Главные вкладки
Опыт работы "Лего-конструирование как средство развитие речи детей дошкольного возраста"
Опыт работы "Лего-конструирование как средство развитие речи детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 579.29 КБ |
![]() | 39.95 КБ |
![]() | 308 КБ |
![]() | 1.41 МБ |
![]() | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №170»
Опыт работы
« Использование LEGO- технологии для развития речи детей дошкольного возраста»
Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий и наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в образовательном процессе. «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».
ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
Актуальность использование «LEGO» конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение), способствует развитию воображения, и конечно же речевому развитию детей.
Конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Поэтому я пришла к выводу: что работа по развитию речи с применением «Лего» - технологий сделает наш процесс более результативным. Дети будут воспринимать непосредственно образовательную деятельность как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.
Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, но их роль в развитии речи ребенка очень огромна.
В процессе работы с детьми используем разные детали ЛЕГО конструктора, в ходе которого они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.
Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.
Организация работы с детьми в рамках таких тем, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», как «Транспорт», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Безопасность», «Моё Отечество», «Мой город» с учётом интегративного подхода расширяем кругозор детей, развиваем познавательно – исследовательскую и конструктивную деятельности, образное мышление, воображение. Воспитанники получают информацию для создания собственных построек и составлению описательных рассказов о постройке.
В процессе работы с детьми по любой теме, обыгрываем ситуации, в которых дети учатся называть новые предметы, повторяем те, которые уже знают и называют.
Совершая игровые действия с предметами и куклами из конструктора LEGO DUPLO дети, узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет. У детей наблюдаются существенное обогащение и активизация словаря, активно развивается способность рассуждать.
Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов также используем развивающие комплекты LEGO DUPLO, например «Дикие и домашние животные» и «Большая ферма».
В наборы входят мини фигурки диких, домашних животных, людей, разные детали, позволяющие создать в игре реалистичную обстановку. Дети учатся различать понятия: ферма - зоопарк и животных, которые там содержатся. С малышами, проигрывая ситуацию «Кто, где живёт?», воспитатель знакомит с жизнью домашних и диких животных не только своей местности, но и жарких стран, учит описывать их. В упражнении «Кто, как кричит?», решается такая задача как, развитие звукового восприятия. Ребята выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывают его, имитируя звукоподражание.
К словесным играм для обогащения лексического запаса с использованием конструктора LEGO можно отнести:
«Большой – маленький»,
«Один – много»,
«Четвертый лишний»,
«Кто потерял хвостик?»,
«На улице большого города».
Использование ЛЕГО-технологий способствует развитию связной речи.
Пересказывание рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, мы помогаем ребёнку лучше осознать сюжет, что делает наш пересказ более развёрнутым и логичным. При этом наша работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даём речевой образец. Проговариваются вслух игровые действия. Можно установить правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать?
В ходе игровых действий наши дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Сначала педагог сам придумывает сказки и загадки про животных, обыгрывает их совместно с детьми, а затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.
Также в своей работе я предусматриваю задания для совместной с родителями деятельности.
Так, например родителям и детям даётся задание: придумать мини сказки про животных. После общения ребенка с родителями, потом уже дети, используя конструктор LEGO, с большим желанием показывают свои сказки ребятам в группе.
Сначала дети придумывают свои «Лего-истории», делают постройки и описывают их, а воспитатель записывает рассказы и фотографирует постройки. Все это проходит в «Ситуации письменной речи» (ребенок говорит, взрослый записывает). Именно рассказ под запись делает интерес детей к изложению истории более выраженным.
На втором этапе мы с детьми уже придумываем полноценные сказки, в которых есть начало, середина и конец.
Для этого мы используем двухсторонние фоновые карточки, с помощью которых дети придумывают сюжет своих сказок.
Работа на данном этапе интересная, так как дети не просто описывают одну постройку, а придумывают продолжение и конец своих историй. Сначала сказки
придумываем совместно, т. е. взрослый-ребенок, затем дети создают свои, авторские сказки.
Следующим этапом будет создание совместных сказок, когда один из детей придумывает начало, второй кульминацию, третий завершение сказки, т. е. дети, работают в соавторстве.
В подготовительной к школе группе наряду с такими занятиями по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, мы включаем рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок.
Развивая речетворчество дошкольников, мы можем предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Во время постройки дети могут описывать своих героев или саму постройку.
Сочинение собственной сказки – дело очень сложное для ребенка, но при помощи взрослого – вполне посильное. Порой детям очень трудно начать свой рассказ, передать словами то, что нарисовало их воображение.
Созданные постройки из ЛЕГО-конструктора, мы также используем в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.
Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.
А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они хотят. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнок легче раскрывает свои индивидуальные особенности, а сама игра создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка.
В процессе всех видов конструктивной деятельности большое внимание также уделяем воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений.
Если требуется помощь товарища или воспитателя, есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой, благодарения, ведь дети учатся выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу.
Наша задача учить детей понимать, и использовать при обыгрывании элементов этикета: поведение за столом, при встрече гостей и поведении в гостях, при выражении чувств, при знакомстве и прощании, разговоре по телефону. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.
Таким образом, работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением Лего-конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала.
Предварительный просмотр:
Месяц | Лексическая тема | Содержание работы |
сентябрь | «День знаний» | Конструирование «Школа» -формирование умения выполнять постройку согласно заданной схеме. Игра «Ты – моя частичка».Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч со словами – я дом, ты - моя частичка. Кто ты? (Стена, крыша, окно, лифт, балкон, дверь, лестница, квартира, подъезд). Игра «Играем в школу» -составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
сентябрь | «»Как провел лето» | Конструирование по замыслу (по выбору детей) -развитие способности детей к наглядному моделированию через - конструктор. -учить детей строить из лего конструктора по схемам (песочница, цветочная полянка и т.д.) - закреплять признаки лета, летние забавы -развивать связную речь, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
сентябрь | «Моя подружка – Оренбургская осень» | Конструирование «Осенний лес» -Закреплять умение строить лесные деревья; -Учить отличать деревья друг от друга; -Закреплять названия деталей и цвет. Осень пришла» «Найди постройку» - развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками. -составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
сентябрь | «Осенние подарки» | Конструирование «Корзина овощей» - Обогащение и совершенствование представлений детей об овощах, через конструктивную деятельность. - Развивать умение детей строить овощи с учетом способов крепления деталей, правильной последовательности действий. - развитие связной речи, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
октябрь | «Фрукты» (труд людей в садах) | Конструирование фруктов продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т.д.); - формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; - развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
октябрь | «Насекомые и пауки» | Конструирование «Бабочки» по схеме - Ознакомить детей с различными видами бабочек. Освоение навыков выкладывания плавных контуров бабочки. Развивать чувство симметрии. -развивать память, внимание, воображение, пространственное ориентирование, использовать дополнительные детали при обыгрывании, развивать коммуникативные навыки. - развивать связную речь, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
октябрь | «Лес наше богатство» | Конструирование «Грибная полянка» Выделять основные части постройки, определять их назначение; - Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной); - Закреплять умения анализировать готовую постройку; - Развивать активное внимание тонкой моторики рук; - Учить составлять и отгадывать загадки. «Грибная корзинка» -совершенствовать умение определять название гриба по внешнему виду; -учить пользоваться в речи словами: съедобный- несъедобный; -развивать внимание, память, устную речь. «Лего на голове» - развивать ловкость, координацию движения. |
октябрь | «Дикие животные наши лесов» (Бузулукский бор) | «Лесные обитатели» - обогатить знания детей о животных Оренбургской области; - вспомнить строение животных и переменах в жизни в осенний период; - учить строить по выбранным фотообразцам, используя Лего – картотеку; - продолжать развивать речевое творчество, составляя описательные загадки д/и «На каждую загадку – четыре отгадки» - развивать нестандартный взгляд на обычные вещи; - учить отгадывать загадки; - развивать творческое мышления и скорость мышления Игра – соревнование «А ну-ка, собери» - учить собирать модели по карточкам; - учить доводить до конца начатое дело; - мотивировать на создание собственных моделей |
ноябрь | «Домашние животные» | «Животные на ферме» (лошадь) -Закреплять знания о домашних животных; - Учить анализировать образец, выделять основные части животных; - Развивать конструктивное воображение детей. «Дорога в деревню» «Найди детеныша» «Домашние животные» - закрепить представления о домашних животных, чем питаются, их особенности. «На ферме» - развивать умение анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части; - развивать фантазию, творчество. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
ноябрь | Улетают, улетели. | «Перелётные птицы» - повторить строение птицы; - продолжать учить создавать конструкцию по замыслу; - учить передавать особенности определённой птицы путём подбора цвета и деталей Игра «Чья команда быстрее построит» - учить строить в команде, помогая друг другу; - развивать интерес, внимание; - закрепить умение строить птиц д/и «Построй птицу по описанию» (воспроизведение модели по указанию педагога) - закрепить умение моделировать Творческое задание «Строим дом для птиц» - закрепить знания о разных видах птичьих «домов»; - побуждать детей к воплощению этих «домов» из ЛЕГО - ДАКТА |
ноябрь | «Одежда, обувь, головные уборы» | «Построим фургон для доставки обуви в магазины» - Ознакомить детей с назначением грузовых машин – фургонов; -Определить конструктивные особенности машин – фургонов; -Обучить выделению внутреннего пространства; - Развивать умения следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате; - Развивать конструктивное воображение. «Чья обувь» -развивать умение подбирать обувь, которую носят мужчины, дети, женщины. «Найди деталь такую же, как на карточке» -закрепить названия деталей конструктора Лего "Дупло". |
ноябрь | «Мы славим женщину – чье имя мать» | Конструирование «Мамы бывают разные» (по замыслу) - учить создавать из конструктора фигуры людей; - учить моделировать образцы в соответствии со своим замыслом; - учить соединять детали различными способами; - продолжать учить сочинять загадки д/и «ЛЕГО подарки» - развивать интерес к игре и внимание д/и «Чем мы похожи» - развивать ассоциативное мышлении; - развивать умение находить связь между непохожими предметами; - учить работать в коллективе -составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
ноябрь | «Человек – это звучит гордо» | «Я и мое тело» «Жил на свете один человечек» (постройка из деталей конструктора LEGO DASTA крылечка и фигуры человечка) -Ознакомить детей с конструктором LEGO DASTA; -Обучить построению ступенчатой крыши над крылечком; -Развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка. «Части тела» -формировать представления воспитанников о строении своего тела «Чья команда быстрее построит» -учимся строить в команде, помогать друг другу; -развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. -составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
декабрь | «Щеголиха в белой разлетайке» | «Конструирование по замыслу» Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - Развивать творческую инициативу и самостоятельность; - Закреплять полученные навыки. «Чья команда быстрее построит» - учить строить в команде, помогать друг другу, развивать интерес, внимание и быстроту, мелкую моторику рук. «Таинственный мешочек» - учить отгадывать детали конструктора на ощупь. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
декабрь | «Зимующие птицы» | «Кормушка для птиц» - Закреплять навыки строить по схемам; - Учить строить кормушку из лего-конструктора; -Распределять детали лего-конструктора правильно. «Найди такую же деталь как на карточке» - закреплять названия деталей лего-конструктор; - рассматривание иллюстраций, рассказ о зимующих птицах; - закрепить знания детей, развивать внимание. «Сколько птиц к кормушке нашей» - развитие мелкой моторики рук «Самая теплая и прочная кормушка» - закрепить навык конструирования птиц; -воспитывать доброжелательное отношение к природе. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
декабрь | «Посуда» | «Шкаф для посуды» Развивать умение анализировать образец постройки, изображенный на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; -Развивать умение работать по образцу. - развивать связную речь |
декабрь | «Новый год» | «Новогодние игрушки» -Развивать фантазию и воображение детей; -Закреплять навык скрепления деталей; -Учит строить более сложную постройку, развитие связной речи, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. «Фантазеры» - развивать фантазию, воображение. «Зимний праздник –Новый год» - рассматривание фотографий, картин, иллюстраций; - рассказать детям о новогодних традициях своей страны, а также познакомить с традициями других стран. «Новогодний хоровод» |
январь | «Транспорт» | «Моя улица» - закреплять навык конструирования улицы (дорогу, светофор, дома) - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек; - Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; - Закрепить навык скрепления. Рассматривание фотографий знакомых объектов улицы. Рассказ об улицах. «Светофор» - закреплять значения сигналов светофора; - развивать внимание память. «Найди такую же деталь, как на карточке» - закреплять названия деталей лего-конструктора. |
январь | «Профессии» | «Строим сказки о профессиях» - развитие речи и познавательной активности дошкольников с помощью конструктора «Построй свои истории», DUPLA - Активизировать речь детей по средствам вовлечения их в разговор на определенную тему; - Пополнять активный словарь детей; - Формировать грамматический строй речи: отрабатывать навык согласования прилагательных с существительными; упражнять в подборе глаголов к существительным; -Способствовать развитию связной речи: составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
январь | «Труд на селе зимой» | Конструирование «Теплица», «Ферма», Гараж для трактора» -Познакомить с работой сельчан, фермеров на селе зимой. -Уточнить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда зимой на селе. -Познакомить с процессом снегозадержания на полях, с работой тепличниц. Активно использовать словарь по теме (телятница, механизатор, тракторист, доярка, свинарка, тепличница, снегозадержание и т.д.) упражнять в употреблении существительных (домашних животных и их детенышей) в родительном падеже множественного числа. ----Развивать умения словообразования, упражнять в делении слов на слоги. Развивать общей и мелкой моторики. Развивать внимание, память. |
февраль | «Животный мир Севера» | Конструирование «Животные Севера» (по схеме) - Учить детей индивидуальному и совместному конструированию, закрепить представления о животных Севера. - Развивать познавательный интерес к жизни животных севера; - Закрепить представления детей о строительных деталях, их свойствах. - Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж, их внешнем виде, образе жизни и повадках. -Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. |
февраль | Животные жарких стран | «Крокодил» Упражнять детей в творческом рассказывании; последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Учить правильно соединять детали, анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. Учить строить по предложенной схеме, различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию; вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию |
февраль | «Мебель» | «Мебель для нового дома» - уточнять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; использовании ее человеком. Учить различать и называть детали мебели. Формировать обобщающее понятие «Мебель». - Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик. Учить согласовывать существительные с прилагательными. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
февраль | «Наша Армия» | «Военная техника из лего» Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой - Закреплять умение строить самолет по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. «Кто быстрее?» - развивать быстроту, внимание координацию движений. «Самолеты» «Военная техника» - познакомить детей с военной техникой. «Мы - солдаты» - воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию; - развивать память, воображение. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
февраль | «Комнатные растения» | «На окне растет цветок» - повторить названия комнатных цветущих растений, - вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями; - повторить строение цветка; - учить подбирать детали по цвету соответствующие данному цветку д/и «Каждому кирпичику свой цветок» - учить соотносить оттенки цветка с цветом кирпичика; - Творческое задание «Построй цветок по описанию» - развивать творческое воображение; - учить реализовывать конструктивные навыки Игровая ситуация «Узнай цветок по соцветию» - знакомить с работами своих товарищей - развивать творческое воображение «Цветочная клумба» - закрепить навык строения по схеме; - закрепить умение работать в команде. |
март | Ранняя весна. Мамин праздник | «Первый весенний цветок» - продолжать учить создавать конструкцию на плоскости; -учить анализировать объект: повторить строение цветка; - учить с помощью цвета создавать модель похожую на оригинал Творческое задание «Букет для мам» - закреплять умение конструировать цветы, развивать фантазию д/и «Чей лепесток» - закреплять знания о строении цветка; - расширять кругозор, знакомить с названиями цветов - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
март | «Весенние сельхоз.работы» | «Ферма» - Закрепить умение строить объёмные конструкции; - Закрепить умения строить по схеме к конструктору; - Закрепить желание работать в коллективе; «Большая уборка» - закреплять знания и представления детей о труде взрослых; - развивать крупную моторику рук; «Посади репку» - развивать мелкую моторику рук; - развивать внимание и память. «Путешествие в деревню» - закрепить умения строить объемные конструкции; - развивать мелкую моторику; - закрепить умение работать в команде. |
март | «Птицы возвращаются» | Конструирование «Встречаем птиц» -расширять знания детей о первых признаках весны. Вспомнить названия перелётных птиц; - Вспомнить схему строения птицы; развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений. - развитие связной речи |
март | «Дом, в котором мы живем» | Конструирование «Дома такие разные» (по условиям) - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов DUCTO; - учить самостоятельному конструированию модели дома; -закрепить знания о строении дома; - знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО- ДАКТА; Строительная игра «На улицах нашего города» - учить самостоятельно создавать постройки и обыгрывать их Творческое задание «Город будущего» - развивать фантазию, учить воплощать задуманное с помощью конструктора - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
апрель | «Наш город Оренбург» | Конструирование по замыслу «Строим дом» - учить строить объёмные конструкции, используя новые строительные элементы (крыши, окна) - учить сочинять загадки д/и «Запомни расположение» - развивать внимание, память д/и «На каждую загадку – четыре отгадки»,2 часть - развивать кратковременную слуховую и зрительную память; - учить логически выстраивать словесную цепочку - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
апрель | Космос (12 апреля) | «Ракета» Уточнить представления детей о космосе и о различных летательных аппаратах, развивать фонематический слух; совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей; учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
апрель | «Наша Родина - Россия ». Символы России. | Конструирование «Флаг», « Русский кремль» - Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор. Знакомство с профессией «Архитектор», обогащать словарь детей. - Ознакомить детей с оборонительными сооружениями старых городов. Главными функциональными частями кремлевских стен. Учить анализировать постройку. |
апрель | «Хоровод дружбы» (Казахстан, Индия, Китай, Башкортостан) | «Мы едем, едем, едем…» - Закрепить умение строить объёмные конструкции; - Вспомнить основные виды городского транспорта; - Строение городского транспорта. «Трамвайчик» - закрепить умение строить объёмные конструкции. д/и «Запомни расположение» - развивать внимание, память - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
май | День Победы! | «Вечный огонь» -Закрепить способности детей конструировать предметные постройки. -Закрепить умение строить по замыслу, учитывая способы крепления деталей; умение выбирать правильную последовательность действий. Расширить представление детей о современной военной технике и технике прошлых военных лет; уточнить знания о празднике 9 Мая. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
май | «Аквариумные рыбки» | «Рыбка плавает в водичке» (по замыслу) Познакомить с названиями аквариумных рыб; - Познакомить со строением рыб; - Продолжать учить строить по образцу; «Рыбалка» - развивать мелкую моторику рук; - развивать внимание, память; - закреплять знание названий аквариумных и речных рыб; «Мой аквариум» - развивать умение представлять свою поделку: - способствовать развитию речи. «Аквариум» - вспомнить схему строения рыб; - развивать творческие способности; - закрепить навык конструирования по замыслу. |
май | «Мы читаем Чуковского» | «Строим сказку» -Совершенствовать навыки обобщенного восприятия и анализа графического изображения конструкций. Содействовать овладению детьми нового способа конструирования из лего-материала - по схеме. Учить узнавать на схеме детали конструктора, части конструкции, самостоятельно определять порядок создания конструкции. Содействовать совершенствованию конструктивных умений . Развивать творческие способности. Стимулировать игровую активность детей, побуждать к обыгрыванию конструкций на основе сюжета знакомой сказки. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. Д/и «Что сначала, что потом?» Д/и «Объединим постройки» |
май | «Лето» | «Живые цветы» познакомить детей с разнообразием бабочек и их строением; - учить строить симметричные изображения на плоскости; - продолжать учить строить по замыслу, опираясь на имеющийся опыт д/и «Замени деталь» - учить заменять одну деталь конструктора несколькими похожими Творческое задание « Делай, как я» - закрепить элементарные знания о симметрии; - учить строить симметричные плоскостные фигуры Учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему, развивать логическое и пространственное мышление, навыки конструирования, творческий подход к выполнению задания, умение работать в команде и эффективно распределять обязанности, развивать мелкую моторику, воспитывать желание довести начатое дело до конца. |
Предварительный просмотр:
Творческий лего - проект сказка «Репка» в современной обработке»
Информационная характеристика образовательного проекта
Вид:
Информационно-творческий, парный.
Участники:
Дети компенсирующей группы 6-7 лет, воспитатели, логопед
Место проведения: групповая комната.
Продукт детской деятельности.
Композиция из лего - конструктора по мотивам сказки «Репка».
Проблема проекта:
Сформировать у детей представление о том, какое воспитательное значение имеет сказка.
Игровая мотивация проекта.
Воспитатель вносит в группу книгу русских народных сказок и предлагает детям вспомнить героев сказки «Репка», сконструировать при помощи лего - конструктора сюжет сказки и презентовать его.
Цель проекта:
Учить детей строить из лего - конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.
Задачи проекта:
- Расширить представление о воспитательном значении сказки. Сформировать представление о том, что именно дружба и трудолюбие помогут все преодолеть.
- Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
- Учить мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
- Учить строить из лего - конструктора человеческие фигуры, «Собаку», «Кошку», «Мышку», «Репку».
- Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
- Обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
- Развивать самостоятельность при работе со схемами.
- Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
- Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Драматизировать сказку «Репка».
- Презентовать лего – проект «Сказка «Репка» в современной обработке».
- Формировать бережное отношение к лего - конструктору.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.
Этапы работы над проектом
Предварительная работа:
1. Продумывание проблемы и игровой ситуации.
2. Подготовка схем для конструирования собаки, кошки, мышки; фотообразца деда, бабки, внучки, дома.
3. Подготовка сценария защиты лего – проекта «Сказка «Репка» в современной обработке».
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1-й погружение в проект
| Формулировка проблемы: Педагог предлагает детям вспомнить чему нас учат сказки. Вводит в игровую ситуацию. Формулирует задачи: Воспитатель вносит в группу книгу «Русские народные сказки» и предлагает детям вспомнить, чему учит сказка «Репка», сконструировать при помощи лего - конструктора сюжет сказки и презентовать его. | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задач. Дополнение задач проекта. |
2-й организация деятельности
| Чтение сказки «Репка» Рассматривание иллюстраций к произведению. Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма по мотивам сказки. Предлагает детям рассмотреть схемы, распределить между детьми кто и что делает. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность. | Собирают информацию, материал: Слушание сказки «Репка». Рассматривание иллюстраций к произведению. Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма по мотивам сказки. Рисование героев сказки. Рассмотрение и анализ схем, фотообразцов. |
3-й осуществление деятельности
| Практическая помощь детям при создании из лего-конструктора фигур и декораций. Составление общей композиции. Направляет и контролирует осуществление проекта. | Создание из лего-конструктора фигур и декораций. Составление общей композиции.
|
4-й презентация результатов
| Распределение ролей между детьми для драматизации сказки, репетиции. Создание проекта. Презентация проекта. | Репетиция драматизации сказки. Презентация «Сказки «Репка» в современной обработке». |
Презентация проекта
1. Выставка композиции «Репка» по мотивам сказки в группе.
2. Презентация проекта в ВК, на пед.совете.
Фото проекта
Сценарий сказки «Репка»
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин
Сказка у детей пользуется огромной любовью. Читая сказки, мы верим, что добро всегда побеждает зло. Сказка учит человека жить, так как за вымыслом скрыты реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Вот и мы решили создать сказку своими руками.
Ребенок 1: Сегодня наша команда «Максим – Максим» представляет вам сказку «Репка» в современной обработке, персонажи и декорации которой выполнены из лего – конструктора.
Ребенок 2: Жили – были Дед и Баба. Где жили? Сначала на севере, подошло время пенсии – купили домик в деревне на земле. Какой дом? А вот такой – особнячок. Бабка цветочки посадила, а Дед грядки вскопал и репу посеял. Очень ему каши захотелось. Репа росла – росла и выросла.
Ребенок 1: Пришло время собирать урожай. Пришел Дед на огород, глянул на репку и только затылок почесал. Репка выросла большая – пребольшая.
Ребенок 2: Но Дед был крепкий мужчина. Посмотрите, какие у него плечи широкие. Да еще он по утрам бегал и зарядку делал. Поплевал на ладони, попробовал репку вытянуть и понял, что силенок не хватает! Решил Бабку позвать.
Ребенок 1: А Бабка хоть и выглядит как обычная бабуля – в платке и с передником – была бабушкой современной. Пироги не пекла, носки не вязала, а любила в фитнес – зал ходить. Ей совсем не хотелось репку тянуть, руки в земле пачкать. Но кашу из репки ела – тренер сказал, что это здоровое питание. Согласилась прийти Деду на помощь.
Ребенок 2: Вот они вдвоем тянут, но ничего не получается. Решили Внучку позвать. А Внучка любила в салон красоты ходить. Посмотрите, какую прическу ей там сделали. Внучка не хотела руки марать, но ее косметолог сказал, что для здоровой кожи полезно репу кушать. Принялась и она за работу.
Ребенок 1: Вот уже втроем они тянут, но опять ничего не выходит. Сидит репка крепко. Решают Жучку позвать. Та с удовольствием прибежала, надоело ей есть «Педигри». А тут кашу из репки обещают!
Ребенок 2: Вот уже вчетвером тянут, но опять дело не ладится! Решили Мурку позвать. Мурка совсем не любила, когда ее беспокоят. Но очень любила полакомиться «Китикетом», которым ее Бабка баловала. Поэтому не стала в помощи отказывать.
Ребенок 1: Вот уже впятером тянут репку, но опять – беда! Сидит репка в земле – не шелохнется.
Ребенок 2: Стали думать, кого бы еще на помощь позвать. Вспомнили про Мышку. А Мышка была доброй и трудолюбивой, в помощи никогда не отказывала. Пришла сию же минуту.
Ребенок 1: Вот собрались он все, тянут – потянут и, наконец, вытянули репку! И поняли наши герои, что если не лениться и дружно взяться за любое дело, то все можно преодолеть!
Ребенок 2: Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!
Вместе: Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лего – конструирование способствует:
Игры по развитию звукового анализа «Посели в домик» «Подбери картинку к схеме» «Составь схему слова»
Игры по развитию звукопроизношению «Звуковой коврик» (на фишку синего цвета произносим согласные звуки, на фишку красного - гласные звуки) «Самолет» (произношение звука «с»)
Игры по развитию слогового анализа «Веселые цифры» «Собери слово по слогам» «Слоговая башня»
Игры по развитию словаря «Сравни постройки» «Сборщик мебели» «Гномики и великаны» «Ферма» «Магазин»
Игры по подготовке к грамоте
«Игры по развитию грамматического строя речи» «Какое, какая, какой» «Что где, кто где?» «Составь предложение» «Назови части предмета» «Кто чем питается?»
Игры по развитию связной речи « Лего - театр» «Составь свою историю» «Город будущего»