Раздел 3: Научно-методическая деятельность педагога.

Якушева Маргарита Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Совместный активный досуг:

 1. способствует укреплению семьи;

 2. формирует у детей важнейшие нравственные качества;

 3. развивает у детей любознательность;

 4. приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;

 5. расширяет кругозор ребенка;

 6. формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;

 7. сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

       Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

 

Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.

           Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на дошкольников и их родителей. Родители совместно с детьми могут:

1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.

  2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.

 3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.

 4. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» вызывет желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.)

Здоровье это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы!


Уважаемые родители! Помните!


* Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя
защищенным!

* Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно. Семья,
родители должны удовлетворить многие жизненно-важные потребности
ребенка, должны многому научить детей.

* Ребенок — это пластилин, что из него вылепишь — то и будешь иметь!

* Это чистая доска, что напишешь, — то и останется на всю жизнь!

* В здоровой семье - здоровый ребенок!

В больной семье — больной!

Изготовила: воспитатель Якушева М.Е.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 "Радуга"


Здоровый образ жизни 

семьи – залог

здоровья ребенка.


2020 год

Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребёнка

       Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создаёт благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.

     Режим дня должен быть достаточно гибким. В зависимости от условий (домашних, климатических, от времени года, индивидуальных особенностей ребёнка) он может меняться, но не более чем на 30 минут в ту или иную сторону. 

       После зарядки ребёнку необходимо принимать водные процедуры (закаляться водой). Начинать надо с самых простых процедур: умывания, обтирания, потом перейти к обливанию, к прохладному душу, а можно и к более сложным — купанию в бассейне или открытом водоёме.

       Очень полезно совмещать закаливание воздухом и водой (непосредственно за воздушной ванной проводится водная процедура). В летнее время утренняя прогулка обязательно заканчивается умыванием с обтиранием, обливанием, душем или купанием. Снижать температуру воды надо постепенно — с учётом возраста вашего ребёнка, состояния его здоровья, характера процедуры. Проводить процедуры следует систематически, примерно в одни и те же часы, предварительно хорошо настроив ребёнка. В качестве местных закаливающих процедур используются: умывание, обтирание по пояс, мытьё рук и обливание, игры с водой, «топтание в тазу».

      Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – все больше «молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще у младших школьников, дошкольников и даже у совсем маленьких детей. Двигательная активность является важнейшим компонентом

образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи родителей.

      Для снятия возбуждения перед сном, можно использовать аромалампу с маслом лаванды (2-3 капли). Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получиться, что он умный и добрый. Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник в изголовье детской кроватки противопоказано). Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты - утреннюю гимнастику под музыку.

    Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока. Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.

    В период риска заболевания ОРВИ давать, в виде добавки к супам, чеснок и зеленый лук.

   Обеспечивать ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7-IQvEDw1UveqYQ2OZ7Uk6jnY9cKednoLxYwQ=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

Сказка о здоровье

В одной стране когда-то жил-был один король.
Имел он много злата, но был совсем больной.
Он очень мало двигался и очень много ел.
И каждый день, и каждый час
Все больше он толстел.
Одышка и мигрени измучили его.
Плохое настроение типично для него.
Он раздражен, капризен – не знает почему.
Здоровый образ жизни был незнаком ему.
Росли у него детки. Придворный эскулап
Микстурами, таблетками закармливать их рад.
Больными были детки и слушали его.
И повторяли детство папаши своего.
Волшебник Валеолог явился во дворец.
И потому счастливый у сказки сей конец.
Волшебник Валеолог сказал: «Долой врача!»
Вам просто не хватает прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени
В столовой проводить.
Вы подружитесь с солнцем,
Со свежим воздухом, водой.
Отступят все болезни, промчатся стороной.
Несите людям радость, добро и сердца свет.
И будете здоровы вы много-много лет.

БЫТЬ  ЗДОРОВЫМ -

 ЭТО  МОДНО!!!




Предварительный просмотр:

Проведение совместного занятия детей с родителями

по теме «Профессия врач– стоматолог!»

(в рамках проекта по профориентационному воспитанию дошкольников)

Цель: Способствовать формированию у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Задачи:

  Познакомить детей с функциональным назначением зубов болезнями зубов и мерами их предотвращения.

  Воспитывать у детей осознанное отношение к зубам, желание ухаживать за полостью рта.

  Научить правильно ухаживать за зубками.

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Восп. Дети, посмотрите сколько гостей сегодня пришло к нам в д/с. Давайте улыбнемся гостям и друг другу, подарим хорошее настроение всем вокруг.

Вы любите отгадывать загадки?

Он в хозяйстве очень нужен,

Он с гвоздями крепко дружит,

Я гвоздочки забиваю,

Маму с папой забавляю.

Гвозди им я забиваю,

Очень точно попадаю.
Дом для птиц построить смог,
А помог мне…(Молоток)

Инструмент в руках умелых

Сто отверстий за день сделал.

Далеко несётся трель-

Сверлит стену носом ….

Жужжит, а не пчела, не муха.

Звук громкий - но не шмель.
Повесить чтоб картину -
Возьми скорее…(Дрель)

В мире немало сладостей,
Они приносят детям радости.
Ну а если много съесть,
Может зубик заболеть.
Кто поможет в этот раз?
Ну, конечно, доктора.
Нужно зубки любить,
Чтобы реже к ним ходить.
Он известен и всем дорог,
Лечит зубы ….(стоматолог).

Железная сестрица
Зубаста и остра:
Её и клён боится,
И тополь, и сосна...
И даже дуб
Боится
Попасть на зуб
Сестрице. 

Принялась она за дело,

Завизжала и запела. 

Ела, ела, дуб, дуб, 

Поломала зуб, зуб. (Пила)

После каждой отрадки воспитатель показывает картинку отгадку, прикрепляя ее на мольберт.

- Внимательно посмотрите на отгадки. Что здесь лишнее и почему.

- Как вы думаете врач стоматолог нужная профессия? Что он делает? Кто из вас уже был у врача стоматолога? Боялись?

- Хотели бы вы познакомиться в настоящим врачом стоматологом? Где это можно сделать?

Ваня: моя мама работает врачом стоматологом. Сегодня она пришла к нам в гости, чтобы рассказать о своей профессии.

К детям выходит Е.В.

- Здравствуйте. Меня зовут Е.В. Я работаю в поликлинике врачом стоматологом.  А сейчас я похожа на врача? Чего мне не хватает?

(Е.В. одевает халат, показывает инструменты.)

- А знаете ли вы, зачем вам зубы нужны? (Чтобы жевать, правильно говорить, улыбаться, откусывать, пережевывать, грызть.)

Молодцы, ребята! Правильно, зубы выполняют очень большую работу. Им приходится много пережевывать пищи. Если не пережевывать еду – мы будем проглатывать еду кусками, а это очень вредно, может заболеть живот.

Без зубов человек не сможет хорошо питаться, у него не будет сил и он совсем заболеет. Зубы помогают нашему организму набраться сил и жизненной энергии.

- Давайте постучим языком по верхним зубам. Скажите: д-д-д. Какие зубы: твёрдые или мягкие? Да, ребята, зубы – самые твёрдые части нашего тела.

- Ребята, давайте рассмотрим с вами на  зубы друг друга.

- Какого цвета зуб? (белого).

- Правильно, он белый, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль – это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба. Эмаль защищает зубы от холода, от тепла, от ударов.

- А в десне, ребятки, находится корень у зуба, посмотрите вот он какой.

- Корень крепко держит зуб. Зуб крепко держатся в десне с помощью корня и не падают и не шатаются.

- У маленьких деток зубки маленькие, их называют молочными, потому что они прорезываются в то время, когда ребенок питается только грудным молоком и не может есть твердую пищу. Молочные зубки выпадут и на их месте вырастут коренные зубы. У взрослых – 32 зуба.

- Эмаль зуба может потрескаться от горячего или от холодного, если грызть зубами леденцы или орехи раскалывать зубами.На эмали зубика появляется трещинка, туда попадают бактерии и начинают портить зуб. И появляется дырочка в зубике. Это очень больно. А кроме того, больные зубы вредят другим органам – сердцу, глазам, почкам.

- Как вы думаете, что нам помогает сохранять зубы здоровыми?

- Правильно, на помощь приходят помощники - это зубная щетка и зубная паста.

- Кто мне скажет как надо правильно чистить зубы?

Дид. игра «Как правильно надо чистить зубы?»

- Перед тем как чистить зубы нужно вымыть руки с мылом, вымыть щетку с мылом, положить немного пасты на щетинку. Как почистили зубки, нужно снова вымыть щетку с мылом и поставить в стаканчик. Через каждые 3 месяца нужно покупать новую зубную щетку.

В качестве наглядного материала используется настоящий макет детской полости рта. Е.В показывает детям как правильно чистить зубы. Предлагает детям самим попробовать правильно почистить зубы на макете. (Работа в парах. Один ребенок чистит верхнюю челюсть, другой нижнюю.)

Дидактическая игра «Что полезно для зубов?»

-Ребята, как вы думаете для того чтобы зубки были крепкими, какие продукты нужно кушать? (ответы детей).

Чтобы зубы укреплять,

 Будем в пищу потреблять:

Лук, капусту, апельсины,

Не забудем витамины,

 Масло, гречку и горох,

Молоко, томаты, сок.

- Поиграем в игру, что полезно для зубов, а что вредно? (На мольберт прикрепляется картинка зуба. Одна его часть серая, сюда прикрепляют продукты вредные для зубов, картинки с полезными продуктами для зубов прикрепляют на белую часть зуба.)

- Молодцы! Вы хорошо знаете, что полезно, а что вредно.

Будут здоровыми зубы всегда,

Если полезная в доме еда.

Мясо, кефир и фрукты –

Очень нужные продукты.

Сахар зубы разрушает,

А яблоко укрепляет.

- Кто из вас любит колу и газировку? Это самые опасные для зубов вредители. В Коле и газировке содержится очень много сахара, который разрушает зубную эмаль. Хотите в этом убедиться?

Эксперимент

На столе стоит бутылка Колы, яйцо и частичка скорлупы, стаканы.

Яичная скорлупа по своему составу схожа с человеческим зубом, такая же крепкая. Опустим яйцо в стакан и зальем Колой. В течение нескольких дней вы будете наблюдать что же произойдет с яйцом.

Но чтобы увидеть это сейчас, я предлагаю взять маленькую частичку яичной скорлупы и понаблюдать за ней в течение нескольких минут. Заливают скорлупку Колой. Оставляют на столе.

Ребята, а у меня для Вас есть сюрприз. Вот такая картинка. Что же на ней изображено? Что-то я совсем запуталася? Вы поможете мне собрать рисунок по цифрам и раскрасить его? (Раздает шаблон раскраски с логической цифровой задачей каждому ребенку).

https://pedportal.net/attachments/000/525/842/525842.jpg?1427707679

- Молодцы!  Давайте теперь вернемся к нашей скорлупке. Что же с ней случилось? (Стала мягкой, рассыпается.) Так же разрушаются и наша зубная эмаль.

- Так можно пить Колу и газировку? Почему?

Игра «Вредные и полезные советы»

А сейчас встанем в круг и поиграем. Я буду давать вам советы.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

  1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
  2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
  3. Есть овощи и фрукты.
  4. Раскусывать леденцы и жевать их.
  5. Есть сметану, рыбу, яйца.
  6. Чистить зубы надо детским кремом.
  7. Долго жевать жевательную резинку.
  8. Пить теплое молоко.
  9. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
  10.  Открывать зубами крышки бутылок.
  11. Посещать стоматолога два раза в год.
  12. Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
  13. Пользоваться специальными детскими зубными пастами.
  14. Пить горячий чай.
  15. Есть овсяную кашу.
  16. Полоскать рот после еды, если нет под рукой зубной щетки.
  17. Ковырять вилкой в зубах.
  18. Есть молочные продукты.
  19. Есть мороженное.
  20. Менять зубную щетку раз в 2-3 месяца.
  21. Раскалывать зубами орехи.
  22. Закалять свой организм, заниматься спортом, делать утреннюю гимнастику.

    - Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.

- Молодцы, дети понравилось вам сегодня играть Е.В.? Что же нового вы узнали сегодня?

Давайте скажем Е.В.:»Спасибо» и подарим цветочки.

Если вам понравилось с ней играть с желтой серединкой,

если узнали много нового и интересного с голубой,

а если было скучно и не интересно с красной.

Спасибо всем гостям и ребятам.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Свойства воды»

Возрастная группа: дети 6-го года жизни (старшая группа)

Форма НОД: познавательно – исследовательская, коммуникативная, экспериментирование, игровая

Форма организации: групповая.

Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека;
  • формировать представления детей о свойствах воды и методах ее исследования;
  • установить взаимосвязь воды и объектов живой природы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к природе родного края;
  • воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;
  • воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие:

  • формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.
  • развивать способность решать адекватные возрасту задачи.

Средства:

наглядные: картинки с изображением стояния воды, схемы, тучки, капельки, слайды «Три состояния воды» ;

музыкальные: фоновая музыка, музыка воды;

информационные: методическое пособие «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова; «Мы живем на Урале» образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. - Екатеринбург. ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Материалы и оборудование: для опытов стаканы, прозрачные стаканы на каждого ребенка, пластмассовые ложечки, чайник, блюдца с кусочками льда, салфетки.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация деятельности

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в

деятельность.

-Здравствуйте, ребята!

-Мне сказали по секрету, что в

детском саду №5 в старшей группе самые любознательные дети.

  • Я, ученый из Российской академии наук, со своим помощником –

лаборантом, прибыл познакомиться с вами.

  • Привез вам коробку с сюрпризом.
  • Хотите узнать, что в этой коробке? Я вам подскажу.

Создает приветливую,

доброжелательную ситуацию для

дальнейшей

деятельности детей.

Дети выражают различные эмоции,

выстраивают полный ответ, предложение.

Дети сидят на ковре кругом.

Проявляет эмоциональную отзывчивость,

любознательность.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы

Цель: актуализация знаний детей о воде создание проблемной ситуации.

- Что это? Отгадайте загадку. Она и туча, и туман. Она – ручей и океан. Она летает и бежит

И стеклянной может быть        (вода).

Задает вопросы. Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой

активности.

Обсуждает с детьми поставленные вопросы,

обеспечивает

соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов.

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают внимание.

Вступают в диалог.

Предлагают варианты решения проблемы.

Выражают

собственные суждения.

Вступают в речевое

взаимодействие.

Эмоционально откликается на объекты природы.

Способен делать умозаключения и выводы.

Умеет делиться своими

впечатлениями со взрослым

Решение проблемы Цель: формирование представлений распространенности воды и ее значении.

  • Для чего нужна вода? (ответы детей)

Послушаем звук воды. (фонограмма)

  • Вода что делает? (течет, бежит)
  • Значит вода какая? (жидкая)
  • Давайте убедимся в этом, посмотрите на экран (слайды «Три состояния воды»).
  • Посмотрите, ребята, а какая еще бывает вода?
  • Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (в виде пара).

Помогает включиться детям в обучающие

ситуации, создает ситуацию для

самостоятельной деятельности.

Выслушивает мнения детей. Комментирует высказывания.

Настраивает детей на

исследовательскую деятельность

Принимают

активное участие в обсуждении.

Слушают внимательно

Сосредотачивают внимание на глобусе,

высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы.

Способен делать простые обобщения.

Использует различные

средства для получения информации.

Способный решать интеллектуальные и личностные

задачи (ситуации, проблемы).

Работа в микрогруппах Цель: познакомить со свойствами воды через опытно-

экспериментальную деятельность.

  • Я – ученый. А вы хотите тоже быть учеными?
  • А ученые не верят словам и

картинкам. Они ищут доказательства и проводят опыты.

Мы сегодня увидим три состояния воды.

-А вы знаете, где работают ученные?

  • Сейчас вас, как маленьких ученных я приглашаю в лабораторию, где решаются разные задачи.

«Ученый» ведет детей в лабораторию и знакомит с

«лаборантом»

Лаборант

 Опыт №1

Нацеливает на размышление, высказывание своей мысли.

Стимулирование детей к

умозаключениям.

Ставит цели группе

Проявляют

заинтересованнос ть,

вступают в проблемный диалог.

Уверен в своих силах; активно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Доводит начатое

- Здравствуйте, ребята! Это моя лаборатория.

  • Мы занимаемся исследованиями воды.

(переливает воду из стакана в стакан)

  • Какая вода, если ее можно перелить? Исследуем жидкую воду.
  • Как вы думаете, вода имеет цвет?
  • А как можно узнать, что она без цвета?
  • Опустите в воду ложечку, вы видите ложечку через воду?
  • Что можно сказать о воде, какая она?
  • Вода бесцветная, прозрачная.

 Опыт №2

  • Узнаем, имеет ли вода вкус.
  • Возьмите по стаканчику с водой, и ложечкой попробуйте воду.
  • Что вы можете сказать? (у воды нет вкуса)
  • А сейчас добавьте в воду или соль, или сахар по желанию.
  • Какой стала вода на вкус? (сладкая, соленая)
  • Таким образом, у воды нет своего вкуса.

Она приобретает вкус того продукта, который в нее кладут.

  • Но, прежде чем проведем

следующий опыт предлагаю поиграть.

П/и «Ходят капельки по кругу»

 Опыт №3

детей, которые отвечают их интересу и потребностям.

Наблюдает за

детьми во время выполнения

задания; предоставляет

достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений,

экспериментов.

Привлекает детей к

Принимают активное участие в деятельности. Предлагают варианты решения

проблемы

Осуществляют условные

действия в ситуации

эксперимента.

Проявляют изобретательност ь при решении проблемы.

Проявляют

способность к критическому

мышлению;

дело до конца, работает в общем ритме.

Умеет наблюдать, экспериментироват ь.

Умеет делать логические выводы и сравнения.

Проявляет речевую активность.

Проявляет интерес к различным видам детской деятель- ности

(экспериментирова ние).

Показать детям кусочки льда.

  • Ребята, что это такое?
  • Когда вода превращается в лед?

Зимой вода замерзает, превращается в снег, лед, а когда согреешь – опять превращается в воду.

  • Посмотрите, я в своей лаборатории наморозила кусочки льда, возьмите в ладошку.

-Что с ним стало?

-Почему это произошло?

  • А если снова вынести воду на холод, что будет?
  • Значит, какой вода может быть?

Твердая – лед.

Опыт № 4 (наблюдение)

  • Вы сегодня уже посмотрели опыты.

- Но не все опыты бывают

безопасными, некоторые нужно проводить с осторожностью, под наблюдением взрослых.

  • Посмотрите, я лью горячую воду из чайника в кружку, что вы видите над кружкой?
  • А сейчас я прикрою кружку блюдцем, посмотрим, что же произойдет.

Что вы видите на блюдце? Оно запотело, и появились капельки.

  • Проведите пальцем по блюдцу, Что это?

(вода)

  • Значит, мы можем сделать вывод:

игре

Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы.

Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Эмоционально вовлекает в

слушание и в эксперимент.

Предлагает детям потрогать капельки пальчиком и

убедиться, что это вода.

делают

самостоятельный выбор.

Активно играют, выполняют

движения.

Учатся через познание окружающего мира, делают открытия.

Наблюдают, отмечают результаты наблюдений, высказывают собственное мнение.

Может планировать свои действия в

исследовательской деятельности для достижения цели.

Делает элементарные умозаключения и выводы.

Пар - это тоже вода, только очень

сильно нагретая, и находится в форме пара, газа.

- Мы сегодня многое узнали о воде.

И все- таки, какая бывает вода?

Закрепление (самоопределение) Цель:

проанализировать уровень усвоения материала по теме;

«Свойства воды».

Д/и «Какая бывает вода?» Давайте поиграем.

- У меня есть схемы и картинки, которые нужно правильно расставить. Ход игры: на доске схемы состояния воды. Картинки лежат на столе вниз изображением. Дети берут любую

картинку, и помещают ее к нужной

схеме, проговаривая состояние воды.

Создает ситуацию выбора, нацеливает детей на

аналитическую деятельность, стимулирует к

познавательной деятельности

Делают выбор, делятся

впечатлениями от результатов

деятельности. Делают обобщения, выводы, элементарные

умозаключения.

Открыт внешнему миру.

Подчиняется правилам.

Проявляет

любознательность. Выполняет задание в соответствии с приобретенным

опытом.

Рефлексия

Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

  • Что нового вы узнали?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным.

Показ глобуса.

Ребята, а как вы думаете, на земле много воды? (да, нет)

  • Оказывается, воды на земле

становится все меньше и меньше, поэтому ее нужно беречь.

  • Скажите, как мы ее можем сберечь? (закрывать кран, после мытья рук, когда чистим зубы, не включать

сильный напор воды и т.д )

  • А что нельзя делать, чтобы

сохранить водоемы, реки чистыми?

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.

Обсуждение с детьми

Выражают

собственные суждения;

делятся впечатлениями. Рассказывают о своих чувствах;

Самостоятельно решают

Испытывает положительные эмоции от

правильно решенных

(нельзя бросать мусор в реку, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника убирать мусор в пакеты и увозить с собой, что бы берега были чистыми и др.)

  • Правильно.
  • У меня на столе лежат капельки: белые и черные. Если вам понравилось работать в нашей лаборатории, то возьмите белую капельку и поместите ее на белое облачко, а если не понравилось, возьмите черную капельку и

поместите ее на синее облачко.

дальнейшую деятельность.

Выражают эмоции.

познавательных задач.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Заказник «Муромский» и его обитатели»

Воспитатель: Якушева Маргарита Евгеньевна

Тушинская Любовь Евгеньевна

Возрастная группа: старшая группа (дети 5-6 лет)

    Вид НОД: познавательная.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности:

познавательно – исследовательская, коммуникативная, экспериментирование, игровая.

Форма организации: групповая.

Цель:познакомить детей с заказником «Муромский» и его обитателями.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с понятием «Заказник» и ролью человека для его обитателей;
  • актуализировать и систематизировать знания детей о животных, местах их обитания;
  • познакомить детей с профессией «лесник», его трудовыми обязанностями;
  • закрепить знания детей о животных, занесенных в Красную книгу.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  • чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы;
  • воспитывать желание прийти на помощь, любознательность.

Развивающие:

  • побуждать детей делать умозаключения, устанавливать причинно-следственныесвязи;
  • развивать память, мышление, речь, умение обобщатьрезультаты;
  • развивать способность решать адекватные возрастузадачи.

Средства: презентация заказник «Муромский»,фоновая музыка, звуки природы.

Материалы и оборудование:трафареты следов животных, картинки животных и их домиков.

Презентация (слайды)заказник «Муромский».

Карточки-схемы для игры.

Взаимодействие с родителями: привлечение одного из родителей в роли Лесника.

Этапы совмест

 ной деятель

ности, продолж.

Задачиэтапа

Деятельность педагога

Деятельностьдетей

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности

Планиру-емыйрезультат

Организационный

1 мин

Создание атмосферы психологического комфорта, эмоциональная поддержка ребенка. Организациянаправленноговнимания.

Дети входят с воспитателем в группу и слышат «Звуки природы»: пение птиц, шелест листвы, голоса диких животных.

Но полу дети видят трафареты следов животных.

Детислушают звуки природы, рассматривают следы животных.

Словесные, создание

проблемной

ситуации.

Психологичес-каяготовность, привлечениевнимания

Мотива-ционно -побудительный

2 мин

Мотивировать детей на включение в

деятельность.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть следы животных и выбрать уже знакомые.

Ребята, но у нас осталось еще 3 пары следов животных. А чьи же они?

 Почему мы не узнали эти следы?

Правильно. Ведь в наше время многие животные становятся очень редкими видами и находятся под защитой государства.

Дети проявляют заинтересованность и пытаются отгадать чьи следы они увидели.

Дети выбирают след зайца и лисицы.

Мы не знакомы с этих животных.

Создание  проблемной игровой

ситуации.

Словесные.

Наглядные.

Проявляют

любознатель-ность,

 ищут варианты ответов

Актуали-зациязнаний

 3 мин

Актуализировать знания детей о защите животных.                                                                                                                       Стимулировать детей к речевой

активности.

        

Многие занесены в Красную книгу.

А вы знаете, почему эту книгу называю Красной?

  Каких животных вы помните из    Красной книги?

Действительно, ребята, многие растения и животные, птицы и другие представители животного и растительного миров подвергаются уничтожению. Их становится мало, поэтому их охраняет государство.  И оно создало не только Красную книгу, но и специальные территории на которых жизнь животных находится в безопасности.

 Вы знаете, как называется эти место?

Дети делятся знаниями о Красной книге.

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Вступают в диалог.

Дети затрудняются с ответом на вопрос.

Беседа.

Способны делать умозаключения и выводы.

Умеют делиться своими

впечатлениями со взрослым и сверстниками

Усвоение нового.

Включе-ние нового знания в систему знаний.

Экспери-ментиро-вание.

15 мин

Формирование представлений о заказнике «Муромский»

Усвоение, расширение определенного объема знаний детей о мире животных.

Давайте, посмотрим на экран и узнаем, что же это за особое место для безопасной жизни животных.

Знакомство с «Муромским заказником»

(презентация Муромского заказника)

Ребята, кто запомнил, как называется профессия человека, который охраняет заповедную зону?

Сегодня у нас есть уникальная возможность встретиться с настоящим лесником. Давайте, я позову его к нам.

   (В группу входит папа-родитель, который представляет профессию лесника)

Ребята, я очень рад встрече с вами. И знаю, что у вас есть ко мне вопрос.

Хорошо. Давайте разбираться вместе.

Чтобы узнать след № 1. Отгадайте мои загадку.

Чем-то на быка похож,

Только помощнее,

Обитает он в лесу,

Бороду имеет!


Может вы что-то слышали об этом могучем животном?

Лесник дополняет знания детей о зубре.(Зубр- огромное животное, обитающее в лесах, занесенное в Красную книгу РФ. Самцы внешне кажутся спокойными и неуклюжими, но на самом деле, если их разозлить, могут быстро помчаться и даже боднуть. У этих животных нет врагов, кроме человека!

Как вы думаете, почему?)

В заключении своего рассказа показывает след зубра на экране.

Воспитатель предлагает детям поиграть в дид.игру «Кто где живет?» (дети соединяют картинку животного с его домом, например, лиса-нора, белка-дупло, бобр- хатка).

Лесник наблюдает за работой детей и сообщает о том, что постоянными жителями «Муромского заказника» являются бобры.

Лесник показывает след бобра на экране.

Воспитатель предлагает немного отдохуть и проводит физкультминутку.

Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)
Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)
Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)
Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове – в виде рог лося)
Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)
Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)

Лесник: ребята, ваше стихотворение закончилось словами: «Ведь они нам – не враги!»

А кто может быть врагом для леса и его жителей?

Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?                       

 Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. 

 Игра  «Что хорошо, а что плохо?»

В: У меня  кружки  красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними кружки. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.

Костер в лесу (Красный кружок)

 Мусор в лесу (Красный кружок)

 Сломанные ветки (Красный кружок)

 Срубленные деревья (Красный кружок)

 Браконьерство (Красный кружок)

 Посадка деревьев (Зеленый кружок)

 Развешивание кормушек (Зеленый кружок)

 Не рвать цветы (Зеленый кружок)

 Создание красной книги (Зеленый кружок)

 Создание заповедников (Зеленый кружок)

Молодцы, ребята. Я хочу познакомить вас еще с одним жителем заповедника.

Кабанпохожнахрюшку: такойжепятачок,
Копытца, спинка, ушки и хвостиккаккрючок. 
Представьте: свинка в шубе, клыкиподпятаком…
И кабаналесногоузнаетелегко. 

Что вы о нем знаете?

Лесник дополняет знания детей о кабане.

(Кабаны-отличные пловцы, без труда преодолевают широкие реки. А еще прекрасные бегуны. Благодаря своим широким копытам, они легко проходят вязкие болота, не проваливаясь в них.)

В заключении своего рассказа показывает след кабана на экране.

 Просматривают слайды.

Вступают в речевое

взаимодействие.

Дети возвращаются к вопросу неизвестных следов.

Выражают желание узнать ответ у лесника.

Дети рассказывают, что не могут определить чьи следы встретили на тропе.

Зубр.

Дети делятся своими знаниями, принимают

активное участие в

обсуждении.

Один из детей рассказывает об этом животном.

(Бобр-очень забавный зверек. О нем многие слышали, но мало кто его видел вживую. Это небольшой зверек с пушистым мехом, острыми зубами и плоским голым хвостом. Часто его называют «лесорубом», потому что он валит толстые деревья, подгрызая ствол со всех сторон. Домик у него находится под водой, а вход в него - на суше.

Бобры - работящиезверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход!

Дети интересуются, какой след оставляет бобр.

Встают в круг.

Играют в игру.

Проявляют

заинтересованность,

вступают в проблемный диалог.

Дети отгадывают и помещают кружок соответствующего цвета возле изображения.

Дети делятся своими знаниями, принимают

активное участие в

обсуждении.

Создание ситуациидля

самостоятельной деятельности.

Презентация.

Беседа с детьми.

 Наблюдение за

детьми во время выполнения

задания.

Игровые.

Способны делать простые обобщения

Используют различные

средства для получения информации.

Способны решать интеллекту-альные

задачи

Уверены в своих силах; активно

взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

Проявляют речевую активность.

Рефлек-сивно-корреги-рующий

3мин

Проанализировать уровень усвоения материала потеме

«Заповедник «Муромский»».

Вот и подходит к концу наше знакомство с «Муромским Заказником» Что вы о нем узнали?

Давайте вместе «Узнаем, где чей след?»

На экране появляются картинки животных и их следы.

Я хочу закончить нашу встрече такими словами:

Заповедники и парки
Призываю вас беречь.
Это место для мечтаний,
Для прогулок, теплых встреч.
Пусть всегда вам радость дарят
Эти славные места!

Большое спасибо, за встречу. Но мне пора в заповедник

, наблюдать за животным и растительным миром, чтобы все там было в порядке.

Ответы детей.

Дети возвращаются к вопросу о неизвестных следах и просят помощи у лесника.

Дети прикладывают трафареты неизвестных следов и узнают животное (зубр, бобр и кабан)

Дети благодарят лесника за помощь и интересные рассказы.

Создание ситуации выбора, нацеливание детей на

аналитическуюдеятельность.

Выполняют задание в соответствии с приобретен-ным

опытом.

Проявляют интерес к

эксперимен-тированию.

Рефлексия                                   (заключи-тельный)

 1 мин

Выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства

Обобщить полученный детьми опыт.

Формировать элементарные навыки самооценки

  • Что нового высегодня узнали?
  • Что вам понравилось большевсего?

У меня на столе лежат смайлики: грустные и веселые. Если вам понравилась наша встреча, то возьмите веселый смайлик, а если не понравилось, возьмите грустный смайлик и поместите их на доску.

Выражают

собственные суждения;

делятся впечатлениями. Рассказывают о своихчувствах;

Обсуждение  с детьми вопросов, стимулирую-щиепроцессы мышления.

Испытывают положительные эмоции.

Список литературы:

  1. Рябова В.А., Серков А.П., Бейлекчи В.В. Природа округа Муром: Учебное пособие. – Муром, 2005.
  2. Левицкая А.И., Романов А.А., Смолина Т.Д. География Владимирской области: Учебное пособие. – Ярославль, 1987.
  3. Интернет ресурсы: https://rutraveller.ru/place/73949?tab=dc
  4. https://znanio.ru/media/konspekt-zanyatiya-darvinskij-biosfernyj-zapovednik-2493341
  5. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/raskazy-dlja-doshkolnikov/raskazy-dlja-detei-6-7-let/pro-bobra-dlja-detei-6-7-let.html
  6. https://infourok.ru/nod-po-ekologii-krimskie-zapovedniki-3474683.html
  7. https://heaclub.ru/zagadki-pro-zhivotnyh-s-otvetami-luchshaya-podborka-dlya-detej-130-zagadok
  8. https://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-zapovednike-nacionalnom-parke/


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО

по теме:

 «Использование игровых приемов как средство развития речи  у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 5»

Якушева Маргарита Евгеньевна

Развитие речи  у старших дошкольников.

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться».

Л.А. Венгер

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность.

Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом.

 Преемственность с позиции школы – это опора на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Обучение грамоте — важнейшее звено всей системы работы по родному языку в начальных классах.

Процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью дошкольного, начального и, в целом, всего школьного образования: без данного этапа невозможно систематическое языковое образование, а также овладение другими дисциплинами.

Обучение грамоте — это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.  А дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Для того чтобы их избежать, важно развивать речемыслительные способности ребенка, учить его правильно и понятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные  упражнения, которые призваны сформировать речемыслительную деятельность ребенка,

Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей'. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Для подготовки детей к обучению грамоте необходимо развить фонематическое восприятие. Для этого я работаю над развитием таких навыков, как :

  • различение на слух звуков речи,
  • овладение навыками звукового анализа слова,
  • определение порядка звуков в словах,
  • деление слов на слоги,
  • деление предложений на слова.

Для закрепления данных умений я разучиваю с детьми различные чистоговорки, скороговори, считалки; провожу различные дидактические игры: «Стройка», «Заблудились в лесу», «Найди заданный звук», «Запрещенный звук», «Большой и маленький» и другие.  

На занятиях по развитию речи знакомимся с детьми с гласными и согласными звуками; твердыми и мягкими, глухими и звонкими согласными звуками на основе игрового материала.

На всех этапах обучения (начального и последующих) детям предлагаю различные логические упражнения, заставляющие размышлять по поводу изучаемого (при рассматривании предмета, картины, игрушки; прослушивания художественных текстов, наблюдения во время прогулок). Задания, предлагаемые детям во время выполнения логических упражнений, разнообразны:

- назовите звонкие (громкие, тихие) слова. Почему они звучат звонко, громко, тихо? (Звуки з, р, л.);

- вспомните слова, оканчивающиеся на -ок(молоток, песок, лужок, промок, звонок, грибок, лесок, платок, каток, Дружок);

- назовите два слова с одинаковым последним звуком (сом дом; сани гуси; помидор шар);

- обратите внимание на предметы, окружающие нас. Названия каких из них начинаются со звука к? (Калитка, кубики, куст.);

- назовите слова, в которых не было бы звукаа (цветок, стол, дом, лист);

- придумайте заглавие к рассказу Н. Носова «Живая шляпа», состоящее из двух слов («Котенок озорничает», «Шляпа-попрыгунья»), из трех слов («Шляпа показывает фокусы»), из четырех слов («Как мальчики шляпы испугались»), из одного слова («Озорник», «Котенок», «Фокусник»). Чье название самое удачное?

Чтобы выполнить такие задания, ребенок должен проделать активную мыслительную работу, правильно употреблять слова, отобрав из них наиболее точные. Задания должны быть посильны детям, в то же время слишком легкие задачи снижают интерес детей к ним.

Сначала детям даются слова с определенным чередованием ударных и безударных слогов: трехсложные (ворона, сорока, солнышко, Иванушка) и двусложные (жарко). Дети привыкают к основным ритмам слов, интуитивно чувствуя ритмику и звучание слова.

Затем знакомлю детей с созвучиями в коротких словах: мал мял, рак лак, кот рот; закрепляю некоторые окончания (Анна ванна, кузнец молодец).

Бросаю ребенку мяч и произношу слово свечка. Поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным (печка, овечка, речка, сечка). Каждому ребенку предлагается картинка, к названию которой он должен подобрать рифму: птичка синичка (спичка, невеличка...); кузнец молодец (скворец); калачи горячи; сорока белобока; зайка побегайкаи т. п.

Рифмованные стихотворные строчки свидетельствуют о хорошем различении старшим дошкольником звуковой и смысловой стороны речи.

В свободное от занятий время использую много занимательного грамматического материала(ребусы, шарады, метаграммы, анаграммы и т. п.) Вся предыдущая педагогическая работа по воспитанию интереса к звучащему слову служит хорошей основой для введения в активную словесную деятельность ребенка такого познавательного элемента, как простейшее ознакомление с грамматикой.

        У детей старшего дошкольного возраста возрастает словарный запас. Детям теперь доступен не только рассказ, но и объяснение и анализ. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей свободно описывать картинку, игрушку, предмет. Научить давать характеристику различным явлениям, уметь передавать  содержание сказки, фильма, составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Для проведения этой работы я использую графические схемы для пересказывания текста, мнемотаблицы, схемы для составления описательных рассказов, различный наглядный материал.

Для расширения словарного запаса провожу такие упражнения, как:

  • назови одним словом
  • подбери слова близкие по смыслу
  • назови признаки предмета
  • продолжи ряд
  • назови какого цвета
  • подбери подходящее слово обозначающее действие
  • договори предложение.

Перед школой важно научить говорить ребенка грамотно: употреблять в своей речи союзы, составлять сложные предложения, правильно образовывать и изменять слова по падежам, числам, родам, временам. Овладение правильным грамматическим строем речи – очень важный показатель не только речевого, но и общего развития ребенка.

Всему этому способствуют такие упражнения, как:

  • как сказать если предметов много
  • есть (ложка) – нет (ложки)
  • что где лежит
  • маленький – большой
  • как зовут детенышей
  • назови, чьё (лапы – кошачьи)

Речь во всем своём многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание  эмоционально благополучной ситуации, способствующий возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

        Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 комбинированного вида»

Отчёт по самообразованию

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»

Выполнила:

Якушева М.Е.

Муром

2021 год

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

      Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несамостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

       Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников при помощи пальчиковых игр», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Определила цель своей работы:

Создание условий для успешного развития речи и обогащения словарного запаса детей при помощи пальчиковых игр.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  • Повышение эффективности использования современных технологий для достижения детьми целевых ориентиров по образовательной области «Речевое развитие».
  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в условиях введения ФГОС.
  • Повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой   моторики рук;
  • Повысить уровень речевой компетентности детей;
  • Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития речи при помощи пальчиковых игр;
  • Формирование правильной устной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность;

Повышение собственного уровня знаний происходило путём изучения необходимой литературы по теме самообразования: Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»; Н.Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях»; Н.С. Рыжова «развитие речи в детском саду».

Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среде. Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры с предметами, такие как мозаика, домино, крупные и мелкие пазлы, пальчиковый театр к сказкам: «Курочка-Ряба», «Репка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», театр би-ба-бо.

Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна. В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Произносить тексты пальчиковых игр нужно максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Я создала картотеку пальчиковых упражнений: 

«Чтобы чисто говорит, надо с ручками дружить» в соответствии с неделями КТП.

Еженедельно в группе «Колокольчики» в Viber я информирую родителей о выученной с детьми пальчиковой игре. Это необходимо для закрепления пройденной темы недели и расширению взаимосвязи дети -родители – воспитатель.

Для родителей своей группы были представлены консультации: 

  • «Для чего нужны пальчиковые игры?»,
  • «Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей»,
  • «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»,
  • «Ум на кончиках пальцев»,
  • «Развитие речи во второй младшей группе».

Также были проведены индивидуальные беседы с родителями:

- Даны методические рекомендации по проведению пальчиковых игр, массаж ручек массажными мячиками.

- Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

- Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.