Фарфор. Техника мазковой росписи
Изысканный и хрупкий фарфор
«Осмотритесь около себя: около вас шелк, бархат, бронза, фарфор»
Гончаров И.А., Обрыв, 1869
Действительно, раньше фарфоровые изделия могли позволить себе только представители знати. Теперь же фарфоровые сервизы и статуэтки можно найти в любом доме. Фарфор имеет такую изысканность и тонкость, что чувствуешь, себя аристократом, когда выпиваешь чай или кофе из своей любимой фарфоровой кружечки.
Фарфор – это особый вид керамики. Ему свойственна белизна изделия, просвечиваемость, тонкость, при простукивании фарфор имеет тонкий мелодичный звук. Если всеми этими признаками обладает ваше изделие, то будьте уверены - перед вами настоящий фарфор!
Фарфор, как и любое другое изделие из керамики с давних времен принято украшать. В данном случае, хотела бы обратить ваше внимание на технику мазковой росписи. Особое внимание было обращено к ней в советское время. В разделе «Фотографии» представлены фарфоровые изделия в мазковой росписи, выпущенных на заводе в XX веке. Основными объектами, конечно же, являются цветы, как наиболее характерные и удобные по своей пластике для мазка.
Эта техника на протяжении многих лет остается традиционной. Несмотря на новые идеи художников-дизайнеров ИФЗ, традиционная мазковая роспись имеет свое место и спрос среди покупателей.
Фарфор расписывают специальными красками с добавлением скипидара и скипидарного масла и специальными фарфоровыми кисточками, далее изделие обжигают.
Однако чтобы хоть немножко прикоснуться к мазковой технике, необязательно иметь дома муфельную печь и фарфоровые краски. Достаточно просто взять обычные краски и лист цветного картона. Придумать свою композицию и адаптировать ее под мазковую технику. Более подробная информация представлена в презентации в разделе «Практическая работа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
farfor._tehnika_mazkovoy_rospisi.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: История развития фарфора в России; Продукция Императорского фарфорового завода (ИФЗ); Классические техники росписи фарфора; Техника мазковой росписи; Практическая часть; Работы обучающихся; Тезаурус.
История развития фарфора в России Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать керамику . Керамика включает все разновидности художественных изделий из обожженной глины – фарфор, фаянс, майолику, терракоту, гончарные изделия.
Русскому прикладному искусству присущи фаянсовые и майоликовые керамические изделия. Все существующее разнообразие заключается в обработке основного исходного материала. Это может быть глазурованный полив, это могут быть ангобы, это может быть рельефное скульптурное изображение по поверхности изделия. Но самым изящным керамическим материалом все-таки является фарфор . Мейсенский фарфор, сервировка стола
Монета Банка России, создатель русского фарфора Д.И. Виноградов, к 300-летию со дня рождения (1720 ) В России активное изготовление фарфоровых изделий зарождается, когда под руководством Д.И. Виноградова был найден рецепт производства «белого золота».
Создается первая отечественная фарфоровая фабрика - «Невская порцелиновая мануфактура» (далее Императорский фарфоровый завод) в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны. Завод стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Логотип ИФЗ в 1904 году
В настоящее время ИФЗ выпускает около 4000 наименований изделий в широком диапазоне: от чайных, кофейных и столовых сервизов, жанровой и анималистической скульптуры, декоративных блюд - до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков главам зарубежных государств, призов крупнейших соревнований и фестивалей.
Продукция ИФЗ Сервиз чайный «Зимняя сказка» Скульптура «Невская корюшка»
Классические техники росписи фарфора Подглазурная Надглазурная Техника подглазурной росписи посуды из фарфора предполагает нанесение красок на готовое, но неглазурованное изделие. Обжиг выполняется только после того, как рисунок будет полностью нанесен. В надглазурной росписи краситель наносят на уже закрепленную эмаль, после чего выполняется обжиг при температуре 700-900°С. Сравнительно низкая температура обжига позволяет снизить требования к характеристикам красок. Надглазурная роспись сервизов из фарфора позволяет создавать разные рисунки с использованием как плавных и мягких линий, так и резких штрихов и мазков.
Техника мазковой росписи Основывается на том, что краска на кисть набирается определенным образом, а мазок имеет определенную форму. Форма мазка бывает: круглой, остроконечной, волнистой.
Практическая часть Материалы и инструменты: Образец, листы с упражнением, цветной картон, калька, круглая кисть(№ 2,5), гуашь/темпера, стакан, техническая салфетка, простой карандаш, ластик, палитра. Копирование и варьирование работы «Дары осени» в технике мазковой росписи
Этапы работы Перед работой необходимо выполнить упражнение на основные элементы: яблоко, листики, корзинка, желуди. (Листы с упражнением подготавливаются учителем заранее) ! Правило работы с гуашью/темперой – плотный, яркий слой с небольшим добавлением воды на кисть.
Этапы работы 2) После выполнения упражнения приступаем к основной работе на картоне. С помощью кальки необходимо сначала перенести рисунок на картон; 3) Начинаем с объектов, которые находятся на заднем плане, и постепенно переходим к переднему плану.
Этапы работы 4) Кленовый лист заполняем заливкой с плавный переходом одного цвета к другому; 5) После полного высыхания приступаем к мелким деталям. ! – Очень важно, чтобы работа высохла перед нанесением мелких деталей.
Этапы работы 6) На заключительном этапе сверить свою работу с образцом (заполнить оставшиеся пробелы, исправить допущенные ошибки). Образец
Работы обучающихся
Работы обучающихся
Тезаурус Глазурь – покрывной стекловидный материал керамических изделий, применяемый в технике глазурования в защитных и декоративных целях. Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. Надглазурная роспись – наносится на белый, хорошо обожженный, глазурованный фарфор. Температура вторичного обжига (600-900°С) позволяет использовать практически неограниченную палитру, включая желтые и красные тона, которые обжигаются при более низкой температуре, золото и серебро. Подглазурная роспись – на неглазурованную поверхность наносятся тугоплавкие красители, получаемые из смеси тонкомолотых минеральных пигментов (окислов металлов) с порошкообразной глазурью, затем изделие покрывается глазурью и обжигается при температуре 1200-1600°С.
Тезаурус Роспись красками – орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая фарфоровые изделия, тесно связанная с процессом производства. Различают несколько видов росписи фарфора. Фарфор (« порцелин » от итал. « porcellino ») – керамическая масса (и изделия из нее), изготовляемая из смеси глин и каолина с добавлением кварца, полевого шпата, пегматита и др., требует высокой (до 1500°С) температуры обжига. Изделия из фарфора имеют белый (редко – цветной, окрашенный), спекшийся, водонепроницаемый, без видимой пористости, «звонкий» черепок, просвечивающий в тонком слое (в отличие от фаянса).