Фарфор. Техника мазковой росписи

Минчик  Екатерина Александровна

Изысканный и хрупкий фарфор

«Осмотритесь около себя: около вас шелк, бархат, бронза, фарфор»

Гончаров И.А., Обрыв, 1869

 

Действительно, раньше фарфоровые изделия могли позволить себе только представители знати. Теперь же фарфоровые сервизы и статуэтки можно найти в любом доме. Фарфор имеет такую изысканность и тонкость, что чувствуешь, себя аристократом, когда выпиваешь чай или кофе из своей любимой фарфоровой кружечки.

Фарфор – это особый вид керамики. Ему свойственна белизна изделия, просвечиваемость, тонкость, при простукивании фарфор имеет тонкий мелодичный звук. Если всеми этими признаками обладает ваше изделие, то будьте уверены  - перед вами настоящий фарфор!

Фарфор, как и любое другое изделие из керамики с давних времен принято украшать.  В данном случае, хотела бы обратить ваше внимание на технику мазковой росписи. Особое внимание было обращено к ней в советское время. В разделе «Фотографии» представлены фарфоровые изделия в мазковой росписи, выпущенных на заводе в XX веке. Основными объектами, конечно же, являются цветы, как наиболее характерные и удобные по своей пластике для мазка.

Эта техника на протяжении многих лет остается традиционной. Несмотря на новые идеи художников-дизайнеров ИФЗ, традиционная мазковая роспись имеет свое место и спрос среди покупателей.

Фарфор расписывают специальными красками с добавлением скипидара и скипидарного масла и специальными фарфоровыми кисточками, далее изделие обжигают.

Однако чтобы хоть немножко прикоснуться к мазковой технике, необязательно иметь дома муфельную печь и фарфоровые краски. Достаточно просто взять обычные краски и лист цветного картона. Придумать свою композицию и адаптировать ее под мазковую технику. Более подробная информация представлена в презентации в разделе «Практическая работа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл farfor._tehnika_mazkovoy_rospisi.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фарфор. Техника мазковой росписи Подготовила: Минчик Екатерина Александровна, педагог Д.О. школы №580 Приморского района г. Санкт-Петербурга 2021 год

Слайд 2

Содержание: История развития фарфора в России; Продукция Императорского фарфорового завода (ИФЗ); Классические техники росписи фарфора; Техника мазковой росписи; Практическая часть; Работы обучающихся; Тезаурус.

Слайд 3

История развития фарфора в России Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать керамику . Керамика включает все разновидности художественных изделий из обожженной глины – фарфор, фаянс, майолику, терракоту, гончарные изделия.

Слайд 4

Русскому прикладному искусству присущи фаянсовые и майоликовые керамические изделия. Все существующее разнообразие заключается в обработке основного исходного материала. Это может быть глазурованный полив, это могут быть ангобы, это может быть рельефное скульптурное изображение по поверхности изделия. Но самым изящным керамическим материалом все-таки является фарфор . Мейсенский фарфор, сервировка стола

Слайд 5

Монета Банка России, создатель русского фарфора Д.И. Виноградов, к 300-летию со дня рождения (1720 ) В России активное изготовление фарфоровых изделий зарождается, когда под руководством Д.И. Виноградова был найден рецепт производства «белого золота».

Слайд 6

Создается первая отечественная фарфоровая фабрика - «Невская порцелиновая мануфактура» (далее Императорский фарфоровый завод) в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны. Завод стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Логотип ИФЗ в 1904 году

Слайд 7

В настоящее время ИФЗ выпускает около 4000 наименований изделий в широком диапазоне: от чайных, кофейных и столовых сервизов, жанровой и анималистической скульптуры, декоративных блюд - до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков главам зарубежных государств, призов крупнейших соревнований и фестивалей.

Слайд 8

Продукция ИФЗ Сервиз чайный «Зимняя сказка» Скульптура «Невская корюшка»

Слайд 9

Классические техники росписи фарфора Подглазурная Надглазурная Техника подглазурной росписи посуды из фарфора предполагает нанесение красок на готовое, но неглазурованное изделие. Обжиг выполняется только после того, как рисунок будет полностью нанесен. В надглазурной росписи краситель наносят на уже закрепленную эмаль, после чего выполняется обжиг при температуре 700-900°С. Сравнительно низкая температура обжига позволяет снизить требования к характеристикам красок. Надглазурная роспись сервизов из фарфора позволяет создавать разные рисунки с использованием как плавных и мягких линий, так и резких штрихов и мазков.

Слайд 10

Техника мазковой росписи Основывается на том, что краска на кисть набирается определенным образом, а мазок имеет определенную форму. Форма мазка бывает: круглой, остроконечной, волнистой.

Слайд 11

Практическая часть Материалы и инструменты: Образец, листы с упражнением, цветной картон, калька, круглая кисть(№ 2,5), гуашь/темпера, стакан, техническая салфетка, простой карандаш, ластик, палитра. Копирование и варьирование работы «Дары осени» в технике мазковой росписи

Слайд 12

Этапы работы Перед работой необходимо выполнить упражнение на основные элементы: яблоко, листики, корзинка, желуди. (Листы с упражнением подготавливаются учителем заранее) ! Правило работы с гуашью/темперой – плотный, яркий слой с небольшим добавлением воды на кисть.

Слайд 13

Этапы работы 2) После выполнения упражнения приступаем к основной работе на картоне. С помощью кальки необходимо сначала перенести рисунок на картон; 3) Начинаем с объектов, которые находятся на заднем плане, и постепенно переходим к переднему плану.

Слайд 14

Этапы работы 4) Кленовый лист заполняем заливкой с плавный переходом одного цвета к другому; 5) После полного высыхания приступаем к мелким деталям. ! – Очень важно, чтобы работа высохла перед нанесением мелких деталей.

Слайд 15

Этапы работы 6) На заключительном этапе сверить свою работу с образцом (заполнить оставшиеся пробелы, исправить допущенные ошибки). Образец

Слайд 16

Работы обучающихся

Слайд 17

Работы обучающихся

Слайд 18

Тезаурус Глазурь – покрывной стекловидный материал керамических изделий, применяемый в технике глазурования в защитных и декоративных целях. Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. Надглазурная роспись – наносится на белый, хорошо обожженный, глазурованный фарфор. Температура вторичного обжига (600-900°С) позволяет использовать практически неограниченную палитру, включая желтые и красные тона, которые обжигаются при более низкой температуре, золото и серебро. Подглазурная роспись – на неглазурованную поверхность наносятся тугоплавкие красители, получаемые из смеси тонкомолотых минеральных пигментов (окислов металлов) с порошкообразной глазурью, затем изделие покрывается глазурью и обжигается при температуре 1200-1600°С.

Слайд 19

Тезаурус Роспись красками – орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая фарфоровые изделия, тесно связанная с процессом производства. Различают несколько видов росписи фарфора. Фарфор (« порцелин » от итал. « porcellino ») – керамическая масса (и изделия из нее), изготовляемая из смеси глин и каолина с добавлением кварца, полевого шпата, пегматита и др., требует высокой (до 1500°С) температуры обжига. Изделия из фарфора имеют белый (редко – цветной, окрашенный), спекшийся, водонепроницаемый, без видимой пористости, «звонкий» черепок, просвечивающий в тонком слое (в отличие от фаянса).