Рабочие программы
Рабочие программы по истории для 9 кл по истории и обществознанию. краеведческого кружка "Родной край в древности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по истории 9кл | 253.5 КБ |
Рабочая программа по обществознанию для 9 кл | 37.39 КБ |
рабочая программа кружка краеведения "Родной край в древности" | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «30» августа 2022 г. №166
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 9 «А» класс
Количество часов: 68 часов
Учитель: Сухарева Наталья Филипповна
Год составления: август 2022 г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории в 9 «А» классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Рабочая программа по истории разработана на основе:
•Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.)
•Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
•Примерной программы основного общего образования по истории;
•Примерной рабочей программы воспитания (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022г. №3/22).
- Рабочая программа по курсу «ИсторияРоссии»» 9 кл авторского коллектива Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы), и «Всеобщая история. История нового времени»А.Я.Юдовская, П.А.Баранова для организаций общего образования;
•Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского;
•Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утвержденного приказом от 28.06.2022г. №152/1.
•Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского на 2022-2023 учебный год;
Рабочая программа учебного предмета «история» в 9«А» классе составлена на основе Примерной рабочей программы по курсу «История России» авторского коллектива Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы), и «Всеобщая история. История нового времени» А.Я.Юдовская, П.А.Баранова
Программа авторского коллектива составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по истории, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ
Учебник «История России» для учащихся общеобразовательных учреждений ООО Издательский центр «Просвещение» 2020 год и «Всеобщая история. История Нового времени», авторы: Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М..М. «Просвещение» 2021 год обеспечивает реализацию обязательного минимума образования и рассчитана на 68 часов.
В соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского на 2022-2023 учебный год, наличием выходных и праздничных дней (24.02.,08.03.)в 2022-2023 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по истории в 9 а классе в 2022-2023 учебном году будет реализована в объёме 68 часов
Срок реализации программы 1 год.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа формируется с учетом рабочей программы воспитания.
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
- соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
- обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
- планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
- работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания;
- умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
- имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
- основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников; В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учащийся научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Учащийся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края
2.Содержание учебного предмета.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Тема I. Россия в эпоху правления Александра I
Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе.
Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Тема II. Правление Николая II
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления. Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота. Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий.
Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Тема III. Россия в правление Александра II
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству. Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850—1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
Тема IV. Россия в период правления Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в.
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма .Национальная и религиозная политика Александра III.
Идеология консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Тема V. Кризис империи в начале XX в.
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика .Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение .Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.
Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг.,
её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране .Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914
гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. Серебряный век русской культуры. Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Глава 1. Начало индустриальной эпохи.
Экономическое развитие в XIX- начале XX в. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Меняющееся общество. Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс Век демократизации. «Великие идеологи». Образование и наука. XIX век в зеркале художественных исканий. Повседневная жизнь и мировосприятие человека в XIX веке. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения. Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.
Глава 2. Страны Европы и США в первой половине XIX века.
Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии. Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии.Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.
Глава 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX- начале XX в.
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.
Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.
Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС.
Глава 4. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в.
Империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.
Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем. Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.
Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в.
4. Тематическое планирование
№ П/П | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | ВСЕГО ЧАСОВ |
Тема 1 | Начало индустриальной эпохи. | 8 |
Тема 2 | Страны Европы и США в первой половине XIX века. | 7 |
Тема 3 | Азия, Африка и Латинская Америка в XIX- начале XX в. | 3 |
Тема 4 | Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в. | 8 |
Тема 5 | Россия в эпоху правления Александра I | 9 |
Тема 6 | Правление Николая II | 8 |
Тема 7 | Россия в правление Александра II | 7 |
Тема 8 | Россия в период правления Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в. | 6 |
Тема 9 | Кризис империи в начале XX в. | 11 |
Итого | 68 |
5.Календарно – тематическое планирование
Наименование раздела, главы, темы урока | Кол-во часов | сроки | Дидактическое обеспечение | ||
По плану | По факту | ||||
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Тема 1. Начало индустриальной эпохи. (8 часов) | |||||
1 | Экономическое развитие в XIX- начале XX в | 1 | 2.09 | Карта, презентация. | |
2 | Меняющееся общество | 1 | 7.09 | Карта, презентация. | |
3 | Век демократии | 1 | 9.09 | Карта | |
4 | «Великие идеологи» | 1 | 14.09 | Карта, схема. | |
5 | Образование и наука | 1 | 16.09 | Карта, презентация. | |
6 | XIX век в зеркале художественных исканий | 1 | 21.09 | Карта, презентация. | |
7 | Повседневная жизнь и мировосприятие | 1 | 23.09 | Схема, карта. | |
8 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | 28.09 | Карта. | |
Тема 2. Страны Европы и США в первой половине XIX века. (7 часов) | |||||
9 | Консульство в Империи | 1 | 30.09 | Презентация | |
10 | Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи | 1 | 5.10 | Таблица, учебник. | |
11 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1 | 7.10 | Презентация. | |
12 | « От Альп до Сицилии»: объединение Италии | 1 | 12.10 | Презентация | |
13 | Германия в первой половине XIX в. | 1 | 14.10 | Карта, таблица. | |
14 | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века | 1 | 19.10 | Карта. | |
15 | США о середины XIX в.: рабовладение, демократия и экономический рост | 1 | 21.10 | Карта. | |
Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX- начале XX в. (3 часа) | |||||
16 | Страны Азии в XIX- начале XX в. | 1 | 26.10 | Карта, презентация. | |
17 | Африка в XIX- начале XX в. | 1 | 28.10 | Презентация | |
18 | Латинская Америка: нелегкий груз независимости. | 1 | 9.11 | Презентация | |
Тема 4. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в. (8 часов) | |||||
19 | Великобритания до Первой мировой войны | 1 | 11.11 | Карта, презентация. | |
20 | Франция: Вторая империя и Третья республика | 1 | 16.11 | Интерактивная доска, презентация | |
21 | Германия на пути к европейскому лидерству | 1 | 18.11 | Учебник, карта, презентация. | |
22 | Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны | 1 | 23.11 | Учебник, карта, презентация. | |
23 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | 25.11 | Учебник, карта, презентация. | |
24 | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 1 | 30.11 | Учебник, карта, презентация. | |
25 | Международные отношения в XIX – начале XX в. | 1 | 2.12 | Учебник, карта, презентация. | |
26 | Итоговое повторение курса «История Нового времени» | 1 | 7.12 | Интерактивная доска, презентация | |
Тема 5. Россия в эпоху правления Александра I (9 часов) | |||||
27 | Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. | 1 | 9.12 | Карта. | |
28 | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 1 | 14.12 | Презентация | |
29 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 1 | 16.12 | Карта. | |
30 | Отечественная война 1812 г. | 1 | 21.12 | Видеофильм «Российская империя». Карта. | |
31 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | 1 | 23.12 | §§ | Видеофильм «Российская империя». Карта. |
32 | Либеральная политика Александра I в 1815—1825 гг. | 1 | 28.12 | Презентация | |
33 | Национальная политика Александра 1 | 1 | 30.12 | Презентация | |
34 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | 11.01 | Карта,учебник. | |
35 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | 13.01 | Таблицы. | |
Тема 6. Правление Николая II ( 8 часов) | |||||
36 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1 | 18.01 | Презентация «Внутренняя политика Николая I. | |
37 | Социально-экономическое. Развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | 20.01 | Презентация «Социально-экономическое развитие России» | |
38 | Общественное движение при Николае I | 1 | 25.01 | Исторические документы. | |
39 | Национальная и религиозная политика Николая I.Этнокультурный облик страны | 1 | 27.01 | Презентация «Культура России» | |
40 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864гг. | 1 | 1.02 | Презентация, карта. | |
41 | Крымская война 1853-1856гг. | 1 | 3.02 | Карта, интерактивная доска | |
42 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 1 | 8.02 | Таблица, учебник. | |
43 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в первой половине XIX в.» | 1 | 10.02 | Презентация | |
Тема 7. Россия в правление Александра II ( 7 часов) | |||||
44 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ | 1 | 15.02 | Презентация | |
45 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | 17.02 | Карта, учебник | |
46 | Реформы 1860—1870-х гг.:Социальная и правовая модернизация | 1 | 22.02 | Презентация | |
47 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | 1.03 | Учебник, карта, таблица. | |
48 | Общественное движение Александре II и политика правительства | 1 | 3.03 | Учебник, карта, таблица | |
49 | Национальная и религиозная политика Александра II. | 1 | 10.03 | Исторические документы. | |
50 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878гг. | 1 | 15.03 | Карта, исторические документы. | |
Тема 8. Россия в период правления Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в. (6 часов) | |||||
51 | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | 17.03 | Презентация. | |
52 | Перемены в экономике и социальном строе | 1 | 29.03 | Интерактивная доска. | |
53 | Общественное движение при Александре III | 1 | 31.03 | Учебник, схема | |
54 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | 5.04 | Интерактивная доска. Презентация «Национальная политика АлександраIII | |
55 | Внешняя политика Александра III | 1 | 7.04 | Презентация. Карта . | |
56 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 1 | 12.04 | Интерактивная доска | |
Тема 9. Кризис империи в начале XX в. ( 11 часов) | |||||
57 | Россия и мир на рубеже XIX—XXвв.: динамика и противоречия развития. | 1 | 14.04 | Презентация. Карта. | |
58 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. | 1 | 19.04 | Карта. Интерактивная доска | |
59 | Николай II:начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | 21.04 | Таблица, интерактивная доска. | |
60 | Внешняя политика НиколаяII.Русско-японская война 1904—1905 гг. | 1 | 26.04 | Карта. Интерактивная доска | |
61 | Первая российская революция и политические. Реформы 1905—1907 | 1 | 28.04 | Интерактивная доска | |
62 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | 3.05 | Интерактивная доска | |
63 | Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | 1 | 5.05 | Таблица, интерактивная доска. | |
64 | Серебряный век русской культуры | 1 | 10.05 | Презентация «Культура России». | |
65 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX-XXвв. | 1 | 12.05 | Карта. | |
66 | Наш край на рубеже XIX-XXвв. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина на Дону. | 1 | 17.05 | Карта. Интерактивная доска | |
67 | Экономическое развитие станицы Егорлыкской. | 1 | 19.05 | Интерактивная доска | |
68 | Культура донского казачества | 1 | 24.05 | Презентация. Интерактивная доска | |
Всего: | 68 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «28» августа 2022 г. № 1 Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/Беспалова Н.В./
«30» августа 2022 г. |
6.Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | |||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 9 а класс
Количество часов: 35часов
Учитель : Сухарева Наталья Филипповна
Год составления: август 2022г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию в 9 «А» классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.)
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерной программы основного общего образования по истории;
- Примерной рабочей программы воспитания (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022г. №3/22).
- Рабочая программа по курсу «Обществознанте»» 9 кл авторского коллектива Л. Н. Боголюбов, А. И. МатвееваМ. : Просвещение, 2011. для организаций общего образования;
- Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского;
- Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утвержденного приказом от 28.06.2022г. №152/1.
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского на 2022-2023 учебный год;
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» в 9«А» классе составлена на основе Примерной рабочей программы по курсу « Обществознание» авторского коллектива Л. Н. Боголюбов, А. И. МатвееваМ. : Просвещение, 2011. Программа авторского коллектива составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ
Учебник «Обществознание» для учащихся общеобразовательных учреждений ООО Издательский центр «Просвещение» обеспечивает реализацию обязательного минимума образования и рассчитана на 35 часов.
В соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского на 2022-2023 учебный год, наличием выходных и праздничных дней (23.02,)в 2022-2023 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по истории в 9А классе в 2022-2023 учебном году будет реализована в объёме 35 часов
Срок реализации программы 1 год.
2.Планируемые результаты изучения курса:
Рабочая программа формируется с учетом рабочей программы воспитания.
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Личностные результаты изучения курса «Обществознание» в 9 классе включают в себя:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Предметные результаты изучения курса «Обществознание».
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
1) относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
1) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
1) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
2) понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
1) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
2) понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной
1) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
2) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
3) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
4) понимание значения коммуникации в межличностном общении;
5) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
6) знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения курса.
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
3.Содержание программы.
Тема 1. Политика и социальное управление.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция РФ.
Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Отрасли права.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей детей.Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Обобщающее повторение (3ч.)
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Политика | 8 |
2 | Право | 6 |
3 | .Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ1 | 10 |
4 | Отрасли права | 9 |
5 | Итоговое повторение | 2 |
Итого: | 35 |
5. Календарно-тематический план.
№ | Наименование Разделы и тем. | Количество часов | Дата | Дидактическое обеспечение/ оборудование | |
план | факт | ||||
Политика.8ч. | |||||
1 | Введение. Политика и право | 1 | 1.09 | Схема «Роль политики в жизни общества»,презентация к уроку | |
2 | Государство | 1 | 8.09 | Схемы: «Основные сферы жизни общества», Таблица «Ступени развития общества» | |
3 | «Политические режимы» | 1 | 15.09 | Схема «Политические режимы», «Формы правления» | |
4 | Правовое государство | 1 | 22.09 | Схемы «Государственная власть», «Федеральное Собрание РФ» Презентация | |
5 | Гражданское общество и государство | 1 | 29.09 | Статистические данные | |
6 | Участие граждан в политической жизни | 1 | 6.10 | Пакет с дополнительным материалом | |
7 | Политические партии и движения | 1 | 13.10 | Схема | |
8 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | 20.10 | Презентация к уроку | |
Право.6ч | |||||
9 | Право в жизни человека, государства | 1 | 27.10 | Схемы «Система законодательства», | |
10 | Право. Система права | 1 | 10.11 | Схемы «Система законодательства», | |
11 | Правоотношения и субъекты права. | 1 | 17.11 | Таблица«Дееспособность»Презентация к уроку | |
12 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | 24.11 | Схема «Виды юридической ответственности» | |
13 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1.12 | Схема «Виды юридической ответственности | ||
14 | Правоохранительные органы | 1 | 8.12 | Пакет с дидактическим материалом | |
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ10ч | |||||
15 | Конституция РФ | 1 | 15.12 | Схемы «Жизненные блага» | |
16 | Права и свободы человека и гражданина. | 1 | 22.12 | Схема «Классификация прав человека» | |
17 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | 29.12 | Конституция РФ | |
18 | Гражданские правоотношения | 1 | 12.01 | Таблица «Гражданская дееспособность несовершеннолетних» | |
19 | Гражданские правоотношения | 1 | 19. 01 | Таблица «Гражданская дееспособность несовершеннолетних» | |
20 | Прав на труд. Трудовые правоотношения | 1 | 26. 01 | Пакет документов | |
21 | Прав на труд. Трудовые правоотношения | 1 | 2.02 | Пакет документов | |
22 | Социальные права | 1 | 9.02 | Конституция РФ | |
23 | .Семейные правоотношения | 1 | 16.02 | Таблица, презентация | |
24 | Семейные правоотношения | 1 | 2.03 | § | Конституция РФ |
Отрасли права.9ч | |||||
25 | Административные право-отношения. | 1 | 9.03 | Схема «Виды административных наказаний» | |
26 | Административные право-отношения | 1 | 16.03 | Административный Кодекс | |
27 | Уголовно-правовые отношения | 1 | 30.03 | Схема «Признаки преступления» | |
28 | Уголовно-правовые отношения | 1 | 6.04 | УК РФ | |
29 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | 13.04 | Документы | |
30 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | 20.04 | Документы к параграфу | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | 27.04 | Закон об образовании. презентация. | |
32 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | 4.05 | Дидактический материал | |
33 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | 11.05 | Презентация. | |
Обобщающее повторение.2ч. | |||||
34 | Обобщающее повторение по курсу «Обществозание» | 1 | 18.05 | . | Тесты ОГЭ |
35 | Обобщающее повторение по курсу «Обществозание» | 1 | 25.05 | ||
Всего | 35 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «____» ___________ 20___г. № ________ Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/Беспалова Н.В./
«____» ___________ 20___г. |
6.Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | |||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка краеведения «Родной край в древности»
2022 – 2023 учебный год
Уровень общего образования (класс): 7 класс
Количество часов:
Учитель: Сухарева Наталья Филипповна
Год составления: август 2022г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
- Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Родной край в древности» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- 1.Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.)
- 2.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16.
- .Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского ст. Егорлыкская
- Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Егорлыкской средней общеобразовательной школы №7 им. О.Казанского
- 7.Устава МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского.
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 38 часа. Количество часов в1-ой четверти - 38
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, используя различные формы работы: проведение экскурсий, викторин, дебатов, реализации проектов.
2.Общая характеристика курса краеведения.
Материалы местной истории имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, позволяют показать и объяснить ученикам общее и особенное в исторических явлениях. А краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные исторические события и показываем, как они преломляются в данной исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое образовательное и воспитательное значение.
Как учитель истории, я использую разные виды работ по краеведению в воспитательной и образовательной деятельности-это внеклассные и внеурочные мероприятия, проектная деятельность, организация самостоятельной исследовательской деятельности подростков, «дебаты».
Использование краеведческого материала как иллюстрации, дополнения к основному материалу по отечественной истории позволяет сделать историческое событие ярче, интереснее, ближе. Я убедилась, что учащиеся лучше воспринимают краеведческий материал, когда его подают в контексте отечественной или всемирной истории. И сама история становится ближе, интереснее, когда ученики узнают о роли своего региона в истории. Этот интерес реализуется в творческой исследовательской работе учащихся.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Таким образом, краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как любовь к Родине берет свое начало в стране нашего детства, отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого. Основой краеведения является школьный музей.
Музей-исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации по средствам музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных и общественно-воспитательных целях.
Школьный музей является одним из действенных средств развития творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории края, школы
Актуальность
В связи с тем, что все чаще европейские страны стремятся переписать мировую историю и историю Второй мировой войны. Поэтому необходимо в школе с учащимися изучать историю родного края. Способствовать формированию критического мышления и воспитанию патриотизма и гражданственности.
Новизна.
Рабочая программа кружка «краеведение» составлена для учащихся 7-х классов, в том числе для учащихся с ОВЗ. Программа основана на краеведческом материале и состоит из тем, раскрывающих историко-культурное развитие региона, этногенез, развитие и взаимодействие, проживавших в данном регионе народов в древности. Содержание логически выстроено и учитывает знания из основного курса истории и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Данный материал способствует формированию представления о целостной картине исторического развития региона, его роли и значения в истории России, критического мышления и позволяет решить цели и задачи.
Цели:
1. Расширить, углубить и конкретизировать содержание регионального компонента по истории
2. Способствовать формированию личности ученика как активного участника общения, умеющего достойно представлять себя и свою Родину.
3. Воспитание гражданственности и любви к Родине;
4. Защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, толерантности.
Задачи:
1.Содействие освоению знаний и способов познания культурного наследия донского края.
2.Создание условий для формирования оценочных суждений о значении историко-культурного наследия края, региона, России, мира.
3.Привитие интереса к историческому процессу формирования национальной российской индентичности.
4.Сформировать представление о древней истории края
5. Раскрыть значение культурного наследия народов для современности.
6. Способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской работы;
Принципы функционирования программы
- Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
- Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
- Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона.
- Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Методы обучения
1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Данная программа рассчитана на три года обучения. Количество детей в группе составляет 10-15 человек. Время занятий составляет 40 минут, занятия проходят 1 раз в неделю
2. Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны; осмысление нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению; уважение к своему народу, своей стране, к своему краю.
Метапредметные результаты: способность организовывать свою деятельность; владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, творческая работа), готовность сотрудничать с соучениками, к коллективной работе.
Предметные результаты: более глубокое понимание истории, новые исторические знания о деятельности и роли исторических личностей в истории России и родного края, приобретение социальных знаний, стимулирование учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории, к творческой, поисковой деятельности, создание творческих работ о ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.
3.Содержание
Тема 1. Введение. Человек- творец истории.
Тема2. Исследовательская деятельность».
Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Виды исследования. Способы фиксации получаемых сведений. Работа с источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Историческая личность и ее характеристика.
Технология игры «Дебаты». Форматы дебатов. Действующие лица: спикер, тьютор, таймкипер, судья. Правила дебатов. Роли спикеров. Команда и ее роль в дебатах. Создание пакета «аргументов и контраргументов». Теоретическое занятие. Возникновение Земли Русской. Практикум. Учимся говорить убедительно. Практикум.
Тема 2. Краеведение. Нижний Дон в древности.
Понятие краеведение. Всеобщая история и история России. История России и родного края. Древнейшие люди и стоянки на Нижнем Дону. Животный и растительный мир. Образование первых государств в древности. Скифы. Могильные курганы. Курганы «Пять братьев». Поход ДарияI в Скифию. Великое переселение народов. Дон и хазарский каганат. Жизнь и быт кочевников. Первые греческие поселения.
Тема 3. Нижний Дон в IX-XIIIв.
Территория. Природа края.Народы населяющие Нижний Дон. Нашествие монголо-татар на Киевскую Русь. Половцы на территории Егорлыкского района.Походы Святослава. Дебаты.
Тема 4. Южные соседи Киевской Руси
Южные соседи Киевской Руси. Монголо-татары на Нижнем Дону. Игра -дебаты. Тартария или Дикое поле. Появление донского казачества.
Тема5.Повторение. Нижний Дон в древности.
4.Тематическое планирование.
Тема | Количество часов | |
1 | Исследовательская деятельность | 14 |
2 | Краеведение. Нижний Дон в древности | 12 |
3 | Нижний Дон в IX-XIIIв. | 5 |
4 | Южные соседи Киевской Руси | 4 |
5 | Повторение | 3 |
Всего | 38 |
5.Календарно-тематическое планирование. 7 кл.
№ | Тема | Кол-во часов | ||
По плану | По факту | |||
Тема 1.Исследовательская деятельность | ||||
1. | Введение.Человек- творец истории. | 1 | 2.09 | |
Тема2. Исследовательская деятельноть. | ||||
2 | Предмет исследования. | 1 | 9.09 | |
3. | Работа с различными источниками. Интернет как источник исторической информации | 1 | 16.09 | |
4 | Виды исследования | 1 | 23.09 | |
5 | Организация исследования. (практическое занятие) | 1 | 30.09 | |
6 | Способы фиксации получаемых сведений | 1 | 7.10 | |
7 | Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. | 1 | 14.10 | |
8 | Технология подготовки игры «Дебаты» | 1 | 21.10 | |
9 | Правила дебатов | 1 | 28.10 | |
10 | Команда и ее роль в дебатах. | 1 | 3.11 | |
11 | Создание пакета «аргументов и контраргументов» | 1 | 11.11 | |
12 | Учимся убедительно говорить | 1 | 18.11 | |
13 | Теоретическое занятие. Возникновение Земли Русской. | 1 | 25.11 | |
14 | Практикум. | 1 | 2.12 | |
Краеведение. 3. Нижний Дон в древности. | ||||
15 | Моя Малая Родина. Краеведение. | 1 | 9.12 | |
16 | Древние люди и их стоянки на территории Нижнего Дона. | 1 | 16.12 | |
17 | Животный и растительный мир в древности. | 1 | 23.12 | |
18 | Азовский краеведческий музей. | 1 | 30.12 | |
19 | Образование первых государств кочевников на Нижнем Дону. | 1 | 13.01 | |
20 | Могильные курганы на Дону. | 1 | 20.01 | |
21 | Поход ассирийского царя ДарияI на Дон. | 27.01 | ||
22 | Великое переселение народов | 1 | 3.02 | |
23 | Дон и Хазарский каганат | 1 | 10.02 | |
24 | Жизнь и быт кочевников. | 1 | 17.02 | |
25 | Первые греческие поселения | 1 | 24.02 | |
26 | Дебаты «Предки жителей Подонья –скифы и греки». | 1 | 3.03 | |
Нижний Дон в IX-XIIIв. | ||||
27 | Территория. Природа края | 1 | 10.03 | |
28 | Народы населяющие Нижний Дон | 1 | 17.03 | |
29 | Половцы на территории Егорлыкского района | 1 | 24.03 | |
30 | Походы Святослава НА Нижний ДОН. | 1 | 31.03 | |
31 | Дебаты. Святослав – князь-полководец | 7.04 | ||
Южные соседи Киевской Руси. | ||||
32 | Жизнь и быт половцев(экскурсия в музей) | 1 | 14.04 | |
33 | Монголо-татары на Нижнем Дону | 1 | 21.04 | |
34 | Игра -дебаты. Тартария или Дикое поле. | 1 | 28.04 | |
35 | Появление донского казачества. | 1 | 5.05 | |
Повторение. Нижний Дон в древности | ||||
36 | Викторина « Путешествие по родному краю» | 1 | 12.05 | |
37 | Викторина «Знай свой край» | 1 | 19.05 | |
38. | Квест-игра. «По дорогам истории Егорлыкского района» | 1 | 26.05 | |
Всего | 37 |