Консультации для родителей детей раннего и младшего возраста
Консультация для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы, которая применяется в ДОУ. Обязательно темой таких консультаций должно стать обсуждение вопросов адаптации ребенка к условиям детского сада. Это очень важная проблема, от эффективности ее решения зависит успех развития и обучения малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vash_rebenok_postupaet_v_detskiy_sad.docx | 62.85 КБ |
kak_pravilno_vystraivat_otnosheniya_s_rebenkom_vo_vremya_krizisov.docx | 32.59 КБ |
kak_priuchit_rebenka_k_rezhimu.docx | 35.44 КБ |
kak_spravitsya_s_detskoy_isterikoy.docx | 35.56 КБ |
chemu_i_kak_my_uchim_malyshey.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ваш ребенок поступает в детский сад»
Оформляя ребенка в детский сад, родители переживают: как его встретят? будет ли ему хорошо?
Попадая в незнакомую ситуацию, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, даже взрослый человек будет чувствовать себя некомфортно. Каково же тогда приходится 2-летним малышам?
В чем же лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада?
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
В период адаптации, дорогие родители, вы можете помочь своему ребенку:
- По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.
- Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
- Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».
- Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т. д.
- Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- есть с хлебом;
- пользоваться ложкой;
- после еды задвигать свой стул;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером должны выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.
Успешной вам адаптации!
Предварительный просмотр:
Как правильно выстраивать отношения с ребенком во время возрастного кризиса
Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап.
Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет.
Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети.
Поэтому вооружитесь знаниями заранее и спокойно ожидайте неизбежного момента, чтобы встретить сложности во всеоружии. Помните, что именно Ваше понимание происходящих с ребенком перемен может значительно смягчить протекание кризиса. Вы обязательно поможете, друг другу, если будете друг к другу внимательнее.
В общем, зная индивидуальные особенности своего ребенка, мама, папа и другие, вовлеченные в «педагогическую поэму» родственники, в состоянии смягчить, свести к минимуму негативные проявления возрастных кризисов.
А ниже приведенные советы помогут вам в этом:
- Позаботьтесь о том, чтобы с самого раннего возраста у крохи был СВОЙ уголок, свои книги, игрушки, кроватка;
- Прислушивайтесь к его мнению, спрашивайте о его интересах. Предлагайте выбор с самого раннего возраста: «Какие колготки ты хочешь сегодня надеть: красные или белые?»;
- Цените, маленькие и большие достижения ребенка, например, повесьте на стену его рисунок, даже если вам он кажется безумной неаккуратной мазней. Хвалите окружающим его успехи;
- Давайте чаду маленькие, соответствующие возрасту поручения: подмести пол, протереть со стола, подать что-нибудь;
- Выдавайте ребенку «лавры авансом», хвалите его много и преувеличенно;
- Чадо не хочет слушать вас? Но что мешает ему послушать зайку, надетого на ваш палец;
- Никогда не обижайтесь на ребенка всерьез. Он вам не ровня и не станет таковой даже много лет спустя, а потому копить обиды нет смысла;
- Всегда выполняйте свои обещания и будьте последовательны в своих требованиях;
- Не перегружайте малыша запретами, лучше уступить в мелочах, но не позволить какие-то принципиально важные для вас вещи;
- Если наказания избежать нельзя, то оно должно следовать сразу за проступком;
- Выражайте свое недовольство определенными действиями ребенка, а не им самим;
- Не требуйте от малыша невозможного - будьте снисходительны к его возрасту и неопытности.
Предварительный просмотр:
«Как приучить ребенка к режиму?»
Приучение ребенка к режиму – это не только формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, кушать и гулять по часам. Проблема здесь значительно глубже и сложнее. Попробуем разобраться в ней вместе. На каждые сто детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации ребятишек к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой.
Лучший момент для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду – это возраст в два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, обычно именуемый психологами кризис 3-х лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности, относительной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.
Наименее благоприятный период – это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.
Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, непрестанного нытья по выходным, а иногда и соматических расстройств – повышения температуры, появления болей в животе и жидкого стула, обострения хронических заболеваний. Дети прибегут к манипулированию, проливают горячие слезы, ластятся к родителям, требуя возврата к прежней вольготной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос, кто кого, решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они, остается еще одно средство – болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей относительно его остаются непоколебимыми, и они опять собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.
Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь - выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и работающим персоналом необходимой длительности вашего пребывания в саду. Вы должны будете находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совершенно спокойно оставлять своего ребенка в саду.
Либеральные же действия лишь усугубляют ситуацию ломки. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего чада, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе с другими ребятами до 1,5-2 часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для вас, для ребенка и для воспитательного персонала детского сада.
Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Лучше потратьте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то, скорее всего, и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам. Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.
Далее поговорим немного об организации подъемов и отбоев. Родители часто беспокоятся о том, как поднять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях другие дошкольники бодрствуют до 11-12 часов и ложатся отдыхать вместе с родителями. Подъем их тоже не регламентируется и происходит у кого в 10 часов утра, а у кого и к обеду. Переход к новому режиму, поэтому начинается с попыток уложить таких детишек в кровать чуть ли не в 8 часов вечера. Даже если это удается, то сон не наступает и родители вынуждены провести несколько малоприятных часов у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и спать.
Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Все это произойдет без уговоров и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой – медвежонком, котиком или мартышкой.
То же касается и нелюбимых блюд. Первое время можно давать малышу с собой яблоко или морковку. Если, отказавшись от нелюбимого кушанья, он проголодается, то сможешь съесть этот запас. Только не давайте ему шоколад, конфеты, печенье. Наевшись сладкого, ребенок вряд ли будет с аппетитом есть даже любимые блюда. Да и другие ребята станут смотреть на него с завистью. Впоследствии же дети привыкают к употреблению непривычной пищи и за компанию съедают все, даже то, что дома не едят.
Предварительный просмотр:
«Как справиться с детской истерикой?»
Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на Вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?
Вот что советуют психологи:
1.Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка.
Задумайтесь над причиной истерики ребенка:
- ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни);
- ребенок манипулирует вами, он привык таким образом добывать все, что он хочет. Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться. Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия.
- ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину, и истерика пройдет.
2. Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребенок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь захватывающую историю.
3. Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.
4.Главное средство от истерик, не впадать в такое же неистовство, пытаясь сохранять спокойствие, выразить свое сочувствие ребенку:
«Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе », «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло».
Ребенок не услышит вас с первого раза, но повторив эту фразу 20 раз, вы достучитесь до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Договорите с ребенком, выясните причины его поведения.
5. Дети 3-5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.
Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.
6. По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию.
7. Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин) характер.
Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя.
Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Чему и как мы учим детей?»
Все родители хотят вырастить своих детей людьми, умеющими думать, ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но далеко не все знают, как это сделать, а многие даже и не задумываются о том, что имеется в виду сложная педагогическая задача:
Стремясь сделать своего ребенка самым умным, родители зачастую спешат дать ему набор знаний, суждений, делающих его похожим на маленького взрослого. Такие знания или умения они с удовольствием демонстрируют окружающим, гордясь тем, чего удалось достигнуть. Вот маленькую Наташу поставили на стул, и она громким голосом читает: «Я вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана и буду век ему верна...» А вот четырехлетний Петя на удивление всем гостям бойко считает до ста. Не отстают и родители Васи — ему только три, а он находит на кубиках почти все цифры. Ну и, конечно, почти все они знают буквы. Но вот вопрос — нужно ли это Наташе, Пете, Васе? Что это? Подлинные знания об окружающем их мире или обыкновенная тренировка памяти?
Ребенок — чистая доска. Его можно научить всему. Но зачастую знания, которые навязываются ребенку взрослыми, приводят к тупиковым ситуациям. И тогда испуганные родители обращаются к врачам, психологам, педагогам.
Именно в такой момент пришли к психологу родители четырехлетнего Сережи. Мальчик стал абсолютно неуправляемым, требовал непрерывного внимания со стороны взрослых, ни на минуту не мог занять себя сам. В детском саду Сережа не прижился — кричал, плакал, не мог контактировать с детьми. Воспитатели поставили под сомнение психическое здоровье ребенка. Врачи посоветовали подержать его дома, сказав, что это «не садовский ребенок».
Но, Сережа охотно вступил в контакт с психологом, жадно набросился на игрушки, стоявшие на столе,— матрешки, пирамидки, кубики. Ему, собственно, неважно было, чем заниматься, важно было удержать на себе внимание взрослого. Пирамидку он собрал кое-как, без учета величины колец, и с удовольствием закрыл ее колпачком. Но зато с гордостью заявил, что может считать до ста, и тут же продемонстрировал это умение. Оказалось, что он не только считает до ста, но и свободно складывает и вычитает числа в пределах двадцати. «Сколько получится, если к пяти прибавить три?» — спросил психолог. «Восемь», — мгновенно ответил Сережа. А родители буквально расцвели. Справился он и с более сложным примером — к восьми прибавить шесть. Когда психолог поинтересовался, откуда мальчик это знает, ответил: «Запомнил. Я же считал на калькуляторе». Тут вмешался папа: «Моя мечта — купить ему персональный компьютер!» Но то, что происходило дальше, повергло родителей в полное недоумение: Сережа не соотносил называемые им числительные с реальными предметами. Он не смог пересчитать даже пять кубиков, выложенных перед ним на столе. Не смог он решить и наглядно представленную задачу — сложить две и три палочки, находившиеся в левой и правой руке взрослого, потому что числа не были взрослым названы, нужно было самостоятельно действовать с конкретными количествами.
Получалось, что знания, приобретенные в устной форме и в работе с калькулятором, представляют для Сережи такой же набор слов (абракадабру), как и любая детская считалочка. Эти знания, которые на первый взгляд так эффектны, можно сравнить со зданием, построенным над ямой, вырытой для фундамента, но ничем не заполненной. Выяснилось, что мальчик не умеет строить из настольного строителя («Ему это неинтересно, он это уже перерос», — авторитетно заявили родители), играть с куклами и мишками («Это вообще не для мальчика!»), рисовать. Он предпочитает слушать чтение взрослого и, конечно, знает все буквы. Но называние букв, цифр, счет до ста и даже занятия с калькулятором не приносят ему радости, потому что делается все это напоказ, чтобы заслужить похвалу взрослых. Отсутствие же детских видов деятельности превращает его в беспомощное существо, неспособное занять себя. Мальчик не может играть со сверстниками, потому что играть не умеет. В результате расшатывается нервная система ребенка, его проявления начинают вызывать мысли о психических отклонениях. В действительности Сережа совершенно нормальный ребенок, а в основе трудностей его поведения лежит неправильное воспитание и обучение, приведшее к задержке психического развития.
Мы описали, разумеется, крайний случай. Но многое из того, что произошло с Сережей, наблюдается и в других семьях. Скажем сразу: положение с Сережей удалось выправить. Родители поверили нам и начали воспитание сначала, т. е. начали заполнять ту самую яму, которая была вырыта под фундамент. В настоящее время мальчик с удовольствием посещает детский сад, прекрасно играет с детьми и дома может занимать себя часами.
Так в каждом возрасте ребенку нужно дать именно то, что присуще этому возрасту. Не надо стремиться к умственной акселерации. Надо как можно активнее обогащать те стороны развития, к которым этот возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Например, развить мелкие движения пальцев легче всего в раннем и дошкольном возрасте, а если этого не произошло, то догнать упущенное в школьном возрасте оказывается очень трудно. И ребенок не может справиться с письмом палочек, а у взрослого остается ужасный неразборчивый почерк.
В дошкольном же возрасте должны сформироваться правильные представления обо всех предметах, об их форме, цвете, величине. Все это, как говорил крупнейший советский психолог А. В. Запорожец, имеет непреходящее значение для всестороннего развития индивида.
Важно не только то, чему учить ребенка, но и как его учить, чтобы обучение было развивающим.
Развитие — это присвоение ребенком общественного опыта, накопленного человечеством. Мы употребляем здесь термин «присвоение», так как главное в этом процессе то, чтобы ребенок хотел усвоить (присвоить, сделать своим) все то, что передает ему взрослый. В процессе передачи общественного опыта исключительно важно желание ребенка сотрудничать со взрослым.
Передача ребенку опыта, накопленного человечеством, может происходить по-разному. Многие виды человеческого опыта необходимо передать малышу точно, т. е. путем прямого обучения. Так, например, все культурно-гигиенические навыки: как надо есть, как пить, как мыть руки и т. д. Ребенок должен все это увидеть и точно воспроизвести. В этом случае мы можем говорить о развитии подражания, наблюдательности, внимания, памяти.
Ни один навык, ни одно умение не формируется без воспроизведения. Так, человек не может овладеть письмом без упражнений в написании букв, не может научиться строгать доски, не упражняясь многократно в этой деятельности. Но ни объем знаний, усвоенных в готовом виде, ни умения, усвоенные по подражанию, не могут сами по себе обеспечить развитие творческих возможностей человека. Есть много сторон деятельности, овладение которыми требует не подражания взрослому, а самостоятельного поиска со стороны ребенка. Как показывают современные психологические и педагогические исследования, дошкольник рано проявляет способность к такому самостоятельному поиску. Это имеет исключительно важное значение, так как человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно и усваивающий все в разжеванном виде, окажется неподготовленным к творческой деятельности, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.
Самостоятельность мышления ребенка может развиваться и в игре, и в конструировании, и в процессе решения практических задач. Но нам бы хотелось остановиться на развитии мышления ребенка в процессе формирования элементарных математических представлений.
Мы начали наш разговор с того, чему не надо учить. В частности, показали, что не надо учить малыша отвлеченному счету до ста, тренировать в решении примеров, обучать работе на калькуляторе. Мы рассказали о том, к чему может привести поспешность родителей в этом вопросе, и продемонстрировали, что такое «натаскивание» никак не связано с развитием математических представлений у дошкольников.
Бывают такие феномены, которые способны мгновенно производить различные математические операции с числами (зачастую эта способность демонстрируется на сцене). Однако эти люди отнюдь не являются великими математиками.
Счет — это лишь одна из сторон математического развития. Современная техника (калькуляторы, компьютеры и т. д.) помогает человеку производить все счетные операции. А вот мыслить за человека, логически рассуждать, вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости не сможет ни одна из так называемых «умных машин», призванных помогать человеку.
Обучение отвлеченному счету и натаскивание в счетных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии человека, тем более математическом развитии дошкольника.
С чего же начинать и что особенно важно в обучении детей началам математики? Что входит в понятие математического развития дошкольника? Для того чтобы показать это, мы в общих чертах познакомим вас с программой детского сада по данному разделу.
Во-первых, формирование представлений о количественных отношениях. Сначала это дочисловые количественные отношения: представления о равенстве и неравенстве предметов по величине — длине, ширине, высоте (например, высокий и низкий дома; длинная и короткая дороги; широкий и узкий ручьи); о равенстве и неравенстве групп по количеству входящих в них предметов (детей много, а стульчиков мало, детей и стульчиков поровну). Чтобы сделать такие отношения очевидными для детей, применяют разные способы: сравнение двух предметов путем прикладывания или накладывания; сравнение двух групп предметов путем подкладывания предметов одной группы под предметами другой группы (например, мальчики и машины: под каждой фигуркой мальчика поставить машину). Все это способствует тому, что ребенок начинает понимать математические отношения: больше, меньше, поровну.
После того как у ребенка уже появятся начальные количественные представления, можно начать обучать его счету. Считать ребенок должен только реальные предметы. Он должен называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, слева направо. Например, перед ребенком расставлены в ряд три кубика (вместо кубиков могут быть любые другие игрушки). Он ставит палец на крайний слева кубик и говорит «один», затем переносит его на следующий кубик и говорит «два», затем на следующий и говорит «три». После этого ребенка спрашивают: «Сколько здесь кубиков?» Конечно, ребенок должен ответить:
«Три кубика». Но научиться относить последнее числительное ко всей группе и правильно называть итоговое число бывает совсем нелегко для маленького ребенка. Очень часто числительное «три» может быть отнесено малышом только к тому предмету, на который он сейчас показывает пальцем. Взрослый должен помочь ребенку осознать, что «три» относится ко всей группе: обвести все стоящие перед ним предметы круговым движением или взять их вместе в руки, говоря при этом: «Здесь три кубика».
Получив представления о числах в пределах 10, дети должны научиться понимать отношения между последовательными числами: восемь больше семи, если к семи добавить один, то будет по восемь, поровну; семь меньше восьми, если от восьми отнять один, то будет по семь, поровну. При этом все демонстрируется на наглядном материале (различные игрушки, предметы, природный материал и т. д.).
На наглядном же материале демонстрируется детям количественный состав числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Например, две кошки — это одна и еще одна кошка. Они могут разойтись В разные стороны, а потом снова сойтись. Или три машины: их можно поставить все вместе в один гараж, расставить по одной в три разных гаража или поставить две машины в один гараж, а одну — в другой.
Только после всей этой предварительной работы ребенка можно начать обучать составлению и решению простых арифметических задач (вначале это также делается на наглядном материале).
В дошкольный период ребенок знакомится с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), телами (шар, куб, цилиндр), сталкиваясь с ними в игровой и практической деятельности. Он должен научиться различать и правильно называть их. Так, прокатывая через воротики шар и кубик, ребенок убеждается, что шар катится, кубик нет; выкладывая мозаику, он начинает различать плоскостные формы и т. д.
Дошкольнику надо дать также элементарные пространственные (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко и т. д.) и временные (день, ночь, утро, вечер, вчера, сегодня, завтра и т. д.) ориентировки.
Внутри проблемы математического развития дошкольника одно из центральных мест занимает ознакомление с величиной предметов, простейшими способами соизмерения и измерения этих величин.
Знакомство с величиной предметов начинается у ребенка очень рано, еще с младенческого возраста, и является одной из сторон чувственного познания. Начиная с раннего возраста вся жизнь ребенка связана с учетом величины как одного из признаков окружающих его предметов.
Малыш может долго не сталкиваться с необходимостью счета, а с необходимостью учета величины предметов как одного из признаков окружающих его предметов в различных ситуациях он сталкивается постоянно. Например, ему нужно взять в руки предмет. Если предмет очень большой, а ребенок берет его одной рукой, предмет этот выскальзывает из рук, падает. Малышу надо достать игрушку, которая лежит высоко на полке. Он встает на носочки, прыгает, стараясь дотянуться. Не добившись успеха, начинает плакать, не умея объяснить, что нужная игрушка лежит высоко.
Ребенок пускает в озерце кораблик. Кораблик уплыл на середину озера, и малыш с помощью палки пытается достать игрушку. Палка явно коротка, но он все равно старается дотянуться и в итоге падает в воду. Подобных примеров можно привести множество.
Научить ребенка правильно воспринимать величину предметов — значит обеспечить ориентировку в окружающем предметном мире, большую самостоятельность и предотвратить многие не всегда безопасные действия.
Детям дошкольного возраста (особенно младшего дошкольного возраста) зачастую очень трудно дифференцировать разные параметры величины, т. е. отличать длину от высоты, ширину от толщины и т. д., а тем более обозначать эти параметры словом. Например, ребенок пытается провести машину в ворота, которые явно уже машины. Ворота падают. «Потому что машина вот какая (малыш разводит руки в стороны), а ворота короткие»,— объясняет он. Другой ребенок не может завязать мишке бант из короткой ленточки и обращается к взрослому: «Эта ленточка немножко маленькая, дай мне пошире».
Очень часто сами взрослые, пользуясь неточными словами для обозначения величины предметов, сбивают ребенка. Так, длинную ленту часто называют большой; высокий дом — большим, а длинную пятиэтажку — маленькой и т. д. Однако, когда дело касается выделения какой-то значимой для человека характеристики предмета, он никогда не будет пользоваться универсальными «большой — маленький». Например, если платье короче, чем надо, никто не скажет, что оно меньше, чем надо. Употребляя только два слова «большой — маленький», мы закрепляем у детей неверное представление о величине предметов, которое в дальнейшем не только препятствует математическому развитию ребенка, но и развитию его мышления в целом.
В общении с детьми взрослый должен следить за четкостью словесных определений величины предметов. Воспринимая предметы, ребенок младшего и среднего дошкольного возраста учитывает, как правило, лишь один из параметров величины, в первую очередь высоту, что и приводит его зачастую к неверным оценкам и к невозможности сопоставить по величине предметы разной формы или по-разному расположенные в пространстве. Приведем пример. На столе перед ребенком ставятся два одинаковых стаканчика, доверху наполненных водой. Здесь же два пустых прозрачных сосуда: один широкий и низкий, другой узкий и высокий. Взрослый обращает внимание ребенка на одинаковость стаканчиков, подчеркивает, что воды поровну в том и другом, дожидается подтверждения этого ребенком и тут же на глазах у него переливает воду из одного стаканчика в сосуд низкий, а из другого — в высокий сосуд. Уровень воды в том и другом сосудах резко различен. Пустые стаканчики стоят рядом, напоминая ребенку начальный момент операции. Взрослый задает ребенку вопрос: «Где меньше воды? Где больше? Может быть, поровну?» При ответе на этот вопрос большинство дошкольников указывают на высокий, узкий сосуд, утверждая, что воды в нем больше.
В этой задаче проявляются, безусловно, не только уровень представлений о величине предметов, но и уровень мышления ребенка.
Чтобы дошкольник мог самостоятельно, без подсказки взрослого, решить эту и другие мыслительные задачи, он должен не только овладеть дифференцированным восприятием величины предметов, но и способами соизмерения величины предметов. Поэтому формированию представлений о величине предметов и пониманию отношений «длиннее — короче», «шире — уже», «выше — ниже» надо уделять особое внимание. Усвоение ребенком этих знаний должно происходить в процессе деятельности, действий с различными вещами, ибо, как писал великий чешский педагог Я. А. Коменский, «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами». Источником знаний он считал непосредственное чувственное восприятие вещей: «Начало познания, необходимо, всегда вытекает из ощущений (ведь нет ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях). А потому следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними».
Мы уже сказали, что наличие четких представлений о величине предметов помогает ребенку во многих жизненных ситуациях, облегчает ориентировку в окружающем его мире.
Вместе с тем соотнесение величин предметов — это путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому. Именно от практического сравнения величины предметов идет путь малыша к познанию количественных отношений «больше — меньше», «равенство — неравенство», что является необходимым условием развития ребенка.