Программа работы с родителями
Предварительный просмотр:
Программа работы с родителями
«Вместе мы преодолеем любые трудности»
Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В.А Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовское «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения — это уродливое воспитание».
Обоснование программы
Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.
Актуальность программы обусловлена тем, что многие родители не доверяют ни классному руководителю, ни школе. Как помочь им? Почему это происходит? Какое значение для родителей имеет школа? Я попыталась ответить на эти и многие другие вопросы вместе с родителями на родительских собраниях, во время индивидуальных консультаций и бесед, на заседаниях родительского комитета класса.
С первых дней работы с коллективом учащихся и родителей я стараюсь большое внимание уделять диагностике, так как она помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, найти пути их решения.
На первой встрече с родителями мы заполняем анкету, в которой собрана информация о ребенке, родителях и семье.
Также стараюсь добиваться того, чтобы родители и учащиеся понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.
С помощью классного руководителя родители должны увидеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны видеть в педагогах людей, запрограммированных не на разрушение, а на созидание, как личности ребенка, так и семьи своего ученика.
В пятом классе у учащихся и у родителей появляется страх перед переходом на новую ступень обучения. Те семьи, в которых дети имеют высокие учебные достижения, испытывают определенную тревогу оттого, что ребенок в пятом классе может не сохранить достигнутые результаты. Родители, дети которых имеют низкие учебные результаты, переживают за то, что ситуация может усугубиться и привести к необратимым последствиям. Поэтому родительские собрания в пятом классе должны снять напряжение родителей и подготовить их к общению с педагогами на среднем этапе обучения.
В своей программе постараюсь отразить методику работы с родителями.
Программа рассмотрена на методическом совете школы.
- Содержательные основы:
Программа:
♦ отражает особенности организации работы с родителями;
♦ рассчитана на один год;
♦ по стратегии – программа деятельности.
Программа включает 6 этапов:
1 этап: Классное родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» (интеллектуальный марафон)
2 этап: Встреча «Учитель – ученик - родитель»
3 этап: Родительский вечер «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?»
4 этап: Тренинг эффективного поведения родителей учащихся.
5 этап: Родительский ринг «Мониторинг учебных достижений
школьников: проблемы и перспективы»
6 этап: Итоговое родительское собрание Школе мы не говорим:
«Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»
2. Цель и задачи программы:
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности; создание условий для снятия напряжения родителей при переходе из начальной ступени в среднее звено и подготовка их к общению с педагогами на среднем этапе обучения.
Задачи:
♦ организация психолого-педагогического просвещения родителей, через систему родительских собраний, рингов, вечеров, консультаций, бесед, тренингов и т. д.
♦ создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, родителей, учащихся;
♦ создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родители»;
♦ формирование уважительного отношения детей к своим родителям и
родителей к своим детям;
♦ ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье;
♦ подведение итогов совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя в учебном году;
♦ определение перспективы на будущее;
♦ создание хорошего оптимистического настроения.
Содержание программы и пути реализации:
♦ сотрудничество с психологом школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
♦ поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса и школы;
♦ в программе участвуют родители и учащиеся 5 класса , классный руководитель, психолог, социальный педагог;
♦ программа построена на теоретической (беседы, консультации, ринги) и практической деятельности родителей (игры, конкурсы, упражнения и т. д.);
♦ в ходе реализации программы родители овладевают определенными знаниями, умениями и навыками при переходе учащихся в среднее звено.
1 этап: Классное родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению»
(интеллектуальный марафон)
(См. приложение 2)
1. Подготовительная работа к собранию (анкетирование родителей и учащихся).
2. Оформление классного кабинета.
3. Проведение родительского собрания.
4. Подведение итогов.
2 этап: Встреча «Учитель – ученик - родитель»
1. Подготовительная работа к встрече.
2. Оформление классного кабинета.
3. Проведение встречи.
а) Правила общения (памятка);
б) Что делать, если … ( игровая ситуация);
в) Советы психологов.
4. Подведение итогов.
3 этап: Родительский вечер «Будущее моего ребенка.
Каким я его вижу?»
1. Подготовительная работа к вечеру (подготовка учащимися класса сценок из школьной жизни).
2. Оформление классного кабинета.
3. Проведение вечера совместно с учащимися, родителями и родственниками.
4. Подведение итогов вечера.
4 этап: Тренинг эффективного поведения родителей учащихся начальной школы.
(См. приложение 3)
1. Подготовительная работа к тренингу.
2. Игра «Презентация».
3. Проведение занятий (3 занятия).
4. Подведение итогов тренинга.
5 этап: Родительский ринг «Мониторинг учебных достижений младших школьников: проблемы и перспективы»
1. Подготовительная работа (сравнительные анализы успеваемости, качества знаний, степени обученности по предметам).
2. Дискуссия родителей.
3. Выводы классного руководителя по данной проблеме.
6 этап: Итоговое родительское собрание Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»
1. Подготовительная работа (подготовка папки выпускника, подготовка грамот и дипломов по различным номинациям, оформление сочинений).
2. Оформление зала.
3. Проведение праздника.
4. Награждение родителей и учащихся.
5. Подведение итогов (родителями).
Ожидаемые результаты:
♦ максимальная подготовка родителей на этапе перехода ребенка в среднее звено;
♦ преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель».
Сроки реализации программы:
1 этап: Классное родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» (интеллектуальный марафон) –
2 этап: Встреча «Учитель – ученик - родитель»
3 этап: Родительский вечер «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?»
4 этап: Тренинг эффективного поведения родителей учащихся начальной школы
5 этап: Родительский ринг «Мониторинг учебных достижений младших школьников: проблемы и перспективы»
6 этап: Итоговое родительское собрание Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»