Мои публикации

Донцова Ирина

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад № 15 «Берёзка»

посёлка городского типа Ильского муниципального образования

Северский район

Конспект  ООД (интегрированный вид)

в подготовительной группе  
Тема: «Моя семья»

                                                                                Выполнила:

                                                                                учитель-дефектолог

                                                                                    Донцова Ирина Васильевна

Цель: развитие связной, грамматически правильной речи старших дошкольников.  
Задачи:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

-упражнять в умении обобщать предметы в группы по схожим признакам, называть эти группы одним словом;

-уточнить знания названий взрослых животных особей и их детенышей; 
-упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласование их с существительными.
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье.

- воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: альбомы с фотографиями членов семьи, атрибуты к игре «Ромашка», к пазлам –пословицам, предметные картинки животных, сюжетные картинки «Семья», мяч, лучики, игрушечный котенок и щенок.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных пословиц, дидактическая игра «Назови одним словом», дидактическая игра «Семья домашних животных».

Ход занятия

Организационный момент. Дети выстраиваются в круг.
Игра-приветствие «Наши умные головки»

     Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня!

Ребята послушайте маленький отрывок из стихотворения:

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой -

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры.

Чтоб жизнь была весёлой,

И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:

Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог -

Родимая семья!

Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей, воспитатель обращает внимание, что ответы должны быть полные, развернутые, а не односложные - «Это стихотворение о семье»).

- Все верно, ребята, и сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья и будем вести разговор о наших семьях.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, но сегодня по пути в детский сад, я услышала в кустах чей то плачь, когда я подошла поближе, то увидела, плачущего щенка и котенка. Эти животные потеряли свою семью. (Воспитатель демонстрирует игрушечных животных, которые нуждаются в помощи).

Дети, мы сможем помочь, выполняя все задания, котенку и щенку найти свой дом и свою семью? (ответы детей: «Да, мы поможем животным»)

Основная часть.

Дети подходят к первому столу.

Воспитатель: У меня есть ромашка, на каждом лепестке для вас загадка. Отгадав загадку, мы узнаем, какие бывают члены семьи.

На столе лежит ромашка, дети по очереди берут по одному лепестку и отгадывают загадку.


1 лепесток.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)

2 лепесток.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)

3 лепесток
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)

4 лепесток
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)

5 лепесток
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)

6 лепесток
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)

7 лепесток
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Воспитатель: Каких членов семьи вы узнали? (Ответы детей)

 Дети подходят ко второму столу.

На столе разложены пазлы к пословицам о семье: туча и рисунок семьи; семья, состоящая из отца и матери, и цветок; изображение хаты и детей; птицы и гнезда.

Воспитатель: Дети, назовите пожалуйста какие пословицы вы знаете о семье.
Пословицы:
*Семья в куче – не страшна и туча.
*Семья без детей – что цветок без запаха.
*Полна хата детей, так и счастливо в ней.
*Не будет добра, коли в семье вражда.
*Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, пословицы хорошо знаете, а теперь соберите по ним пазлы и назовите нужную пословицу.

Дети переходят к третьему столу.

На столе разложены сюжетные картинки: дедушка с мальчишками, бабушки с девчонками, мама и папа с мальчиком или девочкой, папа с дедушкой, папа с девочкой, мама с мальчиком. Дети беседуют по картинкам («На этой картинке изображен дедушка и девочки, девочки для дедушки-это внучки, а здесь папа и мальчики изображены- мальчики для папы-это сыновья)

Воспитатель: ребята, мы разобрались, кто для кого в семье приходится, а поэтому я предлагаю вам всем встать в кружок и поиграть в игру с мячом.

Малоподвижная игра с мячом «Назови родственников»
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

Дети подходят к четвертому столу.

На столе разложены предметы одежды  и изображение папы, мамы, бабушки и дедушки.

Воспитатель: Дети, а в семье, у каждого члена семьи есть свои личные вещи. Посмотрите на стол, как эти вещи можно назвать одним словом? (это одежда).

Я предлагаю вам разделиться на четыре команды и разложить папе, маме, бабушке и дедушке одежду, а затем назвать чья это одежда?

Дети делятся на команды при помощи считалки (при помощи счета двойками или тройками, исходя из общего количества детей) или по интересам.


Игра: «Чья, чьё» (образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными)
Эта чья юбка? Эта юбка мамина.
Это чьи брюки? Папины.
Это чьё платье ?Бабушкино.
Это чья рубашка ?Дедушкина.

Воспитатель: Ребята,  у нас остался последний стол, кто напомнит, выполняя все задания, мы кому оказывали помощь? (ответы детей: «Мы помогали котенку и щенку найти свою семью»).

И так, подходим к последнему, пятому столу.

На столе лежат предметные картинки взрослых особей домашних животных и их детенышей.

Воспитатель: дети, как мы можем назвать эти картинки одним словом ? (ответы детей: «Это домашние животные»).

Ребята, я предлагаю вам собрать каждое животное в свою семью и назвать ее. И здесь наш котенок и щенок сможет найти свою семью. Вы готовы? (Ответы детей: «Это кошачья семья, в ней мама-кошка, папа-кот, детеныш-котенок, а это собачья семья: папа-пес, мама-собака, детеныш щенок, это лошадиная семья: папа-конь, мама-лошадь, детеныш-жеребенок). Дети приступают к группировке предметных картинок.

Воспитатель: Молодцы, ребята, наш котенок и щенок теперь в своей дружной семье. Все задуманное нам удалось решить благодаря совместной, слаженной работе.

Итог занятия

Воспитатель предлагает вернуться на ковер (в центре ковра лежит желтый кру г- это солнце), сесть вокруг солнца.
Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями детей  из жизни сада и читает стихотворение:


Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.

Воспитатель: Дети, наша группа - это тоже семья, но детсадовская. Воспитатели, все сотрудники, наша няня, дети –все мы большая семья.

Дома, вы можете вечером всей семьей рассмотреть фото семейного альбома.
А  закончить наше занятие я предлагаю вам интересной игрой. Дети берут по одной желтой полосочке - лучику и называют описательное прилагательное, и прикладывают лучик к солнышку.  
Игра «Какая ваша семья» (Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)
родная
дружная
счастливая
трудолюбивая
хозяйственная
спортивная
культурная
крепкая
жизнерадостная
гостеприимная
здоровая

Воспитатель: Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.
Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад № 15 «Берёзка»

посёлка городского типа Ильского муниципального образования

Северский район

Ребенок с РАС: особенности психологического развития

                                                                                Выполнила:

                                                                                учитель-дефектолог

                                                                                    Донцова Ирина Васильевна

Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична. 

Этиология аутизма

До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные негативные воздействия в пренатальный период могут спровоцировать развитие РАС, но научно это не доказано. Симптоматика РАС Некоторые специалисты считают, что первые признаки аутизма можно увидеть у ребёнка до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года. Ниже перечислены признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту:

– ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;

– трудности при кормлении грудью;

– с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы "сквозь" людей;

– дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса;

 – малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают;

– при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди. Все эти признаки могут появиться у малыша в возрасте 3 месяцев, но ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз "аутизм", потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности.

В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные признаки РАС:

 – монотонные движения;

 – отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими;

 – если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает;

– малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;

– ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;

– длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.             Следует отметить, что для маленьких аутистов такое поведение абсолютно нормально, они не чувствуют никакого дискомфорта. Часто аутизм родители ошибочно принимают за проблемы со слухом, потому что поводом для похода к специалисту является жалоба на сниженный слух либо подозрение на глухоту. Как же связано восприятие звуков и аутизм? У родителей возникает подозрение на снижение слуховых возможностей, потому что ребёнок не откликается, когда его зовут, никак не реагирует на громкие звуки. На самом деле никаких проблем со слухом у детей нет, просто они живут в собственном мире и не считают нужным реагировать на внешние раздражители до того момента, пока они не начинают причинять малышу дискомфорт.

 Проявление РАС в дошкольном возрасте

           Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах: Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве. Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка - отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и третьем лице.                                                                                                                                     Моторика – нарушения в движениях не является показательными признаками РАС, потому что у одних движения могут быть прекрасно развиты, а у других будет заметно отставание от нормы. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение). Обязательно, на что всегда обращают внимание специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции. Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. Обычно про таких детей говорят, что они "индиго". А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания

 Сопровождение детей с РАС

 Если по результатам обследования ребёнку поставлен диагноз "аутизм", то у него есть возможность посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида или инклюзивную группу в детском саду или группу, находящуюся при психологопедагогическом медико-социальном центре или же в группах кратковременного пребывания. В связи с тем, что ребёнку, страдающему РАС, трудно устанавливать контакт с окружающими, он теряется в незнакомой обстановке, необходимо, чтобы с ним находился тьютор, который бы помогал ему социализироваться. Пребывание детей с РАС в детском саду Главная цель разработки программ для детей с РАС в ДОУ – это их интеграция в общество, чтобы они имели равные права вместе с другими детьми. Малыши, которые посещали дошкольное учреждение, потом гораздо легче адаптируются к новым условиям и находят контакт с окружающими. При построении коррекционной работы с такими детьми нужно использовать комплексный подход – это педагогическая, психологическая и медицинская помощь маленьким "аутятам". Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с малышом. Ребёнку создаётся комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром. Также работники ДОУ организуют социально правильные способы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда детского сада должна учитывать особенности развития маленького аутиста, его интересы и компенсировать имеющиеся у него нарушения. Желательно, чтобы в учреждении была сенсорная комната, потому что она позволяет расслабить нервную систему, воздействует на сенсорные органы, у ребёнка появляется чувство защищённости и спокойствия.                                                                         АОП для детей с РАС Конечно, рекомендация к посещению массовых детских садов и школ не означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут учитываться особенности этих детей. Для них составляется индивидуальный образовательный маршрут, пишется адаптированная образовательная программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных занятий. В педагогическом штате обязательно наличие логопеда, дефектолога и психолога, потому что основной подход в коррекционной работе комплексный.         Адаптированные программы для детей с РАС подразумевают:                                 – постепенное включение детей в процесс обучения;                                                 – создание специальных условий; оказание психолого-педагогической поддержки семье;         – формирование социальных и культурных ценностей;                                                 – охрана физического и психического здоровья ребёнка;                                                 – обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий;                         – максимальная интеграция воспитанников с РАС в общество.                                 Разработка такой программы значительно облегчает процесс обучения ребёнка с РАС, потому что при её составлении учитываются особенности развития таких детей, создаётся индивидуальная программа обучения. С аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях. АОП позволяют аутичным ребятам получать необходимые знания и интегрироваться в общество.                                 Работа с особенными детьми                                                                 Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную работу логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а также активное взаимодействие с родителями. Конечно, оставлять таких детей на весь день одних на новом месте нельзя – нужно постепенно увеличивать его времяпребывание в учреждении и сокращать время присутствия родителей. Лучше всего, если педагог будет начинать занятие или заканчивать его определённым ритуалом, необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка. Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов. У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.                                                                         Такие мелочи очень важны для успешной коррекции дефекта, потому создают положительный эмоциональный фон у ребёнка. На занятиях очень важно создание ситуации успеха, постоянное поощрение, стимулирование, т. к. усвоение знаний у них тесно взаимосвязано с личной заинтересованностью. Ребёнку нужно помогать при возникновении затруднений, во время занятий обязательно использование различной наглядности. Хорошее влияние на детей с аутизмом оказывает совместная работа в паре. Это делается не на начальном этапе обучения, а когда ребёнок уже освоится в новой обстановке. Такой вид работы позволяет эффективнее ввести ребёнка в общество. Психолог корректирует негативные установки ребёнка, работает с аффективной стороной дефекта, помогает адаптироваться малышу и его родителям. Логопед занимается преодолением мутизма, логофобии, создаёт мотивацию для общения и корригирует речевые недостатки. Дефектолог занимается коррекцией эмоционально-волевой сферы и развитием высших психических функций. Если ребёнку поставлен диагноз "аутизм" - это не значит, что ему нельзя посещать образовательное учреждение. При правильном подходе, индивидуально подобранной программе малыш сможет получить все знания, как и остальные дети.                                                                                                         Советы родителям детей с РАС                                                                         Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации: Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша. Посещать занятия со специалистами. За любой успех ребёнка надо поощрять. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.                                         Перспективы детей с РАС                                                                                 Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

 «Как побороть невнимательность ребенка»:

 как  помочь исправить ситуацию

Такие отзывы о своих детях слышат многие родители. Заниматься учебой, не отвлекаясь и не «считая ворон», — не самая простая задача для ребенка. В чем причины невнимательности и что делать, чтобы улучшить ситуацию и повысить успеваемость в школе?

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Трудности с вниманием совершенно не означают, что ребенок глупый. Дети с высоким уровнем развития интеллекта часто бывают рассеянными. Это результат того, что их мозг не справляется с обработкой информации, которая поступает от разных органов чувств.                                                Чаще всего причина в том, что к школе древние механизмы мозга, которые отвечают за непроизвольное внимание, по каким-то причинам не достигли необходимой зрелости. Такому ученику приходится тратить в классе много сил для того чтобы «не выпадать» из урока. И он не всегда может заметить, когда это происходит.                                                Воспитатели, учителя и многие родители часто считают, что невнимательному ребенку просто нужно больше работать, но эти дети и так работают на пределе своих возможностей. И в какой-то момент их мозг просто отключается.

ПЯТЬ ВАЖНЫХ ФАКТОВ О ВНИМАНИИ, О КОТОРЫХ НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

  • Внимание существует не само по себе, а только внутри определенных видов деятельности. Можно внимательно или невнимательно смотреть, слушать, двигаться. И ребенок может, например, внимательно смотреть, но невнимательно слушать.
  • Внимание бывает непроизвольным (когда не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы быть внимательным) и произвольным. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.
  • Для того, чтобы «включить» в группе или классе произвольное внимание, ребенку необходимо уметь с помощью непроизвольного обнаруживать определенный сигнал (например, голос учителя), не обращать внимания на конкурирующие (отвлекающие) сигналы, быстро переключаться, когда необходимо, на новый сигнал.
  • Пока точно неизвестно, какие области мозга отвечают за внимание. Вернее, ученые выяснили, что в регуляции внимания принимают участие многие структуры: лобные доли коры мозга, мозолистое тело, гиппокамп, средний мозг, таламус и другие.
  • Дефицит внимания иногда сопровождается гиперактивностью и импульсивностью (СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью), но часто невнимательные дети бывают и медлительными.
  • Невнимательность — это вершина айсберга. У таких детей выявляется целый комплекс особенностей функционирования нервной системы, которые в поведении проявляются как проблемы с вниманием.

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?

Рассмотрим, из каких дисфункций нервной системы состоит дефицит внимания.

1. Ребенок плохо воспринимает информацию на слух

Нет, ребенок не глухой, но его мозг не умеет эффективно обрабатывать то, что слышат уши. Иногда кажется, что он плохо слышит, потому что такой ребенок:

  • часто переспрашивает;
  • не сразу отзывается, когда его зовут;
  • постоянно в ответ на ваш вопрос говорит: «Что?» (но, если вы сделаете паузу, отвечает правильно);
  • хуже воспринимает речь в шуме;
  • не может запомнить просьбу, состоящую из нескольких частей.

2. Не может спокойно сидеть на месте

Многие  дошкольники с трудом высиживают 15 - 20 минут, ну а школьники с трудом активно и плодотворно работают  45 минут: они чаще ерзают, раскачиваются на стуле, крутятся. Как правило, эти особенности поведения — проявления дисфункций вестибулярной системы. Такой ребенок использует движение как компенсаторную стратегию, которая помогает ему думать. Необходимость сидеть спокойно буквально блокирует мыслительную деятельность. Нарушения вестибулярной системы часто сопровождаются низким мышечным тонусом, тогда ребенок:

  • «стекает» со стула;
  • постоянно наваливается всем телом на стол;
  • поддерживает руками голову;
  • обвивает свои ноги вокруг ножек стула.

3. Теряет строчку при чтении, делает глупые ошибки в тетради

Трудности с освоением чтения и письма часто тоже связаны с вестибулярной системой, так как она регулирует мышечный тонус и автоматические движения глаз. Если вестибулярная система работает плохо, то глаза не могут адаптироваться к движениям головы. У ребенка возникает ощущение, что буквы или целые строчки прыгают перед глазами. Особенно трудно ему списывать с доски.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

Причины проблемы могут быть разными, но есть несколько универсальных рекомендаций, которые будут актуальны для всех невнимательных детей.

Обеспечьте ему три часа свободной двигательной активности ежедневно

Для того, чтобы мозг ребенка нормально функционировал, нужно много двигаться. Свободная двигательная активность — это подвижные игры, бег, быстрая ходьба, желательно на улице. Стимуляция вестибулярной системы, которая происходит во время свободных движений ребенка, помогает мозгу настроиться на эффективную обработку информации, которая поступает от ушей, глаз и тела.                                                Хорошо бы, чтобы ребенок активно двигался не менее 40 минут — утром перед школой, а потом перед тем, как начнет выполнять домашнее задание. Даже если ребенок очень долго делает домашнее задание, нельзя лишать его прогулок и занятий в спортивных секциях. Иначе возникнет замкнутый круг: недостаток двигательной активности усилит невниматель-ность.

Контролируйте экранное время

Использование планшетов, смартфонов и компьютеров ребенком в начальной школе может снижать способность к обучению по двум причинам:

  • устройства с экраном уменьшают время двигательной активности, а она необходима для развития и нормального функционирования мозга;
  • ребенку хочется проводить перед экраном все больше и больше времени в ущерб всем другим занятиям.

Даже взрослому человеку трудно заставить себя работать, не отвлекаясь на проверку сообщений в телефоне и просмотр ленты в социальных сетях. Ребенку еще труднее, потому что у него функционально не созрела префронтальная кора мозга. Поэтому, если ваш ребенок пользуется смартфоном или планшетом, введите ограничение экранного времени.

  • Объясните, почему ограничение экранного времени необходимо, — это позволит ему не отвлекаться и быстрее выполнить важные дела.
  • Договоритесь о том, сколько времени и когда он может пользоваться телефоном или планшетом. Пока не сделано домашнее задание и не выполнены обязанности по дому, экран должен быть заблокирован.
  • Если ребенок не соблюдает эти правила, то он вообще не пользуется телефоном и планшетом.
  • Родителям необходимо помнить об установленных ими правилах и постоянно следить за их выполнением.
  •  Не тормозите и не торопите ребенка

Гиперактивного ребенка пытаются постоянно заставить сидеть спокойно. Медлительного — подгоняют. И то и другое обычно приводит к тому, что признаки невнимательности усиливаются, так как ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации. Если бы ребенок мог работать в другом темпе, он бы это сделал.

  • Если ребенок гиперактивный, ему нужно давать поручения, которые позволяют подвигаться: раздать тетради, передвинуть стулья и так далее. Интенсивная физическая активность перед уроками поможет лучше чувствовать свое тело, а значит дольше оставаться внимательным.
  • Если ребенок медлительный, разбивайте задания на небольшие части. Возможно, ему понадобится дополнительное время для выполнения задания.

Рекомендации, которые приведены выше, очень просты. Но для многих детей они становятся первым важным шагом на пути улучшения работы нервной системы. Мозг может изменяться в ответ на изменения опыта и образа жизни. А образ жизни ребенка зависит от родителей. Это то, что в силах каждого.


Предварительный просмотр: