Консультация для родителей. "Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."
Опубликовано 20.10.2022 - 20:36 - Бушмагина Олеся Владимировна
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:
-психофизические способности (мимика, пантомимика),
-психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память),
-речь (монолог, диалог),
-творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:
словаря;
грамматического строя;
диалогической и монологической речи;
совершенствованию звуковой стороны речи.
В играх драматизациях решаются следующие задачи:
Воспитательно-образовательные:
-обогащение знаниями, умениями, навыками;
-развитие интереса к литературе и театру;
-развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
-формирование норм поведения;
-воспитание морально-волевых качеств личности.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра “Назови мне свое имя”,инсценирование потешек А. Барто).
Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).
Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).
Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).
Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:
Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лису”).
Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, пальчиковые игры).
Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Лиса и журавль”).
Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голос»).
Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью .
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки).
Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля «Заюшкина избушка».
Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.
В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, витию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;
насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием;
постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
3. Игра играет особую роль в психическом развитии ( развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.
С уверенностью можно утверждать, что в театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы детей.
Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.