Проектная деятельность в ДОУ
Проект "Цвети родной Башкортостан" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ko_dnyu_respubliki.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Цвети родной Башкортостан»
Вид проекта: информационно- познавательный
По количеству детей: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа; расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;
Задачи проекта:
Образовательные
- Формировать бережное отношение к природе родного края;
- Формировать знания по культуре родного края;
- Продолжать учить понимать ценности каждого объекта природы, как источника материального и духовного развития общества;
- Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;
- Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
Воспитательные
- воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине;
Развивающие
- развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
- развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики;
Актуальность проекта:
Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Ожидаемые результаты: последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.
Этапы реализации проекта.
1 этап- Подготовительный
- Составление перспективного плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подбор материала по теме;
- Подбор раскрасок для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования,
- Разработка конспектов мероприятий, ООД, бесед;
- Создание развивающей среды по теме;
- Рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций, альбомов;
- Просмотр видеоматериалов;
- Изготовление дидактических игр : «Сложи узор», «Узнай свой элемент башкирского орнамента», «Найди среди гербов разных стран герб России», «Кто скорее составит флаг Башкортостана», «Собери карту Башкортостана»;
- Проведение с детьми бесед по теме.
2 этап- Основной, реализация проекта
Организовать работу по решению задач проекта через:
- Проведение ООД: «Башкортостан моя любимая земля», «Мой край Башкортостан», «Цвети мой край Башкортостан», Игра - викторина «Лекарственные растения Башкортостана», «Дикие животные нашего края»;
- Рисование «Флаг Республики Башкортостан», «Украшение баночки для меда», «Юрта»; аппликация «Украшение ковра», «украшение одежды башкирским орнаментом»; лепка «Чак-чак»;
- Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций «Национальные блюда башкир», «Символика Башкортостана», «Башкирская национальная одежда»;
- Проведение бесед: «Мы живем в России», «Мой родной край Башкортостан», «Лес- наше богатство», «Символика Башкортостана», «Башкирия- моя республика, мой край родной», «Где мы живем», «Что мы знаем о Башкортостане», «Что мы знаем о пчелах», «Знакомство с башкирским национальным инструментом- Кураем»;
- Составление рассказов по сюжетным картинкам;
- Знакомство с произведениями художественной литературы «Егет, звавший на помощь нужду», легенда «Происхождение башкир», «Сказка о курае», «Лиса- сирота» сказка, «Четыре друга», сказка «Сарбай», отгадывание загадок, заучивание стихотворений о республике;
- Проведение дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
- Пальчиковая гимнастика «Семья».
- Целевые прогулки: экскурсия в центральную библиотеку
- Дидактические игры: «Сложи узор», «Узнай свой элемент башкирского орнамента», «Найди среди гербов разных стран герб России», «Кто скорее составит флаг Башкортостана», «Собери карту Башкортостана», «Покажи, назови, расскажи»;
- Подвижные игры: «Айгуль и цыплята», «Юрта», «Хитрая лиса», «Медведь и пчелы», «Липкие пеньки»;
- Составление творческих рассказов: «Где мы живем», «Что я знаю о своем городе», «Где я путешествовал»;
Работа с родителями:
- консультация: «С чего начинается Родина?»»
- практикум: «Воспитание личности на основе традиции и культурного наследия башкирского народа»
- оформление папки-передвижки: «Республика- мой край родной»
3 этап- Заключительный этап:
Анкетирование родителей и сравнительный анализ полученных результатов;
Презентация лепбука «Моя Родина»;
Выставка детских работ «Наш вернисаж»;
Викторина: «Дикие животные нашего края», «Лекарственные растения»;
Результат проекта:
Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.
Список литературы
1. Агишева Р. Л., Губайдуллина Ф. Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
2. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.
3. Дроздова Н. В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ. 2008.№4. С. -79. 4. Жирякова И. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 77.
5. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 85.
6. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. М., 2004.
7. Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И. Г. Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.