Кружковая работа
В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разно-стороннему развитию ребенка.
Бенджамин Франклин
Понятие искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – музыка, театр, киноискусство, литература, и другие. Программа познакомит детей с изобразительными видами искусства - графикой, живописью, скульптурой.
Начинать знакомство с искусством в дошкольном возрасте, это не значит начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь «воспитание глаза», т.е. окружение ребенка произведениями искусства (конечно, в разумных пределах). Чтобы уже с детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.
Самый верный путь приобщения к искусству — это постоянное общение с ним. Посещая сегодня музей и выставки местных художников в городской картинной галерее, знакомясь с памятниками архитектуры в иллюстрациях художников, дети незаметно накапливают опыт эстетического отношения к действительности. Дошкольное образовательное учреждение призвано удовлетворять образовательные потребности граждан, общества и государства в области художественного образования и эстетического воспитания. Современный этап системы образования отличает усиленное внимание к проблеме повышения качества дошкольного образования, а, следовательно, и определения новых подходов в разработке образовательных программ, выявлению стратегий и направлений их инновационного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружковой работы "Картинная галерея в детском саду" | 50.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47/2 «Ёлочка» комбинированного вида г. Улан-Удэ
Принята на заседании педагогического состава МБДОУ д/с №47 «Ёлочка» Протокол № __________ От «__» _________20___г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ д/с №47 «Ёлочка» __________/ Орлова В.Л. Приказ № ___________ От «__» ________20____г. |
Дополнительная образовательная программа
«Мир шедевров»
дошкольный возраст 4-7 лет
рассчитана на 3 года
Автор разработки:
Павлова Анастасия Ивановна
г. Улан-Удэ
2023-2024г
Пояснительная записка
В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разно-стороннему развитию ребенка.
Бенджамин Франклин
Понятие искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – музыка, театр, киноискусство, литература, и другие. Программа познакомит детей с изобразительными видами искусства - графикой, живописью, скульптурой.
Начинать знакомство с искусством в дошкольном возрасте, это не значит начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь «воспитание глаза», т.е. окружение ребенка произведениями искусства (конечно, в разумных пределах). Чтобы уже с детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.
Самый верный путь приобщения к искусству — это постоянное общение с ним. Посещая сегодня музей и выставки местных художников в городской картинной галерее, знакомясь с памятниками архитектуры в иллюстрациях художников, дети незаметно накапливают опыт эстетического отношения к действительности. Дошкольное образовательное учреждение призвано удовлетворять образовательные потребности граждан, общества и государства в области художественного образования и эстетического воспитания. Современный этап системы образования отличает усиленное внимание к проблеме повышения качества дошкольного образования, а, следовательно, и определения новых подходов в разработке образовательных программ, выявлению стратегий и направлений их инновационного развития.
Актуальность кружка
Кружок «Художественный мир» состоит в необходимости приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Ведь современные дети совершенно не интересуются данным видом искусства и погружены в мир виртуальности и телевидения. А у родителей, зачастую, просто нет времени на какие-либо занятия с ребенком, а на походы в картинную галерею тем более.
Общение с картинами, дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.
В наше время очень актуально развитие живописи с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников является актуальным направлением развития нашего ДОУ. Программа, носит образовательный, развивающий характер и предназначен для расширения программного содержания основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений. Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов родителей, воспитанников и педагогов. Кружок определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с искусством. В данном кружке раскрыта педагогическая модель ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, нацеленная на развитие эстетического вкуса, познание окружающего мира посредством изобразительного искусства, расширение социокультурного опыта ребенка. Определены базисные задачи и содержание образовательной работы (блок совместной деятельности), описана методика ознакомления дошкольников с искусством, представлена апробированная система календарно-тематического планирования по ознакомлению дошкольников с искусством, разработаны авторские конспекты образовательной деятельности на учебный год, разработаны и изготовлены дидактические игры (в том числе авторские) по ознакомлению с искусством, изготовлен демонстрационный и раздаточный материал по темам занятий, разработаны презентации, подобран музыкальный ряд для занятий, приведен примерный перечень художественной литературы по теме.
Программа реализуется посредством:
- Совместной деятельности педагога с детьми, развлечений, игр с детьми.
- Участия дошкольников в творческих конкурсах разного уровня.
- Работы с родителями.
- Посещения выставочных залов, картинных галерей, музеев.
Программа рассчитана на детей 4-7 лет. В состав группы входит не менее 10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Группа сформирована по желанию детей и по рекомендации родителей и воспитателей.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.
Цель и задачи реализации кружка
Цель: развитие художественно-творческой активности детей дошкольного возраста на основе эстетического восприятия произведений искусства.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес дошкольников к искусству,
- Различать виды и жанры изобразительного искусства, выделять выразительные средства каждого вида искусства, понимать язык искусства.
- Знакомить с творчеством русских художников и графиков, с некоторыми произведениями мирового искусства.
- Способствовать познанию окружающего мира (быта, труда людей, природы) посредством знакомства с произведениями изобразительного искусства.
- Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях.
- Познакомить дошкольников с изобразительными терминами - холодный и теплый тон, свет, тень, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, гамма цветов; словами, которые связаны с композицией картины - план картины, линия, движение.
- Воспитывать различные чувства, закладывать основу представлений о нравственно – этическом идеале, учить сравнивать свой опыт с опытом людей, изображённых художником, учить видеть в живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений.
- Развивать эстетический вкус дошкольников: понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине; видеть красоту пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на картине.
- Расширять социокультурный опыт ребенка, его взаимодействие с другими людьми, природой и обществом.
- Развивать природные задатки, творческие способности дошкольников.
Принципы реализации программы
принцип научности; наука как источник системы фактов, понятий и закономерностей;
- принцип доступности; определяет степень сложности учебного материала, его объем, формы методы обучения;
- принцип систематичности; все знания усваиваются постепенно и упорядоченно в соответствии с возрастными возможностями из развития;
- принцип сознательности; личное убеждение детей в процессе активного приобретения знаний, их творческая переработка;
- принцип наглядности; усвоение знаний через непосредственные наблюдения за предметами и явлениями, путем чувствительного восприятия;
- принцип пропедевтики; указывает на организацию предварительной подготовки детей к приобретению новых знаний;
- принцип преемственности; учет уровня актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития;
- принцип личностного подхода; стимулирование развития и саморазвития каждого ребенка с опорой на сильные качества его личности;
- принцип деятельностного подхода предполагает предметно-практическую деятельность детей.
Планируемые результаты освоения программы
• Ребенок проявляет бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным сокровищам; высказывает желание приминать участие (посильное) в их сохранении.
• Ребенок проявляет устойчивый интерес к освоению искусства (к красивым объектам, произведениям искусства разных видов и жанров, задает вопросы о произведениях (образах, средствах выразительности, авторах).
• Ребенок эмоционально откликается на художественный образ произведений. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности живописного и графического искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и на их основе более глубоко понимает художественный образ (на доступном дошкольникам уровне). Дает эстетическую оценку предметов и явлений окружающего мира, произведений искусства.
• Ребенок знает некоторые известные произведения живописи и графики.
• Ребенок узнает и эмоционально откликается на рассматриваемые ранее произведения, эстетические объекты; размышляет, комментирует.
• Ребенок различает, называет произведения по видам искусства. Имеет представление и поясняет некоторые отличительные особенности живописи, графики; жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись); имеет представление о творческих профессиях, их значении, особенностях.
• Ребенок понимает и использует в речи слова, обозначающие эстетические категории, виды и жанры искусства, некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники, название творческих профессий.
• Ребенок стремиться высказывать суждения по поводу увиденного, привлекать собственный опыт (ссылаться на собственный опыт). Высказывает предпочтения, собственное понимание художественного образа, настроения произведения и т.п. Проявляет исследовательское поведение, инициативу и самостоятельность в процессе освоения искусства, восприятия эстетически привлекательных объектов, собственной творческой эстетической деятельности; отражает впечатления, ассоциации в разных видах деятельности.
• Ребенок проявляет интерес к посещению музея, картинной галерее, имеет некоторые представления о музее, понимает необходимость соблюдения некоторых правил поведения; стремиться к бережному отношению к музейным предметам. Проявляет хороший уровень умений последовательно рассматривать музейные предметы, выделять разнообразные свойства, устанавливать связи, размышлять, на основе чего будет формироваться целостный образ предмета. Ребенок обращает внимание на гармоничность музейного пространства; эмоционально откликается на проявление красоты.
• Ребенок умеет самостоятельно использовать оборудование группового Центра активности «Изобразительное искусство» для проявления впечатлений, полученных на занятиях по ознакомлению с искусством.
Содержание курса по ознакомлению дошкольников с искусством
От первого впечатления зависит, будет ли ребенок с охотой и интересом рассматривать живописные полотна или же усвоит, что это скучно и утомительно. Дошкольники не только учатся понимать искусство, получать удовольствие от него, но и сами становятся творческими личностями, знакомясь с такими разными художественными мирами, сопереживая поискам и находкам живописца и скульптора.
Поэтому мы считаем важным достаточно рано начать знакомить ребенка с изобразительным искусством. Наша задача – не прочитать детям краткий курс истории искусства, а ввести их в мир живописи, графики, научить смотреть и видеть, замечать детали, погружаться в пространство картины.
Занятия построены интерактивно, подразумевают игровое участие каждого из детей, учитывают возрастные особенности детей.
Цикл состоит из 18 занятий. В каждое занятие входит знакомство с 6-7 произведениями и дидактическая игра по ознакомлению с искусством.
• «Где живет искусство?» (5 занятий)
Искусство видимое: красота города (в нем порядок красивых зданий), картины, скульптуры, в которых запечатлены жизнь и фантазии, современные художнику. А где живут картины? На занятиях мы познакомим дошкольников с художественными музеями, картинными галереями, в том числе и с Домом мастера, картинной галереей. Дошкольники узнают о разных изобразительных техниках, как называют мастеров изобразительного искусства и какими материалами они работают: художник-живописец, художник-график, художник-скульптор.
• «Сказки в картинной раме» (4 занятия)
Занятия приглашают ребенка в волшебный фантастический мир, созданный В. Васнецовым, М. Врубелем, Б. Кустодиевым и К. Юоном. Занятия проходит в игровой форме, игра в «Картинную галерею». Проводником по картинной галерее может служить волшебный клубочек. Маленьким посетителям придется выбирать одну из трех дорог у Бел-горюч камня, бороться с Грусть-тоской Сиреневого царства, знакомиться с Царевной-Лебедью, богатырями, Аленушкой, Иваном царевичем и другими персонажами сказок. Хотя занятия проходит в игровой форме, мы обсуждаем с детьми важные вопросы борьбы добра и зла, силы оружия и силы любви.
• «Если видишь на картине…. Жанры живописи» (2 занятия)
Когда ребенок впервые сталкивается с картинами, он теряется от их обилия. Разнообразные фигуры, сцены, предметы сливаются в красочный хоровод. Мы поможем дошкольникам разобраться в этом потоке, разложить свои впечатления по полочкам. Для этого мы расскажем о главных жанрах живописи: портрете, пейзаже и натюрморте. Подсказкой нам послужит стихотворение А. Кушнера «Песня о картинах». Дошкольники по очереди примерят волшебные «очки профессора» и попробуют определить, к какому жанру принадлежит то или иное произведение. В ходе занятий мы познакомимся с картинами знаменитых художников и увидим, какими разными бывают портреты, пейзажи и натюрморты. Это занятие заложит базу для дальнейшего знакомства с русской живописью.
• «Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето» (4 занятия)
Тема времен года относится к базовым знаниям о мире. Мы предлагаем цикл из четырех занятий, посвященный временам года. На наших занятиях дошкольники познакомятся с шедеврами пейзажной живописи кисти Исаака Левитана, Константина Коровина, Василия Поленова и других мастеров. Стихи русских поэтов помогут нам почувствовать настроение природы. Мы узнаем новое о повадках птиц и животных, изображенных на картинах. По картинам Василия Перова, Федора Васильева, Сергея Иванова мы узнаем о сезонных занятиях людей. Иногда это будут истории о тяжелом труде и беспросветной жизни, иногда — о минутах отдыха, веселых забав и семейного досуга. Разговор о временах года был бы неполон, если не вспомнить о традиционных календарных праздниках, таких, как Рождество, Пасха, Масленица. Произведения Михаила Нестерова и Бориса Кустодиева дадут нам возможность поговорить о значении праздников, евангельских легендах и древних славянских верованиях. Дошкольники получат представление и о жизни природы, и о судьбе человека, и о годовом цикле праздников. А также поучаствуют в играх, разгадают загадки, выполнят разнообразные задания, другими словами, станут не только слушателями, но активными участниками занятий.
• «Смотрим Пушкина. Сказка о рыбаке и рыбке» (1 занятие)
«Сказка о рыбаке и рыбке» - одна из первых сказок, с которыми знакомится каждый русский ребенок. Волшебный пушкинский язык, поучительная мораль и тонкая ирония делают эту сказку одним из шедевров отечественной литературы. Однако для современного ребенка многое в этой сказке остается непонятным. Кто такие крестьяне, дворяне, бояре и цари? Чем занимались эти люди, чем отличались друг от друга, во что одевались, как выглядели? Что означают слова «кичка», «душегрея»? Все эти вопросы мы обсудим, рассматривая портреты, на которых изображены дворяне, крестьяне. Также мы обсудим характеры изображенных людей и постараемся найти на портретах героев для нашей сказки. Начнется занятие со знакомства с автором сказки - А.С. Пушкиным, изображенным на знаменитом портрете О. Кипренского. Таким образом, в игровой форме дети получат базовые представления о русском обществе прошлого.
• «Зеркало души» (1 занятие)
Занятие для развития эмоционального интеллекта ребенка. Потренируем дошкольников в умении читать характер и эмоции человека по его лицу. Рассмотрим портреты, а также сюжетные картины, которые дают яркую эмоциональную характеристику героев и позволяют фантазировать о случившемся на картине (В. Перов «Охотники на привале», К. Маковский «Дети, бегущие от грозы» и др.). Научимся несколькими штрихами изображать основные человеческие чувства.
• «Каждый охотник желает знать… Загадка радуги» (1 занятие)
Занятие начинается с истории об одном знаменитом ученом, который впервые превратил солнечный луч в разноцветную радугу. Мы вспомним цвета, составляющие это природное явление, повторив известную считалочку: «Каждый охотник желает знать…» Мы рассмотрим картины, написанные всего одним цветом: красным, фиолетовым, желтым, зеленым… На примере полотен Ф. Малявина, М. Сарьяна, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова мы узнаем, что такое холодные и теплые цвета, какие цвета считаются с основными и почему, порассуждаем, почему художники выбрали тот или иной цвет для своих картин. «Очки профессора» в этот раз будут с цветными стеклами!
Формы организации детей по ознакомлению с произведениями живописи и графики
Организация образовательной деятельности по ознакомлению с произведениями живописи и графики проектируется в форме образовательных ситуаций. Целевая направленность и построение образовательных ситуаций вариативны и определяются всей системой работы, конкретными решаемыми задачами, возрастными возможностями и опытом детей, используемыми педагогическими приемами.
Виды образовательных ситуаций
№ | Вид | Описание | |
1. | Погружение детей в «мир культуры» | Освоение культурных традиций и социальных ценностных ориентиров, некоторых исторических и социально-культурных сведений «Как раньше люди жили: труд и отдых», «Секреты избушки», «Тайны народного костюма», «карнавалы и праздники»). Данные образовательные ситуации интегрируют содержание разных образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие») и проводятся в форме ролевой игры, ярмарки, | |
приключения-путешествия, предполагают просмотр видеоматериалов, чтение энциклопедий с последующим отражением впечатлений | |||
2. | Постановка проблемы, направляющей на освоение информации об искусстве | Освоение информации о труде художника, об истории возникновения музея, на поиск проявлений красоты в природе, бытовом окружении и т.п. В данных образовательных ситуациях широко используются «познавательные» методы (беседа, чтение дидактической сказки эстетической направленности, экскурсия в музей или мини-музей, рассматривание (анализ) репродукций) и разнообразных средств (электронная презентация, иллюстрированная энциклопедия, выставка) | |
3. | Развитие художественного восприятия и обогащение опыта насмотренности | Рассматривание (анализ, сравнение, трактовка) разных художественных образов в рамках интересных тем В процессе таких образовательных ситуаций предполагается интеграция с другими образовательными областями – сопоставление сказочных женских образов, созданных живописцами, композиторами, поэтами, постановщиками танца (например, образ Снегурочки, Снежной королевы, Аленушки) | |
4. | Освоение средств выразительности определенного вида искусства | Сравнение художественных образов, стиля и манеры изображения (сравнение произведений, посвященных одной тематике, но выполненных в разных стилях, разных по средствам выразительности и т.п.) | |
5. | Развитие эстетических способностей творчества | и | Обыгрывание изображения или предмета, фантазирование или драматизация «по теме», ассоциирование. В образовательных ситуациях объектом рассматривания являются не только произведения искусства, но и разнообразные объекты (природы, бытового окружения, одежда, игрушки) |
6. | Расширение углубление представлений о средствах и жанр искусства | и | Обсуждение секретов создания портретов (групповых, парадных и т.п.), пейзажей (сельских, городских и т.п.) |
7. | Начальное элементарное обобщение и систематизация представлений и опыта | Диалоги о живописи и графике, портрете, пейзаже с использованием рассмотренных ранее и новых произведений. |
Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению дошкольников 6-8 лет с искусством
Месяц | № | Тема | Задачи | Дидактическая игра |
Сентябрь | 1-2 | «Где живет искусство?»
| Познакомить детей с Эрмитажем, Третьяковской галереей. Раскрыть понятия: музей, экскурсовод, экспонат и др. Повторить правила поведения в музее. | «18 художников» |
3-4 | «Где живет искусство?» «Дом мастера» | Познакомить детей с картинными галереями России. | «Собираем Пазл» |
Октябрь | 1-2 | «Если видишь на картине…. Жанры живописи»
| Познакомить с профессией художника, жанрами живописных произведений; Познакомить детей с изобразительными терминами: пейзаж, портрет, натюрморт, пространство картины. | «Узнай по описанию» |
3-4 | «Времена года. Осень» | Познакомить с пейзажной живописью И.Левитана, В.Поленова и др. Активировать познавательно творческие способности детей: через рассказ-описание живописного произведения подготовить к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами, побудить детей к высказыванию своих мыслей о картине. Познакомить с сезонными занятиями людей, с традиционным календарным праздником Осенины, др. | «Лишняя репродукция» | |
Ноябрь | 1-2 | «Где живет искусство? В мастерской живописца»
| Дать представление о мастерской живописца. Дать понятие, что в живописи главное – цвет, представление о тепло холодности. Закрепить полученные знания в игровой форме. | «Откуда деталь?» |
3-4 | «Сказки в картинной раме. В. Васнецов» | Познакомить с волшебным фантастическим миром, созданным В. Васнецовым. | «Схемы» | |
Декабрь | 1-2 | «Времена года. Зима» | Познакомить с пейзажной живописью И. Левитана, В. Поленова и др. Активировать познавательно творческие способности детей: через рассказ-описание живописного произведения подготовить к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами, побудить детей к высказыванию своих мыслей о картине. Познакомить с сезонными занятиями людей, с традиционными календарными праздниками Рождество, Масленица др. | «Лэпбук» |
3-4 | «Сказки в картинной раме» | Познакомить с волшебным фантастическим миром, созданным М. Врубелем | «Подвижные картинки» |
Январь | 1. | «Зеркало души» | Развивать эмоциональный интеллект ребенка. | «Оживляем картину» |
2. | «Где живет искусство? В мастерской графика»
| Познакомить с понятием «Графика» как одним из основных видов изобразительного искусства и с помощью белой бумаги и черного карандаша (маркера), а также определенных движений под музыку освоить основные художественные средства графического языка: пятно, линию, штрих, ритм. | «Это не я рисовал!» | |
Февраль | 1-2 | «Сказки в картинной раме. Кустодиев Б.» | Познакомить с волшебным фантастическим миром, созданным Б. Кустодиевым. | «Восстанови картину» |
3 | «Где живет искусство? В мастерской скульптора» | Знакомить детей с профессией «особенного художника» - скульптора, мастерской скульптора, особенностями скульптуры как вида изобразительного искусства, на основе сравнения с произведениями живописи и графики. Знакомить с инструментами и материалами скульптора, самостоятельное создание детьми небольшой бескаркасной фигурки птицы или животного. | «Где картина, где скульптура?» | |
Март | 1-2 | «Времена года. Весна» | Познакомить с пейзажной живописью И. Левитана, В. Поленова и др. Активировать познавательно творческие способности детей: через рассказ-описание живописного произведения подготовить к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами, побудить детей к высказыванию своих мыслей о картине. Познакомить с сезонными занятиями людей, с | Кубики «Живопись» |
3-4 | «Морские пейзажи (марина)» | Закрепить понятие «Пейзаж». Познакомить с морским пейзажем и термином «Марина». Познакомить с художником И. Айвазовским, его картинами. | «Сложи половинки» | |
Апрель | 1-2 | «Каждый охотник желает знать… Загадка радуги» | Закрепить цвета, составляющие природное явление - радуга Закрепить холодные и теплые цвета, какие цвета считаются с основными и почему. Дать представление о том, что можно написать картину одним цветом. | «Рисуем как художник» |
3-4 | «Сказки в картинной раме.» | Занятия приглашают ребенка в волшебный фантастический мир, созданный художниками. Хотя занятия проходит в игровой форме, мы обсуждаем с детьми важные вопросы борьбы добра и зла, силы оружия и силы любви. | «Какие жанры используются?» | |
Май | 1-2 | «Смотрим Пушкина. Сказка о рыбаке и рыбке» | Дать в игровой форме базовые представления о русском обществе прошлого. | Кубики «Собери букет» |
3-4 | Тема: Времена года. Лето. | Познакомить с пейзажной живописью, И. Левитана, В. Поленова и др. Активировать познавательно творческие способности детей: через рассказ-описание живописного произведения подготовить к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами, побудить детей к высказыванию своих мыслей о картине. Познакомить с сезонными занятиями людей, с традиционными календарными праздниками Троица, др. | «Лишняя репродукция» |
Методическое обеспечение Программы. Средства обучения.
Методическая литература | Средства обучения |
Л. Жукова «Азбука русской живописи» Изд. «Белый город» Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / авт. кол. А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. – СПб. ГРМ, 2008 Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом - СПб. Детство-Пресс, 2004 - Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись - СПб. Детство-Пресс, 2003 Курочкина Н.А. Детям о книжной графике - СПб. Детство-Пресс, 2004. - Курочкина Н.А. о портретной живописи - детям - СПб. Детство-Пресс, 2008. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателей детского сада. Из опыта работы/ Сост. Т.Н. Доронова. –М.: Просвещение, 1991 Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. М.: Педагогическое общество России, 2004 Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Знакомим дошкольников с искусством портрета. – М.: АРКТИ, 2010 1. А. Усачев «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым» Изд. «Дрофа Плюс» Книги из серии «Мой первый музей» изд-ва «Поляндрия». Пока вышли две – «Открываем Моне» и «Открываем Ван Гога» О. Салимова «Моя первая книга об искусстве» изд. Эксмо Книги из серии «Сказки о художниках» издва «Белый город». Франсуаза Барб-Галль. «Как говорить с детьми об искусстве» изд. «Арка. «Все цвета радуги в музее. Из коллекции Государственного Эрмитажа». Изд. «Арка» | Репродукции произведений мировой живописи Наглядно-дидактические пособия «Мир искусства» Наглядно-дидактические пособия по жанрам живописи. Серия «Мир искусства». Изд. «Мозаика-Синтез». Краснушкин Е.В., Мозаика Синтез, Москва, 2013 «Путешествие в мир живописи» В.А. Панжинская-Откидач - СПб. ДетствоПресс, 2015 «Дошкольникам об искусстве» Т.Н. Доронова – М.: Просвещение, 2002 «Большое искусство - маленьким» Демонстрационные материалы с репродукциями русских художников. Серия «Демонстрационные материалы». Изд. «Айрис-Пресс». Великие мастера». Книга с пазлами. Изд. «Стрекоза» Н.А. Курочкина - СПб. Детство-Пресс, 2003 - «Азбука русской живописи» - М.: Белый город, 2004 Серия книг «Великие художники» - «Директ- Медиа», Москва, 2009 «Сказки о художниках» (авторские разработки) Конспекты образовательной деятельности по темам Программы (авторские разработки) Дидактические пособия для индивидуальной работы по ознакомлению с жанрами искусства дошкольников Настольно-печатные игры Лото. Шедевры мирового искусства Дидактические игры (изготовленные педагогами) «Видеотека (Великий Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей), медиатека
|