РОДИТЕЛЯМ
Мама молчит, когда ребенок спит...
Уважаемые родители! На данной страничке вы найдете памятки по развитию речи, которые вы со своим ребенком сможете выполнять у себя дома. Хорошее настроение, несколько минут в день, желание - все, что вам нужно! ЧИТАЕМ, ЗАПОМИНАЕМ, ПРИМЕНЯЕМ!!!
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕГОВОРЯЩИХ МАЛЫШЕЙ:
1. Больше говорите с ребёнком, обогащайте свою речь эмоциями, озвучивайте все действия (кормление, гуляние, игру, купание), комментируя окружающее, постоянно повторяйте действия в течение дня.
2. Задавайте ребенку вопросы, отвечайте на них сами. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би-би, кукла – ля-ля, упал – бух.
4. Пойте ребёнку. Лучше не менять часто репертуар.
5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паравозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребёнку позволительно повторять только гласные: а, о, у.
6. Чаще читайте.
7. Ограничьте влияние компьютера, телевизора до 2 часов в день.
8. Не дожидайтесь, пока ребёнок сам заговорит. Начинайте его учить различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвет, форму (дай такой же кубик) количество (один – много).
11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, проводите игры типа «Сорока-белобока». Развивайте общие движения малыша: бег, ходьба, прыжки, ползание, лазание. Сочетайте движения с музыкой.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КОГДА НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?
Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, понадобиться помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, каким не безразлично, каким вырастет их малыш. Предлагаю вам ознакомиться со следующей информацией:
Нормы речевого развития в 1 год :
- малыш понимает простые просьбы;
- выполняет простые требования;
- во время игры приносит названную игрушку;
- показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю, покажи у кисы глазки;
- появляются первые слова
Обращайтесь к логопеду если ребенок:
- к году не может произнести ни слова;
- не выполняет простейшей просьбы (покажи, принеси, возьми);
- не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечание по поводу неправильного поведения
Нормы речевого развития в 2 года:
- словарный запас ребенка не менее пятидесяти слов;
- малыш понимает двухэтапную просьбу (возьми принеси);
- начинает активно использовать предложения из двух слов («Шапку снять», «Дай чай», «Папе ключи» и др.)
Обращайтесь к логопеду если:
- отсутствует фраза;
- ребенок плохо понимает обращенную к нему речь;
- произносит только отдельные слоги («па» - палка);
- один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги («нана» означающее все что угодно)
Нормы речевого развития в 3 года:
- словарный запас малыша до 250 слов и выше;
- он уже общается предложениями из трех слов;
- использует множественное число существительных и глаголов;
- называет свое имя, пол, возраст;
- понимает значение простых предлогов;
- выполняет задания типа «положи карандаши в коробку»
Обращайтесь к логопеду если:
- в три года путает понятия «верх» «низ»;
- не выполняет последовательно две команды («Подними мячик и дай его мне!»);
- не составляет фразу из 2-3 слов;
- не называет известные ему предметы;
- не различает и не называет основные цвета
Нормы речевого развития в 4 года:
- в возрасте 4-х лет у ребенка заканчивается овладение грамматикой родного языка;
- в разговоре он использует 10-15 вариантов предложений;
- может рассказать о себе;
- словарь составляет от 250 до 3000 слов
Обращайтесь к логопеду если:
- не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?»;
- речь аграмматична неправильно использует падежные окончания имен существительных, предлогов;
- неправильно произносит большую часть звуков – дефект смягчения – «тяпки» вместо «тапки», «дём дом», Искажение межзубное произношение звуков «с», «з», «ц», «ч», «щ», смешение – «ш» на «с» «сапка» «шапка», а «ж» на «з» «заба» «жаба»;
- употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов
Нормы речевого развития в 5 лет:
- ребенок правильно строит фразы и произносит все звуки
Обращайтесь к логопеду если вы заметили:
- нарушение произношения звуков;
- неправильное построение фразы;
- пропускание согласных звуков там, где они стоят рядом «такан» «стакан»;
- нарушение при согласовании с именами существительных среднего рода (солнцы, окны) или множественного числа (лобы, роты)
Особое внимание, дорогие родители, обращаем на то, что, если ребенок неправильно произносит звуки речи, это может отразится и в письменной речи – у него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте!
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Е.М.Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.
В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.
В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Пальчиковая гимнастика
1. Для детей 1-2 лет
"Фонарики"
Вот фонарики горят,
всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари,(пальцы сжаты в кулак)
Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).
"Кулачок"
Этот пальчик — маленький, (мама загибает мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе кулачок!
"Наши пальчики"
У тебя есть две руки
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо- мальчиков.
Будут-будут наши пальчики трудиться,
Не пристало чудо-мальчикам лениться!
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук).
2. Для детей 3-4 лет
"Семья"
Этот пальчик-дедушка
Этот пальчик-бабушка
Этот пальчик-папочка
Этот пальчик-мамочка
Ну а этот пальчик- я
Вот и вся моя семья!
(Ребенок самостоятельно сгибает по очереди пальчики).
"Ножки"
Большие ножки шли по дорожке.
Большие ножки шли по дорожке.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
(Пальчиками по столу имитировать медленную и быструю ходьбу).
"Качели"
Дети сели на качели,
И качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз.
Ну-ка, с нами прокатись!
(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз).
3. Для детей 5-6 лет
"Дружные ребятки"
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах, и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
(Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).
"Сидит белка на тележке"
Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак)
Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево)
Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)
Воробью, (разогнуть указательный палец)
Синичке, (разогнуть средний палец)
Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)
4. Для детей 6-7 лет
"Домик"
На поляне дом стоит, («дом» — изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх)
Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. («ворота» — ладони разворачиваются параллельно друг другу).
"Снежок"
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили. (снежок «лепят»)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз — подбросим, («подбрасывают»)
Два — поймаем, («ловят»)
Три — уроним («роняют»)
И… сломаем. (хлопают по столу).