Конспекты уроков с применением критического мышления

Алова Олеся Владимировна

 Понятие «критическое мышление» используется в методической литературе еже около 50 лет. С 1956 года, когда Бенджамин Блум разработал таксономию познавательных способностей, «критическое мышление» обозначает мышление высшего уровня. Критическое мышление -это процесс, который чаще всего начинается с постановки проблемы, продолжается поиском и осмыслением информации, заканчивается принятием решения относительно решения поставленной проблемы.

         Критическое мышление – это способность человека четко выделить проблему, которую необходимо решить; самостоятельно найти, обработать и проанализировать информацию; логично построить свои мысли, привести убедительную аргументацию; способность мыслить мобильно, выбирать единственно верное решение проблемы; быть открытым к восприятию мыслей других и одновременно принципиальным   в отстаивании своих позиций.

         Критическое мышление имеет такие характеристики:

  1. Самостоятельность. Никто не может мыслить за человека, выражать ее мысли, убеждения. Мышление становится критическим, только если носит индивидуальный характер.
  2. Постановка проблемы. Критическое мышление довольно часть начинается с постановки проблемы, так как ее решение стимулирует человека мыслить критически.
  3. Принятие решения. Окончание процесса критического мышления- это принятие решения, которое позволит оптимально решить поставленную проблему.
  4. Четкая аргументированность. Человек, который мыслит критически, должен понимать, что одна и та проблема может иметь несколько решений, поэтому он должен подкрепить принятое им решение весомыми собственными аргументами, которые бы доказывали, что его решение является оптимальным.
  5. Социальность. Человек живет в социуме. Поэтому доказывать свою позицию человек должен в общении. В результате общения, диспута, дискуссии человек подтверждает свою позицию или может что-то в ней изменить.

Когда учитель решает для себя, что в своей работе будет использовать методы формирования и развития критического мышления, он должен понимать . что научить учеников мыслить критически с первого урока фактически невозможно. Критическое мышление формируется постоянно, оно является результатом ежедневной работы учителя и ученика, с урока в урок, из года в год. Невозможно выделить четкий алгоритм действий учителя по формированию критического мышления у учащихся. Но можно выделить определенные условия, создание которых способно стимулировать учащихся к критическому мышлению. Главными из них являются следующие:

 

  1. Время. Учащиеся должны иметь достаточно времени для сбора информации по данной проблеме, ее обработки, выбора оптимального способа презентации своего решения.
  2. Ожидание идей. Учащиеся должны понимать, что от них ожидается выражение своих мыслей и идей в любой форме, их диапазон может быть неограниченным.
  3. Общение. Учащиеся должны иметь возможность обмена мыслями. Вследствие этого они могут видеть свою значимость и свой вклад в решение проблемы.
  4. Уважение к мыслям других. Ученики должны уметь слушать и ценить мысли других . При этом они должны понимать, что для  поиска оптимального решения проблемы очень важно выслушать мысли всех заинтересованных людей, чтобы иметь возможность окончательно сформировать собственное решение проблемы.
  5. Вера в силы учеников. Ученики должны знать, что им можно выражать любые мнения, мыслить вне шаблона. Они должны быть уверенны, что могут внести свой «кирпичик» в строительство «дома», которым является решение проблемы.
  6. Активная позиция. Ученики должны занимать активную позицию в обучении, получать удовольствие от получения знаний. Это стимулирует их к работе на более сложном уровне, к желанию мыслить нестандартно, критически.

Итак, технология критического мышления позволяет сформировать учащегося как мыслящую личность, готовую учиться всю жизнь, интеллектуально независимую, способную к активной жизни в условиях современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление ГМО ноябрь 2016 года26.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Научи себя мыслить критически на уроках географии»

Не мыслям надо учить, а мыслить!

Эмануил Кант

На современном этапе учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала. Заучивание учащимися учебного материала затруднено тем, что объем его очень большой, сложный по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает вопрос: Как помочь усвоить этот материал?
   На своих уроках географии, я использую педагогическую технологию критического мышления . Этот проект реализуется в 29 страницах мира, в том числе и в 6 Российских регионах.  Базой является советская педагогика 30х годов. 

Современная география – динамичная, быстро развивающаяся наука. Знания, полученные ранее, дополняются новыми, а иногда и полностью вытесняются, заменяются.

Перед учеником в данной ситуации стоит сложная задача – оказаться готовым к восприятию поступающей информации и ее осмыслению, научиться самому выделять «узкие места» и выстраивать возможную стратегию их преодоления.

Цель выступления: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках географии.

Задачи: 

  1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления. 
  2. Проиллюстрировать на примере конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления для работы с текстом. 

Условия возникновения и становления опыта

Причиной обращения к проблеме развития творческой личности является понижение творческой активности учеников, снижение интереса школьников к изучению географии, поверхностное чтение и изучение текста учебника и дополнительной литературы, нежелание самостоятельно писать доклады, рефераты, выполнять любые другие творческие работы, повышение мотивации к успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Актуальность и перспективность опыта

Использование технологии развития критического мышления позволяет формировать коммуникативные способности учащихся, умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения, формировать навыки критического мышления, конструктивно подходить к решению задач и умения привлекать необходимую информацию для достижения поставленных целей, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом — 3 года.

  • 1 этап (2013-2014 г.) – возникновение идеи опыта, определение цели, постановка задач; знакомство с технологией развития критического мышления.
  • 2 этап (2014-2015 гг.) – активное внедрение методов развития критического мышления в образовательный процесс; разработка и внедрение системы уроков и внеурочных занятий по географии с использованием методов критического мышления; Диапазон опыта

Область применения опыта – уроки географии, внеклассные мероприятия. Вся работа по теме опыта была направлена на развитие творческой личности школьника через использование методов критического мышления.

Теоретическое обоснование

Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. С 1997 года технология развития критического мышления получила распространение в России. В основу ее положены идеи и положения  Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка.

По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Критическое мышление – это направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Оно включает в себя самостоятельное осмысление материала. Критическое мышление отождествляется творческим мышлением, которое предполагает продуцирование новых идей, выходящих за рамки жизненного опыта, а критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. 
   Чтобы учащийся мог мыслить критически, необходимо развивать в нем ряд качеств: 
1. Готовность к планированию. Упорядочность мысли – признак уверенности. 
2. Гибкость. Восприятие идей других людей дает возможность формулировать собственные идеи и мысли. 
3. Настойчивость. Добиваться результатов в обучении. 
4. Готовность исправлять свои ошибки, сделав верные выводы, использовать ошибки для продолжения обучения. 
5. Осознание. Умение отслеживать ход рассуждений. 
6. Поиск компромиссных решений. Принятые решения должны восприниматься другими людьми. 
   Структура данной технологии представлена в системе. Она позволяет целенаправленно достигать поставленных целей. Состоят из трех технологических этапов. 

Задача научить учащихся:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях, делать выводы;

Условия эффективности опыта

Учитель должен:

  • быть открытым для инновационных идей;
  • иметь организаторские способности;
  • знать основы современных образовательных технологий;
  • творчески подходить к подбору материала для содержания уроков;
  • разрабатывать и применять ситуативные задачи.

А если отвлечься от теории, учитель должен помнить следующие правила:

  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
  • Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
  • Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
  • Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
  • Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
  • Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
  • Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
  • Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
  • На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
  • Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
  • Больше всего дети утомляются в бездействии.

Оптимальность и эффективность опыта.

Для активизации мыслительной деятельности я постоянно включаю в свои уроки проблемные вопросы и задачи, использую межпредметные связи, различные приемы, позволяющие обеспечить связь изучаемого материала с современностью. Стараюсь привлечь ребят к анализу явлений, самостоятельному поиску объяснений тех или иных процессов и событий, привить вкус к рассуждениям.

Для развития критического мышления на своих уроках я использую различные стратегии и приемы:

  • синквейн
  • кластер
  • пятиминутное эссе
  • инсерт
  • «тонкие и толстые вопросы»
  •  прием  ЗХУ
  • ролевую игру
  • мозговой штурм
  • прогнозирование

Применение данных стратегий и приемов оправдано, так как учащиеся работают с ними систематически.

Как правило, на таких уроках присутствует разнообразие методов и приемов работы, очень большое внимание уделяется самостоятельной работе, учащиеся выполняют работу в группах (парах, индивидуально). Часто проведение уроков основано на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. При этом всегда учитываю возрастные и психологические особенности учеников, их работоспособность, интересы.

Технология критического мышления применима к новым ФГОС. Ведь стандарты нового поколения предполагают научить ребенка учиться,  самому добывать знания и применять их в будущей жизни.

Особенности организации

Технология РКМ надпредметная, применима к любым программам и предмету. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия - «вызов».

Задача первой фазы урока (вызов) - не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадия «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная на осмысление.

Третья стадия «рефлексия» - размышления. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлении с учетом вновь приобретенных знаний.

На заключительной фазе урока, названой рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Учащиеся составляют синквейны, кластеры, пишут мини- сочинения.

Начинала я работу с использования приема «синквейн». Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса.

Синквейн.

Приём, позволяющий развивать способность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое обозначает пять строк

  1. существительное
  2. Два прилагательных
  3. Три глагола или деепричастия
  4. Фраза из четырех слов.
  5. Синоним существительного.

Разбивка на кластеры.

Кластеры- это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

Это приём, который помогает моим учащимся, открыто думать по поводу какой- либо темы, стимулирует их размышления о связях между идеями.

Учащимся предлагаю записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом.

Толстые и тонкие вопросы

Использование стратегии «толстых» и «тонких» вопросов позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащегося (побуждает самих задавать вопросы и активизировать к поиску ответа).

Инсерт

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Чтобы способствовать постепенному продвижению учащихся от  знания «старого» к «новому», можно использовать прием «инсерт»: маркировка текста по мере его чтения или прослеживания специальными знаками, например, (+) – знал, знакомо; (-) – не знаю; (?)- удивлен; (!) – интересно. Использование данного приема позволяет осознанному чтению. А «условные значки» помогают читать более внимательно, способствуют запоминанию материала. Как уже было сказано, ТРКМ соответствует требованиям 

ФГОС второго поколения, так как формирует все основные виды  универсальных учебных действий: личностные,  регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Данная технология позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создает условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания учащихся. Данная технология позволяет взглянуть на самого себя "изнутри" и "извне", сравнить себя с другими учащимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя вопрекисвоим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения. Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности. 

В результате данных приемов методики РКМЧП учащиеся: 
1. Мыслят самостоятельно; 
2. Добиваются результата; 
3. Выносят свои суждения; 
4. Работа в экспертных группах позволяет каждому проявить себя в поиске информации и поделиться ей в рабочей группе. 

Список литературы

  1. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005;
  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002;
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003;
  4. Заир-Бек С.И.Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы //Директор школы. 2005. № 4;
  5. КлустерД. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005