Консультации для родителей

Мартынюк Елена Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 «Детско–юношеская спортивная школа г. Черемхово»

Беседа:

 «Профилактика употребления ПАВ»

        

Подготовила: педагог-психолог

                                                                            Мартынюк Елена Геннадьевна                                                                                                        

Беседа « Профилактика употребления ПАВ»

Цель: формирование у несовершеннолетних представления о причинах и последствиях употребления ПАВ;  развитие  осознанной мотивации для отказа от употребления ПАВ.

Ход беседы.

     В современном мире распространение употребления психоактивных веществ, приобрело характер эпидемии.

Все химические соединения растительного и синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, принято называть  психоактивными веществами. К ним относят алкоголь,  табак, сигареты, наркотики.

Причины употребления ПАВ:

Социальные:

  •  Неблагополучная семья
  •  Распространённость употребления ПАВ в социуме ребёнка
  •  Активная пропаганда в СМИ и неадекватная молодёжная политика
  •  Проживание в районах с низким материальным благополучием
  •  Отсутствие досуга

Психологические:

  • Любопытство
  • Неадекватная самооценка
  • Попытка уйти от эмоциональных переживаний
  • Подчинение давлению группы

Наследственные:

  • Наследственность, отягощённая психическими заболеваниями
  • Наследственность, отягощённая наркологическими заболеваниями

Курение -  Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию.

Алкоголь - это наркотик, химическое вещество, которое влияет на то, как функционирует организм. Пристрастие к алкоголю вызывает сильную деградацию личности и различные заболевания: рак пищевода, желудка, цирроз печени.

Наркотики - это вещество, которое способно вызвать эйфорию, психическую и физическую зависимость, причинять вред психическому и физическому здоровью человека.

Наркомания – болезнь, которая поражает мозг, оказывает воздействие на эмоции и душу, разрушает социальные связи. Это тяжёлая и трудно излечимая болезнь. Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь. Наркотик действует своими ядами сильно и быстро - буквально с первого раза человек может стать наркоманом! У человека появляются галлюцинации, кошмары. Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление.

Нужно  уметь сказать “НЕТ!” употреблению ПАВ.

Надо осознать аксиому: НАРКОМАНИЯ = ЗАВИСИМОСТЬ + ПРЕСТУПЛЕНИЯ (тюрьма) + СТРАДАНИЯ = СМЕРТЬ

Другое вредное вещество спайс - это курительная смесь в основе которой различные галлюциногенные растения, но производители спайса не остановились на травах, вызывающих галлюцинации – они добавляют в курительные смеси различные химические вещества, которые в разы усиливают эффект после курения. Человек, употребляющий данный наркотик, нуждается в очищении своего организма от этих веществ. Интоксикация происходит очень быстро, вследствие чего внутренние органы моментально поражаются. Если не провести очистку организма в самый короткий срок, то человек даже может стать инвалидом до конца своих дней. Человек, курящий спайс теряет связь с реальностью. Под действием наркотика он делает непроизвольные и однотипные действия, например, ходит кругами или лежит спокойно, натыкается на предметы, падает, бьется в припадках. После окончания действия спайса человек впадает в подавленное, депрессивное состояние, становится раздражительным.

 «Токсикомания» с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин - значит яд). Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное - разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме.

Причины отказа от употребления ПАВ:

-сохранить здоровую и красивую внешность;

- избежать болезней, сохранить здоровье и жизнь;

- противные на вкус;

- семейные принципы не позволяют: никто не курит и не пьёт;

- создать семью, быть счастливым и т.д.

 Для тех, кто твердо решил не попадать в зависимость от употребления ПАВ, а хочет следовать в жизни правилам здорового образа жизни, предлагаю следовать правилам четырех “Нет!”.

 Правило 1. Постоянно вырабатывать в себе твердое “Нет!” любым психоактивным веществам (наркотическим и токсическим средствам), в любой дозе, какой бы она не была малой, в любой обстановке, в любой компании. Всегда только “Нет!”.

Правило 2. Постоянное формирование у себя умений в получении удовольствий при полезной ежедневной деятельности (хорошая учеба, занятия спортом.) Твердое “Нет!” безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному времяпровождению.

Правило 3. В нашей жизни большое значение приобретает умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. Третье “Нет!” – тем сверстникам и той компании, где прием ПАВ – дело обыденное.

Правило 4. Четвертое “Нет!” – своей стеснительности и неустойчивости, когда предлагают попробовать наркотик. Жизнь дороже!

За употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 «Детско–юношеская спортивная школа г. Черемхово»

«Вредные привычки и их профилактика»

        

Подготовила: педагог-психолог

                                                                            Мартынюк Елена Геннадьевна                                                                                                        

Вредные привычки и их профилактика

К вредным привычкам принято относить различные виды деятельности человека, причиняющие вред его здоровью. Рассмотрим некоторые вредные привычки и вред, который они наносят организму.

Курение – одна из самых вредных привычек. Медики доказали, что в дыме табака находится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, угарный газ, синильная кислота, аммиак, различные смолы и кислоты, другие вещества. В двух пачках сигарет содержится смертельная доза никотина, и только то, что никотин попадает в организм малыми порциями, спасает курильщика.

Медики выяснили, что по сравнению с некурящими длительно курящие люди в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка. Кроме того, медицинские исследования показали, что курящие чаще подвержены онкологическим заболеваниям органов: легких, пищевода, желудка, гортани, почек. У курящих людей нередко возникает рак нижней губы вследствие канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки. Каждый седьмой долгое время курящий человек болеет тяжким недугом кровеносных сосудов.

Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и другие вещества.

Никотин – нервный яд. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, вызывает нарушение ритма сердечных сокращений, тошноту и рвоту. Большие дозы никотина замедляют или парализуют деятельность клеток центральной нервной системы, в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти. Воздействует никотин и на железы внутренней секреции: надпочечники (выделяется в кровь адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений), половые железы (никотин – причина половой слабости у мужчин).

Особенно вредно курение для детей и подростков, неокрепшие нервная и кровеносная системы которых болезненно реагируют на табак. Угарный газ, находящийся в табачном дыме, вызывает кислородное голодание, так как угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород, и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека.

Курение увеличивает вероятность возникновения туберкулеза. Это вызвано тем, что табачный дым разрушает защитную систему легких, делая их более подверженными заболеваниям.

Курильщик должен также помнить, что он подвергает риску не только собственное здоровье, но и здоровье окружающих: люди, находящиеся в накуренном помещении и вдыхающие сигаретный дым (так называемое «пассивное курение»), потребляют некоторое количество никотина и других вредных веществ.

Что нужно знать вашему ребенку, чтобы не начать курить

Вне зависимости от того, насколько активно и качественно проводятся профилактические мероприятия в школах, основная забота о будущем детей лежит на плечах родителей. А для этого нужно настойчиво и своевременно дать своему ребенку максимум информации.

Не читать нотации, а заблаговременно сформировать у него правильное отношение к такому негативному явлению, как курение. Вашему сыну или дочери необходимо знать всю правду о вреде курения как активного, так и пассивного.

Подростку нужно понимать, что, несмотря на то, что любимые герои фильмов и сериалов, которым хочется подражать, и держат сигарету в руках на экране, в жизни все в основном ведут здоровый образ и занимаются спортом.

Необходимо помочь ребенку занять себя каким-то видом спорта, от которого пользы намного больше, чем от сигарет.

Нужно объяснить, что при знакомстве и общении со сверстниками следует всегда оставаться свободным от их давления и придерживаться своего мнения. Нет необходимости курить за компанию или чтобы не быть белой вороной.

Сделайте подсчет финансовых растрат на сигареты. А затем обсудите, не лучше ли потратить эти деньги на что-то более приятное для себя.

Профилактику курения надо проводить, начиная еще с детского сада, когда у ребенка идет формирование ценностей жизни, восприятия различных явлений. Важно привить ребенку негативное отношение к курению с раннего возраста, чтобы, придя в школу, он не поддался влиянию старшеклассников или детей из неблагополучных семей и смог устоять перед соблазном попробовать закурить.

Злоупотребление алкоголем – еще одна вредная привычка, пагубно влияющая на организм человека. Алкоголь, или спирт, действует на организм подобно наркотическим средствам, но вызываемая им стадия возбуждения более длительна.

При введении внутрь алкоголь всасывается в желудке и тонком кишечнике, поступает в кровь и сравнительно равномерно распределяется в организме, может проникать через плацентарный барьер и влиять на плод. Поэтому употребление алкоголя категорически запрещено в период беременности.

При приеме алкоголя возрастает теплопродукция, расширяются кожные сосуды, создается ощущение тепла, но при этом увеличивается теплоотдача, снижается температура тела, поэтому алкоголь нельзя использовать для борьбы с переохлаждением. Кроме того, человек, употребивший алкоголь, не ощущает внешнего холода, что может привести к опасному переохлаждению организма.

Подобно наркотическим средствам, спирт оказывает на центральную нервную систему угнетающее влияние. При употреблении алкоголя возможно острое отравление спиртом, при котором наблюдаются потеря сознания, нарушение дыхания, учащение пульса, побледнение кожных покровов, снижение температуры тела.

В алкогольных напитках содержится большое количество вредных добавок и компонентов, оказывающих общеотравляющее действие на организм, – и это еще одна опасность, связанная со злоупотреблением алкоголем. Алкоголь отрицательно действует на печень – естественный фильтр человеческого организма. Длительное употребление алкоголя может привести к опасному заболеванию – циррозу печени.

Хроническое отравление алкоголем наблюдается при алкогольной наркомании – алкоголизме. Алкоголизмом называется состояние, при котором человек ощущает ежедневную потребность в алкоголе, без которого он не может жить. При этом отмечаются неустойчивость настроения, раздражительность, расстройство сна, пищеварения, поражение внутренних органов (ожирение сердца, хронический гастрит, цирроз печени), неуклонное падение интеллекта. В дальнейшем у больных возникают алкогольные психозы, полиневриты и другие нарушения со стороны нервной системы. Человек, больной алкоголизмом, теряет связь с окружающим его обществом, считается социально опасным. Лечение лиц, страдающих алкоголизмом, проводится в специальных учреждениях с применением лекарственной терапии, психотерапии, гипноза.

Профилактика злоупотребления алкоголем должна начинаться с раннего детства. Статистике известно, что в большинстве случаев подростки впервые пробуют алкогольные напитки, подражая взрослым, поэтому здоровый образ жизни родителей должен стать примером для их детей. Также в целях профилактики злоупотребления алкоголем и алкоголизма нужно проводить для школьников разъяснительную работу, лекции о вреде употребления алкоголя и др.

Наркомания (зависимость от наркотических средств) – одна из самых пагубных привычек. Большинство наркотических средств являются общеклеточными ядами, т. е. веществами, понижающими жизнедеятельность всякой клетки – животной и растительной. В условиях организма, в частности у человека, они в первую очередь поражают синапсы центральной нервной системы, т. е. места связи между нейронами. Межсинаптическая передача импульсов играет важную роль в осуществлении всей рефлекторной деятельности организма, поэтому снижение функциональной активности синапсов сопровождается угнетением рефлексов и постепенным развитием наркотического состояния.

Под действием наркотических средств в центральной нервной системе происходит изменение естественных процессов, возникают галлюцинации, теряется чувство страха, контроля над собой. В результате этого человек может совершать поступки, опасные для него самого и для окружающих.

Употребление наркотических средств быстро приводит к привыканию: у пристрастившегося к наркотикам человека появляется «ломка» – острая необходимость в употреблении очередной дозы наркотика. Такой человек способен на любые поступки для осуществления своей цели – получения очередной дозы.

В качестве профилактических мер борьбы с наркоманией следует показывать детям фильмы, изображающие наркоманов, их страдания. Это должно вызвать у детей отвращение к наркотикам, страх перед ними. Также важно следить за ребенком и при первых признаках употребления им наркотиков обратиться к специалистам.



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа г. Черемхово»

Беседа с родителями:

«Создание благоприятного психологического климата

ребёнку в семье»

                                                        Подготовила:

                                                                   Педагог – психолог

МУДО ДЮСШ г. Черемхово

                                                          Мартынюк Е.Г.

Без корня и трава не растет.

Семья –  это первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Именно в семье закладывается основа характера человека, предопределяется его отношение к труду, моральным и культурным ценностям, формируется его психическое здоровье.

Только семья способна обеспечить ребенку психологический комфорт.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально – психологическим здоровьем детей. Поэтому от характера внутрисемейных отношений, от верно выбранного стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви родителей к своим детям, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка, его эмоциональное здоровье, его отношение к жизни. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают каждый член семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты.

Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Если внутрисемейные взаимоотношения построены на любви, поддержке и на взаимоуважении членов семьи, то ребенок такой стиль общения переносит и в среду своих сверстников.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Демонстрируется перед родителями задание «Загибаем лист».

Душа ребёнка как этот белый лист. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, не выдержанно. Вспомните всё негативное, сказанное в адрес ребенка (бестолочь, неумеха, дурень…), при этом сгибаем лист (в хаотичном порядке).

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЕСЛИ РЕБЕНКА ЧАСТО КРИТИКУЮТ, ОН УЧИТСЯ ОСУЖДАТЬ (ненавидеть).

Давать указания и поправлять ребенка так, чтобы поощрять его стремление изменить поведение к лучшему.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЖИВЕТ В АТМОСФЕРЕ ВРАЖДЕБНОСТИ, ОН УЧИТСЯ ВРАЖДОВАТЬ (быть агрессивным).

Гневно требовать от ребенка повиновения (кричать на ребенка, бить, трясти ребенка и т.д.) значит совершать акт враждебности. Такое обращение может полностью разрушить самоуважение у ребенка. 

ЕСЛИ РЕБЕНКА ЧАСТО ЗАСТАВЛЯЮТ ИСПЫТЫВАТЬ ЧУВСТВО СТЫДА, ОН УЧИТСЯ ЧУВСТВУ ВИНЫ (жить с чувством вины).

Навязывая ребенку чувство вины, мы растим человека, живущего, чтобы угождать другим. Он как марионетка, которой легко управлять.

 ЕСЛИ РЕБЕНОК ЖИВЕТ В АТМОСФЕРЕ ТЕРПИМОСТИ И ТЕРПЕНИЯ, ОН УЧИТСЯ БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМ (понимать других).

Можно быть терпимым к ребенку (как к человеку) и одновременно быть нетерпимым к его неверным поступкам в жизни. Не поступки ребенка определяют его ценность - само его существование дает ему право на уважение, достойное обращение. Нужно быть терпимыми к слабостям и неудачам.

ЕСЛИ РЕБЕНКА ЧАСТО ХВАЛЯТ, ОН УЧИТСЯ ЦЕНИТЬ (быть благородным).

Ребенок, которого хвалят, сам учится хвалить.

 ЕСЛИ С РЕБЕНКОМ ПОСТУПАЮТ ЧЕСТНО, ОН УЧИТСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Честность не может существовать там, где правы всегда только родители. Честность также учит ответственности.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЖИВЕТ В АТМОСФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ОН УЧИТСЯ ВЕРЕ (верить в людей).

Безопасность может также означать “доверие”.

ЕСЛИ РЕБЕНКА ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЦЕНЯТ, ОН УЧИТСЯ НРАВИТЬСЯ СЕБЕ (ценить себя).

ЕСЛИ РЕБЁНКА ВЫСМЕИВАЮТ ОН УЧИТСЯ БЫТЬ ЗАМКНУТЫМ.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЖИВЁТ В ПОНИМАНИИ И ДРУЖЕЛЮБИИ, ОН УЧИТСЯ НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ.

- Какой же должна быть подлинная родительская любовь? В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети? Обеспечивает ли семья ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности? Какие ошибки мы совершаем?

Для эмоционального здоровья семьи важна подлинность, «неподменность» чувств, важно, чтобы поступок находился в гармонии с душевным состоянием.

Как же преодолевать развитие отрицательных эмоций, которые все-таки возникают? Тут может быть два пути.

Первый путь - умение владеть собой, подавлять начавшееся раздражение, обиду, строптивость, и т.д. Это немалая наука – обладать способностью вовремя взять себя в руки, не дать волю дурному настроению. Только в спокойной обстановке можно воспитать спокойствие и уравновешенность. Поэтому, если ребенок нервничает, упрямится, капризничает, то и дело обижается, дерзит,- ищите причину в себе, в своей собственной манере держаться, в атмосфере семьи. Станьте сами сдержаннее, не отвечайте немедленным взрывом крикливого раздражения на упрямство или капризы ребенка. Но коли вам, взрослым людям, это кажется не под силу, тогда от ребенка (с его очень слабо развитыми механизмами торможения) требовать спокойствия бесполезно и даже несправедливо.

Второй путь более глубокий и совершенный. Процесс этот предполагает наличие большой сознательности, самокритичности, широты взглядов, умения понять другого человека и признать за ним право на собственное мнение и самостоятельность поступков,- одним словом, процесс более «взрослый» и полностью доступный уже только в период самовоспитания.

Маленького человека надо любить. Более того, его надо уважать, о чем не догадываются частенько самые нежные родители, умудряясь совмещать страстную привязанность к ребенку с уважением его достоинства, с отношением к нему, как к игрушке. Никакого пренебрежения со стороны взрослых, никакого угнетения ребенка быть не должно. Он должен иметь право на свою детскую жизнь, но ни в коем случае не лишать личной жизни родителей, не превращаться в единственный смысл их существования.

Чтобы вырастить и воспитать ребенка, приходится многим жертвовать. Но есть жертвы, которые действительно нужны ему, а есть такие, что вовсе не обязательны и даже вредны.

Какие же жертвы благородны? А вот такие, например. Изживите недостатки своего характера, дабы не подавать дурного примера детям. Откажитесь от вредной привычки, пожертвуйте временем, которое вы провели бы в необязательных разговорах по телефону или за игрой в карты, домино и т.д. – займитесь с ребенком интересным полезным делом, почитайте ему, научите чему-то.

Ребенок видит в семье постоянную заботу о себе, заботу близких друг о друге. Сила примера велика и заразительна. Но все же одного примера мало. Надо, чтобы ребенок и сам что-то делал для других.

Позвольте ребенку быть щедрым с вами, с первыми приятелями-сверстниками, животными. Дайте ему свободу чем-то жертвовать.

Очень важно учить ребенка выбирать из существующих возможностей наиболее ценную и соответствующую его склонностям способностям; отказываться от всего, что несовместимо с поставленной целью и уводит от нее; учить настойчивости, сосредоточенности, волевому усилию.

Надо внушить ему разумную веру в себя, в достижимость заветных желаний, в то, что судьба – дело рук самого человека.

Для безболезненных, полноценных детско–родительских отношений важна, прежде всего, любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях. Родители должны выражать свою любовь к ребенку используя для этого не только слова, но и:

  • контакт глаз. Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову в сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться;
  • физический контакт. Для того чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать.
  • пристальное внимание. Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра или труд, поход, беседа.

А как же общаться с ребёнком?

Принцип конструктивного (бесконфликтного) общения – умение слушать.

«Активное слушание» - это коммуникация с предоставлением ребенку обратной связи о его чувствах, переживаниях и эмоциональных состояниях.

Для реализации активного слушания родителю необходимо иметь следующие установки:

  • хотеть услышать ребенка, поэтому активное слушание можно применять лишь тогда, когда у родителя достаточно времени, чтобы выслушать ребенка, а не прерывать его на полуслове;
  • желать быть полезным ребенку в решении его проблем, а не использовать технику активного слушания для того, чтобы заставить его действовать по желанию родителя, т.е. в манипулятивных целях;
  • быть готовым принять чувства и эмоции ребенка такими, какие они есть, не пугаться их, не оценивать и не осуждать даже тогда, когда они вступают в противоречие с установками и моральными ценностями самого родителя, признать право ребенка на эти чувства;
  • искренне доверять ребенку и верить в его возможности справиться со стоящими перед ним проблемами, не пытаться из самых лучших побуждений и сочувствия и симпатии к ребенку сделать все за него, верить в возможности его развития как личности;
  • воспринимать ребенка как самостоятельную, независимую от вас личность со своей личной жизнью и правом выбора своей судьбы, не принимать на себя ответственность за фактически сделанный ребенком выбор.

При оценке результатов общения, можно считать его положительным, если:

- достигнуты результаты общения;

- хорошее самочувствие участников общения;

- доброжелательные взаимоотношения между участниками общения.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.