Работа с дошкольниками
Гимнастика для мозга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гимнастика для мозга | 214.45 КБ |
Игры на развития межполушарных связей | 536.02 КБ |
Комплекс кинезиологических упражнений | 540.18 КБ |
Упражнения для развития графомоторных навыков | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
«ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА»
Комплекс «Гимнастика мозга», которые можно выполнять с дошкольниками 4 – 7 лет.
- Упражнения движения, пересекающие среднюю линию тела
Данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Они так же улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.
- Упражнение «Перекрестные шаги»
Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте (Рис. 2).
Рис.2 Упражнение «Перекрестные шаги»
- Упражнение «Ленивая восьмерка»
Нарисуйте большим пальцем вытянутой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение начинайте влево вверх, против часовой стрелки. Сделайте это 3 раза, затем сделайте то же самое другой рукой. Затем повторите всё упражнение правой и левой рукой ещё 3 раза. После этого соедините ладони «в замок» (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными) и выполните упражнение ещё 3 раза (Рис.3).
Рис.3 Упражнение «Ленивая восьмерка»
- Упражнение «Двойной рисунок»
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны (Рис.4).
Рис.4 Упражнение «Двойной рисунок».
- Упражнения, повышающие энергию тела
Данные упражнения улучшает внимание, способность к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы, восприятию информации.
- Упражнение «Энергетическая зевота»
Изображая зевание, плотно закройте глаза и массируйте зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания. Делайте в течении 1 -2 минут (Рис.5).
Рис.5 Упражнение «Энергетическая зевота».
- Упражнение «Кнопки мозга»
Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки (Рис.6).
Рис.6 Упражнение «Кнопки мозга»
- Упражнение «Кнопки Земли»
Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох (Рис.7).
Рис. 7 Упражнение «Кнопки Земли»
- Упражнения, растягивающие мышцы тела
Данные упражнения направлены на улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.
- Упражнение «Активизация рук»
Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки. Правую руку положите на левую ниже локтя. Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырех сторон, относительно головы: вперед, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться. Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела. Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы. Повторите упражнение со второй рукой (Рис.8).
Рис.8 Упражнение «Активизация рук»
- Упражнение «Сова»
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой (Рис.9).
Рис.9 Упражнение «Сова»
- Упражнение «Заземлитель»
Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге (Рис.10).
Рис.10 Упражнение «Заземлитель»
- Упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение
Данные упражнения повышают способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимают стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.
- Упражнение «Позитивные точки»
Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Используйте достаточно легкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держите примерно минуту до легкой пульсации под пальцами (Рис.11).
- Упражнение «Шляпа мышления»
Большими и указательными пальцами обеих рук оттяните уши немного назад, расправляя их. Начните с верхнего края уха и, массируя их, спускайтесь постепенно вниз, до кончиков мочки уха. Повторяйте упражнение не менее трёх раз (Рис 11).
Рис.11 Упражнения «Позитивные точки», «Шляпа мышления»
- Упражнение «Крюки»
Упражнение состоит из двух частей. Первая часть: крестите лодыжки. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к грудине (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к грудине). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и расслабляйте язык на выдохе.
Вторая часть: когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй, расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудиной. Продолжайте глубоко дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе. (Рис.12).
Рис.12 Упражнение «Крюки»
В работе с детьми рекомендуется системно применять упражнения «Гимнастики мозга» для тренинга определенных функций. Ее можно применять как пятиминутку между занятиями в детском саду или как физкультурные занятие все будет зависеть, какой конечный результат планируете получить.
Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и решить проблему неуспешности ребенка.
Используемая литература:
- Гимнастика мозга (Гимнастика ума) [Электронный ресурс]: СоДействие центр практической психологии – Режим доступа:http://kinhelp.ru/gimnastika-mozga-gimnastika-uma/ Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом.рф – Режим доступа:http://tao-online.net/gimnastika-mozga/. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / Brain Gym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет – Режим доступа:http://stf-smtu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141
2. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка? [Электронный ресурс]: Дети Будущего – Режим доступа:http://www.deti-budushego.com/node/217. Упражнения Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология – Режим
Предварительный просмотр:
Веселые упражнения для дошкольников
на развитие межполушарных связей с предметами и без предметов.
Простые и забавные упражнения для развития правого полушария и межполушарных связей, снятия нервного напряжения и стимулирования работы мозга:
«Скорая помощь».
Снимает эмоциональное напряжение. Улучшает работоспособность.
Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.
Получается, что надо одновременно делать несколько дел: видеть сразу 2 строки, произносить букву и двигать руками. Трудно может быть в первый раз, а потом даже дети справляются. Лучше делать стоя.
Удобно, если эти буквы располагаются не на столе, а на стене. Так удобнее смотреть и делать. Можно сделать несколько вариантов табличек и периодически их менять.
АБВГД ЕЖЗИК ЛМНОП
ЛППВЛ ВЛПВЛ ЛПЛЛП
Игра «Hoc — пол — потолок»
Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности
Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то, что называет взрослый, игнорируя его показывание.
Игра «Колено – локоть»
Цель: активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно- обусловленный уровень мышления.
Методика проведения: Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Упражнение «Колечко».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
Упражнение «Лезгинка».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-
8 раз).
Упражнение «Замок».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
Упражнение «Ухо-нос».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
«Червячок в яблочке»
Цель: повышение тонуса и активизация; самоконтроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:
Червяк дорогу сверху вниз
В огромном яблоке прогрыз.
Игра «Забавные палочки».
Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание.
Материал: счетные палочки.
Методика проведения: Педагог просит выкладывать одновременно двумя руками фигуры, объекты, ряды (по схеме и инструкции).
Дети, сидя за рабочим местом и выполняют задание обеими руками одновременно.
1.Фигуры 2. Схематические рисунки
Игра «Веселые мячики»
Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленького мяча. По команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные вправо, влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.
Игра «Передай обруч»
Цель: развитие координации движений, последовательность действий, развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: Дети стоят в кругу взявшись за руки. Обруч надет на руки. Нужно пролезть в обруч так, чтобы обруч оказался, с другой стороны, не расцепляя рук. Можно включить музыкальное сопровождение.
Игра «Почеши мне спинку»
Цель: развитие внимания, зрительного и телесного восприятия.
Материал: карточки с буквами и цифрами.
Методика проведения: один ребёнок берет карточку и «рисует» пальцем на спине другого букву или цифру, изображенную на карточке. Другой ребенок отгадывает, что же было изображено. В данную игру будет интересно играть не только в процессе проведения индивидуального занятия, но и в группе с большим количеством детей.
Игра «Замочек».
Цель: развитие внимания, активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.
Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.
«Разложи предметы»
Цель: игра поможет ребенку научиться ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов.
Инструкция: «Представь, что ты работаешь помощником продавца. Чтобы покупатели лучше видели товар, попробуй разложить его разными способами:
-Положи карандаш на тетрадь.
-Положи тетрадь на карандаш.
-Положи карандаш между ластиком и тетрадью.
-Положи карандаш так, чтобы он одновременно оказался под тетрадью и ластиком.
-Положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради.
-Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика.
-Положи карандаш справа от тетради и ластик.
«Разноцветные башни»
Цель: развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, межполушарное взаимодействие.
Материалы: пластилин для основы, бамбуковые шпажки, разноцветные бусины или соломинки для коктейля, нарезанные на части
Методика проведения: предложить ребенку нанизывать бусы на шпажки сначала правой рукой, затем левой, обеими руками в случайном порядке или по образцу, соблюдая определенную последовательность в выборе цвета.
Игра: с мячом «Месяцы и дни недели».
Цель: Развитие памяти, мышления и внимания.
Материал: Мячик.
Методика: Ребенок и взрослый кидают большой мяч друг другу. Если звучит название месяца, мяч надо поймать. Если называются дни недели, то мяч не ловится.
Игра «Накорми птичку
Цель: развитие межполушарных связей.
Материал: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).
Методика: Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую двумя руками одновременно. Для разминки можно предложить выполнить сначала правой рукой, потом левой рукой.
Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.
Варианты усложнения задачи:
Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.
Игра «Продолжи узор» (с камешками)
Цель: создать условия для понимания последовательности, развить умение находить закономерности, развить воображение, связную речь и мелкую моторику рук, приучить к исследовательской деятельности, снять тревожность, агрессивность и страхи, способствовать расслаблению.
Инструкция. Выбери самые красивые камушки. Рассмотри их и скажи, чем они тебе понравились. Раздели камушки на кучки. Какие кучки у тебя получились? Разложи камушки дорожками. Сделай так, чтобы одна дорожка была больше другой (или одинакового размера). Разложи камушки в следующем порядке: один большой, один маленький (два маленьких); один синий, три зеленых и т. д. Разложи камушки в виде известных тебе геометрических фигур. Создай из камушков свой рисунок: солнце, дом, дерево, забор, кот, человечек и др.
Предварительный просмотр:
Комплекс кинезиологических упражнений
для координации работы глаз и рук
(использованы упражнения П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк)
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6 - 8 недель по 15 – 20 минут.
Цель: улучшение навыков письма, интеграция работы глаз и рук, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков.
1. Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.
2. Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.
3. Крылья. Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согните локти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.
4. Рисующий слон. Исходное положение – стоя или сидя. Колени слегка согните. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.
5. Сидя, обхватите левой рукой запястье правой руки и массируйте руку. Повторите то же самое с правой рукой.
6. Сидя, соедините руки на уровне глаз. Носом прочертите линию от одной ладони по руке к плечу. Затем впереди вычертите окружность. Теперь следуйте по второй руке. Повторите в другую сторону.
7. Лежа на спине, обнимите руками одно колено, прижимая его к груди. Вторая нога – в расслабленном состоянии. Представьте, что глаза связаны с бедрами. Дышите глубоко. Пусть подколенные сухожилия хорошо растянутся.
Комплекс кинезиологических упражнений
для интеграции визуальной и аудиальной модальности
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут. Цель: формирование зрительного и слухового восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти, интеграция визуальной и аудиальной модальностей.
1. Сидя или лежа, выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте упражнение, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темные предметы, затем только светлые.
2. Сидя или лежа, закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, будто ловите солнечный свет. Посмотрите на солнечный луч с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
3. Сидя, расположите ноги врозь, расслабьте колени. Обнимите руками голову со стороны затылка, касаясь правой рукой левого уха и левой рукой правого. Пальцами выдвигайте затылок вперед. Закройте глаза и расположите голову на руках. Раскачиваясь из стороны в сторону, глубоко дышите, помещая голову в «колыбель». Почувствуйте, что ваше тело – это опора.
4. Сидя, кончики выпрямленных вместе пальцев правой руки подведите к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак. В следующий миг сожмите пальцы правой руки, растяните пальцы левой руки и подведите кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторите эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делайте через рот при каждой смене рук.
5. Раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делайте спокойно, не торопясь. Потом сделайте то же самое для правой руки.
6. Ребенку предлагаются цифры, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и др. Ребенок должен ощупать цифру, назвать ее вслух и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить воспитаннику самому вылепить из пластилина цифры. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3 - 4 цифр на основе их осязания. Последующий этап тренировки – буквы вычерчиваются в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
7. Сложите большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижмите друг к другу, сгибая в наружную сторону. Это же упражнение сделайте для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавите последовательно на основания каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
8. Одновременно двумя руками вычертите в воздухе в зеркальном отражении информацию, которую необходимо запомнить (цифры, слова и т.д.). Одновременно с промахиванием проговорите эту же информацию.
Веселые упражнения для дошкольников
на развитие межполушарных связей с предметами и без предметов.
Простые и забавные упражнения для развития правого полушария и межполушарных связей, снятия нервного напряжения и стимулирования работы мозга:
«Скорая помощь».
Снимает эмоциональное напряжение. Улучшает работоспособность.
Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.
Получается, что надо одновременно делать несколько дел: видеть сразу 2 строки, произносить букву и двигать руками. Трудно может быть в первый раз, а потом даже дети справляются. Лучше делать стоя.
Удобно, если эти буквы располагаются не на столе, а на стене. Так удобнее смотреть и делать. Можно сделать несколько вариантов табличек и периодически их менять.
АБВГД ЕЖЗИК ЛМНОП
ЛППВЛ ВЛПВЛ ЛПЛЛП
Игра «Hoc — пол — потолок»
Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности
Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то, что называет взрослый, игнорируя его показывание.
Игра «Колено – локоть»
Цель: активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно- обусловленный уровень мышления.
Методика проведения: Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Упражнение «Колечко».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
Упражнение «Лезгинка».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-
8 раз).
Упражнение «Замок».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
Упражнение «Ухо-нос».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
«Червячок в яблочке»
Цель: повышение тонуса и активизация; самоконтроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:
Червяк дорогу сверху вниз
В огромном яблоке прогрыз.
Игра «Забавные палочки».
Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание.
Материал: счетные палочки.
Методика проведения: Педагог просит выкладывать одновременно двумя руками фигуры, объекты, ряды (по схеме и инструкции).
Дети, сидя за рабочим местом и выполняют задание обеими руками одновременно.
1.Фигуры 2. Схематические рисунки
Игра «Веселые мячики»
Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленького мяча. По команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные вправо, влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.
Игра «Передай обруч»
Цель: развитие координации движений, последовательность действий, развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: Дети стоят в кругу взявшись за руки. Обруч надет на руки. Нужно пролезть в обруч так, чтобы обруч оказался, с другой стороны, не расцепляя рук. Можно включить музыкальное сопровождение.
Игра «Почеши мне спинку»
Цель: развитие внимания, зрительного и телесного восприятия.
Материал: карточки с буквами и цифрами.
Методика проведения: один ребёнок берет карточку и «рисует» пальцем на спине другого букву или цифру, изображенную на карточке. Другой ребенок отгадывает, что же было изображено. В данную игру будет интересно играть не только в процессе проведения индивидуального занятия, но и в группе с большим количеством детей.
Игра «Замочек».
Цель: развитие внимания, активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.
Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.
«Разложи предметы»
Цель: игра поможет ребенку научиться ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов.
Инструкция: «Представь, что ты работаешь помощником продавца. Чтобы покупатели лучше видели товар, попробуй разложить его разными способами:
-Положи карандаш на тетрадь.
-Положи тетрадь на карандаш.
-Положи карандаш между ластиком и тетрадью.
-Положи карандаш так, чтобы он одновременно оказался под тетрадью и ластиком.
-Положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради.
-Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика.
-Положи карандаш справа от тетради и ластик.
«Разноцветные башни»
Цель: развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, межполушарное взаимодействие.
Материалы: пластилин для основы, бамбуковые шпажки, разноцветные бусины или соломинки для коктейля, нарезанные на части
Методика проведения: предложить ребенку нанизывать бусы на шпажки сначала правой рукой, затем левой, обеими руками в случайном порядке или по образцу, соблюдая определенную последовательность в выборе цвета.
Игра: с мячом «Месяцы и дни недели».
Цель: Развитие памяти, мышления и внимания.
Материал: Мячик.
Методика: Ребенок и взрослый кидают большой мяч друг другу. Если звучит название месяца, мяч надо поймать. Если называются дни недели, то мяч не ловится.
Игра «Накорми птичку
Цель: развитие межполушарных связей.
Материал: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).
Методика: Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую двумя руками одновременно. Для разминки можно предложить выполнить сначала правой рукой, потом левой рукой.
Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.
Варианты усложнения задачи:
Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.
Игра «Продолжи узор» (с камешками)
Цель: создать условия для понимания последовательности, развить умение находить закономерности, развить воображение, связную речь и мелкую моторику рук, приучить к исследовательской деятельности, снять тревожность, агрессивность и страхи, способствовать расслаблению.
Инструкция. Выбери самые красивые камушки. Рассмотри их и скажи, чем они тебе понравились. Раздели камушки на кучки. Какие кучки у тебя получились? Разложи камушки дорожками. Сделай так, чтобы одна дорожка была больше другой (или одинакового размера). Разложи камушки в следующем порядке: один большой, один маленький (два маленьких); один синий, три зеленых и т. д. Разложи камушки в виде известных тебе геометрических фигур. Создай из камушков свой рисунок: солнце, дом, дерево, забор, кот, человечек и др.