Портфолио учителя
На этой странице расположено портфолио учителя русского языка и литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
В.В.Самодурова
Роль инновационных технологий в формировании коммуникативных компетенций учащихся при обучении русскому языку
Воспитание компетентного человека – конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения. Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач. В этой связи мне хотелось бы начать с определения различий между понятиями “компетенция” и “компетентность”
Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен.
Компетентность-это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской, который представил их в 4-х основных группах:
– ценностно-смысловые компетенции;
– учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые
– общекультурные;
– компетенции личностного самосовершенствования.
Одной из приоритетных компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, так как язык – это средство общения, средство социализации и адаптации учащихся в современном мире.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.
Одно из главных направлений в работе - использование учащимися компьютера и Интернет-ресурсов, так как информационные технологии способствуют:
- совершенствованию практических умений и навыков;
- позволяют организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;
- активизируют познавательную деятельность учащихся.
При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.
Помогают решить проблему формирования коммуникативной компетенции и компьютерные программы по русскому языку: программа- тренажёр «Фраза», «Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» под редакцией Чачиной Т.М., Гарцова А.Д., РыбаковаМ.А. Активно используются на уроках образовательные ресурсы сети Интернет:
Такие электронные образовательные издания позволяют:
1) создать психологические условия включения учащихся в тестирование;
2) эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;
3) не только правильно выполнять задания с открытым ответом, но и оценивать их экспертами ЕГЭ по <Критериям оценки выполнения заданий>;
4) формировать умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать.
Особо хочется рассказать о технологии проектов, используемой в рамках ИКТ.
Обращение к проектам возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание презентаций, памяток).Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проекта, что стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков (обмен материалами, обсуждение их). Коллективная работа по методу проектов избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Приоритетным направлением в работе с проектами стал повышение уровня информационной культуры, а именно работа учащихся с ресурсами Интернет. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической или практической проблеме, связанной с существующей реальностью. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.
Самый важный и трудный этап – это выбор темы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной умственной работы.
Например, при повторении курса русского языка в 9 классе учащиеся взяли следующие темы проектов:
- «Орфография»;
- «Пунктуация в простом осложнённом предложении»;
- «Пунктуация в СПП»;
- «Пунктуация в БСП».
Проследим за работой учащихся над проектом «Офография». Выяснив “ошибкоопасные” места учащихся класса путём анализа письменных работ, пришли к выводу, что наиболее часто повторяющаяся орфограмма – гласная. Затем проверили частотность употребления гласной в значимых частях слова и подразделили их на правописание гласных в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях. В результате наметили первый цикл работы: “Изучение безударных гласных в разных частях слова”. Затем появились такие циклы:
- правописание приставок, суффиксов;
- н и нн в разных частях речи;
- не с разными частями речи;
- правописание производных предлогов;
- дефисное написание разных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, наречие)
В рамках содержания материала определили учебную задачу и способы ее решения: овладение практической грамотностью путем ликвидации пробелов, составление конспекта по орфографии (через “блоки”) для работы в классе.
Следующий этап – планирование самостоятельной работы. Были определены ресурсы, имеющиеся в наличии: собственные знания, составленные конспекты по темам русского языка, учебник русского языка, орфографический словарь Академии Наук СССР.
Заключительный этап – составление теста. Каждую неделю совместно с учителем проходило обсуждение продвижения как в составлении конспектов-схем, так и в решении практических задач, намечались конкретные шаги на следующую неделю.
В течение всего этого времени учитель был консультантом, наставником, который направлял деятельность учащихся, советуя, задавая им вопросы и оценивая усилия.
На мой взгляд, этот учебный проект заставил ребят более серьезно отнестись к работе и убедил, что такая деятельность дает результат. А самое главное – появилась потребность продолжать работу.
Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому отсюда прямой выход на внеклассную и научную деятельность по предмету. Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное — продумать способы введения метода проектов в структуру уроков по русскому языку, а также в надпредметную деятельность.
Накопив опыт использования ИКТ при изучении русского языка, ученики смогут овладеть коммуникативной компетенцией. Таким образом, овладение коммуникативной компетентностью вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума. В целом это - одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей и востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизации современного мира.
Литература
- Гузеев, В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. - 1995. - № 6
- Крылова, Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование.- 2005г.
Предварительный просмотр:
Общие сведения об учителе
Фамилия, имя, отчество Самодурова Вера Валентиновна
Дата рождения 5.01.1969
Образование БГПИ, 1990г., учитель русского языка и литературы
Трудовой стаж 20 лет
Педагогический стаж 18 лет
Педагогический стаж работы в данном ОУ 12лет
Повышение квалификации
16.12.2005г. – дополнительная профессиональная подготовка
по программе Intel «Обучение для будущего»
17.06.2008г.- 27.06.2008г.- краткосрочное обучение в ГОУ ДПО
«Саратовский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования» по программе
«Теория и методика преподавания русского языка и литературы»
в объёме 80 часов
Награды
22.05.2006год - награждена нагрудным знаком
«Почётный работник общего образования Российской Федерации»
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»
Программа
участия учителя
в опытно-экспериментальной работе
Тема эксперимента:
«Педагогическая система формирования универсальных учебных действий у учащихся»
Статус экспериментальной площадки – муниципальная экспериментальная площадка (приказ №508 от 29.08.2008 г.)
Срок действия экспериментальной площадки – 2008-2014 г.г.
Количество и возраст обучающихся, участвующих в эксперименте – 291 учащийся 1-11 классов
Количество учителей, участвующих в эксперименте – 27 человек
Школьный координатор – Авдеев Владимир Михайлович, заместитель директора по инновационной деятельности
Районный координатор – Стюхина Т.П., методист методического кабинета управления образования
Пояснительная записка
Обращение к проблеме развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Данная программа составлена на основе Образовательной программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.».
Планирование работы учителя в рамках эксперимента
№п\п | Содержание мероприятий | Сроки |
1 | Изучение литературы по теме эксперимента | 2008-2009уч. год |
2 | Участие в обсуждении государственных образовательных стандартов по формированию УУД у учащихся | По плану |
3 | Проведение диагностики сформированности универсальных учебных действий учащихся | По плану |
4 | Изучение методик диагностирования: -методика Г.Айзенка «Найти закономерность» - методика Г.Айзенка «Метод исключения» | По плану |
5 | Применение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе с целью формирования и развития УУД | Систематически |
6 | Комплектование дидактического материала по теме эксперимента (тесты, КИМЫ, методические рекомендации и т.д.) | 2011-2014 |
7 | Использование разнообразных форм контроля результатов учебной деятельности | Систематически |
8 | Подготовка и участие в районном научно-методическом семинаре «Формирование УУД у учащихся начальных классов в свете требований ФГОС нового поколения» | Сентябрь-ноябрь 2010 г. |
9 | Участие в разработке критерий оценки качества работы учителей на уроках по формированию и развитию УУД у учащихся | Январь-май 2010г |
10 | Участие в заседаниях методических, педагогических советов, ШМО по теме эксперимента | По плану |
11 | Разработка Рабочих программ по русскому языку и литературе на основе требований ФГОС нового поколения | Август 2011г |
12 | Посещение уроков коллег с целью изучения, анализа вопросов по теме эксперимента | Систематически |
13 | Самообразование по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении русскому языку и литературе» | 2010-2012 год |
14 | Обобщение опыта работы в рамках эксперимента | 2013-2014 год |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Балашова
Саратовской области имени Крылова И.В.»
Программа развития одаренных и талантливых детей
учителя русского языка и литературы
I квалификационной категории Самодуровой В.В.
на 2009-2012 годы
Обоснование проблемы
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Цели программы:
- Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
- достижение максимального уровня развития способностей детей;
- выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.
Задачи программы:
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости, вплоть до составления индивидуальной программы обучению по предмету;
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
Ø принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
Ø принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ø принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Ø принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
Ø принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Ø Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Ø Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Ø Признание того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Формы работы с одаренными учащимися
Ø творческие мастерские;
Ø групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
Ø занятия исследовательской деятельностью;
Ø конкурсы;
Ø интеллектуальный марафон;
Ø научно-практические конференции;
Ø участие в олимпиадах;
Ø работа по индивидуальным планам;
Ø сотрудничество с другими школами, вузами.
Банк одаренных детей
№ | Фамилия, имя | класс | Способности |
1 | Грешнов Никита | 5 | По уровню: средние; По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
2 | Перевицкий Алексей | 5 | По уровню: высокие ; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание); специальные: (литературные) |
3 | Филатова Олеся | 5 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание); специальные: (литературные) |
4 | Струшков Дмитрий | 5 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; творческие(нестандартное мышление) По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
5 | Москвин Дмитрий | 5 | По уровню: средние; По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
6. | Дудникова Анастасия | 5 | По уровню: высокие; По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); умственные. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
8 | Бегешева Кристина | 10 | По уровню: средние; По личностной сфере: умственные; исполнительские По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
9 | Калинина Светлана | 10 | По уровню: высокие; По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные) |
План мероприятий по выполнению программы
развития одаренных и талантливых детей на 2009-2012 г.г.
№ | Направление работы | Время проведения |
1 | Диагностика одаренных детей | ежегодно |
2 | Организация и проведение школьных олимпиад | октябрь |
3 | Участие в районных олимпиадах | ноябрь |
4 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно |
5 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми | Постоянно |
6 | Разработка плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей | Май-сентябрь |
7 | Организация и проведение индивидуальных занятий по русскому языку и литературе | 1 раз в 2 недели |
8 | Неделя русского языка и литературы | По плану |
9 | Неделя детской книги | март |
10 | Проектная деятельность:
| По заявке
|
11 | Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований | В течение года |
12 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми | В течение года |
13 | Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет он-лайн | По расписанию |
14 | Творческий отчет | ежегодно |
15 | Организация участия учащихся во всероссийских и международных конкурсах, чемпионатах:
| По плану |
16 | Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников | По особому плану в течение периода |
17 | Создание банка творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | в течение периода |
18 | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» | 2010-2011 |
19 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | постоянно |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Балашова
Саратовской области имени Крылова И.В.»
Программа
индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка к ЕГЭ»
для учащихся 11-го класса.
Автор:
Самодурова В.В., учитель русского языка
и литературы I квалификационной категории
Балашов-2010
Пояснительная записка
Цель занятий по русскому языку в 11 классе – закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче ЕГЭ. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, анализе лирического, драматического произведения.
Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ».
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку.
Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Используемый учебно- методический комплекс. 1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – 5-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2005.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11 кл. – М.: Русское слово, 2007.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
4. Савко И.Э. Русский язык: Теория и практика: Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов. – Минск: Харвест, 2004.
5. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. – Саратов: Лицей, 2005.
6. Словарь литературоведческих терминов. – М., 1987
7. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2008.
8.Энциклопедический словарь юного филолога. – М., «Педагогика», 1984
9.Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. – М.: Дрофа, 2003.
10. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
Интернет-ресурсы
http://www.abiturcenter.ru/testi/begin.php?step=3&test_id=98
2.Говорим и пишем правильно
http://community.livejournal.com/pishu_pravilno
3.http://rutube.ru/tracks/2391379.html
4.http://ege.yandex.ru/rus
5.http://www.egeru.ru/
6.http://www.egemetr.ru/abitur/test_online/free/?ID=92839&btnStartTest=%CD%E0%F7%E0%F2%FC+%F2%E5%F1%F2%E8%F0%EE%E2%E0%ED%E8%E5
7.http://eg.info-vk.ru/?p=176
8.http://college.ru/russkij/
9.http://www.egetest.info/tests/
№п/п | Мероприятия | Форма занятий | Виды деятельности | Сроки |
I.Содержание информационной работы с учащимися. | ||||
1 | Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся. Знакомство с КИМами по русскому языку и литературе (спецификация, кодификатор, демоверсия, критерии оценивания) | Практикум | Работа с текстом, с критериями, оценивание сочинений | 1неделя сентября |
2 | Обучение правильному заполнению бланков ответов | Практикум | Работа с бланками | 3 неделя сентября |
3 | Проведение консультаций по темам (исходя из анализа промежуточной аттестации за 10 класс): Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Особенности употребления в речи существительных, прилагательных, глаголов, числительных и местоимений. Причастие, деепричастие и наречие. Особенности употребления служебных частей речи. |
Мини-лекция, практикум, беседа | Работа с КИМами(задания А 10, В 2) | 1раз внеделю |
Языковые и грамматические нормы. | Памятка, практикум | Работа с КИМами(заданияА1, 2, 3, 4, 5, 26) | ||
Орфография: глагол и его формы; гласные в суффиксах; правописание не и ни, -н- и –нн-. Правописание приставок Безударные , чередующиеся гласные и непроверяемые гласные и согласные в корнях слов. | Памятка, практикум | Работа с КИМами(задания А12, 13, 14, 15, 16, 17, 18) | ||
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор. | Практикум | Работа с КИМами(задания В1) | ||
Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. | Практикум | Работа с КИМами(задания А24, А26, А27, А28, А29, В6.) | ||
Изобразительно-выразительные средства языка. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. | Практикум | Работа с КИМами(задания В8.) | ||
Композиция сочинения-рассуждения, тезис Формулирование проблемы. Комментарии к проблеме. | Практикум | Часть С | ||
Авторская позиция. Аргументация по проблеме, виды аргументации (прямая, косвенная, от противного) способы аргументации | Практикум | Часть С | ||
Схема анализа лирического, эпического и драматического произведений. | Практикум | Работа с текстом, с критериями, оценивание сочинений | ||
Развёрнутый ответ на проблемный вопрос | Практикум | Работа с текстом, с критериями, оценивание сочинений | ||
4 | Проведение входного мониторинга по русскому языку | Контроль | Работа с КИМами | Сентябрь |
5 | Пробный ЕГЭ по русскому языку ( школьный уровень) | Контроль | Работа с КИМами | Ноябрь Январь Март |
6 | Участие в пробном ЕГЭ (региональный уровень) | Контроль | Работа с КИМами | По плану |
7 | Проведение и анализ диагностических и контрольных работ в формате ЕГЭ с использованием системы СтатГрад. | Практикум | Работа с компьютерами | По плану |
8 | Рекомендации учащимся по использованию учебных пособий для подготовки к ЕГЭ. | Лекция | Систематически | |
9 | Работа в Интернете с тестами в режиме он-лайн | Практикум | Работа в режиме он-лайн | Систематически |
II. Организация учителем подготовки учащихся к ЕГЭ | ||||
1 | Пополнять индивидуальные папки «Готовимся к ЕГЭ» | Работа с документами | Систематически | |
2 | Размещение информационного стенда с материалами по подготовке школьников к ЕГЭ | Работа с документами | Октябрь | |
3 | Участвовать в олимпиаде по русскому языку на базе СГА | По плану | ||
4 | Индивидуальная и дифференцированная работа с мотивированными и немотивированными учащимися. | Консультации, беседа, индивидуальная и дифференцированная работа | Систематически | |
5 | Рекомендации учащимся по использованию учебных пособий для подготовки к ЕГЭ. | Консультации, беседа | Систематически | |
6 | Информирование учащихся об источниках информации по вопросам ЕГЭ | Консультации, беседа | Систематически | |
7 | Ознакомление учащихся с процедурой подачи апелляции | Консультации, беседа | Сентябрь Май | |
III. Содержание работы с родителями | ||||
1 | Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по организации ЕГЭ | Консультации | Сентябрь | |
2 | Информирование о результатах выполнения детьми контрольных и диагностических работ в формате ЕГЭ | Систематически | ||
3 | Рекомендации по использованию дополнительной литературы, Интернет – ресурсов при подготовке к экзамену, по организации самостоятельной работы учеников, по психологической подготовке школьников к ЕГЭ. | Систематически | ||
4 | Проведение открытых занятий для родителей | Январь | ||
IV. Содержание работы учителя при подготовке к ЕГЭ | ||||
1 | Изучить методические письма по использованию результатов ЕГЭ, нормативно-правовые документы по проведению ЕГЭ. | Работа с документами | Систематически | |
2 | Изучить размещенные на сайте www.fipi.ru ежегодно обновляющиеся документы: кодификатор элементов содержания работы; спецификацию работы, в которой представлен план работы, указаны количество и типология заданий; демонстрационный вариант работы, который дает представление об экзаменационной работе и системе оценивания заданий | Работа с документами, сайтами Интернета | Систематически | |
3 | Изучить открытый Федеральный банк тестовых заданий, представленный на сайте Федерального института педагогических измерений | Работа с документами | Сентябрь Систематически | |
4 | Изучать современную методическую литературу по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. | Работа с документами | Систематически | |
5 | Подобрать пособия для работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и для самостоятельной работы учащихся | Работа с документами | Сентябрь-октябрь | |
6 | Подобрать материалы на электронных и цифровых носителях для организации тренировочных работ учащихся. | Работа с Интернет-ресурсами | Сентябрь-октябрь | |
7 | Составить календарно-тематическое планирование проведения уроков русского языка с учетом подготовки к ЕГЭ | Составление Рабочей программы | Август | |
8 | Составить календарно-тематическое планирование проведения дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ | Составление программы | Август | |
9 | Посещать районные обучающие семинары, круглые столы для учителей, работающих в 11-х классах «Организация подготовки учащихся к ЕГЭ». | Участие в мастер-классах | Систематически |
Предварительный просмотр:
Самодурова В.В., учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.
Критерий I. Владение современными образовательными технологиями и методиками
1.1Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Технология максимально связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Педагогическая система – весьма многогранная категория, следовательно, её диагностика охватывает очень широкий спектр явлений:
- социально-психологический (новые отношения между учителем и учеником, между родителями, педагогами);
- познавательный;
- учебно-воспитательный;
- методический (освоение новых способов и средств);
Современная образовательная технология | Результаты |
Технология проблемного обучения | Умеют задавать и поставить вопрос (нет вопросов, нет и новых знаний) Умеют выявлять проблему, отсекать второстепенное, увидеть главное.
|
Технология проектов |
Проекты за I полугодие 2011-2012 уч. года «Письма,письма,письма..»- 5 кл «Азбуки нашей творцы» - 5кл. «Словари-наше богатство» -5кл. «Лексика русского языка» - 5 кл. «Публицистический стиль и его признаки» -7 кл. «Англицизмы в нашей речи» - 7кл. |
Информационные технологии | Создание презентации Power Point - Для демонстраций и иллюстраций формул, текстов, схем при изучении нового материала, разделение его на отдельные смысловые блоки («Лексика», «Фонетика», «Фонетическая разминка» - 5кл., «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Древнерусская литература», «Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», «А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» - 7 кл.) Использование Интернет сети - В организации проектной и исследовательской деятельности, для сбора научной информации, информационного пространства (адреса сайтов в рабочей программе педагога). Использование электронных таблиц - Для обработки результатов контрольно-измерительных работ. |
Игровые технологии | Дидактические игры Лексико-фразеологические игры ( «Собери пословицу», «Угадай слово по его лексическому значению»), игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помоги Ошибкину»), игровые задания по отработке раздела «Синтаксис» и «Морфология» («Составь предложение»). Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка и литературы Интерактивные игры http://www.proshkolu.ru/user/putilina67/file/1230405/&newcomment=2407843#comment2407843 (Раздел «Лексика») |
Технология модульного обучения | Ввожу элементы технологии модульного обучения: 1.Урок изучения нового материала по теме «Деепричастие» (7 кл.). Весь материал укладывается в учебный элемент (модуль). Изменятся форма общения учителя с учащимися. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самоорганизации и самоконтролю. 2. Урок изучения нового материала по теме «Фонетика. Орфоэпия» (5 кл.). На первом уроке даётся модуль по всей теме (блок «Фонетика), на последующих уроках идёт отработка знаний по теме . |
Тестовые технологии | Различные тестовые задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом провожу в качестве текущего и промежуточного контроля по русскому языку в 5,7 классах, по литературе в 7 классе. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. В результате использования тестовых заданий на уроках русского языка наблюдается положительная динамика в качестве обучения. |
1.2. Использование ИКТ в образовательном процессе
В своей работе ИКТ использую в трёх направлениях:
• Использование готовых ЦОР
• Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint
• Создание тестов (при помощи тестовой оболочки, готовые).
Технологию использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроля.
Варианты использования ЦОР
- Наглядное пособие;
- источник учебной информации;
- тренажер, средство диагностики и контроля.
Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока:
Виды ЦОР | Этап урока. Назначение в образовательной практике |
Текстовые материалы в цифровом формате | Для поддержки этапов презентации, закрепления и контроля. Могут служить источником для организации самостоятельного чтения, творческой и/или аналитической деятельности детей, дискуссий и обсуждений |
Аудиотексты | На этапах презентации и закрепления нового материала. ЦОР этого типа применяются как отдельно, так и в тематических группах, а также группируются с другими объектами |
Иллюстрации и видеофильмы | На этапе презентации нового материала. |
Электронные задания | При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля. |
ЦОРы на уроках русского языка
http://school-collection.edu.ru/
1.3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне
В учебно-воспитательном процессе применяю здоровьесберегающие технологии. В учебно-воспитательный процесс включаю следующие структурные элементы:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* релаксация;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Данные виды работы позволяют устранить физическую усталость, интенсифицируют процесс обучения.
Учитывая разные типы здоровья: умственного, нравственного, физического, использую различные виды деятельности.
Для сохранения умственного здоровья на уроках русского языка и литературы создаются схемы, алгоритмы правил, тематические модули; создаётся ритмическая структура тематической урочной системы: объяснение нового материала, закрепление, промежуточный контроль, общий контроль, в субботу – урок развития речи.
Для сохранения нравственного здоровья создаётся доверительная система отношений. На уроках русского языка учитель широко использует для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, туризм, здоровый образ жизни.
Для сохранения физического здоровья используются физпаузы, «полминутки на шутки», смена заданий, использование дифференцированных заданий, проведение здоровьесберегающих форм уроков: урока-экскурсии, урока-игры, урока - соревнования и т.д.
Здоровьесберегающие технологии лежат в основе планировании учебного времени.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
(ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.2.1178-02»)
Приложение 2
(Рекомендуемое)
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности
Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, б - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.
Приложение 3
(Рекомендуемое)
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
1.4. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
По тарификации на индивидуальную работу с учащимися в 2011-2012 учебном году отводится – 2ч
Провожу дифференцированную работу с различными категориями обучающихся:
- слабоуспевающие ученики;
- учащиеся, пропустившие занятия по болезни;
- одарёнными детьми.
График проведения занятий:
вторник (7урок) -5 кл.,
пятница (7 урок) -7 кл.
Предварительный просмотр:
Самодурова В.В., учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.
Критерий II. Эффективность применения современных образовательных
технологий и методик
2.1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
Динамика показателей предметных знаний обучающихся:
№п/п | Предмет | Класс | Качество обученности (Iчетверть) | Качество обученности (IIчетверть) | Динамика показателей |
1 | Русский язык | 5 | 48% | 52% | 14% |
2 | Русский язык | 7 | 27% | 38% | |
3 | Литература | 7 | 55% | 81% | |
Итого: | 43% | 57% | |||
Неуспевающие | Грезнев М. (русский яз.) | Чередникова А. (русский яз.) |
2.2. Высокие достижения обучающихся по данным школьных мониторингов
(Справка)
2.3. Количество призовых мест обучающихся по итогам участия в областной предметной олимпиаде
Количество призовых мест обучающихся по итогам участия в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиаде по русскому языку
Корогодин И. -1 место
Струшков Д. – 2 место
Хныкин Д. – 3 место.
2.4. Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях, проводимых вузами и другими организации за 1 полугодие 2011-2012 учебного года
1.Участие в районном конкурсе «Я - исследователь»:
2 место – группа учащихся 7 кл.
Проект «Англицизмы в нашей речи».
2.Участие в конкурсе – игре по языкознанию «Русский медвежонок»
2.5. Организация педагогом внеурочной социально-значимой деятельности
Нет
Предварительный просмотр:
Самодурова В.В., учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.
Критерий III. Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ
За I полугодие 2011-2012 уч. года по следующим пунктам критерия III :
3.1. Доля обучающихся, имеющих результаты ЕГЭ выше среднего по региону (от общего числа выпускников 11 классов данного учителя);
3.2. Доля обучающихся, имеющих результаты ГИА выше среднего по региону (от общего числа выпускников (данного педагога);
3.3. Доля выпускников, подтвердивших годовые отметки по результатам ГИА по предмету данного педагога
информации нет.
3.4. Доля от общего числа обучающихся у данного педагога, имеющих отметки «4» и «5» по итогам рубежного контроля в течение отчетного периода.
Классы | Предметы/ количество учащихся в классе | 1 четверть | 2 четверть | ||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 | ||
5 | Русский язык -21 | 0 | 10 | 11 | 0 | 1 | 10 | 10 | 0 |
7 | Русский язык-22/21 | 0 | 6 | 15 | 1 | 1 | 7 | 12 | 1 |
Литература -22/21 | 4 | 8 | 10 | 0 | 2 | 15 | 4 | 0 | |
65 чел./63 чел. | 4 | 24 | 36 | 1 | 4 | 32 | 26 | 1 | |
28/43% | 36/57% |
В течение отчетного периода доля от общего числа обучающихся (63чел.), имеющих отметки «4» и «5» по итогам рубежного контроля, составила –57% (36чел.)
Предварительный просмотр:
Самодурова В.В., учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.
Критерий IV. Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания
4.1. Непрерывность профессионального образования, сведения о повышении квалификации
(за отчетный период)-0
4.2. Результативность участия педагога в конкурсных мероприятиях, программах, грантах, инновационных проектах, имеющих профессиональное значение-0
4.3. Участие в исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности
(по итогам I полугодия)
Участвую в муниципальном эксперименте « Педагогическая система формирования УУД у учащихся»
В I полугодии 2011-2012 учебного года работала над формированием следующих УУД:
Класс | Предмет | Формируемые УУД | |
5 | Русский язык | Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: |
|
7 класс | Русский язык | Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |
|
7 класс | Литература | Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |
|
Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка,
способствующие формированию УУД:
- многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным словарям, видам разбора;
- анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову;
- создание на его основе изобразительно-выразительных средств;
- инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.;
- этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;
- создание контекста для изобразительно-выразительного средства;
- распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;
- комплексный анализ текста;
- "кристаллизация" смысла текста и микротекста путем составления синквейнов.
Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы,
способствующие формированию УУД:
- многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений, словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;
- речевой портрет героя;
- пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)
- создание контекста к образному средству;
- изменение текста с помощью использования средств выразительности;
- сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
- сочинения разных видов и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине);
- стихосложение;
- ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная презентация книги, отзыв, рецензия, вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
- подготовка и защита проектов на литературную тему;
- подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
Активно использую приёмы «ИНСЕРТ», «КЛАСТЕРЫ»
Разработала работу для промежуточного мониторинга по русскому языку в 5, 7 классах.
4.4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Разработанный мониторинг по русскому языку для 7 класса был опубликован на сайте http://nsportal.ru/samodurova-vera-valentinovna ( Свидетельство о публикации).