ЛОГОПЕД-РОДИТЕЛЯМ!

Владимирова Анна Николаевна

Работа с родителями-одно из главных условий успешной работы учителя-логопеда. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx103.18 КБ
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

  Ребёнок плохо говоритhttp://www.mk.ru/upload/entities/2016/01/17/articlesImages/image/39/4e/62/f4/4338748_3526097.jpg

             ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ

В последнее время российские логопеды бьют тревогу: количество детей с дефектами речи, по наблюдениям специалистов, возросло в разы.

Если у человека есть проблемы с мозговым кровообращением, то, конечно, наряду с психическими отклонениями у человека могут быть и дефекты речи.

И связано это, как бы банально это ни звучало, с проблемами со здоровьем у их родителей. А как по-другому? Любые проблемы с речью, которые не связаны напрямую с физическим дефектом, как, например, с ринолалией (расщелиной мягкого и твердого неба.) или короткой подъязычной связкой (уздечкой), могут происходить из-за нарушений центральной нервной системы вследствие слабого здоровья их родителей.

Все может зависеть от состояния беременной женщины?

Не только от самочувствия беременных женщин, а и от здоровья даже потенциальных родителей. Многие ведь как думают: да я пробовал такой-то препарат сто лет назад, все уже выветрилось. Ан нет, никакие сроки давности не смогут дать гарантию, что не будет последствий, в том числе и для будущих детей. Так и получается, что внешне физически крепкий новорожденный может иметь проблемы с ЦНС.

Поменялись ли основные логопедические проблемы за последние десятилетия?

Расширился спектр нарушений. Говоря о детях без грубых патологий, можно отметить такую деталь: у многих ребят есть трудности с коррекцией нарушений звукопроизношения. То есть звуки довольно быстро ставятся, но закрепляются в речи долго. Другими словами, трудно формируется новый речевой навык. Звук «р», например, ставится в считаные дни, иногда недели. И, по идее, после этого ребенок должен забыть, что такое логопед. Однако сейчас у многих детей после определенного перерыва в занятиях пропадают полученные речевые навыки. Сейчас все чаще и чаще встречаются нарушения тонуса мышц (в частности снижение), в том числе и лицевых. По внешним признакам — это «кругленький» ротик. Смотрится мило, а вот коррекцию звукопроизношения затрудняет.

В каком возрасте сейчас чаще происходит развитие логопедических проблем?

Это сложно определить, и вот по какой причине: сейчас активно бытует мнение, что до пяти лет проблемы с речью имеют место быть и исправлять их нужды нет. И к врачам ребенка вести тоже до 5 лет нет смысла. Это в корне неправильно. В возрасте пяти лет ставят только звуки. Не выговаривает ребенок звук «р», это исправимо и довольно быстро. А вот тяжелые речевые нарушения должны выявляться как можно раньше. Если затянуть, проблемы могут остаться.

У современных детей и речь стала формироваться позже, чем у старшего поколения, и это нормально ?

Ненормально. Просто сейчас стало все больше и больше детей с задержками психо-речевого развития различного генеза. И надо помнить, что к двум годам ребенок в норме должен говорить. Не начать произносить первые слова, а говорить уже предложениями, пусть и примитивными. Если в этом возрасте он не говорит, то страшного ничего нет. Но я бы все же советовала родителям обратиться к специалистам. Посетить невролога, психиатра и хорошего логопеда.

 Сейчас дети и до 3,5 года не говорят. Это  нормально?

В этом возрасте ребенок уже должен говорить как мы с вами. Он может не выговаривать «р» и «л», но в этом возрасте речь должна быть. Бывают случаи, когда ребенок молчит до 3–4 лет, а потом начинает говорить предложениями. Однако задержка все же имела место, а чем она была вызвана и не отразится ли это на будущем развитии ребенка, неплохо бы было выяснить.

Может ли вакцинация дополнительно спровоцировать задержку речи?

Безусловно, может. При любых патологиях головного мозга прививки категорически противопоказаны. Кроме этого, здоровье новорожденных может быть изначально слабым. И перед тем как начинать вакцинировать ребенка, необходимо полностью его обследовать. Это тоже не стопроцентная гарантия, что прививки никак не скажутся на развитии. Но если родители за вакцинацию, надо принять все меры, чтобы обезопасить своих детей.

Есть ли взаимосвязь между речью и фактом посещения детского сада? Сейчас ведь многие мамы придерживаются позиции, что если есть возможность избежать посещения садов, то это надо делать.

Позиция мам ясна — многим детям сады не нравятся, туда идти они не хотят, плачут, а мамам своих малышей жалко. Но, по моему мнению, детские сады — это благо и в плане развития речи, и в плане развития коммуникативных навыков. Возьмем, к примеру, обычную детскую драку. Сцепились дети, подубасили друг друга. Это плохо или хорошо? Скажем так, тот, кто напал первым, поступил плохо, тот, кто защищался, — допустимо. И это надо до детей донести в юном возрасте.

Для малышей с дефектами речи детский коллектив, где ребята большей частью говорят четко и правильно, только во благо?

Возьмем для примера деток с заиканием: если ребенка с этим дефектом речи ввести в обычную группу, есть вероятность того, что через некоторое время заикаться начнут и другие детишки. Такая интересная закономерность. Поэтому ребенка с нарушением речи лучше определять в логопедические сады или группы. Тем более что там с ними будут работать специалисты.

Могут ли вызвать задержку речи столь любимые детьми гаджеты?

 Могут, конечно. Есть санитарные нормы и для школьников, и для дошколят. 15 минут в день — лимит на просмотр телевизора, гаджетов. А если ребенок после болезни, то и это время урезается, потому что он и так ослаблен и более утомляем. На ночь вообще необходимо все гаджеты исключить. И по поводу так любимых детьми компьютерных игр. Есть очень много хороших, безопасных для психики и более полезных для развития аналогов. Это настольные игры. При помощи их и речь можно развивать. Конечно, это будет требовать затрат времени родителей, уставших после работы. Но здесь надо выбирать: здоровый ребенок или компьютерный зомби. Кстати, вы не замечали, что у детей, которые уставились в электронные стекляшки, и глаза визуально стекленеют?

— К каким неприятностям во взрослом возрасте могут привести проблемы с речью?

Если мы опустим проблемы с ЦНС со всеми вытекающими последствиями, то и остальные «здоровые» дефекты речи могут привести, например, к абсолютно ненужным комплексам. Одно дело, когда милый карапуз, шепелявя, называет свою подружку по садику «Мафа», а другое, когда взрослый мужчина так говорит. Многие ведь склонны связывать свои недостатки с неудачами в личной жизни. Поссорилась девушка со своим молодым человеком, пострадала и забыла. А если она картавит? Могут возникнуть ненужные ассоциации: может, все дело в моей речи? Так и до депрессии недалеко. Не говоря уже о том, что существует ряд профессий, связанных с необходимостью ясной и четкой речи: юристы, корреспонденты на телевидении и так далее. И подросток может переживать, что его речевой недостаток, возможно, помешает ему в выборе нужной специальности. А учитывая то, что многие проблемы с речью решаются довольно просто, мой совет — лучше не затягивать с обращением к логопеду.



Предварительный просмотр:

     

В старшей группе детского сада, куда ходит мой сын, половина детей говорит так, что понять их могут лишь родители. «Как же они будут учиться, ведь через год им в школу?» - всякий раз недоумеваю я, слыша невнятную речь пятилеток. 

СКОЛЬКО МОЖНО КАРТАВИТЬ?

- Если речь не выправится, плохо будут учиться, - говорит сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями обучения Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Алексеевна Киселева. - Трудности в письме и чтении практически обеспечены. 4,5 - 5 лет - это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.

Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4 - 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.

НУЖНА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТА

  Если в 2 - 3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака».

  Если к 3 - 4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова.

  Если ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

ЧТО НЕОБХОДИМО УМЕТЬ К ШКОЛЕ?

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком - по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет нужды специально высвобождать время для разговора с дитем. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение - это тоже повод обратиться к логопеду.
К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право - лево», вчера - сегодня.
Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит?

Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом.

Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые деревья, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено.
В пространственных значениях: право - лево, верх - низ и т. д. - шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как вчера - завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью исправить ее. Упражнения, которые предложила В. А. Чистякова, полезно делать и малышам - для профилактики логопедических проблем.
Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело.
А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус - все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма - фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д.

         Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж - разогревание своих ладошек.

Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку - пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую - фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений.
Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону?
Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома - ... (крыша) и т. д.

Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время кропотливого труда