Для школьников
Словарные слова (для заучивания учащимся 2 класса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словарные слова 2 класс | 18.38 КБ |
Весело запоминаем правила | 208.92 КБ |
kartochki_podskazki.docx | 2.36 МБ |
pamyatka_po_matematike.docx | 147.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Школа России».
2 класс.
Словарные слова (для заучивания учащимся 2 класса).
А алфавит _________________________________________________________________
апрель __________________________________________________________________
Б берёза ___________________________________________________________________
быстро __________________________________________________________________
В вдруг ____________________________________________________________________
весело ___________________________________________________________________
ветер ____________________________________________________________________
воробей __________________________________________________________________
Г город ____________________________________________________________________
Д девочка __________________________________________________________________
дежурный ________________________________________________________________
декабрь __________________________________________________________________
деревня __________________________________________________________________
дорога ___________________________________________________________________
до свидания ______________________________________________________________
Ж жёлтый __________________________________________________________________
З завод ____________________________________________________________________
заяц _____________________________________________________________________
здравствуй (те) ___________________________________________________________
земляника ____________________________________________________________
И извините _________________________________________________________________
иней _____________________________________________________________________
К капуста __________________________________________________________________
карандаш ________________________________________________________________
картина _________________________________________________________________
класс ____________________________________________________________________
коньки ___________________________________________________________________
корова ___________________________________________________________________
Л лисица ___________________________________________________________________
лопата ___________________________________________________________________
лягушка __________________________________________________________________
М магазин __________________________________________________________________
малина ___________________________________________________________________
машина __________________________________________________________________
мебель ___________________________________________________________________
медведь __________________________________________________________________
месяц ____________________________________________________________________
метель ___________________________________________________________________
метро ____________________________________________________________________
молоко ___________________________________________________________________
молоток __________________________________________________________________
морковь _________________________________________________________________
мороз ____________________________________________________________________
Москва __________________________________________________________________
Н народ ____________________________________________________________________
ноябрь ___________________________________________________________________
О обед _____________________________________________________________________
обезьяна _________________________________________________________________
облако ___________________________________________________________________
одежда ___________________________________________________________________
октябрь __________________________________________________________________
осина ____________________________________________________________________
отец _____________________________________________________________________
П пальто ___________________________________________________________________
пенал ____________________________________________________________________
платок ___________________________________________________________________
посуда ___________________________________________________________________
прощай __________________________________________________________________
Р работа ____________________________________________________________________
рабочий __________________________________________________________________
ребята ___________________________________________________________________
рисунок _________________________________________________________________
родина ___________________________________________________________________
Россия ___________________________________________________________________
русский _________________________________________________________________
С сапоги ___________________________________________________________________
сахар ____________________________________________________________________
сентябрь _________________________________________________________________
скоро ____________________________________________________________________
снегирь __________________________________________________________________
сорока ___________________________________________________________________
спасибо __________________________________________________________________
стакан ___________________________________________________________________
суббота ___________________________________________________________________
Т тарелка __________________________________________________________________
тетрадь __________________________________________________________________
товарищ _________________________________________________________________
топор ____________________________________________________________________
У улица ____________________________________________________________________
урожай ___________________________________________________________________
ученик ___________________________________________________________________
ученица __________________________________________________________________
учитель __________________________________________________________________
учительница ______________________________________________________________
Ф фамилия _________________________________________________________________
февраль __________________________________________________________________
Х хорошо ___________________________________________________________________
Ш шёл ______________________________________________________________________
Щ щавель __________________________________________________________________
Я яблоко ___________________________________________________________________
яблоня __________________________________________________________________
ягода ____________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________
январь __________________________________________________________________
Программа «Школа России».
Словарные слова.
2 класс.
А …лф…вит _______________________________________________________________
…прел… _________________________________________________________________
Б б…рёза __________________________________________________________________
быстр… _________________________________________________________________
В вдру… ___________________________________________________________________
вес…л… _________________________________________________________________
вет…р __________________________________________________________________
в…р…бей ________________________________________________________________
Г гор… … _________________________________________________________________
Д дев…ч…ка _______________________________________________________________
д…журный _______________________________________________________________
д…кабр… ________________________________________________________________
дер…вня _________________________________________________________________
д…рога __________________________________________________________________
д… св…дан…я __________________________________________________________
Ж ж…лтый _________________________________________________________________
З з…во… __________________________________________________________________
за…ц ____________________________________________________________________
здра…ствуй (т…) _________________________________________________________
з…мл…ника_____________________________________________________________
И …зв…ните _______________________________________________________________
ин…й ____________________________________________________________________
К к…пуста _________________________________________________________________
к…р…нда… ______________________________________________________________
к…ртина ________________________________________________________________
клас… ___________________________________________________________________
к…н…ки _________________________________________________________________
к…рова __________________________________________________________________
Л лис..ца ___________________________________________________________________
л…пата __________________________________________________________________
л…гу…ка ________________________________________________________________
М м…газ…н ________________________________________________________________
м…лина __________________________________________________________________
м…ш…на ________________________________________________________________
меб…л… _________________________________________________________________
м…двед.. _________________________________________________________________
мес…ц ___________________________________________________________________
м…тел… _________________________________________________________________
м…тро ___________________________________________________________________
м…л..ко __________________________________________________________________
м…л…ток _______________________________________________________________
м…рко… … _____________________________________________________________
м…ро… _________________________________________________________________
М…сква _________________________________________________________________
Н н…ро… __________________________________________________________________
н…ябр… _________________________________________________________________
О …бе… ____________________________________________________________________
…без…яна ________________________________________________________________
обл…к… _________________________________________________________________
…дежда __________________________________________________________________
…ктябр… ________________________________________________________________
…сина ___________________________________________________________________
…тец ____________________________________________________________________
П п...л…то __________________________________________________________________
п…нал ___________________________________________________________________
пл…ток __________________________________________________________________
п…суда __________________________________________________________________
пр…щ…й ________________________________________________________________
Р р…бота ___________________________________________________________________
р…бочий _________________________________________________________________
р…бята __________________________________________________________________
р…сун…к_______________________________________________________________
род…на __________________________________________________________________
Р…с…ия _________________________________________________________________
рус..кий ________________________________________________________________
С с…п…ги ________________________________________________________________
сах..р ____________________________________________________________________
с…нтябр…_______________________________________________________________
скор… ___________________________________________________________________
сн…гир… ________________________________________________________________
с…рока __________________________________________________________________
сп...сиб… _________________________________________________________________
ст…кан __________________________________________________________________
суб…ота __________________________________________________________________
Т т…релка _________________________________________________________________
т…тра… … ______________________________________________________________
т…вар… … ______________________________________________________________
т…пор ___________________________________________________________________
У ул…ца ___________________________________________________________________
ур…жай __________________________________________________________________
уч…ник __________________________________________________________________
уч…ница _________________________________________________________________
учит…л… ________________________________________________________________
учит…л…н…ца ___________________________________________________________
Ф ф…мил…я ________________________________________________________________
ф…врал… ________________________________________________________________
Х х…р…шо _________________________________________________________________
Ш шёл ______________________________________________________________________
Щ ща…вел… _______________________________________________________________
Я ябл…к… _________________________________________________________________
ябл…ня __________________________________________________________________
…г…да __________________________________________________________________
…зык ___________________________________________________________________
…нвар… ________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Весело запоминаем правила по русскому языку часть 2
1. Признайтесь, хочется ведь иногда побаловАть любимое чадо? Только не забывайте об ударении на третий слог!
БАловать детей не надо,
Это просто невозможно.
БаловАть – другое дело:
Можно, только осторожно!
2. Слова «газопровОд», «водопрОвод», «мусоропровОд», «нефтепровОд» и подобные произносятся только с ударением на последний слог. А электрические провода – это совсем другая история.
ВодопровОд проводит воду,
ГазопровОд проводит газ.
Тут прОвод ни при чем, запомни,
И правильно скажи сейчас!
3. Отрицательные местоимения и пишутся, и произносятся по-разному: под ударением приставка НЕ-, без ударения НИ-.
Дело было вечером,
Делать было нечего…
Я, наверно, оттого
И не сделал ничего!
4. Помните песенку из мультфильма про пластилиновую ворону? Теперь вы точно знаете, что ударение ставится на последний слог!
Кто русский плохо учит,
Тому подарок врУчат.
А кто учиться рад,
Тому его вручАт!
5. Если мама, бабушка, телефонная линия и т.п. занятА, то ударение ставится исключительно на последний слог!
– С мамой твоей поболтать я хочу,
Но если зАнята – перезвоню.
– Я позову, только фраза не та:
Мама не зАнята, а занятА.
6. Зависть – плохое чувство. Но если вам все-таки завИдно, то ударение в слове ставьте на второй слог.
Как становится обидно,
Когда слышишь «мне завИдно»!
Но обидней во сто крат,
Если «зАвидно» кричат.
7. Дома – телевизор, в отеле – «шведский стол»… И тот, и другой включЁн с ударением на последний слог.
Пакуя чемодан на отдых,
Вам помнить нужно вот о чём:
И завтрак, и обед, и ужин
Не вклЮчен вовсе, а включЁн!
8. Известный факт: во французском языке ударение ставится на последний слог. А вот то, что в русском языке некоторые французские слова не склоняются, нужно запомнить.
Нет на окне у меня жалюзи.
Как мне по дому ходить в бигуди?
9. Собираясь кого-либо увЕдомить и освЕдомить, помните об ударении на корень слова!
Товарищи ученики!
Позвольте вас увЕдомить,
Что о собрании в четверг
Вам нужно мам освЕдомить.
10. Съедобны только кедрОвые орешки. Остерегайтесь неправильного ударения!
Уж шишки на кедрах поспели здоровые,
Пощёлкаем, значит, орехи кедрОвые!
11. Каждый новорождЁнный рождён для счастья!
Маме с папой новоиспечённым
Поздравленья шлём с новорождЁнным!
12. Исключения, которые должны отскакивать от зубов! В суффиксах прилагательных -ан-, -ян-, -ин- две буквы НН пишутся только в трех словах.Материал подготовлен группой Родители и дети в интернете. Присоединяйтесь к нам в контакте.
Стеклянный, оловянный, деревянный –
Запомните, что в этих трех словах
Две буквы НН мы пишем постоянно.
Без вариантов тут, увы и ах!
13. Ошибка, заполонившая всемирную сеть. Глагол «играть» с любыми приставками начинается только с буквы И!
Сегодня выИграли мы
Две очень сложные игры.
ВыИгрываем только с И,
Й краткие нам не нужны!
14. Числительные «оба» и «обе» имеют разные формы в косвенных падежах. Очень легко запомнить, если сказать в рифму! Кстати, обои тут ни при чем
Нашим девочкам обЕим
Игры с куклами затеем,
Ну а мальчикам обОим
Дом на дереве построим!
____________________________________________
1. В слова «свёкла» ударение падает на первый слог (пишется с буквой Ё).
В огороде баба Фёкла,
У неё на грядке свёкла.
2. В слове «каталог» ударение всегда падает на последний слог, а в слове «творог» – на первый или на последний.
Не говори катАлог,
А только каталОг.
А творог? Можно твОрог,
А можно и творОг.
3. Неопределенные местоимения пишутся через дефис (кое-кто, где-либо, когда-то, куда-нибудь и др.). Частицы «же», «ли», «бы» – без дефиса (все же, получилось ли, кто бы ни и др.).
Кое, либо, то, нибудь –
В них дефис не позабудь.
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно напиши.
4. Во всех падежных формах слова «шарф» ударение падает на А.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы.
5. Запомни правильные формы род.п., мн.ч. названий некоторых овощей и фруктов.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов грядок пять,
Помидоров – не собрать.
6. Запомни правильные формы род.п., мн.ч. названий некоторых народов мира.
Уважают человека
У туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян,
У монголов и цыган,
У якутов и тунгусов,
У башкир и белорусов,
У киргизов и грузин,
У бурят и осетин.
7. Запомни правильные формы родительного падежа слов «ботинки», «сапоги», «носки», «чулки» (в прошлом выпуске запоминалок эти правила тоже были, но не вместе).
В детской сказке Колобок
По траве катиться смог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.
8. Приставка «милли-» пишется с двойной ЛЛ.
В миЛЛиметрах, -граммах, -литрах
Что угодно измеряй,
Но в приставке про двойную
Букву ЛЛ не забывай.
9. После Ж и Ш пишется буква И, после Ч и Щ – буква А.
Слова, в которых ЖИ и ШИ,
Ты с буквой «И» всегда пиши.
А если встретишь ЧА и ЩА,
То с ними дружит только «А».
10. Запомни слова-исключения, в которых после согласной Ш пишется Ю.
В словах, где есть ЧУ-ЩУ, ЖУ-ШУ,
После согласной – буква «У».
С «Ю» исключений только три:
БрошЮра, парашЮт, жЮри.
11. Запомни слова-исключения, в которых после согласной Ц пишется Ы.
ЦЫган на цЫпочки поднялся
И цЫкнул на цЫплёнка: «ЦЫц!»
12. В корне слова «участвовать» (и однокоренных) нет буквы В. Зато она есть в корне слова «чувствовать» (и однокоренных ему слов).
В слове «участвовать» В не встречается,
ЧАВкать не смей никогда.
Но в слове «чувствовать», как полагается,
ЧУВкать ты можешь всегда.
13. Запомни разницу в написании слов «в общем» и «вообще».
«В общем» пишется в два слова,
«Вообще» – всегда в одно.
Только помни, что в последнем
Есть двойная буква ОО.
14. В словосочетании «день (чего?) рождения» слово «рождение» стоит в родительном падеже, поэтому имеет окончание -Я (ни в коем случае не -Е).
В день вашего рождениЯ
Мы в гости к вам придем,
Отпразднуем рождениЕ,
Чай с тортиком попьем.
15. В слове «красивее» ударение падает на корень, а не на окончание.
Мне говорят, я красивЕе,
Чем голливудская звезда.
Но я таким словам не верю!
КрасИвее – бесспорно, да.
__________________________________________
1. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
НЕ – глаголу не товарищ,
Врозь они стоят всегда.
А напишете их вместе –
Не поймут вас никогда!
2. Частицы НЕ и НИ
О, как похожи НЕ и НИ!
Но все же разные они.
Как ни хитри, как ни мудри,
Не надо путать НЕ и НИ!
3. -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах
В зимний вечер звёздный, тихий
Снег что делаеТ? КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ.
4. Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.
Мой сосед-незнайка стонет,
Телефон его не звОнит.
Аппарат-хитрец молчит,
Ждет, когда кто позвонИт.
5. Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду
Надя девочка НАДЕЛА
На себя три платья смело,
Плащ надела и пальто –
Не замерзнет так никто!
Стала куклу ОДЕВАТЬ,
На прогулку собирать.
"Жарко стало - мамочки!
Снять мне что ли варежки?"
6. Прийти – приду
– Я не смогу к тебе придти
И в школу не прийду.
– Но что случилось? Расскажи!
– Прийти могу. Приду.
7. Глагол «ехать» в повелительном наклонении
На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай
И не едь,
И не ездий никогда –
ПОЕЗЖАЙ! Запомнил?
– Да!
8. Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.
Еду ни лОжить, ни ложИть,
Да и накласть нельзя.
А можно класть и положить –
Запомните, друзья!
9. Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму (одержать победу, стать победителем).
«Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу!
Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!»
«Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей.
Правила ты должен знать, чтоб победу одержать!»
10. Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также
Что бы мне такое прочитать,
Чтобы сразу самым умным стать!
То же самое, что Маша, я в тетрадке напишу,
Тоже завтра, как и Маша, я пятерку получу!
Так же на базар пойду,
Как ходил в прошлом году,
Там куплю себе корову,
А также лошадь и козу.
11. Слова-половинки (полкомнаты, полмира, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Москвы)
Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.
12. Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли»
«Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче, тем длиннее.
Носки короткие – слово длинное: носков (6 букв)
Чулки длинные – слово короткое: чулок (5 букв)
А про «туфли» и «сапоги» предлагаем вам запомнить смешное четверостишие:
Одна пара модных туфель
Стоит, как огромный трюфель.
Зато кожаных сапог
Накупил я, сколько смог!
Заодно можно выучить правописание одинарной буквы Н в слове «кожаный» (то же самое – в других прилагательных с суффиксом АН/ЯН). Исключения легко запомнить, посмотрев на обычное окно: деревяННый, стекляННый, оловяННый.
13. О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК- (девчонка, юбчонка, галчонок, медвежонок) пишется буква О.
Шел по лесу медвежонок,
Повстречал его волчонок:
– Там в лесу толпа девчонок
Весь рассыпала бочонок,
Полный ягод, вкусных, спелых.
Забирай малину смело!
14. Торты – Шорты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог.
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты.
Лучше жить без тОртов,
Чем гулять без шОртов!
15. Правописание непроизносимых согласных
И ужасно, и опасно
Букву «Т» писать напрасно!
Всем извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Памятка
(в помощь ученику)
Математика
(начальные классы)
1 класс
Числовой ряд от 1 до 20
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.
Сравнение чисел
Сравнить два числа – значит узнать, какое из них больше, а какое – меньше.
Знаки сравнения:
2 = 2 (= равно, столько же)
2 ˂ 3 (˂ меньше)
3 ˃ 2 (˃ больше)
Равенство – это два одинаковых числа или два выражения с одинаковым значением, соединённые знаком =:
5 = 5
17 + 3 = 3 + 17
Неравенство – это два разных числа или два выражения с разным значением, соединённые знаком ˃ (больше) или ˂ (меньше):
9 ˂ 10
10 +1 ˃ 5 – 4
Сложение – это математическое действие с ис-пользованием знака +.
Слагаемые – это числа, которые складываются при сложении.
Сумма – это результат сложения.
первое слагаемое второе слагаемое сумма
2 + 3 = 5
Помни, если одно слагаемое равно 0, то сумма равна второму слагаемому:
5 + 0 = 5 0 + 3 = 3
Если оба слагаемых равны 0, то и сумма равна 0:
0 + 0 = 0
Переместительный закон сложения
От перемены мест слагаемых сумма не меняется:
4 + 3 = 7
3 + 4 = 7
Однозначное число – это число, которое состоит из одного знака (цифры):
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0
Двузначное число – это число, которое состоит из двух знаков (цифр):
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Десяток – это 10 единиц.
Разряды чисел: единицы и десятки
2 – две единицы;
7 – семь единиц;
15 - один десяток и пять единиц;
13 – один десяток и три единицы;
19 – один десяток и девять единиц;
20 – два десятка.
Состав числа
(первый десяток)
10 | |||||||||||||||||
9 | 9 | 1 | |||||||||||||||
8 | 8 | 1 | 8 | 2 | |||||||||||||
7 | 7 | 1 | 7 | 2 | 7 | 3 | |||||||||||
6 | 6 | 1 | 6 | 2 | 6 | 3 | 6 | 4 | |||||||||
5 | 5 | 1 | 5 | 2 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 | |||||||
4 | 4 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 6 | |||||
3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 6 | 3 | 7 | |||
2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 5 | 2 | 6 | 2 | 7 | 2 | 8 | |
1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 5 | 1 | 6 | 1 | 7 | 1 | 8 | 1 | 9 |
Вычитание – это математическое действие, обратное сложению, с использованием знака —.
Уменьшаемое – это число, из которого вычитают.
Вычитаемое – это число, которое вычитают.
Разность – это результат вычитания.
уменьшаемое вычитаемое разность
5 - 3 = 2
Таблица сложения
+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Таблица вычитания
- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Именованные числа – это числа, полученные при измерении величин и сопровождающиеся названием единицы измерения:
2 кг, 4 см, 8 л
Простые именованные числа – только одна еди-ница измерения:
7 кг, 9 см, 15 л
Составные именованные числа – несколько еди-ниц измерения:
1 дм 3 см, 3 ч 20 мин
Литр – это единица измерения ёмкости.
Килограмм – это единица измерения массы.
Сантиметр, дециметр – это единицы измерения длины.
1дм = 10 см |
Учимся решать задачи
Задачи на нахождение суммы двух чисел
Задачи этого вида решаются сложением, потому что находим сумму.
Белка припасла для друзей 4 грибочка и 5 орешков. Сколько всего гостинцев приготовила белка?
Грибов – 4 шт.
Орехов – 5 шт.
Решение:
4 + 5 = 9 (гост.)
Ответ: 9 гостинцев.
Задачи на нахождение остатка
Задачи этого вида решаются вычитанием, потому что находим остаток.
На ветке было 7 ягод рябины. Снегирь склевал 3 ягоды. Сколько ягод осталось?
Было – 7 яг.
Склевал – 3 яг.
Осталось - ?
Решение:
7 – 3 = 4 (яг.)
Ответ: 4 ягоды.
Задачи на увеличение числа
на несколько единиц
Во дворе гуляло 6 утят. А гусят на 2 больше. Сколько гуляло гусят?
Утята – 6 шт.
Гусята - ?, на 2 шт. больше
Решение:
6 + 2 = 8 (гус.)
Ответ: 8 гусят.
Задачи на уменьшение числа
на несколько единиц
На столе лежало 9 столовых ложек, а чайних на 3 меньше. Сколько чайних ложек лежало на столе?
Столовые ложки – 9 шт.
Чайные ложки - ?, на 3 шт. меньше
Решение:
9 – 3 = 6 (лож.)
Ответ: 6 чайных ложек.
Задачи на разностное сравнение двух чисел
Чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно из большего вычесть меньшее.
В одной корзине 7 яблок, а в другой – 10 груш. На сколько груш больше, чем яблок?
Яблоки – 7 шт. на ?
Груши – 10 шт. больше
Решение:
10 – 7 = 3 (гр.)
Ответ: на 3 груши.
В одной корзине 7 яблок, а в другой – 10 груш. На сколько яблок меньше, чем груш?
Яблоки – 7 шт. на ?
Груши – 10 шт. меньше
Решение:
10 – 7 = 3 (гр.)
Ответ: на 3 груши.
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В таких задачах неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Два петушка нашли 8 червячков. Первый нашёл 5. Сколько червячков нашёл второй петушок?
Первый петушок – 5 черв. 8 черв.
Второй петушок - ?
5 + □ = 8
Решение:
8 – 5 = 3 (черв.)
Ответ: 3 червячка.
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В таких задачах неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
На тарелке лежали пряники. Когда дети взяли 4 пряника, на тарелке осталось 8. Сколько пряников было на тарелке?
Было - ?
Взяли – 4 пр.
Осталось – 8 пр.
□ – 4 = 8
Решение:
8 + 4 = 12 (пр.)
Ответ: 12 пряников.
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В таких задачах неизвестно вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьша-емого вычесть разность.
В вазе стояло 7 гвоздик. Когда несколько гвоздик отдали, в вазе осталось 5 гвоздик. Сколько гвоздик отдали?
Было – 7 гв.
Отдали - ?
Осталось – 5 гв.
7 - □ = 5
Решение:
7 – 5 = 2 (гв.)
Ответ: 2 гвоздики.
Задачи в косвенной форме
При решении таких задач нужно помнить: если одна величина на несколько единиц больше (меньше), то другая на столько же единиц меньше (больше).
Брату 5 лет, он на 2 года старше сестры. Сколько лет сестре?
Брат – 5 лет, на 2 года старше
Сестра - ?
Решение:
5 – 2 = 3 (года)
Ответ: 3 года.
Составные задачи
Составные задачи состоят из нескольких простих и решаются в два и больше действия.
Решение таких задач можно записывать по действиям или выражениям.
Если решение задачи записывается по действиям, то в каждом действии, кроме последнего, нужно записывать пояснение.
Рыбак поймал 2 щуки, а лещей на 8 больше. Сколько всего рыб поймал рыбак?
Щуки – 2 шт. ?
Лещи - ?, на 8 шт. больше
Решение:
1). 2 + 8 = 10 (л.) – лещи
2). 2 + 10 = 12 (р.)
Ответ: всего 12 рыб.
К кормушке прилетели птицы: 10 воробьёв, снегирей на 7 меньше, а синиц на 2 больше, чем снегирей. Сколько всего птиц прилетело к кормушке?
Воробьи – 10 шт.
Снегири - ?, на 7 меньше ?
Синицы - ?, на больше
Решение:
1). 10 – 7 = 3 (сн.) – снегири
2). 3 + 2 = 5 (син.) – синицы
3). 10 + 3 + 5 = 18 (пт.)
Ответ: 18 птиц.
Задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого
Папа съел 5 груш, мама – 3, а сын на 6 груш меньше, чем папа и мама вместе. Сколько груш съел сын?
Папа – 5 гр. ?
Мама – 3 гр.
Сын - ?, на 6 груш меньше
Решение:
1). 5 + 3 = 8 (гр.) – папа и мама вместе
2). 8 – 6 = 2 (гр.)
Ответ: 2 груши.
Основы геометрии
Точка (.) – обозначается загалавной буквой латинского алфавита: А, В, Е, О, С и т. д. Буква пишется рядом с точкой.
В .
М . С .
К .
Прямая линия ( ) – не имеет ни начала, ни конца – она бесконечна.
Кривая линия ( ) – так же не имеет ни нача-ла, ни конца – она безконечна.
Отрезок – это часть прямой линии, ограниченная двумя точками – началом и концом.
Луч – это прямая линия, которая имеет начало, но не имеет конца.
Ломаная линия – состоит из отрезков, последо-вательно соединённых друг с другом.
Треугольник – это геометрическая фигура, у которой три угла и три стороны.
Четырёхугольник – это геометрическая фигура, у которой четыре угла и четыре стороны.
2 класс
Счёт десятками
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100
100 (сто) – 10 десятков (десять десятков)
Разряды чисел:
единицы десятки сотни
78 – 7 десятков и 8 единиц;
100 – 1 сотня;
124 – 1 сотня 2 десятка и 4 единицы.
Метр, миллиметр – единицы измерения длины.
1 см = 10 мм |
1 м = 100 см = 10 дм |
Рубль, копейка – денежные единицы измерения.
1 рубль = 100 копеек |
Копейки-монеты:
Рубли:
Обратные задачи
К любой задаче можно составить несколько обратных задач.
Чтобы составить обратную задачу, нужно то, что было неизвестным в задаче, сделать известным, а известное – неизвестным.
Дана задача:
Вера купила блокнот за 6 р. и карандаш за 4 р. Сколько всего рублей стоили блокнот и карандаш вместе?
Блокнот – 6 р. ?
Карандаш – 4 р.
Решение:
6 + 4 = 10 (р.)
Ответ: 10 рублей.
Теперь составим обратные задачи:
На 10 р. Вера купила блокнот и карандаш. Блокнот стоил 6 р. Сколько стоил карандаш?
Блокнот – 6 р. 10 р.
Карандаш - ?
Решение:
10 – 6 = 4 (р.)
Ответ: 4 рубля.
На 10 р. Вера купила блокнот и карандаш. Карандаш стоил 4 р. Сколько стоил блокнот?
Блокнот - ? 10 р.
Карандаш – 4 р.
Решение:
10 – 4 = 6 (р.)
Ответ: 6 рублей.
Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век - измерительные единицы времени.
1 минута = 60 секунд |
1 час = 60 минут |
1 сутки = 24 часа |
1 неделя = 7 дней |
1 месяц = 30 или 31 день (в феврале 28 или 29 дней) |
1 год = 12 месяцев = 52 недели = 365 или 366 дней |
1 век (столетие) = 100 лет |
Длина ломаной
Чтобы узнать длину ломаной, необходимо сложить длину каждого звена (то есть найти сумму этих длин):
4 см 3 см
2 см
2 см + 4 см + 3 см = 10 см
Дина ломаной равна 10 см.
Порядок выполнения действий (скобки)
Действия, записанные в скобках, выполняют первыми:
2 д 1 д 2 д 1 д
10 – (6 + 3) = 1 9 + (8 – 5) = 12
Периметр многоугольника – это сумма длин всех его сторон. Обозначается периметр заглавной буквой Р (пэ) латинского алфавита.
А В Р = АВ + ВD + СD + АС
С D
Свойства сложения
Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой:
6 + 9 + 4 + 1 = (6 +4) + (9 + 1) = 10 + 10 = 20
17 + 8 + 3 + 2 = ( 17 + 3) + (8 + 2) = 20 + 10 = 30
Устные вычисления
Единицы складываются с единицами, десятки складываются с десятками:
27 + 2 = 20 + (7 + 2) = 20 + 9 = 29
20 и 7
56 + 30 = (50 + 30) + 6 = 80 + 6 = 86
50 и 6
Единицы вычитают из единиц, десятки вычитают из десятков:
36 – 2 = 30 + (6 – 2) = 30 +4 = 34
30 и 6
36 – 20 = (30 – 20) + 6 = 10 + 6 = 16
30 и 6
26 + 4 = 20 + (6 + 4) = 20 + 10 = 30
20 и 6
30 – 7 = 20 + (10 – 7) = 20 + 3 = 23
20 и 10
60 – 24 = (60 – 20) – 4 = 40 – 4 = 36
20 и 4
100 – 2 = 90 + (10 – 2) = 90 + 8 + 98
90 и 10
26 + 7 = (26 + 4) + 3 = 30 + 3 = 33
4 и 3
35 – 7 = (35 – 5) – 2 = 30 – 2 = 28
5 и 2
Буквенные выражения – это выражения, содер-жащие не только числа, но и буквы.
Помни, что в математике в буквенных выраже-ниях используются буквы латинского алфавита:
8 + d (восемь плюс дэ);
c – 5 (цэ минус пять);
x + 7 (икс плюс семь).
Латинский алфавит
Aa (а) Kk (ка) Tt (тэ)
Bb (бэ) Ll (эль) Uu (у)
Cc (цэ) Mm (эм) Vv (вэ)
Dd (дэ) Nn (эн) Ww (дубль вэ)
Ee (е) Oo (о) Xx (икс)
Ff (эф) Pp (пэ) Yy (игрек)
Gg (гэ) Qq (ку) Zz (зэт)
Hh (ха) Rr (эр)
Ii (и) Ss (эс)
Уравнение – это равенство, содержащее неизве-стное число, которое надо найти:
х + 4 = 12 Проверка:
х = 12 – 4 8 + 4 = 12
х = 8 12 = 12
7 – х = 2 Проверка:
х = 7 – 2 7 – 5 = 2
х = 5 2 = 2
Проверка сложения
Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое:
42 + 7 = 49 27 + 3 = 30
Проверка: 49 – 7 = 42 Проверка: 30 – 3 = 27
Проверка вычитания
Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое:
69 – 50 = 19 100 – 20 = 80
Проверка: 19 + 50 = 69 Проверка: 80 + 20 = 100
Письменные вычисления (в столбик)
десятки единицы десятки единицы
4 5 5 7
+ —
2 3 2 6
6 8 3 1
Угол – это два луча, выходящие из одной точки.
Точка, из которой выходят лучи, называется вершиной угла, а сами лучи – сторонами угла.
Виды угла:
острый прямой тупой
(меньше прямого) (равен 900) (больше прямого)
Письменные вычисления (в столбик)
десятки единицы десятки единицы
3 7 3 7
+ 15 + 10
4 8 5 3
7 (и ещё 1) 5 8 (и ещё 1) 0
(1 запоминаем) (1 запоминаем)
85 90
Прямоугольник – это четырёхугольник, у кото-рого все углы прямые и противоположные стороны равны между собой:
В С АВ = СD
ВС = АD
А D
Письменные вычисления (в столбик)
десятки единицы десятки единицы
8 7 (занимаем 1 десяток) (не 0, а 10)
+ 10 4 0
1 3 — 8
9 (и ещё 1) 0 3 2
(1 запоминаем)
100
десятки единицы
(занимаем 1 десяток) (не 0, а 10)
5 0
— 2 4
2 6
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны:
В С АВ = ВС = СD = АD
А D
Умножение – это сложение одинаковых слагае-мых. Знак умножения – точка (•):
3 • 4 = 12
Читают так: по 3 взять 4 раза, получится 12 или 3 умножить на 4, получится 12.
первый множитель второй множитель произведение
2 • 8 = 16
Деление – это действие, обратное умножению. Знак деления две точки (:):
6 : 2 = 3
Читают так: 6 разделить на 2, получится 3.
делимое делитель частное
12 : 4 = 3
Связь каждого множителя с произведением
Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель:
7 • 2 = 14 8 • 4 = 32 9 • 2 = 18
14 : 7 = 2 32 : 8 = 4 18 : 9 = 2
14 : 2 = 7 32 : 4 = 8 18 : 2 = 9
Умножение и деление с числом 10
При умножении числа на 10, нужно справа дописать к этому числу нуль:
5 • 10 = 5 • 1 десяток = 5 десятков = 50
При делении числа на 10, нужно отбросить от числа справа нуль:
30 : 10 = 3 (3 десятка разделить на 1 десяток, получится 3)
Задачи на нахождение произведения двух чисел
Толя купил 3 тетради, по 10 рублей каждая. Сколько стоили все тетради?
Рисунок к задаче:
1 тетрадь □□□□□□□□□□
2 тетрадь □□□□□□□□□□ ?
3 тетрадь □□□□□□□□□□
1 т. – 10 р.
3 т. - ? р.
Решение:
10 • 3 = 30 (р.)
Ответ: 30 рублей.
Задачи на нахождение частного двух чисел
15 шариков раздали 5 ученикам поровну. Сколько шариков получил каждый ученик?
Рисунок к задаче:
оооǀоооǀоооǀоооǀооо
15 ш. – 5 уч.
? ш. – 1 уч.
Решение:
15 : 5 = 3 (ш.)
Ответ: 3 шарика.
Табличное умножение и деление на 2, 3
• | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |
: | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |