Учитель года 2022

Татаринова Лариса Александровна

Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России» в­­ 2022  году Татариновой Ларисы Александровны, учителя математики и физики МКОУ Касьяновская СОШ

Личный Интернет-ресурс кандидата на участие в муниципальном этапе конкурса:  https://nsportal.ru/tatarinovala

Видеоматериалы: ссылка

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта кандидата на участие в муниципальном этапе

Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2022 году

______Татаринова Лариса Александровна_______

(фамилия, имя, отчество)

______МКОУ Касьяновская СОШ__________

( образовательное учреждение)

1. Общие сведения

Населённый пункт

С. Касьяновка

Дата рождения (день, месяц, год)

30 ноября 1974 г

Место рождения

р.п. Кантемировка, Кантемировского р-на. Воронежской обл.

Адрес личного Интернет-ресурса, где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

https://nsportal.ru/tatarinovala

Адрес школьного сайта в Интернете

http://kasyan-sayt.lbihost.ru/

2. Работа

Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с её уставом)

МКОУ Касьяновская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области

Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке)

учитель

Преподаваемые предметы

Математики, физика

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

нет

Общий трудовой стаж

(полных лет на момент заполнения анкеты)

26 лет

Общий педагогический стаж

(полных лет на момент заполнения анкеты)

26 лет

Дата установления квалификационной категории(если она имеется), какой именно категории

ВКК, пр № 1-А от 01.03.2018 г.

Почётные звания и награды (наименования и даты получения в соответствии с записями в трудовой книжке)

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации Приоритетного национального проекта «Образование» , 2006 год

Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет)[1]

МКОУ Касьяновская СОШ,

Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность)

нет

3. Образование

Название и год окончания организации профессионального образования

Воронежский государственный педагогический университет,  1997г.

Специальность, квалификация по диплому

Учитель математики и физики

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования дополнительных профессиональных программ, места и сроки их освоения)

Развитие профессиональных компетенций учителя математики общеобразовательной организации в соответствии с профстандартом, Санкт-Петербург, ООО «ЦНОиИ», 2019

Методика реализации межпредметных технологий в образовательной деятельности. Активное обучение», ВИРО, 2019

Адресная программа повышения квалификации на основе диагностических процедур учителей физики, ГБУ ДПО ВО «Центр непрерывного профессионального мастерства педагогических работников», 2020

Знание иностранных языков (укажите уровень владения)

Французский  со словарем

Учёная степень

нет

Название диссертационной работы (работ)

нет

Основные публикации (в т. ч. книги)

4. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

Профсоюз работников образования

Участие в деятельности управляющего совета образовательной организации

да

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов

(с указанием статуса участия)

Проект «Бессмертный полк» -федеральный,

Проект «Цвети земля» - региональный

Проект «Ясная поляна», благоустройство зоны отдыха в селе Касьяновка, ТОС «Дружба» - муниципальный

5. Семья

Семейное положение

(фамилия, имя, отчество и профессия супруга)

Дети (имена и возраст)

Дочь Юлия, 25 лет

Сын Константин, 22 года

Дочь Олеся,  11 лет

6. Досуг

Хобби

Рукоделие

Спортивные увлечения

Волейбол

Сценические таланты

имеются

7. Контакты

Рабочий адрес с индексом

396701 Воронежская область,

Кантемировский район,

с. Касьяновка, ул. Советская, 6

Домашний адрес с индексом

396701 Воронежская область,

Кантемировский район,

с. Касьяновка, ул. Театральная, 33

Рабочий телефон с междугородним кодом

(47367) 58-270

Домашний телефон с междугородним кодом

(47367) 58-193

Мобильный телефон с междугородним кодом

920-428-01-63

Факс с междугородним кодом

нет

Рабочая электронная почта

Kasyanka@yandex.ru

Kasyanka@yandex.ru

Личная электронная почта

tatarinova-74@bk.ru


[1]Поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения.



Предварительный просмотр:

Урок физики по теме "Линзы. Построение изображения в линзах". 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11

УМК: Базовый учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Чаругин В.М.

Физика – 11, Просвещение

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создание условий для

  • изучения знаний о линзах, их физических свойств и характеристик;
  • отработки схемы построения изображения в линзах и применение основных линий и понятий на чертежах;
  • получение изображения в линзах при выполнении лабораторного практикума;
  • вычисление оптической силы линзы;
  • определения области применения оптических свойств линз человеком.

Задачи урока:

  • формирование представлений о линзах, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат);
  • формирование умения анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) (метапредметный результат);
  • формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной сфере) (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, демонстрационное оборудование, интерактивная доска, компьютер, проектор, фотоаппарат, лупа, модель глаза, микроскоп, набор по геометрической оптике (оборудование L-микро)

Ход урока

1. Организация класса

Учитель: Знаете ли вы, что при раскопках Трои были найдены прозрачные тела, изготовленные из горного хрусталя 45 веков тому назад. Похожие тела были найдены и в Мессопотамии в VI-IV веках до нашей эры. А в Тбилисси, в Музеи Грузии хранится уникальная такая вещь, диаметром 45 мм, изготовленная тоже из горного хрусталя, найденная в станице Георге– Абинской на Кубани.

У хореззмского средневекового ученого Ахмед аль-Бируни (973-1048) имеются свидетельства применения этого прибора:

“Если яхонт в виде полушария поместить вблизи книги, то мелкие письмена читаются так же, как и с полушариями из горного хрусталя, так как для смотрящего письмена за ним утолщаются и строки раздвигаются, а причину этого ведает наука о зеркалах”

Так, о каком же предмете идет речь?

Ученик: Думаю о линзах.

Учитель: Действительно. Тема нашего сегодняшнего урока “Линзы”. Что мы хотим узнать на уроке? Какую цель ставим перед собой?

Ученики: Что такое линза?

Какие бывают линзы?

Как проходит свет через линзу?

Где применяются линзы?

2. Актуализация знаний.

Учитель: Но прежде вспомним основные законы геометрической оптики.

В нашем классе есть ребята, которые своими знаниями будут пользоваться на экзамене. Поэтому им полезно повторить материал в тестовой форме.

А с остальными мы поработаем вместе.

Закон прямолинейного распространения света:

траектория распространения светового луча – прямая линия.

  1. Закон отражения:

луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точку падения лежат в одной плоскости. Угол падения луча равен углу отражения.

  1. Закон преломления:

луч падающий, преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точку падения лежат в одной плоскости.

Отношение синуса угла падения луча к синусу угла преломленного равна относительному показателю преломления среды.

  1. Закон полного отражения:

явление отражение света от границы раздела двух сред при движении из среды оптически более плотной в среду с меньшей оптической плотностью называют полным внутренним отражением.

  1. Определение зеркала:

Зеркало – это гладкая поверхность, которая отражает излучение. Оптические зеркала – это обычно полированные металлы или стекла, которые отражают почти весь видимый свет.

  1. Какие бывают зеркала:

Зеркала бывают трех видов – плоские, вогнутые и выпуклые.

  1. Общие характеристики изображений в плоских зеркалах:

1) Плоское зеркало дает мнимое изображение предмета.

2) Изображение предмета в плоском зеркале равно по размеру самому предмету и расположено на том же расстоянии от зеркала, что и предмет.

3) Прямая, которая совмещает точку на предмете с соответствующей ей точкой на изображении предмета в зеркале, перпендикулярна поверхности зеркала.

  1. Что представляет собой диффузное отражение?

Чтобы появилось изображение, свет должен отразиться от зеркальной поверхности. Если свет отражается от неровной и шероховатой поверхности, то такое отражение называется рассеянным, или диффузным. Отражение света от зеркальной и от шероховатой поверхностей. На такой поверхности нельзя получить изображение. Даже некоторые гладкие на ощупь поверхности, такие как кусок пластика или обложка книги, для света являются недостаточно гладкими, свет отражается от таких поверхностей рассеянно.

  1. Что представляет собой явление поглощения света?

Физические тела могут не только отражать свет, но и поглощать его. Наилучший отражатель света – зеркало, оно отражает более 90 % света, падающего на него. Хорошими отражателями являются также тела белого цвета, именно поэтому в солнечный зимний день, когда все бело от снега, мы жмуримся, защищая глаза от яркого света. А вот черная поверхность поглощает практически весь свет, например, на черный бархат можно смотреть, не жмурясь, даже при самом ярком освещении. Мы можем видеть цвета разных предметов (например карандашей или цветов), потому что они отражают и поглощают падающие на них лучи. Эти предметы не светят собственным светом, а поглощают электромагнитные волны определённой длины из диапазона видимого света, отражая остальные. Красные карандаши поглощают электромагнитные лучи всех длин волн, кроме тех, которые соответствуют красному цвету. Волны именно этой длины отражаются, приводя к тому, что после достижения ими глаза, мы видим красный цвет. Если предмет имеет белый цвет, это обозначает, что весь белый цвет был от него отражён. В то же время черные предметы поглощают все длины волн из видимого диапазона.

  1. Интересные факты о зеркалах.

Существуют так называемые полупрозрачные зеркала, или, как их иногда называют, зеркальные, или односторонние, стекла. Такие стекла применяются для скрытого наблюдения за людьми в целях контроля за поведение или шпионажа. При этом шпион находится в темном помещении, а объект наблюдения – в светлом. Принцип действия зеркального стекла в том, что тусклый шпион не виден на фоне яркого зеркального отражения. Полупрозрачных зеркал, которые пропускали бы свет в одну сторону и не пропускали в другую, не существует.

Не так давно в новых американских аттракционах ужаса появились зеркальные лабиринты. В России первые зеркальные лабиринты появились в Санкт-Петербурге и приобрели большую популярность в развлекательной индустрии.

  1. Виды оптических изображений.

Оптическое изображение – это картина, получаемая в результате прохождения через оптическую систему световых лучей, распространяющихся от объекта, и воспроизводящая его контуры и детали. Различают два случая: действительное изображение и мнимое изображение.

Действительное изображение создается, когда после всех отражений и преломлений лучи, вышедшие из одной точки предмета, собираются в одну точку. Действительное изображение нельзя видеть непосредственно, можно увидеть его проекцию, поставив рассеивающие экраны. Действительное изображение создается такими оптическими системами, как объектив кинопроектора или фотоаппарата или собирающая линза.

Мнимое изображение – такое изображение, которое можно видеть глазом.

При этом каждой точке предмета соответствует выходящий из оптической системы пучок лучей, которые, если продолжить их обратно прямыми линиями, сошлись бы в одной точке. Возникает видимость, что пучок выходит именно оттуда.

Мнимое изображение создается такими системами, как бинокль, микроскоп, отрицательная или положительная линза, лупа, а также плоское зеркало. Плоское зеркало дает именно мнимое изображение.

3. Объяснение нового материала

Учитель: Теперь, когда мы вспомнили законы геометрической оптики, можем пользоваться ими, рассматривая ход лучей в любой оптической системе.

У вас на столах лежат различные оптические приборы. У меня на столе тоже фотоаппарат, лупа, микроскоп, как думаете что их объединяет?

Ученики: в них используются линзы.

Учитель: Давайте дадим определение линзе. Мы немного знаем о них из курса основной школы.

Ученик: Линза – это прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями с радиусами кривизны.

Учитель: Посмотрите друг на друга сквозь различные линзы. Какие бывают линзы? Как вы думаете, от чего зависит их изображение?

Ученик: Вогнутые и выпуклые.

Учитель: У любой линзы есть определенные характеристики:

Прямая, на которой лежат центры обеих сферических поверхностей линзы, называется главной оптической осью. Точка О – оптический центр линзы.

Двояковыпуклая линза – собирающая, а двояковогнутая – рассеивающая.

Если на собирающую линзу падает пучок лучей, параллельно главной оптической оси, то после преломления в линзе они собираются в одной точке, которая и называется главным фокусом. В фокусе рассеивающей линзе пересекаются продолжение лучей, которые до преломления были параллельными её главной оптической оси. Фокус рассеивающей линзы мнимый.

Учитель: Сколько фокусов вы видите на главной оптической оси и на каком расстоянии они находятся от линзы?

Ученик: на главной оптической оси 2 фокуса, которые находятся на одинаковом расстоянии от линзы, но по разные стороны от нее.

Учитель: Расстояние от линзы до предмета обозначим буквой d, а расстоние от линзы до изображения буквой f.

В выделенной формуле соотношение между тремя величинами и она называется формулой тонкой линзы.

А величина обратная фокусному расстоянию линзы называется оптической силой и измеряется в диоптриях.

Как вы думаете, если D>0, то какой будет линза?

Ученик: собирающей, а для рассеивающей D<0.

Учитель: при помощи линз можно не только собирать или рассеивать лучи, но и получать различные изображения. Именно благодаря этой способности линзы широко используют на практике. (например проектор)

Как вы думаете, от чего зависит характер получаемого изображения?

Ученик: От вида линз.

Ученик: От взаимного расположения линзы и предмета.

Учитель: Как могут идти лучи в собирающей линзе?

Ученик: В собирающей линзе три луча: первый идет параллельно главной оптической оси и преломляется через фокус, второй проходит через оптический центр, не преломляясь, третий сначала проходит через фокус, а потом параллельно главной оптической оси.

Учитель: Как могут идти лучи в рассеивающей линзе?

Ученик: первый луч проходит через оптический центр, второй параллельно главной оптической, но не преломляется через фокус, третий параллельно первому до линзы, а затем параллельно главной оптической оси

Учитель: Обобщим: как проходят лучи в линзе при построении изображения?

Учитель: какие изображения дают линзы?

Ученик: читает на экране

4. Закрепление

Учитель: Давайте выполним практическую работу с чертежами.

  1. Построим изображение в собирающей линзе, если предмет находится на расстоянии равном более, чем 2F.

Можно использовать два удобных луча.

  1. Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится в двойном фокусе.
  2. Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом.
  3. Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится в фокусе. Какое изображение вы получили?
  4. Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится между фокусом и линзой.
  5. Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, если предмет находится за фокусом.

Учитель: Обобщим, какое изображение мы получаем при различном положении предмета по отношению к линзе?

Что можно сказать об изображении в рассеивающей линзе?

Ученик: Думаю, что при любом расстоянии от предмета до рассеивающей линзы она дает мнимое изображение, еще уменьшенное и прямое.

Учитель: Предлагаю лабораторную работу по оптике для подтверждения теоретического материала, изученного на уроке.

Все нужное оборудование у вас на столе есть. Результаты запишите в бланк.


Лабораторная работа

Тема: Экспериментальное определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы. Получение изображения с помощью собирающей линзы.

Оборудование: собирающая линза, линейка и экран, источник света.

Ход работы

Опыт №1

Цель: измерить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы при помощи получения изображения удаленного предмета.

  1. Установить собирающую линзу вдали от источника света (окна), а за ней поставьте экран.
  2. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения источника (окна). Оно лежит в фокальной плоскости, проходящей через фокус F, перпендикулярно главной оптической оси.
  3. Измерьте линейкой кратчайшее расстояние между линзой и экраном, и получите фокусное расстояние собирающей линзы.
  4. Определите оптическую силу линзы, ее тип.

Опыт №2

Цель: получить все возможные изображения предмета с помощью собирающей линзы.

  1. Расположите экран и источник света по разные стороны от линзы.
  2. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения спирали лампочки, если источник света находится на расстоянии более 2F. (изображение должно получиться четкое, уменьшенное, перевернутое действительное)
  3. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения спирали лампочки, если источник света находится на расстоянии равном двойному фокусу линзы. (изображение должно получиться четкое, такого же размера, перевернутое действительное)
  4. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения спирали лампочки, если источник света находится между фокусом и двойным фокусом линзы. (изображение должно получиться четкое, увеличенное, перевернутое действительное)
  5. Располагая предмет между фокусом и линзой, убедитесь в отсутствии действительного изображения на экране.
  6. Выберите наиболее удобное расположение линзы, экрана и источника света. Получите изображение предмета на экране. Измерьте расстояние от линзы до предмета d, а также расстояние от линзы до изображения f. С помощью формулы тонкой линзы определите оптическую силу линзы.
  7. (*) Замените собирающую линзу рассеивающей. Убедитесь в отсутствии действительного изображения на экране при любом расположении линзы и источника света.
  8. Опережающее задание. Работа с Интернет-ресурсами.

Учитель: В качестве домашнего задания у нас с вами была творческая работа: «Найти интересный материал по теме Линзы, их применение»

Ученики: Мы готовы с информацией.

Ученица №1 «Оптическая система глаза»

В оптической системе глаза, считаю, главное это – хрусталик. Хрусталик это бесцветное тело, которое напоминает по форме двояковыпуклую линзу. Передняя поверхность хрусталика менее выпуклая, чем задняя. Мышца, фиксирующая хрусталик, изменяет его кривизну. Изменение кривизны хрусталика определяет способность глаза к аккомодации – изменению оптической силы глаза. У человека с хорошим зрением глаз в нормальном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза.

Помимо этого все предметы мы видим разного цвета.

Цвет возникает при восприятии нашими глазами и мозгом. Цвет окружающих материальных предметов образуется от поглощения и отражения световых волн. Белый свет попадает на предмет, часть световых волн поглощается, часть отражается. Если поглотятся все волны, то мы увидим чёрный цвет. Если все волны отразятся, то увидим белый свет.

Ученица №2 «Дефекты зрения»

Но у некоторых людей существуют дефекты зрения: близорукость (миопия) и дальнозоркость (геперметрофия).

Близорукость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику. Для лучшей видимости люди приближают предметы к глазу, расстояние наилучшего зрения меньше 25 см.

Чем обусловлена?

  1. Избыточной оптической силой.
  2. Удлинением глаза вдоль его оптической оси.

Дальнозоркость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным за сетчаткой глаза. Люди причтении текста располагают его дальше от своих глаз, расстояние наилучшего зрения больше 25 см.

Чем обусловлена?

  1. Понижением оптической силы.
  2. Уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.

Как исправить?

Близоруким нужны очки с вогнутыми линзами и отрицательной оптической силой, дальнозорким же потребуются очки с выпуклыми линзами и положительной оптической силой.

Учитель «Очки»

Очки – вещь настолько повсеместная, что хочется иногда сказать спасибо их создателю. К сожалению, неизвестно кто и когда их создал. А между тем они были известны в XV веке в Китае. Например, султан Малакки отправил их в 1411 г. в дар китайскому императору Ион Ло. А в коллекции Китая есть несколько японских очков, фиксирующихся посредством пропускаемых за ушными раковинами веревочек, которые плотно прижимали очки ко лбу. Известно также, что очки от снежной слепоты были изобретены примерно 2000 лет назад. Они были изготовлены из дерева и имели узкие разрезы для глаз.

Ученица №3 «Забота о зрении»

Я хочу сказать, что нужно восхищаться тем, что природа создала такую сложную и умеющую приспособиться к внешним условиям структуру, как человеческий глаз. Но, к сожалению, часто мы не заботимся о своем зрении и нарушаем обычные правила безопасности зрения. Одним из самых опасных воздействий на глаза – влияние электромагнитных излучений. Для нас учащихся это не столько микроволновая печь или телевизор, сколько компьютер, за которым мы проводим очень много времени. Как защитить себя и свое зрение?

  • использовать жидкокристаллический монитор;
  • использовать монитор с защитным покрытием;
  • сократить время работы за компьютером;
  • использовать компьютерные очки.

Чтобы снизить утомляемость глаз, используют специальную гимнастику для глаз.


Ученица №4 «Забота о зрении»

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Оно дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, работы. И главным инструментом глаза является хрусталик – наша линза.

Сегодня хорошее зрение – не дар природы, а результат постоянной работы. Поддержать работу глаз можно с помощью здорового питания и продуктами, богатыми полезными веществами.

Питание с пользой для глаз

Наконец, пришла пора перечислить 10 самых полезных продуктов для глаз.

  • Морковь богата большим количеством витаминов, и в первую очередь необходимым для глаз витамином А. Благодаря наличию в своем составе бета-каротина морковка помогает поддерживать остроту зрения.
  • Черника, благодаря витаминам В1 и С, а также пигменту лютеину, помогает поддержать остроту зрения и уменьшить усталость глаз.
  • Черный шоколад. Этот продукт защищает кровеносные сосуды глаз благодаря содержащимся в нем флавоноидам, укрепляющим роговую оболочку. Но надо быть внимательными: речь идет о черном шоколаде без добавок и примесей.
  • Шпинат принадлежит к тем овощам, которые богаты противостоящим катаракте лютеином. Поэтому, введя его в свой рацион, можно снизить риск возникновения заболевания глаз до 10%.
  • Творог содержит витамин В2, или рибофлафин, стимулирует и поддерживает обмен веществ в роговице и хрусталике, а витамин В12, или цианокобаламин, улучшает кровоснабжение глаз и оказывает поддерживающий эффект.
  • Тыква. Помимо того, что в состав тыквы входят лютеин и зеаксантин, она богата витаминами С, А, В1, В2 и цинком, сохраняющими свои свойства и при термообработке.
  • Брокколи. Еще один продукт, поддерживающий зрение благодаря содержанию важных для правильной работы хрусталика лютеина и зеаксантина, а также каротина, позволяющего защитить клетки глаз от свободных радикалов.
  • Рыба и рыбий жир. Это источники жирных кислот омега-3, необходимых для хорошего зрения.
  • Лук и чеснок. Добавляя эти продукты в различные блюда, вы поможете своему зрению сохранить или восстановить четкость, ведь они богаты ответственным за это веществом – серой.
  • Фрукты, которые поддерживают весь наш организм, и в том числе оказывает положительное влияние на здоровье глаз. Киви, виноград, апельсины, персики, папайя… Особенно полезны для глаз фрукты зеленого и оранжевого цветов.

Другие продукты

Помимо перечисленных 10 самых полезных продуктов, необходимыми для хорошего зрения являются также соя, зеленый перец, яйца.

Учитель: Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринимать и снова воплотить.

Максимилиан Волошин

Берегите богатство, которым вас наградила природа!

6. Рефлексия

Учитель: Ребята, скажите, интересен ли был для вас этот урок?

Что вы узнали о линзах?

Что нужно знать, прежде чем строить изображения в линзах?

Какие существуют дефекты зрения?

7. Домашнее задание п. 63-65, упр. 9 (1 – 4)

Дополнительно: Подготовить индивидуальные сообщения с презентациями:

  1. Фотоаппарат.
  2. Лупа.
  3. Микроскоп.
  4. Телескоп.

Спасибо всем за урок.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

Рассказ о том, что при раскопках Трои были найдены прозрачные тела. Похожие тела были найдены и в Мессопотамии в VI-IV веках до нашей эры. А в Тбилисси, в Музеи Грузии хранится уникальная такая вещь, диаметром 45 мм, изготовленная тоже из горного хрусталя, найденная в станице Георге– Абинской на Кубани.

 Мы продолжаем изучать геометрическую оптику.

Так, о каком же предмете идет речь?

Приветствие. Создание проблемной ситуации

Ответ на приветствие учителя.

Ответ на вопросы учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя.

Умение настраиваться на занятие.

На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели законы отражения и преломления света. Каждый день мы сталкиваемся с этими явлениями. Обратите внимание на изображения на слайдах (фотоаппарат, телескоп, очки, бинокль, микроскоп).

Скажите, что является основной частью в большинстве из перечисленных приборов.

О каком приборе   сегодня мы будем говорить на уроке?

Как вы думаете, для чего применяют линзы? Я думаю, вы не раз пробовали смотреть сквозь линзу, например, очков. Одинаковое ли изображение мы получаем, наблюдая сквозь нее за окружающими предметами?

А как вы думаете, имеет ли при получении изображения значение форма линзы и ее положение в том, или ином физическом приборе?

Возьмите в руки линзы. Получите с помощью линзы изображение от удаленного источника (окна). Что наблюдаете? Почему изображение уменьшенное и перевернутое?

Итак,  цель нашего урока – изучить линзы и их характеристики, а также научиться строить изображения в линзах.

Выяснение темы урока и формулировка его цели.

Постановка проблемного вопроса.

Ответ на вопросы учителя. Выдвижение предположения о теме урока «Линзы». Ставят задачи урока:

узнать, что такое линза, какие бывают линзы, какими основными характеристиками они обладают, как построить изображения предметов в линзах?

Выделение существенной информации из слов учителя.

Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательное цели.

Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Целеполагание. Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

2. Актуализация знаний

Вспомним основные понятия распространения света, законы отражения и преломления света.

Учащиеся, которым необходима отработка знаний (для подготовки к ГИА) выполняют интерактивный тест на ПК,

Обучающиеся отвечают на вопросы теста.

Компетенции обучающихся в области физики.

Индивидуальная работа с интер-активным тестовым материалом

Отвечают на вопросы теста.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятель-ности.

Вспомним основные понятия распространения света, законы отражения и преломления света.

Учащиеся отвечают устно на вопросы:

  1. Что такое свет?
  2. Каким распространяется свет?
  3. Что такое плоское зеркало?
  4. Что такое световой луч?
  5. Назовите основные лучи и линии, применяемые для графического изображения отражения света?
  6. Сформулируйте законы отражения света?
  7. Сформулируйте законы преломления света?

Задаёт вопросы.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Компетенции обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем.

Слушание учителя.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

3. Изучение новых знаний и способов деятельности

Работа с презентацией. Записать основные  слова по данной теме.

Вопрос: Что такое линзы?  Посмотрите, пожалуйста, на приборы на столах (линзы на подставках). Обучающиеся смотрят и вводят понятие линзы, пользуясь учебником.

Определения:

Прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями, называют линзой.

Вопрос: Линзы на столах у вас одинаковые или чем-то отличаются?

Ребята разглядывают линзы и делают вывод: линзы отличаются формой сферических поверхностей.

Линза может быть ограничена двумя выпуклыми поверхностями (двояковыпуклая линза), выпуклой сферической поверхностью и плоскостью (плосковыпуклая), выпуклой и вогнутой сферическими поверхностями (вогнуто-выпуклая линза). Эти линзы посредине толще, чем у краёв, и все они называются выпуклыми, они являются собирающими.

Линзы, которые посредине тоньше, чем у краёв называются вогнутыми. Соответственно: двояковогнутая, плосковогнутая, выпукло-вогнутая, они являются рассеивающими.

Лабораторная работа: определение вида линзы.

Если толщина линзы пренебрежимо мала по сравнению с радиусами сферических поверхностей линзы и расстоянием от предмета до линзы, то такие линзы называют тонкими.

Основные точки и линии в линзе:

Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей, которые ограничивают линзу, называют главной оптической осью. Точку О на этой оси называют оптическим центром.  Любую другую прямую, проходящую через оптический центр, называют побочной оптической осью. Точка, в которой пересекаются после преломления в собирающей линзе лучи, падающие на неё параллельно главной оптической оси, называют главным фокусом линзы.  У линзы два главных фокуса.  Они располагаются по обе стороны линзы на одинаковых расстояниях от неё. Эти расстояния называют фокусным расстоянием линзы.

Рассмотрите линзы и ответьте на следующие вопросы:

  1. От чего зависит фокусное расстояние линзы?
  2. Какая линза преломляет лучи сильнее?

Характеристики линз:

Фокусное расстояние линзы обозначают буквой F. Величину, обратную фокусному расстоянию называют оптической силой линзы и обозначают буквой D:

D = 1\ F.

[D]=[1/м]=[дптр]    

Т.е. 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием F = 1 м.

Оптическая сила выпуклой линзы выражается числом положительным, а вогнутой – отрицательным.

Вопрос: Как зависит оптическая сила линзы от фокусного расстояния?

Обобщая ответы, делаем вывод: чем меньше фокусное расстояние, тем линза сильнее преломляет лучи, т.е. оптическая сила линзы будет больше.  

Оптическая сила собирающих линз D > О, т.к. F > 0. Для рассеивающих линз D <О, т.к. F < 0.

С помощью линз можно не только собирать или рассеивать световые лучи, но и получать различные изображения предмета.

Вопрос: Как  получаются столь различные изображения? От чего может зависеть характер изображения?

Давайте проверим ваши предположения с помощью графического решения задачи.

Выясним, какие световые лучи  (два волшебных луча) удобно использовать для построения изображения с помощью линзы?

После этого учащиеся распределяются по вариантам (2 группы). Каждой группе определяется задание (Приложение 2, 4.), которые они выполняют в тетрадях. По результатам заполняется общая таблица  (Приложение 3).

Задание для варианта 1:

1. Постройте изображение (А1В1) предмета АВ с помощью собирающей линзы при условии, что предмет находится между линзой и ее фокусом, т. е. d < F.

2. Дайте характеристику полученному изображению А1В1.

Задание для варианта 2:

1.Постройте изображение (А1В1) предмета АВ с помощью собирающей линзы при условии, что предмет находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом, т.е. F < d < 2F.

2. Дайте характеристику полученному изображению А1В1.

Объясняет новый материал, демонстрирует физический эксперимент:

демонстрация хода лучей в линзах на оптической шайбе

Строит изображение в собира-ющей линзе на интер-активной доске. Дает характе-ристику получен-ному изображе-нию

Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.

Слушание учителя.

Читают параграф выделяют существенную информацию.

Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

             Наблюде-ние, фронталь-ный экспери-мент по определе-нию типа линзы

Работа с учебником и информацией на интерактивной доске (экране)

Ответ: Фокусное расстояние зависит от кривизны ее поверхностей.

Ответ: Линзы с более выпуклыми поверхностями.

Отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Приходят к выводу, что  характер получаемого изображе-ния зависит от взаим-ного распо-ложения предмета и линзы.

Выполняют задание по вариантам, объясняют наблюдаемое явление, делают выводы.

Заполняют таблицу по свойствам изображе-ния

Выделение существенной информации из слов учителя и при работе с учебником

Умение строить речевое высказывание.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

                     

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Установление причинно-следственных связей.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Обсуждают выводы.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы.

В парах объединяют усилия на решение поставленной графической задачи.

Слушание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Чтение.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

4. Первичное закрепление

Выполнение лабораторной работы по теме «Экспериментальное определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы. Получение изображения с помощью собирающей линзы.»

Опыт №1 Измерить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы при помощи получения изображения удаленного предмета.

  1. Установить собирающую линзу вдали от источника света (окна), а за ней поставьте экран.
  2. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения источника (окна). Оно лежит в фокальной плоскости, проходящей через фокус F, перпендикулярно главной оптической оси.
  3. Измерьте линейкой кратчайшее расстояние между линзой и экраном, и получите фокусное расстояние собирающей линзы.
  4. Определите оптическую силу линзы, ее тип.

Опыт №2 Получить все возможные изображения предмета с помощью собирающей линзы.

  1. Расположите экран и источник света по разные стороны от линзы.
  2. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения спирали лампочки, если источник света находится на расстоянии более 2F.
  3. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения спирали лампочки, если источник света находится на расстоянии равном двойному фокусу линзы.
  4. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения спирали лампочки, если источник света находится между фокусом и двойным фокусом линзы.
  5. Располагая предмет между фокусом и линзой, убедитесь в отсутствии действительного изображения на экране.
  6. Выберите наиболее удобное расположение линзы, экрана и источника света. Получите изображение предмета на экране. Измерьте расстояние от линзы до предмета d, а также расстояние от линзы до изображения f. С помощью формулы тонкой линзы определите оптическую силу линзы.

Дополнительное задание: (*) Замените собирающую линзу рассеивающей. Убедитесь в отсутствии действительного изображения на экране при любом расположении линзы и источника света

Формулировка условия лабораторной работы и контроль

Правиль-ности ее выполнения.

Формулировка условия лабораторной работы и контроль

Правиль-ности ее выполнения.

Практическая работа с лабораторным оборудованием.

Практическая работа с лабораторным оборудованием.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме.

Участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме.

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия.

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

5. Первичная проверка понимания изученного

Каждый из вас подготовил материал по творческой работе на тему «Линзы, их применение»:

«Оптическая система глаза»

«Дефекты зрения»

«Забота о зрении»

 «Берегите зрение»

Формулирует вопросы по каждому направлению

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают каждый свой материал, в котором учиты-ваются основные характеристики линз и особенности их примене-ния.

Осознанное и произволь-ное построение речевых высказыва-ний в устной форме.

Участие в обсужде-нии содержа-ния урока во фронталь-ном режиме.

Способность обучаю-щихся, формули-ровать собственное мнение и своей позиции.

Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся.

Умение слушать в соответ-ствие с целевой установкой. Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучаю-щихся.

6. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Ответьте на вопросы:

  1. Что Вы узнали нового на уроке?
  2. Что Вы уже знали о линзах до урока?
  3. Удовлетворены ли вы процессом собственной деятельности?
  4. Была ли у вас возможность проявить себя?
  5. Было ли общение на уроке по-настоящему деловым, полезным для получения новых знаний?

Проводит рефлексию, анализирует выбранные ответы

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Взаимодействие с учителем.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция.

Рефлексия.

7. Подведение итогов занятия

Все видеть, все понять,

все знать, все пережить,

Все формы, все цвета

вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле

горящими ступнями,

Все воспринимать и снова воплотить.

Максимилиан Волошин

Берегите богатство, которым вас наградила природа!

Выставление оценок за работу на уроке.

Формулирует вопросы.

Отвечают на вопросы учителя: с понятием линзы, основными характеристиками линз, построением изображе-ния в линзах.

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.

Способность обучающихся, формулировать собственное мнение и своей позиции.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

8. Домашнее задание

Учебник: §63 – 65, упр. 9 (1-4). Дополнительно: Подготовить индивидуальные сообщения с презентациями:

  1. Фотоаппарат.
  2. Лупа.
  3. Микроскоп.
  4. Телескоп.

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Лабораторная работа

Тема: Экспериментальное определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы. Получение изображения с помощью собирающей линзы.

Оборудование: собирающая линза, линейка и экран, источник света.

Ход работы

Опыт №1

Цель: измерить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы при помощи получения изображения удаленного предмета.

  1. Установить собирающую линзу вдали от источника света (окна), а за ней поставьте экран.
  2. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения источника (окна). Оно лежит в фокальной плоскости, проходящей через фокус F, перпендикулярно главной оптической оси.
  3. Измерьте линейкой кратчайшее расстояние между линзой и экраном, и получите фокусное расстояние собирающей линзы.
  4. Определите оптическую силу линзы, ее тип.

Опыт №2

Цель: получить все возможные изображения предмета с помощью собирающей линзы.

  1. Расположите экран и источник света по разные стороны от линзы.
  2. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения спирали лампочки, если источник света находится на расстоянии более 2F. (изображение должно получиться четкое, уменьшенное, перевернутое действительное)
  3. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения спирали лампочки, если источник света находится на расстоянии равном двойному фокусу линзы. (изображение должно получиться четкое, такого же размера, перевернутое действительное)
  4. Перемещая экран, добейтесь четкого изображения спирали лампочки, если источник света находится между фокусом и двойным фокусом линзы. (изображение должно получиться четкое, увеличенное, перевернутое действительное)
  5. Располагая предмет между фокусом и линзой, убедитесь в отсутствии действительного изображения на экране.
  6. Выберите наиболее удобное расположение линзы, экрана и источника света. Получите изображение предмета на экране. Измерьте расстояние от линзы до предмета d, а также расстояние от линзы до изображения f. С помощью формулы тонкой линзы определите оптическую силу линзы.
  7. (*) Замените собирающую линзу рассеивающей. Убедитесь в отсутствии действительного изображения на экране при любом расположении линзы и источника света.

Приложение 2. Задания для построения изображения

1). Построить изображение отрезка - предмета AB, расположенного перед собирающей линзой, так что расстояние от предмета до линзы: d > 2F.

2). Построить изображение отрезка - предмета AB, расположенного перед собирающей линзой, так что расстояние от предмета до линзы: d = 2F.

3). Постройте изображение отрезка АВ в собирающей линзе: F < d < 2F

4). Построить изображение отрезка - предмета AB, расположенного перед собирающей линзой, так что расстояние от предмета до линзы: d = F.

5). Построить изображение отрезка - предмета AB, расположенного перед собирающей линзой, так что расстояние от предмета до линзы: d < F.

Приложение 3. Характеристика изображения в собирающей линзе

Условие

Действительное или мнимое

Увеличение

Прямое или обратное

d > 2F

 

 

 

d = 2 F

 

 

 

F < d <2 F

 

 

 

d = F

 

 

 

d < F

 

 

 

Приложение 4. Схема построения изображения в линзе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Получить знания о линзах, их физических свойств и характеристик. Сформулировать правила построения изображений в линзах. Научиться строить изображения, даваемые тонкой линзой. Получить различные изображения, даваемые тонкой линзой. Вычислить оптическую силу линзы. Определить области применения оптических свойств линз человеком.

Слайд 3

Проверочный тест https://videouroki.net/tests/9960142/ (подготовка к ЕГЭ):

Слайд 4

Слайд 5

Что такое линза ? Линзой называют прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями. Выпуклые – линзы, у которых края намного тоньше, чем середина. Вогнутые – линзы, у которых края толще, чем середина

Слайд 6

Оптическая ось Главный оптический центр Фокус Фокальная плоскость

Слайд 7

F F 2F 2F d f H h d –расстояние от предмета до линзы f –расстояние от линзы до изображения Величина, обратная фокусному расстоянию, называется оптической силой линзы, измеряется в диоптриях (дптр)

Слайд 8

Параллельно оптической оси, затем проходя через линзу, обязательно пройти через фокус. Луч света, проходящий через оптический центр не преломляется Если луч света до линзы проходит через фокус, то после прохождения линзы пойдёт параллельно оптической оси.

Слайд 9

Увеличенное или уменьшенное Прямое или перевёрнутое Действительное или мнимое

Слайд 10

Основные элементы линзы: NN — главная оптическая ось — прямая линия, проходящая через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу; O — оптический центр — точка находящаяся на оптической оси внутри линзы. Лучи, проходящие не через центр, будут преломляться в сторону оптической оси и пересекутся на ней в некоторой точке F, которая и будет изображением точки S. Эта точка носит название фокуса .

Слайд 11

Лабораторная работа «Экспериментальное определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы . изображения с помощью собирающей линзы.» Оборудование: собирающая линза, экран, линейка. Ход работы Установите собирающую линзу вдали от освещённого окна, а за ней поставьте экран. Перемещая экран, добейтесь чёткого изображения окна на экране, оно лежит в фокальной плоскости, проходящей через фокус F перпендикулярно главной оптической оси . Измерьте линейкой кратчайшее расстояние между линзой и экраном, и получите фокусное расстояние собирающей линзы . Определите оптическую силу линзы. Получите все возможные изображения предмета с помощью собирающей линзы.

Слайд 12

Нужно: рассматривать предмет на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см. от экрана, от телевизора – 3 м. (экран должен находиться на уровне глаз); чтобы свет падал с левой стороны; умело пользоваться приборами домашнего обихода; опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках; при попадании инородного тела протереть глаз чистой влажной салфеткой. Нельзя: читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа; смотреть телевизор непрерывно более 2х часов; чтобы было слишком яркое освещение помещения; открыто смотреть на прямые лучи солнечного света; тереть глаза руками при попадании пыли. Если вы наблюдаете нарушение вашего зрения – обратитесь к врачу (офтальмолог).

Слайд 13

Домашнее задание П.63 – 65, упр.9 (1 – 4 ) Дополнительно: подготовить индивидуальные сообщения с презентациями по темам: Фотоаппарат Лупа Микроскоп Телескоп

Слайд 14

Все видеть, все понять все знать, все пережить Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринимать и снова воплотить! М аксимилиан Волошин Интересным ли был для вас урок? Что вы узнали о линзах? Что нужно знать, прежде чем строить изображения в линзах? Какие существуют дефекты зрения? Рефлексия



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Касьяновская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Самоанализ открытого урока по физике в 11 классе

по теме «Линзы. Построение изображения в линзах»

Татаринова Лариса Александровна

учитель математики и физики,

высшая квалификационная категория.

2021г


Урок проводился в 11 классе по теме «Линзы. Построение изображения в линзах» для изучения  знаний о линзах, их физических свойствах, характеристиках  и области применения.

Тип  форма урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: создание условий для

  • изучения знаний о линзах, их физических свойств и характеристик;
  • отработки схемы построения изображения в линзах и применение основных линий и понятий на чертежах;
  • получение изображения в линзах при выполнении лабораторного практикума;
  • вычисление оптической силы линзы;
  • определения области применения оптических свойств линз человеком.

Задачи:

  • Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания о линзах и их физических свойствах, проверить теоретические знания учащихся в ходе выполнения лабораторной работы.
  • Развивающая – формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
  • Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к своему здоровью; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей, бережное отношение к лабораторному оборудованию..

Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:  репродуктивный, проблемный, эвристический.

Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках физики.

Ребята  умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимодействовать друг с другом. В общении наблюдалось сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 11 класса.  

Урок был направлен на достижение  следующих планируемых результатов: 

предметных  результатов – должны уметь  объяснять значение понятий: линза и ее характеристик;  обосновывать роль и функции основных лучей при построении изображений в линзе;  строить схемы изображения изображения в линзе при различных условиях;  устанавливать зависимость вида изображения от расположения предмета от линзы; наблюдать и описывать  ход лучей и типы изображений в линзах.

метапредметных  результатов- должны уметь использовать различные источники для поиска и извлечения из них нужной информации; развивать  умения планировать  цели  и задачи  урока и практической работы с лабораторным оборудованием; развивать   пространственное  мышление,  использовать альтернативные источники информации  для подготовки и презентации сообщения. 

 личностных результатов- проявление творческих способностей, устойчивой мотивации к изучению физики при анализе физических явлений; способствовать развитию памяти, логического и творческого мышления, быстроты реакции, формировать у учащихся позитивной мотивации на уроке; развитие умения работать в парах и коллективе,  формировать умения управлять своей познавательной деятельностью.

Применяемые технологии, интерактивные, проблемные, эврестические.

Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Все этапы урока были направлены на выполнение цели урока с учетом возможностей класса.  Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, индивидуальная, групповая.

На первом  этапе урока. Оргмомент. Включение в деятельность

Положительная эмоциональная направленность

– создана  рабочая  обстановка  на уроке.  Работали над формированием   благоприятного для обучения микроклимата. 
( Воспитательный момент.)

Актуализация знаний. Повторение изученного материала. Часть учащихся работали с тестом по изученному материалу для отработки навыка оперирования знаниями при подготовке к ЕГЭ. Остальные учащиеся класса работали с материалом в форме разминки. Ребята  проверили  знания основных понятий:  понятие света, законов распространения света, отражения света, преломления света. Вспомнили особенности распространения света, видов отражения (зеркальное и диффузное). Выделили  проблемный  вопрос:   Какой  прибор (предмет)  искажает направление светового луча, т.е. преломляет его?

Из проблемного вопроса определили  тему урока. Постановка  цели урока и  учебных задач;

  Все задания подбирала, так, чтобы  отрабатывать универсальные учебные действия, навыки работы с  различными источниками информации. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении лабораторной работы происходило взаимообучение.

Использовала на уроке  практическую работу по построению изображений в линзах (чертежей), которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока.

На протяжении всего урока наблюдалась  связь с жизнью, с другими предметами школьного цикла биологии,  экологии, информатики.  Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

На этапе закрепления  полученных знаний ребята показали, то чему научились, что узнали. Дополнительный материал, который они искали заранее позволил ребятам показать друг другу роль органов зрения в жизни человека и необходимость здорового образа жизни.

Оценка предметных знаний хорошая.

Обучающиеся 11 класса  показали  хорошие способность к взаимооценке; результаты тестирования; взаимопроверка в ходе выполнения чертежей и лабораторной работы; определении оценки за урок ( Личностные и Коммуникативные УУД)

Этап  Рефлексия

Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.

На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.

Я считаю, что урок цели достиг. Учащиеся готовы к следующему этапу данной темы – отработке материала в ходе решения задач различного уровня сложности. (дальнейшему изучению материала данной темы)



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7 – 8 классов

«Новогодний математический калейдоскоп»

Описание

Командная игра «Новогодний математический калейдоскоп» разработана для учащихся 7-8 классов.

Данное мероприятие можно провести на последнем уроке в конце второй четверти или на новогоднем классном часе.

В разработке содержатся логические задачи-шутки, занимательные задачи, творческие задания, подвижные игры, вопросы о традициях встречи Нового года.

Цели:

Обучающие:

  • формирование интереса к урокам математики;
  • закрепление знания математических терминов;
  • совершенствование навыков  выполнения вычислительных  действий;
  • формирование умения использовать знания в нестандартной ситуации;

Развивающие:

  • развитие логического мышления, внимания, памяти, восприятия; 
  • развития культуры ответа на вопрос.

Воспитательные:

  • мотивация к учебной деятельности через игру; 
  • умение принимать самостоятельные решения;
  • воспитание  доброжелательного отношения к членам команды и соперникам,  чувства толерантности и сопереживания к результатам труда.

Оборудование:

1) компьютер, проектор, презентация;
2) карточки из приложения; елочки; игрушки для украшения елочек;

3) бумага белая А4, карандаши, фломастеры; бумага и ручки для письменного решения задач;
4) небольшие призы.

Сценарий игры

  1. Подготовительный
    В игре принимают участие 7 и 8 классы, они составляют две игровые команды.

Команды выбирают капитана и придумывают свое название.  Название должно нести в себе математический смысл.  В жюри приглашаем сторонних наблюдателей. Жюри следит за временем выполнения командами задания, выставляет баллы и вручает шишки командам.

В конце игры подсчитываем шишки у каждой команды, украшаем ёлку и подводим итоги игры.

  1. Ход игры

Есть у меня игра для Вас,                                      

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а Вы заканчивайте,

Хором дружно отвечайте!

На дворе снежок идёт,

Скоро праздник …  (Новый год)

Мягко светятся  иголки,

Хвойный  дух идёт … (от ёлки).

Ветки слабо шелестят,

Бусы  яркие …     (блестят)

И качаются игрушки –

Флаги, звёздочки…   (хлопушки)

Нити пёстрой мишуры

Колокольчики …   (шары)

Рыбок   хрупкие  фигурки,

Птицы, лыжницы…   (снегурки)

Белоус и краснонос,

Под ветвями …    ( Дед Мороз)

Ну и ёлка, просто диво,

Как нарядна, как…  (красива)

Вот они зажглись на ней,

Сотни тысячи …    (огней)

Двери настежь - точно в сказке,

Хоровод несётся  в ….   ( пляске)

И над этим хороводом

Говор песни, звонкий смех

Поздравляем с …(новым годом)

С новым счастьем сразу… (всех)

Учитель: – Добрый день, дорогие ребята! Мы с вами заканчиваем 2 четверть и впереди нас ждут зимние каникулы. Но сначала – самый любимый праздник !!!  

Правильно, новый год. 

Учитель: С чем у вас ассоциируется новый год?

Ученики: Ёлка, праздник. Песни, подарки….

Учитель: Все верно. Вот и сегодня мы постараемся украсить самые красивые ёлочки! Только немного нам будет помогать математика.

Новый год – один из самых радостных и известных праздников во всем мире, и везде к нему готовятся заранее.

И сегодня я приглашаю Вас  на необычную, увлекательную игру –

«Новогодний математический калейдоскоп».

– Пусть сегодня здесь царят – улыбки, хорошее настроение, звучит весёлый смех!
Проявите свою находчивость, смекалку, таланты на нашей игре

–  Ребята, скажите, что такое «калейдоскоп?» (Ответы детей)
– Да, действительно, это детская игрушка с цветными, зеркальными пластинками, которые при переворачивании быстро меняют свой цвет и от этого получаются очень красивые и интересные узоры.

Учитель. Посмотрим, как это трактуется в словаре  С. И. Ожегова.

Калейдоскоп – оптический прибор, в котором можно наблюдать быстро-сменяющиеся разнообразные цветные узоры.
Наш калейдоскоп будет складываться из интересных заданий.  

Мы узнаем, насколько хорошо вы дружны с математикой.
Итак, мы начинаем!

Разрешите представить участников  нашей игры.
Команда учащихся 7 класса и команда учащиеся 8 классов.

Ребята  придумайте название команды (выберите себе Новогодний или зимний символ). 

В каждой команде необходимо выбрать капитана. Капитаны будут помогать в подсчете баллов. Для этого у вас на столах есть елочки. Каждый полученный балл – это ёлочная игрушка, которая позволяет украсить нашу ёлочку.

 

Учитель зачитывает послание Деда Мороза (см. на экран).

Послание:

– Дорогие, ребята! Выполнив все задания, вы сможете зажечь огни на Новогодней ёлке.

Ёлка наша не в песке,
В нашем классе на столе.
Результатов чтоб добиться,
Вам придётся потрудиться.
С уважением Дед Мороз.

  1. Так вот, попробуем украсить наши елочки.  Вперед, за первой игрушкой.

Первое задание – конкурс. «Разминка – смешинка»

 (Оно проводится для двух команд поочередно и в баллах не оценивается. После этого конкурса каждая команда получает ёлочную игрушку.)

1. Какие цифры «пишут» лётчики в небе? – восьмёрки
2. Названия  каких растений включают в себя цифры? – тысячелистник, столетник, золототысячник.
3. Цифра в классном журнале? (отметка)

4. Как называется результат сложения? (сумма)
5. Сколько минут в часе? (60)
6. Как называется прибор измерения углов? (транспортир)
7. Назовите наименьшее  трёхзначное число?
8. Третий месяц летних каникул? (август)
9. Сколько козлят было у многодетной козы? (семеро)
10. Как  называется треугольник, у которого 2 стороны равны? (равнобедренный)
11. Часть прямой, ограниченной двумя точками? (отрезок)
12. Результаты вычитания? (разность)
13. Сколько сторон у квадрата? (четыре)

14. В какие «цифры»  люди одеваются? (костюм – двойка, костюм – тройка)
15. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики – без дроби
16.  Как называется результат  умножения? (произведение)
17.  Сколько секунд в минуте? (60)
18.  Назовите наибольшее трёхзначное число? (999)
19. Последний месяц учебного год
а? (май)
20. Единица измерения углов? (градус)
21. Первый месяц зимы? (декабрь)
22. Сколько сторон у прямоугольника? (четыре)
23. Сколько гласных в русском алфавите? (10)
24. Сколько  месяцев в году? (12)
25. Как называется инструмент для построения  окружности? (циркуль)

26. Как называется отрезок, соединяющий две точки на окружности.

IV. Математический калейдоскоп

1 конкурс – Рассуждалки.


Всё очень просто. Нужно отгадать. О чем рассказывают дети. Отгадали с первой подсказки – получаете балл, не отгадали – ход переходит к соперникам.


Команды играют поочередно: если игроки одной команды отвечают неверно, ход переходит к другой, если правильно, то первая попытка на следующее задание – у следующей команды.

Итак, первая рассуждалка для команды № 1.

Рассуждалка № 1.

Первая подсказка для команды № 1. (4 б.)
- Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать - и сделаешь
Подсказка для команды № 2. (3 б.)
- Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо это умею
Подсказка для команды № 3. (2 б.)
- Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть. Может быть один, а может быть и больше
Подсказка для команды № 1. (1 б.)
- Во 2-м классе они – простые, в 7-м – линейные

Рассуждалка № 2

Первая подсказка для команды № 2. (4 б.)
- Сначала делили, потом опять делили. А потом между ними ставили равно. И она получается
Подсказка для команды № 3. (3 б.)
- Изучается она в 6 классе. С ее помощью можно и уравнения решать, и задачи.
Подсказка для команды № 1. (2 б.)
- Если готовят какое-нибудь лекарство, то нужно знать, какой она должна быть. Или еще когда варишь что-нибудь
Подсказка для команды № 2. (1 б.)

- А в математике мы так называем равенство двух отношений
 

2 конкурс – Объяснялки

В мешке есть геометрические фигуры, среди них есть ёлочные игрушки в форме геометрических фигур.

Необходимо определить  на ощупь геометрическое тело или фигуру и назвать её и рассказать о ней. Если участник команду угадал и объяснил (рассказал о фигуре). То получает 1 балл..

3 конкурс – Показуха (это задание командное) (Включать новогоднюю музыку детскую)

За 1 минуту без помощи слов объясните сопернику, т.е. покажите:

- хоровод;- сугроб; - мешок с подарками; - гирлянда на ёлке.

По 1 человеку от команды по очереди подходят, тянут жетоны с заданием.

Если команда соперников угадывает, то она получает 1 балл.

Иначе бал остается у команды, которая показывала.

4 конкурс – Рисовалки

Учитель: В Новый Год не будем спать –
Будем тангенс рисовать.
А сейчас с командой нашей
Нарисуем синус краше.

Дана ломаная. Дорисуйте из нее новогоднюю открытку
. Использовать можно только цифры и геометрические фигуры. Открытка должна получиться яркой и красочной!

Ну, какой новый год без поздравительной открытки?

5 конкурс – Конкурс капитанов Соображалки

Игрушку получает тот капитан, кто ответил на большее количество вопросов.

Вопросы капитанам задаются по очереди. Возьмите ручку и листочек, если нужно.

  1. Без пяти новый год! А какой угол опишет минутная стрелка за эти 5 минут? (Ответ: 30°)
  2. На 145 открытках нарисован снеговик, а на 100 открытках - Дед Мороз. Сколько сделано открыток, на которых есть изображение и снеговика, и Деда Мороза, если всего сделали 175 открыток? (Ответ: 70 открыток)
  3. Коса Снегурочки состоит из двухсот тысяч волос и способна выдержать груз весом в 20 т. Какой груз выдерживает один волос? (Ответ:100 г)
  4. Женя не успел влезть в лифт на первом этаже дома и решил пойти по лестнице. На третий этаж он поднимается за 2 минуты. Сколько времени у него займет подъем до девятого этажа?  (Ответ: 8 минут)
  5. Из двух сёл навстречу друг другу выехали на лыжах Дед Мороз и Снегурочка. Скорость Снегурочки 3 м/с, а скорость Деда Мороза 18 км/ч. Кто из них был дальше от дома Деда Мороза в момент встречи? (Ответ: одинаково)
  6. Дед Мороз, стоя на одной ноге, весит 80 кг. Сколько он будет весит, если встанет на две ноги? (80 кг)
  7. К семи прибавить пять. Как записать: адиннадцать или одиннадцать? (двенадцать)
  8. Мельник пошел на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице? (3*4*4+2=50 ног)

6 конкурс – Догонялки

Нужны по 2 человека от каждой команды (которые хорошо умеют прыгать, самые шустрые, бесстрашные и любят математику)

1 человек  задает вопросы по таблице умножения, а 2 прыгает через скакалку и отвечает. Правильные ответы считаем вместе!

Учитель: у меня осталось еще несколько игрушек, давайте их разиграем! Кто ответит на больше вопросов. Того и игрушка.

Учитель: Улыбаться чаще стоит –
Интересней станет жить,
Ведь улыбка не позволит
Ни тебе, ни мне тужить.

Командам по очереди предлагаются вопросы о традициях встречи Нового года в разных странах: «Верите ли вы, что…?».

Верите ли вы, что:
1. ...во Франции в знак особого внимания к хозяевам гости приносят в качестве новогоднего подарка приносят толстое полено? (да)
2. …в Гвинее в первую новогоднюю ночь принято водить по улицам слонов? (да)
1. ...в Бразилии существует традиция в новогоднюю ночь, пока часы бьют 12, с помощью насоса накачивать футбольный мяч? (нет)
2. ... В Испании есть традиция: в момент, когда часы бьют 12, каждый должен съесть 12 виноградин? (да)
1. …в Индии во время наступления Нового года все посыпают друг друга чаем? (нет)
2. ...в Эфиопии к новогоднему столу подают вареные крокодильи яйца со скорлупой, выкрашенной в зеленый цвет? (нет)
1. … в Австралии в Новый год принято мазать друг друга вареньем? (нет)
2. … в Америке дети вешают на ёлку свои дневники с оценками. И Санта Клаус должен посмотреть дневник и наградить детей подарками за хорошую учёбу. (нет)

Подведение итогов.

Учитель. Наша игра подошла к концу.


У вас на столе лежат разноцветные украшения, которые необходимо повесить на ёлку. 

Вы получили немного новогоднего настроения и украсили класс к  празднику.

Все задания выполнены, осталось новогоднее пожелание Деда Мороза

Наши капитаны поработают сегодня Дедушками морозами.

Поздравление Деда Мороза 1 команды:

Поздравляю с Новым годом! Пусть все горести и неудачи остаются в старом, а новый приносит Вам только радость, улыбки, долгожданные встречи, любовь и здоровье.

Желаю, чтобы все Ваши планы свершались, а цели достигались.

Чтобы новости приносили только счастье, а для грусти не было причин.

Желаю вам достатка и удовольствия от вашей работы и учебы!

Поздравление Деда Мороза 2 команды:

Новый год — это время для чуда, волшебства зимней сказки, новых начинаний.

Желаю не только мечтать в этом новом году, а и медленно, но уверенно идти в направлении новых открытий и больших побед.

Пусть в этой дороге сопровождает удача и тепло самых близких людей.

С Новым годом!

Капитаны, зачитайте вашу новогоднюю открытку. И порадуйте свою команду.

Начинаем с команды проигравших. (у кого меньше игрушек на ёлке…)

Каждый капитан зачитывает поздравление.

Учитель: 

Поздравляю всех с наступающим Новым годом и желаю веселых, познавательных каникул!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОВОГОДНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Слайд 2

Калейдоскоп – оптический прибор, в котором можно наблюдать быстро сменяющиеся разнообразные цветные узоры. Словарь С.И.Ожегова

Слайд 3

Ёлка наша не в песке, В нашем классе на столе. Результатов чтоб добиться, Вам придётся потрудиться. С уважением, Дед Мороз.

Слайд 4

1 конкурс РАССУЖДАЛКИ

Слайд 5

2 конкурс ОБЪЯСНЯЛКИ

Слайд 6

3 конкурс ПОКАЗУХА

Слайд 7

4 конкурс РИСОВАЛКИ

Слайд 8

5 конкурс СООБРАЖАЛКИ

Слайд 9

6 конкурс ДОГОНЯЛКИ

Слайд 10

1. ...во Франции в знак особого внимания к хозяевам гости приносят в качестве новогоднего подарка приносят толстое полено? Верите ли вы, что : 2. …в Гвинее в первую новогоднюю ночь принято водить по улицам слонов? 1. ...в Бразилии существует традиция в новогоднюю ночь, пока часы бьют 12, с помощью насоса накачивать футбольный мяч?

Слайд 11

2. ... В Испании есть традиция: в момент, когда часы бьют 12, каждый должен съесть 12 виноградин? Верите ли вы, что : 1. …в Индии во время наступления Нового года все посыпают друг друга чаем? 2. ...в Эфиопии к новогоднему столу подают вареные крокодильи яйца со скорлупой, выкрашенной в зеленый цвет?

Слайд 12

1. … в Австралии в Новый год принято мазать друг друга вареньем? Верите ли вы, что : 2. … в Америке дети вешают на ёлку свои дневники с оценками. И Санта Клаус должен посмотреть дневник и наградить детей подарками за хорошую учёбу. 1 . …в Венгрии на Новый год друзьям дарят глиняную фигурку поросенка?

Слайд 13

ПОЗДРАВЛЕНИЕ ДЕДА МОРОЗА!

Слайд 14

НОВОГОДНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Касьяновская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Самоанализ внеклассного мероприятия по математике для учащихся 7 – 8 классов

«Новогодний математический калейдоскоп»

Татаринова Лариса Александровна

учитель математики и физики,

высшая квалификационная категория.

2021г

Внеклассное мероприятие «Новогодний математический калейдоскоп» проводился в 7 и 8 классах в рамках работы математического кружка.

Выбор темы внеклассного мероприятия для данной возрастной категории учащихся я считаю очень актуальным, так как в конце трудовой рабочей четверти ребятам полезно в игровой форма показать свои знания и настроиться на праздничное настроение.

В разработке содержатся логические задачи-шутки, занимательные задачи, творческие задания, подвижные игры, вопросы о традициях встречи Нового года.

Цель данного мероприятия:  способствовать повышению интереса к математике и расширению кругозора детей. Развивать творческий потенциал учащихся, умение общаться, договариваться, работать в команде.

Для реализаций поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

Оразовательные:

  • формирование интереса к урокам математики;
  • закрепление знания математических терминов;
  • совершенствование навыков  выполнения вычислительных  действий;
  • формирование умения использовать знания в нестандартной ситуации;

Развивающие:

  • развитие логического мышления, внимания, памяти, восприятия; 
  • развития культуры ответа на вопрос.

Воспитательные:

  • мотивация к учебной деятельности через игру; 
  • умение принимать самостоятельные решения;
  • воспитание  доброжелательного отношения к членам команды и соперникам,  чувства толерантности и сопереживания к результатам труда.

Оборудование:
1) компьютер, проектор, презентация;
2) карточки из приложения; елочки; игрушки для украшения елочек;

3) бумага белая А4, карандаши, фломастеры;
4) небольшие призы.

Цель организационного этапа – было подготовка, обучающихся к работе на занятии. Ребятам необходимо было разделиться на две команды, определить капитана и выбрать название команды

 Мобилизующим моментом были напутствие деда мороза.

В течение всего занятия использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; 

методы: словесный (беседа, вопросы), наглядный (геометрические фигуры, игрушки), практический проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. Использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности.

Уделялось внимание здоровьесбережению учащихся, была предусмотрена смена деятельности, во время игры, - дети проявили творческое самовыражение.

 Весь материал, соответствует тематике, отличается яркостью и содержательностью.

Были использованы современные технологии, компьютерная презентация. Презентация сопровождала конкурсные этапы.

Занятие способствовало формированию творческого подхода к применению математических знаний.

Занятие включало в себя разные виды деятельности: слушание, отгадывание вопросов, решение задач, рисование,  чтение пожеланий, участие в игре. Ребята внимательно выполняли задания, активно отвечали на вопросы, с удовольствием играли. По их реакции чувствовалось, что им интересно, они получают удовольствие.

Структура занятия соответствует конспекту.

С помощью игры дети вспомнили основные геометрические понятия и математические вычисления.

В конце занятия в ходе рефлексии подвели итоги, определили самую наряженную елочку, дети сами сделали вывод. Капитаны команд в качестве Дедушек морозов поздравили свои команды с предстоящим праздником.


Дети на занятии были хорошо организованы и управляемы, т. к. они с интересом воспринимали форму проведения и содержание занятия. На протяжении всего занятия я была доброжелательна с обучающимися, эмоциональна сама, пытаясь свои положительные эмоции, передать детям. Подбадривала ребят, одобряла их работу, хвалила, старалась помочь в ответах на проблемные вопросы. Стиль общения с ребятами – доверительный. Эмоциональный настрой детей – положительный. Я старалась учитывать психологические особенности своих обучающихся.

В ходе внеклассного мероприятия соблюдался методический принцип - коммуникативность, присутствовала обратная связь с учеником как главная цель педагогического воздействия.

На мой взгляд цель проведенного внеклассного мероприятия достигнута, все поставленные задачи удалось реализовать.