рабочая программа по окружающему миру 4 класс А.А.плешаков
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (человек, природа, общество) с использованием авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов
составит 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_programma.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красноармейская основная общеобразовательная школа»
Эртильский муниципальный район Воронежская область
Принята: на педагогическом совете МКОУ «Красноармейская ООШ» Протокол № от « » августа 2013 г. | Согласована: ___________________ заместитель директора по УВР Е.В. Громова « » августа 2013 г.
| Утверждена: _________________ Директор МКОУ «Красноармейская ООШ» Г.В. Сысоева Приказ № от « » сентября 2013 г |
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир (человек, природа, общество)»
4 класс
базовый уровень
на 2013 / 2014 учебный год.
Разработана
Глебовой Светланой Владиславовной,
учителем начальных классов I КК
п. Красноармейский
2013 год
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (человек, природа, общество) с использованием авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов
составит 68 часов.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Формы контроля: практическая работа, контрольная работа, тестирование, работа по карточкам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Распределение часов по темам
Тема раздела | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по к/тем. планированию |
Земля и человечество | 10 | 10 |
Природа России | 11 | 10 |
Наш край – часть большой страны | 12 | 14 |
Страницы всемирной истории | 6 | 5 |
Страницы истории Отечества | 20 | 20 |
Современная Россия | 8 | 9 |
На выполнение практической части программы отводится 20 ч. Экскурсий – 2.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата по плану | Факт. дата |
1 | Введение. Государственная символика России | ||
2 | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце | ||
3 | Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года | ||
4 | Звездное небо - великая книга природы | ||
5 | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. | ||
6 | Пояс Земли | ||
7 | Мир глазами историка | ||
8 | История - путешествие в глубь времен. Карта- помощница | ||
9 | Прошлое и настоящее глазами эколога | ||
10 | Сокровища Земли под охраной человечества | ||
11 | Обобщающий урок по разделу "Земля и человечество" | ||
12 | Равнины и горы России | ||
13 | Моря, озера и реки России | ||
14 | Зона Арктических пустынь | ||
15 | Тундра | ||
16 | Леса России | ||
17 | Лес и человек | ||
18 | Зона степей | ||
19 | Пустыни | ||
20 | У Черного моря | ||
21 | Экологическое равновесие | ||
22 | Обобщающий урок по разделу "Природа России" игра "По природным зонам России" | ||
23 | Наш край | ||
24 | Поверхность нашего края | ||
25 | Водоемы нашего края | ||
26 | Наши подземные богатства | ||
27 | Земля - кормилица | ||
28 | Жизнь леса. Лес - природное сообщество | ||
29 | Жизнь луга. Луг - природное сообщество | ||
30 | Жизнь пресного водоема | ||
31 | Растениеводство в нашем крае | ||
32 | Незаметные защитники урожая | ||
33 | Животноводство в нашем крае | ||
34 | Обобщающий урок по разделу "Родной край", игра "Я знаю родной край" | ||
35 | Начало истории человечества | ||
36 | Мир древности: далекий и близкий | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | ||
40 | Обобщающий урок по разделу "Страницы всемирной истории", игра | ||
41 | Жизнь древних славян | ||
42 | Во времена Древней Руси | ||
43 | Страна городов | ||
44 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | ||
45 | Трудные времена на Русской земле | ||
46 | Русь расправляет крылья | ||
47 | Куликовская битва | ||
48 | Иван Третий | ||
49 | Мастера печатных дел | ||
50 | Патриоты России | ||
51 | Петр Великий | ||
52 | Михаил Васильевич Ломоносов | ||
53 | Екатерина Великая | ||
54 | Отечественная война 1812 года | ||
55 | Страницы истории 19 века | ||
56 | Россия вступает в 20 век | ||
57 | Страницы истории 20-30 годов | ||
58 | Великая война и Великая Победа | ||
59 | Страна, открывшая путь в космос | ||
60 | Обобщающий урок по разделу " Страницы истории отечества" | ||
61 | Основной закон России и права человека | ||
62 | Дети имеют право на особую заботу и помощь | ||
63 | Мы - граждане России | ||
64 | Славные символы России | ||
65 | Такие разные праздники | ||
66 | Путешествие по России | ||
67 | Обобщающая игра "Крестики - нолики" | ||
68 | Обобщающий урок по разделу "Современная Россия". Игра "КВН" |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Список литературы
Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».
- Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2008.
Для учащихся:
- 1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.
- 2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.
- 3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
Для учителя:
- Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. – М.: Экзамен , 2008
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
- Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
- «Я познаю мир» (энциклопедия)
MULTIMEDIA-поддержка курса:
Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс
Интернет-ресурсы.
- КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Экзамен, 2008. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов: