Эссе "Я - педагог"

Сантур Константин Валерьевич

Быть учителем во все времена было очень ответственно и трудно. Современному учителю необходимо, на мой взгляд, обладать такими качествами, как терпение и толерантность, внимательность, интеллигентность и сдержанность, а также мобильность. Он, несомненно, должен иметь чувство стиля и  меры, не помешает и чувство юмора. Конечно, владеть техническими средствами и новыми технологиями, чтобы идти в ногу со временем. Педагог, в какой-то мере, является актером и режиссером. Но ему нельзя переносить свои чувства и личные переживания «на сцену». Учителю всегда нужно входить в класс с улыбкой, какие бы ни встретились трудности в жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_santur_kv.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я -педагог!»

«Случайности не случайны!» - так любит говорить моя мама, больше 25 лет проработавшая учителем истории в школе. И вот я сижу над листом бумаги и думаю, насколько случаен мой профессиональный выбор.  Почему я стал учителем? Очень сложный вопрос. Сначала просто так получилось в условиях пандемии. Но после года работы учителем я понимаю, что мне нравится работать с детьми.

         Быть учителем во все времена было очень ответственно и трудно. Современному учителю необходимо, на мой взгляд, обладать такими качествами, как терпение и толерантность, внимательность, интеллигентность и сдержанность, а также мобильность. Он, несомненно, должен иметь чувство стиля и  меры, не помешает и чувство юмора. Конечно, владеть техническими средствами и новыми технологиями, чтобы идти в ногу со временем. Педагог, в какой-то мере, является актером и режиссером. Но ему нельзя переносить свои чувства и личные переживания «на сцену». Учителю всегда нужно входить в класс с улыбкой, какие бы ни встретились трудности в жизни.

           Начиная первый год работы в школе, хочется покаяться в самонадеянности, в том, что я шел себя показать, а не дать возможность проявить свои способности детям.  Я считал, что нет ни одного учебного пособия, которое бы подходило мне для проявления педагогического таланта. А каково было разочарование, когда я начал понимать и осознавать, что в школе есть такие моменты, как дисциплина, разные интеллектуальные возможности детей, разные характеры, что уважение и любовь детей не достигаются лишь тем, что ты гордо можешь назвать себя учителем. А каково было мое удивление, когда я столкнулся с тем, что у ученика может быть плохое настроение, что он не может понять что-то с первого раза, что он просто не слушает тебя, потому что ему неинтересно. Вот тогда постепенно начало приходить осознание того, что учитель - это не просто человек, который пришел давать знания, а это намного больше.

        Молодой учитель имеет массу преимуществ в работе с детьми. Например, умение находить общий язык с учениками, так как начинающий учитель, как правило, еще пока не вынужден задумываться над тем, что место его работы - это место для зарабатывания денег. Его не мучает вопрос, чем кормить семью, поэтому первые педагогические годы - это годы общения, удовольствия, ты окунаешься с головой в работу и получаешь необыкновенное удовлетворение. Ты не задумываешься, сколько получаешь денег за то, что до самого донышка отдаешь себя. Хотя стоит заметить, что молодым учителям, работающим в ХМАО-Югре, выплачивается определенная сумма как молодым специалистам. Это, кстати, хороший стимул для начинающих. Здоровье тоже пока не подводит, поэтому ты способен свернуть горы, у тебя есть постоянное желание учиться, узнавать что-то новое, осваивать какие-то новые технологии, экспериментировать. Вместе с детьми ты узнаешь много интересного. Своей заинтересованностью, энтузиазмом ты заражаешь детей. Их же не обманешь, им интересно тогда, когда это интересно самому учителю.

        Молодой учитель учится не только общаться и понимать детей, но и учится учить. Конечно, в начале своей деятельности можно совершить массу педагогических и методических ошибок, но самое главное для начинающего учителя - уметь их увидеть, признать, осмыслить и исправить. И здесь основная поддержка и помощь приходит от старших коллег, администрации и, как ни странно, от родителей учащихся, с которыми ты работаешь. Мне повезло, люди, которые окружили меня, помогли, подсказали, поддержали. Для любого человека, который начинает работать, большое значение имеет атмосфера, взаимоотношение в коллективе. Я благодарен своим коллегам за то, что они делают все, чтобы из меня получился учитель, чтобы я с чистой совестью мог сказать, что я делаю все от меня зависящее. Ведь учитель - это тот человек, который очень много закладывает в развитие личности, учит ребенка ориентироваться в социуме, показывает, как надо добывать информацию и ее анализировать, учит общаться, быть добрым.

        К сожалению, в нашем современном обществе очень часто школа вынуждена брать на себя и те функции, которые должны были бы выполнять родители. И основная нагрузка ложится на плечи учителя. Это тяжелый и часто неблагодарный труд, но учитель должен быть человеком сильным, целеустремленным, сочувствующим, твердым. Сейчас очень остро стоит вопрос о том, как обеспечить безопасность и стабильность в многонациональных коллективах. Я точно знаю, что сами по себе они не возникают, их нужно формировать и оберегать. Очень важно и сложно поддерживать мир и согласие в школе и классах, но есть способы и возможности обеспечить безопасность и уменьшить количество конфликтных ситуаций. Существуют различные методики, которые способствуют формированию эффективного поведения в условиях конфликта. Все это очень хорошо влияет на школьников, с которыми я работаю. Во-первых, существуют различные тренинги, где учащимся предлагается представиться, рассказать о своих интересах. Тематические классные часы, ситуационно-ролевые игры - дети с особым интересом участвуют в таких мероприятиях.

      Сейчас в школах очень активно используются различные инновационные технологии, которые способствуют и повышению качества обучения, и формированию толерантности, и работе с одаренными детьми, и формированию мотивации и заинтересованности учащихся, и возможности самореализации учащихся. Я бы хотел сказать, с какими технологиями я уже успел ознакомиться и достичь каких-то результатов. Во-первых, технология деятельностного метода обучения, конечно, чаще данную технологию используют учителя математики, но некоторые элементы, этапы я активно применяю на уроках английского языка, например, открытие новых знаний и, конечно же, рефлексию. Данная технология позволяет научить детей добывать новые знания самостоятельно. Конечно же, это метод проектов. Мы учимся создавать не рефераты, а исследовательские работы, а ведь это так важно в наше время, потому что мы должны детей научить добывать информацию, а также работать с ней, анализировать, уметь презентовать свою работу. И, конечно же, не один проект не обходится без освоения мультимедийных и информационных технологий.

     Я понял, что быть учителем - это не просто рассказать на уроке выученную тему, но сделать это в интересной форме, дать понять детям, что их жизнь вам интересна. Выяснить, чем они хотели бы заниматься на досуге, сделать их жизнь насыщеннее и чуточку счастливее, сотворить для них маленькое чудо, ведь они же еще дети и верят в чудеса, а себя почувствовать в этот момент волшебником или хотя бы нужным человеком, приносящим пользу себе и обществу.

  Если  педагог, каким бы методически грамотным он не был, как бы хорошо не знал свой предмет, постоянно жалуется на детей, считает, что из ребенка «ничего не выйдет», такому «педагогу» нечего делать в школе: он будет только калечить судьбы детей.

     Очень точно об учителе сказано  С.Л. Соловейчиком: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труды никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Следовательно, профессия учителя это великий труд и терпение.