Шкатулка педагогических идей

Безрукова Юлия Борисовна

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний детей»

Ирина Круцких
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний детей»

Мастер-класс на тему : «Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний детей

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в систематизации знаний детей.

1 часть. Вводная.

-Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я продемонстрирую метод интеллект-карт, который можно использовать, как один из активных методов работы с детьми.

2 часть. Теоретическая.

С введением ФГОС в Дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как, любознательность, самостоятельность, активность, инициативность.

Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами, я начала использовать метод интеллект-карт, как один из активных методов обучения Который обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

Слайд 2

Метод интеллект-карт был предложен и разработан американским ученым Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.

Интеллект – карта (или карта ума) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Слайд 3

Вот как выглядят интеллект карты.

Слайд 4

Результативность применения метода интеллект-карт достигается : Наглядностью, привлекательностью, запоминаемостью, творчеством.

Слайд 5

Применять интеллект – карты можно применять по двум направлениям:

1 – направление

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-

карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2 - направление

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.

Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно

излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,

формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь

становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых

занятиях по развитию связной речи.

Существуют Правила создания интеллект-карт :

- При работе используются цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.

-Лист располагается горизонтально.

-Главная идея находится в центре страницы.

- Главные ветки обозначаются разным цветом.

- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Слайд 6

- Сейчас я продемонстрирую, как организуется совместная деятельность с детьми по составлению интеллект-карты в процессе разработки тематического модуля.

В начале модуля перед детьми ставится проблемная ситуация. Чтобы её решить необходим план действий, наглядный и рабочий материал. Когда я начала осваивать работу с интеллект - картой помогала детям: наводящими вопросами, подбором картинок. Затем ребята освоили правила и теперь самостоятельно подбираю материал и развивают свои мысли и идеи. В центе ставится проблемная ситуация, связанная с темой модуля. Подбираем соответствующею картинку. Затем каждый ребёнок высказывает своё мнение в решении проблемы. Решаем коллективно что подходит нам, подбираем материал. От центральной идеи расходятся стрелки – направления решения данной ситуации. Но каждое направление может иметь своё направление.

В ходе реализации тематического модуля Интеллект-карта находится на тематической стене, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать.

По завершению тематического модуля используем интеллект карту, как подведение итогов.

Слайд 7

Например : Интеллект - карта тема «Весна»От центральной картинки первая стрелка показываетпризнаки неживой природы: светит ярко солнце, тает снег и т. д. Следующая стрелка рассказывает о растительном мире. Затем мы рассматриваем животный мир. И большим отдельным ответвлением является труд человека весной. Как уже было сказано каждый блок имеет своё продолжение и разбивает блок на более мелкие подтемы.

Я считаю, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.

3 часть. Практическая работа по составлению интеллект - карт участниками мастер-класса

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю разделится на две группы, попробовать создать интеллект-карты на темы «ТРАНСПОРТ»«ЛЕТО».

Практическая работа. Каждая группа представляют работы.

Не забывайте о правилах создания карты. На слайде образец выполнения интеллект-карты.

Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами попробовали, как можно использовать интеллект-карту в систематизации знаний детей. И мы видим, что она помогает наглядно запомнить всю информацию.

В дальнейшем я планирую использовать интеллект-карты в своей работе с детьми.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 Применение метода интеллект – карт в систематизации знаний детей

Слайд 2

Метод интеллект -карт был предложен и разработан американским ученым Тони Бьюзеном . Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании . Интеллект – карта (или карта ума) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Слайд 4

Результативность применения метода интеллект-карт достигается: - наглядностью - привлекательностью - запоминаемостью - творчеством

Слайд 5

Применение интеллект- карт: з акрепление и обобщение материала; развитие связной речи

Слайд 8

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр: