ОПЫТ РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО СЕНСОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОТЕ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА »

Складчикова Татьяна Алексеевна

 ОПЫТ РАБОТЫ «Использование нетрадиционного сенсорного оборудования в работе по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_na_sayt.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Использование нетрадиционного сенсорного оборудования в работе по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Поэтому я выбрала тему:  «Использование нетрадиционного оборудования в работе по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста ».

Условия возникновения опыта

  • Начала работу со сбора и анализа информации, отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников. 
  • Раскрыла основные понятия по данной проблеме.
  • Рассмотрела возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста.
  • Определила содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста.
  • Подготовила варианты игр-занятий, нетрадиционного оборудования по сенсорному воспитанию детей.
  • Выбрала методические рекомендации по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста.
  • Провела промежуточный мониторинг по сенсорному развитию детей раннего возраста, проанализировала полученные результаты и сделала выводы.

Объектом исследования стало сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предмет - содержание и методы сенсорного развитие детей раннего возраста.

Гипотеза - сенсорное развитие детей раннего возраста будет проходить более эффективно при планомерном использовании нетрадиционного оборудования по сенсорному развитию.

Научная разработанность исследования. Научной основой выступают работы ученых, посвященные проблеме сенсорного развития. (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер, В.И. Логинова, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.К. Бондаренко и др.).

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В педагогической литературе ученые сенсорное развитие определяют по-разному. С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия… »

По Поддъякову Н. Н. сенсорное развитие означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. определяет сенсорное развитие следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное развитие – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Актуальность опыта

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

Организация системы работы по сенсорному развитию детей позволила мне:

  • создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
  • разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;

  • расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
  • успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Ведущая педагогическая идея

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей.

  • Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;
  • Учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение;
  • Развивается и познает мир.

В своей работе использую традиционное и нетрадиционное оборудование. Для работы с детьми был составлен перспективный план игр-занятий, также был подобрано нетрадиционное оборудование по сенсорному развитию. В него вошли игры, рекомендованные Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Янушко, Г.А. Широковой. Много игр и пособий я сделала своими руками, также много пособия было изготовлено родителями воспитанников: тактильные книжки,  тактильные коврики, бизиборды, минибизиборды, волшебные мешочки с различным содержимым, сенсорная дорожка для ног, панно «Поляна в лесу», игры с фигурами из шершавой бумаги, сенсорные кубы, и многое другое.

Игры-занятия проводила 1 раз в неделю. Длительность занятия 8-10 минут. Занималась с подгруппой детей и индивидуально. Особое внимание я уделяла такктильным книжкам, так как  отметила особую заинтересованность детей к этому нетрадиционному оборудованию. Дети с особым энтузиазмом отнеслись к этому пособию, были эмоциональны при проведении игры. В процессе проведения игр я отметила, что чем более чуткими были тактильные ощущения ребенка, тем точнее он сравнивал, объединял, различал окружающие его предметы и явления.  Старалась делать каждый день их маленьким праздником.

Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни.

Результативность опыта

Провела промежуточные итоги работы по сенсорному развитию с использованием нетрадиционного оборудования.

 В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживалась положительная динамика. 

  • Дети проявляли интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
  • С удовольствием включались в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
  • Целенаправленно наблюдали за объектами организованного восприятия.
  • Умело выполняли простейший сенсорный анализ.
  • Стремились передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
  • В процессе сенсорного развития были любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

Вывод

Работа с детьми раннего возраста по развитию сенсорных способностей - это поэтапный процесс, который включает в себя планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала.

Сенсорные способности развиваются посредством использования нетрадиционного оборудования и  дидактических игр, в процессе предметной и продуктивной деятельности (изобразительной конструктивной), в ходе музыкального воспитания, в процессе речевого развития.

Формирование и развитие сенсорных способностей детей раннего возраста дало положительный результат. Игры - занятия, которые я проводила, помогли значительно повысить сенсорный уровень развития детей раннего возраста.

В ходе работы по сенсорному развитию у детей моей группы повысился уровень знаний. Это позволило сделать вывод, что только при правильном планировании процесса сенсорного развития детей раннего возраста можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

Заключение

Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка педагог. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

   Необходимо различными приёмами во время игр, образовательной деятельности и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

   В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

      Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

   Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 224 с.

2. Богуславская Е.О., Смирнова Н.П. Развивающие игры. - М: Просвещение, 2006. - 158 с.

3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2000. - 109 с.

4. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.

5. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ. Гуськова О.А. - Ж-л "Управление", №6, 2008. - с.106.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2004. - 46 с.

7. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. - М. Просвещение, 2005. - 98 с.

8. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, 2006. - 345 с.

9. Лыкова И.А., Гаранина Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом. - Ж-л "Управление ДОУ", 2010г.,№5 - с.108.

10. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. - М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.

11. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л "Справочник ст. воспитателя"№1, 2010. - с.58

12. Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 95 с.

13. Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. - 48 с.

14. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2007. - 335 с.

15. Пилюгина Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет. - М.: Мозаика - синтез, 2009. - 120 с.

16. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. Кирпичникова Н. - Ж-л

"Д/в", 2005г., № 2 - с 76.

17. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 72 с.





Приложение

Мониторинг сенсорного воспитания детей раннего возраста

     Мониторинг сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

На базе МБДОУ Детского сада № 7 «Чебурашка» в группе раннего возраста, после проведения познавательно - развивающих занятий был проведён первичный мониторинг. В нем участвовало 22 ребёнка в возрасте 2-3 лет.

  За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного воспитания детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями – круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.


Основные задания для детей 2-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

   Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

   При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:

- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (30% - 5 детей);

- средний уровень – 3 выполненных задания (50% - 14 детей);

- низкий уровень – 1-2 выполненных задания (20% - 3 ребёнка).

Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.

   Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

   Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.

   Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.

   Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:

1. Опережение возрастной нормы – 5 детей. (23%)

2. Соответствие возрастной норме – 14 детей. (64%)

3. Отставание от возрастной нормы – 3 ребёнка. (13%)

Описание.

1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста. При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

3. Отставание от возрастной нормы: как правило, в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.

Анализ полученных результатов промежуточного мониторинга позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет опережающий и соответствующий норме уровень сенсорного развития.

Следовательно, результаты первичного мониторинга требуют проведения вторичного обследования детей после соответствующей доработки.

Это позволяет сделать вывод: для формирования сенсорных представлений детей раннего возраста необходимо систематически проводить специально организованные занятия, а также организация содержательной деятельности детей. Планомерность и системность в работе - именно при таких условиях складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения. Такая работа повышает сенсорную культуру детей, развивает сенсорное восприятие цвета, формы, величины.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 7 «Чебурашка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан»

Рецензия

на обобщенный педагогический опыт работы

по теме: «Использование нетрадиционного сенсорного оборудования в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста».

воспитателя Складчиковой Татьяны Алексеевны

Успешность развития детей, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного восприятия, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для его успешного развития.

Педагогический опыт, представленный Складчиковой Т.А. включает в себя видение воспитателем проблемы уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Актуальность настоящей работы вызвана ещё и тем, что сенсорный и моторный компоненты являются базовыми и определяющими в развитии ребенка. Они не только саморазвиваются в процессе знакомства с новым миром, но и дают толчок к взаиморазвитию, а также формируют фундамент для таких форм познания окружающего мира как память, мышление, воображение и речь.

В своей работе педагог использует традиционное и нетрадиционное оборудование. Для работы с детьми был составлен перспективный план игр-занятий, также было подобрано нетрадиционное оборудование по сенсорному развитию. В него вошли рекомендованные игры, игры и пособия, сделанные самим педагогом и пособия, изготовленные родителями воспитанников.

Воспитатель творчески использует нетрадиционное сенсорное оборудование в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста, что позволяет:

- создать условия по обогащению посредственной чувственного опыта детей в игровой деятельности;

- формировать представление о цвете форме величине предметов положения их в пространстве;

- развивать познавательный интерес, а также способствует развитию у детей исследовательских умений и навыков.

Опыт может быть рекомендован педагогам  ДОУ и родителям.

Старший воспитатель                      ________________             Тришина И.Н.