Проектная деятельность в ДОУ

Захарова Галина Владимировна

Проект "Цвети родной Башкортостан" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ko_dnyu_respubliki.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Цвети родной Башкортостан»

Вид проекта: информационно- познавательный

По количеству детей: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа; расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Задачи проекта:

Образовательные

- Формировать бережное отношение к природе родного края;

- Формировать знания по культуре родного края;

- Продолжать учить понимать ценности каждого объекта природы, как источника материального и духовного развития общества;

- Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;

-  Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

Воспитательные

- воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине;

Развивающие

- развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

- развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики;

Актуальность проекта:

Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

Ожидаемые результаты: последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.

Этапы реализации проекта.

1 этап-  Подготовительный

  • Составление перспективного плана работы;
  • Изучение методической литературы;
  • Подбор материала по теме;
  • Подбор раскрасок для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования,
  • Разработка конспектов мероприятий, ООД, бесед;
  • Создание развивающей среды по теме;
  • Рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций, альбомов;
  • Просмотр видеоматериалов;
  • Изготовление дидактических игр : «Сложи узор», «Узнай свой элемент башкирского орнамента», «Найди среди гербов разных стран герб России», «Кто скорее составит флаг Башкортостана», «Собери карту Башкортостана»;
  • Проведение с детьми бесед по теме.

2 этап- Основной, реализация проекта

Организовать работу по решению задач проекта через:

- Проведение ООД: «Башкортостан моя любимая земля», «Мой край Башкортостан», «Цвети мой край Башкортостан», Игра - викторина «Лекарственные растения Башкортостана», «Дикие животные нашего края»;

- Рисование «Флаг Республики Башкортостан», «Украшение баночки для меда», «Юрта»; аппликация «Украшение ковра», «украшение одежды башкирским орнаментом»; лепка «Чак-чак»;

- Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций «Национальные блюда башкир», «Символика Башкортостана», «Башкирская национальная одежда»;

- Проведение бесед: «Мы живем в России», «Мой родной край Башкортостан», «Лес- наше богатство»,  «Символика Башкортостана», «Башкирия- моя республика, мой край родной», «Где мы живем», «Что мы знаем о Башкортостане», «Что мы знаем о пчелах», «Знакомство с башкирским национальным инструментом- Кураем»;

- Составление рассказов по сюжетным картинкам;

- Знакомство с произведениями художественной литературы «Егет, звавший на помощь нужду», легенда «Происхождение башкир», «Сказка о курае», «Лиса- сирота» сказка, «Четыре друга», сказка «Сарбай», отгадывание загадок, заучивание стихотворений о республике;

- Проведение дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

- Пальчиковая гимнастика «Семья».

- Целевые прогулки: экскурсия в центральную библиотеку

- Дидактические игры: «Сложи узор», «Узнай свой элемент башкирского орнамента», «Найди среди гербов разных стран герб России», «Кто скорее составит флаг Башкортостана», «Собери карту Башкортостана», «Покажи, назови, расскажи»;

- Подвижные игры: «Айгуль и цыплята», «Юрта», «Хитрая лиса», «Медведь и пчелы», «Липкие пеньки»;

- Составление творческих рассказов: «Где мы живем», «Что я знаю о своем городе», «Где я путешествовал»;

Работа с родителями:

- консультация: «С чего начинается Родина?»»

- практикум: «Воспитание личности на основе традиции и культурного наследия башкирского народа»

- оформление папки-передвижки: «Республика- мой край родной»

3 этап- Заключительный этап:

Анкетирование родителей и сравнительный анализ полученных результатов;

Презентация лепбука «Моя Родина»;

Выставка детских работ «Наш вернисаж»;

Викторина: «Дикие животные нашего края», «Лекарственные растения»;

Результат проекта:

Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.

Список литературы

1. Агишева Р. Л., Губайдуллина Ф. Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

2. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.

3. Дроздова Н. В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ. 2008.№4. С. -79.                                                                                                                                                 4. Жирякова И. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 77.

5. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 85.

6. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. М., 2004.

7. Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И. Г. Акманова. – Уфа: Китап, 2001.

8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.