Конкурсные работы
Мастерская педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belchekova_n.g._pedagogicheskaya_nahodka.docx | 21.08 КБ |
master-klass_belchekovoy_n.g.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное испытание «Моя педагогическая находка»
Тема выступления: Развитие детской инициативы через организацию экспериментальной деятельности.
Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри!
Я, Бельчекова Наталья Геннадьевна, воспитатель старшей группы филиала «Светлячок» МБДОУ «Усть-Канский детский сад».
Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом, это постоянный поиск ответов на детские вопросы «Как?», «Зачем?», «Почему?». Я задалась вопросом, как удовлетворить присущую дошкольникам природную любознательность, найти ответы на множество их вопросов и направить их на исследование нового? А оказалось все просто, это экспериментирование!
Идея использования технологии экспериментирования пришла из наблюдений за играми детей. Ответы на детские вопросы можно искать с помощью увлекательных экспериментов. Ведь исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – сделать шаг в неизведанное. Именно в исследовательской деятельности ребёнок становится первооткрывателем, находит решения на всевозможные вопросы и понимает, почему происходит именно так.
А для этого необходимо погрузить ребёнка в автодидактичную среду, которая позволяет реализовать основную идею ФГОС ДО - ориентация на личность ребёнка, поддержку инициативы и индивидуализацию образовательного процесса, предоставление возможности быть самостоятельными.
Моей педагогической находкой стало организация автодидактичной образовательной среды в центре исследования и экспериментирования.
Что такое «автодидактичная среда»? Все просто – это среда, в которой ребёнок самообучается, самообразовывается, саморазвивается.
Для себя поставила следующую цель: развитие познавательной активности, детской инициативности и самостоятельности через включение в процесс экспериментирования в повседневной и непосредственно-образовательной деятельности.
Задачи вы видите на экране:
- Создать единое социальное - образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку детской инициативы и развитие самостоятельности.
- Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей, то есть создавать условия для пробуждения интереса для решения поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию
- Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
Что даёт применение автодидактичной среды в исследовательской деятельности участникам образовательных отношений?
Для детей преимущество автодидактического материала в центре природы и науки в том, что он является стимулом для внутреннего самостоятельного развития ребёнка, потому что сориентирован на возраст ребёнка и его познавательные нужды.
У детей развивается познавательная активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать. обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, а также внимание, зрительная, слуховая чувствительность.
Принцип автодидактичности способствует проявлению творческой активности и инициативности родителей дошкольников.
Через активную познавательную деятельность в процессе подготовки детских опытов дома, родители не только познают новое, но и строят доверительные отношения со своими детьми.
Создание автодидактичной среды мотивирует педагогов на изучение и внедрение в практику современных образовательных технологий для развития детской инициативности и самостоятельности.
Ведь Для нас педагогов очень важно то, что пространство детской реализации не только позволят поддерживать детскую инициативу, увидеть уникальность каждого ребенка, но и нестандартно построить весь образовательный процесс на основе того, что ему близко.
Работу по данной теме я начала с кружковой работы в средней группе. Была разработана программа по ведению экспериментальной деятельности «Юные экспериментаторы».
Для создания в группе центра природы и экспериментирования был разработан План развития группы, в котором выделила направления работы с руководством ДОУ, сотрудничество с родителями и социальными партнёрами, а так же организация работы с детьми.
Например, я сделала заявку заведующему ДОУ на закупку оборудования в Центр для ведения экспериментальной деятельности. Были закуплены контейнеры для приборов, наборы с микроскопом для проведения опытов, стол для экспериментирования с водой и другое.
Свою работу строю в тесном сотрудничестве со школой, библиотекой и музеем.
С помощью родителей были созданы коллекции природных материалов, различной бумаги, тканей, ёмкостей.
С детьми определили место центра природы и экспериментирования, расставили материалы, обговорили правила работы в лаборатории, которую совместно назвали «Экспериментаторы».
Стали проводить первые опыты. Да, он были интересны ребятам, вызывали восторг и удивление, давали первоначальные знания о свойствах предметов и явлений природы. Но… развитию самостоятельности и становлению инициативности не способствовали. Что же делать?
Для решения данной проблемы я обратилась к принципу автодидактичности в оформлении развивающей среды центра природы и науки.
Преимущество автодидактичного материала в центре природы и науки в том, что не требует постоянного присутствия взрослого. Нам педагогам надо предоставить в распоряжение детей богатую стимулами образовательную среду и разрешить детям проводить исследования и эксперименты.
В первую очередь по результатов мониторинга (делала опросы, наблюдала) сделала картотеку опытов. Принципы, по которым выбирали эксперименты:
- Связь с повседневной жизнью детей (эксперименты должны иметь отношение к природным, математическим и техническим явлениям, встречающимся детям в повседневной жизни);
- Безопасность при проведении экспериментов (все расходные материалы не должны наносить никакого вреда здоровью);
- Использование недорогих материалов (недорогие материалы можно закупить в достаточном количестве, это позволит повторять эксперимент столько раз, пока дети не утолять свою жажду исследования);
- Простота экспериментов (выполнение экспериментов должно быть направлено на то, чтобы дети получали знания с помощью наблюдения, сравнения и измерения, которые могут провести сами и воспринимать с помощью органов чувств).
Следующим шагом стало составление карточек – схем для проведения опытов. Они были составлены мной непосредственно под оборудование в нашем центре. Все материалы и оборудование сфотографировали, а фотографии заносили в карточки –схемы, для того чтобы ребёнок спокойно мог найти все расходные материалы в центре, и они не отличались бы на карточке-схеме. Все контейнеры с исходными материалами пронумеровали по номерам экспериментов. Поэтому ребёнку несложно их найти в центре. Использование индивидуальных карточек – схем учат детей самостоятельности, позволяют поводить несложные исследования.
Далее разработала карточки – фиксации опыта, которые обязательно должны содержать:
- Место для даты проведения опыта;
- Имя автора;
- Результаты эксперимента.
В центре экспериментирования обязательно находятся предметы, без которых невозможно выполнить действия по проведению опыта. Это предметы – помощники: фломастеры для фиксации опытов, совок, щётка, мусорное ведро и т.д.
Когда Центр природы и науки был готов, я провела презентацию, обговорили с детьми правила работы в нём, нарисовали их и оформили в самом Центре. В течении года дети дополняют, вносят изменения, меняют правила поведения.
Работай по детскому экспериментированию заинтересовались родители моих воспитанников. Они провели дома эксперименты, сняли фото и видео проведения опытов и продемонстрировали нам через ват сап. Например, семья Ченкуровой Айланы провели опыт по извержению вулкана в домашних условиях, семья Киндиковой Вероники провели опыт «Микробы боятся мыла».
Итак, какой результат системной работы по данному направлению мы получили?
Системная работа по детскому экспериментированию помогает детям в освоении мира, развивает любознательность и индивидуальные интересы, учит управлять своим поведением, способствует правилам общения. Дети стали более инициативными, самостоятельными, уверенными в себе
Родители стали более внимательно выбирать развивающие игры и игрушки для своих детей, также они более активно стали участвовать в жизни группы.
Педагоги изучили и стали применять принцип автодидактичности построения развивающей предметно пространственной среды в образовательном процессе.
Перспектива на будущее: В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, внедрять свои авторские идеи и наработки. Так же принцип автодидактичности внедряю во всех центрах своей группы, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя здесь как дома и для каждого было бы место и увлекательное занятие, которое будет интересно именно ему.
В этом году мы со своей группой ходили на ознакомительную экскурсию в школу в «Точку роста». Планируем дальнейшее сотрудничество с ними.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастерская педагога«Первые шаги в науку»
«Ни одно великое открытие
не было сделано без инициативы»
Эмерсон Ральф
Цель: формирование у участников мастерской практических о знаний о формировании различных компетенций детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
2. Показать, как можно использовать принцип автодидактичностив экспериментальной деятельности детей.
4. Распространить педагогический опыт.
Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри, участники мастер класса!
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.
Наше совместную работу хочу начать со слов американского философа Эмерсона Ральфа «Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы».
- Вы согласны с этим высказыванием? (ответы). Я тоже согласна.
Поэтому в выборе образовательных технологий, которые были бы современны, интересны, а главное была бы доступна для детского понимания, я обратила внимание на детское экспериментирование и знакомство с профессией «Исследователь».
- Стартовый
Я приглашаю фокус группу для работы и предлагаю составить вместе интеллект – карту по профессии «Исследователь».
Интеллект-карта (ментальная карта) - схема, которая изображает некие объекты (например, идеи, задачи, тезисы) и связи между ними. Этот инструмент помогает структурировать и визуализировать различную информацию, а также сам процесс мышления, генерации идей.
Работа с фокус-группой: У вас на руках карточки с названиями компетенций, присущих данной профессии, вам необходимоих раскрыть, что в них входит.
Воспитатели составляют дополняют понятия компетенций:
- Место работы
- Форма одежды и орудия труда
- Материалы для труда и терминология
- Личные качества
- Польза труда для общества
- Трудовые действия
Вывод:На стартовом этапе реализации нашего большого исследования, мы с осваиваем элементарные представления о науке, исследователях, опытах.
Осмыслить, визуализировать и структурировать помогла интеллект – карта по профессии«Исследователь», которую заполняли по мере получения новых знаний по теме.
Используя разные виды детской деятельности дошкольники знакомятся с профессиональной деятельностью учёных, местом их работы, инструментами, формой одежды, специальной терминологией, профессиональными действиями и компетенциями, а также выясняли ценность труда учёного – исследователя, которую он несёт для общества.На данной интеллект –карте мы обозначили только основные направления, по мере изучения компетенций данной профессии, интеллект-карта дополняется.
- Содержательный
Следующим шагом стало организация в группе Центра природы и экспериментирования.
- Я приглашаю фокус группу в нашу импровизированную мини-лабораторию, (построенную на принципе автодидактичного построения развивающей среды, где каждый получит возможность попробовать искать, экспериментировать, а главное – самовыражаться.)
Инструкция для фокус-группы: Перед вами три набора для выполнения опытов и карточки - схемы, а также карточки-фиксации, в которых вы будете фиксировать свои исследования. Я предлагаю вам разделится на микрогруппы и самостоятельно выполнить опыты по карточке-схеме и зафиксировать свои результаты. После выполнения опытов, вам необходимо сделать выводы по заданию:
- Получилось у вас выполнить опыт с первого раза?
- Ели да, как вы думаете, почему? Что вам помогло? Тяжело было выполнять по карточке-схеме?
- Если опыт с первого раза не получился, проанализируйте, почему? Станете ли продолжать данный опыт? На что обратите внимание?
- Для чего нужны карточки-фиксации опытов?
Работа с фокус –группой: делают опыты.
Работа с аудиторией:
- Пока наша фокус –группа работает, я хочу задать вам несложные вопросы, на которые вместе найдем ответы:
✔ У нашей планеты есть лёгкие, так же как у человека их пара. Что это? (Леса Амазонки и таёжные леса Сибири.)
✔ Где на планете, самый чистый воздух? (Австралия, остров Тасманка)
✔ Без воды человек может прожить 10 дней, без пищи 30 дней, а без воздуха? (5-6 минут)
✔ Единственное вещество на земле, встречающиеся в трёх видах (Вода - твёрдое, жидкое, газообразное состояние)
✔ Самый крупный фильтр для воды? (Почва)
✔ Какое полезное свойства, имеет грунт? (Отлично поглощает углерод, который в огромном количестве, выделяется в атмосферу.
мои воспитанники приготовили для вас научные загадки, а вы должны догадаться, о чем они говорят.
ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)
4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)
Вывод: Как тает лёд, почему извергается вулкан, можно ли победить микробы, зачем фиксировать опыты?Это не полный список вопросов, на которые дети ищут ответы самостоятельно в такой лаборатории В ходе собственных размышлений, изысканий, решений проблемных ситуаций, дети учатся открывать, изучать, исследовать, а значит делать шаг в неизведанное.Такая работа в Центре природы и экспериментирования учит детей развивать такие качества, как усидчивость, ответственность, дисциплинированность и другие.Работа с картами-схемами и картами-фиксации помогает получить не готовые ответы, а побудить к приобретению новых компетенций, как самостоятельность и проявление инициативы.
Когда дошкольники имеют уже практический опыт и приобрели необходимые знания, у них появляется потребность обсудить интересующие вопросы с людьми, которые работают в данной области. Поэтому мы проводим видеоэкскурсии в научные лаборатории, экскурсии, встречи с людьми данной профессии. Например, мы с детьми моей группы побывали на экскурсии в Усть-Канской школе в «Точке роста». Дети не были пассивнымислушателями, они делились уже добытыми знаниями, задавали вопросы, рассуждали.
Успешная собственная деятельность и поддержка взрослых вдохновляет детей на поиск новых открытий.
- Рефлексивный
Работа с фокус-группой: Предлагаю вам встать в круг и передавать слова из рук в руки, касаясь ладошкой руки соседа. Вам необходимо назвать компетенции, которые сформируются у детей дошкольного возраста в результате применения экспериментальной деятельности. Например, дети научатся тщательно мыть руки, разовьется усидчивость, терпение…., изобретательность, творческий подход, общительность, узнают значение новых слов и т.д.
Благодарю участников фокус-группы за участие в моей мастерской, хочу подарить вам буклеты. Спасибо большое!
Вывод: Практическая значимость моей работы по экспериментированию в том, что полученные детьми знания могут быть применены ими в самостоятельной деятельности в повседневной жизни. Ведь исследовательская деятельность не является отдельной наукой, а имеет тесную связь и активно взаимодействует с различными сферами жизнедеятельности человека.
Лаборатория, институт, центры исследования
Внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные
Халат, защитные очки, нарукавники, бахилы, колбы, пробирки, микроскоп
создание технологий, научные открытия, в лабораториях проводят исследования, опыты, составляют книги, энциклопедии
Это поможет дошкольникам расширить свои знания о современных актуальных профессиях, поможет выбрать профессию в будущем. А так же формированию таких компетенций, которые в будущем позволят им жить в постоянно меняющемся мире.
аккуратность и терпеливость, обучает взаимодействию, умению ставить цели и искать пути достижения.