1.1. Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников. Положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников
1.1. Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1.polozhitelnaya_dinamika.doc | 64 КБ |
1.1._nalichie_stabilnyh_rez-ov.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся воспитанников.
Приоритетными направлениями деятельности педагога-психолога ДОО является психологическое сопровождение:
- групп раннего возраста в период адаптации;
- подготовительных групп дошкольной организации;
-социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Психологическое сопровождение заключается в следующем:
- оказание консультативной помощи педагогам, родителям воспитанников;
-тесное взаимодействие с воспитателями и родителями групп;
- организация и проведение родительских собраний, семинаров-практикумов по подготовке детей к детскому саду, школе, обучению психологическим, развивающим, коммуникативным играм;
- выпуск наглядно-информационных материалов (памятки, рекомендации, брошюры, буклеты)
- организация групповых и индивидуальных развивающих занятий со старшими дошкольниками по программе О.А. Холодовой «За три месяца до школы», с детьми раннего возраста; адаптационных занятий по программе А.С. Роньжиной, коррекционно-развивающих занятий по авторской программе «Социально-личностное развитие дошкольников».
Всесторонний обхват всех участников воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста позволяет пройти период адаптации детьми более успешно, в подготовительной группе подготовится к школьному обучению, что выявляется в результате диагностических обследований детей.
Уровень адаптации детей раннего возраста
Учебный год | Поступило детей в ДОО | Уровень адаптации | ||
Легкая степень | Средняя степень | Тяжелая степень | ||
2021-2022 | 28 | 20 (71%) | 8 (29%) | отсутствует |
2022-2023 | 23 | 16 (70%) | 7 (30%) | отсутствует |
2023-2024 | 24 | 18 (75%) | 6 (25%) | отсутствует |
Анализ результатов указывает на стабильно высокие показатели адаптации детей раннего возраста к ДОО: высокий процент легкой степени, отсутствие тяжелой степени адаптации, что является высокоорганизованной профессиональной деятельности участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое.
Основными причинами, затруднявшими процесс протекания адаптации у детей, были: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в ДОУ, сильная привязанность к родителям.
На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход.
В период адаптации детей к условиям детского сада велось психолого-педагогическое сопровождение. С детьми проводились адаптационные игры на прогулке «Привет! Пока!», «Иди ко мне», «Топ-топ», «Бегом к дереву», «Ладушки - хлопушки», «Бабочки на весеннем лугу», «Игра с собачкой», «Солнечные зайчики», «Ку-ку!», «Солнышко и дождик» и др.
С родителями велась психопрофилактическая работа: была дана групповая консультация на родительском собрании на тему «Адаптация детей к детскому саду», были даны памятки, в групповом помещении размещена папка-ширма на тему: «Как облегчить адаптацию вашего ребенка к ДОУ». Были даны индивидуальные консультации по проблемам адаптации ребенка, родителей интересовали такие вопросы, как уменьшить слезы при расставании, как можно родителям облегчить адаптацию.
Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по интересующим их вопросам у воспитателей, педагога-психолога, старшей медсестры, администрации ДОУ.
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла достаточно благополучно.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
по подготовке к школе
Коррекционно-развивающая работа с детьми с низким уровнем школьной зрелости проводится с учетом выявленных проблем в развитии ребенка, на основе программы Н.Ю. Куражевой Н.Ю. «Приключения будущих первоклассников», в групповой и индивидуальной форме.
Сравнительный анализ результатов диагностики до и после проведенной коррекционно-развивающей работы указывает на положительную динамику в развитии школьной зрелости у детей.
Результаты диагностики представлены в таблице:
Уровень готовности детей подготовительной группы ДОО
к школьному обучению
Методика обследования: экспресс-диагностика готовности к школе (Е.К Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова)
Учебный год | Количество выпускников ДОО | Уровень готовности к школе | ||
Легкая степень | Средняя степень | Тяжелая степень | ||
2021-2022 (на конец учебного года) | 39 | 27 (69%) | 12 (31%) | отсутствует |
2022-2023 (на конец учебного года) | 48 | 44 (92%) | 4 (8%) | отсутствует |
2023-2024* (на начало учебного года) | 40 | 23 (58%) | 15 (38%) | 2 (5%) |
Анализ результатов показателей готовности к школьному обучению указывает на низкие проценты не готовых к школе детей, а также показывает, что большинство детей имеют высокий уровень выполнения заданий по методикам диагностики.
Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года свидетельствуют также о положительной динамике: значительно увеличивается число готовых к школьному обучению детей, снижается количество незрелых детей.
1.1 Положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников.
Коррекционно-развивающая работа с застенчивым ребенком
В 2022-2023 учебном году к педагогу-психологу обратилась мама застенчивого ребенка из средней группы. Ребенок долгое время не ходил в детский сад. Мальчик вел себя скованно в группе, эмоционально холоден, боялся незнакомых людей, плаксив.
Диагностическое обследование ребенка проводилось с помощью следующих методик:
- проективные методики «Рисунок несуществующего животного», «Лесенка», «Рисунок семьи»;
- наблюдение за поведением ребенка на занятиях, в свободной деятельности, в отношениях с педагогами, родителями, детьми».
На основе результатов диагностического обследования была построена индивидуальная систематическая коррекционная работа с ребенком по следующим направлениям:
- формирование у ребенка желания общаться;
- развитие коммуникативных навыков;
- расширение круга общения;
- повышение самооценки.
В консультативных беседах с мамой и воспитателями по данной проблеме внимание акцентировалось на:
- постоянном подкреплении у ребенка уверенности в себе и своих силах;
- привлечении ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;
- расширении круга знакомств ребенка (родителям приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к незнакомым людям, разнообразить маршруты прогулок);
- особой тактичности воспитателей в группе – перед другими детьми неуверенность ребенка возрастает и он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия;
- создании благоприятной среды в группе ДОУ и дома.
В первое время психологом проводилось наблюдение, беседа с воспитателями, играли в совместные игры. Когда ребенок смог более или менее контактировать с психологом, то началась индивидуальная работа в кабинете. В это время использовались проективные методики, включающие беседы по рисункам. Также использовались элементы сказкотерапии, игротерапии, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения.
Постепенно ребенка включали в подгрупповую работу – через организацию совместной деятельности, совместных игр. Выбирались такие поручения, чтобы ребенок мог справиться. Создание ситуации успеха способствовало развитию уверенности в себе у ребенка. Успехи ребенка отмечались вслух, но внимание не заострялось, чтобы не смутить ребенка. Также ребенку предлагались поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми. Это мотивировалось тем, что без его помощи взрослому не справиться.
Для расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка привлекли ассистента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью, доброжелательностью и сумеет вовлечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятельность. Этого ребенка подготовили: провели беседу, проиграли типичные ситуации и т.д.
Сотрудничество педагога-психолога с воспитателями группы и мамой ребенка дало положительные результаты.
Критериями эффективности проводимой коррекционной работы стали:
- повышение самооценки
- развитие навыка совместной деятельности
- преодоление застенчивости, замкнутости, скованности
- развитие умения входить в контакт, доброжелательного отношения к окружающим
- снижение психоэмоционального напряжения.
Вывод: коррекционно-развивающую работу можно считать эффективной, как по отзывам воспитателей и мамы, так и по наличию положительной динамики в эмоциональном развитии и поведении ребенка.
Коррекционно-развивающая работа с агрессивным ребенком
В начале 2023-2024 учебного года в связи с определенными обстоятельствами в ДОО произошло объединение двух дошкольных групп (2 средние группы). Борьба за лидерство в группе среди детей выявила ребенка с признаками агрессивного поведения. Мальчик употреблял грубые выражения, нападал на других детей (в основном, на мальчиков), обзывался, отбирал игрушки, часто терял контроль над своими эмоциями, отказывался выполнять просьбы воспитателей. Агрессия проявлялась в виде отдельных вспышек ярости и гнева и носила инструментальный характер - ребенок не мог добиваться авторитета и популярности конструктивно.
Диагностическое обследование ребенка проводилось с помощью следующих методик:
- проективные методики «Кактус», «Дом-дерево-человек», «Моя семья», «Мои воспитатели»;
- наблюдение за поведением ребенка на занятиях, в свободной деятельности, в отношениях с педагогами, родителями, детьми»;
- анкета «Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.);
- диагностика темперамента ребенка проводилась в форме наблюдения.
Диагностическое обследование выявило высокий уровень агрессивности ребенка (15 баллов по критериям агрессивности). Склонность к активной агрессии у ребенка могла быть проявлением его темперамента холерика, характеризующегося вспыльчивостью, нервной и эмоциональной неуравновешенностью.
На основе результатов диагностического обследования была построена индивидуальная систематическая коррекционная работа с ребенком по следующим направлениям:
- работа с гневом: обучение приемлемым способам выражения гнева, поиск социально приемлемых форм выхода агрессии;
- обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций;
- формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- снятие психоэмоционального напряжения.
В консультативных беседах с мамой и воспитателями по данной проблеме внимание акцентировалось на:
- изменении негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- изменение стиля взаимодействия с ребенком;
- расширении поведенческих моделей родителей и воспитателей через развитие их коммуникативных умений.
В индивидуальной коррекционной работе с ребенком использовались методы игротерапии, изотерапии, сказкотерапии, рефлексия агрессивного поведения (анализ причины и следствия агрессивного поведения), релаксационные упражнения для снятия излишнего мышечного напряжения и др. В совместной деятельности с детьми в группе проводились коммуникативные игры.
Сотрудничество педагога-психолога с воспитателями группы и мамой ребенка дало положительные результаты.
Критериями эффективности проводимой коррекционной работы стали:
- снижение в поведении агрессивных тенденций, истерик, конфликтов с детьми;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции;
- появление проявлений доброжелательности, понимания эмоционального состояния своего и других детей;
- повышение самооценки
- оценка критериев по анкете «Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) стала 10 балов (средний уровень).
ВЫВОД: коррекционно-развивающую работу можно считать эффективной, как по отзывам воспитателей и родителей, так и по наличию положительной динамики в эмоциональном развитии и поведении ребенка.
Предварительный просмотр:
- Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся воспитанников.
Приоритетными направлениями деятельности педагога-психолога ДОО является психологическое сопровождение:
- групп раннего возраста в период адаптации;
- подготовительных групп дошкольной организации;
-социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Психологическое сопровождение заключается в следующем:
- оказание консультативной помощи педагогам, родителям воспитанников;
-тесное взаимодействие с воспитателями и родителями групп;
- организация и проведение родительских собраний, семинаров-практикумов по подготовке детей к детскому саду, школе, обучению психологическим, развивающим, коммуникативным играм;
- выпуск наглядно-информационных материалов (памятки, рекомендации, брошюры, буклеты)
- организация групповых и индивидуальных развивающих занятий со старшими дошкольниками по программе О.А. Холодовой «За три месяца до школы», с детьми раннего возраста; адаптационных занятий по программе А.С. Роньжиной, коррекционно-развивающих занятий по авторской программе «Социально-личностное развитие дошкольников».
Всесторонний обхват всех участников воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста позволяет пройти период адаптации детьми более успешно, в подготовительной группе подготовится к школьному обучению, что выявляется в результате диагностических обследований детей.
Уровень адаптации детей раннего возраста
Учебный год | Поступило детей в ДОО | Уровень адаптации | ||
Легкая степень | Средняя степень | Тяжелая степень | ||
2021-2022 | 28 | 20 (71%) | 8 (29%) | отсутствует |
2022-2023 | 23 | 16 (70%) | 7 (30%) | отсутствует |
2023-2024 | 24 | 18 (75%) | 6 (25%) | отсутствует |
Анализ результатов указывает на стабильно высокие показатели адаптации детей раннего возраста к ДОО: высокий процент легкой степени, отсутствие тяжелой степени адаптации, что является высокоорганизованной профессиональной деятельности участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое.
Основными причинами, затруднявшими процесс протекания адаптации у детей, были: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в ДОУ, сильная привязанность к родителям.
На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход.
В период адаптации детей к условиям детского сада велось психолого-педагогическое сопровождение. С детьми проводились адаптационные игры на прогулке «Привет! Пока!», «Иди ко мне», «Топ-топ», «Бегом к дереву», «Ладушки - хлопушки», «Бабочки на весеннем лугу», «Игра с собачкой», «Солнечные зайчики», «Ку-ку!», «Солнышко и дождик» и др.
С родителями велась психопрофилактическая работа: была дана групповая консультация на родительском собрании на тему «Адаптация детей к детскому саду», были даны памятки, в групповом помещении размещена папка-ширма на тему: «Как облегчить адаптацию вашего ребенка к ДОУ». Были даны индивидуальные консультации по проблемам адаптации ребенка, родителей интересовали такие вопросы, как уменьшить слезы при расставании, как можно родителям облегчить адаптацию.
Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по интересующим их вопросам у воспитателей, педагога-психолога, старшей медсестры, администрации ДОУ.
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла достаточно благополучно.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
по подготовке к школе
Коррекционно-развивающая работа с детьми с низким уровнем школьной зрелости проводится с учетом выявленных проблем в развитии ребенка, на основе программы Н.Ю. Куражевой Н.Ю. «Приключения будущих первоклассников», в групповой и индивидуальной форме.
Сравнительный анализ результатов диагностики до и после проведенной коррекционно-развивающей работы указывает на положительную динамику в развитии школьной зрелости у детей.
Результаты диагностики представлены в таблице:
Уровень готовности детей подготовительной группы ДОО
к школьному обучению
Методика обследования: экспресс-диагностика готовности к школе (Е.К Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова)
Учебный год | Количество выпускников ДОО | Уровень готовности к школе | ||
Легкая степень | Средняя степень | Тяжелая степень | ||
2021-2022 (на конец учебного года) | 39 | 27 (69%) | 12 (31%) | отсутствует |
2022-2023 (на конец учебного года) | 48 | 44 (92%) | 4 (8%) | отсутствует |
2023-2024* (на начало учебного года) | 40 | 23 (58%) | 15 (38%) | 2 (5%) |
Анализ результатов показателей готовности к школьному обучению указывает на низкие проценты не готовых к школе детей, а также показывает, что большинство детей имеют высокий уровень выполнения заданий по методикам диагностики.
Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года свидетельствуют также о положительной динамике: значительно увеличивается число готовых к школьному обучению детей, снижается количество незрелых детей.