Тема самообразования
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
(Тюменская область)
КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
План работы по самообразованию
Учителя Чебуняевой Кристины Геннадьевны
на 2021-2026 учебный год
Тема: Повышение профессионального уровня педагога на основе разработки методического пособия «Формы, методы и средства тьюторского сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (РАС)».
г. Нефтеюганск-2021г.
Обоснование плана работы по самообразованию
Сопровождение ребёнка с интеллектуальными нарушениями – взаимодействие, в ходе которого обучающийся выполняет действие, а учитель создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения – не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим обучающимся смысла и значения результатов взаимодействия.
Любое взаимодействие – это коммуникация в разных её проявлениях. У обучающегося с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (РАС) нарушена не только когнитивная сфера, но и средства коммуникации и социальные навыки, что создаёт трудности именно в организации самого процесса взаимодействия.
Для адаптации обучающихся с РАС в школе так же крайне необходимо наличие тьютора, который способен не только понять столь необычного ребенка, но и научиться с ним правильно взаимодействовать и помогать учителям в общении с ним. Главная задача тьютора – помощь в адаптации ребенка в образовательную среду, а также содействие его социализации.
Для успешной организации сопровождения данной категории обучающихся необходимы специальные формы, методы и средства. Именно этим и обусловлен выбор темы самообразования.
Тема: Повышение профессионального уровня педагога на основе разработки методического пособия «Формы, методы и средства тьюторского сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (РАС)».
Цель: Разработать и апробировать методическое пособие «Формы, методы и средства тьюторского сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (РАС)».
Задачи:
- Путём изучения литературных источников выявить особенности организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (РАС).
- Разработать методическое пособие «Формы, методы и средства тьюторского сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (РАС)».
- Проанализировать результаты применения методического пособия.
- Обобщить и распространить педагогический опыт в рамках профессионального сообщества.
Практическая значимость состоит в разработке и предоставлении в распоряжение школы:
- учебно-методического пособия «Формы, методы и средства сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (РАС)»;
- рекомендации для тьютора, педагогов и родителей по работе с данной категорией детей.
ПЛАН РАБОТЫ
1этап - формирующий Задачи:
| |||||||||||||||||||||
№ | Содержание работы | 2021-2022 учебный год | |||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | |||||||||||||
1 | Проведение самоэкспертизы | + | |||||||||||||||||||
2 | Планирование работы по теме самообразования | + | |||||||||||||||||||
3 | Изучение литературы по данной теме. Систематизация материала | + | + | ||||||||||||||||||
4 | Разработка методического пособия | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
5 | Представление опыта работы в рамках МО | + | |||||||||||||||||||
6. | Изучение мнения коллег | + | |||||||||||||||||||
2 этап – апробирующий Задачи:
| |||||||||||||||||||||
Содержание работы | 2022-2023 учебный год | ||||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | |||||||||||||
1 | Апробация методического пособия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
2 | Анализ результатов применения методического пособия | + | + | ||||||||||||||||||
3 | Распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: участие в сетевом взаимодействии, публикации, изучение мнения коллег. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
3 этап – корригирующий Задача:
| |||||||||||||||||||||
№ | Содержание работы | 2023-2024 учебный год | |||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | |||||||||||||
1 | Внесение дополнений и изменений в методическое пособие с учетом требований ФГОС и индивидуальных особенностей обучающихся с РАС. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
2 | Внесение дополнений и изменений в содержание методического пособия. | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
4 этап – стабильного функционирования Задача:
| |||||||||||||||||||||
№ | Содержание работы | 2024-2025 учебный год | |||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | |||||||||||||
1 | Разработка методических рекомендаций для тьюторов, учителей. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
2 | Разработка методических рекомендаций, памяток, инструкций для родителей. | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
5 этап – обобщение Задача:
| |||||||||||||||||||||
№ | Содержание работы | 2025-2026 учебный год | |||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | |||||||||||||
1 | Проведение открытых уроков, мастер-классов | + | + | + | + | ||||||||||||||||
2 | Выступление на семинарах, конференциях, круглых столах | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
3 | Публикации по теме самообразования | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
4 | Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ | + | + | + | + | + | + | + | + | + |