Дополнительная образовательная деятельность (из опыта)
Отражена рограмма дополнительной образовательной деятельности из опыта работы прежних лет и план работы на новый учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план ДОД для младшей группы. Использован материал из образовательного портала МААМ | 81 КБ |
ДОД в старшей группе "Курай" | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ляйсан» с. Аитово муниципального района
Бижбулякский район Республики Башкортостан
Дополнительная образовательная программа во 2 младшей группе «Знакомство с историей, культурой, бытом Республики Башкортостан».
Разработала: Нафикова Л.Р.
2021г.
Перспективный план дополнительной образовательной программы по ознакомлению детей с историей, культурой, бытом башкирского народа (2 младшая группа)
Октябрь. «Имя- семья».
№ п/п | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 | Беседа: «Давайте познакомимся». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать! » стр. 5 | Беседа: «Моя семья». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать». стр. 5 | Рассматривание альбома «Моя родная деревня». | Чтение стихов и загадок об осени |
2 | Чтение стихотворения Р. Ураксиной «Стихи об именах». (Ф. Губайдуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортос- тана» стр. 9) | Рассматривание альбома «Семья» с фотографиями членов семьи | Стихотворение С. Юлаева «Родная страна». Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан» стр. 57 | Рассматривание альбомов: «Овощи», «Фрукты». |
3 | Рассматривание фотографий детей группы. | Стихотворение Х. Габитова «Наша семья». Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан» стр. 7 Д/и «Кто я? » Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать». стр. 7 | Д/и «Собери картинку». (Времена года) | Д/и «Я начну, а вы закончите». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 19 |
4 | Д/и «Обратись по имени». (Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать». стр. 6) | Аппликация: «Дом для нашей семьи» (коллективная | Рисование: «Осень». | Аппликация: «Овощи – фрукты в банке». |
НОЯБРЬ
«В гости в деревню
№ п/п | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 | Чтение стихотворения Х. Габитова «Наша семья». Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан» стр.7 | Беседа о пользе домашних животных. | Стихотворение К. Киньябулатовой «Зухра и цыплята». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать». стр. 20 | Развлечение: «В гостях у бабушки». (Закрепление всех пройденных тем) |
2 | Развлечение: «В гости к бабушке». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать». стр. 23 | Рассматривание альбома «Домашние животные». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 16 | Рассматривание альбома «Домашние птицы» | |
3 | Лепка: «Угощение для бабушки. | Д/и «У кого кто?» | Д/и «Кто как кричит? » | |
4 | Рисование: «Травка для животных» | Аппликация: «Пушистые цыплята». (Соленое тесто) |
ДЕКАБРЬ «Посуда»
№ п/п | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 | Чтение стихотворения Г. Гумера «Буду как мама». Ф. Губай- Дуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортос- тана» стр. 45 | Рассматривание иллюстраций с посудой. Беседа: «Путешествие в прошлое посуды». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 25 | Д/и «Накроем стол к обеду». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 17 | Чтение стихотворения Ф. Мажитова «Мама принесла малышку». Ф. Губайдуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана» стр. 34 |
2 | Д/и «Накроем на стол к обеду». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 17 | Д/и «Назови и поставь». | Д/и «Опиши посуду». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 26 | Рассматривание картины с младенцем |
3 | Аппликация: «Украсим чашку башкирским орнаментом». | Д/и «Угостим куклу» Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 14 | Д/и «Я начну, а вы продолжите». (Чай мы пьем-…. ; сахар кладем-) | Драматизация потешки «Расти сынок, расти сынок». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 12 |
4 | Лепка: «Пиала». | Рисование: «Украсим поднос». | Аппликация: «Погремушка для младенца». |
ЯНВАРЬ. «Одежда»
№ п/п | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 | Чтение стихотворения Ф. Мажитовой «Сшила фартук». Ф. Губайдул- лина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкотостана» стр. 60 | Стихотворение Г. Юнусовой «Чемпион по одеванию». | Описание куклы в национальном костюме. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 33 |
2 | Рассматривание иллюстраций «Одежда девочки». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 11; 32 | Рассматривание одежды мальчика. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 11; 32 | Д/и «Оденем куклу». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 7; 50 |
3 | Д/и «Составь башкирскую одежду для девочки». | Д/ и «Составь башкирскую одежду». | Рассматривание предметов башкирской национальной одежды. |
4 | Рисование: «Украсим платье». | Аппликация «Украсим тюбетейку». | Рисование: Украсим камзол». |
ФЕВРАЛЬ. «Предметы быта».
№ п/п | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 | Рассматривание картины «Жилище башкир». | Беседа о предметах быта башкир. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 51 | Чтение колыбельных песен, потешек. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою познать» стр. 28 | Чтение стихотворения Ф. Мажитова «Бабушка моя». Ф. Губайдуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана» стр. 39 |
2 | Рассказывание о жилище башкир; чтение загадок. Р. Л. Агишева «Я Познаю Башкортостан» стр. 60 | Рассматривание иллюстраций «Сундук». | Рассматривание иллюстраций с изображением люльки. | Рассматривание полотенца, коврика. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 31 |
3 | Д/и «Собери юрту» (разрезные картинки) | Д/и «Для чего нужен предмет? ». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 51 | Д/и «Уложим куклу спать». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 8 | Д/и «Составь узор на башкирском коврике». |
4 | Аппликация «Укрась юрту орнаментом». | Рисование: «Сундук». | Аппликация: «Украсим люльку». | Рисование: «Укрась ковер». |
МАРТ. «Блюда национальной кухни».
№ п/п | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 | Беседа: «Что получают из молока» Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 27 | Чтение стихотворения Р. Ураксиной «Баурсак». ». Ф. Губайдуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана» стр. 137 | Беседа «Какие блюда готовят из молока? » Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 27 | Беседа: «Пища древних башкир» Р. Л. Агишева «Я познаю Башкор- тостан» стр. 69 |
2 | Чтение стихотворения К. Киньябулатовой «Пестрая корова». | Беседа: «Пища древних башкир» Р. Л. Агишева «Я познаю Башкор- тостан» стр. 69 Рассматривание альбома «Блюда» | Рассматривание альбома «Национальные блюда из молока». | Чтение стихотворения Р. Ураксиной «Элеуш» Ф. Губайдуллина «По собие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана» стр. 139 |
3 | Рассматривание альбома «Национальные блюда». Д/и «Что готовят из молока». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 31 | Д/и «Определи на вкус». | Д/и «Узнай и назови». (по картинкам) | Рассматривание альбома» Башкирские национальные блюда из мяса». Д/и «Я начну, а ты продолжи». |
4 | Лепка из соленого теста: «Пирожки». | Лепка: Чак-чак». | Рисование: «Разлей молоко по банкам». | Лепка из соленого теста «Учпочмак». |
АПРЕЛЬ. «Праздники»
№ п/п | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 | Рассматривание музыкального инструмента «Курай». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 39 Рассказ о курае. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр58 | Рассказывание о народных праздниках башкир. Чтение стихотворений А. Игебаева., М. Гали «Курай». Р. Х. «Я Родину свою хочу познать» стр. 101 | Чтение башкирских народных потешек, загадок, сказки: «Медведь и Пчелы». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 64 | Экскурсия в башкирский уголок. Рассматривание предметов. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 51 |
2 | Рассматривание картины «Музыкальные инструменты». | Рассматривание иллюстраций, фото с национальных праздников. | Рассматривание иллюстраций к сказкам | Обобщающая беседа. (Посуда, одежда, предметы быта и т. д) |
3 | Д/ и «Угадай на чем играю». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 58 | Д/ и «Угадай, что звучит? ». | Аппликация: «Медведь и пчелы». | Д/ и «Закончи предложение». |
4 | Аппликация: «Курай». | Рисование: «Укрась одежду к празднику». | Рисование: «Праздничный наряд». (Платье и камзол) |
МАЙ
Развлечение: «Едем в гости к бабушке».
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Курай»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетической направленности «Курай» в МБДОУ детский сад «Ляйсан» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы:
Нафикова Л.Р.
Должность: воспитатель
Село Аитово 2015год
Пояснительная записка.
«Человеку важно знать свои корни- отдельному человеку, семье, народу-
тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен,
дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать
назначение и смысл человеческой жизни.
Без прошлого невозможно не понять хорошо,
не оценить по достоинству настоящего.
Дерево нашей Родины – одно целое:
Земная кора и корни, глубоко уходящие в землю»
К. Кулиев
Любовь к близким, к своему дому, селу, стране – необходимы каждому человеку. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.
Бижбулякский район является местом наиболее древнего и компактного проживания башкир на территории Республики Башкортостан. В нашем селе Аитово башкиры и татары живут одной дружной семьей.
Годами проводимая политика «обрусения» привела к размыванию национальных особенностей малых народностей. В последнее время положение изменилось. Национальная культура и обряды стали возрождаться. Осознание неповторимости своей нации среди других народностей России может стать важнейшим элементом патриотического и художественно- эстетического воспитания и должно осуществляться с опорой на истоки своей национальной культуры.
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Поэтому изучение истории культуры, природы малой родины через художественно-эстетическую деятельность в образовательном учреждении является важным педагогическим средством, которое способствует формированию у детей нравственных понятий и качеств, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о родном крае, формирует чувство привязанности детей к Родине.
Для чего же следует изучать особенности своей национальной культуры? Что изучать? Как преподавать национальные традиции детям дошкольного возраста в детском саду? Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению своего села как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных национальных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность своей национальной идентичности; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать.
Образовательная программа МБДОУ детский сад «Ляйсан» села Аитово способствует своеобразному эмоционально-познавательному курсу, предполагающего теоретическое и практическое изучение быта, музыки, сказок и декоративно-прикладного искусства башкирского народа, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.
Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через дополнительную образовательную программу деятельность, которая проводится во второй половине дня, один раз в неделю.
Продолжительностью 25 - 30 минут.
Количество детей, посещающих кружок – 13.
Курс рассчитан на один год обучения (в количестве 32 занятий) и состоит из трех взаимосвязанных блоков:
• Мир вокруг нас.
• Мир народных фантазий.
• Мир вещей.
В каждом блоке занятия содержат разностороннюю информацию о материальной и духовной культуре башкирского народа.
На занятиях дети знакомятся с географией родного села, одеждой, жилищем, музыкальными инструментами, продуктами питания, музыкой, сказками, легендами, играми башкирского и татарского народа.
Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ компьютерных презентаций, дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок) .
Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка.
Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Курай» является проведение итогового праздника «Сабантуй» с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры башкирского народа, выставка народно-прикладного искусства, рисунки и т. д.
Цель программы:
Воспитание интереса к жизни родного края и башкирского народа, любви и уважения к его культуре и традициям через художественно-эстетическую деятельность.
Задачи программы:
1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с учетом принципа региональности.
2. Сформировать основные понятия о быте, культуре башкирского народа.
3. Воспитывать чувство патриотизма, эстетических и нравственных черт личности.
4. Развивать художественно-эстетические навыки.
Новизна и актуальность: данная образовательная программа является интегрированной, так как ее цели и задачи реализуются средствами декоративно- прикладного искусства, занятиями по развитию речи, театральными занятиями и подвижными играми. Это позволяет создать более разностороннюю национальную картину мира у детей.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод – используется во время:
Наблюдений.
• Рассматривания компьютерной презентации, демонстрация музыкальных инструментов.
• Проведение экскурсий.
• Проведение дидактических игр.
Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:
• Чтение башкирской легенды.
• Бесед с элементами диалога.
• Рассказ воспитателя.
• Использование художественного слова.
• Рассматривания наглядного материала.
Практический метод – используется, когда необходимо:
• Организовать продуктивную деятельность.
• Провести игры
• Оформить выставку для заключительного праздника
• Рисование
• Лепка
• Аппликация
• Организовать постановку сказки.
• Провести экскурсии.
• Оформить выставку для заключительного праздника
Принципы разработки программы:
Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.
Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи».
Региональность – учет природных особенностей Республики Башкортостан и культурных, исторических традиций, проживающих на его территории народов.
Научности – программа базируется на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению.
Адресованности – программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с «азбукой» краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного края, достопримечательностей села, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т. д.
Ожидаемые результаты.
1. Приобщение детей к национальной башкирской культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего свой народ, культуру и традиции.
2. Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
3. Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни.
4. Будут иметь представления об обычаях, традициях, особенностях жизни башкирского народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа
5. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
6. Расширение и обогащение художественного опыта.
7. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Учебно-тематический план
Месяц | Виды деятельности, мероприятия |
Сентябрь | 1 Интерактивная беседа «Наш край» |
2.Экскурсия «Наша река Дема» | |
3 Рисование «Течет речка» | |
4 Игра «Медный пень» | |
Октябрь | 1 Интерактивная беседа «Башкирские писатели нашего края» |
2 Башкирская народная игра «Палка- кидалка» 3 Экскурсия в школьную библиотеку | |
4 Рисование «Дворик моей мечты» | |
Ноябрь | 1 Прослушание музыки «Башкирских мелодий» |
2 Изучение движений национальных танцев «Башкирские пляски» | |
3 Рассматривание музыкальных инструментов Курай, гармонь | |
4 Лепка из глины Музыкальный инструмент | |
Декабрь | 1 Интерактивная беседа «Национальный башкирский костюм» |
2 Башкирская народная игра «Липкие пеньки» | |
3 Аппликация «Роспись башкирского сапожка» | |
4 Рисование «Платье для Айгуль» | |
Январь | 1 Экскурсия в музей |
2 Башкирская народная игра «Тирмэ» | |
3 Рисование Роспись башкирским орнаментом жилья | |
Февраль | 1 Беседа Рассматривание слайдов «Башкирские национальные блюда» |
2 Дидактическая игра «Назови башкирское блюда» | |
3 Лепка «Чак- чак» | |
4. Экскурсия в мечеть | |
Март | 1 Чтение Башкирские легенды |
2 Рисование «Нагрудная повязка» | |
3 Весенний обряд «Науруз» | |
4. Экскурсия в музей СДК | |
Апрель | 1 Инсценировка сказки «Камыр – батыр» |
2 Аппликация «Башкирский ковер» | |
3 Праздник «Кукушкин чай» | |
Май | 1.Экскурсия к обелиску павшим воинам- односельчанинам |
2 Посиделки «Аулак» | |
3 Лепка «Кадушка для кумыса» | |
3 Праздник со совместно с родителями «Сабантуй» |
Список литературы:
1. Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
2. Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной - Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
3. Башкирские подвижные игры. И. Г. Галяутдинов. Уфа. 2002.
4. Давлетшина З. М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011.
5. История и культура Башкортостана. - Уфа, 2001.
6. Каримов К. К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006.
7. Сайт http://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskie_kovry_koshmy/0-38. Статья Башкирские ковры. Кошмы. Башкирский орнамент.