Главные вкладки
Румянцева Татьяна Владимировна
Презентационная аннотация методической разработки учителя на тему:
«ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ»
(на материале тематических групп терминологической лексики)
Реальность современного образования – это обучение иностранных учащихся в одном классе с российскими школьниками. Учитывается, что содержание образовательной программы по русскому языку не соответствует требованиям обучения иностранных детей в российских школах. Педагоги не владеют методикой преподавания русского языка как иностранного и вынуждены самостоятельно искать выход из затруднительного положения. Низкий уровень владения русским языком не позволяет иностранным учащимся усвоить школьную образовательную программу в нужном объёме.
Возникшая потребность способствовала созданию для такой категории учащихся учебного модуля для изучения РКИ и успешного его использования в устной и письменной речи при обучении в школе.
Целью пособия является создание практикума по обучению иностранных учащихся категории рода в русском языке.
Рецензенты: Панфилова Людмила Генриховна, эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук.
Степихова В.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО.
В предлагаемом пособии представлена система упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических навыков иностранных учащихся на начальном этапе обучения, которая разделена на три этапа обучения: I этап наблюдательный (упражнения на наблюдение, анализ и осмысление языковых единиц), II этап формирования грамматических речевых навыков (имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивно-продуктивные упражнения), III этап развития речевых умений (мотивационно-ситуативные упражнения).
В основу формирования лингвистической компетенции на материале грамматической категории рода положены тематические признаки, учитывая количество существительных того или иного рода в составе выявленных тематических групп. При распределении заданий по тематическим группам, сначала были представлены существительные только мужского рода («Элементарные частицы»), затем существительные только женского рода («Жидкие вещества»), далее – только среднего рода («Философские категории»), также существительные и мужского и женского рода («Органы системы пищеварения») и, наконец, существительные и мужского, и женского, и среднего рода («Части верхних конечностей», «Части нижних конечностей», «Части внутренних органов», «Части строения растений») и др.
Такая методическая концепция, которая имеет одинаковый грамматический род, доказывает целесообразность соединения тематического и формально-структурного подходов в определении родовой принадлежности существительных на начальном этапе обучения иностранцев русскому языку. В пособии имеется 3 приложения.
Оценкой результативности представленного опыта служит уровень формирования УУД, достижения моих обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Показателем также является востребованность моего профессионального опыта педагогическим сообществом.