Педагогический дебют -2023
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – воспитатель новой формации…»
на конкурс «Педагогический дебют - 2023»
(воспитатель Ташкинова О.В.)
«Я выбрала профессию такую,
Что лучше мне на свете не найти.
И с каждым годом убеждаюсь,
Что я иду по верному пути!»
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т. е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать воспитателем. Считала, что среди множества различных профессий на земле эта профессия — самая интересная и привлекательная.
Перед каждым человеком рано или поздно встаёт вопрос выбора жизненного пути. Для меня вопроса «кем быть?» просто не существовало. Еще, будучи ребёнком, я твёрдо решила стать педагогом.
Мой путь к профессии воспитателя оказался очень долгим. Еще, будучи школьницей, я любила заниматься с маленькими детьми – учила их познавать окружающий мир и просто играла с ними. Взрослые доверяли мне погулять со своими детьми, пока они были заняты. И я даже не подозревала тогда, что профессия воспитателя станет моей… Чем старше я становилась, тем больше меня тянуло к детям.
Поэтому после окончания 11-го класса, я поступила учиться на учителя в педагогический университет. Закончив его, я пришла работать в школу. Но все время я чувствовала и понимала, что это не совсем мое. Прошло 10 лет, прежде чем я решилась идти работать в детский сад, ведь я сама мама троих детей, и знаю, сколько душевных и физических сил нужно вкладывать в воспитание детей.
Нигде и никогда я не получала такого удовольствия и такой радости от работы, как в детском саду. За эти два года моего профессионального становления стало очевидным, что выбранная профессия – моя.
Многие понимают труд воспитателя лишь как игру с детьми, веселое время препровождение, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый воспитанник вырос настоящим человеком.
Я стараюсь и сам детский сад позволяет создать условия для раскрытия способностей каждого ребенка.
Любовь к детям определяется личностными качествами воспитателя: особенностями его воспитания, талантом, чувством долга и ответственности.
Нам, воспитателям, приходится делать все: рисовать и шить, вязать и заниматься огородничеством, в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона.
Чем больше мы знаем и умеем, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми. Необходим при этом жизнерадостный и веселый характер, умение не сердиться на ребенка, избегать монотонности, скуки, серости будничных дней. Дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своем наставнике, которому стараются подражать. Я стараюсь соответствовать этим качествам, быть жизнерадостной и яркой.
Во время работы я всегда стараюсь создавать хорошее настроение себе и детям. Я всегда чувствую, что они во мне нуждаются. Приходя к детям, я постоянно помню о том, что нельзя возвышаться над ними, предавать, унижать и обижать их, потому что дети нам доверяют!
Но наряду с этим, лучшими качествами педагога, я считаю, заинтересованность в деле и исполнительность. Воспитатель должен быть порядочным, доброжелательным, терпеливым, добрым. Доброта педагога заключается в том, чтобы с готовностью помочь ребенку осваивать мир, а семье гармонично воспитывать малыша. Без этих качеств работать с детьми невозможно. И я уже убедилась в этом на собственной практике.
Каждая наша минутка, все время, которое мы проводим в детском саду, должно быть посвящено нуждам деток, пониманию их интересов и потребностей. Ведь мы заботимся не только об условиях жизни ребенка, но и о его духовном и физическом здоровье как ведущих составляющих его личности. Здоровому ребенку все интересно. Первыми наставниками является семья и детский сад.
Отношения детей с воспитателем играют огромную роль в формировании их личности. В своих отношениях с детьми я всегда помню о том, что я должна помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
Характер общения воспитателя и ребенка должен быть доверительный, партнерский, основанный на активном взаимодействии. Я стремлюсь к тому, чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить ребенка, сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других, оцениваю не только результат, а сам процесс деятельности, но в мягкой тактичной форме.
Я горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно. Действительно – это так. Ведь вместе с детьми мы растем, развиваемся, проживаем самые счастливые годы – детство.
Впечатления детства оставляют в жизни ребенка глубокий след. И поэтому я стремлюсь к тому, чтобы эти впечатления были светлыми, яркими, радостными. То, что вынесет ребенок из детства, будет с ним всю его жизнь.
Доверие и уважение детей – это самое главное в нашей работе. И когда я вижу, как мои ребятишки, не хотят уходить домой, и делятся со мной своими «страшными» тайнами, я начинаю верить, что у меня всё получится. Я смогу научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, воле злых и хитрых людей.
Я воспитатель новой формации и счастлива своим выбором!
Предварительный просмотр:
МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» -
филиал «Уфимский детский сад «Радуга»
Проект
в старшей группе
(совместно с родителями)
на тему
«Здоровье – мой выбор»
Автор: Ташкинова О.В.
п. Уфимский
2022 год
Пояснительная записка
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Одна из основных задач ФГОС ДО – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Двигательная активность дошкольников является важнейшим компонентом их образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Побеседовав с детьми и проанализировав результаты анкетирования родителей, мы пришли к выводу, что во многих семьях потребность детей в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей. Преобладает негативная статистика по здоровому образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня). И как следствие, родители не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
Так появилась необходимость введения в жизнь детей проекта «Здоровье – мой выбор».
Цель проекта:
Формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1) Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
2) Формировать базу знаний о своем теле, организме; о факторах, влияющих на здоровье человека;
3) Воспитывать эмоциональную отзывчивость, ответственность и желание заботиться о своем здоровье;
4) Приобщить детей к элементарным нормам и правилам в питании, в двигательном режиме;
5) Совершенствовать физические способности детей в совместной двигательной деятельности;
6) Обогатить здоровьесберегающую образовательную среду группы, создать благоприятную атмосферу на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОО с родителями.
Ожидаемые результаты:
- организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- сформированность представлений о необходимости сохранения своего здоровья, осознанного отношения к выбору продуктов питания и организации активного отдыха;
- активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
Участники проекта:
- Дети;
- Воспитатели;
- Родители.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная, познавательная, конструктивная деятельность.
Интеграция по областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Здоровьесберегающие технологии:
Динамические паузы (физкультминутки) проводится во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и другие.
Подвижные и спортивные игры часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Игры проводятся ежедневно и подбираются в соответствии с местом и временем ее проведения.
Пальчиковая дыхательная гимнастика проводится в любое удобное время индивидуально или с подгруппой ежедневно.
Гимнастика для глаз организуется ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время.
Гимнастика пробуждения проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам и массажным коврикам.
Ритмопластика проводится 2 раза в неделю во второй половине дня.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика;
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения после дневного сна;
- прогулки;
- спортивные праздники.
Продукты проекта:
- создание стенгазеты «Мы выбираем здоровый образ жизни»;
- проведение досуга совместно с родителями «На старт всей семьей»;
- организация и проведение театрализованного представления «Советы здоровья»;
- выставки творческих работ: «Микробы», «Виды спорта», «Овощи», «Фрукты»;
- создание совместно с родителями мини – альбомов «Здоровый образ жизни в моей семье»;
- организация и проведение театрализованного представления «Мы за здоровый образ жизни».
Ресурсное обеспечение проекта:
- Временные ресурсы: с 17 октября по 16 декабря 2022 года.
- Информационные ресурсы: интернет-ресурсы, сайт ДОО.
- Материальное обеспечение включает в себя:
В детском саду имеется спортивный зал, спортивно-оздоровительная предметная среда, которого помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.
Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь, повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Мультимедийное оборудование, ноутбук, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат.
Учебно - методические ресурсы включают в себя разработанные картотеки подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физкультминуток, схемы бесед, занятий, дидактические игры, настольно-печатные игры, книги о здоровье, о физической культуре, художественные произведения, плакаты, иллюстрации по ЗОЖ. Картотека аудиозаписей и фонограмм для музыкального сопровождения утренней гимнастики, подвижных игр, гимнастики пробуждения после сна. В центре сюжетно-ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях. Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Семья», «Детский сад», «В кабинете врача», «Супермаркет», «Аптека».
Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые включают обширный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.
В группе есть дети с ОВЗ, которые активно вовлекаются в совместную активную деятельность, в том числе к участию в театральной деятельности.
Проект состоит из четырех блоков:
- 1 блок – «Мое тело. Органы чувств»
- 2 блок- «Личная гигиена»
- 3 блок – «Спорт. Закаливание и режим»
- 4 блок- «Витамины»
Этапы реализации.
Подготовительный этап.
1. Обозначение проблемы и темы проекта участникам проекта.
2. Подборка методического и дидактического материала.
3. Подборка художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
4. Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.
5. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.
6. Подборка аудио и видеоматериала по теме проекта.
Основной этап.
1. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни.
2. Анкетирование родителей, изготовление буклетов.
3. Создание совместно с родителями мини – альбомов «Здоровый образ жизни».
4. Игровая, элементарная трудовая, конструктивная, познавательная, изобразительная деятельность.
5. Беседы с детьми.
6. Организация двигательной деятельности.
7. Чтение художественной литературы.
8. Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов.
Заключительный этап.
- совместное спортивное развлечение детей и родителей;
- театрализованное представление «Мы за здоровый образ жизни»;
- презентация проекта.
Мероприятия по реализации проекта:
Дата | Тематический блок | Мероприятия | Работа с родителями | Продукт тематического блока |
17.10.2022г – 28.10.2022г | Тема: «Мое тело. Органы чувств» Цель: Расширять знания о частях тела человека, развивать интерес к познанию собственного организма; формировать представления об органах чувств человека (слух, зрение, обоняние, осязание). | НОД по теме «Я и мое тело» Беседы «Что значит быть здоровым?», «Откуда берутся болезни?», «Как я буду заботиться о своем здоровье». П/и «Кто быстрей допрыгает до цели на одной ножке», «Пройди по дорожке с завязанными глазами», Подвижные игры с мячом. Д/и «Здоровый малыш», «Ты – моя частичка», «Назови правильно». Ознакомление с художественной литературой С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», К.Чуковский «Жил на свете человек». Рассматривание энциклопедии «Тело человека». Просмотр и обсуждение мультфильма «Мойдодыр». Аппликация «Фрукты» | 1.Анкета для родителей 2. Спортивное развлечение совместно с родителями «На старт всей семьей» | 1. Создание лэпбука «В здоровом теле здоровый дух» |
31.10.2022г – 11.11.2022г | Тема: «Личная гигиена» Цель: расширять представления о правилах личной гигиены, воспитывать стремление самостоятельно следить за чистотой своего тела и вещей. | НОД Рисование в технике кляксография «Микробы». Беседы «Чистота – залог здоровья», «Полезные и вредные привычки», «Почему микробы опасны?». П/и «Выше ноги от земли», «Бездомный заяц», «Сделай фигуру». Д/и «Одень ребят на прогулку», «Правила гигиены», «Чудесный мешочек». Взаимодействие с медицинским работником детского сада «Оказание первой медицинской помощи» С-р игра «Парикмахерская». Ознакомление с художественной литературой Т.А. Шорыгина «Денис и медвежонок Дени», А.Барто «Девочка чумазая», Г.Остер «Вредные советы». Загадки о предметах личной гигиены. Просмотр и обсуждение мультфильма «Митя и микробус». Лепка «Овощи» | 1.Консультация «Режим дня» 2. Изготовление костюмов и атрибутов совместно с родителями для театрализованного представления | 1. Создание лэпбука «Поговорим о правильном питании» 2.Театрализованное представление «Советы здоровья» |
14.11.2022г –25.11.2022г | Тема: «Спорт. Закаливание и режим» Цель: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта в здоровье человека; воспитывать потребность в занятиях физкультурой. | НОД Лепка «Виды спорта». Беседы «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «На зарядку становись!», «Зачем соблюдать режим?». П/и «Попади в обруч», «Море волнуется», «Ловишки», «Медведь и пчелы». Д/и «Лабиринты здоровья», «Что сначала - что потом (режим дня)», «Азбука здоровья». Ознакомление с художественной литературой Разучивание пословиц о здоровье, «Волшебный морж», Т.А.Шорыгина «Зарядка и простуда». Просмотр и обсуждение мультфильма Королева Зубная щетка Констуирование «Ваза для фруктов» | 1. Консультация «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья» 2. Буклеты «Здоровый образ жизни детей» | 1. Создание с детьми стенгазеты «Спорт – это сила! Спорт - это жизнь!» |
28.11.2022г – 16.12.2022г | Тема: «Витамины» Цель: Формировать и расширять представления о полезной и вредной еде, подвести к пониманию того, что здоровье зависит от питания (еда может быть вкусной, но вредной для здоровья). Дать наиболее широкое понятие о витаминах. | НОД «Витамины и их значение в жизни человека» Беседы «Что я люблю из еды», «Полезная пища, какая она?», «Витамины вокруг нас». П/и «Кто сделает меньше прыжков», «Прятки», «С кочки на кочку». Д/и «Если кто-то заболел», «Узнай и назови овощи», «Полезная и вредная еда», «Вредно – полезно». Сюжетно –ролевые игры «На приеме у врача», «Аптека» Ознакомление с художественной литературой Загадывание загадок об овощах и фруктах. К.Чуковский «Айболит», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала». Изготовление овощей и фруктов в технике папье-маше | 1. Создание совместно с родителями мини –альбомов «Здоровый образ жизни». 2. Изготовление костюмов и атрибутов совместно с родителями для театрализованного представления |
2.Театрализованное представление «Мы за здоровый образ жизни» |
Ежедневная профилактическая работа:
– Утренняя гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
– Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».
– Воздушное контрастное закаливание.
– Облегченная одежда в группе.
– Прогулки каждый день с подвижными играми.
– Хождение босиком до и после сна.
– Закаливание: обширное умывание после сна.
– Игровой самомассаж.
– Коммуникативные игры.
– Пальчиковая гимнастика.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающиие технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья детей.
Наша задача – привить ребёнку необходимость быть здоровым. Важно сформировать у детей, к моменту окончания обучения в детском саду, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность беречь его.
Литература:
- Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье» - М.: ТЦ«Сфера», 2004.
- М.Р.Югова «Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет» - Волгоград: «Учитель», 2012.
- С.А.Козлова, С.Е.Шукшина «Тематический словарь в картинках: мир человека. Я и мое тело» - М.: «Школьная книга», 2015.
- В.Надеждина «Все обо всем на свете. Развивающие игры, скороговорки, загадки» - Минск: 2010.
- Н.В.Полтавцева «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - М.: ТЦ «Сфера», 2012.
- А.С.Галанов «Игры, которые лечат» - М.: Педагогическое общество России», 2005.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/11/26/proekt-formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u