Методические рекомендации. Организация учебно-воспитательного процесса для детей с аутизмом.

иванова людмила леонидовна

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с аутизмом в школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация УВП для детей с РАС Иванова Л .Л «Центр РиМ » Калининского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РАЗРАБОТКЕ СИПР Закон РФ « Об образовании» (273-ФЗ) в последней действующей редакции от 12 мая 2019 года. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО для детей с ОВЗ) Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ПРИКАЗ от 28 августа 2020 года № 442 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Слайд 3

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РАЗРАБОТКЕ СИПР Образовательная организация вправе создавать локальные акты, отражающие специфику обучения, воспитания и реализации сопровождения детей с ОВЗ, а также разрабатывать новые, связанные с введением и реализацией ФГОС . ФЗ No 273, ст. 30,

Слайд 4

Локальные акты организации Положение «Об организации обучения детей с ОВЗ» которое включает в себя следующие разделы: о приеме, переводе и отчислении обучающихся с ОВЗ о промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ о текущем контроле обучающихся с ОВЗ об индивидуальном учебном плане обучающихся с ОВЗ об организации образования обучающихся с ОВЗ об обучении обучающихся с ОВЗ на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. об утверждении адаптированной ( ых ) основной общеобразовательной( ых ) программ; об утверждении программ внеурочной деятельности; об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК; Положение о порядке разработки и реализации СИПР Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов, коррекционных курсах,

Слайд 5

Когда мы думаем, что у ребенка РАС В соответствии с Международной классификацией болезней , принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе расстройств, характеризуемой качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Первичные характеристики Вторичные характеристики Триада нарушений (Винг)МКБ-10 Нарушения социального взаимодействия. Нарушения социальной коммуникации. Нарушения воображения. + (как следствие этих нарушений) жесткая модель поведения; повторяющиеся, стереотипные движения и действия. Нарушения языкового развития. Аномалии при использовании зрения и отсутствие контакта "глаза в глаза". Проблемы имитации и нарушения моторики. Необычная реакция на сенсорные стимулы Аномалии в развитии физических функций. Особые умения в определенных областях.

Слайд 6

Какие особенности могут быть у детей с расстройствами аутистического спектра Слабые стороны Сильные стороны Не смотрит в глаза Учатся рано читать и читают много Не инициирует общение и не использует коммуникацию (вербальную и не вербальную) Увлекаются каким –то предметом (история, география) Имеет нарушение сенсорной сферы (боится громких звуков, прикосновений) Зрительное восприятие Предпочитает одиночество Интерес к деталям Испытывает трудности в выражении потребностей Большой объем механической памяти Отсутствие чувства опасности и пониженное чувство боли Могут успокаивать себя при помощи стимуляций Демонстрация странного поведения

Слайд 7

Как организовать учебный процесс. В первую очередь смотрим на заключение комиссии (СИПР, тьютор)

Слайд 8

ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙКОМИССИИ ( ПМПК ) ПРОХОЖДЕНИЕ ПМПК И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМ, А НЕ ОБЯЗАННОСТЬЮ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ). ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ЯВЛЯЕТСЯ МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛИЧНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЯ. ВЫБОР ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ — ПРАВО РОДИТЕЛЯ!

Слайд 9

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:  СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (АООП), (АОП) , СИПР  КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И УСЛОВИЯМ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА: ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МЕСТА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНГОСТИ  ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ  ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЙ; УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ  ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ;  ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА);  ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ;  ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 10

Алгоритм действий Анализ заключения ЦПМПК, ТПМПК, специальных образовательных условий Изучение нормативных актов Планирование АООП или АОП и коррекционной программы сопровождения Обеспечение специальных образовательных условий создание команды по разработке и реализации СИПР выбор технологий обучения организация пространства, времени, видов деятельности выбор коммуникации работа с поведением ребенка Залог успеха- совместная работа с родителями

Слайд 11

Как учить Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и образовательных задач, сформулированных в СИПР .

Слайд 12

Какие программы мы считаем результативными. направлены на развитие социальной коммуникации и взаимодействия основаны на прикладном анализе поведения применяются в естественной среде используют позитивное подкрепление

Слайд 13

Над чем работаем. Меняем окружение и ребенка Пред академические навыки

Слайд 14

Используем отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы. программа TEACCH лечение и обучение детей с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации Э . Шоплер , Г . Мессибов (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children); программа ABA метод прикладного анализа поведения ( Applied Behavior al Analys методы альтернативной (дополнительной) коммуникации; методы сенсорной интеграции программа ASSERT эмоционально - уровневый подход В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др., методы игрокоррекции Л.Б. Баряева , И.Г. Вечканова и др.,

Слайд 15

Изменение окружения + изменение самого ребенка +комплексный подход = успех

Слайд 16

№ Показатели % учащихся с положительной динамикой Май 2019-2020 Май 2020-2021 1 Количество детей, использующих зрительное расписание 89% 91% 2 Количество детей, использующих средства АК 89% 91% 3 Количество детей, снизивших проявления негативного поведения 42% 51% 4 Учебная деятельность (пред академические и академические навыки) 88% 91% 5 Развитие основных психических процессов (когнитивных функций) 89% 89%

Слайд 17

Рекомендации для эффективного обучения социальным навыкам Тщательно проводите диагностику и работайте над программой. Помните о важности отношений сотрудничества, важности положительного эмоционального фона в течение всего занятия. Для того, чтобы обучение было эффективным и успешным, все окружающие должны действовать как единая команда. Тщательно подбирайте поощрение, меняйте его чаще, поощряйте даже за минимальные действия. Проводите обучающие блоки длиной не более 7-10 минут. Обязательно фиксируйте результаты. Работайте над совместным вниманием Создавайте ситуацию успеха. Подбирайте задания от уже усвоенного к новому от простого к сложному. 17