Раздел 2. "Методическая деятельность по повышению качества образовательного процесса"

  • самообразование


1. Тема самообразования: "Театр как средство формирования связной речи дошкольников"

      Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.  Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
 
2. Когда начата работа над темой: сентябрь 2020 г.

3. Когда предполагается закончить работу над темой: май 2023 г. 

4. Цели и задачи самообразования по теме: 

Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
 
Задачи: 
 
- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующий становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;
 
- осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта;
 
- развивать речь детей как средство общения (навык строить диалог);
 
- активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса;
 
- формировать положительное отношение детей к театрализованным играм;
 
- повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности дошкольников;
 
5. Основные вопросы, намеченные для изучения:
1.Проанализировать  литературу по данной теме.
 
2.Изучить особенности влияния театральной деятельности на развитие речи  у детей дошкольного возраста.
 
3.Исследовать эффективность применения театральной деятельности в формировании и пополнении знаний и представлений об окружающем мире и развитии эмоционально –отзывчивой личности .
 
4.Организовать театральную постановку с детьми.
 
5.Консультации для родителей. 
 
6. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
 
7. Составить перспективный план работы.
 
6. Этапы проработки по теме:
 
1 этап. Диагностический.
Изучение литературы по проблеме и имеющего опыта. Определение целей и задач
темы. Разработка системы работы, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
2 этап. Практический.
Формирование методического комплекса. Корректировка работы.
3 этап. Обобщающий.
Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение результатов
работы.
 
7. Литература:
 1. Выготский Л. С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
 2. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.
2009.
 3. А. В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду М. ,» Мозаика-синтез»2010
Изучение статей в журналах:
• «Воспитатель ДОУ»,
• «Дошкольное воспитание»,
• «Ребенок в детском саду».
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
Изучение опыта педагогов ДОУ.
 
8. Рабочий материал, который используется в процессе работы по теме самообразования:
 

Учебный 

год

Содержание работы

Сроки

выполнения

Результат
2020/2021
1. Подбор методической литературы.
 
2. Подбор материала по теме самообразования.
 
3. Работа с детьми
сентябрь

1. Изучение литературы 

2. Написание плана.

 
1. Беседы «Что такое театр?», «Театральные профессии».
 
2. Презентация «История возникновения театра»
 
3. Анкетирование родителей на тему: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».
октябрь

1. Свидетельство о публикации на сайте Инфоурок "Что такое театр? в средней группе (4-5 лет)

2. Изготовление Лэпбук "Театр"

 

1. Мимические упражнения.

2. Театральные этюды.

ноябрь
1. Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев»)
«Позови движением»
«Приглашение на танец» 
 
2. Картотека: 
«Мимические упражнения»
«Театральных этюдов»
 

1. Обыгрывание потешек.

2. Консультация для родителей 

декабрь

1. Изготовление картатеки "потешки в детском саду"

2. Консультация для родителей "Дети и театр"

 

1. Познакомить  с настольным театром.

2. Изготовление настольных бумажных кукол

январь1. Изготовление настольных бумажных кукол  к сказкам "Гуси-лебеди","Репка","Красная шапочка", Три медведя", "Теремок", "Муха-цокотуха"
 

1. Игры и упражнения на опору дыхания

 

 

2. Чтение сказок , инсценировка с  бумажными настольными куклами

3. Работа с родителями 

февраль 

1. Дыхательные игры: «Птичий двор», «Эхо»,«Маятник»; «Задуть свечу»;

2. Изготовление картотеки "Игры и упражнения на опору дыхания"

3. Настольный театр сказок: "Гуси-лебеди","Репка","Красная шапочка", Три медведя", "Теремок".

4. Фотоотчет родителям

 

1. Изготовить папку -передвижку для родителей.

2. Знакомство с "Наручным театром"

3. Знакомство с произведениями Е.Чарушина.

4. Участие детей в Конкурсе детских рисунков "Добрый мир Евгения Чарушина" к   Международному дню детской кники и 120-летию со дня рождения Е.И.Чарунина.
 
5. Посетить   Доволенский детский театр
 
6. Посетитьть  Новосибирский Академический Молодежный театр Глобус
март
1. Оформить папку - передвижку «Развитие речевых умений детей посредством
театральной деятельности».
Изготовление пальчикового театра.
 
2. Инсценировка пальчикового театра по произведениям Е.Чарушина: "Кот и рыбки", "Зоосад".
 
3. Дипломы участников в 
Конкурсе детских рисунков "Добрый мир Евгения Чарушина" к   Международному дню детской кники и 120-летию со дня рождения Е.И.Чарунина.
 
4. Просмотр детской сказки "Лесная сказка"
 
5. Просмотр спектакля "104 страницы про любовь"
 

1. Консультация для родителей.

2. Чтение сказок , инсценировка с   пальчиковыми куклами
 
апрель

1. Консультация для родителей: «Кукольный театр дома».

2. Пальчиковый театр "Репка", "Колобок", "Красная шапочка", "Теремок"

 

1. Знакомство с Стендовым театром

2. Театр на фланелеграфе

3. Работа с родителями

май 

1. Презентация "Стендовый театр"

2. Изготовление атрибутов   к театру к сказкам "Волк и семеро козлят"

3. Показ сказки детям в группе на фланелеграфе "Волк и семеро козлят"

Фотоотчет родителям

    
2021/2022

1. Знакомство с теневым театром

2. Участие в вебинаре 

3. Работа сродителями 

сентябрь
1. Изготовление атрибутов к сказкам" Три поросенка", "Репка" .
 
2. Показ сказак в группе "Три поросенка", "Репка".
 
3. Сетрификат
"Куклотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками"
 
4. Памятка для родителей «Театр наш друг и помощник».
 
 

1. Знакомство с Театром на палочках

2. Работа с родителями

октябрь

1. Изготовление атрибутов к сказкам " Колобок", "Заюшкина избушка", "Курочка Ряба", "Кот , петух и лиса".

2. Показ сказок в группе: " Колобок", "Заюшкина избушка", "Курочка Ряба", "Кот , петух и лиса".

3. Фотоотчет родителям

 

 1. Знакомство с Верховым театром"

2. Театр на ложках

3. Сочинение новых сказок с героями других сказок.

4. Робота с родителями 

ноябрь

1. Изготовление атрибутов к сказкам " Репка", "Колобок"

2. Показ сказок на ложках в группе " Репка", "Колобок"

3. Памятка для родителей «Развитие коммуникативных способностей средствами театральной деятельности».

 

1. Участие в вебинаре

2. Участие в вебинаре

3. Знакомство с театром "Би-ба-бо"

4. Работа с родителями 

декабрь

1. Сертификат  "Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

2. Сертификат  "Театр кукол и игрушек как эффективное средство эмоционально-эстетического воспитания:кукольные спектакли, игры-драматизации, эстрадные миниатюры"

3. Изготовление атрибутов к сказкам : "Лиса и кувшин", "Кот , петух и лиса". 

4. Показ сказок в группе :  "Лиса и кувшин", "Кот , петух и лиса". 

5. Фотоотчет родителям 

 
1. Чтение сказок о временах года. 
 
2. Познакомить с Театром масок
 
3. Подготовка детей к Игровому конкурсу
"Человек и природа"
тема: "Сказки о временах года"
 
4. Работа с родителями
 
январь

1. Изготовление атрибутов к сказкам, Показ в группе  отрывка из сказки  "12 месяцев"

2. Сертификаты участников в Игровом конкурсе"Человек и природа"тема: "Сказки о временах года"

3. Фотоотчет родителям
 

1. Консультация для воспитателей на тему "Куклотерапия как здоровьесберегающая технология работы с детьми в дошкольном возрасте"

2. Повышение квалификации 

3. Публикация методической разработки на сайт Инфоурок

4. Познакомить с Веревочным театром

5. Работа с родителями

февраль

1. Показ презентации "Куклотерапия как здоровьесберегающая технология работы с детьми в дошкольном возрасте"

2. Проведения мастер -класс для воспитателя "Кукла -марионетка из бумаги"

3. Повышение квалификации "Театральная педагогика в условиях реализации ФГОС ДО для воспитателей" 16ч.

4. Сертификат "Куклотерапия как здоровьесберегающая технология работы с детьми в дошкольном возрасте"

5. Изготовление веревочных кукол , показ сказки в группе "Снегурочка"

6. Фотоотчет родителям.

7. Консультация для родителей "Театр -это интересно"

 

1. Познакомить с Театром масок

2. Подготовка детей к олимпиаде "Глобус" Дисциплина: Сказочная арифметика

3. Посещение Новосибирского музыкального театра 

4. Работа с родителями

март

1. Иготовление атрибутов , показ сказок в группе "Три поросенка", Волк и семеро козлят", "Под грибом"

2. Димлом участников в СМИ олимпиада "Глобус" Дисциплина: Сказочная арифметика

3. Просмотр  "Марица"

4. Фотоотчет родителям

 

1. Познакомить с Театром кукол-марионеток"

2. Сочинить новую сказку из героев других сказок

3. Участие в Всероссийском дистанционном конкурсе в номинации: "Лучший мастер-класс"

4. Публикация на сайте Инфоурок презентации

5. Работа с родителями

апрель

1. Изготовление кукол -марионеток , паказ сказки в группе " Снегурочка"

2. Показ сочинительной сказкив группе 

3. Диплом лауриата III степени за участие в Всероссийском дистанционном конкуресе в номинации: "Лучший мастер-класс" . "Кукла-марионетка"

4. Сертификат за методическую разработку Презентация: "Мастер класс "Кукла-марионетка"

5. Фтоотчет родителям

 

1. Познакомить детей с Театром на яйце.

2. Работа с родителями

май

1. Изготовление кукол , показ сказок в группе " Красная шапочка", "Два жадных медвежонка"

2. Фотоотчет родителям

    
2022/2023   
    
    
    
    
    
    
    
    

 

9. Подведение итогов самообразования: 

  • ресурсное обеспечение профессиональной деятельности;
  • разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Составление и разработка рабочих программ

Учебный годНазвание РПСсылка
   

Конспекты воспитательно-образовательной деятельности

ДатаВозраст

Образовательная

область

Название

Конспект

(в приложении)

15.02.2020г.Средняя группа (4-5 лет)Познавательное развитие"Грибы и ягоды радного края"

 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mi...

03.10.2020г. Средняя группа (4-5 лет)Социально-коммуникативное развитие"Что такое театр"https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/20/...
20.02.2021г.Средняя группа (4-5 лет)Социально-коммуникативное развитие"Марш-бросок"https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/20/...
25.05.2022г.Подготовительная группа (6-7 лет)Познавательное развитие"Итоговое открытое занятие ФЭМП в подготовительной группе"https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2022/06...
     
     

 

Сценарии совместных мероприятий с семьями воспитанников

Дата

Возраст

детей

Название

мероприятия

Сценарий

(в приложении)