Обучающие игры на уроках английского
Игра – одна из важнейших форм релаксации и основная форма обучения английскому языку детей младшего возраста.
Доказано, что игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей, так как создается доброжелательная атмосфера и ситуация успеха. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развивается внимание, память, мышление, творческие способности. Использование игровой технологии всегда даёт хорошие результаты, повышает и поддерживает интерес к предмету. В зависимости от целей и задач урока используются различные игры, в процессе закрепления учебного материала, на этапе активизации в речи учащихся. Игра на уроках иностранного языка – это не просто коллективное развлечение, а основой способ решения определенных задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
Можно сформулировать следующие требования к игре как к приему обучения.
Требования к игре как особому виду детской деятельности:
- обязательное осознание детьми игрового результата;
- осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;
- возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком.
Требования к игре как способу достижения задач обучения:
- необходимость точного определения формирования навыка, умения, которое отсутствовало у ребенка до проведения игры, и которые он приобрел в процессе игры;
- необходимость мысленного усилия.
В зависимости от целей и задач урока используются различные игры.
Игры, предлагаемые ниже, на различие английских букв и слов, на развитие мышления и логической памяти могут быть использованы в общеобразовательных школах.
Условно игры можно разделить на три типа.
I. Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, фонематического слуха, умения концентрироваться
Игра «Звуки и буквы»
Учитель пишет на доске и произносит по-английски короткое слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны сосчитать, сколько в слове звуков и по хлопку сообщить ответ (dog – 3 звука, girl – 3 звука).
Игра «Составь слово»
Учитель показывает картинку с изображением предмета, называет его и просит учеников разложить разрезанные буквы в порядке, чтобы получилось слово – название данного предмета. Затем можно предложить ученикам написать его в тетради или на доске, сосчитать, сколько в слове букв и сколько звуков.
Игра «Рассмотри и подсчитай»
Учитель предъявляет картинку с изображением множества предметов. Ученики должны рассмотреть рисунок и подсчитать, сколько названий предметов начинается на какой-либо определенный звук. На какие звуки начинаются названия оставшихся предметов?
Игра «Соедини звуки и буквы»
Ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующий букве в верхнем ряду и соединить их линией.
Игра «Найди пару»
Учитель просит учеников правильно соединить заглавные и соответствующим им маленькие буквы.
Игра «Мешок Санта Клауса»
Учитель вытаскивает из мешка вырезанные из плотного картона буквы английского алфавита, а ученики должны назвать, какую букву он вытащил из мешка.
Игра «Несломанный телефон»
Игра ведется на две команды. Учитель и помощник шепчут первому игроку каждой команды слово на английском языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок передаст названное слово последнему игроку.
II. Игры на развитие памяти и внимания
Игра «Громкая буква»
Каждому ребенку присваивается определенная буква английского алфавита. Затем учитель называет какую-нибудь букву и тот ребенок, которому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы.
Игра «Кто за мной?»
Ученики получают разные звуки. Учитель произносит английское слово и пишет его на доске. Затем ученики по хлопку учителя произносят звуки и выстраиваются в том порядке, в каком звуки следуют в написанном слове. Когда слово «напечатано», все хлопают в ладоши.
Игра «Воздушные слова»
Учитель в воздухе «пишет» простые слова. Ученики «читают» и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других.
Игра «Цифры в беспорядке»
Ученики выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны обвести и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу.
Такую же игру можно провести, используя буквосочетания или буквы.
Игра «Назови числа»
Ученику предлагается таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 20. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая их указкой и называя их вслух. Ученику нужно выполнить задание как можно быстрее.
Игра «Опиши предмет»
Учитель быстро показывает детям какой-либо предмет, затем, убрав его, просит назвать его цвет и размеры на английском языке.
Игра «Реши пример»
Ученикам раздаются карточки с числами и знаками (–), (+), (=).
Учитель на английском языке дает задание решить пример. Ученики, услышав пример, должны выстроиться в одну линию, в соответствии с тем, что услышали.
Игра «Последняя буква – первая буква следующего»
Учитель называет английское слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова. Например: цвета Greyellowhite.
Игра «Угадай глагол»
Ученик показывает перед классом какое-либо движение, ученики должны назвать глагол на английском языке, обозначающий это движение.
Игра «Читаем под фонограмму»
Ученики читают вместе с диктором вслух текст из учебника. В середине текста учитель убавляет, а затем совсем отключает звук. Ученики в это время продолжают читать вслух в заданном диктором темпе. Затем учитель вновь включает звук. Важно, чтобы ученики «попали» в фонограмму.
Выигрывает тот, кто смог это сделать.
Игра «Дни недели»
Учащиеся получают карточки с названиями дней недели.
По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом.
Игра «Пять слов»
Пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель другой команды должен назвать пять слов по данной теме.
Игра «Угадай цвет»
На доске висят разноцветные бумажные флажки. Один из участников выходит к доске, указывая на определенный цвет. Другой учитель в это время стоит спиной к доске. После указания цвета первым учеником, второй ученик поворачивается и старается угадать цвет: P1 – Is it green? P2 – No, it is not.
Игра «Ромашка»
Учитель называет цвет, ученики рисуют лепесток ромашки данного цвета. Должен получиться цветок с семью лепестками разного цвета.
III. Игры на развитие мышления, умения классифицировать, сопоставлять
Игра «Угадайка»
Учитель задумывает предмет по теме. Ученики, задавая вопросы, отгадывают, что он задумал.
Игра «Составь предложение»
Из слов, знаков препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и прочитать его.
Игра «Найди игрушку»
Ученики приносят на урок игрушки. Один ребенок выходит за дверь. В это время учитель с учащимися придумывают описание игрушки из нескольких предложений. Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранную игрушку.
Игра «Найди лишнее слово»
На доске написано предложение, нужно найти лишнее слово. Например: The dog is are big.
Игра «Что это?»
Учитель называет ряд признаков для предмета. Необходимо назвать слово, обладающее данными признаками. It is round, tasty, orange. We eat it. (orange).
Игра «Слушаем и рисуем»
Учитель читает несколько раз небольшой связанный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.
Игра «В зоопарке»
На столе лежит обруч. Учитель с сожалением говорит, что все звери разбежались, и просит помочь собрать зверей.
T – Let’s help me gather the animals!
Каждый ученик берет по игрушке и, называя животное, ставит ее в имитированный зоопарк.
IV. Командные игры
Игра «Составь слово»
Командам предлагается список английских существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех), чтобы получилось сложное существительное.
Или используя данные буквы, составить как можно больше слов по теме.
Игра «Цвета»
Представители каждой команды называют предметы одного цвета по теме.
Игра «Радуга»
Дети рисуют радугу в таком порядке, как скажет учитель, начиная с нижней дуги.
Blue, red, yellow, orange, green, violet.
Игра «Переведи слово»
Командам дается несколько английских слов для моментального перевода на русский язык.
Игра «Собери пословицу»
Учитель читает начало пословицы, команды через минуту должны закончить ее.
Игра «Повтори скороговорку»
Диктор читает скороговорку, все члены команд по очереди ее повторяют. Учитывается время и качество произношения.
Игра «Расскажи стихотворение»
Учитель зачитывает первую строчку английского стихотворения, а команда должна его продолжить.
Игра «Опиши друга»
В течение нескольких секунд пары смотрят друг на друга и, повернувшись спиной, описывают друг друга.
Игра «Слова по теме»
Кто больше напишет слов по теме.
Игра «Укрась слово»
Учащимся необходимо подобрать как можно больше определений к существительному.
Игра «Снежный ком»
Учительпроизносит слово. Ученик повторяет это слово, называет свое. Следующий ученик повторяет слово учителя, слово первого ученика, называет свое слово и т д.
V. Обучающие игры для учащихся средней ступени обучения
Игры как прием развития воображения и фантазии
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта.
Воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из эффективных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти являются игры и задания, имеющие несколько верных решений.
Ниже представлены некоторые из таких игр.
Игра «Составь слова». Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запасаучащихся. Она проводится после изучения конкретной учебной темы или после прочтения определенного текста. Даны определенные буквы.
Ученики должны составить как можно больше слов, по теме или по тексту. Количество слов образованных учеником служит показателем его словарного запаса.
Игра «Укрась слово». Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность учащихся. Ее можно приводить при введении, закреплении и контроле лексики.
Учащиеся подбирают к существительному как можно больше прилагательных-определений за определенное время.
Игра «Что делать?» направлена на общее развитие и стимулирование фантазии учащихся.
Учитель показывает изображение предмета. Учащиеся должны перечислить все действия – реальные или воображаемые, которые можно совершить с этим предметом. A pencil. (write, draw,break).
Игра «Составь словосочетания»
Игра направлена на развитие творческого воображения, филологических способностей учащихся и расширения словарного запаса.
Учащимся дается любое слово. Им нужно ответить: в какие сочетания оно вступает.
Игра «Медленно, но верно»
Учитель восемь-десять раз медленно, не прерываясь и не делая пауз, читает несколько связанных между собой по смыслу предложений, составленных на знакомом материале. Ученики за время чтения учителем предложений должны записать их в тетрадь. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок запишет все предложения.
Игра «Сочини историю по опорным словам» направлено также на развитие воображения и фантазии.
Учащиеся делятся на две-три группы. Каждая группа получает листок с опорными словами, по которым сочиняет историю в течение 15 минут и затем она пересказывается представителями групп. Последовательность опорных слов значения не имеет, важно, чтобы они все были использованы в рассказе. После ознакомления с рассказом каждой группы выбирается самая оригинальная история.
Задания типа «Рассказ в картинках» активизируют восприятие, память, мышление, воображение. Во время работы над картинкой учащийся должен выразить свое отношение к содержанию картинки, сделать соответствующие выводы.
Хочется подчеркнуть, что все упражнения и игры создают благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды, помогают детям «проживать» воображаемые ситуации, способствуют интенсивному применению лексики, развивают чувство языка, умения работы с текстом.
Самое главное – не нужно сдерживать инициативы детей и делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.