование ответственного отношения к природным объектам;

развитие интереса к изучению экологии и биологии;

формирование культуры проектной деятельности;

воспитание эстетических чувств, восторженного отношения к природным объектам.

Тема 2. Жизнь лесных природных сообществ. (10 ч)

Среды жизни. Экскурсия на пришкольный участок. Лесная зона пришкольного участка.

Экскурсия в Битцевский лесопарк.

Глубокая осень. Проект «Спасите лес».

Редкие и исчезающие животные в лесу. Красная книга Москвы. Краснокнижные растения и животные.

Предзимье. Охрана леса. Правила поведения в лесу. Эколого-информационный проект, совместно с Пресс-центром школы.

Животный мир леса «Дубки». Следы зверей и птиц. Зимняя подкормка птиц. Особенности видов птиц. Птичьи кафе и столовые.

Наши соседи по планете – обитатели леса «Дубки». Красота леса. Зимние зарисовки, фотосъемка. Подготовка к конкурсу творческих работ в рамках фестиваля «Родная земля». Подготовка материала к проекту «Виртуальная экскурсия по рекам Битца и Гвоздянка»

Экосистема леса. Взаимосвязи обитателей леса. Незримые нити.

Рекреационная нагрузка на лес «Дубки». Изучение рекреационной нагрузки. Составление карты – схемы леса . Тропиночная сеть. Зоны экологических безобразий в лесу. Экологическая акция.

Проблемы обитателей леса и первая помощь животным и растениям леса.

Цель и задачи:

развитие представлений о средах жизни;

расширение представлений об ООПТ и охраняемых видах;

совершенствование навыков экологического поведения в природе;

упражнение в добротворческом отношении к лесу и его обитателям;

развитие творческих способностей и умений в процессе фотосъемки и рисования;

развитие понятия «рекреационная нагрузка» и умений ее определять;

развитие способностей и навыков мониторинговых исследований;

формирование деятельного отношения к экологическим проблемам;

развитие ИКТ- компетентностей;

развитие умений составлений карты-схемы;

Тема 3. Тайны экологии. Неизвестное об известном.(16 ч.)

Экскурсия в зоологический музей по теме « Экология Простейших, Кишечнополостных, Червей» (4 часа)

Экскурсия в Дарвиновский музей «Экология Москвы и Московской области»

Экскурсия в живой уголок Воскресной школы при Храме Новомученников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне «Рыбы Подмосковья»

Путешествие с комнатными растениями.

Экскурсия в ботанический сад ВИЛАР. Викторина «Заморские гости».

Игра «Знакомые незнакомцы».

Экскурсия в музей леса.

Цель и задачи:

развитие интереса к изучению экологии и биологии;

духовно-нравственное воспитание;

расширение образовательного социокультурного экологического пространства и включение в него учащихся ;

закрепление и развитие знаний и представлений об экологических особенностях представителей типов Простейшие, Кишечнополостные и Черви;

расширение знаний о рыбах Подмосковья;

формирование и расширение представления об экологии Москвы и Московской области ;

развитие представлений об экологических особенностях комнатных растений;

воспитание бережного отношения к лесным ресурсам;

патриотическое воспитание в процессе изучения истории и видового разнообразия ботанического сада ВИЛАР

Тема 4. Мы изучаем лес. (4 ч)

Почва. Исследование почвенного профиля. Почвенные организмы. Анализ насыщенности почвы микроорганизмами. Определение механического состава почвы. Изменение механических свойств почвы под влиянием деятельности человека. Дождевые черви и красные калифорнийские черви.

Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений. Санитарная и оздоравливающая роль леса. Фитонциды.

Грибы. Опасны ли съедобные грибы из леса «Дубки». Оценка благополучия района. Народный календарь. Приметы весны. Голоса птиц. Весна идет – весне дорогу.

Цели и задачи:

развитие естественнонаучного мировоззрения;

расширение представлений о средах жизни;

развитие исследовательских умений и навыков в процессе изучения почвенного профиля;

расширение представлений о почвенных обитателях;

развитие понятий по теме «Грибы»;

расширение представлений об экологической оценке микрорайона;

развитие знаний о приметах погоды весной;

развитие слуховой памяти;

развитие умений пользоваться определителями;

развитие умения работать в парах, команде и индивидуально;

развитие культуры здоровья.

Литература.

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.

Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.

Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.

Вестник АСЭКО. №2, 1999.

Вестник АСЭКО. №3, 1995.

Вестник экологического образования в России. №2, 1996.

Воронков М.А. Экология. М., 1999.

Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.

Захаров В.П., Григорьев А.Ю. Как посадить свою дубраву. Методическое руководство.

Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.

Карпенкин Б.М. «Народный календарь Подмосковья.-М. УЦ Перспектива, 1999. –104 с.

Кузнецов М.А. и др. Школьный практикум по экологии. М., 1994.

Культура и экология. М., 1996.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М., 1994.

Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня.// Экология и жизнь. № 1, 1996.

Небел Б. Наука об окружающей среде. М., 1993.

Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. -М. Перспектива. 2007.

Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.

ООПТ Северной Евразии. Развитие через участие. М., 2000.

Пасечник В.В. Практикум по экологии, 9 кл.. М., 1998.

Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. –М.2002

Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.

Ридигер О. Н. «Проблемы школьного экологического образования», статья в приложении «Биология» №27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома «Первое сентября»

Ридигер О.Н. «Биология. Экология. 11 выпускной класс: Учебное пособие». – М.: АСТ –ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 256 с. – ( Экзамен на «5»)

Ридигер О.Н. «Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе», «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.

Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. – М.: ООО «Аст-ПРЕСС ШКОЛА» 2005 г.

Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161) . Сборник Департамента образования г. Москвы «Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр «Школьная книга» 2006. С.69

Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете «Биология» (Приложение к «Первое сентября»), № 24, декабрь, 2006 г., с.

Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. « Лесопатологическое исследование сквера около управы района «Южное Бутово» «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.

Ридигер О.Н., Земцов А., Харламов И. Мониторинг состояния водоемов Южного Бутова. Актуальные проблемы экологии природопользования. Вып. 8. Ч.3.: Сборник научных трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 233 с.

Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. «Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.

Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. «Почва и методы ее биологической диагностики». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.

Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.

Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.

Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М., 1988.

Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.

Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.

Экологический вестник Москвы. №№ 1-3, 1997.

Экология большого города. Альманах.-М.: «Прима-Пресс» , 1997.



Предварительный просмотр: