Портфолио учителя


Предварительный просмотр:

В.В.Самодурова

Роль инновационных технологий в формировании коммуникативных компетенций учащихся при обучении русскому языку

 Воспитание компетентного человека – конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.

                      В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения.  Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач. В этой связи мне хотелось бы начать с определения различий между понятиями “компетенция” и “компетентность”

          Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен.

        Компетентность-это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской, который представил их в 4-х основных группах:

– ценностно-смысловые компетенции;        

– учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые

– общекультурные;

– компетенции личностного самосовершенствования.

               

                   Одной из приоритетных компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, так как язык – это средство общения, средство социализации и адаптации учащихся в современном мире.

       Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

       Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.  В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.

           Одно из главных направлений в работе - использование учащимися компьютера и Интернет-ресурсов, так как информационные технологии  способствуют:

  1. совершенствованию практических умений и навыков;
  2. позволяют организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;
  3. активизируют познавательную деятельность учащихся.

При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.
    Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.
 Помогают решить проблему формирования коммуникативной компетенции и   компьютерные программы по русскому языку: программа- тренажёр «Фраза», «Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» под редакцией Чачиной Т.М., Гарцова А.Д., РыбаковаМ.А. Активно используются на уроках образовательные ресурсы сети Интернет:

  1. http://edu-navigator.ru/

  2. http://www.km.ru/
  3. http://www.school.edu.ru/default.asp

  Такие электронные образовательные издания позволяют:

1) создать психологические условия включения учащихся в тестирование;

2) эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;

3) не только правильно выполнять задания с открытым ответом, но и оценивать их экспертами ЕГЭ по <Критериям оценки выполнения заданий>;

4) формировать умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать.

Особо хочется рассказать о  технологии проектов, используемой в рамках ИКТ.

  Обращение к   проектам  возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного  (сочинение, создание презентаций, памяток).Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проекта, что стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков (обмен материалами, обсуждение их). Коллективная работа по методу проектов избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Приоритетным направлением в работе с проектами стал повышение уровня информационной культуры, а именно работа учащихся с ресурсами Интернет.  Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической или практической проблеме, связанной с существующей реальностью. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться

  1. намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  2. искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  3. осуществлять и аргументировать выбор;
  4. предусматривать последствия выбора;
  5. действовать самостоятельно (без подсказки);
  6. сравнивать полученное с требуемым;
  7. корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  8. объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.

      Самый важный и трудный этап – это выбор темы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной умственной работы.

        Например, при повторении курса русского языка в 9 классе учащиеся   взяли следующие темы проектов:  

  1. «Орфография»;
  2. «Пунктуация в простом осложнённом предложении»;
  3. «Пунктуация  в СПП»;
  4. «Пунктуация в БСП».

   Проследим за работой учащихся над проектом «Офография».  Выяснив “ошибкоопасные” места учащихся класса путём анализа письменных работ, пришли к выводу, что наиболее часто повторяющаяся орфограмма – гласная. Затем проверили частотность употребления гласной в значимых частях слова и подразделили их на правописание гласных в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях. В результате наметили первый цикл работы: “Изучение безударных гласных в разных частях слова”. Затем появились такие циклы:

  1. правописание приставок, суффиксов;
  2. н и нн в разных частях речи;
  3. не с разными частями речи;
  4. правописание  производных предлогов;
  5. дефисное написание разных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, наречие)

В рамках содержания материала определили учебную задачу и способы ее решения: овладение практической грамотностью путем ликвидации пробелов, составление конспекта по орфографии (через “блоки”) для работы в классе.

     Следующий этап – планирование самостоятельной работы. Были определены ресурсы, имеющиеся в наличии: собственные знания, составленные конспекты по темам русского языка, учебник русского языка, орфографический словарь Академии Наук СССР.

 Заключительный этап  – составление теста. Каждую неделю совместно с учителем проходило обсуждение продвижения как в составлении конспектов-схем, так и в решении практических задач, намечались конкретные шаги на следующую неделю.

В течение всего этого времени учитель был консультантом, наставником, который    направлял деятельность  учащихся, советуя, задавая  им вопросы и оценивая   усилия.

 На мой взгляд, этот учебный проект заставил  ребят более серьезно отнестись к работе и убедил, что такая деятельность дает результат. А самое главное – появилась потребность продолжать работу.

      Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому отсюда прямой выход на внеклассную и научную деятельность по предмету. Проектная деятельность — один из  лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное — продумать способы введения метода проектов в структуру уроков по русскому языку, а также в надпредметную деятельность.

  Накопив опыт использования ИКТ  при изучении  русского языка,   ученики смогут овладеть   коммуникативной компетенцией.  Таким образом, овладение коммуникативной компетентностью вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума. В целом это - одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей и востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизации современного мира.

Литература

  1. Гузеев, В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. - 1995. - № 6
  2. Крылова, Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование.- 2005г.



Предварительный просмотр:

 

                       Общие сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество         Самодурова  Вера Валентиновна

 

Дата  рождения                       5.01.1969

Образование                           БГПИ, 1990г., учитель русского языка и литературы

Трудовой стаж                        20 лет

Педагогический стаж             18 лет

Педагогический стаж  работы в данном ОУ    12лет


Повышение квалификации  

16.12.2005г.  – дополнительная профессиональная подготовка

                            по программе Intel «Обучение для будущего»

 17.06.2008г.- 27.06.2008г.- краткосрочное обучение  в ГОУ ДПО

                                      «Саратовский     институт     повышения квалификации

                                       и переподготовки работников образования» по программе

                                    «Теория и методика преподавания русского языка и литературы»

                                      в объёме 80 часов  

 

Награды

22.05.2006год -  награждена нагрудным знаком

                     «Почётный работник общего образования Российской Федерации»



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»

Программа

участия учителя

в опытно-экспериментальной работе

        

Тема эксперимента:

«Педагогическая система формирования универсальных учебных действий у учащихся»

Статус экспериментальной площадки – муниципальная экспериментальная площадка (приказ №508 от 29.08.2008 г.)

Срок действия экспериментальной площадки – 2008-2014 г.г.

Количество и возраст обучающихся, участвующих в эксперименте – 291 учащийся 1-11 классов

Количество учителей, участвующих в эксперименте – 27 человек

Школьный координатор – Авдеев Владимир Михайлович, заместитель директора по инновационной деятельности

Районный координатор – Стюхина Т.П., методист методического кабинета управления образования

                                      Пояснительная записка

  Обращение к  проблеме  развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.

       Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой    задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

 Данная программа составлена на основе Образовательной программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.».

               Планирование   работы учителя   в рамках эксперимента

№п\п

Содержание мероприятий

Сроки

1

Изучение литературы по теме эксперимента

2008-2009уч. год

2

Участие в обсуждении государственных образовательных стандартов по формированию УУД у учащихся

По плану

3

Проведение  диагностики  сформированности универсальных учебных действий учащихся  

По плану

4

Изучение методик  диагностирования:

-методика Г.Айзенка «Найти закономерность»

- методика Г.Айзенка «Метод исключения»

По плану

5

Применение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе с целью формирования и развития УУД

Систематически

6

Комплектование дидактического материала по теме эксперимента (тесты, КИМЫ, методические рекомендации и т.д.)

2011-2014

7

Использование разнообразных форм контроля результатов учебной деятельности

Систематически

8

Подготовка и участие в районном научно-методическом семинаре «Формирование УУД у учащихся начальных классов в свете требований ФГОС нового поколения»

Сентябрь-ноябрь 2010 г.

9

Участие в разработке критерий  оценки   качества работы учителей на уроках по формированию  и развитию УУД у учащихся

Январь-май 2010г

10

Участие в  заседаниях методических, педагогических советов, ШМО по теме эксперимента

По плану

11

Разработка   Рабочих программ  по русскому языку и литературе на основе требований ФГОС нового поколения

Август 2011г

12

Посещение уроков коллег с целью изучения, анализа  вопросов по  теме эксперимента

Систематически

13

 Самообразование по теме «Формирование коммуникативной  компетенции учащихся при обучении русскому языку и литературе»

2010-2012 год

14

Обобщение  опыта работы в рамках эксперимента

2013-2014 год



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Балашова

Саратовской области имени Крылова И.В.»

Программа развития одаренных и талантливых детей

учителя русского языка и литературы

I квалификационной категории  Самодуровой В.В.

на 2009-2012  годы

        

 Обоснование проблемы

    Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

   Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.  

         Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Цели программы:

  1. Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
  2. достижение максимального уровня развития способностей детей;
  3. выявление  и  выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.

  Задачи программы:

  1. реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости, вплоть до составления индивидуальной программы обучению по предмету;
  2. организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  3. выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
  4. интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  5. организация проектной деятельности;
  6. забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  7. использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей;
  8. расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

Ø      принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Ø      принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Ø      принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Ø      принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Ø      принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Ø      Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Ø      Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Ø      Признание того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Формы работы с одаренными учащимися

Ø      творческие мастерские;

Ø      групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; 

Ø      занятия исследовательской деятельностью;

Ø      конкурсы;

Ø      интеллектуальный марафон;

Ø      научно-практические конференции;

Ø      участие в олимпиадах;

Ø      работа по индивидуальным планам;

Ø      сотрудничество с другими школами,  вузами.

Банк одаренных детей

Фамилия, имя

класс

Способности

1

 Грешнов Никита

5

По уровню:  средние;

По личностной сфере:  творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

2

 Перевицкий Алексей

5

По уровню: высокие ;

По личностной сфере:  умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание);

специальные: (литературные)

3

 Филатова Олеся

5

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание);

специальные: (литературные)

4

 Струшков Дмитрий

 5

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

творческие(нестандартное мышление)

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

5

 Москвин Дмитрий

 5

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

6.

  Дудникова    Анастасия

5

По уровню:  высокие;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); умственные.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

8

 Бегешева Кристина

 10

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные; исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

9

 Калинина Светлана  

10

По уровню: высокие;

По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты),  творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные)

План мероприятий по выполнению программы

развития одаренных и талантливых детей   на 2009-2012 г.г.

Направление работы

Время проведения

1

Диагностика одаренных детей

ежегодно

2

Организация и проведение школьных олимпиад

 октябрь

3

Участие в районных  олимпиадах

ноябрь

4

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

5

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Постоянно

6

Разработка плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей

Май-сентябрь

7

Организация и проведение  индивидуальных занятий по  русскому языку и литературе

 1 раз в 2 недели

8

Неделя русского языка и литературы

 По плану

9

Неделя детской книги

март

10

Проектная деятельность:

  1. Создание социально-значимых, исследовательских и творческих  проектов
  2. Участие в районном  конкурсе реализованных проектов «Я - исследователь!»
  3. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

По заявке

 

11

Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований

В течение года

12

 Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

В  течение года

13

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет   он-лайн

 По расписанию

14

Творческий отчет

ежегодно

15

Организация участия учащихся во всероссийских и международных конкурсах, чемпионатах:

  1. Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
  2. Всероссийский молодежный  филологический  чемпионат
  3. Международная игра-конкурс «Золотое Руно»

По плану

16

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников

По особому плану в течение периода

17

Создание банка  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

в течение периода

18

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

2010-2011

19

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Балашова

Саратовской области имени Крылова И.В.»

Программа

 индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка к ЕГЭ»

для учащихся 11-го класса.

                              Автор:  

                                   Самодурова В.В., учитель  русского языка

                                           и   литературы  I квалификационной категории

                                                  Балашов-2010

Пояснительная записка

Цель занятий по русскому языку в 11 классе – закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.   Данная  программа  позволяет подготовиться к сдаче ЕГЭ. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, анализе лирического, драматического произведения.

Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ».

        Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку.

Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности  видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.  

Используемый учебно- методический комплекс.     1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – 5-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2005.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11 кл. – М.: Русское слово, 2007.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

4. Савко И.Э. Русский язык: Теория и практика: Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов. – Минск: Харвест, 2004.

5. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. – Саратов: Лицей, 2005.

6. Словарь литературоведческих терминов. – М., 1987

7. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2008.

8.Энциклопедический словарь юного филолога. – М., «Педагогика», 1984

9.Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. – М.: Дрофа, 2003.

10. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.

Интернет-ресурсы

1. ON-LINE тест по литературе 

http://www.abiturcenter.ru/testi/begin.php?step=3&test_id=98

2.Говорим и пишем правильно

http://community.livejournal.com/pishu_pravilno

3.http://rutube.ru/tracks/2391379.html

4.http://ege.yandex.ru/rus

5.http://www.egeru.ru/

6.http://www.egemetr.ru/abitur/test_online/free/?ID=92839&btnStartTest=%CD%E0%F7%E0%F2%FC+%F2%E5%F1%F2%E8%F0%EE%E2%E0%ED%E8%E5

7.http://eg.info-vk.ru/?p=176

8.http://college.ru/russkij/

9.http://www.egetest.info/tests/

№п/п

Мероприятия

 Форма занятий

 Виды деятельности

 Сроки

I.Содержание информационной работы с учащимися.

1

Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся.

Знакомство с КИМами по русскому языку и   литературе (спецификация, кодификатор, демоверсия, критерии оценивания)

Практикум

Работа с текстом, с критериями, оценивание сочинений

1неделя сентября

2

Обучение правильному заполнению бланков ответов

Практикум

Работа с бланками

3 неделя сентября

3

  Проведение консультаций по темам (исходя из анализа промежуточной аттестации за 10 класс):

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Особенности употребления в речи существительных, прилагательных, глаголов, числительных и местоимений.

Причастие, деепричастие и наречие.

Особенности употребления служебных частей речи.

 

 

Мини-лекция, практикум, беседа

Работа с КИМами(задания А 10, В 2)

1раз внеделю

Языковые и грамматические нормы.

Памятка, практикум

Работа с КИМами(заданияА1, 2, 3, 4, 5, 26)

Орфография: глагол и его формы; гласные в суффиксах; правописание не и ни, -н- и –нн-.

Правописание приставок

Безударные ,  чередующиеся гласные и непроверяемые гласные и согласные в корнях слов.

Памятка, практикум

Работа с КИМами(задания

А12, 13, 14, 15, 16, 17, 18)

Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Практикум

Работа с КИМами(задания

В1)

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них.

Практикум

Работа с КИМами(задания

А24, А26, А27, А28, А29, В6.)

Изобразительно-выразительные средства языка.

Вступление к сочинению.

Смысловые и грамматические связи предложений.

Практикум

Работа с КИМами(задания В8.)

Композиция сочинения-рассуждения, тезис

Формулирование проблемы.

Комментарии к проблеме.

Практикум

Часть С

Авторская позиция. Аргументация по проблеме, виды аргументации (прямая, косвенная, от противного) способы аргументации

Практикум

Часть С

Схема анализа лирического, эпического и драматического произведений.

Практикум

Работа с текстом, с критериями, оценивание сочинений

Развёрнутый ответ на проблемный вопрос

Практикум

Работа с текстом, с критериями, оценивание сочинений

4

Проведение входного мониторинга по русскому языку

Контроль

Работа с КИМами

Сентябрь

5

Пробный ЕГЭ по русскому языку ( школьный уровень)

Контроль

Работа с КИМами

Ноябрь

Январь

Март

6

Участие в пробном ЕГЭ (региональный уровень)

Контроль

Работа с КИМами

По плану

7

 Проведение и анализ диагностических и контрольных работ в формате ЕГЭ с использованием системы СтатГрад.

Практикум

Работа с компьютерами

По плану

8

Рекомендации учащимся по использованию учебных пособий для подготовки к ЕГЭ.

Лекция

Систематически

9

Работа в Интернете с тестами в режиме он-лайн

Практикум

Работа в режиме он-лайн

Систематически

II. Организация учителем подготовки учащихся к ЕГЭ

1

Пополнять индивидуальные папки «Готовимся к ЕГЭ»

Работа с документами

Систематически

2

 Размещение  информационного стенда  с материалами по подготовке школьников к ЕГЭ

Работа с документами

Октябрь

3

Участвовать в олимпиаде по русскому языку на базе СГА

По плану

4

Индивидуальная  и дифференцированная работа с мотивированными и немотивированными учащимися.

Консультации, беседа,

индивидуальная  и  дифференцированная работа

Систематически

5

Рекомендации учащимся по использованию учебных пособий для подготовки к ЕГЭ.

Консультации, беседа

Систематически

6

Информирование учащихся об источниках информации по вопросам ЕГЭ

Консультации, беседа

Систематически

7

Ознакомление учащихся с процедурой подачи апелляции

Консультации, беседа

Сентябрь

Май

III. Содержание работы с родителями

1

Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по организации ЕГЭ

Консультации

Сентябрь

2

Информирование о результатах выполнения детьми контрольных и диагностических работ в формате ЕГЭ

Систематически

3

Рекомендации по использованию дополнительной литературы, Интернет – ресурсов  при подготовке к экзамену, по организации самостоятельной  работы учеников, по психологической подготовке школьников к ЕГЭ.

Систематически

4

 Проведение открытых занятий для родителей

Январь

IV. Содержание работы учителя при подготовке к ЕГЭ

1

Изучить методические письма по использованию результатов ЕГЭ, нормативно-правовые документы по проведению ЕГЭ.

Работа с документами

Систематически

2

Изучить размещенные на сайте www.fipi.ru ежегодно обновляющиеся документы: кодификатор элементов содержания работы; спецификацию работы, в которой представлен план работы, указаны количество и типология заданий; демонстрационный вариант работы, который дает представление об экзаменационной работе и системе оценивания заданий

Работа с документами, сайтами Интернета

Систематически

3

Изучить открытый Федеральный банк тестовых заданий, представленный на сайте Федерального института педагогических измерений

Работа с документами

Сентябрь

Систематически

4

Изучать современную методическую литературу по подготовке учащихся  к ЕГЭ по русскому языку.

Работа с документами

Систематически

5

Подобрать пособия для работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и для самостоятельной работы учащихся

Работа с документами

Сентябрь-октябрь

6

Подобрать материалы на электронных и цифровых носителях для организации тренировочных работ учащихся.

Работа с Интернет-ресурсами

Сентябрь-октябрь

7

Составить календарно-тематическое планирование проведения уроков русского языка с учетом подготовки к ЕГЭ

Составление Рабочей программы

Август

8

Составить календарно-тематическое планирование проведения дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ

Составление  программы

Август

9

Посещать районные обучающие семинары, круглые столы  для учителей, работающих в 11-х классах «Организация подготовки учащихся к ЕГЭ».

Участие в мастер-классах

Систематически



Предварительный просмотр:

                                            Самодурова В.В., учитель русского языка и литературы

                             МОУ СОШ №6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.

Критерий I. Владение современными образовательными технологиями и методиками

1.1Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик  

Технология максимально связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Педагогическая система – весьма многогранная категория, следовательно, её диагностика охватывает очень широкий спектр явлений:

-   социально-психологический (новые отношения между учителем и учеником, между родителями, педагогами);

-   познавательный;

-   учебно-воспитательный;

-   методический (освоение новых способов и средств);

Современная образовательная технология

Результаты

  Технология проблемного обучения

  Умеют задавать и поставить вопрос (нет вопросов, нет и новых знаний)

   Умеют выявлять проблему, отсекать второстепенное, увидеть главное.

 

  Технология проектов

  1. Ученики защищают свои мини-проекты на уроках перед всеми;
  2. Защита проекта на районном конкурсе «Я - исследователь» - 2 место;

Проекты за I полугодие 2011-2012 уч. года

«Письма,письма,письма..»- 5 кл

«Азбуки нашей творцы» - 5кл.

«Словари-наше богатство» -5кл.

«Лексика русского языка» - 5 кл.

«Публицистический стиль и его признаки» -7 кл.

«Англицизмы в нашей речи» - 7кл.

Информационные технологии

   Создание презентации Power Point - Для демонстраций и иллюстраций формул, текстов, схем при изучении нового материала, разделение его на отдельные смысловые блоки («Лексика», «Фонетика», «Фонетическая разминка» - 5кл., «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Древнерусская литература», «Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», «А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» - 7 кл.)

Использование Интернет сети - В организации проектной и исследовательской деятельности, для сбора научной информации, информационного пространства (адреса сайтов в рабочей программе педагога).

Использование электронных таблиц - Для обработки   результатов контрольно-измерительных работ.

 Игровые технологии

Дидактические игры

Лексико-фразеологические игры ( «Собери пословицу»,  «Угадай слово по его лексическому значению»), игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помоги  Ошибкину»), игровые задания по отработке раздела «Синтаксис» и «Морфология» («Составь предложение»).

Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка и литературы 

Интерактивные игры

http://www.proshkolu.ru/user/putilina67/file/1230405/&newcomment=2407843#comment2407843 (Раздел «Лексика»)

Технология модульного обучения

Ввожу элементы технологии модульного обучения:

1.Урок  изучения нового материала по теме «Деепричастие» (7 кл.). Весь материал укладывается в учебный элемент (модуль). Изменятся форма общения учителя с учащимися. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самоорганизации и самоконтролю.

2. Урок  изучения нового материала по теме «Фонетика. Орфоэпия» (5 кл.).  На первом уроке даётся модуль по всей теме (блок «Фонетика), на последующих уроках идёт отработка знаний по теме .

Тестовые технологии

  Различные тестовые задания с выбором ответа, с кратким  ответом, с развёрнутым ответом   провожу в качестве текущего и промежуточного контроля по русскому языку в 5,7 классах, по литературе в 7 классе. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности.

В результате использования тестовых заданий на уроках русского языка наблюдается положительная динамика в качестве обучения.

1.2. Использование ИКТ в образовательном процессе 

   В своей работе ИКТ  использую в трёх направлениях:

•        Использование готовых ЦОР

•        Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint

•        Создание тестов (при помощи тестовой оболочки, готовые).

 Технологию использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроля.

Варианты использования ЦОР

  1. Наглядное пособие;
  2. источник учебной информации;
  3. тренажер, средство диагностики и контроля.

Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока:

Виды ЦОР

Этап урока. Назначение в образовательной практике

Текстовые материалы в цифровом формате

Для поддержки этапов презентации, закрепления и контроля. Могут служить  источником для организации самостоятельного чтения, творческой и/или аналитической деятельности детей, дискуссий и обсуждений

Аудиотексты

На этапах презентации и закрепления нового материала. ЦОР этого типа применяются   как отдельно, так и в тематических группах, а также группируются с другими объектами  

 Иллюстрации и видеофильмы

На этапе презентации нового материала.

Электронные задания

При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.


                                                                                                       ЦОРы на уроках русского языка

http://school-collection.edu.ru/

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

«Русский язык. 5-9 кл. Бабайцева В.В. и др.»

«Русский язык. Теория (5-9). Русский язык.  

ЦОР охватывает весь общеобразовательный курс русского языка и базирующегося на единой программе изучения русского языка в 5–9 классах.

ЦОР поддерживают все этапы работы с учебным материалом, т. е. могут использоваться при объяснении, тренировке и контроле; они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

Содержит разделы:

 демонстрационные материалы;

демонстрационно-опорные материалы;

обобщающие материалы;

тренировочно-контролирующие материалы;

учебно-справочные материалы;

примеры уроков;

поурочное планирование;

- материалы, задания, занятия, тесты и контрольные задания;

- гипертекстовые определения языковых явлений;

- иллюстрации;

 - возможность копирования любых материалов;

- методические рекомендации по применению в учебном процессе.

ЦОР «Русский язык. 5-9 кл. Бабайцева В.В. и др.» рекомендуется использовать как источник интерактивных визуальных материалов, тестов.

ЦОР содержит достаточное количество материала по школьному курсу русского языка и фрагменты уроков, включающие демонстрационные, демонстрационно-опорные, обобщающие, тренировочно-контролирующие и учебно-справочные материалы, тесты. Многие фрагменты уроков снабжены интерактивными визуальными материалами, что облегчает процесс абстрагирования, обобщения и усвоения полученных знаний.

ИУМК, «Русский язык. 5-7 кл». Руденко-Моргун О.И.

ИУМК «Русский язык. 5–7 классы» – это гипермедиа-конструктор, предлагающий авторскую инновационную программу обучения и при этом оптимально поддерживающий весь набор стабильных комплектов учебников, входящих в Федеральный перечень и использующихся в российской школе.

ИУМК состоит из двух модулей: Модуль 1 (5 класс), Модуль 2 (6-7 классы). Содержание второго модуля вбирает в себя все компоненты первого, расширяя его и предлагая новые формы работы. В целом ИУМК представляет собой постепенно обогащающуюся от класса к классу, от одного этапа обучения к другому самодостаточную мультимедийную учебную среду, которая к концу определенного периода обучения находится полностью в распоряжении учащегося. Гибкая структура среды позволяет учителю организовать обучение предмету, а ученику изучать предмет по заданным (авторским) траекториям обучения, а также произвольно формировать индивидуальные траектории продвижения в массиве включенного в комплекс учебного и справочно-информационного материала.

В состав ИУМК вошли обучающие, справочные и иллюстративные материалы по всем изучаемым в 5-7 классах разделам курса русского языка.

Все материалы ИУМК содержатся в шести основных разделах: 1) «Уроки»; 2) «Альбом»; 3) «Справочник»; 4) Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»; 5) «Хрестоматия»; 6) «Материалы для учителя».

«Морфология и орфография в таблицах». Предмет: русский язык. ИИСС

Информационный источник сложной структуры «Морфология и орфография в таблицах» представляет собой комплект динамичных электронных гипермедийных таблиц по всем разделам, темам и трудным вопросам морфологии и орфографии, предназначенный для использования в 5–7 классах основной школы.

 

ИИСС представляет собой комплект динамичных электронных гипермедийных таблиц по всем разделам, темам и трудным вопросам морфологии и орфографии школьного курса русского языка в 5- 7 классах.

Структурно ИИСС состоит из девяти содержательных разделов:

1. Морфология. Общие понятия.

2. Имя существительное.

3. Имя прилагательное.

4. Глагол.

5. Имя числительное.

6. Местоимение.

7. Наречие.

8.Причастие.

9. Деепричастие.

Данный ИИСС - это полный комплект динамичных электронных гипермедийных таблиц по всем темам и подтемам морфологии и орфографии, последовательно поддерживающий обучение в 5-7 класса, сосредоточенный на одном носителе и несложный в применении.

Высокая степень наглядности   учебно-методического материала позволяет сделать процесс обучения с его использованием более эффективным, интересным и творческим.

Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии

Данная коллекция направлена на обеспечение потребности образовательных учреждений в цифровых образовательных ресурсах - аудиозаписях художественного чтения произведений русской поэзии.

Содержит аудиозаписи следующих поэтов и писателей:

А.С.Пушкин,  М.Ю. Лермонтов, А.А.Блок,К.Н.Батюшков

(http://www.proshkolu.ru/user/samvv41/folder/38165/)

Рекомендуется использовать на уроках литературы.

 

1.3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне

   В учебно-воспитательном процессе    применяю     здоровьесберегающие  технологии.       В    учебно-воспитательный  процесс    включаю следующие структурные  элементы:

* приветствие;

* опрос самочувствия;

* релаксация;

* оздоровительные упражнения;

* рефлексия;

* прощание.

       Данные виды работы позволяют устранить физическую усталость, интенсифицируют процесс обучения.

        Учитывая разные типы здоровья: умственного, нравственного, физического,   использую  различные виды деятельности.

Для сохранения умственного здоровья на уроках русского языка и литературы  создаются схемы, алгоритмы правил, тематические модули; создаётся ритмическая структура тематической урочной системы: объяснение нового материала, закрепление, промежуточный контроль, общий контроль, в субботу – урок развития речи.

Для сохранения нравственного здоровья   создаётся доверительная система отношений. На уроках русского языка учитель широко использует для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, туризм, здоровый образ жизни.                                                                                                                                                            

Для сохранения физического здоровья используются физпаузы, «полминутки на шутки», смена заданий, использование дифференцированных заданий,     проведение здоровьесберегающих форм уроков: урока-экскурсии, урока-игры, урока - соревнования и т.д.

Здоровьесберегающие технологии лежат в основе планировании учебного времени.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

(ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ  САНПИН 2.4.2.1178-02»)

        Приложение 2        

(Рекомендуемое)

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности

Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, б - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.

Приложение 3

(Рекомендуемое)

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

1.4. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся

По тарификации на индивидуальную  работу с учащимися в 2011-2012 учебном году отводится – 2ч

Провожу дифференцированную  работу с различными категориями обучающихся:

  1. слабоуспевающие ученики;
  2. учащиеся, пропустившие занятия по болезни;
  3. одарёнными детьми.

График проведения занятий:

вторник (7урок) -5 кл.,

пятница (7 урок) -7 кл.



Предварительный просмотр:

                                            Самодурова В.В., учитель русского языка и литературы

                             МОУ СОШ №6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.

Критерий II. Эффективность применения современных образовательных

технологий и методик

                   2.1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

Динамика показателей предметных знаний обучающихся:

 

№п/п

Предмет

Класс

Качество обученности (Iчетверть)

Качество обученности (IIчетверть)

Динамика показателей

1

Русский язык

5

48%

52%

14%

2

Русский язык

7

27%

38%

3

Литература

7

55%

81%

Итого:

43%

57%

Неуспевающие

Грезнев М. (русский яз.)

Чередникова А.

(русский яз.)

2.2. Высокие достижения обучающихся по данным школьных мониторингов

(Справка)

  2.3.  Количество призовых мест обучающихся по итогам участия в областной предметной олимпиаде

Количество призовых мест обучающихся по итогам участия в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиаде по русскому языку

Корогодин И. -1 место

Струшков Д. – 2 место

Хныкин Д. – 3 место.

2.4. Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях, проводимых вузами и другими организации за 1 полугодие 2011-2012 учебного года

1.Участие в районном конкурсе «Я - исследователь»:

2 место – группа учащихся 7 кл.

  Проект «Англицизмы в нашей речи».

 2.Участие в конкурсе – игре по языкознанию «Русский медвежонок»

 

2.5. Организация педагогом внеурочной социально-значимой деятельности

  Нет



Предварительный просмотр:

                                            Самодурова В.В., учитель русского языка и литературы

                             МОУ СОШ №6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.

Критерий III. Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ

За I полугодие 2011-2012 уч. года по следующим пунктам критерия III   :

3.1. Доля обучающихся, имеющих результаты ЕГЭ выше среднего по региону (от общего числа выпускников 11 классов данного учителя);

3.2. Доля обучающихся, имеющих результаты ГИА выше среднего по региону (от общего числа  выпускников (данного педагога);

3.3. Доля выпускников, подтвердивших годовые отметки по результатам ГИА по предмету данного педагога

 информации нет.

3.4. Доля от общего числа обучающихся у данного педагога, имеющих отметки «4» и «5» по итогам рубежного контроля в течение отчетного периода.

Классы

Предметы/

количество учащихся  в классе

1 четверть

2 четверть

5

4

3

2

5

4

3

2

5

Русский язык -21

0

10

11

0

1

10

10

0

7

Русский язык-22/21

0

6

15

1

1

7

12

1

Литература -22/21

4

8

10

0

2

15

4

0

65 чел./63 чел.

4

24

36

1

4

32

26

1

28/43%

36/57%

В  течение отчетного периода  доля от общего числа обучающихся (63чел.), имеющих отметки «4» и «5» по итогам рубежного контроля, составила –57% (36чел.)



Предварительный просмотр:

                                            Самодурова В.В., учитель русского языка и литературы

                             МОУ СОШ №6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.

Критерий IV. Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания 

4.1. Непрерывность профессионального образования, сведения о повышении квалификации

(за отчетный период)-0

4.2. Результативность участия педагога в конкурсных мероприятиях, программах, грантах, инновационных проектах, имеющих профессиональное значение-0

4.3. Участие в исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности

                                                    (по итогам I полугодия)

Участвую в муниципальном эксперименте « Педагогическая система формирования УУД у учащихся»

В I полугодии 2011-2012 учебного года работала над формированием следующих УУД:

Класс

Предмет  

Формируемые УУД

5

Русский язык

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

  1. поиск и выделение необходимой информации;
  2. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
  3. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах
  4. определение основной и второстепенной информации;
  5. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

7 класс

Русский язык

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

  1. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

  1. умение структурировать знания;
  2. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  3. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  4. рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

7 класс

Литература

 Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

  1. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  2. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

  1. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Некоторые формы и приёмы  работы на уроках русского языка,

 способствующие формированию УУД:

 

  1. многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным   словарям, видам разбора;
  2. анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову;
  3. создание на его основе изобразительно-выразительных средств;
  4. инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.; 
  5. этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;
  6. создание контекста для изобразительно-выразительного средства;
  7. распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;
  8.  комплексный  анализ текста;
  9. "кристаллизация" смысла текста и микротекста путем составления синквейнов. 

 

Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы,

 способствующие формированию УУД:

 

  1.  многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений,      словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;
  2. речевой портрет героя;
  3. пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)
  4.  создание контекста к образному средству;
  5.  изменение текста с помощью использования средств выразительности;
  6.  сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
  7.  сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине);
  8.  стихосложение;
  9.  ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
  10. подготовка и защита проектов на литературную тему;
  11. подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;

 Активно использую приёмы   «ИНСЕРТ»,   «КЛАСТЕРЫ»

      Разработала  работу для промежуточного мониторинга по русскому языку в 5, 7 классах.

4.4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

 Разработанный   мониторинг по русскому языку для 7 класса был опубликован на сайте http://nsportal.ru/samodurova-vera-valentinovna ( Свидетельство о публикации).