Методическая копилка

В этом разделе представлены конспекты занятий, презентации и др.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель-логопед Королева Е.С. Автоматизация звука К

Слайд 2

Дружок, герои мультфильмов и сказок приглашают тебя в свою страну, чтобы подружиться со звуком К.

Слайд 3

«Месим тесто» На улыбке, рот открыть, покусать язык зубами, произнося: «та-та-та», пошлёпать язык губами, произнося: « пя-пя-пя »; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. «Лопаточка» На улыбке, рот открыт; положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт от 5-10.

Слайд 4

«Горка» На улыбке; открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать под счёт от 7 до 10 раз. «Ветерок дует с горки» На улыбке; приоткрыть рот. Установить язык « горкой », а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Слайд 5

Звук К Звук К напоминает нам песенку сильного дождя. Когда идёт сильный дождь, то капли стучат громко и часто «К-к-к» Малыш заболел, у него болит горлышко и он кашляет «К-к-к».

Слайд 6

Игра «Поймай звук» (Взрослый произносит звуки, слоги и слова, ребенок хлопает в ладоши, как только услышит звук «К») М , п, к, г, а, к, т, в, к, ка, мы, па, ку, ха, кы , ка, кот, рука, машина, стук, мак, шум, рука, сон, крот

Слайд 7

Артикуляция звука [ к ] Губы не напряжены, зубы разомкнуты. Язычок «горочкой» опущен вниз и не касается зубов. Воздушная струя выходит резко, как будто покашливаем К К К К К К К «Постреляй с волком» (Произносим звук К и одновременно нажимаем стрелочку вправо)

Слайд 8

«Прыгай вместе с Симкой и Ноликом, и повторяй слоги» (один раз нажимаем стрелочку вперед)

Слайд 9

Посели зверей в «Теремок», нажимай на картинку и называй героев ласково (нажимай стрелочку вперёд)

Слайд 10

«Повтори чистоговорки » 1. Нёк-нёк-нёк — солнечный денёк! 5. Ка-ка-ка — глубокая река. 6. Ык-ык-ык — покажи язык! 2. Ок-ок-ок — маленький щенок. 3. Ко-ко-ко — пейте молоко! 4. Ак-ак-ак — учим новый знак!

Слайд 11

Письмо пишет дедушку. Наша мышка поймала кошку. . На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке. Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок «Исправь предложение»

Слайд 12

МОЛОДЕЦ!



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по  автоматизации звука К изолированно, в слогах, словах

«В гости к кошке»

Цель: создание условий для автоматизации звука [к] изолированно, в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [к].

- упражнять в четком произнесении звука [к] в слогах, словах.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух,

- развивать слуховое и зрительное внимание,

- развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитывающие:

- воспитывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование: 

Дерево для артикуляционной гимнастики с картинками на липучках, образ звука [К], предметные картинки. Картинки героев, карта, корзинка, картинка шкафчика для игры «Определи позицию звука [к] в слове».  

I. Организационный момент

Логопед (Л): Здравствуй, Вика. Сегодня к нам в гости пришла  мышка. Она предлагает тебе сходить в гости к кошке. По дороге ты будешь выполнять различные задания, которые помогут тебе закрепить правильное произношение звука К. Ты готова выполнять эти задания?

Ребёнок (Р): Да

Л: Вот и отлично. Тогда  отправляемся в путь, мышка хочет  вручить тебе карту, чтобы добраться до дома кошки (Ребёнок рассматривает карту).

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Л: Перед дорогой мы должны потренировать наш язычок, чтобы быть сильными и выполнить все задания. Перед тобой стоит волшебное дерево, ты будешь брать картинки из коробочки,  прикреплять на дерево и выполнять гимнастику.

Выполнение упражнений: «накажем непослушный язычок», «лопаточка», «горка», «горку построим-горку разрушим».

Л: Отлично, ты очень хорошо размяла свой язычок. И не забудем про наши пальчики.

2. Пальчиковая гимнастика «Мышка».

Вышла мышка как-то раз

Пальцы обеих рук «бегут» по столу

Поглядеть, который час.

Поворачивают руки ладонями вверх-вниз

Раз, два, три четыре

Сжимают пальцы в кулак

Мышка дернула за гири.

Выбрасывают пальцы из кулаков

Вдруг раздался

          страшный звон,

Соединяют пальцы рук, слегка нажимая кончиками друг на друга

Убежала мышка вон.

Прячут руки за спину (руки-«хвостики»)

3. Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признакам.

Мы так быстро бежали, и мышка очень устала, даже немного закашлялась. Какой звук ты слышишь? К-к-к

Давай вспомним, как произнести правильно звук «К». Наши губки улыбаются, зубы разомкнуты, язычок упирается в нижние зубы, и приподнимается «горочкой». Давай посмотрим, как проходит воздушная струя? Свободно или есть преграда?

Р: есть преграда.

Л: Всё верно. А ещё звук К произносится отрывисто, быстро. Воздух выходит толчком.

Ребёнок рассматривает схему и повторяет характеристику самостоятельно.

4. Развитие фонематического слуха.

Л: Замечательно. Теперь мы готовы, можно идти дальше. Смотри, мы пришли в город. С пустыми руками же не пойдем в гости? Давай купим для кошки угощения. Только покупать мы будем те, в названии которых есть звук К.

Ребенок складывает в корзинку предметы со звуком К.

5. Автоматизация звука К в словах.

Л: Молодец, ты справился с заданием. Посмотри, мы пришли к дому волка. Его сестра принесла ему подарки. Волк приглашает тебя посмотреть, что ему подарили и всё посчитать.

Ребенок называет предметы со звуком К и считает каждый до 5.

Л: Ой, посмотри, а  вот и домик кошки. Вот это да, она делает зарядку. Давай потренируемся вместе с ней.

6. Динамическая пауза «Кошка».

Вот окошко распахнулось, 

 (руки развести в стороны)

Вышла кошка на карниз. 

 (имитация походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, 

 (посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. 

 (посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, 

 (повороты в стороны)

Проводила взглядом птиц. 

 (круговые движения головой)

Потянулась, улыбнулась, 

 (жесты, мимика)

И уселась на карниз. 

 (присесть)

7. Определение места звука К в словах.

Л: Замечательно,  мы все размялись. Кошка приглашает в дом – пить чай. Ей можно отдать нашу корзинку с угощениями. Она очень рада. У неё есть для тебя ещё одно задание. Нужно разложить угощения по полочкам. На верхней – угощения со звуком К в начале слова, посередине -полочка для звука К в середине, а на нижней полке ты положишь угощения со звуком К в конце слова.

8. Итог

Логопед: Ты великолепно выполняла все задания. И мышке с тобой было совсем не скучно. Какой звук мы сегодня изучали? Что было сложно сделать? А что ты сегодня расскажешь дома? Кошка хочет тебе подарить красивые раскраски.



Предварительный просмотр:

План - конспект занятия

Организационная информация

Тема занятия

«Профессии в детском саду»

Предмет, занятие

Развитие речи

Контингент слушателей

Старшая группа (5-6 лет)

Преподаватель (ФИО, должность)

Королева Евгения Сергеевна

Образовательное учреждение

МБДОУ «Журавушка»

Методическая информация

Тип занятия

Форма

Изучение нового.

Подгрупповое занятие.

Цели занятия

Развитие связной речи и обогащение словаря детей по теме «Профессии в детском саду».

Задачи занятия

Коррекционно-образовательные:

- активизировать и закрепить словарь по теме «Профессии в детском саду»;

- расширить и уточнить представление детей о профессиях людей, работающих в детском саду.

Коррекционно-развивающие:

- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, речевого дыхания;

- развитие умения согласовывать речь с движениями; выразительность речи и движений;

- развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;

- усвоение некоторых форм словоизменения существительных;

- закрепить навык согласования существительных с прилагательными и глаголами;

- развивать умение строить распространенные предложения.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии;

- формировать навыки самостоятельности, инициативности, взаимопонимания;

- воспитывать уважение к труду людей.

Основные методические приемы

Игровые, наглядно-действенный показ, словесные.

Необходимое оборудование и материалы

Зеркала, картинки к артикуляционной гимнастике, магнитная доска, картинки с изображениями людей, работающих в детском саду,  демонстративный материал.

Конспект логопедического занятия

Этапы

Содержание

Примечание

Действия логопеда

Действия детей

1. Организационный момент

Логопед организует приветствие и просит детей занять свои места в кругу.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Сейчас каждый из вас поздоровается с соседом справа, возьмет его за руку и будет  называть его ласково. Здравствуй Викулечка, Кирюша, Элечка

-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? Ответы детей

-И я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я очень всех вас люблю, люблю наш детский сад, нашу группу, свою работу.

-А  как называется моя профессия?

Ребята, моя сестра с детства мечтает тоже работать в детском саду, но она не знает какую именно профессию ей выбрать. Как Вы думаете, мы сможем ей рассказать о людях, которые здесь работают? А как мы ей об этом расскажем, ведь она не сможет к нам прийти? Ответы детей: запишем видео. Все согласны?

Дети здороваются с логопедом, встают в круг

2. Упражнения для развития дыхания и силы голоса

Дети, посмотрите, что это? (картинка с изображением игрушек).

Все мы медленно подышим,
Тишину вокруг услышим.

«Красивая игрушка».

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх (вдох); опуститься на всю стопу, руки опустить вниз, произносить: «А-а-ах!». Повторить 3-4 раза.

Дети смотрят на образец логопеда, затем выполняют движения сами.

3. Пальчиковая гимнастика «Профессии»

А сейчас мы расскажем о профессиях при помощи наших пальчиков

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Няня, повар и учитель,

Дворник,  музруководитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Дети смотрят на образец логопеда, затем повторяют движения.

4. Мимическая гимнастика

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам невесело,

Когда ты сердишься и огорчаешься.

Дети смотрят на образец логопеда, затем повторяют мимику.

5. Артикуляционная гимнастика

Дети садятся на стульчики, берут в руки зеркала

Я зарядку выполняю,

Язычок свой укрепляю

Движения кончика очень точны

Воздушная струйка и спинка сильны!

- Язык в ротике живет.

Никогда не устает.

Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта.

- Очень любит чистоту

В домике своем - во рту.

 Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.

- Двери шире открывает:

Воздух свежий он впускает.

Открывать и закрывать рот.

- И пока он убирает

Домик свой не запирает.

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.

- А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок.

 Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.

- Время даром не теряет:

Губы-двери вытирает.

 Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта.

- Моет двери он вторые –

Наши зубы. Ротик шире.

Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.

- Чистит стены. Это щеки.

Взял щетинистые щетки.

Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их.

- Вот теперь он все убрал,

На лошадке поскакал.

 Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

Дети смотрят на образец логопеда, затем повторяют, наблюдая за правильностью выполнений упражнений в зеркале.

Предметные картинки,

зеркала.

Упражнение «Змейка»

Упражнение «Бегемот»

Упражнение «Маляр»

Упражнение «Варенье»

Упражнение «Чистим зубки»

Упражнение «Лошадка»

6. Основная часть

«Семейка слов»

Давайте попробуем образовать слова одной семейки от слова «воспитывать». Какие дети в детском саду? … (Воспитанные.)

Что получают дети в детском саду? … (Воспитание.)

Как называется человек, который воспитывает детей? … (Воспитатель.)

Как воспитатели называют детей? … (Воспитанниками.)

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы.

7. «Волшебный мешочек»

Логопед предлагает каждому ребенку вытянуть картинку с предметом, послушать загадку и отгадать  профессию человека, работающего в детском саду.  Затем по картинке с подсказкой (мнемотаблицей) рассказать:

Кто это? Что делает?

Что ему нужно для работы?

На примере:

Это воспитатель. Она учит детей дружить, вести себя правильно, играет с ними, воспитывает. Для работы ей нужны игры, книги, игрушки.

Чтобы сыт был в детсаде народ, Раньше всех на работу придёт. У него очень много посуды. Он готовит в них вкусные блюда  Чувствуем себя здорово! Спасибо за это…(повару)

Кто играет на гармошке Лучше Гены-крокодила? Пианино, бубен, ложки, Даже флейта ей под силу! Музыкальный руководитель

В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет,
Кто ж на стол там накрывает? Няня

Кто решает каждый день Трудную задачку: Как им мусор вывозить Этой старой тачкой? Угадали или нет? А в загадке есть ответ. Подметают дворики Доблестные… (дворники)


Детский сад наш самый славный!

Ну, а кто здесь самый главный?

В кабинете кто сидит?

Всеми, кто руководит?

Кто во всех вопросах сведущий?

С мамами беседующий?

Дети: Конечно же - Заведующий!

Прививки ставит иногда,

Чтоб не болела детвора.

А разболелся вдруг живот, иль заболела голова,

На помощь тут же к нам придёт,

В халате белом…

(Медсестра)

Дети, а все ли мы профессии назвали? Какие ещё профессии вы знаете? Инструктор по физической культуре, психолог, старший воспитатель, секретарь …

Вы сегодня большие молодцы, вы отлично поработали. Теперь благодаря Вам моя сестра обязательно выберет профессию. Предлагаю всем вместе после занятия отправить видео моей сестре.

Дети поднимают руку, отвечают индивидуально.

8. Итог занятия

- Ребята, как вы думаете, а вы можете прямо сейчас стать поваром, муз. руководителем или воспитателем ? Ответы детей.

Конечно же нет, потому что для этого вам необходимо подрасти и выучиться, ведь чтобы освоить  профессию, необходимо учиться.

9. Рефлексия

Дети передают микрофон. Логопед задаёт вопросы

Для кого мы сегодня рассказывали о профессиях?

Кого бы ты хотел сегодня похвалить?

Что ты сегодня расскажешь дома?

Что тебе понравилось?