Материалы конкурса "Учитель года-2022". Педагогический дебют.
Материалы конкурса "Учитель года-2022". (Педагогический дебют.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру | 40.78 КБ |
Самоанализ учебного занятия | 15.4 КБ |
ЭССЕ «Я-учитель» | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру
ФИО учителя | Славная Марина Дмитриевна | |||||||
Класс | 4 «А» | |||||||
Тема урока | У Чёрного моря | |||||||
Место урока в разделе | Природа России | |||||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | |||||||
Цель урока | Формирование представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа | |||||||
Задачи урока | 1)образовательные: сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах; познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья; 2)развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; 3)воспитательные: воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира. | |||||||
Планируемые результаты изучения темы | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Ученик научится:
| Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться:
Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться:
| Ученик получит возможность формировать:
| ||||||
Ресурсы: | ||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | ||||||
Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Часть 1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. | Раздаточный материал: листы с утверждениями, ребусы, план для выполнения групповой работы, парус и чайка. | Презентация к уроку, компьютер, проектор | ||||||
Межпредметные связи | Связь с русским языком, литературным чтением | |||||||
Этапы урока | ||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||
1 | Организационный этап (1 минута) Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Проверка готовности класса к уроку | Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок, начинается урок. Сядем правильно сейчас, пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час! | Сообщают о готовности к занятию. Настраиваются на активную работу на уроке. | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи | |||
2 | Актуализация знаний, постановка учебной проблемы ( 3 мин.) Цель: закрепление знаний пройденного материала, постановка проблемы. | Актуализация субъективного опыта учащихся | Сегодня на уроке мне будет помогать акула- Винни. И мы Вас приглашаем в увлекательное путешествие по России, но прежде вы мне должны ответить на вопросы. -Над каким мы работаем разделом? (Природные зоны России) -Перечислите природные зоны (арктическая пустыня, тундра, лесная зона, зона степей, зона пустынь). На листах задания. | Слушают внимательно учителя, готовятся отвечать на вопросы. Ответы обучающихся | Регулятивные УУД: определять и формулировать тему урока; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: строить понятные речевые высказывания; слушать других участников урока. | |||
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: определение темы, цели и задач урока ( 5 мин.) | Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников. | Мы продолжаем увлекательное путешествие по России. Выполнив задание, мы сможем определить тему урока. Выделите из названий предметов, изображенных на картинах первые буквы и составьте два слова. Тема урока: «У черного моря» А какую мы поставим перед собой цель Цель: познакомиться с субтропической зоной черноморского побережья
| Выполняют задания учителя Определяют тему урока. Выбирают верные утверждения. Формулируют цель урока. | Познавательные УУД: наблюдать и делать выводы; анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах; Регулятивные УУД: определять и формулировать тему урока; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: слушать других участников урока. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи | |||
4 | Первичное усвоение новых знаний Цель: применение теоретических знаний в условиях выполнения заданий ( 8 мин) | Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление уч-ся изучаемого материала | Что же друзья, в дорогу пора! И первая наша остановка - Черноморское побережье. (Дети собирают пазл на интерактивной доске «Море и горы») Хорошо справились с заданием (на доске собранная картинка). А теперь мы узнаем, как море и горы влияют на климат данной зоны и как она называется. Рассказ учителя. | Отправляются в путешествие Дети собирают пазл на интерактивной доске «Море и горы» Активное слушанье Отвечают на вопрос учителя. | Познавательные УУД: наблюдать и делать выводы; анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах; обсуждать проблемные вопросы; Регулятивные УУД: высказывать своё мнение. Коммуникативные УУД: слушать других участников урока. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; | |||
Физкультминутка (1 мин) Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения и усталости | Продолжаем наше путешествие и следующая наша остановка «Здравница». Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Море волнуется раз… | Выполняют физминутку | Личностные УУД: Установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. | |||||
5 | Первичная проверка понимания ( 5 мин) Цель: первичное освоение и осмысление изученного материала | Установить правильность и осознанность изученного материала Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся | Мы продолжаем своё путешествие и следующая наша остановка «Растительный мир». Здесь живёт фея цветов и растений. Она ждала нас и хотела рассказать нам о растительном мире Черноморского побережья, но случилась беда. Её похитили пираты. Злодеи согласились отпустить фею, если мы разгадаем их ребусы. Мы эту работу будем выполнять в парах. У каждой пары свой ребус. Необходимо его разгадать. Молодцы! У нас получилось разгадать ребусы и нашу фею пираты отпустили Бук и дуб – эти красавцы деревья всегда ценились за высококачественную древесину. В городе Сочи есть Дендрарий – уникальный парк, где собраны растения со всего мира. Их здесь более семи ста разных видов деревьев и кустарников. зимнего парка. На Черноморском побережье в полях и садах выращивают огромное количество овощей и фруктов: тыкву, перец, мандарины, яблоки, персики, виноград. А мы с вами продолжаем наше увлекательное путешествие и следующая остановка «Животный мир» Животный мир этой зоны разнообразен. Прекрасны насекомые этих мест. Среди зелёных листьев трудно разглядеть Богомола, любителя мелких насекомых. А это ящерица кавказская - ловкая, изящная, безобидная. В горах Кавказа живут косули. Своим спокойствием эти грациозные животные как бы подчёркивают умиротворенность этих мест. Дельфины Афалина общительные и дружелюбные животные. Они обладают природной смекалкой и легко обучаемы. | Активное слушанье Разгадывают ребус Активное слушанье Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: наблюдать и делать выводы; анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах; обсуждать проблемные вопросы; Регулятивные УУД: высказывать своё мнение. Коммуникативные УУД: слушать других участников урока. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | |||
6 | Закрепление изученного материала ( 5 мин) Цель: закрепление полученных знаний | Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Сейчас мы с вами побудем в роли ученых-ботаников, экологов, зоологов. Но нам необходимо разделиться на 3 группы. 1 группа- Ботаники, пользуясь учебником стр.127-,130 расскажите о растении субтропиков по плану. 1.Название 2.Отличительная особенность растений субтропиков. 2 группа- зоологи, пользуясь учебником на стр. 128-130, расскажите о животном мире субтропиков. 1 обитатели суши 2 обитатели моря 3 группа- экологи, пользуясь учебником стр. 132-133, об экологии зоны. Экологическая проблема Черноморского побережья | Выполняют задания учителя | Познавательные УУД: наблюдать и делать выводы; анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах; обсуждать проблемные вопросы; Регулятивные УУД: определять и формулировать тему урока; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: слушать других участников урока. | |||
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях | Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Разбираются разноуровневые упражнения для домашней работы. Базовый уровень: Стр. 126-133 пересказ. Повышенный уровень: Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега. Подготовить сообщение растительный и животный мир субтропиков | Слушают д/з | Коммуникативные УУД: слушать других участников урока. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; | |||
8 | Рефлексия ( 1 мин) Цель: соотнесение цели занятия и его результатов, самооценка работы на занятии. | Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолого – эмоционального состояния. | -Возьмите чайку (если у вас возникли трудности при выполнении задания), парус (если у вас всё получилось и цели урока были достигнуты) -Оцените себя. -Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. -Спасибо за урок! | Подводят итоги, проводят рефлексию. | Регулятивные УУД: высказывать своё мнение Коммуникативные УУД: слушать других участников урока. |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Данный урок по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» изучается в системе уроков по разделу «Природа России».
Тема урока: У Чёрного моря
Цель урока: формирование представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Задачи:
1) образовательные: сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах; познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;
2)развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
3)воспитательные: воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.
Эти задачи направленны на формирование УУД:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Ученик получит возможность научиться:
1) наблюдать и делать выводы;
2) анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;
3) обсуждать проблемные вопросы;
Регулятивные УУД
Ученик получит возможность научиться:
1) определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
2) высказывать своё предположение;
3) оценивать результат своих действий.
Коммуникативные УУД
Ученик получит возможность научиться:
1) обмениваться мнениями;
2) вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила;
3) строить понятные речевые высказывания;
4) слушать других участников урока.
Личностные результаты:
Ученик получит возможность формирования:
1) учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
2) способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
3) эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: характеризовать природные условия и растительный мир;
понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.
Тема урока - освоение нового материала.
Он включал в себя следующие этапы:
Организационный этап
Актуализация знаний, постановка учебной проблемы
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Первичное усвоение новых знаний
Физкультминутка
Первичная проверка понимания
Закрепление изученного материала
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия.
Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания, соответствующие возрастным особенностям.
Материал урока оказался средней трудности, но интересным и увлекательным.
В ходе урока организована индивидуальная, фронтальная, групповая, работа учащихся.
Соотношение деятельности «учитель-ученик» соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи. На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).
Распределение времени было рациональным. Учащиеся включались в работу активно.
Результаты урока совпадают с целью урока. Учащиеся научились характеризовать природные условия и растительный мир, а также понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимости охраны природы этой зоны, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.
Домашнее задание оптимального объёма, разноуровневое, с доступным инструктажем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
В целом цели и задачи, поставленные перед уроком, были достигнуты.
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
«Я - учитель»
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Считала, что среди множества различных профессий на земле, эта профессия — самая интересная и привлекательная. Я учитель...
Да, я учитель и всегда хотела им быть. Я мечтала стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Из чего состояла и состоит жизнь моя? Уроки, планы, кружки, внеклассные мероприятия, конкурсы, работа с родителями, самообразование, методическая работа, педсоветы, совещания, конференции, семинары, обмен опытом, проверка тетрадей и только потом семья, общение с друзьями. Бывают дни, когда, кажется, что всё делаешь не так, как надо, чувствуешь усталость… Но звенит звонок, ты входишь в класс, видишь сияющие глаза, которые смотрят на тебя, надеются, ожидают какого-то чуда, и ты забываешь обо всём, тонешь в этих лучиках света, тепла, надежды и любви. Какой он, настоящий учитель? Я думаю, что у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но я знаю одно: настоящий тот, кто просто любит детей! Любит детей разных: умных, странных, независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых…
Какой он современный учитель? Я считаю, что, прежде всего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно идущий вперёд; учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама, учитель-мудрец. Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, а я уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы.
Учитель! Как бесценно имя это
Среди богатой россыпи сердец!
Учитель! Это имя чище света.
Он – мой отец, духовный мой отец.
Склонял он надо мной виски седые
И мир, учил, как надо понимать,
И под его диктовку я впервые
Два слова вывел: «Родина» и «мать».
Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога.
Учитель - это удивительная профессия. Ее значимость и востребованность никогда не утрачивала смысл с развитием общества. Изменения в обществе требуют не обычного выпускника, а уже взрослого человека с огромным багажом знаний, определенной жизненной позицией, нестандартным мышлением, который, не теряясь, может быстро сориентироваться, перестроиться в этом постоянно меняющемся мире, человека нравственного, с высокой культурой, который сможет самореализоваться в жизни. Ведь если бы не было учителя, то не было бы других профессий: президента, инженера, врача.
Какое прекрасное слово «учитель»!
Ваятель любви, человеческих душ,
Наставник семьи и державы строитель…
Учитель всегда и везде на виду.
Невозможно представить жизнь без учителя. Как много приходится пережить, передумать, прежде чем встанешь у учительского стола и с улыбкой скажешь: «Здравствуйте! Начинаем урок!» Во время учебного процесса учитель должен быть капитаном корабля, плывущего на пути к знаниям, направляющим лицом, лидером и командиром, руководителем и наставником, который будет вести детей за собой и побуждать их к стремлению получить новые знания, достигнуть успеха и максимально заинтересовать.
В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания.
Таким образом, учитель и ученик - равноправные участники непрерывного педагогического процесса и обучения. И только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд: СО – дружество. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца.
У каждого свои мысли, свои проблемы и заботы, свой особый мир, такой хрупкий, и которому надо обязательно помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что настроены сегодня мои ученики, пришедшие ко мне на урок, за какую струнку потянуть, чтобы она зазвучала, чем заинтересовать. Я поняла, что даже «самый, самый» ученик – в душе обязательно талантлив. И это я помню всегда, ведь я – учитель! Образна и очень точна древняя мудрость: «Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь», а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.
У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.
Не забуду и о здоровьесберегающей педагогике. Вдумайтесь, еще два века назад, в 1805 году, великий Песталоцци предупреждал о том, что при книжных формах обучения происходит ухудшение развитие детей, «убийство их здоровья». А что тогда сказать о современном образовании, если к «книжным формам» добавить стрессы, вредные привычки, малую подвижность, скудное питание, такие «наркотики», как интернет.
Я Учитель? Да! Валеолог? Тоже да! Я должна пропагандировать здоровый образ жизни, учить детей корректному отношению к своему здоровью, прививать иммунитет против болезней, стрессов, зла, помня при этом знаменитую клятву Гиппократа: «Не навреди!»
Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.
Слишком много в жизни моих учеников факторов риска для возникновения различных заболеваний из–за постоянного ожидания оценки со стороны учителей и родителей.
Нет двух отношений к ребенку — педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно, — человеческое.
Такие разные! Как научить их быть гуманными, понимать прекрасное? Как научиться любить своих (таких разных!) учеников?
Любить всех?! Аксиома?! Но любовь - чувство избирательное. Любить всех невозможно!
Отвечу согласием на возгласы скептиков. Да! Невозможно! Но в нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них (!) способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно… Любить - это трудно. Верить ещё труднее. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату.
Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!
Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?
На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! Но в одном я уверена уже сейчас – я выбрала правильный путь. Мой труд приносит мне радость! Я счастлива от того, что я работаю с детьми!
Я – скульптор, но в руках у меня не глина.
Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.
Я – хирург, но работаю без скальпеля.Кто я?
Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.
Я срезаю опухоль с души. Я – учитель!
Наталья Чернова.
(Из книги «Доверяю тебе мою боль и радость)