Методические разработки
Поддержка и развитие одаренности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhka_i_razvitie_odarennosti_detey.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка и развитие одаренности детей: материалы в методическую копилку учителю – словеснику.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Богашевская СОШ им. А.И.Федорова» Томского района Семиренко Ирина Ивановна.
В последнее время все чаще заходит речь о детях, обладающих тем или иным типом одаренности ( практической, лидерской, художественной или интеллектуальной), и проблемах, связанных с выявлением, мотивацией и дальнейшим развитием одаренных учеников.
Сейчас уже можно определить и пути решения данных проблем: 1) проведение психолого- педагогического и академического тестирования, организация тренингов, создание ситуаций проявления потенциала одаренной личности на уроках и во внеурочной деятельности; 2) ведение мониторинга креативности одаренных детей, создание системы поощрения обучающихся и развития инициативы, создание творческих групп, научного общества учащихся и творческого образовательного пространства, где была бы возможность задействовать потенциал одаренных детей.
Но ни для кого не является секретом возникновение проблем, связанных и недостаточным методическим и дидактическим обеспечением педагогов, работающих с одаренными детьми. Для решения этого вопроса необходимо создание образовательного пространства для педагогов по обмену опытом работы с одаренными обучающимися ( здесь важно отметить работу ТОИПКРО по организации курсов повышения квалификации педагогов по теме «Современные технологии работы с одаренными детьми и подготовка к предметным олимпиадам») и выпуск сборников с дидактическими материалами по работе с одаренными учащимися ( это должны быть нестандартные задания олимпиадного уровня, дидактические игры и методические рекомендации).
При выполнении олимпиадных заданий от ученика требуется не только знание программного материала, но и масса дополнительных сведений и языке, интегрированных знаний, знаний иностранного языка. Трудности, которые испытывают дети, выполняя такого рода задания, связаны с недостаточной начитанностью, недостаточной компетентностью в вопросах истории науки о языке, плохим знанием пословиц, поговорок, крылатых выражений и значения иностранных слов.
Учителю- словеснику необходимо знакомить учащихся со словарями и справочниками по русскому языку, формировать умение правильно ими пользоваться во всех сомнительных случаях и обращаться к научно- популярной, специальной литературе о русском языке, его культуре, истории и современном состоянии.
Важный этап в работе с юными лингвистами – это подготовка их к самообучению посредством создания проблемной ситуации, ее осознания и разрешения.
В качестве примера можно привести домашний тур викторины по лексикологии для учащихся 10 класса.
Викторина по теме «Лексикология».
В лексическом составе русского языка много иностранных слов. Многие из них греческого происхождения. Знаете ли вы их? Прочитайте слова и предложенные толкования; выберите вариант ответа.
ДИАТРИБА – а) особая порода рыб; б) резкая критика; в) женское украшение в форме открытой короны.
ПАЛИНДРОМ – а) приспособление для игры в рулетку; б) слово, читающееся одинаково слева направо и обратно; в) собачьи бега.
ПАНАЦЕЯ – а) мнимое всеисцеляющее средство; б) годичный путь солнца; в) шерстяной плащ у древних греков.
ДИФИРАМБ – а) преувеличенная , восторженная похвала; б) надгробный памятник; в) наивысшая точка чего- либо.
КАТЕХИЗИС – а) ссора, раздор; б) краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов; в) нравственное поучение.
Прочитайте слова латинского происхождения и предложенные толкования. Выберите правильный вариант ответа.
Целибат – а) безбрачие католического духовенства; б) стихотворный размер; в) шахматная задача.
РЕМИССИЯ – а) сообщение о ходе военных действий; б) смутное воспоминание; в) временное улучшение состояния больного.
РЕЛИКТ – а) пережиток древних эпох; б) каменный уголь; в) изменник, отступник.
ПРИОРИТЕТ – а) первое место в соревновании, конкурсе; б) глава городской полиции; в) первенство в чем-либо.
РЕКВИЕМ – а) торжественные похороны; б) заупокойное католическое богослужение; в) репетиция оркестра.
К словам французского происхождения подберите правильное толкование.
РУЛАДА – а) нечто, свернутое в рулон; б) музыкальное произведение; в) быстрый, виртуозный переход, пассаж( в пении).
САБОТАЖ – а) намеренный срыв работы; б) религиозное празднование субботы; в) шпионаж.
КУЛУАРЫ – а) башенные часы с боем; б) спальная комната; в) боковые залы, служащие для отдыха и неофициального обмена мнениями.
КУРТУАЗНЫЙ – а) изысканно вежливый, учтивый; б) однообразный; в) непристойный.
СЕЛАДОН – а) бродяга; б) любитель выпить; в) ухажер, волокита.
К словам английского происхождения подберите толкование.
КОМИКС – а) музыкальное произведение шуточного характера; б) актеры – комики, выступающие в театре; в) серия юмористических рисунков с текстом.
ЛОББИЗМ – а) оказание влияния на процесс принятия решений парламентом; б) коридорный, швейцар в гостинице; в) уступка, компромисс.
ЛОКАУТ – а) массовое жилищное строительство; б) закрытие предприятия, сопровождающееся массовыми увольнениями; в) боксерский удар.
НОНСЕНС – а) бессмыслица, нелепость; б) человек, поступки которого абсурдны; в) состояние эмоциональной подавленности.
ПАБЛИСИТИ – а) реклама, известность, популярность; б) газетный киоск; в) город с миллионным населением.
Прочтите иностранные слова и замените их синонимами русского происхождения: ПРОЦЕССИЯ, ЭКЗЕКУЦИЯ, ИРРЕАЛЬНЫЙ, ЛОКАЛИЗОВАТЬ, ИНТЕГРАЦИЯ.
Подберите к данным словам по 5- 6 слов с синонимичным значением: красный, трудный, скупой, тонкий, смелый; сказать, называть, обманывать, думать; труд, угол, вред, лес, образ.
Снабдите каждое прилагательное синонимом и антонимом: чрезмерный, глубокомысленный, торжественный, покладистый, любознательный.
Прочтите синонимические ряды и найдите «лишнее» слово.
Бездарный – бесталанный – безграмотный
Тайна – таинство – загадка
Соблазн- искус – откуп – искушение
Вред – убыток – порок – ущерб
Обоснованно- нарочно- специально
Подберите к каждому существительному по 2 – 3 подходящих эпитета: круг, дар, слава, ноша, свидетель.
Прочитайте глагольно- именные сочетания. По возможности замените их глаголами: допустить ошибку, сделать замер, хранить молчание, совершить убийство, вести переговоры, испытывать трудности, сделать попытку.
Прочитайте неологизмы и прокомментируйте их значение: шоуизм, читчица, дантолог, тропикализация, экономнолегированный.
Прочитайте словосочетания, выберите те, что употреблены в переносном значении, составьте с ними предложения.
Гордый человек, гордый взгляд, гордый профиль.
Трудный подъем, трудный ребенок, трудная задача.
Тяжелый день, тяжелый рок, тяжелый рюкзак.
Долгий день, долгий ящик, долгие проводы.
Тертая морковь, тертый калач.
Литература:
Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994
Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов/ ред. Т.В. Губернская, И.И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004.
Школьные олимпиады. Русский язык, литература, английский язык.8 – 11 классы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.