Методическая копилка

Светлана Михайловна Гува

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи:

«Наши правила»

Коррекционно-образовательные цели. Знакомство детей с правилами поведения в группе. Развитие внимания, памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: 7 замков, 7 ключей, су – джок по количеству детей, слайд – презентация.

Ход занятия.

Логопед: здравствуйте, ребята!

Давайте поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

(Рисуем руками круг.)

Здравствуй, небо голубое!

(Поднимаем руки вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок!

(Качаем вытянутыми руками.)

Здравствуй, маленький дубок!

(Присесть, показать ладонью маленький дубок.)

Мы живем в родном краю —

Всех я вас приветствую!

Логопед: ребята, недавно я был в гостях у своей знакомой Феи. Я рассказал ей о вас, моих новых замечательных друзьях. Когда она узнала, что я собираюсь к вам в гости, то подарила мне чудесный ларец, который закрыт на 7 волшебных замков. Ключи от них давно потеряны. Они отомкнутся лишь тогда, когда мы раскроем 7 правил поведения на занятиях. За каждое раскрытое правило мы будем получать ключик. А в ларце для вас лежит сюрприз. Хотите открыть чудесный ларец и узнать, как себя вести на занятиях?

Задание 1 - Разгадывание первой тайны«Приветствие с улыбкой»

 Логопед: первое правило мы уже знаем! Его нужно вспомнить. Что мы делаем при встрече друг с другом?

Дети: здороваемся.

Логопед: правильно! А с каким настроением нужно приветствовать друг друга?

Дети: с хорошим.

Логопед: верно, здороваться нужно с улыбкой. Давайте вспомним, с помощью каких слов можно поздороваться.

(Дети встают в круг и передают друг другу приветствие:

- здравствуй, я рад тебя видеть;

- привет, я рад тебя видеть;

- добрый день,

- доброе утро и т. д.)

Не забываем об улыбке.

Вот мы и получили за первое правило волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку).

Теперь каждое занятие мы будем начинать с приветствия.

Задание 2 - Разгадывание второй тайны«Обращение друг к другу по имени»

Логопед: послушайте небольшой стишок и скажите, о чем же следующее правило.

Никому ты не груби,

Всех по имени зови.

Как вы думаете какое следующее правило?

(Ответы детей)

Логопед: верно. Не красиво и не культурно обзываться, всех надо называть по имени.

И чтобы проверить насколько хорошо вы это усвоили и запомнили имена друг друга, мы сыграем в интересную игру.

Катя встает в центр круга. Все остальные вокруг него. Затем мы идем по кругу, приговаривая.

Вот играли мы, играли,

А теперь в кружочек встали.

Катя глазки закрывай,

Кто позвал тебя - узнай!

Один из игроков говорит: "Здравствуй, Катя!" В ответ водящий называет его имя. Если он угадал, то меняются местами с кричавшим: если же нет, игра продолжается.

Логопед: молодцы! Вот у нас уже второй волшебный ключ.

Задание 3 - Разгадывание третьей тайны: «Внимательно слушать; не перебивать»

Вот еще одно правило:

Будем мы учиться слушать,

Когда кто-то говорит.

Говорить ты будешь только,

Когда друг твой замолчит.

Слушайте вы взрослого очень все внимательно,

И получится у вас все просто замечательно.

Что это значит? (Логопеда, воспитателя нужно внимательно слушать, не перебивать, тогда все вы сделаете правильно. Когда друг или другой взрослый говорит. Перебивать его некрасиво, надо подождать пока он закончит говорить и тогда сказать)

Логопед: верно, ребята, и у нас еще один ключик.

Задание 4 - Разгадывание четвертой тайны: «Не бегать во время занятия; не драться, не мешать другим»

Логопед: а теперь я вам открою четвертую тайну: на занятиях нельзя бегать, нельзя драться. Нужно вести себя так, чтобы не мешать другим. А вот подвижно играть мы можем во время паузы или во время какой-нибудь игры.

Давайте поиграем в музыкальную игру вместе с капитаном крабом.

Логопед: Молодцы. Но ключик мы еще не получили. Когда мы вспомним четвертое правило, мы его получим.

(Дети отвечают, ключик прикрепляется к шкатулке.)

Задание 5 - Разгадывание пятой тайны «Вежливые слова» 

Ребята, давайте вспомним волшебные вежливые слова. (вспоминаем и называем) Молодцы!

Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять, но только если я скажу «пожалуйста». Если я не скажу это волшебное слово, вы просто будете стоить на месте и нечего выполнять не будете. Понятно? Будьте очень внимательны. Попробуем.

Поднимите правую руку пожалуйста и т.д.

Присядьте

Встаньте

Попрыгайте

Улыбнитесь

Покружитесь

Похлопайте в ладоши

Поднимите левую руку

Встаньте на одну ногу

Разведите руки в стороны

Логопед: молодцы, вы очень внимательны! Получите пятый ключ.

Чтобы разгадать следующую тайну приглашаю вас занять места за столом.

Немного отдохнем – приготовьте свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика и су - джок, объяснение правил повеления за столом

«Дорисуй ключик»

Логопед: чтобы разгадать следующую тайну, вам нужно дорисовать ключик (Дети рисуют.)

Логопед: но это еще не все, найдите для каждого ключика замочную скважину.

Задание 6 - Разгадывание шестой тайны: «Хочешь сказать — дай нам об этом знать, например, подними руку»

Друга зря не беспокой,

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Если хочешь отвечать или важное сказать!

 (Повторяется правило, прикрепляется ключик.)

Задание 7 - Разгадывание седьмой тайны«Прощание»

Логопед: последнее правило я думаю вам знакомо. Что делают вежливые люди, когда уходят?

Дети: прощаются.

Логопедправильно. После каждого занятия мы будем прощаться. Вот и последний ключик!

Открылись все замки. А в ларце лежит подарок от феи.

Рефлексия.

Логопед: вы Молодцы! Очень надеюсь, что вы будете использовать все правила, с которыми познакомились. Познакомьте своих родителей с ними. До свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности: «Лето, ах лето!»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о лете и его приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лето» Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: 7 картинок о лете: большие и маленькие, зеленая полянка, солнце, тучи, картинки-слайды что лишнее.

Ход занятия

Логопед: здравствуйте, ребята! Меня зовут – Светлана Михайловна, я логопед. А вы знаете кто такой логопед? (ответы детей)

Верно. Логопед – это специалист, который учит говорить правильно и красиво.

Логопед: 

(Ответы детей)

А сейчас предлагаю вам снять обувь, пройти через мостик на воображаемую полянку, присесть и внимательно рассмотреть картинки, которые на ней разложены.

Задание «Полянка рассказов»

Логопед: ребята, возьмите каждый по картине и попробуйте рассказать, что на ней изображено? (Рассказы детей), после рассказов появляется летнее солнце, закрытое тучами.

Логопед: о каком времени года ваши рассказы? (Ответы детей)

Логопед: конечно, о лете! Ребята, а сейчас какое время года? (ответы). Верно, осень! А когда же лето? Конечно, лето прошло, поэтому сейчас мы отправимся с вами в прошлое и полюбуемся еще раз на летнее солнышко.

Логопед: но, вот беда!!! Осенние тучи закрыли солнышко, и чтобы его освободить нужно пройти препятствия – задания, которые нам приготовили тучи. Вы готовы?

Задание 1 - Игра с мячом «Назови ласково»

Солнце – солнышко

Лес – лесок

Трава – травушка

Цветок – цветочек

Лист – листочек

Гриб – грибочек

Ягода - ягодка

Задание 2 «Что лишнее?»

Логопед: а сейчас обратите внимание на экран и скажите, что здесь лишнее? (слайды)

Логопед: молодцы! И с этим заданием мы справились. Освобождаем солнышко от тучки.

Задание 3 «Физминутка - Капитан краб»

Логопед: ребята, тучка подготовила для нас музыкальное задание. Выходите на ковер.

Логопед: молодцы, можно смело убрать еще одну тучку.

Задание 4 «Какое бывает лето»

Логопед: ребята, сейчас нам нужно рассказать какое бывает лето.

- Солнце летом какое?

- Трава летом какая?

- Вода летом какая?

- Небо летом какое?

- Дождь летом какой?

- Деревья летом какие?

- Облака летом какие?

Логопед: молодцы! Мы выполнили первое задание и убираем одну тучку с нашего летнего солнышка.

Задание 5 «Массаж – су-джок»

Логопед: прежде чем мы приступим нужно подготовить наши пальчики и ручки

Задание 6 «Штриховка - тучка»

Ребята.

Выполняем штриховку.

Логопед: молодцы, убираем последнюю тучку!

Рефлексия!!!

Логопед: ребята, что мы сегодня делали на занятии, где побывали? Что вам особенно понравилось? (ответ детей)



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема:

  «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».

Расширение словарного запаса детей:

белка, лиса, еж, заяц, волк, лось, медведь, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, берлога, логово, нора, дупло, лес.

Признаки: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий, сильный, быстрый, зубастый, неуклюжий, красивый.

Действия: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродитm.

Пальчиковая гимнастика

Игра с пальчиками. Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги):

                                           1-2    1-3            1-4          1-5

Еж, медведь, барсук, енот

  1-5         1-4            1-3               1-2

Спят зимою каждый год (смена рук).

1-2          1-3            1-4            1-5

Волка, зайца, рысь, лису

                                           1-5          1-4            1-3                  1-2

И зимой найдешь в лесу.

Игры на развитие речевого дыхания и голоса

Ежик принюхивается. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».

Волк воет: «У-у-у-у-у». (произносить тихо и громко)

Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» - «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

Игра «Один-много» (родительный падеж)

Взрослый называет существительное в единственном числе именительного падежа, а ребенок называет существительное во множественном числе родительного падежа (много кого).  

Белка – белок, лиса-лис, еж-ежей, заяц-зайцев, волк-волков, лось-лосей и т.д.

Игра «Назови чей?»

Ребенок отвечает на вопрос чей, чья, чьё?

У лисы хвост – лисий, лапы – лисьи, морда – лисья. Аналогично: у медведя, волка, зайца.

Игра «У кого – кто?»

(образование существительных в ед. и мн. числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

У белки-бельчонок, бельчата; у зайчихи – зайчонок, зайчата; у лисы – лисенок, лисята; у волчихи – волчонок, волчата; у медведицы – медвежонок, медвежата и т.д.

Игра «Назови ласково»

Белка – белочка, медведь – медведушка, еж – ежик, заяц – зайчик и т.д.

Опиши любого животного по плану.

  1. Название;
  2. Где живет;
  3. Внешний вид (размер, окраска, длина шерсти);
  4. Жилище (берлога, логово…);
  5. Повадки;
  6. Как добывает корм;
  7. Как защищается;
  8. Чем питается;
  9. Кто является его врагом;
  10. Как называются его детеныши.

Звуки  [Б - П].

Звук [Б] – согласный, звонкий; звук [П] – согласный, глухой.

Игра «Не ошибись»

Взрослый произносит согласные звуки [б] или [п], ребенок хлопает в ладоши, услышав звук [б], а услышав звук [п] поднимает правую руку:

Б-п-п-б…

Ба-пу-бу-по-па…..

Вылепить из пластилина   буквы Б, П.

Подобрать картинки, в которых есть звуки [б], [п] и разложить эти картинки рядом с буквами Б, П.        



Предварительный просмотр:

Лексическая тема:

«ПОСУДА».

Расширение словарного запаса детей:

Сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, поварешка, кастрюля, сковорода, кухня, сито, таз, самовар, салатница, хлебница, сухарница, молочник, сахарница, кофейник, росписи посуды – Гжель, Хохлома, городецкая.

Признаки: кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный.

Действия: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть.

Пальчиковая гимнастика

Насыпать в кастрюлю 1-1,5 ктлограмма гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Игры на развитие речевого дыхания и голоса

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай. (выдох).

Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Игра «Один-много» (родительный падеж)

Взрослый называет существительное в единственном числе именительного падежа, а ребенок называет существительное во множественном числе родительного падежа (много чего).  

Стакан- стаканов, кастрюля – кастрюлей, ложка – ложек, блюдце-блюдцев, чашка - чашек и т.д.

Игра «Жадина»

        Ребенок использует слова «мой», «моё», «моя», «мои».

Мой нож, моя ложка, мои сервизы, мой стакан и т.д.

Игра «Назови ласково»

Стакан – стаканчик, вилка – вилочка, нож – ножечек, повар – поваренок, кастрюля – кастрюлечка, ложка – ложечка и т.д.

Игра «Из чего – какой?»

Ребенок называет что из чего.

Стакан сделан из стекла (какой?) – стеклянный, ложка сделана из дерева – деревянная, вилка сделана из пластмассы - пластмассовый и т.д.

Игра «Наоборот»

Взрослый проговаривает слово-предмет с предлогом «в», бросает мяч ребенку. Он ловит мяч и называет это же слово-предмет с предлогом «из».

В суп – из супа, в компот – из компота, в кастрюлю – из кастрюли, в стакан – из стакана и т.д.

Звуки  [В], [В/].

Звук [в] – согласный звонкий, твердый.  Звук [в/] – согласный звонкий, мягкий.

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит согласные звуки, ребенок хлопает в ладоши, услышав звук [в]: м-б-в-з-д-в-м…..

Игра «Придумай слово»

Дети придумывают слова по первому слогу:

Ва – ваза, васильки, вагон……

Во – волосы, волк, водоросли…

Ве – верба, веник, ветка……..

Ви – виноград, винегрет, вишня…..

        

Из пластилина вылепить букву В.



Предварительный просмотр:

«Использование инновационных технологий в логопедической практике для снятия психоэмоционального напряжения

у детей с речевыми нарушениями»

Аннотация. В данной статье речь идет о применении инновационных технологий в логопедической практике с целью снятия или недопущения психоэмоционального напряжения у детей с нарушениями речи. Технологии, описанные в статье, доказали свою эффективность на практике.

Ключевые слова. Психоэмоциональное напряжение, фонетическая ритмика, стретчинг, логоритмика, речевые нарушения.

Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей – тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность – очевидная реальность современной жизни. Мы с вами, уважаемые педагоги, встречаемся с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. И не секрет, что данные проявления снижают не только качество образовательной деятельности, но и влияют отрицательно на здоровье и воспитанников, и педагогов.    

В работе с детьми с речевыми нарушениями, в качестве обязательных элементов логопедического занятия, а также в индивидуальной работе с детьми, целесообразно включать современные инновационные технологии, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, такие как:

  • арт-терапевтические технологии – музыкотерапия, кинезитерапия (телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика), сказкотерапия, креативная игротерапия;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

В данной статье подробнее будут рассмотрены некоторые из них:

1.Фонетическая ритмика как телесно-ориентированная техника – улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль, произвольность нервных процессов, способствует развитию речевого дыхания.

В современном обществе из-за того, что на организм детей происходит влияние большого количества факторов как физического, так и психологического характера, зачастую дети старшего дошкольного возраста подвергаются эмоциональному напряжению. В качестве причин подобного явления выделяется усталость, стресс, трудности адаптации.

Эмоциональное напряжение детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблема современного дошкольного образования. В данной статье мы рассматриваем фонетическую ритмику, как средство снятия эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

Точкой отсчета системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912г. Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Изначально фонетическая ритмика была использована как метод работы над произношением слабослышащих детей. На данном этапе достоинство этого метода в полной мере оценили логопеды, и фонетическая ритмика заняла прочное место в их практике. Живой интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя подготовительных и начальных классов. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. В ходе выполнения совместных упражнений формируется эмоциональное единство детей старшего дошкольного возраста, что благоприятно и эффективно сказывается на снятии эмоционального напряжения, дает расслабление и насыщает детей позитивной энергией [3].

Мы в своей работе используем пособие Натальи Юрьевны Костылевой и рекомендуем его вам.

2.Стретчинг – упражнения на растяжку и гибкость. Это телесно-ориентированная техника – способствует чередованию расслабления и напряжения в различных частях тела, нормализует гипертонус и гипотонус мышц. На наш взгляд, это одна из уникальных и эффективных современных методик. Автором методики является Елена Владимировна Сулим. Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы. Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники.

В логопедической практике мы используем игровой стретчинг в качестве физминутки на занятиях для того, чтобы исключать переутомление у детей на занятиях, снять психоэмоциональное напряжение, а также для повышения работоспособности на занятиях с повышенной интеллектуальной нагрузкой. В вечернее время игровой стретчинг можно включать в совместную деятельность при организации кружковой работы, например, в логоритмике, где все движения сопровождаются речью – стихи, чистоговорки, короткие занимательные рассказы, сказки.

3.Использование логоритмики как кинезитерапевтической технологии – активизирует межполушарное воздействие, развивает мозолистое тело, повышает стрессоустойчивость [4].

С каждым годом среди дошкольников выявляется все больше детей с различными нарушениями речи. Для решения многих проблем в коррекции и развитии речи, логоритмика как современная, эффективная, здоровьесберегающая технология, подходит идеально – с ее свободой выбора, многообразием форм, средств, методов, инструментария, творческого подхода, ее эмоциональным подъемом и, как результат – очень высоким интересом у дошкольников и их родителей.

Логоритмика — это, прежде всего комплексная технология, которая включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основателем системы музыкально-ритмического воспитания является швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак – Далькроз (XIX век). В России успешно начинали развивать это направление Н.Г. Александрова, Г.А. Волкова. В 30-е годы XXI века в России берет свое начало логопедическая ритмика (В.А. Гринер и Ю.А. Флоренская). В настоящее время разработкой авторских программ и технологий по логоритмике занимаются М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова и другие [1].

Используются разнообразные формы работы: дыхательно-артикуляционные и эмоционально – волевые тренинги, игровой массаж, танцевально – ритмические упражнения, в том числе, с использованием деревянных ложек, палок и палочек, кубиков, стаканов, музыкальных инструментов, гимнастических лент, фитболов, степов, использование чистоговорок, скороговорок, логораспевок, мелодекламаций, работа ритмического оркестра и многие другие виды логоритмики,  вызывают огромный интерес у воспитанников, их родителей [2].

Таким образом, логоритмические упражнения способствуют решению основных задач - развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления, и что очень важно, способствуют снятию психоэмоционального напряжения у детей. Занятия с элементами логоритмики создают позитивный эмоциональный фон. Использование таких упражнений могут быть рекомендованы воспитателям и специалистам дошкольных образовательных организаций любого вида в различных видах деятельности посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия.

В заключении хочется отметить, что каждый этап логопедической работы с детьми должен включать приемы, техники для снятия или недопущения психоэмоционального напряжения: это и эмоциональный настрой на занятие, и соответствие предметно-пространственной развивающей среды, и точное соблюдение режима занятий, и учет индивидуального подхода, эффективное взаимодействие с другими участниками образовательной деятельности. Результаты грамотно и регулярно проводимой работы для психоэмоциональной разгрузки повышают эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Литература

  1. Волкова, Г. А.  Логопедическая ритмика – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М.: ТЦ Сфера, 2019.
  3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: Т Сфера, 2007. – 64 с. – (Логопедия в ДОУ). ISBN 978-5-89144-909-1.
  4. Нищева, Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-

развивающей работы в детском саду – СПб, Детство – Пресс, 2019



Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ГРНТИ 14.29.29

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕЙПИРОВАНИЯ В КОРРЕКИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

THE USE OF KINESIOLOGICAL TAPING TECHNOLOGY IN CORRECTIONAL WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

В.А. Ротэрмель, С.М. Гува

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Звездочка»,

 г.Юрга, Кемеровская область

Ключевые слова: инновационные процессы, кинезиологических тейпов, тейпирование, системы образования, коррекционно - развивающих ресурсы, коррекция звукопроизношения.

Key words: innovative processes, kinesiological tapes, taping, education systems, correctional and developmental resources, correction of sound reproduction.

Аннотация. В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность на практике и может быть интересна учителям - логопедам дошкольных образовательных учреждений.

Основная идея инновационного проекта — использование кинезиологического тейпирования как одной из инновационных эффективных технологий в дошкольной образовательной организации с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Проблема задержки речевого развития, речевых нарушений вообще,  у детей стала достаточно актуальной в последние годы. Педагоги и родители замечают, что дети начинают достаточно поздно говорить, при этом их речь плохо сформирована. Во многом это связано с отсутствием коммуникации со сверстниками и взрослыми по причине продолжительного времяпрепровождения наедине с гаджетами.

Идея разработки и реализации инновационного проекта по применению кинезиотейпов для развития системы образования обусловлена:

— необходимостью овладения детьми правильной речью, эффективного регулирования психической деятельности, поведения, организации эмоциональных переживаний, мыслительных операций, оказания влияния на формирование личности, волевые качества, характер; все это дает перспективы для успешной жизни ребенка;

— актуальностью решения задач преемственности дошкольного и начального общего образования;

— стремлением к использованию дополнительных коррекционно - развивающих ресурсов, направленных на подготовку детей к школе;

— важностью привлечения и использования ресурсов социальной сферы не только региона и муниципалитета, но и федерального центра;

— необходимостью решения региональных проблем в социальной сфере при помощи коррекционно - развивающих технологий воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [5, с.24].

«Запуская» в образовательной организации инновационные процессы, педагогический коллектив реализует общие тенденции общественно-экономического развития нашей страны и ее системы образования. Инновационный проект - важный фактор повышения роли, престижа образовательной организации со стороны родителей и социальных партнеров, а значит - ее востребованности в социуме, со стороны заинтересованных участников образовательных отношений. Организация, распространяющая инновационные материалы, становится своеобразным методическим центром, авторитетной творческой, поисковой лабораторией. Инновационный статус обеспечивает повышение компетентности педагогических работников «на рабочем месте» как одной из наиболее эффективных форм профессионального роста. Цель проекта — создать условия для полноценной, качественной организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, с использованием кинезиологических тейпов [1, 15] Основная идея  инновационного проекта — использование кинезиологического тейпирования как одной из инновационных эффективных технологий в дошкольной образовательной организации с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, обеспечит устранение речевых нарушений, будет способствовать развитию основных психомоторных качеств, активизации и развитию всех психических процессов. Другими словами, наклеенные тейпы будут «обращать внимание» головного мозга на неработающие мышцы артикуляционного аппарата, в результате чего мозг научится управлять этими мышцами и «заставит» их активно трудиться (при их гипотонусе) или расслабляться (при их гипертонусе). Таким образом, дети получают дополнительные ресурсы для полноценной и качественной подготовке к обучению в школе: тейпирование – это огромный дополнительный шанс для ребенка преодолеть его речевые проблемы [3, с.63]. Значимость проекта для развития системы образования обусловлена:

—  необходимостью овладения детьми правильной речью, эффективного регулирования психической деятельности, поведения, организации эмоциональных переживаний, мыслительных операций, оказания влияния на формирование личности, волевые качества, характер. Все это дает перспективы для успешной жизни ребенка.

— актуальностью решения задач преемственности дошкольного и начального общего образования;

— стремлением к использованию дополнительных коррекционно - развивающих ресурсов, направленных на подготовку детей к школе;

— важностью привлечения и использования ресурсов социальной сферы не только региона и муниципалитета, но и федерального центра;

— необходимостью решения региональных проблем в социальной сфере при помощи коррекционно - развивающих технологий воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [4, с.167].

Проект предусматривает реализацию идей коррекционно-развивающего образования (автором технологии кинезиологического тейпирования в области логопедии является Елена Сергеевна  Зайцева, преподаватель Академии терапевтического тейпирования, логопед, массажист), обеспечивая коррекцию звукопроизношения, постановку звуков, улучшение иннервации и кровообращения органов артикуляционного аппарата, решает проблемы с нарушениями темпа, ритма, плавности речи (заикания), проблемы, связанные с гиперсаливацией и глотанием. В основе представленной в проекте технологии лежит метод кинезиотейпирования, который выполняется с помощью специальных хлопковых лент — тейпов. Они аналогичны по эластичности человеческой коже и не содержат аллергенов.  В отличие от массажа, который длится один сеанс, кинезиотейпирование имеет продолжительное действие. Ленты накладываются на определенные участки тела и остаются там несколько дней. Кинейзиотейпирование позволяет за счет наложения кинезио-ленты корректировать тонус мышц: повышать или понижать тонус. Тейпы не нарушают двигательную активность.

Автором уникальной методики кинезиотейпирования стал американский доктор, японского происхождения по имени Кензо Касе. Это простой и эффективный метод для лечения растяжения связок, мышечных болей и других травм, а также гематом и отеков с помощью специальной клейкой ленты — тейпа. Ранее его использовали спортсмены при различных травмах.     Не так давно тейпы начали с заметной результативностью использовать при ДЦП, а также широко применяют в логопедической практике.

Кожа и подлежащие ткани содержат чувствительные рецепторы, которые отвечают за восприятие легких и сильных прикосновений, боли, температуры и давления. Кроме того, некоторые из этих рецепторов имеют дополнительную роль: они отвечают за передачу информации в головной мозг о том, где находятся наши части тела в пространстве при движении. Тейпы поднимают и смещают структуру кожи и подлежавших тканей, что приводит к изменению афферентного сигнала, который поступает от затейпированный зоны в мозг. Кожа человека является важнейшим органом восприятия. И влияя на кожу над мышцами, участвующими напрямую или косвенно в речеобразовании, контроле саливации и глотании, мы стимулируем ответственные за это процессы в головном мозге. Это дополнительно фокусирует внимание организма на эти движения. Кроме того, стимулируя чувствительность, мы видоизменяем и обратную реакцию, то есть непосредственно движение [2, с.137].

Применяя кинезиотейп в зонах локального мышечного гипертонуса или гипотонии, можно добиться нормализации работы мышц, значимого улучшения двигательного контроля, устранения болевой симптоматики.  Тейпинг-терапия помогает нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата и улучшить речь. Таким образом, методика кинезиологического тейпирования – относительно новая методика, которая показывает высокий уровень эффективности в совокупности с другим методами логопедического воздействия для решения проблем, связанных с различными нарушениями речи.

Список литературы:

  1. Зайцева, Е.С.  Метод тейпирования при постановке звуков: методическое пособие. Текст: непосредственный / Е.С. Зайцева – М.: ТЦ Сфера, 2019. -  256 с.
  2. Касаткин, М. С.  Клиническое руководство по кинезиологическому тейпированию: учебно - методическое пособие. Текст: непосредственный / М.С. Касаткин – М.: Дрофа, 2017. – 192 с.
  3. Касаткин, М.Е.  Основы кинезиотейпирования: учебно – методическое пособие. Текст: непосредственный / М.Е. Касаткин – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 256 с.
  4. Каганович, М.С.  Введение в кинезиологическое тейпирование в переводе: методическое пособие. Текст: непосредственный / М.С. Каганович – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 156 с.
  5. Майорова, Г.А.  Кинезиотейпирование в работе логопеда: учебное пособие. Текст: непосредственный / Г.А. Майорова – М. Дрофа, 2019. – 218 с.

        



Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОМЕШОЧКОВ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ДОУ»

        Авторы – составители: В.А. Ротэрмель, С.М. Гува,

             учителя-логопеды МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»

                 

Юрга 2022

Цель – повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения и изготовления кинезиомешочков.

Задачи:

  • развить конструкторские и творческие способности педагогов;
  • познакомить педагогов с техникой изготовления кинезиомешочков;
  • продемонстрировать педагогам разнообразие форм работы с кинезиомешочками.

Структура мастер-класса.

1. Вступительная часть

2. Теоретически-демонстрационная часть

3. Практическая часть

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Материалы: кинезиомешочки (образец), ткань разных цветов, нитки и иглы, кварцевый песок, весы.

Ход мастер – класса

1.Вступительная часть.

Добрый день, дорогие коллеги! Рады приветствовать вас на нашем мастер – классе!

Начать хотели бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!

Сегодня мы хотим познакомить вас с процессом изготовления кинезиомешочков и продемонстрировать вам разнообразие форм работы с ними.

2.Теоретически – демонстрационная часть.

Уважаемые коллеги, прежде чем мы перейдем к практической части, хотели бы напомнить вам основные понятия в рамках темы нашего мастер – класса.

Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект.

Кинезиомешочки («живые мешочки») – инструмент, который используется в системе нейропсихологической коррекции детей и нейропсихологической реабилитации взрослых в комплексе с другими методиками.

Телесные упражнения – при их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

Развитие мелкой моторики - тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Ни для кого не секрет, что дети с ОВЗ, в том числе дети, имеющие речевые нарушения имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология. Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о данном методе, как об оригинальном способе оздоровления детей.

Кинезиомешочки способствуют комплексному развитию детей с ОВЗ.

Регуляторная сфера: формирование программ действий, удержание задания в течение длительного периода, концентрация и удержание внимания, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.

Сенсомоторная сфера: зрительно-моторной координации (рука-глаз), ловкости, точности движений, улучшение работы вестибулярного аппарата, автоматизация устойчивых межполушарных взаимодействий, увеличение скорости обработки сенсорной информации.

•   Когнитивная сфера: памяти, речи, восприятия, мышления.

Зрительная система: фиксация предмета, формирование и укрепление прослеживающих движений, формирование и укрепление пространственных представлений, укрепление мышц глаз.

Слуховая система: улучшение восприятия, формирование чувства ритма, правильность исполнения движений.

•   Мышечная система: снижение гипертонуса мышц рук, улучшение и укрепление осанки.

Для изготовления таких мешочков нам понадобятся: тканевые мешочки размером 10 *10 сантиметров и кварцевый песок.

3. Практическая часть.

Прежде чем приступить к изготовлению мешочков, предлагаем подготовить наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика

Цвет весны

На дворе стоит весна!

(Одна рука на столе ладонью, другая одновременно в кулачке. 4 раза.)

После зимней лютой стужи

Просыпается от сна

Вся природа

Хлопок, удары кулачками друг о друга. 4 раза)

Даже лужи не покроет лёд за ночь.

Гонит солнце зиму прочь!

Колечки из всех пальчиков по очереди.

Хлопок, удары кулачками друг о друга. 2 раза).

Изготовление кинезио-мешочков

Шаг 1. Каждый мешочек должен получится весом 150 гр., поэтому

предлагаем заготовит нужное количество кварцевого песка (взвешиваем на весах).

Шаг 2. Помещаем песок в заранее заготовленные мешочки, песок должен занять 2/3 мешочка.

Шаг 3. Прошиваем открытую часть мешочка.

А сейчас, уважаемые коллеги, приглашаем испробовать наши мешочки – выполнить несколько упражнений.

Основные принципы выполнения упражнений.

1. Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для ребенка с ОВЗ, позволяющий естественно и просто выполнять упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.

2. Сотрудничество, потому что большая часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.

Игра 1 «Stop and Go» (Двигаемся с мешочками на голове только под музыку)

Игра 2 «Другу – себе» (Передаем мешочек по кругу другу – себе. Усложнение: один мешочек передаем ногами в противоположном направлении)

Игра 3 «Парочки» (Игра проводится в паре, под речевое сопровождение передаем мешочек по квадрату)

4. Рефлексия

В заключении нашей встречи предлагаю ответить на несколько вопросов:

- был ли полезна и практически значима информация нашего мастер-класса для вас?

- возник ли у вас интерес к изготовлению мешочков своими руками?

Просим вас оценить нашу работу!

Благодарим вас за работу!!!