«Наши пальчики играют- говорить нам помогают»
Задачи. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей третьего года жизни, с системой работы в ДОУ по созданию развивающей речевой среды. Обучать способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи. Через интерактивные игры и упражнения сплотить родителей для дальнейшей совместной деятельности.
Подготовительный этап
Оформление стенда «Для вас, родители»:
«Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни»; «Почему малыш не говорит» и т.д.
|
Изготовление пригласительных билетов для родителей.
Подготовка плакатов с крылатыми выражениями.
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.)
Речь - показатель ума. (Сенека.)
Каков ум, такова и речь.
Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.
Одно дело говорить, другое - говорить дело.
Подбор оборудования и материала для игр с родителями: цветные зонтики, карточки, подносы с манкой, пластилин, наборы пуговиц, силуэты из картона, наборы прищепок, разные виды театров.
Организация выставки детских книг.
Составление памятки «Заучиваем стихи с малышами».
План проведения родительского собрания
- Вступительная часть.
- Теоретическая часть: особенности развития речи детей третьего года жизни.
- Практическая часть: игры, упражнения, тренинг.
- Заключительная часть.
I. Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем - развитие речи детей третьего года жизни. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.
Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т.п.
Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев». Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и др.
Играйте с ребёнком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые (правильное произношение звуков), театрализованные с использованием кукол и др.
Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки. При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.
II Теоретическая часть.
Ведущий предлагает родителям поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого надо объединиться в группы по два- три человека. Каждая группа получит задание: из трёх вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей третьего года жизни нужно выбрать один и прокомментировать его.
Показатели речи детей этого возраста:
- развитие голосовых реакций, подражания;
- понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений (правильный ответ);
- понимание, подражание, пассивная речь.
Условия для развития речи:-уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых.
-обучающее и воспитательное воздействие;
- собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности.
(Все ответы правильные.)
Показатели речевого общения ребёнка:
понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;
- слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ);
- по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.
Словарный запас ребёнка:
-100 слов;
-1200-1500 слов (правильный ответ).
Особенности словарного запаса:
использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё невелик);
отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трёх и более слов (правильный ответ);
- использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи.
Особенности звукопроизношения:
правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных [р, л]; может заменять [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на [т] (правильный ответ);
- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых [л] и [р];
- речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно.
III . Практическая часть.
Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи детей.
Ведущий обращается к родителям: «Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики». Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной - благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор».
Одновременно в игре участвуют 10-12 человек
Неблагоприятные факторы.
1 Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т.д.).
- Замена общения просмотром телевизионных передач.
- Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребёнка.
- Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.
- Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.
- Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.
Благоприятные факторы.
- Эмоционально-положительное общение с ребёнком.
- Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.
3 При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам.
- Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.
- Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.
- Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.
Учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приёмы сами.
Ведущий предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребёнком. Затем организует игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
«Рисуем стихи».
Каждая пара получает поднос (30x40 см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождём по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребёнок рисует, затем ребёнок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Пластилиновая сказка».
Каждая пара должна слепить сказку «Колобок»: ребёнок лепит колобка, домик, деревья, деда и бабу. В процессе лепки взрослый стимулирует действия ребёнка, рассказывая ему сказку.
«Забавные прищепки».
Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и набор разноцветных прищепок. Взрослый предлагает ребёнку подумать, на что или на кого похож
Пуговичный теремок»
Каждая пара получает набор разноцветных пуговиц разного размера и формы. Взрослый предлагает ребёнку выложить домик (для образца можно использовать картинки) и голову любого персонажа (мышки, лягушки, зайца, волка, лисицы, медведя). При этом взрослый рассказывает сказку. Затем родители меняются ролями.
«Театрализованные игры».
Каждой паре предлагают использовать разные виды театров и дают задание проиграть определённый сказочный эпизод. Игру начинает взрослый, а продолжает ребёнок. В ходе игры взрослый задаёт вопросы: «Какую песенку пел колобок?», «Что было дальше?», «Что сказала внучка Жучке?», «Как лягушка позвала зайчишку в теремок?» И т.д.
Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»
Ведущий предлагает четырём родителям перевоплотиться в детей, а сам становится их мамой.
Жили-были дед и баба
(Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой.)
На полянке у реки.
(Козырьком прикладывают руку ко лбу - смотрят вдаль.)
И любили очень, очень
(Гладят живот.)
На сметане колобки.
(Пальцами рисуют в воздухе круг.)
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
(Кулаками «месят» тесто.)
Ну а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
(В ладонях «перекатывают» колобок.)
Вышел ровный,
(Горизонтальный взмах одной рукой.)
Вышел гладкий,
(Горизонтальный взмах другой рукой.)
Не солёный и не сладкий,
(Грозят указательными пальцами обеих рук.)
Очень круглый,
(Пальцами рисуют в воздухе круг.)
Очень вкусный. (Гладят живот.)
Даже есть его нам грустно!
(Хлопок в ладоши.)
Ведущий рекомендует проводить двигательно-речевые тренинги с детьми, используя знакомые им сказки, стихи и сопровождая текст активными движениями рук.
V. Заключительная часть.
Подводится итог: чем занимались на собрании и что можно использовать в работе с детьми дома. Затем родителям раздают памятки «Заучиваем стихи с малышами» и рекомендуют посетить выставку детских книг, которая организована в зале.
Памятка
«Заучиваем стихи с малышами»
Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.
Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.
1. Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.
2. Сначала прочитайте два-три стихотворения.
3. Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три- четыре раза.
4. Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.
5. Повторите все движения вместе с ребёнком.
6. Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно-два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Наши пальчики играют- говорить нам помогают» | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
в 1младшей группе
«Наши пальчики играют-
говорить нам помогают»
Подготовила Хаджарова С.П.
Задачи. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей третьего года жизни, с системой работы в ДОУ по созданию развивающей речевой среды. Обучать способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи. Через интерактивные игры и упражнения сплотить родителей для дальнейшей совместной деятельности.
Оформление стенда «Для вас, родители»:
«Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни»; «Почему малыш не говорит» и т.д.
Изготовление пригласительных билетов для родителей.
Подготовка плакатов с крылатыми выражениями.
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.)
Речь - показатель ума. (Сенека.)
Каков ум, такова и речь.
Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.
Одно дело говорить, другое - говорить дело.
Подбор оборудования и материала для игр с родителями: цветные зонтики, карточки, подносы с манкой, пластилин, наборы пуговиц, силуэты из картона, наборы прищепок, разные виды театров.
Организация выставки детских книг.
Составление памятки «Заучиваем стихи с малышами».
План проведения родительского собрания
- Вступительная часть.
- Теоретическая часть: особенности развития речи детей третьего года жизни.
- Практическая часть: игры, упражнения, тренинг.
- Заключительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем - развитие речи детей третьего года жизни. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.
Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т.п.
Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев». Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и др.
Играйте с ребёнком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые (правильное произношение звуков), театрализованные с использованием кукол и др.
Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки. При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.
II Теоретическая часть.
Ведущий предлагает родителям поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого надо объединиться в группы по два- три человека. Каждая группа получит задание: из трёх вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей третьего года жизни нужно выбрать один и прокомментировать его.
Показатели речи детей этого возраста:
- развитие голосовых реакций, подражания;
- понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений (правильный ответ);
- понимание, подражание, пассивная речь.
Условия для развития речи:-уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых.
-обучающее и воспитательное воздействие;
- собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности.
(Все ответы правильные.)
Показатели речевого общения ребёнка:
понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;
- слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ);
- по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.
Словарный запас ребёнка:
-100 слов;
-1200-1500 слов (правильный ответ).
Особенности словарного запаса:
использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё невелик);
отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трёх и более слов (правильный ответ);
- использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи.
Особенности звукопроизношения:
правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных [р, л]; может заменять [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на [т] (правильный ответ);
- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых [л] и [р];
- речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно.
Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи детей.
Ведущий обращается к родителям: «Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики». Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной - благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор».
Одновременно в игре участвуют 10-12 человек
1 Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т.д.).
- Замена общения просмотром телевизионных передач.
- Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребёнка.
- Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.
- Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.
- Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.
Благоприятные факторы.
- Эмоционально-положительное общение с ребёнком.
- Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.
3 При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам.
- Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.
- Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.
- Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.
Учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приёмы сами.
Ведущий предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребёнком. Затем организует игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
«Рисуем стихи».
Каждая пара получает поднос (30x40 см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождём по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребёнок рисует, затем ребёнок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Пластилиновая сказка».
Каждая пара должна слепить сказку «Колобок»: ребёнок лепит колобка, домик, деревья, деда и бабу. В процессе лепки взрослый стимулирует действия ребёнка, рассказывая ему сказку.
«Забавные прищепки».
Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и набор разноцветных прищепок. Взрослый предлагает ребёнку подумать, на что или на кого похож
Пуговичный теремок»
Каждая пара получает набор разноцветных пуговиц разного размера и формы. Взрослый предлагает ребёнку выложить домик (для образца можно использовать картинки) и голову любого персонажа (мышки, лягушки, зайца, волка, лисицы, медведя). При этом взрослый рассказывает сказку. Затем родители меняются ролями.
«Театрализованные игры».
Каждой паре предлагают использовать разные виды театров и дают задание проиграть определённый сказочный эпизод. Игру начинает взрослый, а продолжает ребёнок. В ходе игры взрослый задаёт вопросы: «Какую песенку пел колобок?», «Что было дальше?», «Что сказала внучка Жучке?», «Как лягушка позвала зайчишку в теремок?» И т.д.
Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»
Ведущий предлагает четырём родителям перевоплотиться в детей, а сам становится их мамой.
Жили-были дед и баба
(Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой.)
На полянке у реки.
(Козырьком прикладывают руку ко лбу - смотрят вдаль.)
И любили очень, очень
(Гладят живот.)
На сметане колобки.
(Пальцами рисуют в воздухе круг.)
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
(Кулаками «месят» тесто.)
Ну а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
(В ладонях «перекатывают» колобок.)
Вышел ровный,
(Горизонтальный взмах одной рукой.)
Вышел гладкий,
(Горизонтальный взмах другой рукой.)
Не солёный и не сладкий,
(Грозят указательными пальцами обеих рук.)
Очень круглый,
(Пальцами рисуют в воздухе круг.)
Очень вкусный. (Гладят живот.)
Даже есть его нам грустно!
(Хлопок в ладоши.)
Ведущий рекомендует проводить двигательно-речевые тренинги с детьми, используя знакомые им сказки, стихи и сопровождая текст активными движениями рук.
V. Заключительная часть.
Подводится итог: чем занимались на собрании и что можно использовать в работе с детьми дома. Затем родителям раздают памятки «Заучиваем стихи с малышами» и рекомендуют посетить выставку детских книг, которая организована в зале.
Памятка
«Заучиваем стихи с малышами»
Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.
Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.
1. Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.
2. Сначала прочитайте два-три стихотворения.
3. Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три- четыре раза.
4. Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.
5. Повторите все движения вместе с ребёнком.
6. Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно-два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.