КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
В этом разделе представлена картотека различных игр и упражнений, которые могут быть интересны как педагогам, так и родителям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Имитационно-игровые упражнения для дошкольников
Подражательные упражнения
«Мышка»: ходьба на носках семенящим шагом | Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью и соединить пальцами вниз. | |
«Цыпленок»: ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны | Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук — в стороны. | |
«Котенок»: ползание с опорой на руках коленях | Стоя на коленях, коснуться руками пола. | |
«Корова»: ползание с опорой на руках и стопах | Стоя на ногах, наклониться и поставить руки на пол, голову поднять вверх. | |
«Петушок»: ходьба с высоким поднима- нием колен и взмахом рук в стороны | Стоять с опущенными руками. | |
«Аист»: ходьба с вы- соким подниманием колен, при этом нога выпрямляется вперед | Стоять с опущенными руками. | |
«Лиса»: ходьба мягкая, плавная, с носка на всю ступню | Стоять с согнутыми в локтях руками, ладони опустить вниз. |
«Птица»: бег на нос- ках, плавный и легкий | Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ладонями. | |
«Собачка»: бег с остановками и резкими поворотами головы и туловища в стороны | Стоять с согнутыми в локтях руками и опущенными вниз ладонями, голова немного вытягивается вверх; тело как бы готово к любым движениям и поворотам. | |
«Волк»: бег широким шагом | Стоять, как перед беговым стартом; ладони опущены вниз. | |
«Тигр и лев»: бег широким прыжковым шагом | Стоять, как перед стартовым забегом; ладони опущены вниз. | |
«Обезьянка»: бег подскоками с ноги на ногу | Стоять с согнутыми в локтях руками, пальцы широко расста- вить и направить в стороны на уровне плеч. | |
«Крокодил»: полза- ние с опорой на руки | Лежать на животе, ноги вытянуть вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо; носки ног вытянуть. | |
«Разведчик»: полза- ние с опорой на руки, ноги и на все | Лежать на животе с опорой на локти и ладони, ноги выпрямить свободно с раздвинутыми |
туловище. Ползание по-пластунски | носками; голову наклонить к ладоням. | |
«Маугли»: прыжки с разведением прямых ног в стороны | Стоять с небольшим полуприседом для прыжка, руки опустить вниз. | |
«Балерина»: гимнастическая ходьба с носка на всю стопу | Стоять прямо, плечи чуть отвести назад, голову чуть приподнять. | |
«Машина»: ползание на ягодицах | Сидя на ягодицах, ноги свободно выпрямить, руки — перед грудью. | |
«Ракета»: прыжки с колен на всю ступню | Стоять на двух коленях, руки отвести назад, чуть присесть на пятки. | |
«Рыбка»: перекаты | Лежать на спине, прямые руки соединить в замок за головой, ноги выпрямить и плотно сомкнуть вместе. | |
«Колобок»: перекаты | Лежать на спине, плотно поджать ноги, согнутые в коленях; руки, согнутые в локтях, плотно прижать к груди со сжатыми кулаками; голову прижать к груди — сгруппироваться. |
«Веревочка»: бег скрестным шагом | Стоять с слегка приподнятыми руками. | |
«Белка»: прыжки в приседе с продвижением вперед |
| Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз. |
«Заяц»: прыжки на двух ногах с продвижением вперед | Стоять с руками, согнутыми в локтях, а ладони соединить перед грудью и опустить вниз. | |
«Кенгуру»: прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперед | Стоять с опущенными вниз руками. Перед прыжком руки отвести назад и чуть присесть, согнув ноги в коленях. | |
«Лошадка»: бег и ходьба с высоким подниманием колен. Прямой и боковой галоп | Стоять с руками, согнутыми в локтях, ладони опустить вниз. | |
«Лягушка»: ползание прыжковым шагом с опорой на руки и стопы | Ноги расставить на ширине плеч, присесть и соединенные ладони поставить вместе между ног. | |
«Паучок»: ползание с опорой на ноги впереди, а на руки | Сесть, отвести руки назад за спину и поставить ладони на пол за спиной. Упираясь на стопы ног |
сзади за спиной | и рук сзади, приподнять ягодицы и все туловище. | |
«Медведь»: ходьба на внешней стороне стопы | Стоять с слегка расставленными ногами с упором на внешнюю сторону стопы, при этом носки ног сжать и направить к стопе. Руки, согнутые в локтях, поднять на уровне плеч, ладони — к гру- ди. |
Предварительный просмотр:
Картотека игровых упражнений с фитболом для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре, ЛФК и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, также данная разработка может быть интересна учителям по физической культуре в начальной школе родителям и всеми, кого интересуют проблемы физической культуры детей.
Представленная картотека является практическим материалом к авторской программе "Фитбол-гимнастика в ДОУ", также может применяться в НОД по физической культуре, в свободной деятельности, на занятиях ЛФК при нарушениях осанки.
Цель: Профилактика нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста
1. Толкни и догони.
Задачи: развитие скоростно-силовых качеств, самоконтроль за осанкой, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Упражнение сопровождается словами:
Сильно мы толкнули мячик,
Как помчался он с подачи!
Взял от нас он укатился,
И назад не воротился.
a) Дети стоят на одной стороне зала, на полу перед каждым фитбол. Приняв положение присед на носки, колени в стороны, толкают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч. Упражнение повторить 2-3раза.
b) Дети принимают упор сидя, стопами упираются о фитбол, ноги согнуты в коленях. По команде толкают мяч ногами, встают, бегут за ним, догоняют и поднимают мяч. Упражнение повторить 2-3раза.
2. Отбей и поймай.
Задачи: развитие ловкости, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Отбивание фитбола об пол двумя руками и ловля:
a) стоя на месте,
b) с продвижением вперёд по прямой или в обход.
Упражнение сопровождается словами:
Мяч лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Как подскочит – не зевай,
Быстро ты его хватай.
3. Подбрось и поймай.
Задачи: развитие ловкости, скоростно-силовых качеств, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Бросание фитбола вверх и ловля его двумя руками.
Упражнение сопровождается словами:
Мячик, мячик
Прыг да скок.
Улетел под потолок,
Высоко взлетел, упал,
В руки мячик я поймал.
(Маргарита Иванычева)
4. Поймай мяч.
Задачи: развитие ловкости, глазомера, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Бросание фитбола друг другу и ловля его двумя руками.
Упражнение сопровождается словами:
вариант 1
Мячик новый есть у нас,
Мы играем целый час,
Я бросаю – ты поймай,
А уронишь – поднимай.
вариант 2
Вот наш мячик для игры
Играют два приятеля.
Брось другу мяч, не урони –
Вернётся обязательно.
5. Поймай мой мяч после отскока.
Задачи: развитие ловкости, глазомера, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Бросание фитбола друг другу и ловля его с отскоком от земли.
Мяч для отскока бросать в определённый ориентир, который находится на полу по центру между партнёрами.
Упражнение сопровождается словами:
вариант 1
Летит мой мяч,
Летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Отскочит мяч, лови его,
Включить звук
И снова мне бросай.
(Н. Эпатов)
вариант 2
Мяч о землю стукнем ловко,
Чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой
И назад лететь велел
6. Вперёд с мячом.
Задачи: развитие ловкости, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Прокатывание фитбола вперёд двумя руками:
a) по прямой или в обход,
b) через центр
c) между предметами,
d) по гимнастической скамье.
Упражнение сопровождается словами:
Круглый мячик без запинки -
Катится он по тропинке.
Часто, часто, низко, низко -
От земли к руке так близко
(Н. Эпатова)
7. Волчок.
Задачи: расширение знаний о свойствах фитбола, развитие ловкости,
повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Прокрутить мяч вокруг своей оси по часовой стрелке и против часовой
стрелки.
Упражнение сопровождается словами:
Учим новую игру –
Мяч раскрутим на полу.
Он кружится как волчок,
Если ощутит толчок.
8. Передача мяча по замкнутому кругу.
Задачи: развитие ловкости, внимания, повышение эмоционального фона.
Содержание упражнения. Дети встают в круг и по команде передают мяч друг другу, пока не прозвучит сигнал для остановки. Второй раз упражнение выполняется в противоположную сторону.
Упражнение сопровождается словами:
Быстро встали мы в кружок –
Раз, два, три,
Друг другу мяч передаём,
Смотри, не урони!
9. Колобок
Задачи: Развитие ловкости, внимания, памяти, повышение эмоционального тонуса.
Содержание упражнения. Хором дети проговаривают:
Наш весёлый колобок
Покатился на лужок.
После этих слов первые участники поднимают фитбол над головой и прогибаясь назад, предают его следующему игроку. Игроки команд, стоящие последними получив «колобок», говорят «Поймал (а)!», поворачиваются кругом и передают «колобок» в обратном направлении.
10. Выполняем упражненье
Задачи: Укрепление мышц плечевого пояса, формирование навыка правильной осанки.
Содержание упражнения. Дети сидя на фитболе, руки на коленях работают плечами вверх-вниз.
Упражнение сопровождается словами:
Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять.
11. Дрессированные животные
Задачи: Укрепление мышц шеи, формирование навыка правильной осанки.
Содержание упражнения. Дети, сидя на фитболе выполняют движения в соответствии с текстом.
a) Цирковая лошадка
По арене скачет конь, ( Дети выполняют пружинистые движения на фитболе)
Рыжий гребень как огонь.
Гордо гривой машет он, (Наклоны головы вперёд, назад)
Настоящий чемпион.
b) Cлон (авторская)
Головой кивает слон – (Дети выполняют пружинистые движения на фитболе)
Это он нам шлёт поклон.
Раз-два-три- вперёд наклон, (Наклоны головы вперёд)
Раз-два-три теперь назад. ( Наклон головы назад)
Видеть нас он очень рад. (Пружинистые движения)
Примечания: Вибрация лёгкая; во время выполнения наклонов пружинистые движения не выполнять; из положения наклона, голова сначала возвращается в положение прямо, а затем снова выполняет наклон.
12. Мы прекрасно загораем
Задачи: Укрепление мышц плечевого пояса, развитие вестибулярного аппарата, гибкости, повышение функциональных возможностей плечевых суставов.
Содержание упражнения. Дети, лёжа спиной на фитболе, ноги вытянуты в упоре на стопы, руки внизу, выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем! (Приподнять ноги от пола)
Держим. Держим…
Напрягаем,
Загорели?
Опускаем! (Опустить ноги)
13. Потягушки-растягушки (авторская)
Задачи: Укрепление мышц плечевого пояса, живота, развитие вестибулярно-го аппарата, гибкости, увеличение подвижности плечевых суставов.
Содержание упражнения. Дети, лёжа спиной на фитболе, ноги вытянуты в упоре на стопы, руки внизу, выполняют движения в соответствии с текстом.
На фитболе полежим,
Дружно вверх потянемся (Руки до упора вверх, затем в и.п.)
И в стороны растянемся (Руки до упора в стороны, затем в и.п.)
14. А часы идут, идут
Задачи: Укрепление мышц шеи, плечевого пояса, ног, развитие гибкости, повышение функциональных возможностей тазобедренного сустава.
Содержание упражнения. Дети сидя на фитболе выполняют движения в соответствии с текстом.
Тик-так, тик-так, (Наклоны головы вправо-прямо-влево-прямо и.т.д.)
В доме кто умеет так?
Тик-так, тик-так (2 раза)
Это маятник в часах, (Стоя. Фитбол вперёд-книзу. Движения вправо-влево)
Отбивает каждый такт.
Тик-так, тик-так (2 раза)
А в часах сидит кукушка,(Сидя на фитболе наклоны вперёд, обхватив мяч между ногами, затем в и.п.)
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу,(Сидя на фитболе, вращение в тазобедренном суставе по часовой стрелке)
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой (Вращение против часовой стрелки)
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут, (Пружинистые движения, переходящие в медленные)
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат, (Частое постукивание пальцами ног по полу)
Словно убежать хотят!
Если их не заведут, (Пружинистые движения, переходящие в медленные)
То они совсем встают.
15. Любопытная Варвара
Задачи: Укрепление мышц шеи.
Содержание упражнения. Дети сидя на фитболе, руки на коленях выполняют движения в соответствии с текстом.
Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево, (Поворот головы налево, затем в и.п.)
Смотрит вправо, (Поворот головы направо, затем в и.п.)
Смотрит вверх, (Поднять голову вверх, затем в и.п.)
Смотрит вниз, (Голову вниз, затем в и.п.)
Чуть присела на карниз, (Пружинистые движения, переходящие в медленные.)
А с него свалилась вниз!
Примечания:
1. Рекомендуемое количество детей для занятий с фитболом - 12
2. Фитболы должны быть соответствующего размера. Фитбол подбирается каждому ребёнку индивидуально по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой.
Оптимальные размеры мяча: для детей 3-4 лет – 45см; для детей 5-6 лет – 50см; для детей 6-7 лет – 55см.
3. Дети должны знать технику безопасности при занятиях с фитболом.
4. Дети должны знать правильную посадку на фитболе и уметь правильно ложиться на фитбол животом и спиной.
Предварительный просмотр:
Корригирующая гимнастика по предотвращению плоскостопия и нарушения осанки
Формированию навыка правильной осанки способствует повышение активности сенсорных систем: зрения, слуха, осязания. Для этого выполняют упражнения у вертикальной плоскости ( гимнастической стенке, стены, двери) с отведением рук в стороны, подниманием на носки, приседаниями вдоль плоскости, упражнения с предметами на голове
(деревянными кружками, кубиками, подушечками с песком, желудями, каштанами); используют ходьбу на носках с грузом на голове; упражнения в равновесии, упражнения для стопы (стойка на одной ноге, ходьба по бревну и на носках, перекладывание предметов пальцами ног, катание мяча, скакалка), подвижные игры, повороты «бревнышком» со спины на живот и обратно, «качели».
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
для профилактики нарушений осанки и укрепления мышц спины
1. «Птицы полетели». Ходьба, руки в стороны. Активные махи руками вверх-вниз.
Методические указания : по максимальной амплитуде; не наклоняться вперед.
Дозировка : 10-12 раз.
2. «Цапля на болоте». Ходьба на носках высоко поднимая колени, руки на поясе.
Методические указания : не наклоняться; выше поднимать колени.
Дозировка : 30-40 сек.
3. «Плечи танцуют». И.п. о.с. сведение – разведение лопаток; поднимание – опускание плеч.
Методические указания : по возможной амплитуде; поочередно, одновременно.
Дозировка : 1-1,5 мин.
4. «Хлопки». И.п. о.с. Хлопок над головой, потянуться, хлопок за спиной.
Методические указания : тянуться как можно выше, лучше под музыку.
Дозировка : 6-8 раз.
5. «Выросли цветы». И.п. о.с. встать на пальцы ног, потянуться, руки вверх.
Методические указания : увеличивать время удержания равновесия.
Дозировка : 6-8 раз.
6. «Наклонись ниже». И.п. широкая стойка, наклоны вперед с отведением рук назад.
Методические указания : по возможной амплитуде.
Дозировка : 6-8 раз.
7. «Повернись». И.п. стойка, руки в стороны. Поочередно повороты влево-вправо с хлопками.
Методические указания : руки на уровне плеч; ноги с места не сдвигать.
Дозировка : 6-8 раз.
8. «Круги». И.п. стойка, ноги врозь в наклоне, руки в стороны. Круговые вращения в плечевых суставах назад.
Методические указания : руки в суставах не сгибать; по максимальной амплитуде.
Дозировка : 8-10 раз.
9. «Мельница». И.п. стойка, ноги врозь в наклоне, руки в стороны. Повороты туловища вправо-влево.
Методические указания : по возможной амплитуде.
Дозировка : 6-8 раз.
10. «Загораем на солнышке» И.п. лежа на спине, руки в «замке» за головой. Поднять голову, плечи, посмотреть на пальцы ног.
Методические указания : медленно, по возможной амплитуде; ноги не сгибать.
Дозировка : 4-6 раз.
11. «Мостик». И.п. лежа на спине. Прогибать туловище с опорой на предплечья.
Методические указания : удерживать «мостик» 3-6 сек; ноги не сгибать.
Дозировка : 4-6 раз.
12. «Звездочка». И.п. лежа на животе. Разводить руки и ноги в стороны, поднимать вверх.
Методические указания : постепенно увеличивать время удержания.
Дозировка : 4-6 раз.
13. «Кузнечики». И.п. лежа на животе, руки в упоре. Поднимать голову и согнутые в локтях руки.
Методические указания : стараться соединять лопатки.
Дозировка : 4-6 раз.
14. «Поплыли». И.п. лежа на животе. Имитация плавания стилем «брасс» : руки вверх, в стороны, перед грудью.
Методические указания : по возможной амплитуде; медленно; ноги прямые.
Дозировка : 30-40 сек.
15. «Посмотри на потолок» И.п. лежа на животе, руки за спиной. Прогибать туловище с одновременным подниманием согнутых рук.
Методические указания : по возможной амплитуде.
Дозировка : 4-6 раз.
16. «Потянись вверх». И.п. лежа на животе, руки за спиной. Поочередно выполнять повороты туловища с отведением одноименной руки.
Методические указания : те же.
Дозировка : 6-8 раз.
17. «Коровка». И.п. упор стоя на коленях. Произвольно передвигаться на четвереньках.
Методические указания : не наклонять голову.
Дозировка : до 1 мин.
18. «Лягушка». И.п. стоя на коленях. Подпрыгивать с опорой на руки.
Методические указания : можно перемещаться по залу.
Дозировка : 30-40 сек.
19. «Потянись». И.п. стоя, руки в «замке» за головой. Разводить локти в стороны.
Методические указания : удерживать напряжение до 5-6 сек.
Дозировка : 5-6 раз.
20. «Брызгалка». И.п. – произвольное. Свободные махи и «потряхивание» руками.
Методические указания : максимально расслабить мышцы рук, спины.
Дозировка : до 1 мин.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
для профилактики плоскостопия и укрепления свода стопы
1. «Качели». И.п. сидя. Сгибания – разгибания в голеностопных суставах.
Методические указания : по максимальной амплитуде.
Дозировка : 10-12 раз.
2. «Круги». И.п. сидя. Круговые вращения в голеностопных суставах.
Методические указания : возможная амплитуда; одновременно, поочередно.
Дозировка : 6-8 раз.
3. «Ежик». И.п. сидя. Одновременное сгибание пальцев рук и ног.
Методические указания : с максимально возможной силой и полным расслаблением.
Дозировка : 10 – 12 раз; напряжение 4-5 сек.
4. «Погладим» И.п. сидя. Пальцами и передней частью стоп скользить вверх – вниз по голени другой.
Методические указания : постепенно увеличивать силу надавливания при скольжении снизу вверх.
Дозировка : 8-10 раз.
5. «Выросли большими» Ходьба на носках с хлопками над головой.
Методические указания : спина прямая; тянуться как можно выше.
Дозировка : 20-30 сек.
6. «Мишка косолапый» Ходьба на наружном крае стоп, согнув пальцы.
Методические указания : не наклоняться вперед.
Дозировка : 20-30 сек.
7. «Не упади». Ходьба, перекатываясь с пятки на носок.
Методические указания : по максимальной амплитуде; удерживать равновесие.
Дозировка : 30-40 сек.
8. «Вместе и врозь» И.п. стоя. Сведение и разведение пяток.
Методические указания : не наклоняться; удерживать равновесие.
Дозировка : 6-10 раз.
9. «Пятка – носок» И.п. стоя. Перемещение в сторону перекатом с пяток на пальцы ног.
Методические указания : удерживать равновесие; не наклоняться.
Дозировка : 6-10 раз.
10. «Вперед – назад» И.п. сидя на стуле. «Продвижение ног» сгибая и разгибая пальцы.
Методические указания : постепенно увеличивать силу надавливания.
Дозировка : 6-10 раз.
11. «Подними» И.п. сидя на стуле. Захватывание пальцами предметов с пола и перемещение их в другое место.
Методические указания : предметы должны быть разной формы и массы.
Дозировка : до 2 мин.
12. «Собери». И.п. сидя на стуле, ноги на коврике из ткани. Собрать коврик в складки пальцами ног.
Методические указания : пятки от пола не отрывать.
Дозировка : 5-6 раз.
13. «Ежик на охоте» И.п. сидя. Разведение и сведение пальцев ног.
Методические указания : по возможной амплитуде; расслаблять мышцы ног.
Дозировка : 6-8 раз; напряжение до 3 сек.
14. «Подгребание песка» и.п. сидя. Поочередное и одновременное приведение переднего отдела стоп.
Методические указания : больше поворачивать стопы во внутрь.
Дозировка : 1-2 мин.
15. «Лазанье» И.п. Стоя на гимнастической стенке. Перемещение по лестнице вверх – вниз, вправо –влево.
Методические указания : наступать на рейку серединой стопы.
Дозировка : 1-2 мин.
16. «Босиком». Ходьба по ребристой поверхности – наклонной, шероховатой, колючей.
Методические указания : можно притопывать, пританцовывать и т.п.
Дозировка : 2-3 мин.
17. Ходьба по наклонной плоскости на носках ( угол наклона 15-20 градусов)
Методические указания : соблюдать технику безопасности; можно с поддержкой.
Дозировка : 1-1,5 мин.
18. «Стряхни воду с ног» Ходьба с поочередными и произвольными махами ногами.
Методические указания : добиваться полного расслабления.
Дозировка : до 10 раз.
19. Ходьба по двусторонней наклонной плоскости.
Методические указания : не наталкиваться, смотреть вперед.
Дозировка : до 2 мин.
20. Ходьба по гимнастической палке с опорой ( поддержкой).
Методические указания : стараться «Вдавливать» палку в пол серединой стопы.
Дозировка : до 2 мин.
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой для детей дошкольного возраста.
Дыхательная гимнастика представляет собой группу универсальных упражнений, направленных на стабилизацию тонуса организма, улучшению протекания процессов газообмена, увеличению метаболизма. И соответственно, происходит нормализация общего состояние организма и лечение заболеваний, преимущественно дыхательной системы и сердечно-сосудистой системы. Главным достоинством дыхательной гимнастики является минимальных «набор» противопоказаний и побочных эффектов, к которым можно отнести: лихорадочный синдром, хронические заболевания в стадии стойкой декомпенсации, острый тромбофлебит, внутренние кровотечения.
Также полностью исключен риск получения травм вследствие неосторожности, ведь дыхательная гимнастика не несет сосредоточенной нагрузки на определенные группы мышц, что делает ее универсальным видом упражнений. Вследствие этого, дыхательная гимнастика приобретает все больше и больше последователей, использующих данную методику для решения своих недугов и поднятия жизненного тонуса.
Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют, она не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности.
Именно поэтому я решила использовать методику дыхательных упражнений А. Н. Стрельниковой для профилактики простудных заболеваний.
При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.
Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Ожидаемые результаты
-снижение простудных заболеваний у воспитанников
-повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми
-положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике
-формирование у дошкольников «правильных» дыхательных привычек
-изменение отношения детей к сохранению своего здоровья
-использование здоровьесберегающих технологий в семье
Основные правила выполнения дыхательной гимнатики :
1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох — шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох — предельно активный (носом, выдох — абсолютно пассивный (через рот, не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!
3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения — без вдоха.
4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.
5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике — только на 8, считать мысленно, не вслух.
6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
А. Н. Стрельниковой.
«Ладошки».
Встать ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, локти вниз. Кисти рук расположить на уровне плеч ладонями к зрителю. Сделать вдох синхронно со сжатием ладоней в кулак. Делать 12 раз по 8 вдохов.
«Погончики».
Стоя прямо, руки сжаты в кулаки и расположены на уровне поя- са. На вдохах руки толкаем вниз, на выдохе возвращаем обратно.
Руки резко, практически в толчке, направляются от пояса вниз. Синхронно следует делать короткий и шумный вдох. После окончания упражнения руки возвращаются в исходное положе- ние, занимая расслабленное состояние в области пояса.
Количество движений – 96, разделенных на 12 подходов.
«Насос».
Ноги на ширине плеч, наклоняемся немного вниз, спина окру- глена, руки спокойно свисают. Наклоняемся ниже с вдохом, как будто надуваем шину, до пола руками доставать не нужно. С вы- дохом поднимаемся в исходное положение. Не рекомендуется выполнять при травмах головы, повышенном давлении, образо- ваниях конкрементов (в почках или желчном пузыре).
Стоять ровно и прямо с опущенной вниз головой. Согнуть спи- ну в поясничном отделе. Руки опустить вниз, кисти расслабить. Спина расслаблена. Делается плавный наклон вперед, одновре- менно необходимо сделать короткий вдох носом. Количество подходов – 12, по 8 движений в каждом, всего должно получить- ся 96 активных движений.
«Кошка». Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях у туловища, кисти спокойно свисают. Делайте поворот туловища вправо и одновременно полуприседание, в этот момент должен быть вдох, при этом руки выполняют хватательное движение. При возврате в исходное положение выдох. Затем в обратную сторону.
«Пружинистое» упражнение на приседание, которое сопрово- ждается поворотом туловища в правую и левую сторону пооче- редно. Одновременно необходимо поддерживать ритм дыхания, синхронизируя его с движениями корпуса. Количество подходов
– 12, по 8 движений в каждом.
«Обними плечи» Стоя, поднимите руки на уровень груди и сог- ните. Делая вдох, резко обнимание себя за плечи ладонями, ста- райтесь руки свести максимально. Они должны быть параллель- ны, но не скрещены, во время упражнения руки не меняйте. Не рекомендуется после инфаркта, при пороках сердца.
Исходное положение: руки подняты горизонтально до уровня плеч, слегка расслаблены и согнуты в локтях. В момент вдоха следует резко сомкнуть руки, будто обнимая себя за плечи. Нор- ма для данного движения составляет все те же 12 подходов по 8
«обниманий» в каждом.
«Большой маятник»
Коллаборация упражнений «Насос» и «Обними плечи». При наклоне вниз делаем вдох, поднимаемся, обнимем себя за плечи. Голову вверх, тоже вдох. Выдохи малень- кие межу наклонами. Не рекомендуется при проблемах с позвоночником, особенно травмах.
При наклоне корпуса стараться тянуться кончиками паль- цев к коленям, делая при этом резкий вдох. После вы- прямления поясница прогибается, кисти рук идут к пле- чам (обнимают плечи). Всего 12 подходов по 8 движений.
«Повороты головы»
Стоя, руки свисают свободно, поворачиваем толь- ко голову в сторону – вдох, в другую сторону – тоже вдох. Между вдохами свободный выдох ртом. С исходного положения по стойке «смирно» делаются повороты головы поочередно в правую и левую стороны. Упражнение сопровождается вдохом. После возвращения головы в начальное положение выдох уходит незаметно носом или ртом. Всего 12 подходов по 8 движений.
«Ушки»
Стоя, руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Наклоняем голову (ухом к плечу), делая вдох, к другому плечу тоже самое. Не забывайте выды- хать.
Голова поочередно двигается по направлению к плечам, при этом важно не напрягать мышцы шеи. Упражнение следует сопровождать короткими вдохами, взгляд должен быть направлен строго горизонтально. Рекомендуемая
«Перекаты»
Стоя, ставим правую ногу позади, левую впереди. Опи- раемся на левую ногу, правая стоит на носке. Приседаем на левой ноге, делая вдох, тут же выпрямляем ногу. Затем приседаем на правой, вдох, выпрямляем, левая на носке. Поменяйте ноги и повторите упражнение.
Правая и левая ноги на расстоянии одного шага друг от друга. Одна впереди, другая сзади. Масса тела перемеща- ется на стоящую впереди ногу, синхронно с этим делается едва заметная присядь и в это же мгновение – вдох. По- сле этого вес корпуса переводится на стоящую сзади ле- вую ногу. Слегка на ней приседаем и резко нюхаем воздух. Вперёд – назад, вдох – вдох. Количество подходов – 12, по 8 движений в каждом.
«Перекаты» с левой ногой впереди. Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим, однако на этот раз ве- дущую роль играет левая нога.
Данный элемент лечебной гимнастики рекомендуется выполнять сразу же по- сле «Перекатов с правой ногой», коли- чество подходов при этом сохраняется
«Передний шаг»
Стоя, поднимите левую согнутую ногу до уровня груди. Тяните при этом носок, чуть присядьте при этом на пра- вой, делаем вдох. Примите исходное положение. Тоже са- мое делаем с правой ноги.
Левая или правая сгибается одновременно в тазобедрен- ном и коленном суставе. Вес тела концентрируется на второй ноге, начинается легкое и плавное приседание. Как и в предыдущих упражнениях, ведущая роль отво- дится технике дыхания, которая должна совпадать с рит- мом движений.
«Задний шаг»
Корпус выравнивается вертикально, правая или левая нога максимально сгибается в колене, голень отводится назад. Сохраняя положение тела, выполняется плавное приседание, которое должно сопровождаться вдохом. По- сле каждого подхода положение ног меняют, всего следу- ет выполнить 12 подходов по 8 приседаний).
Предварительный просмотр:
Картотека
Игровой самомассаж
Слова | Действие |
Где ладошка? Тут? Тут! | Показать правую ладошку. |
На ладошке пруд? Пруд! | Круговые движения левым указательным пальцем по ладони. |
Палец большой – гусь молодой. Указательный – поймал, Средний – гуся ощипал, Безымянный – суп варил, А мизинец – печь топил. | Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец. |
Полетел гусь в рот. А оттуда в живот! Вот! | Махи кистями рук. Двумя ладонями погладить живот. |
Слова | Действие |
Летели утки Над лесной опушкой. | Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз |
Задели ели Самую макушку. | Так же легко провести 6 раз по щекам |
И долго елка Ветками качала. | Указательными пальцами массировать крылья носа |
А не начать ли нам массаж сначала? | Повторить |
Расслабляющий массаж
(для снятия физического и эмоционального напряжения)
- И.П. – стоя. Лёгкие поглаживания ото лба к вискам и вокруг глаз до переносицы. (5-20 раз)
- И.П. – тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании) 5-20 раз.
- И.П. – тоже. Погладить руки, плечи в направлении к туловищу (5-20 раз)
- И.П. – тоже. Поглаживаем живот круговыми движениями по часовой стрелке
( 5-20 раз)
Слова | Действие |
Божьей коровки папа идёт. | Сидя, гладить ноги с верху до низу |
Следом за папой мама идёт. | Разминать их. |
За мамой следом детишки идут. | Похлопать их ладошками |
Следом за ними малышки бредут. | «Шагать» пальчиками |
Красные юбочки носят они, | Поколачиваем кулачками |
Юбочки с чёрными точечками. | Постукиваем пальчиками |
На солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. | Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы. |
А если будет жарко им, То прячутся все вместе в тень. | Погладить ноги ладонями, спрятать руки. |
Слова | Действие |
За стеклянными дверями Стоит мишка с пирогами. | Хлопки по левой руке от кисти к плечу. Хлопки по правой руке так же. |
Здравствуй мишенька – дружок. Сколько стоит пирожок? | Хлопки по груди. Хлопки по бокам. |
Пирожок – то стоит три, А лепить их будешь ты! | Хлопки по ногам сверху вниз. |
Напекли мы пирогов К празднику и стол готов! | Поглаживание в той же последовательности. |
Массаж биологическиактивных зон «Борода»
Слова | Действие |
Да-да-да, да-да-да Есть у деда борода. | Потереть ладони друг о друга. |
Де-де-де, де-де-де Есть сединки в бороде. | Провести руками от затылка до ямки. |
Ду-ду-ду, ду-ду-ду Расчеши-ка бороду. | Большими пальцами провести по шее от подбородка. |
Да-да-да, да-да-да Надоела борода. | Сжав кулачки, косточками указательных пальцев растереть крылья носа. |
Ду-ду-ду, ду-ду-ду Сбреем деду бороду. | Положить три пальца на лоб и погладить. |
Ды-ды-ды, ды-ды-ды Нету больше бороды. | Указательный и средний палец положить перед и за ухом и растереть. |
Слова | Действие |
Жарче, дырчатая тучка Поливай водичкой ручки. | Растереть ладошки. |
Плечики и локоточки, Пальчики и ноготочки, мой затылочек, височки, Подбородочек и щёчки. | Постукивать пальцами по плечам, локтям, кистям, затылку, вискам, подбородку и щекам. |
Трём мочалкою коленочки, Щёточкою хорошенечко, Пяточки, ступни и пальчики. Моем девочек и мальчиков! | Растираем ладонями колени, ступни и пальцы ног. |
Слова | Действие |
На дальней границе И в холод и в зной, В зелёной фуражке Стоит часовой. | Легко загнуть руками уши вперёд |
На дальней границе И ночью и днём, Он зорко, он зорко, Следит за врагом. | Потянуть легко руками мочки ушей вверх, вниз. |
И если лазутчик Захочет пройти, Его остановит Солдат на пути. | Указательным и большим пальцем массировать слуховые отвороты. |
Слова | Действие |
Белый, белый мельник Сел на облака. | Провести пальцами по лбу от середины к вискам. |
Из мешка посыпалась Белая мука. | Легко постучать пальцами по щекам. |
Радуются дети, Лепят колобки. | Косточками больших пальцев растереть крылья носа. |
Заплясали сани, Лыжи и коньки. | Раздвинув указательный и средний палец, массировать точки за и перед ушами. |
Слова | Действия |
Маме подарок я сделать решила, Короб с катушками тихо открыла. | Тереть ладонь о ладонь. |
Нитки и пяльцы достала я с полки, Вдела зелёную нитку в иголку. | Растирать пальцы как бы одевая кольцо. |
Вот получился красивый цветок. Я закрепляю последний стежок. | Потереть ладони. |
В комнату мама войдет – удивится: Дочка, какая же ты мастерица. | Встряхнуть пальцы. |
Слова | Действия |
Мастер в руки взял фуганок Остро наточил рубанок. | Поглаживание рук от плеча к кисти. |
Доски гладко остругал, Взял сверло, шурупы взял. | Разминать поочерёдно руки пальцами. |
Доски ловко просверлил, Их шурупами свинтил. | Круговые движения пальцами от плеча к кисти. |
Поработал долотом, Сколотил всё молотком. | Постукивание по рукам от плеча к кисти. |
Получилась рама, Загляденье прямо! | Быстро перебирая пальцами, пройтись от плеча до локтя. |
Прекрасный тот работник Зовётся просто плотник. | Погладить обе руки. |
Слова | Действия |
Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка, хлоп другая. | Хлопки в ладоши |
Правой, правою ладошкой Мы пошлёпаем немножко. | Шлепки по левой руке от плеча к кисти. |
А теперь ладошкой левой Ты хлопки погромче делай! | Тоже по правой. |
А потом, потом, потом, Даже щёки мы побьём. | Хлопки по щекам. |
Вверх ладошки – хлоп, хлоп. По коленкам шлёп, шлёп. | Хлопки над головой. По коленям. |
По плечам теперь похлопай, По бокам себя пошлёпай. | По плечам, По бокам. |
Можешь хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой. | По спине, По груди. |
Справа – можем, слева – можем! И крест – накрест руки сложим. | Поколачивание ладонями по груди слева, справа. |
И погладим мы себя, Вот какая красота. | Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам. |
Слова | Действия |
Тёплый ветер гладит лица, Лес шумит густой листвой. | Провести пальцами от бровей до подбородка и обратно 4 раза. |
Дуб нам хочет поклониться, Клён кивает головой. | От точки между бровями большим пальцем массировать лоб до основания волос и обратно 4 раза |
А кудрявая берёзка Провожает всех ребят. | Массаж висковых впадин указательными пальцами круговыми движениями. |
До свиданья лес зелёный, Мы уходим в детский сад. | Поглаживание лица |
Массаж спины «Паровоз»
Слова | Действия |
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу. Стоять на месте не хочу. | Похлопывание ладонями по спине |
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу. Стоять на месте не хочу. | Похлопывание кулачками оп спине |
Колёсами стучу, стучу, Колёсами стучу, стучу. | Постукивание пальцами |
Садись скорее, прокачу! Чу, чу, чу! | Поглаживание ладонями |
Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж
Массаж спины «Дождик»
Слова | Действия |
Дождик бегает по крыше – Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше – Бом, бом, бом! | Похлопывание ладонями по спине |
Дома, дома посидите – Бом, бом, бом! Никуда не выходите – Бом, бом, бом! | Постукивание пальцами |
Почитайте, поиграйте – Бом, бом, бом! А уйду – тогда гуляйте.. Бом, бом, бом! | Поколачивание кулачками |
Дождик бегает по крыше – Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше – Бом, бом, бом! | Поглаживание ладонями |
Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж
Массаж тела «Черепаха»
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Дети выполняют лёгкие пощипывания пальцами : рук, ног, груди.
Массаж спины
( Движения по тексту, выполняются 40-50 секунд )
В колонночку в круг встали,
Ладошками по спинке застучали.
Дети спинку подставляют,
И со спинками играют,
Здоровья спинкам прибавляют.
Массаж стоп
Дети садится на пол, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делают «щёточку».
- Костяшками пальцев энергично проводят по стопе.
- Ладонью энергично трут ступню.
- Двумя руками разминают пальцы.
- Пальцами разминают пятку.
- Ладонью поглаживают ступню.
Повторяют всё с другой ногой.
Оздоровительный массаж
( Движения по тексту )
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потёрли руки.
А потом ладошкой в лоб –
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Щёки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем!
Ну-ка, дружно, не зевать!
1, 2, 3, 4, 5!
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди!
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа!
Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Потянулись – выше, выше!
Массаж спины.
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! | Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам. |
Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом! | Постукивают пальчиками. |
Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом! | Поколачивают кулачками. |
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! | Поглаживают ладошками. |
Массаж рук.
Домик едет по тропинке- объезжает все тропинки. | Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу. |
То улитка ползёт, домик на себе везёт. | «Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу. |
Вот подул ветерок, закачался листок. | Поколачивание кулачками. |
И опять по травинке | Поглаживание руки ладонью. |
Медленно ползёт улитка. | При повторении делается массаж другой руки. |
Массаж головы.
На комод забрался ёжик. У него невидно ножек. У него, такого злючки, Не причёсаны колючки. | Круговой массаж черепа. И.П.- правая ладонь на лбу, левая- на затылке. Затем правая ладонь, поглаживая правый висок, перемещается к затылку, а левая через левый висок уходит ко лбу. Ладони и пальцы надавливают на кожу. |
И никак не разберёшь- Щётка это или ёж? | Средними пальцами массировать круговыми движениями точки у основания черепа на затылке. |
Массаж лица.
Водичка, водичка, умой моё личико, | Потереть ладонями друг о друга. |
Чтобы глазки блестели, | Средними пальцами провести, не надавливая о закрытым глазам от внутреннего края века к внешнему. |
Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, | Ладонями провести от бровей до подбородка и обратно вверх. |
Чтоб кусался зубок. | Помассировать большими пальцами вески. |
Массаж ушей.
Тили- тили, тили- бом! | Загнуть вперёд ушные раковины и отпустить их так, чтобы ощутить хлопок. |
Сбил сосну зайчишка лбом. | Оттягивать мочки вниз и в стороны. |
Жалко мне зайчишку: | Массаж козелка. |
Носит зайка шишку. | Массаж вершины завитка. |
Поскорее сбегай в лес, | Растирание ладонями ушей. |
Сделай заиньке компресс! | Поглаживание ушей ладошками |
Самомассаж.
На крылечке ножками потопали,
Ручками по щёчкам похлопали.
Присели, через пальчики в щель посмотрели.
Пальчики в кулак сжимаем,
Воздух набираем.
Ладошки на грудки положили
И давай ладошками по своей грудке стучать.
Стук- стук, стук- стук-
Вот как получается.
Стук- стук, стук-стук-
Грудка наслаждается.
Массаж лица.
Где ты дождик побывал? Где ты дождик поливал? | Поглаживание лица от бровей до подбородка. |
Побывал в саду, полил ягоду! | Лёгкое поколачивание пальцами лба. |
А какую ягоду ты полил саду? | Поколачивание щёчек. |
-И клубнику, и малину, и смородину! | Лёгкое похлопывание щёк. |
А крыжовник ты полил? -Не полил, забыл. | Похлопывание шеи. |
Ой, вернись назад да полей весь сад! | Поглаживание лица и шеи сверху вниз. |
Массаж стоп.
Баю- баю- баиньки, купим сыну валенки. | Потирание стопы. |
Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке. | Разминание пальцев стопы. |
Будет наш сынок ходить, новы валенки носить. | Поглаживание стопы. |
Массаж стоп.
Ду- ду- ду- от медведя я уйду. | Согнуть пальцы правой руки («грабелька») и энергично провести ею 6 раз по подошве левой ноги от пальцев к пятке. |
Да- да- да- не ходи, медведь, сюда. | Сжимать кончик большого пальца. |
Ды- ды- ды- на тропинке чьи следы? | Разминать пальцы ног руками. |
Оди- оди- оди- мишка в лесу бродит. | Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его. |
Ди- ди- ди- ну, мишка, погоди! | Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу. |
Массаж ушей.
Ши- ши- ши – что-то шепчут камыши. | Ладонями накрыть уши, пальцами захватить затылок и легко постучать по нему. |
Шах- шах- шах- это утка в камышах. | Провести пальцами по краям ушных раковин от верха до мочек. |
Шей- шей- шей- выходи из камышей. | Потерев, зажать край ушной раковины между большим и указательным пальцами. |
Шах- шах- шах-нет уж утки в камышах. | Потянуть ушные раковины верх, в сторону, вниз. |
Ши- ши- ши- что же шепчут камыши. | Погладить уши ладонями. |
Массаж стоп.
Застучали в мастерской молоточки снова, починить мы башмачки каждому готовы. | И.П.- сидя на стуле, одну ногу положить на другую. Выполнять потирание стопы ладонями.. |
Тук- тук- тук, тук- тук- тук- всюду слышен перестук. | Разминание пальцев стопы |
Нам в работе нет тоски: наши молоточки забивают в каблучки тонкие гвоздочки. | Энергично провести всеми пальцами руки по стопе, как бы царапая, в направлении от пальцев к пятке. |
Сил, сапожник, не жалей. Доставай колодки, и посадим мы на клей новые подмётки. | Поглаживание стопы |
Массаж ушей.
Зеленеет лук в воде, пузырьки на бороде, | Левой рукой обхватить шею с правой стороны и потереть её, проводя ладонью к основанию горла. |
Пузырёчки, пузырьки- шалуны, озорники! | Повторить правой рукой |
Каждый этот пузырёчек очень бороду щекочет. Если так щекотать, всяк захочет хохотать! | Указательным и большим пальцем руки оттянуть кожу на шее и отпустить её (16 раз) |
Лук трясёт бородой, навостряет стрелки: -Скоро буду молодой лежать на тарелке. | Большим пальцем левой руки обхватить шею слева, а остальными пальцами – справа, помассировать шею вверх и вниз |
Предварительный просмотр:
Картотека эстафет для физкультурных праздников и досугов
1. Эстафета «Поймай шляпой мяч»
Напротив каждой из команд встаёт капитан команды с большой шляпой в руках. У остальных участников команды в руках по малому мячу, который они по сигналу по очереди бросают в шляпу. Капитан команды старается этот мяч поймать. Побеждает та команда, у которой большее количество мячей достигло цели.
2. Эстафета «Сбей шляпу»
На стойках закрепляется два мяча, сверху на мячи одеты шляпы. Напротив мячей со шляпами выстроены команды, у каждого ребёнка в руке мячик. Необходимо при помощи мяча сбить шляпу. Побеждает команда, сбившая шляпу большее кол-во раз.
3. Эстафета «Надень шляпу» (Для капитанов команд)
Ребёнок сидит на стуле. На 8-10 шагов от него, завязывают глаза и в руки дают шляпу. Поворачивают кругом. Необходимо надеть шляпу на сидящего ребёнка.
4. Эстафета «Самая красивая»
Напротив каждой из команд стоит столик со шляпами (мужская шляпа и женская)Первый участник бегом бежит к столику надев шляпу девочка кричит «Я самая красивая» мальчик «Я самый красивый», после чего, кладёт шляпу на место и возвращается к команде, передаёт эстафету следующему участнику.
5. Эстафета «Передай шляпу»
Первый и второй участник команды получают по гимнастической палке. На палку первого участника одевают шляпу. По сигналу первый участник бегом бежит вокруг ориентира держа шляпу на палке, подбежав к команде одевает шляпу на палку второго участника, а свою палку передаёт третьему участнику, сам становится в конец строя.
6. Эстафета «Насорил, убери»
У первого участника в руках шляпа в которой лежат мал. мячи. По сигналу он бежит к обручу, выкладывает мячи из шляпы (сорит) и бегом возвращается назад, передает шляпу второму участнику. Второй участник бежит к обручу и собирает в шляпу мячи (убирает). Собрав мячи, возвращается к команде, передаёт шляпу следующему.
7. Эстафета «Лыжники».
Участники по2-ое человек одевают на одну ногу лыжу с 2-мя петлями, вторая нога свободна. По сигналу они выполняют ходьбу втроем на одной лыже, вокруг кегли и обратно.
8. Эстафета “Перенеси палочками”
Ребенок и взрослый держат шарики между гимнастическими палками, бегут до стойки и обратно. Передают их следующим участникам, а сами встают в конце колонны!
9. Эстафета “Перевозка змеи”.
Дети, стоя друг за другом в колонне берут боком змею и поднимают её через голову, опускают на пол, перешагивают и т. д. до конца площадки, возвращаются бегом назад, змея над головой.
10. Эстафета «Соревнование ковбоев»
Первый участник надевает шляпу, садится верхом на “коня» (гимнастическую палку) и скачет до ориентира, возвращается к команде и передает эстафетуследующему участнику.
11. Эстафета “Собери светофор”.
Дети быстро и правильно должны выложить на магнитной доске или на полу модель светофора. (Можно предложить кружочки разных цветов)
13. Эстафета «Кот в сапогах»
Для эстафеты потребуются сапоги большого размера. Первый участник по сигналу надевает сапоги и бежит вокруг ориентира по пути можно поставить кегли. Пробегая мимо, участник должен остановиться и совершить красивый поклон.
14. Эстафета “Чей свет быстрее загорится”
Команды образуют три круга вокруг своего капитана. Начинает звучать медленная музыка. Дети идут хороводом по кругу. При смене музыки дети разбегаются по залу. В момент. Когда музыка заканчивается, игроки в кратчайшее время должны снова построить круг вокруг своего капитана. Выигрывает та команда, которая построилась раньше всех.
15. Эстафета «Лиса Алиса и кот Базилио»
Команда делится на пары. Один в паре- лиса Алиса, другой– кот Базилио. Лиса сгибает ногу и придерживает её рукой. Коту завязывают глаза. Алиса кладёт свободную руку на плечо коту, по сигналу эта парочка преодолевает эстафетное расстояние.
18. Эстафета «Кенгуру с детёнышем»
Участнику привязывают на уровне пояса сумку или пакет, в который кладут мяч, прыжками преодолевают дистанцию. Придерживать мяч руками нельзя. Важно, чтобы малыш не выпал из сумки.
19. Эстафета «Золушка»
Команду делят на две равные части, одна встаёт на линии старта, другая- на финише, лицом друг к другу. С одной стороны участники будут «Золушками» В руках у первой золушки ведро, веник, совок. На линии движения разбросаны 5 кубиков-«мусор». Первый участник двигается вперёд, собирая кубики в ведро, при помощи совка и веника.
20. Эстафета «Черепаха»
Участник встаёт на четвереньки, ему на спину устанавливают небольшой таз или лоток. «Черепаха» должна пройти путь до ориентира и обратно не потеряв «панцирь», т. е. двигаться медленно и осторожно.
21. Эстафета «Велогонки»
Велосипед заменит гимнастическая палка. Палку нужно оседлать сразу двум участникам. Они - велосипедисты. Каждому велодуэту, удерживая между ногами палку, предстоит «проехать» до поворотной отметки и обратно.
22. Эстафета «Тараканьи бега»
В забеге участвуют два участника. Один встаёт на четвереньки, а второй обнимает его за талию. Всего 6 лапок. При такой конструкции надо постараться развить большую скорость.
23. Эстафета «Змея»
Для эстафеты устанавливают 5-6 стульев, их устанавливают на линии движения. Команда выстраивается в колонну по одному, кладут руки на плечи впереди стоящего и приседают на корточки. Задача: преодолеть расстояние, до ориентира огибая и не задевая препятствия.
24. Эстафета “Стрельба из лука”.
Мишенью будет обыкновенное ведро, а луком - обыкновенный огородный лук. У финишной прямой раскладываются луковицы, их число равно числу участников команды. По сигналу игроки бросают луковицу в ведро. Побеждает команда у которой большее количество мячей достигло цели.
25. Эстафета «Паук»
В эстафете участвуют сразу 4 человека. Они встают спиной друг к другу, и сцепляются руками, согнутыми в локтях. Пауку необходимо быстро пройти дистанцию и вернуться обратно. Но двигаться необходимо по «паутинке» - начерченной на полу линии.
26. Аттракцион “Замотай бинты” – конкурс капитанов.
Капитаны встают напротив друг друга берут ленту, на конце ленты деревянная палочка. По команде “Марш!” начинают накручивать на палочки цветные ленты. Кто первый дошел до середины - ориентира, тот капитан и победил.
27. Эстафета «Бег в валенках»
Первый участник бежит в валенках до ориентира, снимает их и оставляет валенки там, обратно возвращается без валенок. Следующий участник, бежит к ориентиру, надевает валенки и бежит обратно.
28. Эстафета «Болото»
Участники команды делятся на пары: один переходит через «болото», наступая в лежащий на полу обруч, второй перекладывает обручи, прокладывая «дорогу через болото». При возвращении к месту старта участники меняются ролями.
29. Эстафета “кенгуру”
Ребенок зажимает между колен мяч и скачет до стойки и обратно. Затем передаётся мяч следующим игрокам, и встают в конец колонны.
30. Эстафета “прыгуны”
Дети садятся на мячи-прыгуны, допрыгивают до ориентира и возвращаются назад, передавая мяч-прыгун следующему ребёнку.
31. Эстафета “Священного огня”
Дети делятся на две команды, строятся в 2 колонны перед линией старта. У впереди стоящих в руках “факелы”. По сигналу дети с “факелами” бегут до ориентира, огибают его и, возвращаясь, предают “факел” следующему игроку. Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше.
32. Эстафета “Баскетбол”
Дети строятся в 2 колонны перед линией старта. У каждого впередистоящего в руках большой мяч. По сигналу (свистку, дети выполняют ведение мяча и забрасывают в корзины. Передают мяч следующему игроку. Встают позади колонны. Учитывается скорость выполнения задания и точность попадания в корзину.
33. Игра-соревнование “Перетягивание в парах ”(для капитанов команд)
На полу параллельно друг другу раскладываются 2 длинных шнура (на расстоянии 30–40 см. друг от друга). Участвуют две команды. Дети обеих команд располагаются вдоль шнуров по парам, лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу, дети начинают перетягивать партнера на свою сторону. Выигрывают дети, перетянувшие своего партнера за свой шнур.
35. Игра-соревнование «Автогонки»(для капитанов команд.)
Поскольку у нас эстафета шуточная, то и машины будут не настоящие, а игрушечные они стоят перед командами. К ним привязаны веревки, на другом конце которой закреплены палочки. Ребенок наматывает веревку на палку, до тех пор, пока машина не окажется у его ног. Победителем будет та команда, которая быстрее справится с этим заданием.
36. Конкурс «Самый сильный папа»
Папа несет за спиной ребёнка, а мама бежит за ними, укрывая ребенка зонтом от дождя. (Каждой команде выдается зонт).
37. Конкурс «Лягушка-путешественница»
Папа и мама несут палку, на которой сидит ребенок, держась за шеи родителей. Побеждает та команда, которая первая придет к финишу.
38. Конкурс «Ночные снайперы»
Папы в касках на голове, с завязанными глазами, с поварёшкой в руке, ползут на четвереньках. При этом они стучат поварёшкой по полу, в поисках клада. Клад находится под кастрюлей в центре круга. (Предварительно на линии старта папа, стоя на четвереньках, вращается вокруг себя, пока все считают до пяти). Побеждает та команда, чей папа первым ударит по кастрюле.
39. Конкурс для зрителей «Словесная дуэль»
Зрителей делят на команды. Участники должны назвать как можно больше видов спорта. Победителем будет команда, назвавшая слово последней.
40. Эстафета с воздушными шариками.
Участников делят пополам, одной половине привязывают к ноге воздушные шарики небольшого размера. По команде игроки с шариками убегают, а те, у кого шарика нет, догоняют, стараясь наступить и лопнуть привязанный шарик. Побеждают участники, которым удалось сохранить шарики.
41. Эстафета «Разложи костер»
Дети строятся в две команды. По сигналу бегут, по одному, змейкой до поленницы, берут одно полено и, возвращаясь, кладут его в обруч. Обе команды собирают «костер» из гимнастических палок.
42. Эстафета «Прыжки парами»
По сигналу игрок, стоящий вторым в паре, кладёт руки на плечи первому и они прыгая на двух ногах, вдвоём начинают выполнять прыжки между предметами до ориентира. Назад возвращаются бегом, взявшись за руки.
43. Эстафета «Скользкая цель»
В 5-6 от играющих ставится табуретка, на которую участники команды будут по очереди забрасывать мешочки с песком. Задача игрока- бросить мешочек так, что бы он не соскользнул с табуретки или не сбил другой мешочек, заброшенный ранее. Вариант – забрасывать мешочки в обручи, лежащие на полу.
44. Эстафета «Колобок»
Играющие делятся на две команды по 5-6 человек и строятся в колонну. В руках у капитанов команд по мячу колобку. Хором дети проговаривают:
Наш весёлый колобок.
Покатился на лужок.
Кто быстрей его вернёт,
Приз команде принесёт.
С последним словом капитаны команд поднимают мяч над головой, прогибаются назад и передают его следующему игроку. Стоящие последними игроки команд бегут с мячом вперёд и встают впереди своих команд. Игра продолжается до тех пор, пока первые игроки (капитаны) вновь не окажутся впереди.
Предварительный просмотр:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ФИТБОЛАМИ
ЗАЙЦЫ И ВОЛК
Мячи врассыпную разбросаны по залу. Дети — «зайцы» скачут на двух ногах по залу, воспитатель при этом приговаривает следующие слова: Зайцы скачут: скок, скок, скок На зеленый на лужок, Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают: Не идет ли волк?
Воспитатель кричит: «Волк!» Все зайцы должны быстро спрятаться за свой домик-мяч.
БАРМАЛЕЙ И КУКЛЫ
Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для своего театра. Все дети — «куклы» живут в своих домиках (сидят на своих мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну попробуй нас поймать.
Задача Бармалея — поймать озорных кукол.
ДРАКОН КУСАЕТ ХВОСТ
Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Важно, чтобы «тело дракона» при этом не разорвалось. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».
НАЙДИ СВОЙ МЯЧ
Играют две команды: одна сидит на мячах, другая стоит у нее за спиной. По сигналу сидящие дети встают, с закрытыми глазами делают 6—8 шагов от мяча, поворачиваются 3 раза вокруг своей оси. В это время стоящие дети передают мячи из рук в руки между собой. По сигналу «Стоп!» дети первой команды открывают глаза и как можно быстрее пытаются отыскать свой мяч и сесть на него.
ПИНГВИНЫ НА ЛЬДИНЕ
Дети-«пингвины» бегают свободно по залу. Мячи-«льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок-«охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.
НЕ ПРОПУСТИ МЯЧ
Дети стоят по кругу, держась руками за плечи, образуя глухую стену. В центре этого круга водящий с мячом. Задача водящего — выбить мяч из круга.
На эти слова все «комарики» должны сесть на свои мячи. Другой ребенок-«лягушка» выскакивает из-за своей кочки и пытается поймать «комариков».
УТКИ И СОБАЧКА
Игра проводится как и предыдущая. Дети, имитируя уток, подходят к «собаке», которая лежит у себя в конуре. Воспитатель вместе с детьми говорит: Ты, собачка, не лай, Наших уток не пугай. Утки наши белые Без того несмелые.
При этом непослушная «собачка» выскакивает и догоняет уток, которые убегают на свои мячи и садятся на них.
ТУЧИ И СОЛНЫШКО
Воспитатель выбирает мяч-«солнышко», а все остальные — мячи-«тучки». Игра средней подвижности, проходит в спокойном темпе. Все дети врассыпную спокойно ходят по залу и катают перед собой мячи. Воспитатель говорит следующие слова: «Тучи по небу ходили, красно солнышко ловили». Дети отвечают хором: «А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем».
«Солнышко» останавливается и говорит: «А я тучек не боюсь! Я от серых увернусь!» После этих слов «солнышко» пытается вместе со своим мячом «укатиться за горизонт», «тучки» должны своими мячами сбить «солнышко» и не дать ему спрятаться.
УТКИ И ОХОТНИК
Двумя полосками на полу обозначается с одной стороны «озеро», с другой «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети-«утки» в положении на четвереньках толкают мяч головой до «камышей». Воспитатель при этом говорит следующие слова:
Ну-ка, утки,
Кто быстрей
Доплывет до камышей?
Самой ловкой
За победу
Сладкое дадут к обеду.
После того, как ведущий проговорит все слова, «охотник» может сбивать «уток» своим мячом. Награждается та «утка», которая благополучно добралась до «камышей».
ЛИСА И ТУШКАНЧИКИ
Выбирается один ребенок-«лиса», задача которого — переловить всех других детей-«тушканчиков». Воспитатель объявляет: «День!», и тогда все «тушканчики» прыгают на своих мячах по всему залу, кто куда хочет. Как только звучит команда «Ночь!» — все «тушканчики» замирают, приняв ту позу, в которой их застала команда. «Лиса» может съесть любого, кто шевелится.
ЛОШАДКА, ОСЛИК И ПОДКОВА
Дети сидят на своих мячах и покачиваются в такт словам. Первые две строчки ведущий идет по кругу, а на слове «ножку» дотрагивается до ближнего ребенка, который будет «осликом». На остальные слова «ослик» скачет за спинами детей, держа мяч-«подкову» над головой. С последним словом «ослик» останавливается между двумя играющими, которые бегут за спинами детей, кто быстрее схватит подкову.
Звонкою подковкой
Подковали ножку.
Выбежал с обновкой
Ослик на дорожку.
Новою подковкой
Звонко ударял
И свою подковку
Где-то потерял.
ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ
Длинной веревкой посреди зала обозначается болото. В нем живет «цапля». Другие дети группы — «лягушки» прыгают на мячах по болоту и говорят:
Мы веселые лягушки,
Мы зеленые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква-ква-ква,
Да ква, ква, ква!
«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно слушают слова цапли, которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит: После этих слов «цапля» должна лягушек.
По болоту я шагаю,
И лягушек я хватаю.
Целиком я их глотаю.
Вот они, лягушки,
Зеленые квакушки.
Берегитесь, я иду,
Я вас всех переловлю.
УГАДАЙ, КТО СИДИТ НА МЯЧЕ
Дети стоят в кругу. Ведущий с закрытыми глазами находится в центре круга. Играющие перекатывают мяч за спинами, при этом считая до десяти. Ребенок, который получил мяч на счет «десять», быстро садится на него. Ведущий пытается отгадать по форме рук и голосу, кто сидит на мяче. Ведущий. Ну-ка, руки покажи, мячик у тебя, скажи?
Играющий ребенок(по возможности изменив голос). Ты глаза не открывай, а по слуху отгадай. Кто я?
УСПЕЙ ПЕРЕДАТЬ
Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каких-либо двух играющих. Остальные дети хором кричат: «Раз, два, три — беги!». Один ребенок бежит вправо за кругом играющих, другой влево; считается выигравшим тот, кто быстрее вернется к мячу.
БЫСТРАЯ ГУСЕНИЦА
Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до финиша, дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.
БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ
Мячи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде воспитателя «Все в дом!» — дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Упражнение на концентрацию внимания. А) Дети становятся в две шеренги друг против друга одновременно под музыку на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга делает приседание за мяч и выпрямление подъемом на носки, а другая, наоборот, выпрямление с подъемом на носки и приседание за мяч.
Б) То же заранее, выполняется сидя на мячах. Одна шеренга делает хлопок над головой и хлопок по бедрам, а другая, наоборот, по бедрам и над головой.
«СТОП, ХОП. РАЗ»
Так же игра на концентрацию внимания. Дети иду по кругу друг за другом, отбивая мяч от пола. На сигнал «Стоп» останавливаются и стоят в течение 3 сек, затем 5, 10 сек. На сигнал «Хоп» — двигаются поскоком, мяч держа перед собой, а когда звучит «Раз» поворачиваются вокруг своего мяча и продолжаю движение в первоначальном направлении. Из игры выходит тот, кто ошибается и кто шевелится при сигнале «Стоп».
«Ловишки на мячах»
Выбирается по считалке ловишка, который сидит на мяче в противоположном конце зала.
Дети начинают игру словами:
«Раз - два-три – игру начни!», и стараются увернуться от ловишки, прыгая на мячах. Тот, кого ловишка осалил, выходит из игры.
«Ловишка, бери ленту»
Игра проводится аналогично, только в шортах у детей вставлены цветные ленты, тот, у кого ловишка выхватил ленту, выходит из игры.
«Кенгуру»
Зверолов прячется в засаде, пред ним корзина с малыми поролоновыми мячами. По сигналу: «Раз – два – три – игру начни!» на мячах прыгают по залу кенгуру, а зверолов стреляет в них снотворными снарядами (поролоновыми мячами), в кого попал выходит из игры, садится на мяч – засыпает. Ловишка выбирается из победителей – самых ловких кенгуру.
«Мишка бурый».
Медведь сидит в берлоге (на мяче), дети прыгают к нему на мячах, со словами:
Мишка бурый, мишка бурый,
Почему такой ты хмурый?
Медведь:
Я медком не угостился,
Вот на вас и рассердился..
После этого медведь ловит детей, как и в игре ловишки.
«Снежками по мячу».
Две команды выстраиваются друг против друга на расстоянии 10м. На середине между ними большой мяч. По сигналу ведущего, команды кидают по мячу снежками. В чью сторону мяч скатится больше, та команда выигрывает.
«Стоп, хоп, раз»
Дети идут по кругу, друг за другом, отбивая мяч от пола. На сигнал «Стоп!» останавливаются и стоят в течение 3сек.На сигнал «Хоп»- двигаются поскоком, мяч держа перед собой, а когда звучит «Раз!» - поворачиваются вокруг своего мяча и двигаются в противоположном направлении. Из игры выходит тот, кто ошибается и кто шевелится при сигнале «Стоп».
«Играй, играй, мяч не теряй!»
Дети произвольно располагаются по залу. Каждый выполняет любые действия с мячом по своему выбору: бросает, катает, отбивает, прыгает. После сигнала все должны быстро поднять мяч вверх и замереть. Тот, кто не успел поднять мяч, выбывает из игры.
«Снежная крепость».
Из больших мячей-хопов дети строят две крепости- одна напротив другой,расстояние-7-10 метров. По сигналу
«Раз- два- три,
Игру начни».
Дети начинают перебрасывать мячи, в крепость противников, стараясь попасть в игроков. Тот, в кого попал «снежок» выходит из игры. Выигрывает команда, в которой осталось больше игроков.
«Море волнуется »
Водящий отворачивается от детей. Дети ходят по залу, выполняя произвольные махи мячом, и произносят слова:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три-
Морская фигура
На месте замри!
На окончание слов, дети должны превратиться в морскую фигуру и замереть. Водящий выбирает самую интересную фигуру.
«Комарики и воробей».
Игра для самых маленьких. Все дети- "комарики"-присели на корточки и спрятались за свои мячи.
Воспитатель - "воробей" - летает и спрашивает: " Жив-жив-жив! А где мне присесть?"
Комары, высовывая головки из-за мячей, отвечают: "З-з-з-з".
Воробей: " А что же съесть мне?" Комары: "З-з-з-з".
Воробей: "Слышу голос комара, съесть его пришла пора".
Все "комарики" разлетелись и бегают по всему залу. "Воробей" ловит "комаров". Если "комарик" присел за свой домик, то "воробей" его поймать не может.
Игра – аттракцион «Кто самый быстрый».
Под музыку дети бегают вокруг мячей, расположенных по кругу. На остановку музыки каждый должен сесть на мяч. Кто не успел занять мяч выходит из игры. каждый раз на1 -2 мяча становится меньше. Игра продолжается до последнего мяча.
Игра «Замри».
Игра проводится по аналогии с игрой «Море волнуется». Дети под музыку выполняют с мячом произвольные танцевальные движения. На сигнал «Замри!», должны принять любую фигуру, из названных водящим :спортивная фигура, домашнее животное, дикое животное, посуда, мебель, транспорт…
Творческая импровизация.
(Музыкально-творческая игра.)
Руководитель задает детям различную музыку: вальс, марш, полька. На музыку вальса дети придумывают легкие плавные движения. Изображают бабочек, птиц, стрекоз и т.д. На музыку марша дети придумывают различные общеразвивающие упражнения: приседы, наклоны. Изображают солдатиков, гимнастов и т.дт. На музыку польки дети прыгают, бегают, приседают, изображая зайчиков, лисичек, белок и т.д.Лучшую творческую импровизацию руководитель отмечает и показывает всем.
Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли, правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.
Все игры дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами (могут быть сюжетные и бессюжетные) и спортивные игры.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Использование фитболов (мячей) в этих играх придаёт играм более творческий характер, усиливает терапевтический эффект.
Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами, и только к шести – семи годам дети готовы к участию в спортивных играх. Бессюжетные игры очень блики к сюжетным – в них лишь нет образов, которым они подражают. В основе таких игр лежит выполнение определённых двигательных заданий с простейшими правилами. Основная цель бессюжетных игр с фитболами – двигательная корректировка развития воспитанников. Перед педагогом ставится задача научить детей действовать в соответствии с инструкцией, что приучает их ориентироваться в пространстве, развивает ловкость, находчивость, быстроту реакции.
В работе с детьми дошкольного возраста используются также игры – забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Фитболы позволяют разнообразить эти игры, они дарят детям радость и здоровье.
Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе (занятиях, прогулке, самостоятельных играх детей, развлечениях и в качестве индивидуальной работы). Множество таких игр направлены на коррекцию и развитие всех свойств внимания: концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение (Приложение 1) .
Следует отметить, что эффективность игр обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются возрастные особенности, смена периодов двигательной активности, интервалы для отдыха и дифференцированной оценки деятельности детей.