Кружок "Туган тел"
Календарное ( еженедельное) планирование занятий по изучению татарского языка в кружковой деятельности (дополнительное образование). Словесные и дидактиские игры на татарском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_kruzhka_tugan_tel_vo_2_ml.gr_.docx | 30.72 КБ |
slovesnye_i_didakticheskie_igry_na_tatarskom_yazyke.docx | 14.01 КБ |
otchet_kruzhka_tugan_tel_2021.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы кружка по обучению татарскому языку во второй младшей группе
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Кол-во часов | |
Октябрь
| Знакомство | (Знакомство) Дать первоначальное представление детям о татарском языке. Словарная работа: бу, мин, син, кем, исәнме(-исәнмесез), сау бул. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением у, т. Развивать внимание и память. | 1 | |
Детский сад | Формировать знания детей о детском саде. Словарная работа: балалар бакчасы,кайда, без, өстәл, утыргыч, карауат. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением с, у, и, а, ы, о. Воспитывать любовь и уважение татарскому языку. | 1 | ||
Урожай | Познакомить с названиями овощей и фруктов, повторить ранее изученные слова, побудить желание общаться на татарском языке. | 1 | ||
В гостях у сказки | Г.Тукай «Шүрәле» әкияте Познакомить с произведением Г.Тукая «Шүрәле»; повторить ранее пройденные слова, развивать внимание, память. | 1 | ||
Ноябрь | Игрушки | Познакомить детей с названиями игрушек- туп, шар, куян, аю, уенчыклар. Развивать память, внимание, мышление, расширять знания об окружающем, обогащать словарный запас. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением и, а, ы, о.
| 1 | |
Мои родители | Формировать знания детей по теме «Семья», учить называть людей близкого окружения, воспитывать уважение к старшим, и любовь и бережное отношение к младшим. Словарная работа: әни, әти, минем әнием, әтием. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением у, к, р. | 1 | ||
Мои родственники | Формировать знания детей по теме «Семья», умение называть людей близкого окружения, воспитывать уважение к старшим и любовь и бережное отношение к младшим. Словарная работа: энем, абый, апа, сеңлем. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением э,ң. | 1 | ||
В гостях у бабушки | Способствовать формированию умений называть людей близкого окружения, воспитывать уважение к старшим, и любовь и бережное отношение к младшим. Формировать умение последовательного рассказа. Словарная работа: дәү әни, дәүәти. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ә, ө, ү. | 1 | ||
Декабрь | Кто со мной живет? | Закрепить названия людей близкого окружения, воспитывать уважение к старшим, и любовь и бережное отношение к младшим. Словарная работа: күтәр(-ә), итә, кит(-ә) Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ү, ң. Учить новую грамматическую конструкцию: Минем өйдә әнием (әтием, дәү әтием, абыем, апам, энем, сеңлем) бар. Синең өйдә кемнәрең бар? Выучить четверостишие. | 1 | |
Деревья | Познакомить детей с названиями деревьев. Словарная работа: агач(-лар), каен, чыршы, энә(-ләр), яфраклар. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ш. Повторить ранее изученные слова, словосочетания и грамматические конструкции. Побудить в детях желание общаться на татарском языке. 3-4 | 1 | ||
Праздник елки | Формировать знания детей о новом годе. Словарная работа: чыршы бәйрәме, Яңа ел, Кыш бабай, бүләк, жыр, жырлый. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ш. Учить предложения: чыршы бәйрәме булды, чыршы матур, Кыш бабай бүләк бирә, саумы Яңа ел. Развивать связную речь, интерес к языку. | 1 | ||
Январь | Зимушка зима | Словарная работа: кар, суык, кыш, килде. Учить предложения: кар ява, кар суык, Айгөл чана шуа, кыш килде. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением к. Развивать связную речь, интерес к языку. | 1 | |
Зимние забавы | Формировать знания детей, о зимних играх. Словарная работа: чана, шуа(-лар), шатлана. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ә, ө. Учить предложения: Айгөл чана шуа, Азат шатлана. Развивать связную речь, интерес к языку. | 1 | ||
Моя собака Акбай | Словарная работа: эт(-ем), өрә, шаян, йомшак, Акбай. Повторить ранее пройденные слова. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением р, я. Учить отвечать на вопросы. Побудить у детей желание общаться на татарском языке. | 1 | ||
Февраль | Киса-кисонька | Словарная работа: песи, мыр-мыр. Повторить ранее пройденные слова. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением п,ә,э. Развивать связную речь. Побудить у детей желание общаться на татарском языке. | 1 | |
Кормим курочку и петуха | Формировать знания о домашних животных учить называть их на картинках, учить понимать почему их называют «домашние». Словарная работа: тавык, әтәч, жим, бирә(-без) Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением к. Развивать связную речь, внимание. Научить инсценировать небольшой текст. Воспитывать любовь, стремление и интерес к татарскому языку. | 1 | ||
Рыба плавает | Словарная работа: йөзә(-без), йөздек, балыклар. Повторить ранее пройденные слова и предложения. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ө, з. Учить отвечать на вопросы. Воспитывать любовь, стремление и интерес к татарскому языку. | 1 | ||
Куклы пришли на праздник | Познакомить детей с национальной одеждой татар. Словарная работа: калфак, читек,түбәтәй. Повторить ранее пройденные слова и предложения. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением у, ы, и. Побудить стремление общаться между собой на татарском языке. | 1 | ||
Март | Мамин праздник | Словарная работа: бәйрәм, бергә, котлый(-ым, -быз). Повторить ранее пройденные слова и предложения. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ә,з. Разучивание стихотворения для мамы к празднику. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам. Продолжать развивать речь
| 1 | |
Весна идет | Словарная работа: кояш апа, суык абый, эри, яз килде. Повторить ранее пройденные слова и предложения. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением у, ү, к. Познакомить детей со свойствами снега и воды. Развивать внимание, память и мышление | 1 | ||
Кто знает считалочки? | Словарная работа: сана, санамыш, чыпчык, чык, җиләк. Повторить ранее пройденные слова и предложения. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением җ, ы, к, р. Познакомить со считалочкой. | 1 | ||
Поиграем в кошки-мышки | Словарная работа: тычкан, шаян, кач(-а, -ты), бастыр(-а, -быз). Повторить ранее пройденные слова и предложения. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением с. Развивать внимание, память и мышление. | 1 | ||
Апрель | Любим сказки | Познакомить со сказкой «Чыбар тавык». Повторить ранее пройденные слова и предложения. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением щ, з. Развивать внимание, память и мышление
| 1 | |
Слушаем гармонь | Познакомить детей с музыкальным инструментом гармун. Словарная работа: көй, гармун. Повторить ранее пройденные слова и предложения. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением у, ө, к.. Развивать внимание, память и мышление. | 1 | ||
«Как собака нашла себе хозяина?» | Познакомить детей с татарской народной сказкой «Эт үзенә ничек хуҗа тапкан?» Словарная работа: бүре, аю, арыслан, куркак, хуҗа. Повторить ранее пройденные слова и предложения. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением р, ы, у, и, ә, ң. Развивать внимание, память и мышление | 1 | ||
Купаем малыша | Словарная работа: сабын, юа(-быз), сөлге, сөртә(-без). Повторить ранее пройденные слова и предложения. Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением т, ю, с. Развивать внимание,память и мышление | 1 | ||
Май | Оценка качества знаний | 2 |
Предварительный просмотр:
Перечень и содержание дидактических игр:
1. Дидактик уен «Нәрсә артык?”
Цель игры:
Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Задачи игры:
Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.
Ход игры:
Ребенку предлагаются четыре картинки, три из которых объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает картинки и задает ребенку вопросы: «Бу нәрсә?» (Что это?), «Бу кем?» (Кто это?). Ребенок должен ответить на вопрос на татарском языке. Затем воспитатель задает вопрос: «Нәрсә артык?» (Что лишнее?). После чего ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить, почему он выбрал именно ее.
Пример: Үрдек, тавык, әтәч – бу кошлар. Әфлисун – ашамлык.
2. Дидактик уен «Унга кадәр саныйбыз”
Цель игры:
Учить детей порядковому счету в пределах десяти на двух языках; после пересчета изображенных предметов подбирать общее число и правильное окончание при произношении существительного.
Задачи:
Развивать навыки порядкового счета, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
Обучать детей умению вести монологическую и диалогическую речь на двух языках.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.
Ход игры:
Ребенку предлагается картинка с изображением определенного количества предметов. Задача ребенка сосчитать предметы по порядку и назвать общее количество на татарском языке.
Далее педагог задает вопрос: Ничә? - Сколько?
Ребенок отвечает на вопрос полным ответом на двух языках.
Примеры:
Сколько зайцев?Один заяц. - Ничә куян? Бир куян.
Сколько книг? – пять книг - Ничә китаплар? Биш китаплар.
Пример проведения диалога между воспитателем и детьми; между детьми и детьми:
Тәрбияче: Ничә китап?
Бала: өч китап.
Тәрбияче: Ничә куян?
Бала: бир куян.
3. Дидактик уен “Нинди?”
Цель игры:
Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак.
Задачи:
формирование лексико-грамматических категорий;
согласование прилагательных с существительными;
использование в устной монологической речи словарный запас русского и
татарского языков.
Ход игры:
Ребенок внимательно рассматривает картинки и называет их, после чего подбирает общий признак всех предметов, изображенных на картинках.
Например: кишер, күлмәк, алма – кызыл.
Кишер, Күлмәк нинди?
- ребенок называет изображения, затем также объединяет их по принципу общего признака, использует в своей речи антонимы.
Например: пычрак – чиста (грязный - чистый).
Эт һем курчак чиста – Собака и кукла чистые. Песи һем куян пычрак. – кошка и заяц грязные. Эт нинди?
4. Дидактик уен «Минем өем”
Цель игры:
Закреплять знания детей по темам: «Дом» «Семья», «Продукты».
Задачи игры:
Расширять представления о жилище;
Расширять представления о семье и ее членах.
Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
Активизировать монологическую и диалогическую речь детей на двух государственных языках.
Ход игры:
• Ребенку предлагается картинка с изображением дома. Ребенок составляет описательный рассказ с использованием прилагательных;
• Предлагается картинка с изображением членов семьи живущих в одном доме. Ребенок последовательно называет всех членов семьи.
• Ребенку предлагаются несколько картинок с изображением членов семьи, после рассматривания ребенок должен определить, кого в данный момент не хватает, и ответить на вопрос воспитателя: кем юк? – кого нет?
Примеры построения диалогов:
“Бу кем? – Это кто?”
(диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте - между детьми)
Тәрбияче: Бу кем?
Бала: Әти.
Тәрбияче: Бу кем?
Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай).
Тәрбияче: Әни нинди?
Бала: Әни зур, матур, чиста, әйбәт.
“Кем юк? – Кого нет?
(диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте – диалог между детьми).
Тәрбияче: Кем юк?
Бала: Әти (әни, кыз, малай).
Тәрбияче: Кем юк?
Бала: Әни юк.
Примечание: используя данные игры можно провести также и другие игры, представленные в методических рекомендациях, для того чтобы закрепить пройденный материал и совершенсовтовать навыки диалогической речи у детей:
“Бу нәрсә? – Это что?”
(диалог между воспитателем и детьми).
Тәрбияче: Бу нәрсә?
Бала: Чәй (сөт, ипи, алма).
Тәрбияче: Сөт нинди?
Бала:Сөт тәмле.
“Ничә? – Сколько?"
Пример ведения диалога между воспитателем и детьми, между детьми.
Тәрбияче: Бер куян?
Бала: Әйе, бер куян.
Тәрбияче: Өч курчак?
Бала: Юк, дүрт туп.
Тәрбияче: Өч?
Бала: Юк, дүрт.
Предварительный просмотр:
Отчет
кружка по изучению татарского языка «Туган тел»
Руководитель кружка: Набиуллина А.Р
Сосуществование и развитие народов в многонациональном государстве требует непрерывного поиска путей достижения устойчивого баланса их интересов. Одним из эффективных средств в решении данной проблемы является воспитательно-образовательный потенциал национальной культуры, несущий в себе ценности, традиции, способствующий объединению всех народов, являющийся основой межнационального общения.
Велико значение изучения национальной культуры для формирования толерантного мышления дошкольников, умения понимать и уважать культуру других народов.
В детском саду №4 г.Нефтекамска работает кружок по изучению татарского языка и культуры татарского народа «Туган тел».,задачами которого являются:
- приобщать детей к культуре, традициям, обычаям татарского народа, знакомить детей с устным народным творчеством, с произведениями известных татарских поэтов, писателей;
- обогащать словарный запас, формировать правильное произношение звуков, свойственных татарскому языку, развивать связную речь;
- воспитывать у детей чувство гордости за богатую историю и культуру
своего народа, осознанное отношение к изучению татарского языка.
Образовательная деятельность проводилась 1 раз в неделю. Продолжительность образовательной деятельности было 30 минут. Количество детей в группе 29 человек. Всего в учебном году было проведено 28 занятий.
Все занятия кружка несли интегративную модель обучения: татарский язык, музыка, литература и художественное творчество. Были интегрированы образовательные области в соответствии с ФГОС ДО (познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое и социально – коммуникативное развитие). Использование различных видов деятельности в течение занятия помогают поддержать внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Занятия несли игровой характер. Так как игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей татарской устной речи. На занятиях использовались разные виды игр, в том числе и татарские национальные игры. Для этого были подобраны аудио материалы, костюмы, маски и другие атрибуты. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков. Преимущество использования народных игр состоит в том, что они просты и доступны, не требуют специального оборудования. В них много юмора, шуток. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.
На занятиях использовалась пальчиковая гимнастика. Плюсы такой гимнастики очевидны — стимуляция речевых и моторных зон мозга позволит ребенку быстрее сформировать речь.
Для проведения пальчиковых игр использовали наглядные материалы и атрибуты, разработанных по лексическим темам.
Также на каждом занятии используется демонстрационный и раздаточный материал.
В процессе обучения дети познакомились с произведениями малого жанра – потешками, пословицами, поговорками, прибаутками на татарском языке, заучивали стихотворения татарских поэтов. А так же познакомились с национальными сказками, рассказами.
В заключении хочется сделать вывод о том, что работа кружка «Туган тел» по обучению детей татарскому языку способствует творческому и социально-личностному развитию детей и формированию интереса к изучению татарского языка, национальных традиций и культуры татарского народа.