рабочая программа по окружающему миру 4 класс А.А.плешаков

Глебова Светлана Владиславовна

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (человек, природа, общество) с использованием авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

     Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов

  составит 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_programma.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красноармейская основная общеобразовательная школа»

Эртильский муниципальный район Воронежская область

Принята:


 на педагогическом совете

МКОУ «Красноармейская ООШ»

 

Протокол №


 от «    » августа 2013  г.

 Согласована: ___________________

     заместитель директора по УВР

               Е.В. Громова  



«    » августа 2013 г.

                                     

Утверждена:

 _________________

Директор

МКОУ

«Красноармейская  ООШ»                                Г.В. Сысоева


Приказ №


от «      » сентября  2013 г

Рабочая программа учебного предмета

 «Окружающий мир (человек, природа, общество)»

4 класс

базовый уровень

 на      2013 / 2014 учебный год.

Разработана

Глебовой Светланой Владиславовной,

учителем начальных классов I КК

п. Красноармейский

2013 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (человек, природа, общество) с использованием авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

     Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов

  составит 68 часов.

           Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Формы контроля: практическая работа, контрольная работа, тестирование, работа по карточкам. 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Распределение часов по темам

Тема раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по к/тем. планированию

Земля и человечество

10

10

Природа России

11

10

Наш край – часть большой страны

12

14

Страницы всемирной истории

6

5

Страницы истории Отечества

20

20

Современная Россия

8

9

На выполнение практической части программы отводится 20 ч. Экскурсий – 2.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Дата по плану

Факт. дата

1

Введение. Государственная символика России

2

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце

3

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года

4

Звездное небо - великая книга природы

5

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

6

Пояс Земли

7

Мир глазами историка

8

История - путешествие в глубь времен. Карта- помощница

9

Прошлое и настоящее глазами эколога

10

Сокровища Земли под охраной человечества

11

Обобщающий урок по разделу "Земля и человечество"

12

Равнины и горы России

13

Моря, озера и реки России

14

Зона Арктических пустынь

15

Тундра

16

Леса России

17

Лес и человек

18

Зона степей

19

Пустыни

20

У Черного моря

21

Экологическое равновесие

22

Обобщающий урок по разделу "Природа России" игра "По природным зонам России"

23

Наш край

24

Поверхность нашего края

25

Водоемы нашего края

26

Наши подземные богатства

27

Земля - кормилица

28

Жизнь леса. Лес - природное сообщество

29

Жизнь луга. Луг - природное сообщество

30

Жизнь пресного водоема

31

Растениеводство в нашем крае

32

Незаметные защитники урожая

33

Животноводство в нашем крае

34

Обобщающий урок по разделу "Родной край", игра "Я знаю родной край"

35

Начало истории человечества

36

Мир древности: далекий и близкий

37

Средние века: время рыцарей и замков

38

Новое время: встреча Европы и Америки

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

40

Обобщающий урок по разделу "Страницы всемирной истории", игра

41

Жизнь древних славян

42

Во времена Древней Руси

43

Страна городов

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси

45

Трудные времена на Русской земле

46

Русь расправляет крылья

47

Куликовская битва

48

Иван Третий

49

Мастера печатных дел

50

Патриоты России

51

Петр Великий

52

Михаил Васильевич Ломоносов

53

Екатерина Великая

54

Отечественная война 1812 года

55

Страницы истории 19 века

56

Россия вступает в 20 век

57

Страницы истории 20-30  годов

58

Великая война и Великая Победа

59

Страна, открывшая путь в космос

60

Обобщающий урок по разделу " Страницы истории отечества"

61

Основной закон России и права человека

62

Дети имеют право на особую заботу и помощь

63

Мы - граждане России

64

Славные символы России

65

Такие разные праздники

66

Путешествие по России

67

Обобщающая игра "Крестики - нолики"

68

Обобщающий урок по разделу "Современная Россия". Игра "КВН"

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  •  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  •  ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Список литературы

Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».

  • Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2008.

Для учащихся:

  • 1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.
  • 2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.
  •  3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.

Для учителя: 

  • Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. – М.: Экзамен , 2008
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
  • Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
  • «Я познаю мир» (энциклопедия)

 

MULTIMEDIA-поддержка курса:

Уроки Кирилла и Мефодия.   Окружающий мир. 4 класс

Интернет-ресурсы.

  • КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Экзамен, 2008. (Серия «Учебно – методический комплект»)

Электронные образовательные ресурсы.

Презентации с сайтов: