Кружковая работа
Кружковая деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnye_salfetki.docx | 48.95 КБ |
kruzhok_tsvetovodstvo_22_god.docx | 33.38 КБ |
obrazovatelnaya_studiya_yunye_patrioty.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 «Ёлочка»
Принято: Согласовано: Утверждено:
Совет педагогов МБДОУ Зам.зав. МБДОУ Заведующая МБДОУ
детского сада №47 «Ёлочка» детский сад № 47 детского сада №47 «Ёлочка»
Протокол № «Ёлочка» Орлова В.Л.
От « _____»_____20___г. Сальникова О.Г. ___________________
__________________
Рабочая программа
По художественному творчеству
«Волшебные салфетки»
Для детей 2 младшей группы
___один год______ _
(срок реализации программы)
Составитель:
Петрова Александра Владимировна
воспитатель МБДОУ детского сада №47 «Ёлочка»
г.Улан-Удэ, 2021 год
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами,: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравним (лёгкость обработки, минимум инструментов). Работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна, а так, же дает возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Удивительно интересный и податливый материал - бумажные салфетки. Он доступен для ребёнка и позволяет открыть новые возможности в развитии мелкой моторики. Аппликация и художественное конструирование с использованием бумажных салфеток могут быть: предметными, сюжетными, и декоративными. В процессе работы ребёнок знакомится с разными приёмами обработки салфеток: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием и др. Занятия с использованием бумажных салфеток повышают самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, способствуют развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, развития мелкой моторики руки.
Аппликация – это способ работы с цветными кусочками бумажных салфеток. Аппликация развивает конструкторское мышление – собирать целое из кусочков.
Торцевание – этот вид бумажного творчества необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе, на пластилине, на пенопласте.
Жгутики – бумагокручение – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в жгутики, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Все эти техники помогают в развитии детского творчества:
· Эстетического вкуса и художественного воображения;
· Развивают тактильные ощущения и моторику;
· Помогают в изучении цветов и форм;
· Ребёнок узнает на практике слово «технология» – ведь чтобы получить результат нужно сначала потрудиться и сделать определенные действия – нарезать цветные квадратики ножницами, скатать комочки, намазать клеем, приклеить в определенное место и т. д.
Цели и задачи программы:
Развитие у детей мелкой моторики, фантазии, воображения, творческих способностей в процессе использования различных техник работы с бумажной салфеткой
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
-Обучать различным приёмам и поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;
- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;
-Обогащать словарь ребёнка специальными терминами;
Развивающие:
-Развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии, пространственного мышления, способности к творчеству;
-Развитие художественного вкуса;
-Развитие навыков апплицирования и конструирования;
-Развитие уверенности в своих способностях;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к работе с бумажными салфетками;
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
-Воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, самостоятельности.
-Воспитание внимательного отношения к близким людям (подарки родным)
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Содержание программы.
Содержание программы предполагает развитие творческих способностей детей по принципу от простого к сложному, и разделена поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;
1 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков из целой салфетки).
2 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации).
3 – «Жгутики» (приём скручивания бумажных полосок)
1.Развитие творческих способностей детей.
2. Проявление интереса к изготовлению поделок из бумажных салфеток.
3. Владение различными приёмами работы с бумажными салфетками.
4.Развитие умелости рук, мелкая моторика, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;
презентации детских работ родителям (сотрудникам);
Форма образовательной работы:
Кружок «Волшебные салфетки». Курс подготовки по бумажной пластике в течение года для детей дошкольного возраста. Для разработки занятий учитываются психологические особенности возрастной группы.
Расписание кружка строится в форме НОД с возрастными требованиями из расчёта 1 раз неделю во второй половине дня в группе. Продолжительность занятия: 15 минут – 2 младшая группа группа. Общее количество учебных занятий в год – 33. НОД строится из трёх частей: вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала. Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помощь, индивидуальная работа. Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
Формы и методы, используемые на занятиях:
-Загадка, беседа, художественное слово;
-рассматривание иллюстраций;
-показ образца выполнения приёмов и последовательности работы.
Материал к занятию:
-бумажные салфетки разного цвета, цветной картон, белая бумага, клей ПВА, кисточки для клея
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Тематический план 2021-2022 уч. год
Октябрь
№ | Тема | Содержание работы, цель. | Материал | Кол-во занятий | ||
1. | «Знакомство с салфетками» | Познакомить детей со свойствами бумажной салфетки (красивая, лёгкая, тонкая, сминается, легко рвётся и т.д). Рассмотреть цвет разных салфеток, ее применения для конкретной поделки. Научить правильно, сминать целую салфетку в шарик. | Салфетки разных цветов | 1 | ||
2. |
Скатывание комочков из салфеток | Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток. Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую; | Салфетки разных цветов | 1 | ||
3. | Осеннее дерево | Закреплять умение ритмично располагать «комочки» Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую; Продолжать формировать умение работать сообща на одном листе; | Бумажные салфетки желтого и красного цвета, клей, салфетки, листы бумаги-картона, осенние листочки | 1 | ||
4. | Веточка рябины | Продолжать закреплять учить детей скатывать салфетки в комочек; Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии; Развивать целостное восприятие, переключение внимания, память; Воспитывать усидчивость, терпение | Листы бумаги А3, с нарисованными веточками рябины, бумажные салфетки, клей | 1 | ||
Ноябрь | ||||||
5. | «Мимоза» | Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток на плоскостное изображение. Развивать умение наклеивать комочки плотно друг к другу.
| бумага, разноцветные салфетки, клей , иллюстрация с изображением мимозы | 1 | ||
6. | «Барашек» | Приём скатывания комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации. Закрепить умение работать с ножницами. | бумага, разноцветные салфетки, клей, иллюстрация с изображением барашка | 1 | ||
7. | «Открытка для мамы» (День Матери) (коллективная работа) | Повторить знания о сезонных изменениях в природе (осень, листопад, дождик и солнышко); Продолжать учить мять бумажные салфетки, скатывать комочки и приклеивать к фону; Упражнять в умении приклеивать комочки в указанном месте (кружочке); Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность. | Картон А3, разноцветные салфетки, клей, иллюстрация вазы с цветами. | 1 | ||
8 | Скатывание комочков из салфеток | Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток. Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую; | Салфетки разных цветов | 1 |
Декабрь
9. | «Зимнее дерево» | Познакомить с приёмом скатывания полоски салфетки в жгутики. Учить, из жгутиков создавать образ дерева. Дополнить работу белыми комочками «снег на ветках». Воспитывать самостоятельность. | Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей иллюстрация с изображением дерева | 1 |
10. | «Новогодняя ёлочка» | Совершенствовать умение в скатывании комочков из салфеток, аккуратность в работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки), развивать способность, к созданию композиции | Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей иллюстрация с изображением елочки | 1 |
11. | «Зайка в зимнем лесу» | Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа; Формировать умение включаться в игровую ситуацию; Знакомить детей с сезонными изменениями в природе; Закреплять умение аккуратно наклеивать «комочки» к поверхности листа. | Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, иллюстрация с изображением зайчика | 1 |
12. | «Елочка» | Учить детей создавать образ елочки на основе незавершенной композиции (конус зеленого цвета); Продолжать учить элементам бумажной пластики: сминать салфетки в «комочки» и приклеивать на силуэт елочки – «огоньки» и «лапки – веточки»; Развивать наглядно – образное мышление, переключение внимания Вовлекать детей в сотворчество с педагогом создавая коллективную композицию из комочков мятой бумаги (салфеток) | Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, иллюстрация с изображением елочки | 1 |
Январь
13. | «Снегири» | Закреплять прием маленьких комочков, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества. | Лист бумаги с изображением снегирей на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, иллюстрации с изображением снегирей, | 1 |
14. | «Рыбки в аквариуме» Коллективная работа | Научить детей проявлять творчество, аккуратность, в процессе моделирования рыбок, используя приём скатывания небольших комочков и жгутиков (водоросли). Прививать аккуратность. | Картон разноцветные салфетки, клей, иллюстрация аквариума с рыбками, изображение аквариума | 1 |
15. | «Зимний лес» (коллективная работа) | Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, закреплять признаки зимы; Закреплять умение сминать салфетки в «комочки»; Учить приклеивать «комочки» по контуру, приклеивая их, рядом друг с другом; Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность. | Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, изображение деревьев. | 1 |
16. | «Снеговик» По контуру | Вызвать интерес к изображению снеговика; Развивать интерес к «оживлению» аппликационного образа, развивать воображение, наблюдательность; Развивать внимание, память, наглядно – образное мышление Воспитывать у детей целенаправленность, аккуратность. | Белые бумажные салфетки, листы бумаги с нарисованными кругами (в виде снеговика), детали для оформления снеговика (нос, глаза, ведерко – шляпа), клей, салфетки, изображения снеговика, развивающая игра «Собери снеговика». | 1 |
Февраль
17. | «Дангина - принцесса Белого месяца» Коллективная работа | Закрепить умения детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и клеить на подготовленную основу. Поощрять детей работать сообща. | Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, силуэт с изображением принцессы | 1 |
19. | «Валентинки» | Закреплять умение скатывать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому; Развивать целостное восприятие и восприятие цвета Развивать чувство формы; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. | Бумага, разноцветные салфетки, клей, силуэт с изображением Валентинок | 1 |
20. | «Кораблик» (патриотическое воспитание) | Активизировать речь детей, повторяя разные виды военного транспорта; Продолжить упражнять в прикладывании «комочков» по контуру присоединяя, их друг другу; Развивать распределение внимания, мышление (сравнение), память; Воспитывать аккуратность при выполнении аппликации, бережное отношение к выполненной работе | Цветная бумага с изображением корабля, разноцветные салфетки, клей | 1 |
21. | «Звезда» | Формировать красные комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому; Учить наблюдать за работой воспитателя при оформлении звездочки; Развивать чувство формы; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. | Листы картона с изображением звезды, салфетки, клей, иллюстрация «Звездочка» | 1 |
Март
22. | «Волшебное дерево» | Учить моделировать образ дерева. Упражнять в использовании приема работы цветных кусочков салфеток. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | Листы картона, салфетки, иллюстрация дерева | 1 |
23. | «Солнышко» По контуру | Развивать чувство формы; Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности; Создавать радостное настроение, желание играть вместе с воспитателем. | Картон на каждого ребенка (нарисован контур солнышка), салфетки желтого цвета, зеркало (для солнечных зайчиков), клей, музыкальное сопровождение. | 1 |
24. | «Букет Сирени» | Вызывать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с воспитателем; Закреплять умение располагать комочки по указанным кружочкам на сложной форме (силуэте букета) Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим); Развивать восприятие цвета, воображение; Создавать радостное настроение детям | Силуэты букета, разноцветные салфетки, клей, искусственные и живые цветы | |
25. | «Поздравительная открытка для мамы» | Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности; Развивать чувство формы и композиции; Воспитывать чувство заботы о маме. | Силуэты букета (форма зеленого цвета), разноцветные салфетки, клей, искусственные и живые цветы | 1 |
Апрель
26. | «Первые цветы» | Продолжить учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим); Закреплять умение находить и правильно называть основные цвета; Развивать восприятие цвета, память, распределение внимания Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру | Картон на каждого ребенка (нарисован контур с цветами), разноцветные салфетки, клей, цветы, изображения цветов, музыкальное сопровождение. | 1 |
27. | «Веточка с листочками» | Учить выделять основные признаки сезона (солнышко греет, травка и листочки распускаются, птички поют и радуются весне); Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии; Учить составлять композицию по образу (веточке в вазе); Развивать восприятие цвета, воображение | Листы бумаги для детей, с нарисованными веточками, зеленые бумажные салфетки, клей, веточки в вазе с распустившимися листочками для рассматривания. | 1 |
28. | «Ракета» (День Космонавтики) | Формировать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому; Развивать целостное восприятие и восприятие цвета Развивать чувство формы; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности | Картон с изображением ракеты на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, изображение ракеты | 1 |
29. | «Ромашка» (День Семьи) (Пасхальное яйцо) | Продолжить учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим); Закреплять умение находить и правильно называть основные цвета; Развивать целостность восприятия, воображение, память; Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру | Цветная бумага, разноцветные салфетки, клей, искусственные цветы-ромашки, | 1 |
Май
30. | «Воздушные шарики» По контуру и внутри | Упражнять в раскатывании комочков из бумажных салфеток; Учить наклеивать комочки по контуру и внутри шарика (закрашивание); Закреплять знания и называния цвета и формы; Развивать восприятие, устойчивость внимания, логическое мышление; Воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем.
| Листы картона с нарисованными на нем шариками (контур), разноцветные салфетки (синие, желтые, зеленые, красные), клей, воздушные шарики разных цветов и размеров. | 1 |
31. | «Гвоздика» Ко Дню Победы | Учить наклеивать комочки Закреплять знания и называния цвета и формы; Развивать восприятие цвета, переключение внимания; Воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем. | Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, силуэт с нарисованными гвоздиками. | 1 |
32. | «День защиты детей» (Коллективная работа (к 1 июня) | Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии; Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому (контур) и развивать способность ориентироваться на заданном участке работы; Развивать наглядно – образное мышление, память, распределение внимания; Закреплять разнообразные умения детей. | Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей | 1 |
33. | «Скатывание комочков из салфеток | Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток. Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую; | Салфетки разных цветов | 1 |
Используемая литература:
«Волшебные комочки»: Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова.
«Изобразительная деятельность в детском саду» 2 младшая группа. И. А. Лыкова. Москва 2010г.
«Волшебные салфетки» Невилько. Н- Обруч. 2003г.
«Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г И. А. Лыкова
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 «Ёлочка»
Принято: Согласовано: Утверждено:
Совет педагогов МБДОУ Зам.зав. МБДОУ Заведующий МБДОУ
детского сада №47 «Ёлочка» детский сад № 47 детского сада №47 «Ёлочка»
Протокол № «Ёлочка» Орлова В.Л.
От « _____»_____20___г. Сальникова О.Г. ___________________
__________________
Рабочая программа по дополнительному образованию
кружок «Цветоводство»
подготовительная группа
______один год______ _
(срок реализации программы)
Составитель:
Петрова Александра Владимировна
воспитатель МБДОУ детского сада №47 «Ёлочка»
Бурятия г. Улан-Удэ
Улан-Удэ 2022 год
Пояснительная записка
Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет. В связи с этим по уходу за комнатными растениями, в разъяснениях об их влиянии на организм человека, их пользе или вреде. Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы или замедляющие их рост и размножение, как бы дезинфицируя окружающий нас воздух. Одним из путей воспитания у дошкольников любви к природе, своему краю, дому, является приобщение дошкольников к изучению природы Кружок юных цветоводов «Комнатное цветоводство» играет важную роль в экологическом воспитании дошкольников. Дошкольники изучают основные комнатные растения, их названия, экологические факторы их жизни и правильный уход за ними. Комнатные растения находят самое разностороннее применение. Среди них имеются представители различных экологических групп и различных семейств, поэтому они являются незаменимыми объектами в работе кружка. Работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, раскрывает эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение в жизни человека.
Растения, правильно подобранные и со вкусом размещенные в помещении создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать окружающий мир, способствует приобретению опыта по организации собственной деятельности.
Программа кружка юных цветоводов рассчитана на дошкольный возраст от 6-7 лет. Занятия по программе проводятся один раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия 20-25 минут. Количество участников –10 детей.
Срок реализации программы - 1 год.
Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению школы.
Цель программы: воспитывать у учащихся любовь к природе, наблюдать за жизнью природы, развивать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Формирование дополнительных знаний о комнатных растениях.
2. Формирование познавательного интереса, при сборе дополнительной информации о растениях.
3. Приобретение экспериментальных, практических умений и навыков в работе с комнатными растениями.
4. Воспитание бережного отношения к природе.
5. Развитие эстетического вкуса, умения ценить красоту в себе и окружающем мире.
6. Развитие познавательного интереса у дошкольников.
7. Развитие умения работать с дополнительными источниками информации
Дошкольники должны знать:
- основные факторы среды обитания растений;
- виды комнатных растений;
- приемы размножения и выращивания комнатных растений;
- вредителей комнатных растений.
Должны уметь:
- провести посадку растения;
- ухаживать за комнатными растениями;
Список детей:
Перспективное планирование кружка «Цветоводство»
№ | Тема занятий | Цели и задачи занятий | Формы и методы | Количество занятий |
1 | Общие сведения о комнатных растениях | Рассказать детям о том, что большинство комнатных растений-выходцы из тропических стран, жарких пустынь. Познакомить с правилами содержания, прививать любовь к живой природе. | Беседа. Рассматривание иллюстраций комнатных растений. | 1 |
2 | Уход за комнатными растениями:
| Привитие детям навыков по выращиванию и уходу за растениями, развитие наблюдательности, способствовать эстетическому воспитанию детей, поддерживать интерес к уходу за растениями, расширять кругозор ребенка. | Беседа. Практическая работа. | 1 |
3 | Осмотр уголка природы. | Закрепить умения детей различать объекты уголка природы, уточнить знания о способах ухода за ними (частота поливки растений, место по отношению к свету) | Беседа. Практическая работа. | 1 |
4 | Беседа о труде дежурных в уголке природы. | Отметить изменения в состоянии комнатных растений (прекратился рост, цветение, познакомить с новыми способами ухода, вызвать чувство ответственности за состоянием растений. | Беседа. Практическая работа. | 1 |
5 | Перевалка и пересадка комнатных растений | Прививать детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, развивать наблюдательность, эстетический вкус, прививать трудовые навыки. | Практическая работа. | 4 |
6 | Рассматривание комнатное растение (герань душистая) | Закрепить знания о том, что в уголке природы находятся разные комнатные растения, за которыми по-разному надо ухаживать, закрепить представления об особенностях внешнего строения герани. | Практическая работа. | 1 |
7 | Аппликация из засушенных цветов. | Учить детей составлять различные композиции из засушенных цветов, воспитывать эстетический вкус. | Практическая работа. | 1 |
8 | Борьба с вредителями растений. | Развивать наблюдательность, учить выявлять болезненное растение и своевременно применять меры по борьбе с вредителями. | Беседа. | 1 |
9 | Размножение комнатных растений
| Познакомить со способами размножения комнатных растений, вызывать желание вырастить красивое растение в подарок. | Практическая работа. | 4 |
10 | Рассматривание комнатных растений (колеус и алоэ) | Научить различать и узнавать алоэ, познакомить с особенностями ухода, закрепить особенности внешнего вида и ухода за колеусом и алоэ, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к ним. | 1 | |
11 | Рассматривание кактусов | Уточнить известные детям способы ухода за комнатными растениями, познакомить с новыми способами уборки пыли, воспитывать интерес детей по уходу за цветами. | Беседа. Практическая работа. | 1 |
12 | Посев и посадка семян для выращивания рассады (настурция, георгины) | Закреплять представление о том, что растения выращивают из семян, упражнять детей в навыках посева и посадки. Дать знания о том, что растения, которым надо больше времени для роста, высаживают рассадой. | Практическая работа. | 4 |
13 | Посев цветочных семян для рассады (львиный зев, анютины глазки) | Закреплять представления детей о том, что семена сажают в землю, поливают, их них вырастают растения, знакомить с приемами посадки, вызывать интерес. | Практическая работа | 4 |
14 | Экскурсия в парк Рассматривание первоцветов | Учить различать растения по величине, листьям, цветку. Уточнить представления о том, что там, где расцвели первоцветы, создались условия, необходимые для роста растений. Воспитывать бережное отношение к природе. | 2 | |
15 | Работа на участке по высадке рассады цветов. | Формировать навыки посадки рассады, вызвать интерес к выращиванию растений. | Практическая работа | 6 |
16 | Рассматривание клумбы с цветами. | Учить видеть характерные особенности цветов (цвет, запах, форму листьев), воспитывать бережное отношение к природе. | 1 |
Литература
Ганичкина О. Любимые домашние цветы. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 112с.
Д-р Д.Г.Хессайон Все о комнатных растениях. – М.: «Кладезь-Букс», 2003. – 256с.
Дятченко Т.И. Растения на балконе и террасе. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 184с.
Комнатные растения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 672с.
Родина В.А. Цветоводство в школе. – М.: Учпедгиз, 1955. – 144с. (http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/index.shtml)
Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений/ Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2007. – 319с.
Степура А.В., Степура М.Ю. Комнатные растения. Практическая энциклопедия. – М.: Мир книги, 2004. – 368с.
Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 416с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 «Ёлочка»
Принят на заседании Утверждаю педагогического совета Заведующий МБДОУ протокол № ____ детский сад № 47 «Ёлочка» от «___»____________20 __ г. __________В.Л. Орлова
«Юные патриоты»
Рабочая программа образовательной студии по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшей и подготовительной групп на 2023-2024 учебный год
Составили:
Воспитатель Исаенко В.К.
Воспитатель Мясникова А.М.
Воспитатель Петрова А.В.
Г. Улан – Удэ
2023 г.
Расписание работы
Образовательная студия работает в течение учебного года (сентябрь- май включительно), один раз в неделю. План образовательной студии рассчитан на год. Количество детей, посещающих образовательную студию «Юные патриоты» - 30 человек. Возраст детей: от 5 до 7 лет.
Пояснительная записка
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьёй приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают своё развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста, прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. – Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Программа образовательной студии – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Занятия образовательной студии направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Цель кружковой работы:
Создание системы работы по формированию нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко- национальных и природных особенностей родного края.
Задачи:
* Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест).
* Формирование чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;
* Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
* Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
* Расширение представлений детей о России, ее столице.
* Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
* Побуждать детей к выполнению общественно- значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
* Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
* Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
*Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
* Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, домом.
* Расширятся знания и представления о труде разных профессий; дети имеют посильные трудовые обязанности дома и в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
* Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
* Сформируется интерес к народным традициям и промыслам;
* Расширятся представления о России, о месте проживания. Дети знают символику России и Бурятии, достопримечательности, испытывают чувство гордости за свой город.
* Дети знают кто такие семейские и казаки, знакомы с их бытом.
* Дети знают традиции, старинные забавы, игры, песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки и др.
* Сформируются чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;
* Дети будут проявлять чувство уважения и заботу к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;
* Дети полюбят природу родного края, научатся любоваться природой и будут бережно относиться к ней.
Учебный план на 2023-2024 учебный год.
I БЛОК: «Человек и общество»
Сентябрь
1. Определение первичного уровня знаний детей. Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.
2. Беседа с детьми на тему «Моя семья» (создание родословного древа)
Цель: формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей, о заботе и поддержке.
3. Беседы на тему «Страна вежливости»
Цель: воспитывать культуру общения, правила хорошего тона, таких как вежливость и приветливость. Просмотр презентаций, мультфильмов.
4. «Что такое дружба?» Беседы, разбор ситуаций. Продуктивная деятельность.
Цель: воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них
II БЛОК: «Моя страна – Россия»
Октябрь
1. Беседа о России. Просмотр презентации «Москва - столица России»
Цель: развивать чувства патриотизма, формировать представления о Родине, о главном городе нашей страны, в которой мы живём. Рассматривание альбома «Достопримечательности Москвы» Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы, историей возникновения города. Государственные символы. Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, флаге, гимне. Нетрадиционное изготовление «Флаг России».
Цель: сформировать уважительное отношение к государственным символам, помочь запомнить флаг России.
2. Рассматривание презентации «Народы России»
Цель: познакомить детей с народами, проживающими в нашей стране, их культурой и народными особенностями.
- Народы, проживающие в Бурятии. Цель: познакомить детей с народами, проживающими в нашей республике, их культурой. Познакомить с понятием «малая Родина», символикой Бурятии, города Улан- Удэ. Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах Бурятии – гербе, флаге, гимне.
- «Моя улица». Беседа. Цель: формировать интерес к малой Родине, улицам, жилым домам. Воображаемая прогулка по поселку Забайкальский, по достопримечательностям г. Улан – Удэ. Цель: закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку, городу.
III БЛОК: «Народная культура и традиции»
Ноябрь
1. Беседа на тему «Как жили люди в старину»
Цель: познакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе. Прививать чувство любви к родной деревне. Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд.
- Дать представления о русской избе. Презентация «Русская изба». Знакомство с бытом, кухонной утварью и др. Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне. Экскурсия в мини- музей.
- Русская печь. (место русской печи в избе, поговорки, пословицы, частушки)
- Продуктивная деятельность: шаньги (соленое тесто).
Декабрь
- Знакомство с обрядовыми праздниками на Руси (Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала). Вековые традиции и обычаи.
- «Святки на Руси». Просмотр мультфильма, презентации. Разучивание колядок.
3.-4. Подготовка к развлечению «Зимние святки». Разучивание русских народных игр, народных песен, колядок. Театрализация.
Январь
- Проведение развлечения «Зимние святки».
- Русский фольклор. Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре.
3.- 4. «Мастера – золотые руки». Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, толерантное отношение к традициям русского народа. Знакомство с русскими народными промыслами. Экскурсии в мини- музеи ДОУ.
Февраль
1.-3. «Семейские в гостях у ребят». Тематические занятия и беседы по темам: «Одежда и украшения старообрядцев», «Кухня семейских», «Праздники старообрядцев». Презентации, видеофрагменты выступлений семейских Тарбагатайского района.
4. Развлечение
Март
1. Досуг «Госпожа честная Масленица…»
Цель: познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленицы. Просмотр презентации, мультфильма., разучивание масленичных игр.
2. «Народная игрушка: кукла – самоделка»
Цель: познакомить с народной куклой – самоделкой, способами изготовления этой куклы. Продуктивная деятельность: изготовление куклы – оберега.
3.-4. «Путешествие в прошлое одежды»
Цель: познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека. Рассматривание альбома «Эх лапти мои, лапти липовые…». Формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, материале, назначении).
Апрель
IV БЛОК «Великая Победа»
1-4. Беседа «Добро и зло. Мир и война»
Цель: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; раскрыть сущность полярных понятий «Добро и зло. Мир и война». Показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют. Формировать основы патриотизма.
Прослушивание музыки: «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева), «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева- Кумача). Тренинг эмоций. Просмотр мультфильма «Мальчиш- Кибальчиш». «Дети войны» Цель: воспитывать уважение к подвигам тех лет, к детям – героям, которые сражались во имя победы
Лепка барельефов «Звезда», «Самолёт», «Танк» (Цель: продолжать развивать навыки лепки барельефа – изображение пластилина на плоский поверхности).
Май
1. Беседа «Праздник – День Победы»
Цель: дать детям представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ.
2. Возложение цветов к памятнику (совместно с родителями)
Цель: воспитывать чувство благодарности ветеранам и защитникам нашей Родины за Победу!
3. Великая Отечественная война в изобразительном искусстве и фотографии. Цель: подвести детей к восприятию Великой Отечественной войны, героев войны через картины и фотографии.
4. Конкурс чтецов «Мы чтим и помним…»
Цель: воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за свой народ, победивший врага.
План взаимодействия с родителями
№ | мероприятия | срок |
1 | Групповые родительские собрания. Анкетирование и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей. | сентябрь |
2 | Оформление семейного древа, герба семьи. | сентябрь |
3 | Консультация для родителей «Воспитание маленького патриота» | октябрь |
4 | Изготовление макета «Моя улица» | октябрь |
5 | Оформление памяток для родителей на тему патриотического воспитания | ноябрь |
6 | Изготовление атрибутов, масок, костюмов к «Зимним святкам» | декабрь |
7 | Природоохранная акция «Покормите птиц зимой» | Декабрь, январь, февраль |
8 | Пополнение мини- музея «Народные промыслы» | февраль |
9 | Посещение музея в городе. | март |
10 | Акция «Посади растение» | Апрель-май |
11 | Рисунки «Дети - ветеранам». | май |
12 | Родительская помощь в оформлении и пополнении патриотических центров в детском саду. | В течение года |
Список использованной литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2005.
3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М.: Мозаика Синтез, 2005.
4. Города России. – М.: «Ридерз Дайджест», 2006.
5. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
6. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 5-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.
7. Липская, Н. М. Познаю мир: родная страна (в двух частях) / Н. М, Липская. – М.: Эксмо, 2016.
8. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М.: 2009.
9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М.: Мозаика Синтез, 2004
10. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
11. Подрезова, Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание». – М.: «Айрис Пресс», 2008.
12. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».
13. Журнал «Дошкольное воспитание»
14. Интернет-ресурсы.