Взаимодействие с родителями

Пантелеева Светлана Евгеньевна

Здесь можно найти много полезной и интересной информации для родителей: статьи, памятки, советы и многое другое

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитываем патриотов с детства»

Никто не учит маленького человека:  «Будь равнодушным к людям, ломай деревья,  попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно,  настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,  потому, что и человеком его надо воспитать».   В.А. Сухомлинский 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В ФГОС дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. 

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. 

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. 

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

          Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

         Ознакомление с явлениями общественной жизни. 

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

               Ознакомление с природой. 

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. 

          Формы работы по патриотическому воспитанию

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Воспитываем патриотов с детства.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства”.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  Наша с вами  задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду (человеку-труженику, результатам его труда);

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

А  начиналось все с ООД, которые помогают обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать представления о семье, родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков.

Для этого  проводились беседы “Мой дом, моя семья”, в которых рассказывали детям, как и почему появились у людей имена, фамилии, показывали иллюстрации, оформляли семейные фотоальбомы, создавали проекты.

Постепенно ребенок знакомился с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родное село... (история, традиции, достопримечательности, памятники). Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем  проводятся экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Огромная работа была проведана по знакомству детей с подвигом  народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования Дня Победы. Ежегодно проводятся экскурсии  к памятнику А.П. Босову. Проводилась встреча с  ветеранами ВОВ. Дети с удовольствием и большой ответственностью принимают участие в поздравлении ветеранов в День Победы. Именно на этом и основывается патриотическое воспитание дошкольников.

 Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это в своей работе мы стараемся передать нашим детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных, духовных и патриотических чувств подрастающего поколения.



Предварительный просмотр:

 Дыхательная гимнастика для дошкольников - это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания.

Польза дыхательной гимнастики

При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).

У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.

Как проводить занятия с ребенком

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.

Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.

Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.

Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.

Упражнения для детей 2-4 лет

Воздушный шарик

Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.

Волна

Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".

Водолаз

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

Часики

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».

Вырасту большой

Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

Паровозик

Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу».

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

Упражнения для детей 5-7 лет

Для более старших детей к описанным выше упражнениям можно добавить следующие:

Роза и одуванчик

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.

Курочка

Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.

Хомячок

Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

Ворона

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

Дракон

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

Брось мячик

Ребенок стоит, держит в руках мяч, руки подняты вверх. Вдыхает, затем на выдохе бросает мяч от груди вперед, при этом произносит длительное «у-х-х-х».  Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.

Гимнастика после сна

               Упражнения для мышц плечевого пояса:

Поднимание и опускание плеч. При поднимании – вдох через нос, при опускании – выдох через рот.

Поднимание и опускание плеч поочерёдно. При поднимании – вдох через нос, при опускании – выдох через рот.

Упражнения для мышц шеи:

Исходное положение – стоя или сидя, спина и шея прямые.

Повороты голова в стороны. При повороте – вдох носом, при возврате в исходное положение – выдох ртом.

Наклонить голову вперёд-вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом).

Гимнастика мышц зева и глотки:

Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при зажатом рте.

Гимнастика пробуждения

Игры с одеялом

Дети прячутся под одеяло, и так 2-3 раза.

Вот идёт лохматый пёс,

А зовут его – Барбос!

Что за звери здесь шалят?

Переловит всех котят.

Лёгкий массаж

«Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь.

 Комплекс № 1

  1. Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги,  и уронить их. Повторить 3-5 раз
  2. Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.
  3. «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.
  4. Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.
  5. «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.
  6. «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз

Комплекс № 2

  1. «Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз
  2. Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
  3. Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз
  4. «Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.



Предварительный просмотр:

«Чистота – залог здоровья»

Нужно ли приучать малыша к чистоте? Нужно. Нас окружают множество вредных микроорганизмов, которые могут попасть в неокрепший детский организм через мелкие ссадины на руках или при еде немытыми руками через рот в кишечник и вызвать заболевание.

Впрочем, сохранение здоровья – не единственный аргумент в пользу приучения ребенка к чистоте. Выработанное в детстве умение соблюдать чистоте и наводить порядок, пусть даже как подражание родителям, пригодится во взрослой жизни, когда наводить порядок придется уже в собственном доме.

Как же приучить к чистоте? Мы все знаем поговорку «Начинай воспитывать ребенка, пока он лежит поперек кровати». Приучение к чистоте тоже следует начинать как можно раньше, лет с трех, но если начнете позже, не расстраивайтесь – начинать никогда не поздно.

Есть несколько правил, которые вам помогут

Правило 1: ребенок должен понимать, зачем нужна чистота!

Правило 2: сила личного  примера имеет большое значение.

Правило 3: пусть малыш помогает нам в меру своих сил.

Во все времена дети обожают капаться в песке, печь пироги из песка и строить песчаные города, плескаться в воде, ходить по лужам, кататься по траве, строить шалаши из веток и листьев. Не сердитесь, если ребенок испачкался, - это совершенно нормально! Сильная боязнь испачкаться делает ребенка излишне осторожным, создает напряжение, мешает увлеченно играть со сверстниками. В результате ребенок затрудняется выстраивать отношения с другими детьми. Лучше завести ребенку несколько комплектов уличной  одежды, которую можно будет не бояться испачкать, и он сможет свободно играть во время прогулок. Приучайте детей переодеваться из повседневной, чистой одежды в уличную перед прогулкой.

«Катание на коньках, ледяных дорожках, на санках и с горы»

Катание на ледяных дорожках.

Перед тем как выйти на прогулку, расскажите ребенку о мерах безопасности и научите его безболезненно падать на бок.

Начинайте учить ребенка кататься, сначала взявшись за руку взрослого, чтобы он смог сохранить равновесие. Когда ребенок научится держать равновесие, прокатитесь вмести с ним. Отталкиваться необходимо от нескользящей поверхности. Одну ногу следует ставить вперед, а другую – назад. Вес тела нужно переносить на стоящую впереди ногу.

Катание с горы.

На горку необходимо приходить только вместе с родителями.

Следует соблюдать очередность при подъеме.  Съезжать с горки можно только сидя. При спуске нужно соблюдать дистанцию: начинать спуск только тогда, когда дорожка свободна.

После спуска следует быстро освободить дорожку, не задерживая других детей. Нельзя брать на горку посторонние предметы.

Катание  на коньках.

Начинать заниматься можно с 4-х лет. Вложенные в ботинки супинаторы предохранят ребенка от плоскостопия, а высокая шнуровка – от растяжения голеностопного сустава.

Перед выходом ребенка на лед, проверьте, правильно ли привернуты  коньки.  Лезвие должно выступать спереди и сзади от края ботинка на 1 – 2 см. Фигурные коньки крепятся не по центру ботинка, а слегка смещаются внутрь ноги: носок конька должен проходить между большим и вторым пальцами, а задник чуть смещен к внутреннему краю ботинка. Такое положение конька дает возможность сохранить устойчивость при скольжении – это особенно важно для новичков.

Следите, чтобы ребенок правильно стоял и скользил по льду, сохраняя равновесие и осанку. Научите ребенка не делать толчок носком конька; мягко падать в обе стороны на бедро: при падании сгруппироваться (согнуть тело, руки, ноги), чтобы не удариться с размаху об лед, а проскользнуть по нему, смягчить силу удара.

Катание на санках.

Проверьте наличие и прочность веревки. Выносите санки острыми полозьями вниз. Оговорите с детьми, где вы будете кататься.

Объясните ребенку, что долго сидеть на санках без движения не рекомендуется, так как можно замерзнуть и заболеть.

Категорически запретите детям стоять на санках, лежать лицом вниз, бежать с санками навстречу другим детям, прикладываться языком к металлическим частям санок.

«Беготня спустя два дня» (комплекс лечебной гимнастики)

 В горле запершило, из носа потекло, а через два дня появляется кашель. Это отек, который поразил слизистую оболочку носа, затронул бронхи. Ребенку стало тяжело дышать. А еще мокрота…  Если ребенок лежит, она застаивается, не откашливается, микробы в ней размножаются – и до воспаления легких недалеко.

Но дети не любят лежать и как только температура снижается, сразу начинают скакать по постели. И правильно делают! Во время прыжков происходит аутомассаж. Бронхи при этом освобождаются от мокроты, кашель быстро проходит, и осложнения детям не грозит.

В первый же день после снижения температуры можно начать лечебную гимнастику. Вот несколько упражнений для детей.

«Солдатским шагом». Спокойная ходьба по комнате с переходом на маршировку. Высоко поднимаем ноги, согнутые в коленях. Дышать при этом надо через нос, спинку держать ровно. Время выполнения – 1 минута.

«Самолетик». Бег с разведенными в стороны на уровне плеч руками. При этом ребенок тянет звук «у-у-у». За 10 – 15 секунд до окончания бега темп постепенно замедляется. Время выполнения – от 20 – 30 секунд на первом занятии, до минуты – последующих.

«Уж». Два раза проползаем под стулом.

«Тикают часики». Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо – «тик», наклон влево – «так». Спина прямая, слова произносим  громко. Упражнение повторить 4 -5 раз.

«Косец». Имитируем движение косца: «косим» справа, и слева. При выдохе произносим: «Жух!» Выполняем упражнение по 3 – 4 раза с каждой стороны.

«Кто как говорит». Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. Показывает, как жужжит жук («ж-ж-ж»), поет петушок («ку-ка-ре-ку»), лает собака («гав-гав-гав»). Упражнение выполняется 3 -4 раза.

«Дует ветер». Сидя в той же позе, ребенок дует: «Фу-у-у» - сначала тихо, потом сильнее.

«Воздушный шарик». Имитируем надувание воздушного шарика. Вдох через нос. На первом занятии следует делать не более 3 -4 выдохов.

«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в «замок». При наклоне туловища вперед ребенок одновременно опускает руки, на выдохе произносит: «Ух!» (2 -5 раз).

«Велосипед». Лежа на спине, ребенок имитирует езду на велосипеде. Движение выполняем 2  6 раз.

«Плывем брассом». Лежа на животе и приподняв голову, ребенок делает круговые движения руками, как при плавании брассом (2 – 6 раз). Дыхание произвольное.

Не обязательно разучивать сразу все упражнения. Можно выполнять 3 – 4 из них несколько дней, а потом другие, чтобы гимнастика ребенку не надоела. Если после гимнастики хочется откашляться – значит, цель достигнута.

Литература

  1. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  2. Николаева Е. И., Федорчук В. И., Захарина Е. Ю. здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

 

 



Предварительный просмотр:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски.

Всё нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

(В. Берестов)

Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учиться думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.

Для всестороннего формирования навыков по рисованию у дошкольников я провожу различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование и рисование нетрадиционными способами.

На занятиях по рисованию дети учатся: ориентироваться на листе бумаги, рисовать предметы разной формы с натуры, располагать предметы в перспективе, передавать предметы при дальнем и ближнем изображении (дом впереди дерева, солнце за тучкой), изображать человека и животных в движении, рисовать по сюжетам сказок, составлять узор из элементов дымковской, хохломской, городецкой росписи, правильно держать кисть, карандаш во время рисования, закрашивать в одном направлении, не выходя за контур, планировать свою работу.

К сожалению, некоторые родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Я  считаю необходимым, что  полученные навыки на занятиях в детском саду, необходимо закреплять и дома.

Советы родителям

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Обратите внимание на осанку. Необходимо сесть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Чтобы не слишком утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течение  длительного времени. Не забывайте - лучший отдых, это смена занятия.

Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и вам, родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.

От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. В первую очередь, присмотритесь насколько правильно ребенок, держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш.  При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», «Что бывает такого цвета».

Не дорисовывайте ничего в детских рисунках, даже если то, что изображено на листе бумаги, требует дорисовки. Этим вы не только покажете ребенку, что он не умеет рисовать красиво, но и не дадите ему возможности самому проанализировать рисунок и понять, что в нем неправильно. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот надо одобрять любые достижения ребенка.

Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках. 

Эти нехитрые советы помогут ребенку быстрее овладеть приемами рисования.

 Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Какие нетрадиционные способы рисования используются в нашем детском саду? Кляксография, рисование пальцами, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием и т. д.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе, на листочке дерева, на газете…. печатать разными предметами, создавать композиции свечой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Рисование помогает малышу преодолевать психологические проблемы, выражать себя и свое видение мира.

Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.

Как говорил В.А. Сухомлинский: "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".

Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, лепку, аппликацию). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объект.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Нетрадиционные техники рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки и акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча и акварель

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Материалы:  плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Давайте и мы с вами получим удовольствие, используя нестандартные подходы в рисовании.

Печатаем листьями на бумаге

Необходимые материалы и инструменты:

Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, кусочек поролона, а также листья разных деревьев, цветов.

Порядок работы:

Намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники «по сырому» дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Техника рисования кляксография

Порядок работы:

На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону.

 Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала. Сложность техники, проводить процедуру рисования поэтапно, а так же индивидуально. Понадобится помощь неуверенным детям. Следить за мерами безопасности детей при работе. Так как работа для многих детей трудна, необходимы динамические паузы.

Техника рисования с использованием трафарета

Порядок работы:

Изготовить трафарет: согнув лист бумаги пополам, обрезать 1 см по краям, а на сгибе нарисовать половинку вазы и букета из элементов цветочков и различной зелени. Всё аккуратно вырезать. На чистый лист бумаги наложите трафарет. Опустите губку в краску, затем прижмите её к бумаге, делая «колющие» движения. Опустите губку в краску другого цвета и продолжайте печатать. Используя необходимые цвета, нанесите краску на все участки рисунка. При желании можно прорисовать детали рисунка кистью или фломастером.

Примерные темы для использования техники: «Осень», «Аквариум», «Любимые животные», «Открытка маме», «Мои игрушки», «Фантазии», «Дорога», «Букет цветов»

Техника рисования восковыми мелками, свечой

Рисунок невидимку можно изобразить белым восковым мелком или свечой. Обязательно необходимо заинтересовать и побудить маленького ребёнка выявить невидимый рисунок. На первом этапе надо привлечь ребёнка в работу, чтоб у него не пропал интерес к выполнению задания невидимыми материалами. Понадобится помощь неуверенным детям.

Примерные темы для использования техники: «Кто там?», «Волшебники».

Мой опыт работы показывает, что рисование нетрадиционными  техниками доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.



Предварительный просмотр:

Личная безопасность ребенка

Основы безопасности жизнедеятельности

 1. Предотвращение несчастных случаев

По мере того, как ребёнок растёт, меняется его интерес к повседневно окружающим вещам. И именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности: превратить свой дом в зону без риска, принять благоразумные меры предосторожности.

Факты.

Несчастные случаи - наиболее распространённая причина, угрожающая здоровью и жизни детей. Каждый год несколько сотен тысяч пострадавших детей отправляются в больницы за помощью. Ежедневно в результате несчастных случаев жизни трёх детей угрожает серьёзная опасность.
Много трагедий разыгрывается дома, и проведённые исследования показали, что самые тревожные «домашние» месяцы - летние, чаще всего июль, а самое «подходящее» время - как правило, вечер воскресенья!

Почему происходят несчастные случаи.

Несчастные случаи - следствие того, что родители, особенно женщины, находятся под избыточным напряжением или слишком заняты. Это неудивительно, так как большинство из нас выполняет по меньшей мере десять тысяч различных обязанностей, одновременно присматривая за малышами. Но это ещё не всё.

Родителям необходимо спросить себя, КАКИЕ изменения они могли внести, чтобы обезопасить свой дом. Меры предельно просты. Для начала как-нибудь присядьте на корточки, на уровень роста ребёнка и попробуйте взглянуть на вещи из его положения. Посмотрите на тянущийся провод электрочайника (причину самых ужасных ошпариваний) и рукоятки сияющих сковородок, торчащие над плитой; откройте дверцу, за которой скрыт набор бутылочек разных цветов и форм с отбеливателем, чистящими средствами, возгораемыми жидкостями: Хоть и несколько наивный приём, но он поможет Вам понять, как притягательны для ребёнка окружающие его предметы.

Маленькие дети не осознают риска - у них просто нет опыта, который подсказал бы им, что может навредить им, а что - нет. Они не видят различий, например, между опасными веществами с неприятным вкусом и безобидными продуктами питания, пока им не исполнится примерно три года.

2. Первая помощь при попадании в организм инородного тела

Инородные тела (кости, пуговицы и др.) нередко попадают в глотку и пищевод детей и, застревая там, приводят к затруднению при приеме пищи, к повреждениям, а при длительном их пребывании там - и к прободению стенки глотки или пищевода, развитию гнойного процесса в окружающих тканях.

Пострадавшего необходимо срочно направить к врачу. Запрещается прием пищи или проглатывание хлебных корок для проталкивания инородного тела в желудок. Если инородное тело из пищевода попало в желудок, то через 2-3 суток оно безболезненно выйдет естественным путем.

При попадании инородного тела в желудок и кишечник не следует ограничивать ребенка в пище, а также давать ему слабительные средства.

Голодная диета, уменьшая перистальтику, задерживает выход инородного тела, слабительные же средства, наоборот, значительно усиливают сокращение стенок кишечника, что может способствовать их повреждению инородным телом. В указанных случаях ребенку нужно давать мягкий хлеб, каши, кисели, т. е. такую пищу, которая, обволакивая инородное тело, защищала бы стенки желудка и кишечника от повреждений. Если проглоченный предмет был острым (гвоздь, игла, вилка и др.), ребенка немедленно направляют в больницу.

При попадании инородных тел в гортань, трахею или бронхи у ребенка внезапно наступает приступ удушья (асфиксия), сопровождающийся посинением лица и губ, судорожным кашлем. В большинстве случаев, при небольших размерах инородного тела, после сильного приступа кашля дыхание ребенка восстанавливается, так как предмет со струей воздуха выбрасывается наружу. Если же инородное тело остается в дыхательных путях, оно может вызвать там воспалительные процессы или закупорку бронхов и остановку дыхания. Поэтому при первых признаках асфиксии ребенка следует немедленно отправить в больницу.

Инородное тело в конъюнктиве и роговице глаз (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.) вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1%-ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промывая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.

При попадании инородных тел в ухо (горошина, бусина, пуговица и др.) ребенок жалуется на шум, наличие в ухе чего-то постороннего, нередко отмечается ухудшение слуха. Особенно неприятные ощущения могут вызвать насекомые, попавшие в ухо: мухи, муравьи, пауки и пр.

Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удается, его направляют к врачу.

Инородное тело, попавшее в нос ребенка, затрудняет дыхание, вызывает чихание, а в запущенных случаях обильные слизисто-кровянисто-гнойные выделения. Чтобы удалить инородное тело из носа, ребенку надо предложить зажать здоровую ноздрю и с силой высморкаться; раздражая слизистую носа перышком, бумажкой, вызвать у него чихательный рефлекс. Если предлагаемые меры не помогут, ребенка следует направить к врачу.

3. Безопасность в доме

Опасность первая. Острые, колющие и режущие предметы.

Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая. Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара.

Правило 1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило 2. Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост).

Правило 3. Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность третья. Лекарства и бытовая химия.

Правило 1.  Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Правило 2. Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность четвёртая (невидимая и неслышимая). ГАЗ.

Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:

Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

4. Личная безопасность дома и на улице.

Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.

Правило 1. Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

Правило 2. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай "Нет".

Правило 3. Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

Правило 4. Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес.

Правило 5. Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона.

Правило 6. На вопросы незнакомых людей по телефону: "Дома ли родители?" - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.

Правило 7. Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.

Опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице.
Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила.

Правило 1. Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежурному.

Правило 2. Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.

Правило 3. Не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время.

Правило 4. Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места.

Правило 5. Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными.

Правило 6. Не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей.

Правило 7. Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет - не трогай его. В нём может оказаться бомба.

5. Безопасность на дорогах.

Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать
Правила дорожного движения!

Правило 1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".

Правило 2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

Правило 3. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Правило 4. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.

Правило 5. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.

Правило 6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

Правило 7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Правило 8. Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что:
автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.

Правило 9. Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.

6. Безопасность на воде.  Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасности поведения на воде.

Правило 1. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду.

Правило 2. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.

Правило 3. Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.

Правило 4. Нельзя заплывать за буйки.

Правило 5. Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты.

Правило 6. Никогда не играй в игры с удерживанием "противника" под водой - он может захлебнуться.

Правило 7. Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться.

Правило 8. Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну.

Правило 9. Игры в "морские бои" на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.

 7. Безопасность в Вашем доме

Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить! Для этого Вам придётся приобрести «привычку к безопасности». Вот несколько советов, над которыми Вы можете поразмыслить:

•  Всегда поворачивайте от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок, чтобы ребёнок не мог дотянуться и вылить на себя кипящий жир;

•  Всегда укорачивайте провода электрочайников - по той же причине;

•  Всегда следите за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола, на подоконнике;

•  Всегда надёжно запирайте лекарства и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка;

•  Всегда убирайте подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируйте болтающиеся штепселя и подводящие провода;

•  Всегда следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы;

•  Всегда вставляйте блокираторы в электророзетки во избежание засунуть отвёртку, шпильку, пальчик в одну из дырочек, какие он видит в стене.

Эти меры предосторожности помогут Вам меньше беспокоится, когда Вы и Ваш ребёнок перемещаетесь по дому в разных направлениях в одно и то же время!

И, пожалуйста, не забывайте, что Вам нужно осознавать опасности не только в своём доме, но и в домах других людей. Это гораздо труднее, особенно, когда имеете дело с друзьями или собственными родителями. Всё, что Вы можете, - это помнить, например, что у них нет шпингалетов на окнах или что они не запирают «яды» в шкафчике под раковиной. Постарайтесь тактично, чтобы не обидеть их, обговорить эти важные для Вас моменты, но Вы должны обезопасить ребёнка.

Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл !

Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает!

Помните, что Ваш малыш взрослеет и забот, ответственности за его жизнь и здоровье с каждым днём прибавляется!

Помогите ребёнку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав все необходимые условия безопасной жизнедеятельности!

 8. Что могут сами дети

Прививая детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического и духовного развития ребёнка.

НАЧИНАЯ с 3-4 лет

- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 лет

-  ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;

- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет

- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

НАЧИНАЯ с 8 лет

- дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;

- они уже наполовину опытные пешеходы;

- они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;

- они могут определить, откуда доносится шум;

- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;

- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;

- но они по прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

9. Соблюдать правила необходимо и в автомобиле.

Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:

•  Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.

•  Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.

•  Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.

•  Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы.

•  Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.

Лучшая защита от пожаров – их предупреждение

Прописные противопожарные истины и правила поведения при пожарах – главные темы уроков безопасности. Работа на предупреждение идёт не только с детьми, но и с родителями.  У нас впереди лето, и, к сожалению, летом существуют проблемы, имею в виду ситуацию с пожарами.

Основная причина пожаров - это несоблюдение правил пожарной безопасности при сжигании мусора и сухой травы. Напоминаем  жителям   о недопустимости неконтролируемого сжигания мусора в садах и частных подворьях. Сжигать сухую траву и мусор необходимо в безветренную, пасмурную погоду в железных бочках с крышкой-искрогасителем.

Уважаемые родители, педагоги, воспитатели, взрослые! Проведите беседы с детьми о соблюдении элементарных правил пожарной безопасности в лесу.

Лесные пожары.

Если Вы пользовались костром, то при уходе из леса его необходимо потушить до полного прекращения тления.

Прекрасны и необъятны леса нашей Родины. Свыше миллиарда гектаров занимает лесной фонд России. Но есть у леса страшный враг, который ежегодно уничтожает большие площади лесных массивов, превращая их в пустыню. Это лесной пожар.

Неизмеримо велик ущерб, причиненный лесными пожарами. Пожары приносят вред не только лесному хозяйству. В огне сгорают населенные пункты, сельхозпродукция, горят мосты, линии телефонной и телеграфной связи. Большое количество дыма снижает видимость на дорогах, отрицательно воздействует на здоровье человека. Основной причиной возникновения пожара в лесу является небрежное, неосторожное обращение человека с огнем (до 80%).

«Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации» предусматривают общие требования по предотвращению лесных пожаров и запрещают следующее.

Пожароопасным периодом считается время с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой погоды или образования снегового покрова.

Запрещается разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на буреломных и ветровальных участках леса, торфяниках, лесосеках, под кроной деревьев, в местах с подсохшей травой, вблизи сухого камыша. В остальных местах разведение костров разрешается на площадках, очищенных от горючего материала и окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, т.е. очищенной до минерального слоя земли.

Запрещается бросать окурки и спички, употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся материалов, оставлять промасленную, пропитанную ГСМ ветошь и обтирочный материал, заправлять топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работающем двигателе.

Запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях, проведение сельхозпалов вблизи лесных массивов.

Если Вы пользовались костром, то при уходе из леса его необходимо потушить до полного прекращения тления, залив водой или засыпав землей огонь и угли.

 Запрещается засорять лес бытовыми отходами, устраивать свалки мусора и строительных остатков в лесу.

На сегодняшний день российским законодательством за поджог лесных массивов и причинение ущерба в крупных размерах предусмотрена уголовная ответственность от 2 до 4 лет лишения свободы.

Хочется призвать жителей города и района: строго соблюдайте правила пожарной безопасности и нахождения в лесу, не губите природу, уважайте жизнь во всем ее многообразии!

Особой проблемой в пожароопасный весенне-летний период является горение сухой травы. Часто от пала травы загораются хозпостройки, дачные домики, жилые дома, иногда гибнут люди. Случается, что выгорают целые деревни. Несомненно, основное количество пожаров от загорания сухой травы приходится на апрель-май, но в жаркую и засушливую погоду трава может высыхать и летом.

В соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности, «территория населенных пунктов и организаций…, участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.», «разведение костров, сжигание отходов и тары не разрешается в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 м до зданий и сооружений. Сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах должно производиться под контролем обслуживающего персонала».

Ответственность за уборку сгораемого мусора и сухой травы на территориях организаций, дачных кооперативов, приусадебных участков возложена на собственников имущества (жильцов), руководителей организаций. Поэтому, ответственные лица могут быть привлечены к ответственности, даже если не произошло пожара, но территория не очищена.

В пожароопасный период необходимо также быть более осторожными с открытым огнем: не разводить костры вблизи строений, в хвойных лесах, на сухой траве. Взрослым необходимо разъяснить детям о возможных последствиях из-за шалости с огнем.

При пожаре звоните: 01, моб.: 112 или 010.

Причины увеличения количества пожаров

Причиной возгораний являются: несоблюдением гражданами правил пожарной безопасности, самовольный пал травы, мусора, тополиного пуха, детская шалость с огнём. Будьте особо бдительны! Берегите себя, не оставляйте без присмотра детей.

 Как правило, пожары происходят по вине граждан, которые выжигают мусор в жилом секторе (частные дома, надворные постройки).

 С момента появления тополиного пуха пожарная опасность повышается. Пух способен загораться от небольшой искры или непотушенной сигареты. Большое скопление тополиного пуха необходимо поливать водой и убирать.

Тревогу вызывают дети, оставшиеся без присмотра родителей, которые поджигают тополиный пух и разводят костры, где им вздумается. 

Родители! Проведите беседы с детьми о недопущении поджигания пуха, а также об ответственности в случае возникновения пожара.

Согласно части 3 стать 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ лицо виновное в возникновении пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий влечет наложение административного штрафа от полутора до сорока тысяч рублей.

При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо звонить по единому телефону спасения «01», сот связь «112»

Пожарная безопасность.

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.
Запомни правила противопожарной безопасности.

Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3. Не суши бельё над плитой.

Правило 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Если в доме начался пожар. 

Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Правило 5. При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

ГРОЗА

ЦЕЛЬ: побеседовать с детьми о том, что такое гроза и как себя вести во время грозы

ХОД:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о грозе. Гроза - это атмосферное явление, при котором в кучевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают молнии.

"Гроза" А.Л. Барто

Начинается гроза

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза

В небе вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере

В дом ворвались сквозняки,

Распахнулись двери...

Ребята, а теперь я вам расскажу какие нужно соблюдать правила, если началась гроза.

Правило N 1: Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При попадании молнии в водоем, ты можешь сильно пострадать.

Правило N 2: Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящие деревьями. Не стоит прятаться и под высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния.

Правило N 3: Лучше всего грозу переждать в кустарнике, туда молния не попадет.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как будто ласково играя,

Как бахнет издали ведром!

Но знает вся моя деревня,

И знают все мои друзья,

Что под высокие деревья,

От молний прятаться нельзя.

Пусть далеко идти до дома,

Но нам друзья неведом страх.

И я бегу из водоема

И прячусь от грозы в кустах.

Люблю грозу в начале мая,

Пусть гром гремит и дождь идет,

И ярко молния сверкает!..

В меня она не попадет!

А теперь ребята посмотрите на этот рисунок (ОБЖ 1 кл. стр.171) и скажите, кто из этих ребят рискует пострадать от молнии? А теперь давайте рассмотрим нашу ширму. Что же нам советует Стасик, что нужно делать, если началась гроза?

ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ И ЯГОДЫ.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с тем, что такое ядовитые растения.

ХОД:

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о ядовитых растениях. Ядовитыми называются растения, содержащие химические вещества, которые попав в организм человека или животного, вызывают отравления. Отравление может привести к тяжелому заболеванию или смерти. Для самого ядовитого растения ядовитые вещества имеют большое значение. Они защищают растения от животных, которые могли бы съесть его стебли, листья или семена. Нередко ядовитые растения с виду даже красивы. Кажется, что может быть нежнее ландыша? А в его ягодах и корнях таятся ядовитые вещества.

Правило N 1: Собирай только знакомые тебе грибы и ягоды.

Правило N 2: Ни в коем случае не пробуй незнакомые тебе ягоды и грибы.

Правило N 3: Всегда спрашивай взрослых, съедобны ли грибы и ягоды, которые ты собрал в лесу. Старайся запомнить, какие грибы и ягоды съедобны, а какие нет.

"Вкусный суп".

Ведьма суп сварить решила.

Змей сушеных покрошила,

Развела большой костер

И поставила котел.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор -

Отыскала мухомор,

Для приправы - бузины,

Для отравы - белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины...

Супчик вышел то, что надо:

Целых двадцать литров яда.

А сейчас, ребята, я вам прочитаю сказку В. Гауфа "Маленький Мук". И вы узнаете, что случилось с Маленьким Муком после того, как он поел незнакомых ягод. (После прочитанного - беседа по содержанию сказки).

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРИРОДЕ

ЦЕЛЬ: познакомить детей с теми опасностями, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, в парк, на Волгу.

Ход беседы.

В природе встречается много опасностей: землетрясение, наводнение, ураганы, горные обвалы. Это называется стихийными бедствиями и к счастью происходит не часто. Но даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали со взрослыми, человека подстерегает множество опасностей. Опасность 1: в лесу можно заблудиться.

Правило N 1: Что бы не заблудиться, не ходи в лес один.

Правило N 2: В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.

Когда вы заблудились

В темном лесу

И встретите злую сову,

Вы крикните только

Погромче "АУ!"

И вам отзовется "АУ!"

Правило N 3: Если ты заблудился в лесу, не поддавайся паники, не беги, куда глаза глядят.

Правило N 4: Присядь, внимательно прислушайся к звукам. Может быть откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей.

Правило N 5: Постарайся понять, откуда идет звук, и иди в этом направлении. Если звук становится громче - ты идешь правильно.

Правило N 6: Если тебе встретится река или большой ручей, иди по течению. Этот путь, как правило приводит к жилью.

Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу? ("Маша и медведь", "Три медведя", "Красная шапочка") А теперь сядьте поудобнее, сейчас я расскажу вам сказку...

Рекомендации родителям будущих первоклассников

  • Испытывать уважение к ребёнку как к личности.
  • Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
  • Поощрять успехи, не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
  • Не требовать любой ценой высоких результатов и оценок.
  • Не наказывать ограничением двигательной активности (не запрещать гулять на свежем воздухе с друзьями).
  • Строго придерживаться режима дня.
  • Перенести на выходные просмотр телевизионных передач, компьютерные игры.
  • Совершать в выходные дни семейные прогулки, по возможности организовать посещение бассейна.
  • Во время выполнения домашнего задания (не более 90 минут) следить за осанкой, проводить физкультминутки.
  • Следить, чтобы после школы ребёнок гулял на свежем воздухе 30 – 60 минут.
  • Сон не позже 21.00.
  • За 10 минут до сна проветрить комнату и принять ванну.
  • Посидеть на кровати рядом с ребёнком: мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра всё будет хорошо, всё у него получится, что он очень умный и добрый.
  • Пробуждение должно быть плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 мин; ставить будильник у изголовья кровати противопоказано).
  • Перед завтраком дать ребёнку выпить стакан фруктового или овощного сока.
  • В период заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зелёный лук.
  • После физкультуры необходимо снять спортивную футболку и надеть сухую сменную.
  • Предупредить ребёнка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять в столовой тёплый сладкий чай с лимоном).
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
  • Ребёнок должен понимать, за что и почему его наказывают. Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одёргивание, требования просто не нужны!
  • Любой ребёнок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или неженка – заслуживает любви и уважения: ценность в нём самом.