Система оценивания образовательных достижений
Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок»
Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной
программы ДОУ
подготовительная к школе группа
на 2020-2021 учебный год
Воспитатель первой квалификационной категории: Якушенкова Н.В.
с.Бичура 2020год
Диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в подготовительной группе вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
- балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год - в начале и конце учебного года для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает
- этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,5. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,5 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в подготовительной к школе группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.
Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены или сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
- Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
- Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
- Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.
Урушпаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат | Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в т. ч. на транспорте, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе | Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в том числе изображенным | Может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается га переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей | Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, может обосновать свой выбор | Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет | Оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами, может объяснить сверстникам правила | Следит за опрятностью своего внешнего вида. Не нуждается в помощи взрослого в одевании/ раздевании, приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||||
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | ||
Образовательная область «Познавательное развитие»
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Проявляет познавательный интерес в быту и неорганизованной деятельности, ищет способы определении свойств незнакомых предметов | Знает свои имя и фамилию, страну и адрес проживания, имена и фа | милии родителей, их место работы и род занятий, свое близкое окружение | Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России | Может назвать некоторые достопримечательности родного города /поселения | Имеет представление о космосе, планете Земля, умеет наблюдать за Солнцем и Луной как небесными объектами, знает о их значении в жизнедеятельности всего живого на планете (смена времен года, смена дня и ночи) | Знает и называет зверей, пресмыкающихся. земноводных, насекомых | Количественный и порядковый счет в пределах 20, знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5) | Составляет и решает задачи в одно действие на «+», пользуется цифрами и арифметическими знаками | Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой | Называет отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар. куб, проводит их сравнение. Умеет делить фигуры на несколько частей и составлять целое | Знает временные отношения: день — неделя — месяц, минута — час (но часам), последовательность времен 1 ода и дней недели | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||||||
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | ||
Образовательная область «Речевое развитие»
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Называет некоторые жанры «детской литературы» имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст | Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине | Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность | При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | ||
Образовательная область «Физическое развитие»
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать | Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами | Выполняет ОРУ по собственной инициативе, согласует движения рук и ног | Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку | Умеет перестраиваться в 3—4 колонны, в 2—3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдаем интервалы в передвижении | Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | ||
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Знает некоторые виды искусства, имеет предпочтение в выборе вида искусства для восприятия, эмоционально реагирует в процессе восприятия | Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции | Создает индивидуальные и коллективные рисунки и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания | Правильно пользуется ножницами, может резать по извилистой линии, по кругу, может вырезать цепочку предметов из сложенной бумаги | Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, испытывает эмоциональное удовольствие | Исполняет несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | ||
Выводы: сентябре 2020 года была проведена педагогическая диагностика и оценка возможностей детей. Вновь прибывшие дети успешно и своевременно прошли период адаптации. Они отзывчивые, любознательные. Воспитателем установлен контакт с детьми и их родителями. Развитие большинства детей соответствует их возрастным особенностям и находится в стадии формирования. Всего было обследовано 26 детей.
Цель педагогической диагностики: оценка индивидуальной развития воспитанников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и разработкой дальнейшего планирования воспитательно-образовательной работы.
Результаты педагогической диагностики будут использованы для решения следующих задач:
-индивидуализация образования, построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка;
-улучшения профессиональной работы воспитателя;
-оптимизации работы со всей группой детей.
По итогам педагогической диагностики можно сделать вывод, что развитие воспитанников предшкольной группы соответствует их возрастным особенностям.
Социально-коммуникативное развитие воспитанников соответствует их возрастным особенностям. Дети активны во время проведения образовательной деятельности, любознательны, выполняют поручения, знают основы безопасного поведения. Любят играть в разнообразные игры: подвижные, дидактические и настольные, собирать пазлы. Не всегда получается договариваться о выборе роли, соблюдении правил игры.
Стоит обратить внимание на нравственное воспитание детей. Знакомить с историей родного города, страны, воспитывать любовь к Родине, к близким, уважение к старшим.
В пределах нормы развитие воспитанников по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие». Дети владеют достаточным словарным запасом, свободно общаются с воспитателями, сверстниками и родителями, но испытывают затруднения в составлении рассказов, пересказе, в определении места звука в словах, мало употребляют синонимы и антонимы.
Необходимо обратить внимание на развитие познавательных, речевых и исследовательских навыков, любознательности детей. Составить совместный план работы с учителем-логопедом Гармаевой А.А.
Художественно-эстетическое развитие детей соответствует норме развития. Дети любят рисовать, лепить, конструировать. Выделяют части предметов, пропорции основных и дополнительных частей. Умеют пользоваться ножницами, клеем, стекой, продумывают свои действия. Не всегда могут видеть конечный результат своей работы, работать по замыслу, доводить начатое до конца.
Вывод:
-активизировать работу с семьями воспитанников;
-использовать современные образовательные технологии для всестороннего развития детей;
-разработка индивидуальных маршрутов развития детей;
-развитие педагогических компетенций воспитателей в соответствии с ФГОС.
Вывод в конце года:
Проведѐнный мониторинг показал, что уровень формирования интегративных качеств по сравнению с началом учебного года значительно повысился: отмечается положительная динамика развития воспитанников по всем показателям. Это свидетельствует о том, что реализация программы ведѐтся стабильно. Анализ результатов мониторинга помог определить уровень каждого ребѐнка для осуществления дифференцированного подхода в подборе форм организации, методов и приѐмов воспитания и развития. Результаты итоговой диагностики подтверждают, что поставленные задачи выполнены.