Шкатулка педагогических идей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний детей»
Ирина Круцких
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний детей»
Мастер-класс на тему : «Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний детей.»
Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в систематизации знаний детей.
1 часть. Вводная.
-Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я продемонстрирую метод интеллект-карт, который можно использовать, как один из активных методов работы с детьми.
2 часть. Теоретическая.
С введением ФГОС в Дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как, любознательность, самостоятельность, активность, инициативность.
Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами, я начала использовать метод интеллект-карт, как один из активных методов обучения Который обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Слайд 2
Метод интеллект-карт был предложен и разработан американским ученым Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.
Интеллект – карта (или карта ума) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Слайд 3
Вот как выглядят интеллект карты.
Слайд 4
Результативность применения метода интеллект-карт достигается : Наглядностью, привлекательностью, запоминаемостью, творчеством.
Слайд 5
Применять интеллект – карты можно применять по двум направлениям:
1 – направление
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-
карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2 - направление
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно
излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,
формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь
становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых
занятиях по развитию связной речи.
Существуют Правила создания интеллект-карт :
- При работе используются цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
-Лист располагается горизонтально.
-Главная идея находится в центре страницы.
- Главные ветки обозначаются разным цветом.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Слайд 6
- Сейчас я продемонстрирую, как организуется совместная деятельность с детьми по составлению интеллект-карты в процессе разработки тематического модуля.
В начале модуля перед детьми ставится проблемная ситуация. Чтобы её решить необходим план действий, наглядный и рабочий материал. Когда я начала осваивать работу с интеллект - картой помогала детям: наводящими вопросами, подбором картинок. Затем ребята освоили правила и теперь самостоятельно подбираю материал и развивают свои мысли и идеи. В центе ставится проблемная ситуация, связанная с темой модуля. Подбираем соответствующею картинку. Затем каждый ребёнок высказывает своё мнение в решении проблемы. Решаем коллективно что подходит нам, подбираем материал. От центральной идеи расходятся стрелки – направления решения данной ситуации. Но каждое направление может иметь своё направление.
В ходе реализации тематического модуля Интеллект-карта находится на тематической стене, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать.
По завершению тематического модуля используем интеллект карту, как подведение итогов.
Слайд 7
Например : Интеллект - карта тема «Весна». От центральной картинки первая стрелка показывает: признаки неживой природы: светит ярко солнце, тает снег и т. д. Следующая стрелка рассказывает о растительном мире. Затем мы рассматриваем животный мир. И большим отдельным ответвлением является труд человека весной. Как уже было сказано каждый блок имеет своё продолжение и разбивает блок на более мелкие подтемы.
Я считаю, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.
3 часть. Практическая работа по составлению интеллект - карт участниками мастер-класса
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю разделится на две группы, попробовать создать интеллект-карты на темы «ТРАНСПОРТ», «ЛЕТО».
Практическая работа. Каждая группа представляют работы.
Не забывайте о правилах создания карты. На слайде образец выполнения интеллект-карты.
Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами попробовали, как можно использовать интеллект-карту в систематизации знаний детей. И мы видим, что она помогает наглядно запомнить всю информацию.
В дальнейшем я планирую использовать интеллект-карты в своей работе с детьми.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод интеллект -карт был предложен и разработан американским ученым Тони Бьюзеном . Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании . Интеллект – карта (или карта ума) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается: - наглядностью - привлекательностью - запоминаемостью - творчеством
Применение интеллект- карт: з акрепление и обобщение материала; развитие связной речи
Спасибо за внимание!