Занятие по математике ,,Изучаем время,,
Конспект занятия по математике ,, Изучаем время,,
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.
2. Закрепить счет в пределах 10, представления о цифре 10 и составе числа 10.
3. Закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года.
4. Развивать умственные способности детей, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.
5. Воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – модель циферблата часов с подвижными стрелками; таблица для закрепления знания состава числа 10; цифры 1-10; 9 жёлтых и 9 синих квадратов; картинки с различными часами.
Раздаточный – модель циферблата часов с подвижными стрелками; 9 жёлтых и 9 синих квадратов, листы с часами без цифр.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Назови скорее», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи соседей» или «Кто внимательный?».
Ход занятия:
Организационный момент:
Проводится с детьми игра с мячом «Назови скорее». Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. Какое сейчас время года?
2. Какой сейчас день недели?
3. Назови первый месяц года?
4. Какой день недели наступит после воскресенья?
5. Сколько месяцев году?
6. Сколько дней в неделе?
7. Какой сейчас месяц?
8. Сколько дней в неделе мы отдыхаем?
9. В какое время суток мы идем в детский сад?
10. Назови последний месяц года?
11. Назови второй день недели?
12. Назови части суток по порядку?
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Давайте присядем на стульчики.
Стук в дверь. Входит Никита – часики.
- Здравствуйте, ребята! А, вы узнали меня?
Дети: Да, ты Никита!
Никита: Я Никита – часики. Я вам хочу загадать загадку:
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день, и ночь
Стучим, стучим.
Дети: Часы.
Никита: Правильно! А ещё у меня есть две помощницы. Угадайте, кто это?
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, - каждый час.
Дети: Стрелки часов.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают?
Дети: Солнечные, водяные, песочные, настенные, ручные.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие есть часы. Я вам приготовила картинки.
Демонстрация по телевизору различные виды часов.
Никита: Ребята, а для чего нужны часы?
Дети: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.
Воспитатель: Правильно, чтобы знать, когда идти на прогулку, завтракать. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах как называется? Кто знает?
Дети: Циферблат.
Воспитатель: Молодцы! Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?
Дети: Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.
Воспитатель: Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Сядем за столы. Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.
Воспитатель: Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов. Как поставили стрелки на часах?
Дети: Короткая стрелка показывает цифру 5, длинная стрелка цифру 12.
(Игра продолжается. Во время работы воспитатель сверяет результаты действий детей (по образцу на доске).
II. Физкультминутка: «Часы».
Сабрина показывает движения.
Наклоны головы то к одному, то к другому плечу:
Тик-так, тик-так-