Дополнительная образовательная деятельность (из опыта)

Нафикова Лилия Ринатовна

Отражена рограмма дополнительной образовательной деятельности из опыта  работы прежних лет и план работы на новый учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ляйсан» с. Аитово муниципального района

Бижбулякский район Республики Башкортостан

Дополнительная образовательная программа во 2 младшей группе «Знакомство с историей, культурой, бытом Республики Башкортостан».

Разработала: Нафикова Л.Р.

2021г.

Перспективный план дополнительной образовательной программы по ознакомлению детей с историей, культурой, бытом башкирского народа (2 младшая группа)

Октябрь. «Имя- семья».

№ п/п

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Беседа: «Давайте познакомимся». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать! » стр. 5

 Беседа: «Моя семья». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу

познать». стр. 5

Рассматривание альбома «Моя родная деревня».

Чтение стихов и загадок об осени

2

Чтение стихотворения Р. Ураксиной «Стихи об именах». (Ф. Губайдуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортос-

тана» стр. 9)

Рассматривание альбома «Семья» с фотографиями членов семьи

Стихотворение С. Юлаева «Родная страна». Р. Л. Агишева «Я познаю

Башкортостан» стр. 57

Рассматривание альбомов: «Овощи», «Фрукты».

3

Рассматривание фотографий детей группы.

Стихотворение Х. Габитова «Наша семья». Р. Л. Агишева «Я познаю

Башкортостан» стр. 7

Д/и «Кто я? » Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу

познать». стр. 7

Д/и «Собери картинку». (Времена года)

Д/и «Я начну, а вы закончите». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр. 19

4

Д/и «Обратись по имени». (Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу

познать». стр. 6)

Аппликация: «Дом для нашей семьи» (коллективная

Рисование: «Осень».

Аппликация: «Овощи – фрукты в банке».

НОЯБРЬ

«В гости в деревню

№ п/п

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Чтение стихотворения Х. Габитова «Наша семья». Р. Л. Агишева «Я

познаю Башкортостан» стр.7

 Беседа о пользе домашних животных.

Стихотворение К. Киньябулатовой «Зухра и цыплята». Р. Х Гасанова

«Я Родину свою хочу познать». стр. 20

Развлечение: «В гостях у бабушки».

(Закрепление всех пройденных

тем)

2

Развлечение: «В гости к бабушке». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу

познать». стр. 23

Рассматривание альбома «Домашние животные». Р. Х Гасанова «Я

Родину свою хочу познать» стр. 16

Рассматривание альбома «Домашние птицы»

3

Лепка: «Угощение для бабушки.

Д/и «У кого кто?»

Д/и «Кто как кричит? »

4

Рисование: «Травка для животных»

Аппликация: «Пушистые цыплята». (Соленое тесто)

ДЕКАБРЬ  «Посуда»

№ п/п

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Чтение стихотворения Г. Гумера «Буду как мама». Ф. Губай-

Дуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортос-

тана» стр. 45

Рассматривание иллюстраций с посудой. Беседа: «Путешествие в

прошлое посуды». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать»

стр. 25

Д/и «Накроем стол к обеду». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр. 17

Чтение стихотворения Ф. Мажитова «Мама принесла малышку».

Ф. Губайдуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре

Башкортостана» стр. 34

2

Д/и «Накроем на стол к обеду». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр. 17

Д/и «Назови и поставь».

Д/и «Опиши посуду». Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр. 26

Рассматривание картины с младенцем

3

Аппликация: «Украсим чашку башкирским орнаментом».

Д/и «Угостим куклу» Р. Х Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 14

Д/и «Я начну, а вы продолжите». (Чай мы пьем-…. ; сахар кладем-)

Драматизация потешки «Расти сынок, расти сынок». Р. Х Гасанова

«Я Родину свою хочу познать» стр. 12

4

Лепка: «Пиала».

Рисование: «Украсим поднос».

Аппликация: «Погремушка для младенца».

ЯНВАРЬ. «Одежда»

№ п/п

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Чтение стихотворения Ф. Мажитовой «Сшила фартук». Ф. Губайдул-

лина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкотостана» стр. 60

Стихотворение Г. Юнусовой «Чемпион по одеванию».

Описание куклы в национальном костюме. Р. Х. Гасанова «Я Родину

свою хочу познать» стр. 33

2

Рассматривание иллюстраций «Одежда девочки». Р. Х. Гасанова «Я

Родину свою хочу познать» стр. 11; 32

Рассматривание одежды мальчика. Р. Х. Гасанова «Я

Родину свою хочу познать» стр. 11; 32

Д/и «Оденем куклу». Р. Х. Гасанова «Я

Родину свою хочу познать» стр. 7; 50

3

Д/и «Составь башкирскую одежду для девочки».

Д/ и «Составь башкирскую одежду».

Рассматривание предметов башкирской национальной одежды.

4

Рисование: «Украсим платье».

Аппликация «Украсим тюбетейку».

Рисование: Украсим камзол».

ФЕВРАЛЬ. «Предметы быта».

№ п/п

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Рассматривание картины «Жилище башкир».

Беседа о предметах быта башкир. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр. 51

Чтение колыбельных песен, потешек. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою

познать» стр. 28

Чтение стихотворения Ф. Мажитова «Бабушка моя». Ф. Губайдуллина

«Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана» стр. 39

2

Рассказывание о жилище башкир; чтение загадок. Р. Л. Агишева «Я

Познаю Башкортостан» стр. 60

Рассматривание иллюстраций «Сундук».

Рассматривание иллюстраций с изображением люльки.

Рассматривание полотенца, коврика. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою

хочу познать» стр. 31

3

Д/и «Собери юрту» (разрезные картинки)

Д/и «Для чего нужен предмет? ». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр. 51

Д/и «Уложим куклу спать». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр. 8

Д/и «Составь узор на башкирском коврике».

4

Аппликация «Укрась юрту орнаментом».

Рисование: «Сундук».

Аппликация: «Украсим люльку».

Рисование: «Укрась ковер».

МАРТ. «Блюда национальной кухни».

№ п/п

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Беседа: «Что получают из молока» Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр. 27

Чтение стихотворения Р. Ураксиной «Баурсак». ». Ф. Губайдуллина

«Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана» стр.

137

Беседа «Какие блюда готовят из молока? » Р. Х. Гасанова «Я Родину

свою хочу познать» стр. 27

Беседа: «Пища древних башкир» Р. Л. Агишева «Я познаю Башкор-

тостан» стр. 69

2

Чтение стихотворения К. Киньябулатовой «Пестрая корова».

Беседа: «Пища древних башкир» Р. Л. Агишева «Я познаю Башкор-

тостан» стр. 69

Рассматривание альбома «Блюда»

Рассматривание альбома «Национальные блюда из молока».

Чтение стихотворения Р. Ураксиной «Элеуш» Ф. Губайдуллина «По

собие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана» стр. 139

3

Рассматривание альбома «Национальные блюда».

Д/и «Что готовят из молока». Р. Х. Гасанова «Я

Родину свою хочу познать» стр. 31

Д/и «Определи на вкус».

Д/и «Узнай и назови». (по картинкам)

Рассматривание альбома» Башкирские национальные блюда из мяса».

Д/и «Я начну, а ты продолжи».

4

Лепка из соленого теста: «Пирожки».

Лепка: Чак-чак».

Рисование: «Разлей молоко по банкам».

Лепка из соленого теста «Учпочмак».

АПРЕЛЬ. «Праздники»

№ п/п

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Рассматривание музыкального инструмента «Курай». Р. Х. Гасанова

«Я Родину свою хочу познать» стр. 39

Рассказ о курае. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр58

Рассказывание о народных праздниках башкир.

Чтение стихотворений А. Игебаева., М. Гали «Курай». Р. Х.

«Я Родину свою хочу познать» стр. 101

Чтение башкирских народных потешек, загадок, сказки: «Медведь и

Пчелы». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр. 64

Экскурсия в башкирский уголок. Рассматривание предметов. Р. Х.

Гасанова «Я Родину свою хочу познать» стр. 51

2

Рассматривание картины «Музыкальные инструменты».

Рассматривание иллюстраций, фото с национальных праздников.

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Обобщающая беседа. (Посуда, одежда, предметы быта и т. д)

3

Д/ и «Угадай на чем играю». Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу

познать» стр. 58

Д/ и «Угадай, что звучит? ».

Аппликация: «Медведь и пчелы».

Д/ и «Закончи предложение».

4

Аппликация: «Курай».

Рисование: «Укрась одежду к празднику».

Рисование: «Праздничный наряд». (Платье и камзол)

МАЙ

Развлечение: «Едем в гости к бабушке».



Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Курай»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности «Курай» в МБДОУ детский сад «Ляйсан» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы:

Нафикова Л.Р.

Должность: воспитатель

Село Аитово 2015год

Пояснительная записка.

«Человеку важно знать свои корни- отдельному человеку, семье, народу-

тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен,

дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать

назначение и смысл человеческой жизни.

Без прошлого невозможно не понять хорошо,

не оценить по достоинству настоящего.

Дерево нашей Родины – одно целое:

Земная кора и корни, глубоко уходящие в землю»

К. Кулиев

Любовь к близким, к своему дому, селу, стране – необходимы каждому человеку. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.

Бижбулякский район является местом наиболее древнего и компактного проживания башкир на территории Республики Башкортостан. В нашем селе Аитово башкиры и татары живут одной дружной семьей.

Годами проводимая политика «обрусения» привела к размыванию национальных особенностей малых народностей. В последнее время положение изменилось. Национальная культура и обряды стали возрождаться. Осознание неповторимости своей нации среди других народностей России может стать важнейшим элементом патриотического и художественно- эстетического воспитания и должно осуществляться с опорой на истоки своей национальной культуры.

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Поэтому изучение истории культуры, природы малой родины через художественно-эстетическую деятельность в образовательном учреждении является важным педагогическим средством, которое способствует формированию у детей нравственных понятий и качеств, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о родном крае, формирует чувство привязанности детей к Родине.

Для чего же следует изучать особенности своей национальной культуры? Что изучать? Как преподавать национальные традиции детям дошкольного возраста в детском саду? Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению своего села как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных национальных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность своей национальной идентичности; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать.

Образовательная программа МБДОУ детский сад «Ляйсан» села Аитово способствует своеобразному эмоционально-познавательному курсу, предполагающего теоретическое и практическое изучение быта, музыки, сказок и декоративно-прикладного искусства башкирского народа, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через дополнительную образовательную программу деятельность, которая проводится во второй половине дня, один раз в неделю.

Продолжительностью 25 - 30 минут.

Количество детей, посещающих кружок – 13.

Курс рассчитан на один год обучения (в количестве 32 занятий) и состоит из трех взаимосвязанных блоков:

• Мир вокруг нас.

• Мир народных фантазий.

• Мир вещей.

В каждом блоке занятия содержат разностороннюю информацию о материальной и духовной культуре башкирского народа.

На занятиях дети знакомятся с географией родного села, одеждой, жилищем, музыкальными инструментами, продуктами питания, музыкой, сказками, легендами, играми башкирского и татарского  народа.

Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ компьютерных презентаций, дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок) .

Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка.

Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Курай» является проведение итогового праздника «Сабантуй» с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры башкирского  народа, выставка народно-прикладного искусства, рисунки и т. д.

Цель программы:

Воспитание интереса к жизни родного края и башкирского народа, любви и уважения к его культуре и традициям через художественно-эстетическую деятельность.

Задачи программы:

1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с учетом принципа региональности.

2. Сформировать основные понятия о быте, культуре башкирского народа.

3. Воспитывать чувство патриотизма, эстетических и нравственных черт личности.

4. Развивать художественно-эстетические навыки.

Новизна и актуальность: данная образовательная программа является интегрированной, так как ее цели и задачи реализуются средствами декоративно- прикладного искусства, занятиями по развитию речи, театральными занятиями и подвижными играми. Это позволяет создать более разностороннюю национальную картину мира у детей.

Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод – используется во время:

Наблюдений.

• Рассматривания компьютерной презентации, демонстрация музыкальных инструментов.

• Проведение экскурсий.

• Проведение дидактических игр.

Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:

• Чтение башкирской легенды.

• Бесед с элементами диалога.

• Рассказ воспитателя.

• Использование художественного слова.

• Рассматривания наглядного материала.

Практический метод – используется, когда необходимо:

• Организовать продуктивную деятельность.

• Провести игры

• Оформить выставку для заключительного праздника

• Рисование

• Лепка

• Аппликация

• Организовать постановку сказки.

• Провести экскурсии.

• Оформить выставку для заключительного праздника

Принципы разработки программы:

Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.

Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи».

Региональность – учет природных особенностей Республики Башкортостан  и культурных, исторических традиций, проживающих на его территории народов.

Научности – программа базируется на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению.

Адресованности – программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с «азбукой» краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного края, достопримечательностей села, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т. д.

Ожидаемые результаты.

1. Приобщение детей к национальной башкирской культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего свой народ, культуру и традиции.

2. Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

3. Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни.

4. Будут иметь представления об обычаях, традициях, особенностях жизни башкирского народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа

5. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

6. Расширение и обогащение художественного опыта.

7. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Учебно-тематический план

Месяц

Виды деятельности, мероприятия

Сентябрь

1 Интерактивная беседа «Наш край»

2.Экскурсия «Наша река Дема»

3 Рисование «Течет речка»

4 Игра «Медный пень»

Октябрь

1 Интерактивная беседа «Башкирские писатели нашего края»

2 Башкирская народная игра «Палка- кидалка»

3 Экскурсия в школьную библиотеку

4 Рисование «Дворик моей мечты»

Ноябрь

1 Прослушание музыки «Башкирских мелодий»

2 Изучение движений национальных танцев «Башкирские пляски»

3 Рассматривание музыкальных инструментов Курай, гармонь

4 Лепка из глины Музыкальный инструмент

Декабрь

1 Интерактивная беседа «Национальный башкирский костюм»

2 Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

3 Аппликация «Роспись башкирского сапожка»

4 Рисование «Платье для Айгуль»

Январь

1 Экскурсия в музей

2 Башкирская народная игра «Тирмэ»

3 Рисование Роспись башкирским орнаментом жилья

Февраль

1 Беседа

Рассматривание слайдов «Башкирские национальные блюда»

2 Дидактическая игра «Назови башкирское блюда»

3 Лепка «Чак- чак»

4. Экскурсия в мечеть

Март

1 Чтение Башкирские легенды

2 Рисование «Нагрудная повязка»

3 Весенний обряд «Науруз»

4. Экскурсия в музей СДК  

Апрель

1 Инсценировка сказки «Камыр – батыр»

2 Аппликация «Башкирский ковер»

3 Праздник «Кукушкин чай»

Май

1.Экскурсия к обелиску павшим воинам- односельчанинам

2 Посиделки «Аулак»

3 Лепка «Кадушка для кумыса»

3 Праздник со совместно с родителями «Сабантуй»

Список литературы:

1. Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

2. Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной - Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

3. Башкирские подвижные игры. И. Г. Галяутдинов. Уфа. 2002.

4. Давлетшина З. М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011.

5. История и культура Башкортостана. - Уфа, 2001.

6. Каримов К. К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006.

7. Сайт http://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskie_kovry_koshmy/0-38. Статья Башкирские ковры. Кошмы. Башкирский орнамент.