Учитель года - 2022
Эссе
Образование помогает ребенку понять свои потенциальные возможности (Э.Фромм)
Ночь ... Тихое движение пламени в камине отбрасывает беспокойные блики на потолок, окно, старинные часы с кукушкой, хрипло извещающей о каждом ушедшем часе моей жизни.
Многое пройдено, многое ещё впереди. Но и сегодня, как и в начале моего пути, я попытаюсь разобраться в себе... Нет, не стенать над допущенными ошибками или утраченными возможностями. Я пытаюсь разобраться в себе, чтобы стать лучше... Человеком, идущим вперёд по своей дороге, выбранной сердцем, душой, всем моим существом, ещё в то счастливое время, когда часы и минуты не значили ничего, а все проблемы разрешались добрым словом мамы и ободряющей улыбкой отца.
Я знала, понимаю и теперь, что этот путь тернист, но именно он стал основой моей жизни. Трудности не пугают меня. Ш. А. Амонашвили однажды сказал слова, которые опровергнуть невозможно: «Если вы прошли отрезок пути и не встретили препятствия, то это верный знак того, что путь не ваш!»
Учительство - моя стезя, моё призвание. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», мне трудно отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что сейчас это совершенно непрестижная профессия. Просто для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа.... Для меня «учитель» – это жизнь. Я не работаю учителем, я живу учителем. Быть учителем – смысл моей жизни.
В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Мне все время кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу. И в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя. Я уверена: учитель – это прежде всего модератор!
Моя профессия вне времени, поскольку сочетает заветы прошлого, законы настоящего, цели будущего.
Мне повезло, что я имею возможность помочь детям познать этот мир, научиться видеть его во всём многообразии, осмыслить природу своего собственного «Я» и удивляться, удивляться всему, что предлагает каждая секунда жизни, именно удивление способствует мотивации что-то познать.
Дети – это то, к чему невозможно подготовиться. Здесь нет заведомо известных ответов, и каждый день с ними – это испытание, прежде всего для самого себя, для своей души. Их любая победа, пусть маленькая, но победа. Любой их успех – это гордость за них, это счастье. А каждая их ошибка – это боль, и все тот же вопрос, что я сделала не так, о чем не смогла предупредить, предостеречь.
Я считаю своим педагогическим кредо стремление понять ребенка, полюбить его и помочь ему раскрыться, достичь тех высот, на которые он способен. Очень хочется, чтобы мои воспитанники умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения.
Мой девиз: «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому». «Уча, учись сам». Не останавливаться на достигнутом, искать, учиться каждый час и у каждого, творить и изобретать. Организация проектной деятельности, использование интерактивных методов обучения на уроке, подготовка презентаций, открытые уроки и мероприятия – эффективный способ заинтересовать ученика. Поэтому стараюсь быть в курсе новых технологий, охотно делюсь опытом и знакомлюсь с инновационным опытом работы своих коллег. Видя результат, понимаешь, что для этого не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд. Я не предлагаю своим воспитанникам готовые знания. Моя задача – указать только направление. Это сделает учеников сильнее, поможет в дальнейшем бороться со сложностями жизни, искать (и находить!) выход из самых трудных ситуаций.
В процессе обучения я наблюдаю за каждым ребенком, выявляю, что ему любопытно. Потом стараюсь развивать это направление. Чтобы помочь ребенку понять свои потенциальные возможности, создаю площадки для исследований. Для меня важно интересно и увлекательно преподносить учебный материал, развить умение ребенка самостоятельно и независимо мыслить. Но самое главное – это относиться к детям как к равным. Не подчинять себе ученика, не навязывать ему свою точку зрения, а сотрудничать с ним. Тогда любая беседа превращается в диалог. Я учусь сотрудничать с учениками, тем самым становясь для них не просто учителем в школе, а наставником по жизни.
Мои ученики - моя гордость. Я вижу, как блестят их глаза, я понимаю их беспокойную пытливость ума, переживаю их неудачи и радуюсь успеху...
Я верю, что каждому из них откроется своё светлое будущее, которое сольётся в безбрежное, светлое, общее человеческое счастье.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Я понимаю и принимаю это. Я твердо усвоила за эти годы то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами, но я получаю радость от своей работы.
Часы заскрипели, сонная старая кукушка возвестила о том, что начинается новый час моей жизни...
Скоро утро... собираюсь в школу ... в страну, где расцветают человеческие души ... Я буду рядом со своими учениками. Рядом и немного впереди…