О, эврика!

Толстенева Екатерина Владимировна

Образовательное пособие  «Игровой конструктор «ДОМ» как средство построения детьми собственного образовательного маршрута в ходе образовательной деятельности»

Представляю вашему вниманию образовательное пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Игровой конструктор «ДОМ» как средство построения детьми собственного образовательного маршрута в ходе образовательной деятельности».

Образовательная деятельность при работе с данным пособием основывается на индивидуальных особенностях и потребностях каждого ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ). Его можно использовать для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы в любой образовательной области. Пособие дает возможность придумывать и воплощать задуманное на практике и детям, и взрослым. В игре воспитанник и педагог выступают равными участниками образовательных отношений.

 Методика «Игровой кейс «Верные друзья «Питомец и я»
Приглашаем вас познакомиться с методикой «Игровой кейс «Верные друзья «Питомец и я» как средство формирования экологической культуры дошкольников в рамках реализации программы «Мы – твои друзья», разработанной нами в ходе осуществления региональной инновационной площадки «Апробация и внедрение парциальной программы «Мы твои друзья» на уровне дошкольного образования».
Экологическая культура – это применение в практической деятельности экологических знаний, умений и навыков человека, выражающие его мировоззрение. Экологическая культура начинает формироваться с дошкольного возраста. В этот период закладываются базовые знания об окружающем мире, положительное отношение к нему. Экологическая культура проявляется в экологически сообразном поведении в повседневной жизни и экологически компетентном решении жизненных проблем. В ходе активного изучения научно-методической литературы нами была выделена модель экологической культуры.
На основе данной модели разработаны аспекты экологической культуры:
  • формирование у детей элементарных представлений о экологической культуре, о питомцах и бездомных животных.
  • воспитание ответственного и чуткого отношения к питомцам, бездомным животным и окружающей природе в целом;
  • обеспечение возможности применить на практике сформированное экологическое поведение.
  • воспитание гуманно-ценностного чувственно-эмоционального позитивного ответственного отношения детей и родителей к питомцам и бездомным животным;
Целью нашей методики является использование образовательного потенциала игры для создания условий формирования основ, практических навыков и личностных установок первооснов экологической культуры дошкольников средствами игрового кейса «Верные друзья – питомец и Я», которая реализуется через образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Основным методом воплощения методики является игра, Именно ее Л.С.Выготский считал ведущим видом деятельности дошкольников, в которой они наиболее интенсивно развиваются. Играя, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, становясь социально компетентным. Т.о. методика всецело базируется на новообразованиях дошкольного возраста, таких как потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, способность соподчинять мотивы и усваивать нравственные нормы.
Разработанная методика включает в себя теоретическую и практическую части, которые формируются из методических и информационных материалов программы «Мы твои друзья» и игрового кейса «Верные друзья – питомец и я» воспитателями с активным привлечением дошкольников как равных партнеров образовательных отношений, при поддержке детской инициативы.
Кейс содержит различные виды игрового материала направленные на развитие познавательной, деятельностной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы дошкольников, обогащенные экологическим содержанием.
Игровой кейс состоит из кейса, с содержащимися в нем кейс-файлами, игрового оборудования для игр-ходилок, материалов для работы с родителями и дополнительных материалов.
Игровой кейс-файл включает в себя различные игры игры-алгоритмы, дидактические игры, игры-ходилки,  игры-рассуждалки, различные виды лото,  игры-лабиринты,  пазлы и другие виды игр.
Игровое оборудование для игр-ходилок состоит из больших и малых игровых полей разного цвета и совместно с детьми разработанного и изготовленного структурного набора для организации пространства на игровом поле, в который включены персонажи программы «Мы твои друзья» - Котенок и Щенок, разноцветные круги, переходы, стрелки, следы, шаги-вкладыши, шаги специальных заданий, пространственные и средовые фигуры, кубик и фишки, разноцветные веревочки для выбора и обозначения маршрута движения на игровом поле.
Вспомогательный кейс-файл, помимо представленного на слайдах, содержит карточки с изображением питомцев, видеоряд «Питомцы в мультфильмах, аудиоряд «Питомцы в музыке», картотеку «Питомцы в живописи»,  которые активно применяются в ходе различных видов образовательной деятельности
Для работы с родителями наших детей  была создана группа в мессенджере Wotsapp,  где выкладываются анонсы предстоящих мероприятий, фотографии, информация, рекомендации, совет от специалистов, видеоотчет о прошедших мероприятиях и проводятся консультации. Родители помогают ребенку в создании семейного экологического альбома, а также принимают активное участие в социальных акциях.
С целью расширения возможностей развития и воспитания дошкольников в рамках реализации методики «Игровой кейс «Верные друзья – питомец и Я» наше учреждение активно взаимодействует с региональными и всероссийскими социальными партнерами.
Организация образовательной деятельности в детском саду по формированию экологической культуры дошкольников с активным использованием игрового кейса продемонстрировало высокие показатели успешности реализации программы «Мы – твои друзья».
Игровой компонент способствовал большей вовлеченности всех участников образовательных отношений в решении целей, задач и проблем, затрагиваемых в ходе реализации программы.  О чем свидетельствуют результаты сводных таблиц, показатели опросов родителей, детей и педагогов, находящихся в инновационной деятельности. 
В разработке методики «Игровой кейс «Верные друзья «Питомец и я» приняли участие:
Вакшина Татьяна Анатольевна, педагог психолог 
Толстенева Екатерина Владимировна, воспитатель

Я регулярно транслирую свой опыт работы по созданию и использованию данной методики в матер-классах и он-лайн выступлениях.

Расширенное заседание РИП «Апробация и внедрение парциальной программы «Мы твои друзья» на уровне дошкольного образования»
Выступление: «Методика «Игровой кейс «Верные друзья – питомец и я» как средство формирования экологической культуры в рамках реализации программы «Мы – твои друзья»»
Выступление на Всероссийском конкурсе методик «Апробация и внедрение парциальной программы «Мы твои друзья» на уровне дошкольного образования»:  «Методика «Игровой кейс «Верные друзья – питомец и я» как средство формирования экологической культуры в рамках реализации программы «Мы – твои друзья»»
Мастер класс  «Методика «Игровой кейс «Верные друзья – питомец и я» как средство формирования экологической культуры"
 
Долгосрочный групповой комплексный проект с заданным практическим результатом для детей 3-5 лет
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ОРЛОВСКИЙ КРАЙ»
 
Авторы
Вакшина Татьяна Анатольевна, методист МБДОУ «Детский сад №48 комбинированного вида»
Толстенева Екатерина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №48 комбинированного вида»
 
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. В воспитании у ребенка чувства любви к Родине большую роль играют родители и окружающие его взрослые. Создание системы взаимодействия в триаде «педагоги – родители – дети» при реализации духовно-нравственного компонента программы воспитания в ходе формирования представлений о малой родине и родном крае у детей дошкольного возраста является основной целью долгосрочного группового комплексного проекта с заданным практическим результатом для детей 3-5 лет «Моя малая родина – Орловский край», описание и особенности реализации которого отображены в ходе представленного ролика. Данный проект включает структурно в себя ряд компонентов, таких как:
- подпроект «Семейный фотоальбом «Мой родной город Орел»»;
- подпроект «Книжная полка дошколят «Воспевая родной край – Орловщина в стихах и прозе»;
- подпроект «Вернисаж плейкастов «Мой город Орел»».
Основными результатами освоения проекта на уровне детей является проявление у ребенка интереса и бережного отношения к своей малой родине, ее достопримечательностям, культурным ценностям и наследию, желание к знакомству с поэтическими произведениями и фотоматериалами об Орле, проявление любознательности, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Основными результатами освоения проекта на уровне родителей (законных представителей) является приобретение навыков и представлений о поддержании интереса детей к своей малой родине, овладение способам организации совместных видов деятельности, активное участие в создании семейного фотоальбома, книг-самоделок о городе Орле со стихами орловских авторов, плейкастов.
Результатами освоения проекта на уровне педагогов является повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках темы проекта, обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, организация единого информационного пространства для самообразования и взаимодействия с родителями по теме проекта.
Любовь к Родине начинается с семьи
Ф. Бэкон
 
 
Многофункциональное пособие "Все о транспорте и не только..."
Формируя представления детей по теме транспорт, я стала замечать, что методических средств по данной теме недостаточно, для того, чтобы удовлетворить знания ребенка. Поэтому я решила самостоятельно изготовить пособие по данной теме. На изготовление тканево-фетровой части пособия у меня ушло приблизительно 600 часов, 25 квадратных метров различной ткани и фетра, 4000 метров ниток, 15 метров тканевой липучки и 240 элементов фурнитуры.
И вот уже 2 года я использую авторское многофункциональное пособие «Все о транспорте и не только…» в своей педагогической практике. Все компоненты пособия в полной мере удовлетворяет запросы детей в изучении темы транспорт. Дети с удовольствием играют с данным пособием, а педагоги легко и эффективно обучают, развивают и воспитывают детей. Таким образом пособие получило высокую оценку как со стороны педагогического сообщества так и со стороны детей.
Данное пособие – это живой образовательный механизм, оно не ограничено рамками, оно развивается исходя их потребностей и запросов детей, а значит продолжает расширяться. Процесс запущен и его уже не остановить. Только вперед и ни шагу назад!
 
Использование пособия в работе с детьми разного возраста
            
Я регулярно транслирую свой опыт работы по созданию и использованию данного пособия в матер-классах и он-лайн выступлениях.
Мастер-класс в МБДОУ "Детский сад№48" г.Орла
Мастер-класс в ФБОУ ИРО
 
Образовательный салон
 
Мастер-класс в г.Мценск
 
Также данный материал опубликован в последнем номере журнала «Дошкольное воспитание».
 
 
                              
 

Обобщение опыта работы  можно  посмотреть перейдя по ссылке:  https://rutube.ru/video/3658bc7450c36cd57c7ccce4cb...

 

Планшет-театр "Русские народные сказки"

В русских народных сказках о животных события, персонажи и атрибуты настолько просты и понятны ребенку и, в тоже время, динамичны и продуманы, что интересны детям с раннего возраста. В сказках, как правило, присутствует жилище (изба, терем…), вокруг огород, тропинка, ведущая в лес и определенный набор персонажей (дед, бабка, девочка, собака, кошка, мышка, заяц, волк, лиса медведь). Состав персонажей и атрибутов может изменятся и дополняться в разных сказках.
На основе описанных выше атрибутов и персонажей можно разыграть такие сказки как «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Курочка Ряба», «У страха глаза велики», «Лисичка со скалочкой», «Маша и Медведь», «Пых» и др.
В группе детского сада в большом количестве имеются книги с русскими народными сказками, кукольный театр (бибабо и настольный деревянный) с тем же набором декораций, атрибутов и персонажей.
В данном проекте я хочу предложить детям создать нечто среднее между театром и книгой, а именно планшет-театр. Это поле-липучка, куда можно прикрепить или просто положить элементы сказки. Это, своего рода, плоскостной театр или «ожившая книга». Основным отличием от книги и театра, а также большим преимуществом перед ними является то, что на одном поле можно разыграть большое количество сказок. Фантазируя или узнавая новые сказки, можно дополнить атрибуты и персонажи и создать новую сказку. В связи с этим данный проект является началом долгосрочного детско-родительского комплексного проекта для детей 3-7 лет.