Читательская грамотность

Сахинова Елена Семеновна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhnenie_1.doc56 КБ
Microsoft Office document icon uprazhnenie_2.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon uprazhnenie_3.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon uprazhnenie_4.doc37 КБ
Microsoft Office document icon uprazhnenie_5.doc55 КБ
Microsoft Office document icon uprazhnenie_6.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon uprazhnenie_7.doc495.5 КБ
Microsoft Office document icon uprazhnenie_8.doc900 КБ
Файл uprazhnenie_9.docx41.26 КБ
Файл uprazhnenie_10.docx508.04 КБ

Предварительный просмотр:

                Буква Е

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки и столбики таблицы.
  2. Прочитай первые две строки таблицы с ударением на выделенных гласных. Отхлопай получившийся ритм.
  3. Прочитай все остальные строки таблицы с ударением на выделенных гласных.
  4. Прочитай второй и третий столбики с ударением на выделенных гласных.
  5. Можно ли считать похожими элементы третьей строки таблицы?

СЕ

РЕ

ЛЕ

ВЕ

НЕ

ТЕ

КЕ

ЕС

ЕР

ЕЛ

ЕВ

ЕН

ЕТ

ЕК

ЕСЕ

ЕРЕ

ЕЛЕ

ЕВЕ

ЕНЕ

ЕТЕ

ЕКЕ

ЕССЕ

ЕРРЕ

ЕЛЛЕ

ЕВВЕ

ЕННЕ

ЕТТЕ

ЕККЕ

СЕСЕ

РЕРЕ

ЛЕЛЕ

ВЕВЕ

НЕНЕ

ТЕТЕ

КЕКЕ

СЕЕС

РЕЕР

ЛЕЕЛ

ВЕЕВ

НЕЕН

ТЕЕТ

КЕЕК

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно каждую строку таблицы на одном выдохе.
  2. Составь слова из элементов таблицы.

РО

КИ

СЕ

НИ

ЛА

ЕТ

ДЕ

СА

ВО

ЛЕ

КА

НО

РЕ

ТО

РЕВ

ЛО

Ответ: роет, лает, воет, река, леса, реки, лето, село, деревни, роса, сено.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай выборочно строки таблицы.
  3. Объедини слова таблицы в группы.
  4. Задай вопросы к словам третьего столбика.
  5. Выбери слова, соответствующие данным схемам:

РОЕТ

ЕЛА

ЛЕСА

КАРАСИ

ВЕТКА

ЕЛИ

ВЫСОКИЕ

ТОНКИЕ

МОСТИК

СЕЛО

ВОЕТ

СТАРЫЕ

ВЕТКИ

РЕКА

ТРАВА

СОСНЫ

ОСИНЫ

НЫРНУЛ

ВЕТВИ

ЛЕТНИЕ

ЛАЕТ

СОСНОВЫЕ

РАКИ

ВЕСЫ

ЛИСТКИ

Пояснения:        все слова таблицы можно разделить на три группы:

  • слова, обозначающие предметы,
  • слова, обозначающие действия предметов,
  • слова, обозначающие признаки предметов.

Первой схеме соответствует слово ВЫСОКИЕ (буква Е стоит после гласной И, обозначает два звука: йэ), второй – КАРАСИ.

Упражнение 4

Задание:

  1. Найди заданное слово среди буквосочетаний.
  2. Составь со словами левого столбика словосочетания, предложения.
  3. Что общего между словами таблицы?  

СТАРЫЕ

СТАРАЕ            СТАРЫЕ              САТРЫЕ              СТАРАЕ          

ВЫСОКИЕ

ВЫСОКАЕ       ВЫСКОИЕ           ВЫСОКИЕ

ТОЛСТЫЕ

ТЛОСТЫЕ        ТОЛСТЫЕ           ТЫЛСТОЕ

СОСНОВЫЕ

СОСНОВЫЕ     СОНСОВЫЕ        СОНОСВЫЕ

ЕЛОВЫЕ

ЕЛВОВЫЕ        ЕЛОВЫЕ              ЕВЛОВЫЕ

ОСИНОВЫЕ

ОСИНОВЫЕ     ОСНИОВЫЕ        ОНСИОВЫЕ

Ответ:        все слова данной таблицы употреблены во множественном числе, обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос КАКИЕ?

Упражнение 5

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Прочитай столбики таблицы, выделяя ударный гласный.
  3. Найди лишнее слово в каждой строке таблицы. Объясни свой выбор.

ЛЕСА

РЕКА

ГОРЫ

ЕЛИ

МЕЛИ

КАРАСИ

ОКУНИ

ЛИНИ

АКУЛЫ

РАК

Вера

Сева

Света

Лена

Лина

ЕЛИ

ВЕЛИ

НЕСЛА

ВНЕСЛИ

КАТАЛИ

ЛЕС

ЛЕСНИК

ЛЕСОК

ЛЕСНЫЕ

ЛЕСКА

Пояснение:        в первой строке лишним можно считать слово РЕКА, так как это существительное единственного числа. Значение слова МЕЛИ зависит от ударения. Если читать его с ударением на первом слоге, то оно будет обозначать предмет. Если читать с ударением на втором слоге, оно будет обозначать действие предмета и его тоже можно считать лишним. Во второй строке – РАК, так как это существительное единственного числа; в третьей – Сева, так как это имя мальчика; в четвертой – НЕСЛА, так как употреблено в единственном числе. На слово ЕЛИ следует обратить особое внимание: оно может обозначать и предмет, и действие. Таких слов в русском языке достаточно много.

 



Предварительный просмотр:

Буква К

Упражнение 1.

Задание:

  1. Прочитай последовательно каждую строку таблицы, четко произнося гласные.
  2. Прочитай первую строку таблицы, понижая голос.
  3. Прочитай вторую строку таблицы, повышая голос.

КА

КО

КЫ

КИ

КУ

АК

ОК

ЫК

ИК

УК

Ответь на вопросы:

1. Что общего в слогах первой строки?

2. Что общего у слогов второй строки?

3. Что общего у слогов всей таблицы?

4. Найди в первой строке лишний слог.

Пояснения: В первой строке слоги начинаются с согласного К. На втором месте находятся гласные. Во второй строке слоги начинаются с гласных. На втором месте стоит согласный К. Во всех слогах таблицы содержится согласный К. Все слоги состоят из двух букв. В первой строке таблицы лишний слог КИ, так как гласный И обозначает мягкость согласного К. Во всех остальных слогах согласный К твердый.

Упражнение 2.

Задание:

  1. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  2. Прочитай первые три строки таблицы, делая ударение на выделенных гласных.
  3. Найди лишний слог во второй строке.
  4. Составь слова из элементов таблицы.

КА

КО

КУ

КИ

КЫ

СА

СО

СУ

СИ

СЫ

НА

НО

НУ

НИ

НЫ

АК

ОК

УК

ИК

ЫК

АС

ОС

УС

ИС

ЫС

АН

ОН

УН

ИН

ЫН

Пояснения:  Лишним во второй строке таблицы является слог СИ, так как гласный И обозначает мягкость согласного С. В других слогах С твердый. Коса, коси, киса, соки, носы, сыны, окно, усни, кони, Нина, Анна, Инна.

Упражнение 3.

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.

АКА

ОКО

ЫКЫ

УКУ

ИКИ

АККА

ОККО

ЫККЫ

УККУ

ИККИ

КАК

КОК

КЫК

КУК

КИК

КАКА

КОКО

КЫКЫ

КУКУ

КИКИ

КААК

КООК

КЫЫК

КУУК

КИИК

Упражнение 4.

Задание: Найди слово среди похожих буквосочетаний. Чем похожи слова и буквосочетания в каждой строчке? Чем они отличаются?

КОНИ

КИНО          КОНИ            НИКО         НОКИ

КИНО

КОНИ          КОНО            КИНО         НИКО

ОКНО

ОКНО          ОНКО            ОКОН         ОНОК

СОКИ

СИКО          СОИК            СОКИ          СКИО

СОСНА

СОНСА       СОСНА         САСНО        СОСАН

СЫНОК

СЫКОН      СОНЫК         СНЫОК       СЫНОК

        

Пояснения: Слова и буквосочетания  каждой строки содержат одинаковые буквы, но они расположены в разном порядке. Если порядок букв нарушен, то получается не слово, а сочетание букв (слогов).



Предварительный просмотр:

Буква М

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай первые две строки таблицы, выделяя ударные гласные.  Отхлопай получившийся ритм.
  2. Прочитай оставшиеся строки, выделяя ударные гласные.
  3. Прочитай  выборочно столбики таблицы.

МА

МО

МЕ

МЫ

МИ

МУ

АМ

ОМ

ЕМ

ЫМ

ИМ

УМ

АМА

ОМО

ЕМЕ

ЫМЫ

ИМИ

УМУ

МАМ

МОМ

МЕМ

МЫМ

МИМ

МУМ

АММА

ОММО

ЕММЕ

ЫММЫ

ИММИ

УММУ

МААМ

МООМ

МЕЕМ

МЫЫМ

МИИМ

МУУМ

МАМА

МОМО

МЕМЕ

МЫМЫ

МИМИ

МУМУ

АММО

ОММА

ЕММЫ

ЫММЕ

ИММУ

УММЫ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение.

СУМ

МО

МА

МОР

СЛО

ЛАМ

МИР

МОС

МЕТ

КОВ

МАС

КА

ЛО

МУ

КОС

ПА

МРА

МИС

ВО

РО

РАМ

МЫ

МА

КО

НЫЙ

Ответ: сумка, молоко, рамка, масло, мама, миска, мыло, метро, слово, мука, космос, мирный, мрамор, морковка, лампа.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.
  3. Подбери, если это возможно, пары к словам таблицы.

Рома

Сева

Максим

Лариса

Виктор

Светлана

Вова

Вероника

Света

Елена

Нина

Марина

Лана

Полина

Роман

Инна

Лина

Нона

Клава

Алла

Тарас

Рита

Павлик

Ирина

Слава

Ответ:    Группы слов:

Вариант 1

  • имена мужские
  • имена женские

Вариант 2

  • имена, образующие пару (например: Лена – Елена)
  • имена, которые всегда звучат одинаково (например: Нина, Алла).

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.

Москва

Моксва                     Мосвка                     Москва                  Мсоква

СЛОВА

СОЛВА                    СОВЛА                    СЛОВА                  СВОЛА

СТРОИЛИ      

СРТОИЛИ               СТРОИЛИ                СТРИОЛИ             СТОРИЛИ

СМОТРЕЛА

СТОМРЕЛА            СМОРТЕЛА             СМОТРЕЛА          СМОТЛЕРА

КОСМОНАВТ

КОМСОНАВТ        КОСМОНАВТ          КОСМОВАНТ

Упражнение 5

Задание:  Найди границы слов в каждой строке таблицы.

МОЛОКОМЫЛОСУМКАМАМАРАМКАКОРМ

КАПУСТАМОРКОВКАКРОЛИКИКЛЕТКАСЕСТРА

РУКИНОСМЫЛОКОТИКРОТИККРАНСЛОВОМЕТРО

Упражнение 6

Задание: Из слогов левого столбика таблицы составь слова. Запиши полученные слова в правом столбике.

РОМЕТ

КАСУМ

ЛОМОКО

СИСОСКИ

КОВМОРКА

Упражнение 7

Задание: Прочитай каждую строку таблицы. Подумай, какое слово надо убрать, чтобы получилось предложение.

Клава встала сумка рано утром.

Вырастет Слава и молоко станет строителем.

Максим кормит кроликов Москва.

Клава вымыла сосиска руки с мылом.

Упражнение 8

Задание:

  1. Прочитай вслух последовательно строки таблицы.
  2. Прочитай шепотом последовательно столбики таблицы.
  3. Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.
  4. Подбери слова к схемам:

МОЛОКО

ЛЕС

ПИР

ЛИСА

ЛОМ

КОТ

СЛОНЫ

СОСИСКИ

МЕЛ

РЕПКА

СОМ

МАСЛО

ЛОСИ

КАПУСТА

МИР

СЛОВА

КОРОВА

КОМ

ТОМ

УКРОП

МЕТРО

СЛАВА

СЕСТРА

МОРКОВКА

РАК

Ответ: Группы слов:

Вариант 1

  • слова, обозначающие один предмет
  • слова, обозначающие множество

Вариант 2

  • слова, состоящие из трех букв
  • слова, состоящие из большего количества букв

Возможны и другие варианты.

К первой схеме подходит слово МЕТРО и РЕПКА, ко второй – СЕСТРА.        



Предварительный просмотр:

Буква Н

Упражнение 1.

Задание:

  1. Прочитай последовательно первую, затем вторую строку таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  3. Прочитай выборочно строки таблицы с понижением голоса до шепотной речи, затем с повышением голоса.
  4. Составь имена из элементов таблицы. Кого можно так назвать?

Пояснения: Если ребенок затрудняется самостоятельно составить имена из элементов таблицы, можно это сделать вместе с ним вначале устно, а затем предложить ему самостоятельно соединить карандашом слоги в имена.

 Анна, Нина, Инна.

НА

НО

НЫ

НУ

НИ

АН

ОН

ЫН

УН

ИН

ОНА

ОНИ

ОНЫ

ОНУ

АНА

АНО

АНИ

АНЫ

АНУ

ОНО

ИНО

ИНА

ИНЫ

ИНУ

ИНИ

УНА

УНО

УНИ

УНЫ

УНУ

ЫНА

ЫНО

ЫНИ

ЫНУ

ЫНЫ

Ответь на вопросы:

  1. Чем похожи все элементы таблицы?
  2. Чем они различаются?

Пояснения: каждый элемент включает согласный Н. В первой таблице все элементы образуют один слог, так как в каждом есть только одна гласная буква.

Во второй таблице все элементы состоят из двух слогов, так как содержат две гласных.  

В первой строке первой таблицы на первом месте согласный Н. Во второй строке первой таблицы на первом месте гласные.

Во второй таблице согласный Н находится между гласными.

Упражнение 2.

Задание: Найди в правом столбике каждой  строки таблицы элемент, как в левом столбике. Выдели его.

ОНА

АНА                ОНА                ОНН

ИНО

ИИН          ИНА            ИНО

УНА

УНА         УНИ               УНО

АНО

ОНА          АНА            АНО

ЫНА

ЫНИ               ЫНН                  ЫНА



Предварительный просмотр:

Буква П

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитайте первую строку таблицы с ударением на выделенном слоге.
  2. Прочитайте последующие строки, выделяя ударные гласные.
  3. Прочитайте выборочно столбики таблицы, соблюдая ударение.

ПА

ПО

ПЕ

ПЫ

ПИ

ПУ

АП

ОП

ЕП

ЫП

ИП

УП

АПА

ОПО

ЕПЕ

ЫПЫ

ИПИ

УПУ

ПАП

ПОП

ПЕП

ПЫП

ПИП

ПУП

АППА

ОППО

ЕППЕ

ЫППЫ

ИППИ

УППУ

ПААП

ПООП

ПЕЕП

ПЫЫП

ПИИП

ПУУП

ПАПА

ПОПО

ПЕПЕ

ПЫПЫ

ПИПИ

ПУПУ

АППО

ОППА

ЕППА

ЫППЕ

ИППУ

УППИ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай столбики, затем строки таблицы.
  2. Составь из элементов таблицы слова.

ПИ

КУ

КОН

ПЕ

ПАВ

ТОР

ЛИТ

НИК

ЛИН

ПЛАС

ПЛОТ

ПАЛ

ПОЛ

ВАР

ПУС

ПАП

ПО

ЛА

ПИЛ

ЛОТ

КУРС

ТРАК

КА

НАЛ

ТИ

ТА

РОП

КИС

ВЕРТ

УК

Ответ:        пила, пилит, плотник, повар, пилот, конкурс, трактор, папка, купил, палка, пенал, пластилин, павлин, капуста, укроп, полка, конверт.

Упражнение 3

Задание:

  1. Узнай заданное слово в ряду буквосочетаний.
  2. Раздели слова левого столбика таблицы на группы.
  3. Найди лишнее слово. Объясни свой выбор.
  4. Подбери слово к схеме:

ТОПОР

ПОПОР                ТОПОР               ТОРОП           ТОПОТ

ПОВАР

ПОВАР                ПАВОР               ПОРАВ           ПОВОР

КАПИТАН

КАТИПАН          КАПИТАН         КАПАТИН

ПЛОТНИК

ПТОЛНИК          ПЛОНТИК         ПЛОТНИК

ТРАКТОРИСТ

ТКАРТОРИСТ    ТРАКРОТИСТ   ТРАКТОРИСТ

 

Пояснение:        слова ПОВАР, КАПИТАН, ПЛОТНИК, ТРАКТОРИСТ можно объединить в одну группу, так как они обозначают профессии, ТОПОР – в другую группу.

Лишним можно считать слово ТОПОР, так как это орудие труда.

Заданной схеме соответствует слово ПЛОТНИК.

Упражнение 4

Задание:

  1. Из сочетаний слогов левого столбика составь слова.
  2. Составь с полученными словами словосочетания, предложения.
  3. Запиши полученные слова в правом столбике.
  4. Что общего между словами левого столбика таблицы? Найди лишнее слово.

ЛИНПАВ

ПИЛКУ

НАЛПЕ

ТОРТРАК

ПИТАНКА

       

Ответ:        получились слова: павлин, купил, пенал, трактор, капитан.            

 Лишним можно считать слово КУПИЛ, так как оно обозначает действие. Все остальные слова обозначают предметы.

Упражнение 5

Задание: Найди границы слов в каждой строке таблицы. Обозначь их.

РИСУНОКПЕНАЛКУПИЛКРАСКИ

КУКЛАПЛОТНИКПОВАРПИЛИТ

КРАСОТАПАВЛИНКАПИТАНТОПОР

КАРТИНКАПАПКАПОЛКАКРАН

Упражнение 6

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы, затем выборочно строки.
  2. Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.

Вера

ПЕНАЛ

Полина

ЛУК

УКРОП

КАПУСТА

Павел

РЕПА

ПЛАСТИЛИН

Лена

ПАПКА

ТЫКВА

КИСТИ

Виктор

ПЛОТНИК

ПОВАР

КРАСКИ

ТРАКТОРИСТ

КАПИТАН

САЛАТ

Ответ:       Группы слов:

  • имена
  • овощи
  • учебные вещи
  • профессии



Предварительный просмотр:

Буква С

Упражнение 1.

Задание:

  1. Прочитай последовательно первую, затем вторую строку таблицы, четко произнося согласный С.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы, четко произнося все гласные.
  3. Прочитайте выборочно строки таблицы с понижением голоса до шепотной речи, затем с повышением голоса.
  4. Найди среди элементов таблицы. Составь слова из двух элементов. Поясни значение этих слов.

    Пояснения:     Ус, соус, ас.

СА

СО

СУ

СЫ

СИ

АС

ОС

УС

ЫС

ИС

Упражнение 2.

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай последовательно строки таблицы.
  3. Прочитай первые три столбика таблицы, делая ударение на выделенных слогах.
  4. Прочитай заданное сочетание.
  5. Найди слова среди буквосочетаний.

    Пояснения:    Оса, оси, осы, усы.

АСА

АСО

ОСА

УСА

ИСА

ЫСА

ОСО

АСУ

ОСУ

УСО

ИСО

ЫСО

УСУ

АСИ

ОСИ

УСИ

ИСУ

ЫСУ

ИСИ

АСЫ

ОСЫ

УСЫ

ИСЫ

ЫСИ

СИСЫ

САСА

СОСО

СУСУ

СЫСЫ

СИСИ

САСО

СОСА

СЫСИ

СИСЫ

СУСА

СОСЫ

Ответь на вопросы:

1.Чем похожи все элементы таблицы? Чем они отличаются?

           

Пояснения:         Все элементы таблицы содержат согласный С.

Все элементы таблицы состоят из двух слогов. Элементы 5 и 6 строки содержат по две согласных С.  Отличаются элементы таблицы гласными.

Упражнение 3.

Задание:

  1. Прочитай выборочно столбики и строки таблицы, понижая, а затем повышая голос.
  2. Прочитай выборочно строки (столбики) таблицы на одном выдохе.
  3. Составь слова из элементов таблицы.

Пояснения:     Сани, насосы, соус, носы, сыны, усни, Нина, Инна, Анна.

СА

СО

СУ

СИ

СЫ

НА

НО

НУ

НИ

НЫ

АС

ОС

УС

ИС

ЫС

АН

ОН

УН

ИН

ЫН

Упражнение 4.

Задание:

  1. Прочитай столбики таблицы, выделяя голосом согласный Н.
  2. Прочитай строки таблицы, четко произнося гласные звуки.
  3. Прочитай вторую строку таблицы с ударением на выделенных гласных.

НАН

НОН

НЫН

НИН

НУН

НАНА

НОНО

НЫНЫ

НИНИ

НУНУ

АННА

ОННО

ЫННЫ

ИННИ

УННУ

АССА

ОССО

ЫССЫ

ИССИ

УССУ

АНАН

ОНОН

ЫНЫН

ИНИН

УНУН

АСАС

ОСОС

ЫСЫС

ИСИС

УСУС

Ответь на вопросы:

  1. Что общего у элементов четвертой строки таблицы?
  2. Чем различаются элементы третьего столбика таблицы?
  3. Назови сочетание, в котором слышится мягкий согласный [Н`] дважды.
  4. Назови сочетания, в которых слышится твердый согласный [Н] дважды.

Пояснения: Все элементы четвертой строки содержат удвоенную букву С. Все элементы третьего столбика содержат гласную Ы, но различаются согласными. [ Н`] слышится дважды в сочетании НИНИ.                         [Н] слышится дважды в сочетании НЫНЫ, НАНА, НОНО, НУНУ, ЫНЫН, АНАН, ОНОН, НЫНЫ, УНУН.

Упражнение 5.

Задание 1: Найди в каждой строке таблицы элемент, соответсвующий выделенному в первом столбике.

Чем похожи все элементы таблицы?

Чем они отличаются?

ОСА

АСА

ОСА

ОСО

АСА

ОСИ

ИСО

ОСО

ОСИ

ИСИ

ОСЫ

ОСЫ

ЫСО

ЫСЫ

ОСО

УСЫ

УСЫ

УСИ

УСО

УСА

       

Пояснения: Все элементы таблицы состоят из двух слогов, так как включают две гласных. Среди элементов таблицы можно выделить слова (смотри первый столбик), каждое из них имеет свое значение, и сочетания      букв (осо, ысо, ысы и др.), которые лексического значения не имеют.

Задание 2: Найди слово среди похожих сочетаний букв.

АННА

АНАН             АНАН            НАНА                АННА

НИНА

ИННА             НАНИ            НИНА                АННИ

САНИ

СИНА             САНИ             НАСИ                САИН

СОУС

СУОС             СОСУ              СОУС                СУСО

АНАНАС

АНАНАС       АНСАНА        НАСАНА          САНАНАС

НАСОС

НОСАС          НСОСА            НАСОС             НАСАС



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Фамилия, имя____________________________учени___4 _____ класса

Прочитай тексты и выполни задания 

В зоопарке

Мы очень долго собирались пойти в зоопарк, но природа откладывала эту радость своими весенними дождями и непогодой.
И вот настал этот долгожданный весенний тёплый солнечный день, располагавший к походу в зоопарк. Взяв с собой кое-какую подкормку для животных, мы отправились в Новосибирский зоопарк. Первых, кого мы увидели, были  императорские  пингвины, купающиеся в бассейне. На ребят они произвели большое впечатление. Рост этих птиц  достигает 122 см, а вес  36 кг. Продолжительность жизни пингвинов составляет более 25 лет.

Дальше мы наблюдали за белыми медведями. Белый медведь – один из самых крупных хищников, обитающих на суше. Его высота в холке (от земли до шеи) 3 м, размер стопы 30 см в длину и 25 в ширину; весят самцы белого медведя 350-650 кг, некоторые еще больше, самки 175-300 кг. Живет медведь 15-18 лет. Живут белые медведи в Арктике – на северном полюсе.

Ещё на ребят  произвёл впечатление горный козел. Когда мы подошли ближе, маленькие  козлята  стали  играть друг с другом, чем очень рассмешили нас. Рост взрослого  горного козла - около метра, вес до 100 кг. Средняя продолжительность жизни: 13-17 лет 

Наше путешествие продолжалось. Недавно в самом большом вольере  Новосибирского зоопарка в семье лосей родилась двойня. Сейчас лосятам четыре дня, в вольер их выпустят в ближайшие день-два. Лось – это самый крупный представитель семейства оленевых. Высота лося в холке составляет до 2 м, длина тела достигает 3 м, а масса, в зависимости от пола, варьируется от 300 до 600 и более килограммов. то же касается продолжительности жизни лосей, они способны прожить порядка 25 лет.

Задание к тексту «В зоопарке»

  1. Используя данные из текста,  заполни таблицу.

Масса

Рост

Продолжительность жизни

Императорский пингвин

Белый медведь

Лось

Горный козел

рис.1Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1040957/pub_5b76f877a2771e00a9727d12_5b7822d96cf6c700aa7e1029/scale_1200

Задания к билету

  1. Запишите в таблице верные ответы на вопросы.

Вопросы

Ответы

Где находится зоопарк?

Какова стоимость билета?

Укажите дату покупки билета.

  1. В зоопарке можно не только понаблюдать за животными, но и испытать свою удачу.         Работник зоопарка объявил, что по серии и номеру билета будет производиться лотерея. Разыгрывается 2 билета на «Колесо обозрения». Ведущий предупредил, что в случае выигрыша нужно обратиться к кассиру. Выигрышным оказался билет Серия ВВ №654951.

       А) Выиграл ли билет, представленный на рисунке 1? (Обведите верный ответ) ДА, НЕТ

       Б) К кому должен обратиться победитель лотереи?

      Запишите полный   ответ______________________________

3.  Владельцу билета очень понравился дизайн. Подскажите, к кому нужно обратиться, чтобы сделать рекламные буклеты для своих друзей?

Запишите названиетипографии:__________________________

Запишите адрес типографии:_____________________________

Белый медведь

Северный медведь – очень крупное животное. Длина тела такого мишки от носа до хвоста превышает рост обычного человека и может достигать 3 метров. Вес животного  при этом намного превосходит человеческий: самцы вырастают до тонны весом, а самки до 300 кг.

Белый медведь – грозный хищник Севера. Казалось бы, даже название мишки говорит о том, какого цвета у него шерсть. А поверите ли вы, что шерсть белого медведя вовсе не белая, а прозрачная?

Каждая шерстинка белого медведя на самом деле – полая трубочка, наполненная воздухом. Природа сделала мишке такой подарок, чтобы он лучше сохранял тепло. Получается, если шерстинка прозрачная, то свет должен пройти через нее и дойти до кожи, которая у белых медведей черная. Такое строение шкуры позволяет медведю не замерзнуть. Белый цвет, который мы видим при взгляде на северного медведя – всего лишь игра света в огромном скоплении шерстинок.

И в воде, и на суше медведь очень ловок. Его тело идеально приспособлено для обитания во льдах. Помимо маскировочного белого цвета, природа подарила ему внушительный слой жира под кожей, согревающего северного медведя в мороз. У белого медведя хорошо развиты слух, зрение и обоняние. Свою жертву медведь может увидеть за многие километры, а мертвого кита учует, даже, если тот находится около противоположного берега. Белый медведь является самым большим арктическим животным, поэтому он не боится других зверей

В отличие от медведей, живущих в теплом климате, у белых медведей нижняя сторона лапы покрыта шерстью, что позволяет мишкам не замерзать, постоянно передвигаясь по льду. При этом шерсть на передней части лап жестче, чем в других местах, из-за этого медведь уверенно ходит по самым скользким льдинам.

Приспособлены лапы полярного  медведя и для плавания. Между пальцами у него есть особые перепонки и когда медведь охотится в воде, он использует свои лапы как ласты.

Естественное место обитания белых медведей – Арктика. На холодных льдах и в водах северное полушария они живут, добывают пропитание и охотятся.

Увидеть настоящего белого медведя можно и в теплом климате, так как многие крупные зоопарки содержат одного или несколько особей этих крупных северных хищников.

Охотится полярный медведь и на суше и в воде. Часто он подкарауливает морских животных у лунок и вытаскивает их на лед, как только они выглянули из воды.

В голодное время белый медведь способен питаться яйцами птиц, водорослями и падалью, а в местах обитания человека – не прочь утащить остатки человеческой еды с помойки или своровать запасы провианта со  склада полярной экспедиции.

Несмотря на то, что белый медведь занесен в Красную книгу, его численность в наши дни не уменьшается. Охота на этих животных запрещена и ученые надеются, что в будущем этот вид перестанет находиться под угрозой вымирания.

Задания к тексту «Белый медведь»

  1. Какой массы может достичь взрослый самец белого медведя?

    а) до центнера

    б) до тонны

    в) до 300кг

  1. Какая шерсть у белого медведя?

    а) белая

    б) черная

    в) прозрачная

  1. Что напоминает по строению шерстинка белого медведя? Найди ответ в тексте и выпиши его. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Найди в третьем абзаце слова, использованные в переносном значении, и выпиши их. ____________________________________________________________________________________
  3. Как ты их понимаешь?_________________________________________________________________
  4. Опираясь на текст, приведи не менее двух примеров того, как белый медведь приспособился к жизни во льдах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как по - разному назван медведь в тексте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Докажи, что белого медведя можно увидеть не только в Арктике, хотя это единственное место его обитания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Северные медведи – опасные хищники. Найди в тексте и выпиши доказательство к этому утверждению.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласен ли ты с мнением ученых, что белые медведи в скором времени перестанут находиться под угрозой вымирания? Докажи свое мнение словами из текста.

Да, согласен, потому что_________________________________________________________________________________

Нет, не согласен, так как_______________________________________________________________

Ответы к заданиям читательской грамотности

Номер задания

Правильный ответ

Количество баллов

Всего: 20 баллов

                                   «В зоопарке» - информационный сплошной текст

Масса

Рост

Продолжительность жизни

Императорский пингвин

36 кг

122 см

25 лет

Белый медведь

350-650 кг

3 м

15-18 лет

Лось

от 300 до 600 кг

до 2 м

25 лет

Горный козел

100 кг.

1 м

13-17 лет 

2 балла (задание выполнено полностью)

1 балл (допускается 1-2 неверно заполненные графы)

 баллов (задание выполнено неверно)

Итого: 2 балла

«Билет» - несплошной текст (в виде фотографии)

1.

Где находится зоопарк?

В Новосибирске

Какова стоимость билета?

300 руб.

Укажите дату покупки билета.

07.07.2018г.

2 балла (задание выполнено полностью)

1 балл (допускается 1 неверно заполненная графа)

0 баллов (задание выполнено неверно)

2а.

Да.

1 балл

2б.

В случае выигрыша нужно обратиться к кассиру.

1 балл

3.

«Неопринт»

Г.Москва

1 балл

Итого: 5 баллов

«Белый медведь» - информационный сплошной текст

1.

 в) до 300кг

1 балл

2.

 в) прозрачная

1 балл

3.

Каждая шерстинка белого медведя на самом деле – полая трубочка, наполненная воздухом.

1 балл

4.

Природа сделала подарок.

1 балл

5.

Природа наградила мишку и дала ему в дар такую шерсть. Отдала в дар.

2 балла (дан полный развернутый ответ);

1 балл (дан верный, но неполный ответ)

0 баллов (нет ответа или ответ неверный)

6.

1.  Каждая шерстинка белого медведя на самом деле – полая трубочка, наполненная воздухом. Природа сделала мишке такой подарок, чтобы он лучше сохранял тепло.

2. Природа подарила ему внушительный слой жира под кожей, согревающего северного медведя в мороз.

3. У белых медведей нижняя сторона лапы покрыта шерстью, что позволяет мишкам не замерзать, постоянно передвигаясь по льду.

4. Приспособлены лапы полярного  медведя и для плавания. Между пальцами у него есть особые перепонки и когда медведь охотится в воде, он использует свои лапы как ласты.

2 балла (за каждый верно приведенный пример)

1 балл (приведен только один ответ и он верен или приведены два ответа и только один верен)

0 баллов (в любом другом случае)

7.

Грозный хищник.

1 балл

8.

Увидеть настоящего белого медведя можно и в теплом климате, так как многие крупные зоопарки.

1 балла (доказательство приведено верно)

0 баллов (доказательство приведено неверно)

9.

У белого медведя хорошо развиты слух, зрение и обоняние. Свою жертву медведь может увидеть за многие километры.

1 балла (доказательство приведено верно)

0 баллов (доказательство приведено неверно)

10.

Да, согласен, потому что охота на этих животных запрещена и ученые надеются, что в будущем этот вид перестанет находиться под угрозой вымирания.

2 балла (указан ответ да и приведено верное подтверждение  из текста)

1 балл (указан ответ да, но нет подтверждения из текста)

0 баллов (любой другой вариант)

Итого: 13 баллов

Спецификация диагностической работы для 4 класса по определению читательской грамотности читательской грамотности

 

 1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности у учащихся четвёртых классов познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и чтению.

 2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется Кодификатором метапредметных (познавательных) умений для начального общего образования, который составлен на основе требований к метапредметным результатам освоения Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

3. Условия проведения диагностической работы

Работа проводится в четвёртом классе в рамках подготовки к ВСОКО. При проведении бланкового тестирования каждый учащийся получает бланк с художественным текстом, информационными текстами и заданиями к ним. Учащиеся выполняют работу на данном бланке. При выполнении заданий с выбором ответа учащиеся отмечают правильный ответ, обводя его. При выполнении заданий с кратким и развёрнутым ответами учащиеся записывают свои ответы на специально отведённых для этого строчках, расположенных после формулировки задания.

4. Время выполнения диагностической работы

На выполнение всей работы отводится 40-45 минут

5. Содержание и структура диагностической работы

Работа направлена на проверку сформированности различных познавательных учебных действий по работе с информацией и чтению.

Для приведения диагностики используется два информационных сплошных текста, представленных научно-популярными стилями, и один несплошной представленный в виде фотографии.  К первому тексту предлагается 1 задание в виде таблицы. Ко второму тексту предлагается 4 задания различного типа. К третьему тексту предлагается 10 заданий. Максимальный первичный балл составляет 20 баллов.

**Если учащийся получает за выполнение всей работы 10 баллов, то он достиг базового уровня овладения универсальными учебными действиями по работе с информацией и чтению.

недостаточный–выполнено менее 30% заданий работы (задание считается выполненным, если получен хотя бы 1 балл);

пониженный–30-49% выполнения всей работы;

базовый –50%-75% выполнения всей работы и набрано менее 75% от максимального балла;

повышенный –1) выполнено более 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы.

6. Комплектация диагностической работы

В комплект работы входит спецификация диагностической работы для 4 класса, ответы, диагностическая работа в одном варианте.



Предварительный просмотр:

Какой океан самый глубокий?

Океаны во многом остаются для нас загадкой. Мы даже не знаем возраста океанов. Вполне возможно, что на первых этапах развития Земли океанов не существовало.

Сегодня человек исследует океанское дно, чтобы лучше их изучить. До глубины 3600 метров дно океанов покрыто мягкими илистыми отложениями. Они состоят из известковых скелетов мельчайших морских животных. На глубинах, превышающих 6 км, дно покрыто мелким красноватым илом, называемым «красная глина». В его состав входят частички скелетов животных, остатки мелких растений и вулканический пепел.

В настоящее время глубину океанов измеряют, направляя вглубь звуковые волны и принимая отраженный сигнал. Для этого измеряют время, за которое звуковая  волна достигает дна и после отражения возвращается; после этого величину времени делят пополам. Эхолоты используются не только для определения глубины морей, но и для изучения дна океана. Они не пропускают даже возвышения в несколько метров высотой.  

Основываясь на этих измерениях, мы довольно хорошо представляем себе среднюю глубину различных океанов, как и самые их глубокие точки. Самый  глубокий - Тихий океан, его средняя глубина 4281м. В некоторых местах глубина около 11 километров. Глубочайшая впадина Тихого океана - Марианская. Ее глубина одиннадцать тысяч двадцать два метра. Следом идет Индийский океан со средней глубиной 3963м. Затем следует Атлантический океан со средней глубиной 3926м. Для сравнения: Балтийское море имеет среднюю глубину всего 55м! Наименьший представитель земных океанов – Северный Ледовитый. Он охватил территорию Северного полюса и граничит с разных сторон континентами. Средняя глубина Северного Ледовитого океана составляет 1225 метров. Он самый мелководный океан из всех.

Почему вода в океане соленая?

Время от времени мы сталкиваемся с некоторыми вопросами, относящимися к нашей Земле, которые представляются нам таинственными и на которые еще не найдено ответов. Например, наличие соли в воде океанов. Как она туда попала?

Да мы просто не знаем, как соль попала в океан! Конечно, нам известно, что соль растворяется в воде и что она попадает в океаны с дождевой водой. Соль с поверхности Земли постоянно растворяется и попадает в океан.

Но мы не знаем, можем ли мы этим объяснить наличие огромного количества соли в океанах. Если высушить все океаны, из оставшейся соли можно было бы построить стену высотой 230 км и толщиной почти 2 км. Такая стена смогла бы обогнуть по экватору весь земной шар. Или другое сравнение. Соль всех высохших океанов по объему в 15 раз больше всего европейского континента!

Обычную соль, которой мы ежедневно пользуемся, получают из морской воды, солевых источников или при разработке залежей каменной соли. Морская вода содержит 3–3,5 % соли. Внутренние моря, такие, как Средиземное море, Красное море, содержат больше соли, чем открытые моря.

Варьируется соленость воды в зависимости от расположения природного водоема. Наименее соленые океаны и моря расположены ближе к северному и южному полюсам, где солнце не сильно греет, в связи с чем и вода не испаряется. Помимо этого, вода разбавляется водами растаявших ледников.

В среднем в литре морской воды содержится около 30 г соли. Залежи каменной соли в различных частях земли образовались многие миллионы лет назад в результате испарения морской воды. Для образования каменной соли необходимо, чтобы испарилось девять десятых объема морской воды; полагают, что на месте современных залежей этой соли находились внутренние моря. Они испарялись быстрее, чем поступала новая морская вода — вот и появились залежи каменной соли.

«Интересные факты об океанах»

Молочное море

           Еще 400 лет назад среди моряков ходили легенды о загадочных водах в Индийском океане, которые становятся беловато-голубыми и сияющими. В 2005 году группа ученых решила изведать этот загадочный феномен. Им удалось обнаружить место, где вода действительно выглядела как сияющее молоко.

  Ученые выяснили, что такой эффект появляется из-за жизнедеятельности биолюминесцентных¹ бактерий. Своим сиянием бактерии приманивают водных жителей и таким образом попадают в самое благоприятное место для обитания — кишечник рыб.

Колодец Тора

   Этот необычный колодец находится на мысе Перпетуа в центральной части побережья штата Орегон. Каменная воронка во время приливов и отливов живописно наполняется водами Тихого океана. Бурлящие волны с шумом и брызгами наполняют эти «врата в подземный мир» и выплескиваются обратно на высоту в 6 метров. Примечательно, что ученые до сих пор не могут объяснить появление углубления и исследовать его дно. Предполагается, что колодец связан с сетью подводных пещер.

Красный прилив

Красный прилив — общее название явления, которое обозначает внезапное массовое размножение бурых водорослей. Продукты жизнедеятельности этой биомассы связывают весь кислород, поэтому рыбы в такой воде сразу же погибают. Такое красивое, но опасное явление характерно для сезона дождей.

Ледяные цветы

Такой океанический луг можно наблюдать в центральной части Северного Ледовитого океана. Ледяные скульптуры на границе воздуха и воды возникают только в условиях очень сухого воздуха, температура которого должна быть ниже, чем температура воды. Ученые говорят, что эти сюрреалистические² цветы расцветают прямо на глазах и могут достигать 6–7 см в диаметре.

Галоклин

Галоклин - это явление, которое было описано еще Жаком Ивом Кусто при исследовании Гибралтарского пролива. Из-за разной плотности, солености и температуры воды возникает четкая граница между двумя морями, которые практически не смешиваются. В датском городе Скаген, стоя на берегу, можно увидеть встречу Северного и Балтийского морей.

¹ Биолюминесце́нция — способность живых организмов светиться, достигаемая самостоятельно или с помощью симбионтов. Название происходит от др.-греч. βίος, «жизнь» и лат. lumen — «свет».

² Сюрреалистические – необычные, крайне причудливые.

        Таблица 1. Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый

10

13

65%

Повышенный

6

7

35%

                      Итого:

16

20

100%

  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Оценивание выполнения отдельных заданий и работы в целом производится в соответствии с Рекомендациями по оцениванию заданий диагностической работы по читательской грамотности для учащихся 4 классов. Отметки за работу по читательской грамотности не выставляются, делается качественная оценка уровня чтения и работы с информацией.

Вывод о том, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, может быть сделан, если ученик справился не менее чем с 63% заданий базового уровня, включенных в диагностическую работу, либо с аналогичным количеством более трудных заданий.

  1. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут. Для инструктажа обучающихся и заполнения данных об ученике в бланке работы отводятся дополнительные 5 минут. Таким образом, общее время проведения диагностической работы – 45 минут.

  1. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительное оборудование не требуется.

  1. Условия проведения и проверки работы (требования к специалистам)

Проведение диагностической работы, инструктаж обучающихся осуществляет учитель начальной школы, работающий в данном классе, в присутствии ассистента. Проверку работ обучающихся выполняют два эксперта школьной комиссии. Учитель 4 класса участвует в проверке работ того класса, в котором он преподает, в качестве одного из экспертов.

  1. Комплектация диагностической работы

В комплект работы входит спецификация диагностической работы для 4 класса, ответы, диагностическая работа (в одном варианте).

Приложение 1.

№ задания

Группа

умений

Описание группы умений

Проверяемое умение

Тип задания

Уровень трудности

Максимальный балл

1

1

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Находить в тексте явную информацию

КО

Б

1

2

2

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Объяснять значение незнакомого слова на основе явной и неявной информации, данной в тексте

РО

П

2

3

1

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Находить в тексте явную информацию, данную в знаковой форме

КО

Б

1

4

1

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Находить в тексте несколько единиц информации, данных в разных частях текста

ВО

Б

2

5

2

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Делать несложное обобщение на основе текста

РО

Б

2

6

3

Использование информации из текста для различных целей

Использовать информацию из текста для решения учебно-познавательной задачи

РО

П

1

7

2

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Находить в тексте информацию, данную в неявном виде, выполняя несложные вычисления

ВО

П

1

8

3

Использование информации из текста для различных целей

Использовать информацию из текста для решения учебно-познавательной задачи

РО

П

1

9

2

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Делать несложное обобщение на основе текста

РО

Б

2

10

3

Использование информации из текста для различных целей

Использовать информацию из текста для решения учебно-познавательной задачи

РО

П

1

11

1

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Находить в тексте явную информацию

КО

Б

1

12

1

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Находить в тексте явную информацию

КО

Б

1

13

1

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Находить явную информацию, приведенную в сноске

КО

Б

1

14

2

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Объяснять значение незнакомого слова на основе явной и неявной информации, данной в тексте

РО

П

1

15

1

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Находить в тексте несколько единиц информации, данных в разных частях текста

ВО

Б

1

16

3

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Находить в тексте несколько единиц информации, данных в разных частях текста

ВО

Б

2

1-7

2-5

3-4

ВО – 4

КО – 5

РО – 7

 Б – 10

 П – 6

21

ОТВЕТЫ К ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Оценка выполнения заданий осуществляется на основе приведенных ниже рекомендаций.

Приведенные примеры детских ответов не исчерпывают всей совокупности возможных верных (и неверных) ответов. Синонимичные ответы оцениваются в сопоставлении по смыслу с приведенными примерами.

При оценивании ответа имеет значение его суть – даже при несовершенной с точки зрения языка формулировке. Однако, если ответ слишком расплывчатый, невнятный, достраивать ответ за ученика не следует. Понимание текста должно быть выражено учеником.

Задания работы оцениваются в 1- 2 балла, неверный ответ- 0 баллов. Максимальный первичный балл составляет 21 балл.

Рекомендованные уровни ЧГ норма

**Если учащийся получает за выполнение всей работы 10 баллов, то он достиг базового уровня овладения универсальными учебными действиями по работе с информацией и чтению.

недостаточный–выполнено менее 30% заданий работы;

пониженный–30-49% выполнения всей работы;

базовый –50%-75% выполнения всей работы и набрано менее 75% от максимального балла;

повышенный – выполнено более 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы.

№ задания

Правильный ответ (решение)

1

Ответ: из известковых скелетов мельчайших морских животных

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ

2

Ответ: в ответе есть два компонента: 1) прибор 2) его предназначение

2 балла – в ответе присутствуют оба компонента

Примеры: Эхолот – это прибор для определения глубины водоёмов (океанов) с помощью акустических эхо-сигналов.

                   Эхолот – это измерительный прибор, которым определяют глубины морей и изучают дно океана.

                   Эхолот – это прибор, предназначенный для измерения глубины морей (океанов), распознавания рельефа дна.

1 балл – в ответе присутствует один компонент (второй отсутствует или неточен)

Примеры: Эхолот – это измерительный прибор.

                   Эхолотом определяют глубины морей (океанов).

0 баллов – дан неверный ответ

3

Ответ: 11022 метра

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ

4

Ответ: 1) Северный Ледовитый    2) Атлантический      3) Индийский         4) Тихий.

2 балла -  все океаны записаны в указанном порядке по возрастанию

1 балл – все океаны записаны в обратной последовательности (по убыванию)

0 баллов – другие варианты

5

Ответ:

2 балла – приведены два примера

Примеры: 1) Высушив все океаны, из оставшейся соли можно построить стену высотой 230 км. и толщиной 2 км.

      2) Соль всех высохших океанов по объему в 15 раз больше всего европейского континента.

1 балл – названа одна причина

0 баллов – дан неверный ответ

6

Ответ: выбран ответ «внутренние моря» и приведено верное доказательство, где указывается на то, что Средиземное море, Красное море, содержат больше соли, чем открытые моря.

1 балл – выбрано «внутренние моря», приведено верное доказательство

0 баллов – в других случаях

7

Ответ: многие миллионы лет назад, миллионы лет назад

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ

8

Ответ: есть указание на испарение воды с поверхности морей

1 балл – дан верный ответ

Примеры: В результате испарения морской воды.

                  Необходимо, чтобы испарилось девять десятых объема морской воды.

0 баллов – дан неверный ответ

9

Ответ: Соленость воды зависит от расположения природного водоема. Наименее соленые океаны и моря расположены ближе к северному и южному полюсам, где солнце не сильно греет, в связи с чем и вода не испаряется. Помимо этого, вода разбавляется водами растаявших ледников.

2 балла – указаны два фактора, влияющих на солёность воды (расположение относительно солнца и разбавление водами растаявших ледников)

1 балл – указан один фактор

0 баллов – дан неверный ответ

10

Ответ:  колодец Тора, ледяные цветы, молочное море

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ

11

Ответ: в Тихом океане

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ

12

Ответ: в сезон дождей

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ

13

Ответ: необычные, крайне причудливые

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – в других случаях

14

Ответ: выбран ответ «нет» и приведено верное доказательство, где указывается условия образования ледяных цветов.

Примеры: Ледяные цветы возникают только в условиях очень сухого воздуха, температура которого должна быть ниже, чем температура воды.

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ

15

Ответ: 4) галоклин

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ

16

Ответ:

Номер вопроса

«Да»

«Нет»

1

V

2

V

3

V

4

V

2 балла – на все вопросы даны верные ответы

1 балл – на три вопроса даны верные ответы

0 баллов – другие варианты

Фамилия, имя __________________________________ ученик (цы) 4 класса _______

                                                                  в именительном падеже

школы (гимназии, лицея) __________________________________________________

города (села, посёлка) _____________________________________________________

 

Задания к тексту «Какой океан самый глубокий?»

1. Из чего состоит илистое отложение, покрывающее дно океана до глубины 3600 метров?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  Что означает слово «эхолот»? Дай объяснение для толкового словаря на основе текста.

Эхолот – это ____________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Какова глубина Мариинской впадины? Обведи номер выбранного ответа.

1) 4281 м

2) 3926 м

3) 11022 м

4) 11 км

4. Запиши названия океанов в порядке возрастания их средних глубин.

1) _______________  2)_______________ 3) _______________ 4) ________________

 Задания к тексту «Почему вода в океане солёная?»

5. Приведи два примера из текста, которые говорят о наличии огромного количества соли в океанах?

1) ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2) ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6. Какие моря, внутренние или открытые, содержат больше соли? Отметь знаком ■ выбранный ответ и подтверди его предложением из текста.

□ внутренние моря                        □ открытые моря

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как давно образовались залежи каменной соли? _____________________________

________________________________________________________________________

8. Вследствие чего образовалась каменная соль? _______________________________

________________________________________________________________________

9.  От чего зависит солёность воды?__________________________________________

________________________________________________________________________

Задания к тексту  «Интересные факты об океанах»

10. Пользуясь текстами, подпиши явления, изображённые на фотографиях.

_______________________

______________________

_______________________

11. В каком океане можно увидеть колодец Тора? _____________________________

12. В какое время можно наблюдать красный прилив? __________________________

________________________________________________________________________

13. Что означает словосочетание «сюрреалистические цветы»? __________________

________________________________________________________________________

14. Могут ли образоваться ледяные цветы в условиях влажного воздуха, температура которого выше, чем температура воды?

□ Да                         □ Нет

Я считаю, что____________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

15. Какое явление было описано исследователем Жаком Ивом Кусто?

1) молочное море           2) колодец Тора            3) красный прилив            4) галоклин

Задание к разным текстам

16.  Определи, есть ли в прочитанных текстах ответы на эти вопросы. Если ответ есть, то поставь знак V в столбик пол словом «Да», если ответа нет, поставь знак V в столбик под словом «Нет».

«Да»

«Нет»

Каков возраст океанов?

Сколько процентов соли содержится в морской воде?

В каком году группа учёных решила изведать феномен «молочное море»?

Какие моря относятся к открытым?



Предварительный просмотр:

I.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Первая группа – логические упражнения.

1.Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2.Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

Липа, береза, ель, сосна;

Зеленый, красный, синий, желтый;

Лошадь, корова, свинья, овца;

Шарф, варежки, пальто, кофта.

3.Какое слово лишнее и почему?

Красивый, красный, синий, зеленый;

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

Лук, морковь, огурец, яблоко;

Гриб, ландыш, ромашка, василек.

4.Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв;

Они одного рода;

Они состоят из двух слогов.

5.Путем перестановки букв составь слово.

У к л б о; с н о а с; у п к с.

6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза;

Кора, лото, боксер;

Молоко, нерест, тарелка.

7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама;

Пуговица, молоток, лава;

Укор, бузина, тина;

Поворот, пороша, канава.

8.Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружьё;

Соломка, пора, мель;

Лиса, бельмо, полёт;

Смола, слеза, берет.

9.Найди четвертое слово.

Песня – композитор; самолет - ?

- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;

Школа – обучение; больница - ?

- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

Нож – сталь; стул -?

- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

Лес – деревья; библиотека - ?

- город, здание, библиотекарь, театр, книги;

10.Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12.Какие буквы, слог, слово лишние.

а у р о ы

ма ра ла ны та

река, речка, ручей, ручка, ручеек

Вторая группа - игры по составлению слов со словами.

1.Найди слово в слове.

Гроза шутка ярмарка

2.Подбери пару.

Песня практичный

Площадь примерный

Подруга прилежный

Почтальон праздничный

Подарок полосатыйе

Полотенце полотняный

Портфель прекрасный

Парикмахер приятный

3.Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы:

З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.

4.Шарады.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее найдете без труда. (Картина)

С буквой к живу в лесу. С буквой ч овец пасу. (Кабан – чабан)

https://fhd.multiurok.ru/f/8/5/f852e6491abe1b0e74b43d1d418978c78b0cf7a5/uprazhnieniia-dlia-osoznannogho-chtieniia_1.pnghttps://fhd.multiurok.ru/f/8/5/f852e6491abe1b0e74b43d1d418978c78b0cf7a5/uprazhnieniia-dlia-osoznannogho-chtieniia_2.png

5.Ребусы: ка ком ва та

.Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)

Третья группа – работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами.

1.Составь текст.

2.Составь предложения.

В школе

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3.Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут корм…

Четвертая группа – работа с текстом (учебник).

  1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы.

  1. Расположи вопросы по порядку содержания текста.

  1. Задай вопросы по тексту или по части текста.

  1. Определи, сколько частей в тексте.

  1. Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран верно.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

  1. Выборочное чтение.

  1. Пересказ по вопросам и без них.

  1. Составление плана текста.

II. Упражнения для формирования правильности чтения

Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше).

Картинки расположены на закрытой доске. Надо их открыть, досчитать до трех, закрыть. Перечислить предметы. Найти, что изменилось.

2. Опиши предмет (показать и убрать).

3. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить).

4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию).

Бочка-точка, бабушка - бабочка, кошка-ложка.

5. Выбери слова на данный звук.

6. Встаньте те, у кого в имени, фамилии есть данный звук.

7. Выбери слова, в которых один слог, два слога и т. д.

Ударение падает на 1слог, на 2 слог, на 3слог.

Вторая группа – упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел-мель-мыл-мыль-мал-мял-мышка-мошка-мишка-миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст-стук, сосна-насос, мех-смех, мышка-камыш, марка-рамка, арш-шрам, масло-смола, мошкара-ромашка.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые окончания, приставки.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев;

Красное, белое, голубое, черное, желтое;

Кукла, мама, папа, ложка.

4. Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

5. «Сквозная буква», «Лесенка»

_____ - З - Ч____

_____ - З - Ч______

_____ - З - Ч_________

_____ - З - Ч___________

III. Упражнения для развития беглости чтения

Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.

1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке ставим зеленую точку и концентрируем на ней взгляд. В это время называем предметы справа, слева, снизу, сверху.)

2. Работа по таблицам Шульте.

Развитие поля зрения по горизонтали. Развитие поля зрения по вертикали.

7

3

15

10

1

2

15

3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.

● ● ●

СОК СВЕТА ИВА

НОСКИ МЕСТО КРЕСЛО

САМ КАТОК КЛЕТКА

КУКЛА КУКЛА

МАГАЗИН РАК

4. Чтение столбиков с трафаретами. 

(Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках.

1 класс -3-5слов, 2 класс – 10-12 слов, 3 класс – 15-18 слов, 4 класс – 20-25 слов)

Чек красный защелка универмаг

Зуб бегать лаборант продовольствие

Дом игра молоко учебники

5. Определи разницу.

Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;

Беседа, разговор, собеседование болтовня, диалог.

6. Назови по порядку.

Беда буря плач ветер

Несчастье вьюга рев вихрь

Горе поземка слезы ураган

Печаль метель рыдания шторм

7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом. Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.

№1 №2 №3

Г Я П Л М

А А О А

С Р Щ З Б

Ж К

8. Работа по таблице.        

https://fhd.multiurok.ru/f/8/5/f852e6491abe1b0e74b43d1d418978c78b0cf7a5/uprazhnieniia-dlia-osoznannogho-chtieniia_3.png

https://fhd.multiurok.ru/f/8/5/f852e6491abe1b0e74b43d1d418978c78b0cf7a5/uprazhnieniia-dlia-osoznannogho-chtieniia_4.pnghttps://fhd.multiurok.ru/f/8/5/f852e6491abe1b0e74b43d1d418978c78b0cf7a5/uprazhnieniia-dlia-osoznannogho-chtieniia_5.png

https://fhd.multiurok.ru/f/8/5/f852e6491abe1b0e74b43d1d418978c78b0cf7a5/uprazhnieniia-dlia-osoznannogho-chtieniia_6.png

https://fhd.multiurok.ru/f/8/5/f852e6491abe1b0e74b43d1d418978c78b0cf7a5/uprazhnieniia-dlia-osoznannogho-chtieniia_7.png

https://fhd.multiurok.ru/f/8/5/f852e6491abe1b0e74b43d1d418978c78b0cf7a5/uprazhnieniia-dlia-osoznannogho-chtieniia_8.png

1. агроном

железо

медведь

Ж осина

календарь

металл

билет

пенал

растение

комната

инженер

деревня

дорога

ребята

лисица

заяц

капуста

одежда

месяц

самолет

орех

дежурный

аллея

Москва

огурец

язык

метро

топор

ветер

сирень

2. интересный

морковь

К желтый

праздник

овощи

русский

молоко

север

пальто

посуда

сапог

комбайн

осина

телефон

мороз

коньки

путешествие

сверкать

магазин

ужин

трактор

лагерь

корабль

шоссе

сеялка

солома

шофер

завод

сорока

погода

3. хлебороб

директор

С аккуратно

командир

трамвай

космонавт

черный

желать

квартира

горизонт

пассажир

председатель

лестница

земляника

картофель

столица

солдат

Россия

костер

ворона

город

тетрадь

хорошо

корова

народ

билет

берег

улица

ягода

4. правительство

воробей

З свобода

библиотека

революция

коллектив

ракета

девочка

фамилия

вагон

медленно

богатство

спасибо

песок

учитель

карандаш

Родина

пшеница

урожай

ученик

товарищ

малина

субботник

газета

класс

герой

портрет

машина

вокзал

платок

Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка, синяя, точка, второе снизу; Овал, желтая, пятое, сверху и т. д.)

Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.

1.Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения.

2.Скороговорки.

3.»Бегущая лента». Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть их прочитать.

4.Различные виды чтения:

чтение всего текста шепотом, затем громко, затем про себя, хоровое чтение, чтение в парах, чтение одновременно с ведущим, чтение с убыстрением темпа, жужжащее чтение, скачкообразное чтение «Кенгуру» и т. д.

IV. Упражнения для развития выразительности чтения

- чтение слова с разными оттенками интонации

- чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации

- упражнения для дыхания

- упражнения для развития голоса

- упражнения для дикции

- прочитать, передавая радость, печаль, возмущение, гордость в зависимости от текста

- чтение по ролям, в лицах



Предварительный просмотр:

        Задания для 1 класса (на уровне слова)

1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Л]:

Ла- ла- ла- веселая юла.

Ло-ло –ло – тихо и тепло.

Лу-лу-лу – купили мы юлу.

Лы- лы- лы – налетели пчелы.

2. Скороговорка:

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА

4. Прочитай слова без лишнего слога:

тюсалень леонапард лягушлика дязател кастфурюля саголат пефонал альцыбом портрыфель плавытье футсыболка туфдули тапчуки сандапели трамрявай тролфилейбус строикутель

 5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа

1. Чистоговорка на автоматизацию звука [Р]:

Ра- ра- ра- веселая игра.

Ро-ро-ро- красивое перо.

Ру-ру-ру- не люблю жару.

Ры-ры-ры- злые комары.

2. Скороговорка:

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

РО-РО-РО, РО-РО-РО,РО-РО-РО

4. Прочитай слова без лишнего слога:

леонапард кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз уктюроп петщерушка саголат ребядис карерандаш ручщока портрыфель брюлаки плавытье метцыро трамрявай тролфилейбус строикутель профодавец кондимытер

5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя

1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Ш]:

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу..

2. Скороговорка:

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ

4. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

 5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

пгоири пкудоша согеивнк алатс мреавуй

1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Ж]:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

2. Скороговорка:

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ

4. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы О

ОКНОКОЗЕРОБОЗОНДАТРА

5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

склоьуса сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор

 

1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Ч]:

Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.

2. Скороговорка:

У Танечки - тачка, а у Анечки - печенья пачка.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА

4. В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры

5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

птальо иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша

1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Щ]:

Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.

2. Скороговорка:

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА

4. В каждой строчке найди 5 слов бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

пцогвуиа змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор

Басни Льва Николаевича Толстого

1. Куда спустился муравей?

2. Что сделала волна?

3. Что бросила муравью голубка?

4. Как муравей спасся?

5. Чем охотник поймал голубку?

6. Как муравей помог голубке?

Басни Льва Николаевича Толстого

1. О чем черепаха просила орла?

2. Что орел посоветовал черепахе?

3. Как поступил орел?

 4. Что случилось с черепахой?

Басни Льва Николаевича Толстого

1. О чем заспорили голова и  хвост змеи?

2. Что сказала голова?

3. Что сказал хвост?

4. Что случилось с хвостом змеи?

Задания для 2 класса (на уровне предложения/текста)

1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)

2. Читай предложения наоборот справа налево:

оленелезаз гурков ёсв

Все вокруг зазеленело.

3. Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): 

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

4. Прочитай текст и ответь на вопросы: 

Грибы.

      Грибы обычно собирают летом или осенью. Но, иногда, их собирают и зимой. Зимние грибы появляются, когда в лесу потеплеет после первых заморозков. Эти грибы – ближайшие родственники опят. Растут они возле пеньков и поваленных деревьев.

Вопросы для контроля:

  • Растут ли грибы зимой?
  • 2. Где растут зимние грибы?
  • Какие грибы ближайшие родственники зимних грибов?

1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

L Н R F S А Q Н W G ЕZ h Б U Е L t Б V F Т S R Е G P Z L Y Л W J Е S N Е F Ь G S Т Z N А Y W Н R L Е J f Г S Y Р Q W Е Z U Е L GТ R t S E J U T

На небе белеет, светит, а не греет. (Луна)

2. Читай предложения наоборот справа налево:

вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот

Тоненькие сосульки повисли на крышах домов.

3. Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): 

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

4. Прочитай текст и ответь на вопросы: 

Киты.

       Многие считают, что киты – это рыбы. На самом деле, рыбки появляются из икринок. А маленьких китят рождают мамы-китихи и вскармливают их молоком. Молоко это такое полезное, что за день китёнок вырастает на столько, сколько весит взрослый человек.

Вопросы для контроля:

  • Можно ли назвать кита рыбой?
  • Чем мама-китиха кормит своего китёнка?
  • Как ты считаешь, кто тяжелее: китёнок, которому исполняется год, или человек?

1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

LР R F S О Q Г W G А Z h ТU ЫL t Й V F А S R Н G ЕZ L Y Б W J Ы S N К

Рогатый, а не бык. (Месяц)

2. Читай предложения наоборот справа налево:

иьчур илачружаз олесев

Весело зажурчали ручьи.

3. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

4. Прочитай текст и ответь на вопросы: 

Чайки.

         Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

Вопросы для контроля:

  • Что умеют животные?
  • Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»
  • Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?