Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills — «гибкие» навыки
Тема: «Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки»
Актуальность: Что общего между архитектором, модельером и летчиком? На первый взгляд ничего. Пожалуй, кроме того, что эти профессии может примерить на себя любой ребенок, играя в дошкольном возрасте. Впрочем, есть еще кое-что – в них требуется развитое пространственное мышление. Трудно переоценить значение пространственного мышления в жизни каждого человека. Нет ни одной сферы деятельности, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Умение свободно оперировать пространственными образами рассматривается как одно из важнейших качеств индивидуума, часть его общего интеллектуального развития. Это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности.
Известно, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, несформированность этих функций к концу данного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В связи с этим проблема формирования пространственных представлений является очень актуальной.
Понятие «Soft skills» - гибкие навыки вошло в наш обиход не так давно, но стало очень актуально для работы с детьми, так как в условиях активного развития современного общества все большее значение приобретает способность человека решать современные проблемы в тесном контакте с другими участниками процесса или при применении новых компетенций, технологий. Овладение навыками и компетенциями, обеспечивающих тесное сотрудничество, взаимодействие в группе или команде, достижение успеха общего дела, необходимо развивать с дошкольного возраста.
Ребенок с развитым пространственным мышлением:
Хорошо ориентируется на местности;
Успешен в спорте;
Знает, где у него что лежит;
Получает хорошие оценки по рисованию и труду;
Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, а также компьютерные игры;
Охотно учится;
Любит читать;
Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию;
Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием.
Навыки «Soft skills» дошкольника - способность к активной коммуникации, эмоциональный интеллект, работа с информацией, аргументацией и мотивация. Все вместе эти компетенции составляют единый комплекс, обеспечивающий плодотворное обучение и решение совместных задач.
Цель: Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний по данной теме.
Задачи:
•Обучить детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
• Научить детей ориентироваться в пространстве.
• Развить у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
• Воспитать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Содержание деятельности:
• Изучение методической литературы по данной теме.
• Разработка перспективного плана на младшую группу по технологии развития пространственного мышления и графических умений у детей дошкольного возраста.
• Проведение диагностики, с учетом соответствия уровня сложности заданий индивидуальным особенностям ребенка.
• Консультация для воспитателей по теме самообразования
• Отчет по теме
Для решения этих задач необходимо провести подготовительную работу:
• Проведение мониторинга на определение уровня сформированности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста;
• Создание соответствующей развивающей среды (логико-математический уголок, где расположены развивающие игры, индивидуальный раздаточный материал для развития пространственного мышления);
• Составление картотек дидактических, развивающих, подвижных игр на развитие пространственного мышления. При подборе игр учитывать, что работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать возрастные, индивидуальные и физиологические особенности детей. Создавать такие условия для деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов. Использовать такие игры и игровые материалы,освоение которых детьми возможно на разных уровнях: от усвоения правил и игровых действий до придумывания новых вариантов игр, проявлению творчества. По мере освоения игр, внедрять более сложные и занимательные.
•Содействовать повышению сплоченности детско-взрослого коллектива:
- Объяснения правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
- Создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с детьми игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение.
- Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
- Использование разнообразных форм организации деятельности: соревнований, конкурсов, лабиринтов, квестов.
•Работа с родителями по данной теме:
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Тренинги, совместные игры с детьми и родителями.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на индивидуальных занятиях, на занятиях по математике, изобразительной деятельности, музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представление у детей развивают во время режимных процессов: во время умывания, одевания, приема пищи, в утренней гимнастике, в дидактических и подвижных играх, а также используя повседневную жизнь.
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять пространственные представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Заключение:
Развитие пространственного мышления происходит постепенно. Игра одна из форм развития пространственного мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер.
Применение математических, логических, дидактических и подвижных игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности игр с помощью «гибких» навыков очень велики. Игры и упражнения развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.