Методическое обеспечение
Разработки занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_e.a._konspekt_uroka.docx | 2.13 МБ |
andreeva_e.a._zanyatie.docx | 1.92 МБ |
andreeva_e.a._zanyatie.docx | 794.63 КБ |
andreeva_e.a._zanyatie.doc | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
ХV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП В ХМАО - ЮГРЕ
Андреева Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Объединения: «Юный конструктор»
Образование: среднее специальное: Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», преподавание в начальных классах, учитель начальных классов, 2015г; Автономная некомерческая организация дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки», оператор электронно-вычислительных машин, 2016г.
Стаж педагогической работы: 10 лет
Стаж работы в данном учреждении: 10 лет
Лянтор. 2019
Пояснительная записка
Методическая разработка занятия по теме «Вводное занятие. Основы работы с Технолаб». Занятие составлено на основе модульной дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Юный конструктор» (утверждена на заседании методического совета, протокол № 1 от 03.05.2018г., модуль 1, количество часов в неделю-4, в год-168 ч.). Занятие разработано для обучения в объединении «Юный конструктор» в группе обучающихся младшей возрастной категории (5-8 лет) В группе 15 обучающихся от 5 до 8 лет. При планировании занятия учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Тема: «Вводное занятие. Основы работы с Технолаб»
Цель: формирование представлений о способах работы с конструктором: о видах деталей; о способах соединения: о работе с технологической картой; о правилах безопасного поведения при работе с конструктором.
Задачи:
- Актуализировать знания детей о роботах, робототехнике.
- Познакомить с историей развития робототехники в мировом сообществе и в частности в России.
- Познакомить детей с основными деталями образовательного конструктора Технолаб, терминологией, правилами и техникой безопасности при работе с ним.
- Обучить правилам соединения деталей конструктора между собой и демонтажа конструкции.
- Научить детей работать с технологической картой.
- Инициировать творчество детей на построение моделей по собственному замыслу из деталей конструктора.
- Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление.
- Совершенствовать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Оборудование: Мультимедиа система (ноутбук, проектор, интерактивная доска). Конструктор Технолаб (предварительный уровень).
Материал: раздаточный - набор необходимых деталей конструктора Технолаб (предварительный уровень) для каждого ребёнка, Д.А. Каширин, А.А. Каширина рабочая тетрадь для детей 5-8 лет
демонстрационный - презентация «Роботы», видеоролик о роботах и роботостроении.
Конспект занятия по конструированию роботов
с детьми 5-8 лет на тему:
Тема: «Вводное занятие. Основы работы с Технолаб»
Цель: формирование представлений о способах работы с конструктором: о видах деталей; о способах соединения: о работе с технологической картой; о правилах безопасного поведения при работе с конструктором.
Задачи:
- Актуализировать знания детей о роботах, робототехнике.
- Познакомить с историей развития робототехники в мировом сообществе и в частности в России.
- Познакомить детей с основными деталями образовательного конструктора Технолаб, терминологией, правилами и техникой безопасности при работе с ним.
- Обучить правилам соединения деталей конструктора между собой и демонтажа конструкции.
- Научить детей работать с технологической картой.
- Инициировать творчество детей на построение моделей по собственному замыслу из деталей конструктора.
- Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление.
- Совершенствовать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Оборудование: Мультимедиа система (ноутбук, проектор, интерактивная доска). Конструктор Технолаб (предварительный уровень).
Материал: раздаточный - набор необходимых деталей конструктора Технолаб (предварительный уровень) для каждого ребёнка, Д.А. Каширин, А.А. Каширина рабочая тетрадь для детей 5-8 лет
демонстрационный - презентация «Роботы», видеоролик о роботах и роботостроении.
Ход занятия
- Введение в игровую ситуацию.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждет увлекательное путешествие в «Мир Технолаб». Вы знаете, что это за мир?
Дети: Дают ответы.
- Затруднение в игровой ситуации.
Педагог: Ответ на этот вопрос я дам вам чуть позже, а сейчас загадка.
Сам металлический,
Мозг электрический.
Дети: Робот.
Педагог: Правильно.
- Создание учебно-проблемной ситуации, постановка цели.
Педагог: А что такое робот и кто его создал, с какой целью?
Дети: Дают ответы.
Педагог: Робот — многоцелевая машина, отличающаяся от обычного автомата, гибкостью и универсальностью выполнения различных операций.
Создали роботов – люди, с одной целью – помогать им, освобождая от работ, связанных с опасностями для здоровья или с тяжелым физическим трудом, а также от простых монотонных операций, не требующих высокой квалификации. А еще они могут защищать, развлекать и учить нас! Термин «робот» был впервые введен К. Чапеком в 1920 году, где роботом называли механических людей. А как вы думаете, кто и когда впервые изобрел робота?
Дети: Высказывают предположения.
Педагог: Самый первый робот появился в СССР, а случилось это так: в 1937 году робот, похожий на человека и умеющий делать одно действие - поднимать руку, считался достаточно значимым событием, чтобы показать его на Всемирной выставке в Париже. Так и вошел в историю робот, созданный...15-летним подростком, Вадимом Мацкевичем. Он назвал его В2М, т.к. в его инициалах две буквы В и одна М.
Просмотр презентации «Роботы».
Педагог: А что же могут современные роботы?
Дети: Дают ответы.
Педагог: Посмотрите на следующие слайды, и попробуйте отгадать, в каких еще сферах жизни они трудятся?
Просмотр презентации «Роботы».
Дети: Роботы могут работать на производстве, заменяя людей на линии сборки, например, автомобилей, а могут полететь в космос – на Луну, Марс!
Педагог: Как называются такие роботы?
Дети: Луноходы, Марсоходы. А могут исследовать глубины океанов, морей, работать вместе с полицейскими, защищая их жизни, или перевозить тяжелые грузы, помогая военным!
Педагог: Да, сегодня роботы перестали быть чем-то необычным, они все больше заполняют нашу жизнь, проникая во все ее сферы. Наука не стоит на месте, благодаря усилиям ученых, которые совершенствуют технологии и внедряют инновационные методы. Роботы не только помогают человеку, но и становятся все больше похожи на него. Самые новейшие модели способны копировать движения человека и обладают определенными интеллектуальными способностями. Давайте посмотрим видео «10 самых современных роботов в мире».
Просмотр видео «10 самых современных роботов в мире».
Педагог: Какой робот вам понравился?
Дети: НАО Робот и АСИМО Робот, потому что они могут проявлять эмоции, узнавать людей и танцевать!
Педагог: Как вы думаете, какая страна является лидером в робототехнике?
Дети: Дают ответы.
Педагог: Япония – признанный лидер в области робототехнике в мире. Но Робототехника в России является одной из важнейших отраслей для будущего технологического и экономического развития страны. Роботы уже давно активно используются в российской промышленности, армии, МЧС и других силовых ведомствах, в научных исследованиях и в сфере образования. Россия является признанным мировым лидером в области разработки и производства боевых наземных роботов (первый в истории боевой робот — телетанк был разработан в СССР). Исторически Россия также является лидером в области космической робототехники (первый искусственный спутник и первый робот-планетоход также были созданы в СССР).
Однако потенциал применения роботов гораздо выше современных масштабов их использования. В России пока ещё очень мало роботов, рассчитанных на частного и коммерческого массового потребителя.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, с какой целью мы сегодня говорили о роботах?
Дети: Мы сегодня говорили о роботах, потому что мы их будем строить?!
Педагог: Правильно! А из чего? У нас есть такое оборудование?
Дети: Да! Конструктор!
Педагог: Правильно! И этот конструктор называется – образовательный робототехнический модуль Технолаб! Теперь вы понимаете, почему вам предстоит совершить увлекательное путешествие в мир Технолаб! Мы будем учиться конструировать модели роботов различного назначения. Но сначала надо познакомиться с правилами техники безопасности при работе с конструктором и основными деталями конструктора.
Запрещается:
- Вскрывать самостоятельно батарейный блок.
- Помещать блок ЦМ-15 в воду.
- Брать детали в рот.
- Бросать детали в огонь.
- Бросать детали (особенно ЦМ-15, при сильном ударе может сломаться!)
Рекомендуется:
- При моделировании конструкции работать с конструктором только на столе.
- Перед началом работы с блоком ЦМ-15 необходимо разместить в него 2 аккумуляторные батареи типа ААА
(пальчиковые батарейки). - Для корректной работы блока ЦМ-15 необходимо правильно установить аккумуляторные батареи.
- Для запуска и остановки мотора в блоке ЦМ-15 нужно нажать красную кнопку.
- Все элементы конструктора хранить в контейнере.
Педагог: А теперь давайте познакомимся с правилами соединения деталей и их демонтажа. Основными элементами для крепления конструкции являются заклепки, а для разъединения элементов используется специальный элемент – разделитель.
Практический показ педагогом соединения деталей и их демонтажа.
- Самостоятельное применение нового знания. Подгрупповая работа.
Дети самостоятельно соединяют и разъединяют 2-3 пластины, используя короткие и длинные заклепки и разделитель.
Педагог: А теперь давайте познакомимся с основными элементами конструктора.
Основные элементы конструктора Технолаб.
Главная деталь конструктора – управляемый блок ЦМ-15 (батарейный блок с мотором) с пятью позициями вращения. Для запуска и остановки мотора в блоке ЦМ-15 нужно нажать красную кнопку.
Перфорированные пластины разных размеров.
Колеса Полусфера Треугольная пластина Пластина в форме дуги
уголки шины пластины с боковым креплением и другие.
Со всеми деталями познакомимся постепенно по мере конструирования роботов различного назначения. А сейчас я предлагаю познакомиться с технологическими картами, которые представляют собой пошаговую инструкцию по конструированию определенного робота. Итак, внимание, откройте рабочую тетрадь на странице 15 -«Собери улитку». На странице 16 вы можете увидеть элементы и количество конструктора, необходимого для конструирования робота, а на странице 17 – пошаговую инструкцию. Шаг 1 – взять блок ЦМ-15 и повернуть его красной кнопкой вверх, четырьмя заклепками закрепить перфорированную пластину размером 5х7 и так далее.
- Самостоятельное применение нового знания. Индивидуальная работа.
Педагог: А сейчас, ребята, я предлагаю вам придумать и построить робота по собственному замыслу или с использованием технологической карты построить улитку.
Дети самостоятельно конструируют роботов по замыслу или с использованием технологической карты. Педагог оказывает необходимую помощь.
- Фронтальная работа.
Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю презентовать вам свои работы.
Проходит коллективная оценка работы по вопросам: есть ли ошибки в постройке, нравится конструкция роботов.
- Рефлексия.
Педагог: Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали, о чем говорили?
Дети: Мы говорили о роботах, робототехнике в мире и истории развития робототехники в России. Оказалось, что первого робота сконструировали в СССР в 1937 году. Его назвали В2М в честь изобретателя, которому было всего 15 лет. Познакомились с робототехническим конструктором Технолаб и построили первых роботов.
Педагог: Как вы думаете, важно ли для вас научиться строить роботов с использованием образовательного робототехнического конструктора нового поколения?
Дети: Дают ответы.
Педагог: Ребята, прежде чем расстаться, я предлагаю вам поиграть. Подойдите к интерактивной доске, что это за картинка?
Дети: Это роботы!
Педагог: Отлично! Обратите внимание на фон слайда, какой он?
Дети: Как светофор: красный – желтый – зеленый.
Педагог: Внимание, условие! Если вам было все понятно и легко, то возьмите робота и поместите его на зеленую полоску. Если были затруднения в работе, то возьмите робота и поместите его на желтую полоску. А если было трудно и непонятно, то возьмите робота и поместите его на красную полоску. Подумайте и сделайте свой выбор!
Дети формулируют самооценку конечного результата.
Педагог: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, получите титулы Профессора. Наше занятие закончилось. До свидания, до новых встреч!