Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_integrirovannoe_zanyatie_v_gruppe_rannego_vozrasta.pdf | 79.51 КБ |
konspekt_ugoshchenie_dlya_mashi.pdf | 591.46 КБ |
prezentatsiya_dlya_nod_ugoshchenie_dlya_mashi.pdf | 1.37 МБ |
fktsm_puteshestvie_v_krasnuyu_stranu.pdf | 228.89 КБ |
shumelki.docx.pdf | 477.76 КБ |
poleznye_i_vrednye_produkty.docx | 452.39 КБ |
ferma.docx | 464 КБ |
bloki_denesha.xps_.docx | 424.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 "Сэсэг" 670023,
г.Улан-Удэ, ул.Мерецкова 3, тел/факс 22-54-77
Дидактическая игра
«Полезные и вредные продукты»
Воспитатель: Цыденова Э.В.
Улан-Удэ
2023
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты»
Цель игры - закрепление представлений детей о полезной и вредной пище для зубов.
Правила игры: На игровом поле, на здоровом зубике выложить только полезные продукты. Вредные должны остаться на больном зубике.
Дети должны объяснить свой выбор.
В неё входят: игровые поля: здоровый зубик и больной; разноцветные примеры с изображением полезной и вредной пищей, конвертики с картинками, на которых изображена полезная и вредная еда для зубов. (Их можно дополнять, менять, но не перегружать количеством, так как дети могут запутаться.
Достаточно 3-5 вредных продуктов) Картинки для удобства я высыпаю на тарелочки. Дети с удовольствием выполняют задание и закрепляют свои знания в игре.
Самая вредная еда
Рассмотреть все существующие продукты, которые наносят вред человеческому организму очень сложно, можно даже сказать, что невозможно, но все же стоит назвать самые вредные продукты из этой серии.
Соусы: кетчуп, майонез, заправки для салатов с большим количеством неполезных жиров и огромного количества калорий.
Еда из Макдональдса, которая признана вредной, но почему-то не теряет популярность. В такой еде сложно найти что-то полезное, так как ее готовят из продуктов сомнительного качества и происхождения.
Шоколадные батончики: всевозможные «сникерсы», «марсы», «натсы» только на первый взгляд кажутся вкусными и полезными, на самом деле они вредные, потому что в их состав входит не только высококалорийный шоколад, но и продукты, которые полны канцерогенов.
Лимонад и другие сладкие газированные напитки. Если не желаете иметь проблемы со здоровьем, откажитесь от их употребления, так как они не просто вредны, но и опасны.
Самая полезная еда
Фрукты и овощи. Ни для кого не будет открытием, что овощи и фрукты принесут организму колоссальную пользу, так как являются вкусной и полезной едой, насыщенной витаминами и массой других полезных веществ.
Растительное масло. Полезными свойствами обладают и растительные масла, так как им присущ антиоксидантный эффект, за счет чего стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения.
Орехи. Полезными для человеческого организма являются орехи, которые богаты витаминами и микроэлементами необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
Кисломолочные продукты. Эта группа продуктов считается полезной за счет содержания необходимых для нашего организма бактерий, витаминов и микроэлементов, которые жизненно необходимы для человека.
Предварительный просмотр:
МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 "Сэсэг" 670023,
г.Улан-Удэ, ул.Мерецкова 3, тел/факс 22-54-77
Настольно-печатная дидактическая игра
«Хухюу фермэ»
Воспитатель: Цыденова Э.В.
Улан-Удэ
2023
Цель игры: изучение и повторение домашних животных, цвета и цифр, развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с Настольно-печатной дидактической игрой
«Хухюу фермэ»;
- формировать представление о предметах, животных, цифрах;
- формировать и активизировать словарь ребенка.
Развивающие:
- развивать интерес и побуждение к игре;
Воспитательные:
- создавать эмоционально положительное настроение;
- способствовать развитию наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения, речи и мелкой моторики рук.
Ход игры:
Ребенок подкидывает шар из пластилина, куда упадет, называет животное, цвет цифры. Стрелками показано куда можно ходить. Игра предназначена для изучения бурятского языка.
Предварительный просмотр:
МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 "Сэсэг" 670023,
г.Улан-Удэ, ул.Мерецкова 3, тел/факс 22-54-77
Картотека дидактических игр
по работе с блоками Дьенеша
Воспитатель: Цыденова Э.В.
Улан-Удэ
2023
Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать — "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
С их помощью:
• Развивается логическое мышление
• Дети знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной объектов
• Развиваются пространственные представления
• Воспитывается самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели
• Развиваются познавательные процессы, мыслительные операции
• Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый – тонкий», «такой же», «не такой».
Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
• Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
• Развития творческих способностей
• Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Начинать заниматься с блоками никогда не поздно, чем раньше начнете, тем интереснее будет малышу.
Игры и упражнения даны в трех вариантах. Вначале малыши развивают умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).
В зависимости от возраста детей нужно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: начинать можно с блоков разных по цвету и форме, но одинаковых по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и выполнять такие важные для ребенка логические операции, как, сравнение, классификация и обобщение.
С чего же начинать игру с блоками Дьенеша?
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с деталями: потрогать, перебрать, подержать в ручках.
Самым маленьким лучше начинать ознакомление с одним свойством блоков : толстый - тонкий, большой - маленький. Можно рассматривать изучение сходства по цвету.
Уже начиная с двух лет, дети учатся понимать такие слова, как «разные», «одинаковые», начинают понимать форму предметов.
Детям старше пяти лет будут интересны игры на обобщение, сравнение, классификацию предметов по нескольким свойствам.
Но разделение по возрастам идет только условное — все зависит от индивидуальных особенностей интеллектуального развития ребенка.
Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, к этому увлекательному процессу можно привлечь любимые игрушки.
С двух лет блоки являются больше обучающим материалом, а уже с трех лет блоки являются ничем иным как интересной игрой.
1.Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Нужно выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
- Найти все фигуры такого же цвета, как на образце (покажите, например, желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.)
- Попросите ребенка дать мишке все синие фигуры, а зайчику – желтые, а мышке – красные, затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
- Попросите ребенка определить любую фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.
2. Дидактическая игра «Найди»
Цель: Знакомиться с логическими блоками. Называет геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Умеет сравнивать геометрически фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, форме и размеру). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру ( такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: находит геометрические фигуры, узнает форму.
Материал: мешочек, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Все фигуры складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.
4. Дидактическая игра «Что изменилось»
Цель: замечает изменения в расположении предметов, отражает в речи эти изменения.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
5.Дидактическая игра « Найди не такую»
Цель: выделяет существенные признаки, называет их.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
6. Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Цель: классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, «домик для блоков».
Ход игры.
В группе детского сада жили – были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.
И дети вместе с воспитателем решили поселить их в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж.
7.Дидактическая игра « Продолжи ряд»
Цель: находит закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
8.Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: находит закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием.
Материал: мешочек, набор логических блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Ход игры.
Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный…(можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.
9.Дидактическая игра « Цепочка»
Цель: анализирует, выделяет свойства фигур, находит фигуру по заданному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
- чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
10.Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: называет геометрические фигуры, цвет, величину, толщину.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом…
11.Дидактическая игра « Второй ряд»
Цель: выкладывает по образцу, объясняет последовательность действий. Находит закономерности в ряду, делает выводы.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Выложить в ряд 5 – 6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
12.Дидактическая игра « Поможем Золушке»
Цель: классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
- Ребята, давайте вспомним знакомую нам сказку про Золушку. Жила – была Золушка. Однажды ее мачеха получила приглашение на бал во дворец. Золушке так хотелось тоже побывать на балу. Но ее не взяли. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.
Красную фасоль разложить по полочкам на первом этаже;
Тыквы (желтые блоки) разместить на втором этаже;
Баклажаны (синие блоки) положить на полках третьего этажа.
Усложнение игры:
- Разложить овощи с указанием их размера.
13.Дидактическая игра « Алгоритм»
( для индивидуальной работы с детьми)
Цель: называет геометрические фигуры, размещает блоки в определенной последовательности. Читает карточки – символы.
Материал: набор логических блоков Дьенеша; карточки – схемы; карточки с кодами геометрических фигур.
Ход игры:
Ребенку выдаются карточки – схемы. Рядом выкладываются карточки с кодами геометрических фигур.
Ребенок «читает» кодовую карточку и берет нужный блок, затем кладет его на карте – схеме, в соответствии с указанным направлением стрелки.
14.Дидактическая игра «Украсим елку бусами»
Цель: выявляет и абстрагирует свойства предмета. «Читает схему».
Материал: изображение елки, 15 карточек с символами, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.
15.Дидактическая игра «Клад»
Цель: классифицирует по признаку (цвет – цвет), выполняет игровое действие в соответствии с выделенным признаком.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, по одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет». «Клад под синим блоком?» - «Нет». «Клад под красным блоком» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру дети могут играть сами, соревнуясь в нахождении клада.
16.Дидактическая игра «Один обруч»
Цель: умеет разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
Материал: обруч, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
17.Дидактическая игра « Угощение для медвежат»
Цель: обобщает свойства предметов, называет их. Использует карточки – символы. Подбирает предмет в соответствии с карточкой, обосновывает в речи свой выбор.
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками – символами, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать. Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки и логические фигуры.
Давайте угостим медвежат.
Угощают девочки. Печенье в левой руке и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», а правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое)
А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме.
Цвету и размеру, форме и размеру и т.д.
18.Дидактическая игра «Улитка»
Цель: классифицирует блоки по двум признакам (цвет и форма). Отражает в речи цвет, форму предмета.
Материал: игровое поле с изображением спирали; набор объемных блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям построить домик для улитки из волшебных фигур. Домик получается нарядным и красивым.
Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется любой блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее.
19.Дидактическая игра « Домино»
Цель: сравнивает свойства предмета, действует на основе выделенных свойств.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета , но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета размера). Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
20.Дидактическая игра «Два обруча»
Цель: использует знание свойств геометрических фигур для распределения блоков в двух обручах.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, два обруча (красный и синий).
Ход игры.
Расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.
Беседа по вопросам:
- какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- внутри синего, но вне красного обруча?
- внутри красного, но вне синего обруча?
- вне обоих обручей?
21.Дидактическая игра «Художники»
Цель: анализирует и сравнивает свойства предмета, использует их в творческой деятельности.
Материал: «эскизы картин» - лист большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры
.Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) – выбирается тонкий блок , если деталь окрашена – толстый блок. Так, например, к Эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: « головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам.
22.Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель: «читает» карточки – символы. Выбирает необходимый блок из нескольких.
Материал: «лабиринт» - стрелки из плотной бумаги, набор логических блоков Дьенеша, карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер).
Ход игры.
На полу расположен «лабиринт», в конце которого стоит «домик», где лежат любимые игрушки детей (призы). Для того, чтобы дойти до этого «домика» нужно двигаться по направлению, которое указывают стрелочки и брать только те блоки, которые описаны знаками на карточках. Из нескольких фигур выбирается одна.
Усложнение игры: карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер, толщина).
23.Дидактическая игра «На свою веточку»
Цель: определяет свойства блоков по карточкам, называет их. Анализирует, выделяет свойства фигур. Классифицирует фигуры по нескольким признаком.
Материал: комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура – носитель трех важных свойств: формы, цвет, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый маленький круг; зеленый большой квадрат и т.п.
Ход игры.
На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви, какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, где которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше показано, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами.
24.Дидактическая игра « У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок»
Цель: анализирует, обобщает свойства предмета, использует их для решения игровой задачи.
Материал: карточки с логическими таблицами, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Вини – Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом. У какой фигуры в гостях Вини Пух и Пятачок? Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Вини – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры по двум свойствам.
25.Дидактическая игра «Помоги муравьишкам»
Цель: называет свойства предмета.
Материал: набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.
Ход игры.
Перед детьми выложены блоки (муравьишки).
Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы муравьишки – много детей – веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама – муравьишка научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.
Каждый ребенок получает домик. Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые, красные, большие или желтые, маленькие квадратные и т.д.)
26.Дидактическая игра« Гусеница»
Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, величину.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки – символы в каждый обруч.
Например:
- 1 обруч – синее цветовое пятно;
- 2 обруч – все маленькие;
- 3 обруч - желтое цветовое пятно;
- 4 обруч – все квадратные;
- 5 обруч – все большие;
- 6 обруч – все круглые и так далее.
Коды – символы можно располагать в любом порядке. Длина « гусеницы» любая. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.
27.Дидактическая игра «Волшебное дерево»
Цель: классифицирует блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделяет основные признаки.
Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.
Ход игры.
Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают « листики» на ветках.
28.Дидактическая игра « Паровозики»
Цель: классифицирует блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;
Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушки: медвежонок, заяц.
Ход игры.
Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут, что хотели приехать к нам в гости, но сейчас лесу намело много снега, и они не знают, что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес. Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки. Паровозик нужно строить по правилам: - чтобы рядом не было фигур одинаковой формы( цвета, размера, толщины); - чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур ( по цвету и размеру; размеру и форме; толщине); чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме; - чтобы рядом были фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разной формы. Воспитатель: Вот мы и построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес к друзьям. Загудел паровоз и вагончики повез. Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Мишка и Зайка. Они нас долго ждали и хотят с нами поиграть. Давайте поиграем вместе. Подвижная игра: « По порядку становись», « Найди свое место» и другие.
Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Мишка и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.
29.Дидактическая игра « Этажи»
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4 – 5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета ( или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
29.Дидактическая игра «Магазин»
Цель: выделяет и абстрагирует свойства предмета, сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Материал: товар (карточки с изображением предметов), логические блоки Дьенеша.
Ход игры.
Дети приходят в магазин, где большой выбор игрушек, у каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство
логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т.д.).
30.Дидактическая игра «Найди цветок»
Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер. Сравнивает предметы по заданным свойствам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Перед детьми поляна с «цветами» (из логических блоков, отличающихся цветом, формой, размером). Задание для детей: найти цветок, который цветет только в начале весны – его лепестки должны быть одинаковыми по размеру и цвету, но разными по форме. Дети отыскивают, объясняют, почему так решили. Затем загадывают другой цветок, игра продолжается.