Родителям
- С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом.
- Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!
- Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях класса и школы!
- Участвуйте в спортивных мероприятиях класса и школы, это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка.
- Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!
- Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!
- Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!
- Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!
- Совершайте со своим ребенком прогулки по свежему воздуху всей семьей, походы и экскурсии!
- Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!
- На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!
- Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер!
«Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой»
- Важно определить индивидуальные приоритеты вашего сына или дочери в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если он вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.
- Не меняйте слишком часто набор упражнений. Если комплекс нравится вашему ребёнку, пусть выполняет его как можно дольше – в этом случае он не будет «хватать верхушки», а прочно усвоит тот или иной навык, движение.
- Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, выполнения «спустя рукава». Всё должно делаться «взаправду». Физкультура – дело серьёзное.
- Не перегружайте: что доступно более взрослому школьнику, не всегда полезно младшему. Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, своим собственным примером.
- Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь и терпение.
- Самый верный способ не болеть – укреплять своё здоровье. И неоценимую помощь в этом вашему ребёнку окажут занятия физической культурой. Прислушайтесь к советам специалистов.
- Поддерживайте интерес своего сына или дочери к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию. Семья, в которой растёт ребёнок, во многом определяет его поведение и установки, в том числе и отношение к занятиям физической культурой. Пример взрослых чрезвычайно важен: как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто малыш живёт под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. Запреты держат в тисках всю семью, явно или исподволь диктуя ребёнку, что надо думать, чувствовать и как поступать. Ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» – для ребёнка это всего лишь слова. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их.
- Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в малыше высокую самооценку – поощряйте любое его достижение, и в ответ он будет стараться ещё больше. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей – не должно быть противоположных распоряжений (мама – «хватит бегать»; папа – «побегай ещё минут пять»). Если это происходит, ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре речи быть просто не может.
- Наблюдайте за поведением и состоянием сына или дочери во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной может быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций.
- Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам малыш этого не хочет. Прежде всего нужно выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие.
- Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Он делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.
Режим дня школьника
Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы — жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
- Правильное чередование труда и отдыха.
- Регулярный прием пищи.
- Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
- Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
- Определенное время для приготовления домашних заданий.
- Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
«Болезнь легче предупредить, чем лечить»
Гиппократ
Про Простуда – незваный гость, который ежегодно приходит к детям и взрослым. Но детский иммунитет хуже справляется с этим испытанием, и в результате простуды «липнут» к малышу слишком часто. Ребенок может простужаться и заболевать несколько раз в месяц. Вовремя проведенная профилактика простудных заболеваний у детей убережет от болезней и одновременно не позволит простуде превратиться в хроническое заболевание, с которым придется бороться всю жизнь.
Профилактика гриппа у детей состоит из тех же мер предосторожностей, что и профилактика ОРЗ у детей. Хорошим способом защиты организма ребенка от вирусов и бактерий, особенно в период эпидемий гриппа и сезонных простуд, являются эфирные масла. Профилактика простуды у детей при помощи эфирных масел эффективна и безопасна. Распыление эфирных масел в комнате обеззараживает воздух и создает приятный аромат. Кроме того, эфирные масла благотворно влияют и на психологическое состояние Профилактика простуды у детей очень важна и необходима. Здравомыслящие родители должны заранее позаботиться о защите здоровья своих детей. Не забывайте, что профилактика гриппа у детей, наряду с профилактикой простуды, поможет избежать многих осложнений, которыми чреваты эти заболевания. Здоровый образ жизни – это залог гармоничного развития вашего ребенка.
Медицинские группы по физической культуре
Одним из обязательных предметов школьной программы является физкультура. Она необходима для полноценного физического развития деток. Такой предмет помогает малышам сохранить свое здоровье в условиях постоянного нахождения за партой во время уроков, когда тело вынуждено большую часть времени находится в статичном положении. Для большей части здоровых деток физкультура совершенно безопасна, однако есть определенные группы школьников, которым не рекомендуется выполнять определенные виды физических нагрузок. Поэтому все дети, посещающие школу, проходят обязательное обследование у педиатра, где их могут отнести к определенной медицинской группе для занятий физической культурой.
Принципы разделения
Не стоит путать группы здоровья, которые нужны в основном докторам, с медицинскими группами по посещениям физкультуры. Группы здоровья определяются ещё в новорожденном возрасте и могут корректироваться по мере роста ребенка. Медицинские группы для занятий физкультурой обычно определяются перед поступлением в школу и требуют ежегодного подтверждения либо опровержения. В большей части школ учителя не могут в точности определить смысл спецмедгруппы и не знают, чем занятия у таких деток отличаются от ЛФК. Однако лечебная физкультура проводится лишь специалистами-докторами, в то время как обычный урок физкультуры у детей из спецгруппы проводит педагог, который способен подобрать наиболее оптимальные методики тренировки.
Все школьники в начале учебного года, либо незадолго до него, в зависимости от анамнеза, распределяются ровно на три группы, а именно основную, подготовительную, а также специальную. Доктор, который проводит распределение, принимает в учёт особенности здоровья и функционального состояния организма. Если поднимается вопрос о спецгруппе, врач должен обязательно установить диагноз и указать степень нарушений функциональной деятельности организма. Подробнее поговорим про группы здоровья по физкультуре в школе, охарактеризуем их детальнее.
Основная группа
Так основная медицинская группа для занятий физкультурой включает в себя деток, относящихся к первой группе здоровья, а также определенное количество представителей второй группы здоровья, если существующий недуг никак не ограничивает двигательный режим. Такие школьники характеризуются отсутствием отклонений в состоянии своего здоровья, а также физического развития. Они имеют отличное функциональное состояние и такую физподготовку, которая полностью соответствует возрасту. Также к основной группе здоровья относят и тех детей, которые имеют незначительные, большей частью функциональные отклонения. При этом такие школьники совершенно не отличаются от своих сверстников по физическому развитию и физподготовке.
Таким детям можно выполнять занятия физкультурой в полном объёме, который соответствует программе учебного воспитания, а также сдавать тесты по индивидуальной физподготовке. Кроме того таким школьникам разрешено посещать спортивные секции, кружки и пр., а также участвовать в разного рода соревнованиях, спортивных праздниках и т.п.
Подготовительная группа
В такой группе находятся дети, которые обладают некоторым отставанием в физическом развитии, имеют недостаток физподготовки либо незначительные отклонения в состоянии здоровья. Это представители второй групп здоровья.
Специальные цели физического воспитания таких школьников состоят в том, чтобы повысить уровень их физподготовки до нормального.
Ослабленное состояние здоровья часто фиксируется в качестве остаточного явления после разных перенесенных недугов острого типа, а также при их переходе в стадию хронического заболевания. Кроме того такая ситуация наблюдается и при хронических формах заболеваний на этапе компенсации. Таким школьникам нужно соблюдать определенные ограничения и специальные методические правила, а также не выполнять значительные нормы физической нагрузки с высокой интенсивностью.
Специальная группа
В этой группе находятся те школьники, состояние здоровья которых требует занятий в соответствии с отдельной программой, которая принимает в учет состояние их здоровья. Однако таких детей не нужно полностью освобождать от физической культуры, хотя это довольно часто практикуется. Этой группе школьников особенно нужны правильно организованные физические нагрузки.
В спецгруппе могут находится дети со временными либо постоянными отклонениями в состоянии здоровья, которым настоятельно рекомендуется посещать курс физкультуры по специализированной программе в обычной школе под руководством педагога. Такие школьники имеют подгруппу А.
Кроме того спецгруппа включает в себя детей, которые страдают от довольно серьезных отклонений в состоянии здоровья. Таким малышам требуется существенно ограничивать объемы и интенсивность разного рода физических нагрузок. Они относятся к подгруппе В. В этом случае занятия физкультурой должны проводиться под наблюдением не только педагога, но и квалифицированного доктора. Чаще всего такие мероприятия проводят в поликлинике, специальном диспансере либо же в учебном заведении по индивидуальной программе.
Перевод из одной группы в другую вполне возможен, после того, как будет проведено врачебное обследование и педагогическое тестирование. Чаще всего это становится возможным по окончанию четверти, семестра либо учебного года.
Советы учителя родителям первоклассников
К сожалению, современные дети приходят в школу слабенькими физически. Если родители не занимаются физической подготовкой детей до школы, то у маленьких школьников почти неизбежно возникнут проблемы со здоровьем. Ведь теперь они вынуждены подолгу сидеть за партой, а гиподинамия для неокрепших организмов особенно опасна. Есть и еще один важный аспект — психологический: ребенок, не умеющий делать простые упражнения, может вызвать насмешки одноклассников на уроках физкультуры. А это негативно скажется на становлении личности: он вырастет неуверенным в себе, закомплексованным, может потерять друзей.
Пока не поздно, найдите время, чтобы наверстать упущенное. Дети любят двигаться. Проводите с ними «уроки физкультуры» в виде игры — ребенок охотно пойдет на это. Для нормального развития дошкольника надо отводить на такие занятия по два часа в день, не меньше. Можно предложить ребенку проверить, готов ли он к школе, — это наверняка станет хорошим стимулом для занятий.
Осанка.
Прежде всего надо научить его принимать так называемую основную стойку — пятки вместе, плечи расправлены, подбородок приподнят, живот слегка втянут, руки по швам. Для начала пусть ребенок встанет спиной к стене (без плинтуса) или к двери. Он должен касаться ее затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами, пятками. Постояв немного, пусть пройдется по комнате, а затем опять встанет к стене. Проверьте, изменилось ли положение его тела. Если да, то стоит повторять это упражнение почаще, пока не выработается хорошая осанка.
Повороты.
Надо освоить повороты направо, налево, кругом. Замечу, что поворот кругом выполняется только через левое плечо.
Бег.
Ребенок должен пробегать дистанцию 30 метров за 5,5 секунды. Обучить высокому и низкому старту — дело учителей физкультуры, но ребенок должен знать, что скорость ходьбы или бега зависит от двух параметров — длины шага и частоты движений. Например, если наперегонки побегут длинноногий пятиклассник и крохотный дошкольник, то еще не факт, что выиграет первый. Просто надо работать руками как можно чаще, тогда ноги начнут синхронно двигаться сами по себе. А для увеличения длины шага следует поднимать бедро как можно выше и ставить ногу на носок, словно бежишь по раскаленному песку. Если ребенок летом побегает по песчаному берегу или мелководью, преодолевая сопротивление воды и рыхлого песка, то осенью его результаты заметно улучшатся.
Упражнение для пресса.
Исходное положение: лечь на спину с согнутыми ногами, пальцы рук переплетены за затылком, локти касаются пола. Вдохнуть, приподнять туловище, ноги вытянуть на полу — выдохнуть через рот. Это упражнение улучшает координацию и осанку. Первые 20 секунд темп медленный, затем его надо ускорить. За 30 секунд мальчики должны выполнять 18, а девочки 13 подъемов туловища. Для малышей это упражнение особенно важно: нельзя рассчитывать на то, что ребенок приобретет правильную осанку при слабо развитом мышечном корсете.
Прыжки в длину с места.
Сделав глубокий вдох, отвести руки назад, резко оттолкнуться и прыгнуть. Результат определяется по задней точке касания поверхности в момент приземления. Норматив для первого класса: мальчики — 140, девочки — 130 см. Это тест на «взрывную силу» пояса нижних конечностей. Кроме того, по нему можно контролировать степень слаженности работы рефлекторной дуги — насколько точно срабатывают мышцы по сигналу мозга. Если ребенок интенсивно растет, результаты могут несколько снизиться — нервные окончания иногда не успевают» за мышцами, но это легко исправить тренировками.
Отжимания из упора лежа, руки шире плеч. Сгибание рук выполняется до выхода плечевых костей «в горизонталь» со спиной. Норма для мальчиков — 18, а для девочек - 15 отжиманий.
Подтягивание на высокой перекладине. Норма для мальчиков — 5 раз. Девочкам можно подтягиваться на низкой перекладине, когда носки касаются пола. Для них норма — 12 раз.
Упражнение на гибкость позвоночника.
Отметить на полу прямую линию, посадить ребенка на пол так, чтобы его пятки касались этой линии (расстояние между пятками
Ребенок наклоняется вперед, не сгибая ног в коленях, пальцами рук касается пола как можно дальше. Нужно продержаться в таком положении не менее 2 секунд. Если мальчик «зашел» за линию на 10 см, а девочка — на 12 см, то это прекрасный результат. Но если ребенок даже не дотянулся до линии, родители должны насторожиться. Гибкость обязательно нужно развивать. Пожалуй, это единственный норматив, в котором у девочек результат должен быть выше, чем у мальчиков. Девочки — будущие мамы, а при вынашивании плода нагрузка на позвоночник увеличивается, поэтому его надо укреплять с детства.
Я привел минимальный перечень физических нагрузок, с которыми придется столкнуться первокласснику на уроках физкультуры. А есть еще упражнения на равновесие, опорные прыжки, лазание по канату, прыжки в высоту, спринтерский и стайерский бег, спортивные игры, лыжи.
Оставшееся до школы время нужно провести с максимальной пользой для ребенка. Дети набирают физическую силу быстро, причем с особым удовольствием они это делают вместе со взрослыми. Покажите им пример, научите тому, что можете делать сами.